Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Дискуссия – Абстракция тела




Одна из главных проблем одежды, которую, по идее, создают для живых людей – ее статичность, и наблюдать это можно не только в музеях на фэшн-выставках, где тело заменяют неподвижным манекеном (Debo 2003:9), но и в дизайнерских студиях. Broby-Johansen (1953:2) утверждает, что для того, чтобы знать об одежде абсолютно все, в первую очередь следует изучить то, что она скрывает – человеческое тело – а потом исследовать, насколько хорошо ей это удается.Такой принцип явно виден на примере древних драпировок, представляющих прямоугольный лоскут ткани: к примеру, если взять сари отдельно от тела, в него одетого, то оно стало бы просто куском материи. Следовательно, тело необходимо для понимания любого изделия, одежда, как и лекала, без него теряют свою сущность. Как замечает Йамамото: «В конце концов, одежда создается для того, чтобы ее носили. И она обретает смысл в тот момент, когда надевается на живого человека». (2010:68). Историк моды Дороти Бернхэм продолжает его мысль: «В развитии моды тело с его потребностью в движении является переменной константой» (1997:2). Такое заявление важно как с точки зрения истории моды, так и с точки зрения фэшн-дизайна и дальнейшего развития одежды в рамках конструирования.

По вполне утилитарным причинам дизайнеры, конструируя лекала или создавая муляжи, обычно не работают прямо на человеческом теле. В рамках различных методик конструирования и создания лекал, можно выделить разные теории «округления» параметров человеческого тела – они не придерживаются точных мерок, но все же достаточно близко передают их значения, чтобы можно было создать подходящие чертежи и лекала.

В древности тело человека было неотъемлемой частью процесса дизайна, поскольку одежду драпировали прямо на нем. И направления, по которым укладывалась ткань, можно взять за основу теоретического обоснования такого типа создания одежды (рис. 40). Похожим образом создавалась одежда прямоугольного кроя – точкой опоры для ткани служили плечи или талия – и для нее также не создавались лекала. И как мы уже демонстрировали ранее, у прямоугольных изделий также легко определить направляющие линии по отношению к телу ( рис. 41).

Для развернутых чертежей основой служит швейная матрица и базовые лекала, созданные по ее данным (рис. 42). Они являются определяющими для конструирования современных типов одежды – с плечевыми и боковыми швами и использованием принципов градации – и также без сомнения прочно связаны с современным пониманием формы. Швейная матрица служит основой и для муляжного метода (рис. 43), который объединяет в себе две методологии: работы извне к телу (рис. 44) и систему горизонтальных и вертикальных мерок.

Муляжный метод и развернутые чертежи, строящиеся на швейной матрице, придерживаются принципа работы «от ткани к телу», поскольку начинаются с прямоугольной матрицы или прямоугольного куска ткани, прикалываемого к манекену. Лишние ее объемы ликвидируется путем закладывания вытачек и швов, что позволяет ткани повторить форму тела. Древние драпировки, напротив же, следовали принципу «от тела к ткани», поскольку ткань укладывалась вокруг тела без использования какого-либо вырезания. То же касается и одежды прямоугольного кроя, где объем, вместо того, чтобы ликвидироваться, наоборот добавлялся при помощи различных вставок.

Некоторые современные исследователи пропагандируют мысль, что создание лекал само по себе является творческим процессом – демонстрируя примеры неординарного их использования в дизайне. Тем не менее, большинство академических исследований пытаются развивать область конструирования, до сих пор следуя принципу «от ткани к телу», - они либо рассматривают методики, основывающиеся на швейной матрице, либо ставят ее под сомнение, но в целом не идут дальше предложения усовершенствований  в рамках этого метода.

Математические системы, получившие развитие в 19 веке и пытавшиеся подвести под создание лекал научную базу, несомненно, оказали огромное влияние на все конструирование в целом. Так были разработаны методы, опирающиеся на систему горизонтальных и вертикальных мерок, а также создание чертежей, основанных на математических вычислениях. Эти методы отлично подходят для работы со статичным телом и позволяют достаточно просто описать процесс конструирования чертежей в литературе, дополняя описание набросками и иллюстрациями.

Как отмечал Алмонж (2010:16), понимание основ конструирования является ядром дизайна одежды – как с точки зрения творчества, так и коммерческой выгоды. Чтобы работать с лекалами, нужно обладать «твердыми знаниями о человеческом теле» (Hulme 1945:23) и умением представлять его в процессе работы с лекалами.

 

 

Рис. 42

Швейная матрица и базовые лекала образуют общепризнанный прототип человеческого тела, используемый для создания развернутых чертежей и лекал.

Рис. 43

Манекен и швейная матрица, которую часто на нем размечают, образуют общепризнанный прототип человеческого тела, используемый в муляжном методе.

 

Однако, Фишер (2008:25) утверждает, что в образовательном процессе «создание лекал может поначалу казаться сложным и пугающим, но если понимать основные правила, которым нужно следовать (и которые можно нарушать!) – то целеустремленный дизайнер вскоре овладеет интересными, увлекательными и творческими методиками конструирования лекал».  Можно ли считать, что эта сложность понимания и использования лекал связана именно с общераспространенной теоретической базой? Может ли швейная матрица дать возможность представлять тело в процессе создания лекал? Можно определенно заявить, что швейная матрица является эффективным способом точно отразить в одежде неподвижное тело, но вот насколько она справляется с описанием и пониманием взаимодействия между мягкой тканью и живым человеком – остается большим вопросом.

Рис.44

Прямоугольник (бумаги или ткани), наложенный на манекен, с целью продемонстрировать принцип работы «от ткани к телу». Серые области обозначают объем, который ликвидируется при помощи швов вокруг тела или манекена. 

 

Развитие теории тела

В конструировании одежды решающим вопросом является то, каким должно быть лекало. Должно ли оно быть отражением тела (Алдрич 2004)? Инструментом или отправной точкой в дизайне (Робертс 2008)? Катализатором между тканью и одеждой (Дебо 2003)? Или воплощением формы? Без сомнения, конструирование в первую очередь касается тела, потом одежды, а уж следом – лекал. Или, как говорил Андреас Кронталер в Вествудстудио: «Все дело не в лекалах, а в теле, и в том, как одежда его преображает». (стр. 38). Использование базовых лекал, отражающих обобщенные формы тела, в качестве основы для всего процесса конструирования вынуждает каждого лекальщика работать по принципу «от ткани к телу» - от лекала к готовому изделию – а не наоборот – от живого тела как краеугольного камня всей фэшн-индустрии.

Рассмотрев в Главе 2 различные системы конструирования, мы четко понимаем, что все динамические параметры человека игнорируются как швейной матрицей, так и методиками, которые рассматривают лекала как инструмент дизайнера. И чтобы перейти от такого  статичного подхода к признанию главной роли движущегося тела, необходимо разработать новую, более динамичную теорию тела как основы конструирования. Она должна строиться на том, как движущееся тело взаимодействует с тканью, облаченное в нее на манер древних драпировок. Это требует совершенно иного восприятия его параметров, исходя из мерок, характеризующих  его в динамике, а не количественных измерений параметров – показателей статики. Только так можно учесть ранее игнорируемые достоинства тела в движении, в равной степени функциональные и выразительные. Необходимо лучше усвоить принципиальные отличия между различными системами конструирования, чтобы на их основе создать более динамический подход к созданию лекал.

Пожалуй, создание развернутых чертежей не стоит считать более простой и понятной методикой по сравнению с моделированием одежды на манекене. Конечно, работа с базовыми лекалами проще и эффективнее, поскольку у нас в руках сразу находится определенная копия, снятая с фигуры, а потому уже предопределены аспекты баланса и посадки. Однако лекала стандартных типов одежды общедоступны для каждого, вооруженного копирным колесиком и минимальными знаниями в области конструирования – поэтому дизайнеры нет нужды изобретать колесо. Если же перед нами стоит цель исследовать и разработать новые формы, новый функционал или тип одежды, стоит для начала обратиться к трехмерным экспериментам ((cf.Sevin-Doering 2007; Kirke 1998; Yamamoto 2010). Это также хороший способ разобраться, как и почему лекала образуются так, а не иначе, стоит лишь  отложить макетную ткань в сторону. К примеру, оказывается, что лекала - это условное изображение созданного силуэта, и стоит перенести свое внимание с того, как оно выглядит на то, как изделие будет взаимодействовать с телом.

Чтобы развить идеи, выдвинутые Вествуд и Севин-Дюрин, я в дальнейшем буду использовать определенный экспериментальный подход, заключающийся в драпировании ткани на живых моделях. Во-первых, для создания альтернативной теории тела (применимой к конструированию одежды), а во-вторых, для разработки метода конструирования, который будет проиллюстрирован рядом прототипов, созданных на основе этой теории.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 358.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...