Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Есть ли герой в лирическом стихотворении? 9 страница




- «Софья безнравственная, злая, капризная».

- Это образ «девушки сильной, горячей, свободной и гордой».

- В Софье «смесь хороших инстинктов с ложью».

-  «Софья – человек лагеря Чацкого, который в силу сложных причин движется от передового лагеря к лагерю «староверов».

Обобщите результаты обсуждения.

2. Объясните, почему Грибоедов отказался от первоначального варианта названия пьесы «Горе – уму».

 

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ:

· Д.И.Фонвизин и А.С.Грибоедов: традиции и новаторство.

· Чацкий и Дон Кихот.

· Образ молодого дворянина в произведениях А.С.Пушкина и А.С.Грибоедова.

 


Александр Сергеевич Пушкин

Портрет

(1799-1837)

АI. Исследователь творчества А.С.Пушкина так характеризовал характеризующего «Повести Белкина»: «Основная тема этих повестей — тема судьбы». Согласны ли вы с утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на этот вопрос.

II. Размышляя над высказыванием исследователя, найдите в материалах раздела ответы на вопросы:

· Каковы основные философские темы повести «Станционный смотритель»? Какую из них вы назвали бы главной? Обоснуйте свою позицию.

· Толковый словарь дает следующие определения слова «судьба»: 1) стечение жизненных обстоятельств, не зависящий от воли человека ход событий; 2) участь, доля, жизненный путь. В каком значении вы будете употреблять это слово, отвечая на поставленный вопрос? Аргументируйте свою позицию.

· С кем из героев повести и как именно связана тема судьбы? Подтвердите свою точку зрения примерами из текста повести.

-----------------------

 

8 сентября 1826 года Пушкин по царскому повелению приезжает в Москву после окончания шестилетней ссылки поэта. Сразу после дороги Пушкин был доставлен в кабинет Николая I. Аудиенция императора длилась необычно долго, столько времени не уделялось даже приближенным сановникам. Длительный разговор государя с первым поэтом России объяснялся недавними потрясениями в стране и необходимостью для Николая I привлечь Пушкина на свою сторону. События последних лет навсегда подорвали доверие между самодержавной властью и российскими подданными: восстание декабристов 14 декабря 1825 года, привлечение к следствию 579 обвиняемых и подозреваемых в заговоре, суд над 121 «государственным преступником», повешение 5 декабристов 25 июля 1826 года.

Позиция Пушкина в отношении декабристов, его симпатия и сострадание к ним была твердой и неизменной, тем не менее государь дал прощение поэту и обещал быть его личным цензором. Пушкин вышел от царя обнадеженным, веря в его добрые намерения и возможность сотрудничества. Но как показало время, опека Николая I вылилась в унизительный надзор. В последующие годы свобода перемещения Пушкина была ограничена: ему не раз отказывают в поездках за границу. Творчество поэта оказалось в центре внимания секретного отделения жандармерии, возглавляемой ее шефом графом А.Х.Бенкердорфом, доверенным сановником Николая I. Пушкин мечется между Петербургом, Михайловским, Москвой. Именно в эти годы он пишет ряд стихотворений о роли поэзии и поэта, в которых отражаются его сложные отношения с властью и обществом: «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Арион» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830).

После возвращения из ссылки в 1826 году творчество Пушкина обогащается прозой: помимо работы над романом в стихах «Евгений Онегин», сочинения поэм и стихотворений, он обращается к исторической прозе. Писатель серьезно изучает историю и современность. В 1829 году он совершает поездку на Кавказ – в Тифлис, Карс, Арзрум, он проехал и далее в действующую армии, посещая места, где в те годы были особенно напряженными отношения России с сопредельными государствами. В следующем году впечатления Пушкина были отражены в очерке «Военно-Грузинская дорога», а через несколько лет писатель подготовил отдельную книжку «Путешествие в Арзрум».

6 мая 1830 года состоялось знаменательное событие, по своему значению для личной судьбы Пушкина превосходящее все остальные в его жизни, - помолвка с Натальей Николаевной Гончаровой, одной из самых блистательных красавиц того времени. 3 сентября этого года Пушкин уже будучи женихом приезжает в Болдино, где его три месяца удерживает карантин, установленный в связи с эпидемией холеры. Так началась знаменитая Болдинская осень.

Один из авторитетных исследователей творчества Пушкина, Ю.М.Лотман. так описывает созданное писателем в пору Болдинской осени: «Соединение тишины и досуга, необходимых для раздумий, и тревожного веселого напряжения, рождаемого чувством приближения грозных события, выплеснулось неслыханным даже для Пушкина, даже для его «осенних досугов», когда ему бывало «любо писать», творческим подъемом. В сентябре были написаны «Гробовщик» и «Барышня-крестьянка». Завершен «Евгений Онегин», написана «Сказка о попе и работнике его Балде» и ряд стихотворений. В октябре – «Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель», «Домик в Коломне», две «маленькие трагедии» - «Скупой рыцарь» и «Моцарт и Сольери», писалась и была сожжена десятая глава «Евгения Онегина», создано много стихотворений, среди них такие, как «Моя родословная», «Румяный критик мой…», «Заклинание», ряд литературно-критических набросков. В ноябре – «Каменный гость» и «Пир во время чумы», «История села Горюхина», критические статьи. В Болдинскую осень пушкинский талант достиг полного расцвета».

Б

1. Расскажите, как отношения с императором Николаем I отразились на жизни и творчестве Пушкина?

2. Как вы думаете, почему, вернувшись из ссылки, Пушкин начал писать прозу? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Какую роль в творческой истории Пушкина сыграла Болдинская осень?

 

Повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель»

«Повести Белкина» являются первым доведенным до конца и напечатанным прозаическим произведением Пушкина. Именно «Повести Белкина» считаются началом новой русской прозы, вышедшей из прозаической литературы Карамзина и других русских писателей рубежа XVIII – XIX  веков.

В качестве повествователя Пушкин выбирает некоего Ивана Петровича Белкина, фигуру вымышленную, выступающую в роли так называемой «литературной маски». Писатель прибегает к этому приему, чтобы представить рассказываемое не с позиции авторитетного и умудренного писателя, а из уст человека, близкого читателю, одного из них: помещика, «искреннего друга и соседа по поместьям», неважного хозяина, простодушного, «кроткого и честного», - словом обычного русского поместного барина. Поэтому истории, поведанные в повестях, изложены бесхитростно, то есть без авторской оценки и обобщений, а как события, произошедшие в жизни. Произведение вышло в свет в октябре 1831 года под названием «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.»

События в «Повестях Белкина», несмотря на их кажущуюся обыденность, образуют сюжеты, типичные для мировой литературы: все они касаются главных вопросов человеческой жизни. , в разработке сюжетов Пушкин описался на библейские истории и мотивы, что проявилось в «Метели» и «Станционном смотрителе», а также на достижения литературы, как, например, повесть «Барышня-крестьянка» содержит черты конфликта «Ромео и Джульетты» Шекспира и «Бедной Лизы» Карамзина. Счастливый финал «Барышни-крестьянки» говорит о стремлении Пушкина найти положительное разрешение для трагических ситуаций, порождающих любовный конфликт в литературных произведениях.

Первоначально Пушкин расположил повести в таком порядке, намереваясь их так публиковать: «Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Выстрел», «Метель». В таком расположении обнаруживаются мысли автора о протекании жизни человека, но в связи со своей личной судьбой. Так, в повести «Гробовщик» рассказывается об итоге прежней жизни перед изменением самой жизни – переезде, а для Пушкина – женитьбы. «Станционный смотритель» посвящен и извечной драматической ситуации:жизнь неумолимо продолжается, идет вперед, к горести одних, радости молодых. В повести-водевиле «Барышня-крестьянка» силен заряд веселого оптимизма, и любовь торжествует над заблуждениями и ошибками отцов, ограничениями окружающего мира. «Выстрел» рисует мрачную, безрадостную судьбу человека, подчинившего свою жизнь ревности и мести. Повесть же «Метель» выражает веру Пушкина в Провидение: несмотря на абсолютную безвыходность положения, герои тем не менее встречаются, так как им суждено было встретиться. Однако затем Пушкин переставил две последние повести вперед.

В основу сюжета повести «Станционный смотритель» положен случай из обычной жизни. Для читателя ситуация проста и узнаваема: расположенная в глуши почтовая станция, однообразная, утомительная суета, бесконечные проезжающие, дрязги. Пушкин выбирает в эпиграфы шутливое стихотворное высказывание своего друга, поэта князя П.А.Вяземского:

Коллежский регистратор,

Почтовой станции диктатор.

Эпиграф оттеняет серьезный тон и глубокое сочувствие к судьбе станционного смотрителя, чиновника самого низшего – 14 класса - Самсона Вырина. Сюжетная интрига повести состоит в том, что проезжий гусар увозит с собой единственную дочку Вырина, свет и смысл всей его скудной жизни – Дуню. Это происшествие было весьма обычным, ничем не выделяющимся из числа таких же бесчисленных несчастий, поджидающих человека. Однако цель повести в другом: не запечатлеть одно из них, а показать судьбу отца и дочери в условиях изменяющегося времени.

 

Б

1. С какой целью Пушкин использует «литературную маску» в цикле «Повести Белкина»?

2. Какие главные вопросы жизни раскрывает этот цикл повестей?

3. Расскажите, как и почему изменилась композиция цикла.

-------------------

 

Возьмите в библиотеке повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель», прочитайте ее и выполните задания:

1. Чемэта повесть напомнила вам повесть Карамзина «Бедная Лиза»? В чем, на ваш взгляд, главное различие между произведениями?

2. Объясните смысл названия повести: почему заглавный герой не Дуня, а ее отец? Почему в названии указано не его имя, а должность?

3. От чьего лица ведется повествование? Каким вы представили себе рассказчика на основании прочитанного текста?

4. Какова роль эпиграфа к повести?

5. Определите главную тему и идею повести.

6. Какое значение для понимания идеи повести имеет подробное описание картинок, развешанных на стенах дома Вырина?

7. Проследите по тексту, как меняется внешний облик Самсона Вырина на протяжении повествования? Чем вызваны эти изменения?

8. Охарактеризуйте Дуню. Какой увидел ее рассказчик? Какой представляет Дуню отец?

9. Можно ли назвать повесть трагической? Обоснуйте свою точку зрения. Какова роль последнего пейзажа в повести?

10. Проследите по тексту, как используется в повести число «три». Объясните результаты своих наблюдений.

11. Зачем Пушкин вводит еще одного героя – мальчика Ваньку? Аргументируйте свой ответ.   

12. Критик утверждал, что в «Повестях Белкина» изображен «мир русской жизни, согретый мягкой доброжелательной улыбкой». Можно ли эти слова отнести к повести «Станционный смотритель»? Обоснуйте свою точку зрения.

----------------------

 

Пушкин назвал свою повесть «Станционный смотритель», желая этим подчеркнуть, что ее главным героем является Самсон Вырин и что идея повести связана, прежде всего, с ним. Образ Самсона Вырина открывает в русской классической литературе темумаленького человека, развиваемую позже самим Пушкиным в поэме «Медный всадник» (1833) и продолженную Н.В.Гоголем, прежде всего, в повести «Шинель» (1842). Тема маленького человека получила в русской литературе дальнейшее развитие в прозе И.С.Тургенева и Ф.М.Достоевского, постепенно замещая дворянскую литературу и создавая почву для произведений о герое – представителе широких слоев населения,  «человеке большинства». Поэтому автор, описывая на первых страницах повести низкое социальное положение и место героя, призывает обратить на него пристальное внимание как на человека. Этим вызвано ироничное рассуждение о том, «что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила чин чина почитай, ввелось в употребление другое, например: ум ума почитай? Какие возникли бы споры!»

Имя героя – Самсон Вырин – составлено автором с целью выразить свое отношение к личности и характеру этого человека. Сочетание героического библейского имени Самсон, совершившего выдающиеся подвиги, и заурядной, невыразительной фамилией Вырин призвано выразить мысль автора о своем герое: несмотря на бедное происхождение и невысокое положение, в нем есть высокое и благородное чувство. Он беззаветно любит свою дочь, при этом заботясь только о ее благополучии. В нем также сохраняются гордость и достоинство. Вспомним, какой была его естественная реакция, когда гусар засунул ему деньги за обшлаг рукава, словно откупаясь от старика:

Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава сверток бумаг; он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублевых смятых ассигнаций. Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком, и пошел…

Еще одна черта характера Вырина заставляет задуматься: после того как он увидел Дуню и Минского вместе, вернувшись на квартиру, где жил у приятеля, он рассказал тому об этом. Приятель советовал ему жаловаться, но «смотритель подумал, махнул рукой и решил отступиться». Этот эпизод показывает, что Вырин думает больше о дочери, боясь нарушить ее зыбкое положение, чем о себе. Он не омрачает жизнь Дуни своим личным горем, а подчиняется судьбе, спиваясь и уходя из жизни. Главное человеческое качество Вырина – доброта, что видно из рассказа о нем мальчика в конце повести на вопрос, знал ли он старика-смотрителя:

Как не знать! Он выучил меня дудочки вырезывать. Бывало (царство ему небесное!), идет из кабака, а мы-то за ним: «Дедушка, дедушка! Орешков!» а он нас орешками и наделяет. Все, бывало, с нами возится.

 

Объясните, что означает используемое в литературоведении понятие «маленький человек». Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст повести «Станционный смотритель».

Покажите, как имя героя отражает неоднозначность его личности.

 

 

Композиция и сюжет повести

События повести не происходят на глазах у читателя, он узнает их от повествователя, который выступает и как рассказчик, и как герой произведения. Экспозиция или пролог произведения включает две части: рассуждение повествователя об участи станционных смотрителей, позволяющее писателю использовать его и для характеристики времени, состояния дорог, нравов, и представление конкретного места действия. Три раза герой-повествователь приезжает на станцию, находившуюся на «тракте, ныне уничтоженном», как память о некогда живших здесь людях. Таким образом, сам рассказ об основных событиях состоит из трех частей, подобно триптиху – трехчастной живописной картине. Первая часть – это знакомство с обитателями почтовой станции, картина мирной, ничем не замутненной жизни; вторая – печальный рассказ старика не несчастье, постигшем его, и судьбе, выпавшей Дуне; третья часть передает картину сельского кладбища, выполняющую функцию эпилога.

Такая композиция придает повести философский характер. Все ее содержание расположено между упоминаниями о разных временах года. Вот как начинается рассказ о событиях: «В 1816 году, в мае месяце, случилось мне проезжать через три звездочки скую губернию…». Так вводится повествование, словно изображается начало жизни. Соответствует этому и описание погоды, все вокруг исполнено силы и энергии: «День был жаркий. В трех верстах от станции (три звездочки) стало накрапывать, и через минуту проливной дождь вымочил меня до последней нитки». А вот последний приезд героя-рассказчика, окончание повести: «Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо: холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев». Эта пейзажная зарисовка символизирует прошедшую жизнь, умирание. Так эпилог становится философским комментарием к повести.

Содержание повести соотносится с притчей о  блудном сыне, картинки с изображением которой рассказчик рассматривает на стене. История блудного сына из Библии повествует нам о вечной ситуации, складывающейся в жизни человека, который всегда с благословением покидает дом, совершает ошибки в жизни, несет расплату за них и возвращается в отчий дом. Пушкин описывает эту историю с легким юмором, но юмор служит не для того, чтобы выразить насмешливое отношение, а чтобы заострить внимание на нужных моментах. Например, «…почтенный старик в колпаке и шлафорке отпускает беспокойного юношу, который поспешно принимает его благословение и мешок с деньгами». В этой сцене Пушкин привлекает взгляд читателя к двум обстоятельствам: юноша «поспешно» принимает от отца все, поскольку торопится поскорее начать независимую и веселую жизнь, и юноша с одинаковой поспешностью принимает «благословение и мешок с деньгами», словно они равноценны для человека. Таким образом, вся повесть покоится на мудрой и вечной истории о жизни человека, необратимом потоке времени и неизбежном изменении.

 

- Объясните, как композиция повести «Станционный смотритель» отражает философский характер произведения.

- Как соотносится авторская мудрость с присущим повести юмором? Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст произведения.

 

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ:

· «Станционный смотритель» и «Бедная Лиза»: традиции сентиментализма в творчестве А.С.Пушкина.

· «Чувства добрые» в лирике и прозе А.С.Пушкина.

· Проблема выбора в прозе А.С.Пушкина.

· Новый герой в прозе А.С.Пушкина. 


Николай Васильевич Гоголь

Портрет

(1809-1852)

А

I. Исследователь творчества Н.В.Гоголя писал: «Какой страшный образ — Акакий Акакиевич! В этом изуродованном, больном существе, оказывается, скрыта могучая внутренняя сила. И как необычна, «низка», неромантична та цель, к которой она обращена. И как жизненно необходима эта цель — шинель! — в его бедной холодной жизни...» Согласны ли вы с утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на этот вопрос.

II. Размышляя над высказыванием исследователя, найдите в материалах раздела ответы на вопросы:

· Охарактеризуйте героя повести. Можно ли увидеть высокое и низкое, примитивное и великое, бессильное и могучее в его личности? Отвечая на вопрос, опирайтесь на текст произведения?

· С какой целью Акакий Акакиевич приобретает шинель? Почему он мечтает именно о шинели, а не просто о теплом пальто?

· Почему Гоголь жестоко наказывает своего героя: обретя ценой невероятных усилий желанную шинель, Акакий Акакиевич тотчас лишается ее и, безумный, умирает?   

-----------------------

Самый интенсивный и насыщенный период в творчестве Гоголя приходится на 1835-1842 годы. Особенно плодотворным оказался 1835 год: были написаны петербургские повести «Невский проспект», «Портрет», «Нос», «Записки сумасшедшего», комедия «Ревизор». Одновременно с этим Гоголь приступил к труду всей жизни – поэме «Мертвые души», в этом году также появились первые наброски повести «Шинель». Гоголь в это время живет в Петербурге, много общается с Пушкиным, Жуковским, многими другими писателями, представителями искусства и культуры. В своих произведениях Гоголь изображает жизнь широких социальных слоев России: чиновников, помещиков, крестьян. Особое место в них занимают герои – жители большого города, подавленные жесткими условиями его жизни.

После постановки на сцене комедии «Ревизор» в апреле 1836 года Гоголь через два месяца уезжает за границу, чтобы полностью посвятить себя работе над «Мертвыми душами». Он проезжает через Швейцарию, Францию, затем поселяется в Риме – в этом городе Гоголь написал большую часть текста первого тома «Мертвых душ». Всего в Италии писатель прожил девять лет, с 1837 по 1846 год, время от времени посещая Россию. Находясь в Италии, Гоголь не прерывает духовную связь с Россией: он чувствует писательскую ответственность перед родиной. Так он писал в «Мертвых душах: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросанно и неприютно в тебе <…> Открыто-пустынно и ровно все в тебе; как точки, как значки, неприметно торчат среди равнин невысокие твои города; ничто не обольстит и не очарует взора. Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?»

В Италии Гоголь продолжает живо интересоваться всем новым, что появляется в России. Он просит профессора Московского университета И.М.Снегирева выслать ему его книгу «Русские в своих пословицах», которая нужна писателю для создания правдивых русских характеров. Также Гоголь изучает искусство Италии: архитектуру, живопись, скульптуру, - поддерживая при этом дружеские отношения с русскими художниками, жившими и писавшими в Италии. Особенно тесная дружба связывала Гоголя с художником А.А.Ивановым, создавшими в Италии огромное полотно-шедевр «Явление Христа народу». Картина была так велика, что впоследствии понадобился сложный инженерный проект и особые условия, чтобы доставить ее в Россию. В наши дни картина экспонируется в Третьяковской галерее, и посетитель может узнать в ее верхнем левом углу четвертую фигуру – изображение Гоголя.

Осенью 1841 года Гоголь вернулся в Россию, чтобы дорабатывать и готовить к печати I том «Мертвых душ». Хлопоты Гоголя были сложными, так он встретился с серьезными цензурными трудностями при публикации «Мертвых душ» и повести «Шинель», которые все же были преодолены, и произведения вышли в свет в 1842 году. Препятствия возникали в связи с тем, что писатель изображал неприглядную, угнетающую человека российскую действительность, честно создавал реальные характеры, показывал жалкое существование бедных людей, часто вызывая критику и неприятие властей. Писательская манера Гоголя привела к формированию в русской литературе демократического направления, которое получило в дальнейшем название гоголевское направления. Свое писательское кредо Гоголь провозгласил так: «К чему таить слово? Кто же, как не автор, должен сказать святую правду?» И этим словам писатель оставался верен во всем творчестве.

 

Б

1. Почему 1835 год – самый плодотворный период в жизни и творчестве Гоголя?

2. Какую роль в творческой жизни Гоголя сыграло его пребывание в Италии?

3. Чем были вызваны трудности публикации повести «Шинель»?

4. Что включает в себя понятие «гоголевское направление» в русской литературе?

 

Повесть Н.В.Гоголя «Шинель»

Каждая повесть Гоголя, будь то «Ночь перед Рождеством» или «Тарас Бульба», «Портрет» (1835) или «Нос» (1836) становились выдающимся, однако повесть «Шинель», работал над которой Гоголь в общей сложности семь лет, выделяется среди них как произведение, имеющее этапное значение для развития русской литературы. Это мнение первым высказал В.Г.Белинский, назвав «Шинель» «одним из глубочайших созданий Гоголя». А.И.Герцен восхищался им как «колоссальным произведением», Н.Г.Чернышевский отмечал, что вся литература о народной жизни, созданная последователями Гоголя, была «насквозь пропитана запахом шинели» Акакия Акакиевича Бащмачкина. Выразительны и точны слова Достоевского, развивавшего художественную манеру Гоголя, о том, что писатели его поколения «вышли из гоголевской “Шинели”».

Первоначальный замысел повести возник у Гоголя в середине 1830-х годов. Видимо, проблематика этого произведения обещала быть более обширной, а идея глубокой, чем другие петербургские повести Гоголя, которые он создавал в это же время. Поэтому Гоголю понадобились годы для разработки сюжета, обрисовки характеров, нахождения точного способа повествования и главное – создания образа главного героя – бедного чиновника Акакия Акакиевича Башмачкина. Критик П.В.Анненков оставил в своих воспоминаниях рассказывает об эпизоде, которому был свидетелем: «Однажды при Гоголе рассказан был канцелярский анекдот о каком-то бедном чиновнике, страстном охотнике за птицей, который необычайной экономией и неутомимыми, усиленными трудами сверх должности накопил сумму, достаточного на покупку хорошего лепажевского ружья рублей в 200». Ружье было потеряно в первый день охоты, чиновник же вернулся домой, слег в постель и уже не вставал, заболев от потрясения. Анненков заметил и реакцию Гоголя на этот рассказ: в то время как многие смеялись, писатель сделался грустным и как-то по-особенному задумался.

Прошли годы, и «канцелярский анекдот» стал последовательно превращаться в глубокое литературное произведение о большой трагедии маленького человека, задавленного жестокой жизнью, социальной несправедливостью, о тщете человеческих целей и призрачности существования. Первый вариант повести Гоголя пишет в 1839 году, называя рукопись «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». В этой редакции повесть еще не обрела полноты идейного содержания и стройности структуры, главный герой еще не получил имени – важнейшей детали для выражения глубинной мысли автора. Доработка повести потребовала двух лет: заканчивая «Мертвые души», Гоголь занят был и ее завершением. Впервые повесть была опубликована в третьем томе сочинений Гоголя в 1842 году, предварительно вместе с «Мертвыми душами» пройдя цензурные мытарства: Гоголь снял ряд предосудительных, по мнению цензоров, фрагментов о влиятельных чинах, некоторые из которых были восстановлены при поздних публикациях.

Многие последователи Гоголя заимствовали только внешнюю сторону его писательской манеры, они тщательно передавали в своих произведения многочисленные детали тяжелой и неприглядной жизни и быта низших слоев общества, прибегая к натурализму в описаниях, фотографированию действительности, далеко не всегда при этом показывая человека, его внутренний мир, переживания и страдания души. В «Шинели» следует видеть оба уровня проблематики: социальный и нравственный, гуманистический, они явственно проявляются в построении сюжета произведения. Как и во всем позднем творчестве Гоголя, в основе его произведений лежат духовные, христианские идеи.

 

Б

1. Почему, как утверждается прочитанном вами тексте, создание повести «Шинель» имеет этапное значение для развития русской литературы?

2. Объясните, почему для создания небольшой по объему повести потребовалось так много времени: семь лет.

3. Раскройте смысл понятия «натурализм». Почему неверно утверждать, что повесть «Шинель» является примером подобной писательской манеры?

 

----------------

Возьмите в библиотеке повесть Н.В.Гоголя «Шинель», прочитайте ее и выполните задания:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 397.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...