Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основные тенденции развития право в 40-е гг. ХХ века




Развитие права в послевоенный период отражало изменения, проводимые государством для перехода к мирному существованию.В декабре 1947 г. была проведена денежная реформа путем деноминации - замены прежних денег на новые При этом денежные вклады населения в сберкассах не пострадали, т. к. были пропорционально увеличены государством. В гражданском и хозяйственном праве снова возрастает роль договорных отношений. Договор признается единственно правильной формой взаимоотношений между хозяйственными органами.

Государство разрешает индивидуальное строительство, граждане приобретают право строить или приобретать на праве личной собственности один жилой дом общей площадью не более 60 кв.м.В семейном праве с 1948 г. вводится запрет на заключение браков с иностранцами.В трудовом праве ликвидируются чрезвычайные нормы, характерные для военного времени. Восстанавливаются отпуска, 8-часовой рабочий день, система коллективных договоров, отменяются сверхурочные работы и трудовые мобилизации.Перед трудовым правом стояла задача трудоустройства большого количества демобилизованных граждан, для этого законодательно устанавливалась обязанность руководителей предприятий в месячный срок предоставить демобилизованному работу по специальности. администрацией трудового законодательства.

В уголовном праве четко прослеживается тенденция на усиление уголовной репрессии. Усиление уголовного наказания связано с ростом преступности в условиях послевоенной разрухи и трудностями перехода к мирной жизни.

Усиливается ответственность по важнейшим государственным преступлениям: восстанавливается смертная казнь за измену Родине, шпионаж, диверсии. Жестче карается разглашение государственной тайны и утрата документов, ее содержащих.Повышается наказание за имущественные преступления, касающиеся не только общественной, но теперь уже и личной собственности.Издаются Указы «Об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона», «Об усилении уголовной ответственности за изнасилование», «Об усилении уголовной ответственности за нарушение правил безопасности ведения работ в угольных и сланцевых шахтах».

 

Деятельность высших органов гос. власти БССР во второй половине 50-х-первой половине 60-х гг. ХХв

Работа Верховного Совета БССР как высшего зако­нодательного органа страны была в этот период весьма напряженной, насыщенной и результативной. Это обус­ловливалось той конкретной социально-экономической и политической обстановкой в СССР и БССР и острой потребностью обновления и систематизации законодатель­ства. Верховный Совет БССР пятого созыва (1959-1962 гг.) принял 60 законов, среди которых Закон о судоустрой­стве БССР (1959 г.), Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (1960 г.) и др. Высшим исполнительным органом являлся Совет Министров БССР, состав которого формировался зано­во на каждой первой сессии Верховного Совета БССР нового созыва. Число членов Совета Министров посто­янно увеличивалось (с 35 до 50 человек) и только в свя­зи с принятым Законом от 23 мая 1957 г. о создании од­ного административно-экономического района на терри­тории БССР, в результате которого было упразднено девять министерств, состав Совета Министров уменьшил­ся. Однако с восстановлением отраслевого принципа уп­равления промышленностью в 1965 г. численный состав Совета Министров вновь стал возрастать. Председателями Совета Министров БССР, сменяя друг друга, были: Пономаренко П.К., Клещев А.Е., Мазуров К.Т., Авхимович Н.Е., Киселев Т.Я.

Число министерств, государственных комитетов, комиссии и управлений как структурных звеньев Совета Министров неизменно возрастало: Высшим судебным органом в БССР являлся Верхов­ный Суд, избираемый Верховным Советом БССР сроком на 5. В его состав входили постоянные члены и народные за­седатели. Так, на второй сессии Верховного Совета БССР третьего созыва в марте 1952 г. был избран Верховный Суд республики в составе 21 постоянного члена и 125 народных заседателей. Структурными звеньями Верховного Суда БССР были судебные коллегии (судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам и другие).

Компетенция Верховного Суда неоднократно изменялась, то расширялась, то вновь сужалась. В 1960 г. было ликви­дировано Министерство юстиции БССР и Верховный Суд должен был выполнять функции по управлению областны­ми и народными судами и государственными нотариальны­ми конторами, т.е. была значительно расширена его компетенция. Помимо рассмотренных высших государственных ор­ганов, в БССР действовали и другие высшие органы про­куратура БССР, Комитет народного контроля БССР и др.

 

ХХ-й съезд КПСС 1956г. и его последствия

Съезд собрался, чтобы рассказать об успехах индустриализации, чтобы рассказать, что построена база социализма.

Доклад Хрущева был прочитан в ночь с 24 на 25 февраля 1956 года на закрытом заседании. Стал поворотным пунктом в истории советского общества.

«Доклад о культе личности и его последствиях».

Основные идеи:1.В Докладе приводились многочисленные примеры беззаконий сталинского режима, которые были связаны в основном с деятельность конкретных личностей.2.Раскрыл механизм репрессий.3. Не ставил вопрос о существовании тоталитарной системы4. создал иллюзию, что достаточно осудить эти извращения, искоренить их, и можно дальше двигаться к коммунизму.Доклад не был опубликован, а лишь зачитывался на партийных и комсомольских собраниях с соответствующими комментариями работников парт аппарата.

По мнению Хрущева, критика культа личности должна иметь свои границы. Они были обозначены в Постановлении ЦК «О преодолении культа личности и его последствий» (лето 1956).Основные идеи: 1. «культ личности» Сталина не изменил пути социализма и не увел в сторону от пути к коммунизму 2. Все негативные явления преодолены благодаря руководству КПСС 3. Вина за репрессии возлагалась на Сталина, Берию, Ежова и др.

Значение:1.Доклад не ставил цель изменить политическую систему.2.Но положил начало широкой массовой реабилитации миллионов простых советских людей и целых народов 3.Положил начало политики «оттепели».

Преобразования.Объявленный после смерти Сталина курс на демократизацию общества, получил свое дальнейшее распространение после XX съезда КПСС.1.Расширение прав союзных республик в экономической и правовой сферах (восстановлена национальная государственность ингушского, калмыцкого, карачаевского, чеченского народов).2.Начало ликвидации отраслевых министерств; создание советов народного хозяйства. Постановление об улучшении деятельности Советов (расширение их прав в хозяйственной, жилищной, бытовой сферах).3.Реорганизация ВЦСПС










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...