Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Есть ли герой в лирическом стихотворении? 2 страница




· Как вы думаете, почему исследователь называет поэзию Лермонтова «пением»? Согласны ли вы с критиком? Обоснуйте свою позицию.

--------------------------

Зрелый период творчества Лермонтова, период создания главных шедевров его поэзии и прозы начинается в 1837 году. В этом году происходят резкие перемены в жизни поэта: за стихи «На смерть поэта», написанные на гибель Пушкина, Лермонтов был арестован и отправлен в свою первую ссылку на Кавказ. Последующие годы жизнь Лермонтова проходит между Кавказом и Петербургом. Во время первой ссылки Лермонтов заболел, лечился в Пятигорске на водах, где сделал первые наброски романа «Герой нашего времени», служил в действующем отряде, побывал в Тамани, проехал всю военную линию и по Военно-Грузинской дороге в Грузию и Азербайджан. Впечатления от службы и поездок по Кавказу широко отразились в произведениях писателя конца 1830-х годов.

В конце 1837 года Лермонтов был переведен сначала в Новгород, затем в гусарский полк в Царском Селе под Петербургом. 1838 и 1839 годы отмечены возросшей известностью Лермонтова как поэта, это было время плодотворного литературного труда. В те годы Лермонтов пишет роман «Герой нашего времени, поэмы «Мцыри». «Демон» (последний вариант), множество стихотворений. Известность Лермонтова как поэта привела его к активной светской жизни, которая завершилась дуэлью с сыном французского посланника в России Барантом, арестом и второй ссылкой на Кавказ в 1840 году.

Во время второй ссылки Лермонтов принимает участие в боевых действиях против горцев, проявил себя мужественным и хладнокровным офицером. В октябре принял командование «сотней» отборных казаков. По свидетельству биографов Лермонтова, он заботился о подчиненных и делил с ними тяготы и опасности походной жизни. В служебной характеристике Лермонтова есть такие слова: «… был всегда первый на коне и последний на отдыхе». За доблестную и самоотверженную службу Лермонтов был представлен к двум боевым наградам с переводом в гвардию, но был вычеркнут из списка награжденных лично государем Николаем I, питавшим к поэту особую неприязнь.

В начале 1841 года Лермонтов приезжает в отпуск в Петербург. Он хочет уйти в отставку и предаться только литературе, но его не позволяют власти. Весной поэт в третий раз уезжает на Кавказ, чтобы выслужить отставку в боях. Но Лермонтову не суждено было более вернуться.

Посреди разъездов, опасностей и лишений постоянным в жизни Лермонтова было творчество, которое оборвалось с его гибелью 15 мая 1841 года на дуэли с бывшим приятелем, отставным майором Н.С.Мартыновым.

Б

1. Почему именно1837 год считают началом зрелого периода творчества Лермонтова?

2. Назовите драматические события жизни Лермонтова. Как они повлияли на формирование его личности и на особенности его творчества?

 

Философская лирика М.Ю.Лермонтова

Особое место в творчестве Лермонтова занимает философская лирика. Уже в юношеские годы Лермонтов создает такие шедевры лирики, как «Ангел» (1831) и «Парус» (1832). «Ангел» повествует о появлении души на земле, тем самым открывая тему «лирической истории души», которая завершится с гибелью поэта в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» (1841). В «Парусе» Лермонтов обратился к проблеме существования человека в мире, одиночестве, борьбе и обретению гармонии и покоя. Эта тема возникает во всем дальнейшем творчестве Лермонтова, романе «Герой нашего времени» (1837-1840), поэмах «Мцыри» (1839) и «Демон» (1828-1838), стихотворениях «И скучно и грустно» (1840), «Родина» (1841), «Пророк» (1841) и других.

Лирический герой Лермонтова-лирика отличается многообразием чувств, переживаний и настроений. Очень широк диапазон его внутренней жизни: одиночество и стремление к любви и единению с людьми, протест и смирение, страдание и ощущение гармонии мира, отчаяние и надежда. Это говорит о том, что в лирике эти чувства и настроения не противопоставляются, а существуют воедино, вместе, нераздельно, как они существуют в реальном мире. Например, стихотворение «Парус» заканчивается строками:

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Можно подумать, что в стихотворении воспевается стремление к борьбе. Это так, однако необходимо видеть и то, что здесь поставлен философский вопрос: каково соотношение бури и покоя в жизни человека? И мысль Лермонтова в стихотворении такова: истинный покой, гармония бытия достигаются не в результате борьбы, а преодолении борьбы в себе.

В центре творчества Лермонтова неизменно (всегда) находится человек. Поэтому и основные философские темы его лирики связаны с человеком: человек и мир, человек и природа, человек и жизнь, человек и общество, человек и любовь… Эти темы находят отражение во многих стихотворениях поэта, среди лирики зрелого периода творчества выделяются такие стихотворения, как «Когда волнуется желтеющая нива» (1837), «И скучно и грустно» (1840), «Нет, не тебя так пылко я люблю» (1841).

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива», по свидетельству троюродного брата поэта А.Шан-Гирея, написано Лермонтовым в феврале 1837 года, когда он находился под арестом по делу «о непозволительных стихах» на смерть Пушкина. Это стихотворение передает душевное состояние поэта, его потребность в гармонии с Богом и природой. Благодаря совершенству формы, мелодичности, живописности образов стихотворение стало неотъемлемой частью русской культуры: его текст переложен на музыку композиторами С.М.Ляпуновым, М.А.Балакиревым, Н.А.Римским-Корсаковым, Ц.А.Кюи, образы запечатлены в замечательных иллюстрациях художников А.М.Васнецова и Н.Г.Никифорова.

Стихотворение «И скучно и грустно» выражает стремление поэта к идеалу и его горькое суждение о жизни. Оно написано в Петербурге, в конце 1839 года и впервые напечатано 20 января 1840 года. В стихотворении отразилось тяжелое настроение поэта в этот период, неприятие пустой и лживой жизни высшего света, отсутствие дружбы и участия между людьми. Это настроение с большой силой звучит в стихотворении «Как часто пестрою толпою окружен…» (1840), оно привело к дуэли с Барантом и второй ссылке на Кавказ. Стихотворение положено на музыку многими композиторами, среди них А.С.Даргомыжским и И.И.Билибиным.

Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» Лермонтов написал во время последнего приезда на Кавказ, в мае-июне 1841 года, незадолго до роковой дуэли. Это было время полного развития таланта поэта, когда были созданы такие шедевры, как «Утес», «Пророк», «Выхожу один я на дорогу», «Листок». В стихотворении Лермонтов достигает вершины романтической любовной лирики, в которой при изображении любимой и чувства лирического героя всегда проявляется отблеск драгоценного душе поэта идеала. Поэтому через весь текст проходит сопоставление, выраженное в повторяющихся местоимениях «я – ты». Однако стихотворение также содержит философские и реалистические мотивы. Существует более сорока переложений стихотворения на музыку. Самым популярным стал романс-вальс А.И.Шишкина, который получил большую известность в исполнении певицы Н.А.Обуховой.

 

Б

1. Вспомните, какие стихотворения Лермонтова вам известны. Каковы их главные темы? Каким предстает лирический герой в этих стихотворениях?

2. Каковы основные темы и проблемы философской лирики Лермонтова?

3. Какие особенности лирики Лермонтова, по вашему мнению, привлекали композиторов и вдохновляли их на создание романсов?

 

 

А. Читая стихотворения, подумайте, какой еще принцип, кроме хронологического, был положен в основу отбора и последовательности расположения этих произведений.

 

* * *

Когда волнуется желтеющая нива

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка;

 

Когда росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

 

Когда студеный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, –

 

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, –

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога...

1837 год

 

И скучно и грустно

 

И скучно и грустно, и некому руку подать

 В минуту душевной невзгоды...

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

 А годы проходят – все лучшие годы!

 

Любить... но кого же?.. на время – не стоит труда,

 А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? – там прошлого нет и следа:

 И радость, и муки, и всё там ничтожно...

 

Что страсти? – ведь рано иль поздно их сладкий недуг

 Исчезнет при слове рассудка;

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, –

 Такая пустая и глупая шутка...

1840 год

 

* * *

1

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

 

2

Когда порой я на тебя смотрю,

В твои глаза вникая долгим взором:

Таинственным я занят разговором,

Но не с тобой я сердцем говорю.

 

3

Я говорю с подругой юных дней;

В твоих чертах ищу черты другие;

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

1841 год

 

---------------------------------

Стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…» состоит из четырех строф. Три строфы начинаются анафорами «когда», четвертая строфа представляет следствие первых трех и вводится союзом «тогда». Анафора – это единоначатие, стилистический прием в поэзии, состоящий в повторении слов или словосочетаний в начале соотносительных строк или строф. Структура этого стихотворения такова, что три строфы описывают условия, при которых достигается результат – слияние души лирического героя с миром.

В первой строфе мир называется, в первых строках – его простор и существование: нива волнуется, лес шумит, ветерок – дыхание. В поэзии Пушкина и Лермонтова глагол «шумит» часто означает звук жизни. Затем названы малые составляющие этого мира: слива, листок. Поэтому в строфе рифмуются только имена существительные. Мир, называемый здесь, – первозданный, он описывается красочными эпитетами, передающими густые, яркие цвета: «желтеющая нива», «малиновая слива», «зеленый листок».

Во второй строфе рифмуются имена прилагательные – оценочные определения: «душистой», «златой», «серебристый», и только последняя рифма строки представлена именем существительным – «головой». Названный в первой строфе мир восторженно оценивается во второй, и серебристый ландыш приветствует появление в мире человека. Третья строфа образно повествует, как жизнь человека от своего истока («когда студеный ключ играет по оврагу», как младенец «лепечет») вливается в общую жизнь природы. Лермонтов избирает для стихотворения преимущественно шестистопный ямб, так описание мира требует полной, насыщенной строки.

Человек достигает душевной гармонии, постигает счастье на земле, прозревает Бога, только когда может слиться с миром. Только тогда смиряется тревога души, состояние, которого жаждет каждый человек. Стихотворение представляет собой большой синтаксический период, по существу одно сложное предложение, на заканчивается многоточием. Этим Лермонтов хочет выразить мысль, что гармония души объемна и бесконечна, в ней нет остановок, она не может быть показана цепью простых предложений. Невозможна и точка в конце стихотворения: невозможно увидеть Бога однажды, возможно – вечно созерцать.

Стихотворение «И скучно и грустно» начинается с констатации временного состояния душевной подавленности «в минуту душевной невзгоды» и заканчивается обобщением, оценкой всей жизни: поэт называет ее «пустой и глупой шуткой». Между минутным настроением и обобщением располагаются восемь строк, каждый две из них представляют ценности человеческой жизни: желанья, любовь, прошлое и страсти. Они построены по принципу диалога: вопрос – ответ и передают «внутренний разговор» лирического героя. Такая структура стихотворения напоминает раннее стихотворение Лермонтова «Парус», состоящее также из трех строф, разделенных в свою очередь на группы из двух строк. К такой четкая организации текста Лермонтов прибегает, чтобы выразить свою мысль ясно и последовательно.

В каждом двустишии называется идеал и отрицается возможность достижения его на земле. Например, желания человека – это энергия жизни, лирический герой жаждет полной, насыщенной жизни, однако годы проходят и жизнь расходуется впустую. Идеал каждого человека – вечная любовь, однако она невозможна; прошлое человека, его радость и муки ничтожны, а страсти недолговечны. Стихотворение носит упадочный, депрессивный характер, в нем заявлена безысходность человеческого существования, и многие критики порицали Лермонтова за его пессимизм, называя его «мгновенным плодом…мрачной хандры» (С.П.Шевырев). Однако В.Г.Белинский утверждал, что «это не минута духовной дисгармонии», а «похоронная песня всей жизни», окружающей человека.

Между тем в этой философской элегии можно найти и противоположные мотивы. Хотя лирический герой с горечью говорит о невозможности счастья на земле, в душе его сохраняется идеал истинного бытия. Присутствие идеала позволяет герою увидеть «с холодным вниманьем» пустоту недостойной жизни и осудить ее. Это означает, что какой бы ни была жизнь вокруг, человек будет всегда испытывать потребность в идеале и стремиться к его воплощению. Стихотворение являет характерный пример мироощущения Лермонтова и тип высокого романтического мышления.

В стихотворении применена уникальная строфа, в ней сочетаются разные оттенки чувств лирического героя: печальное настроение, грустное размышление и горькие выводы. Лермонтов создает особый ритмико-мелодический рисунок строфы, в которой чередуются трех-, четырех-, и пятистопный трехсложный размер амфибрахий. К этому размеру Лермонтов прибегает в стихотворениях, изображающих глубокие переживания души героя. Например, амфибрахий был использован в раннем стихотворении «Ангел» (1831), повествующем о появлении души на земле. Центральные четыре двустишия построены по принципу контраста, антитезы реальной жизни и мечты. Строгий афористический стиль стихотворения перебивается паузами, риторическими вопросами, восклицаниями, что выражает богатство и сложность душевной жизни лирического героя.

Стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю» состоит из трех строф, каждая из них объединяется кольцевой рифмовкойи поэтому три строфы ритмически автономны, выступая словно три слезы по погибшей молодости и утраченной надежды на любовь. Строфы показывают чувство лирического героя в трех ракурсах: во-первых, что любит герой в той, кому адресовано лирическое обращение; во-вторых, какие чувства просыпаются в нем, когда он «глубоким взором вникает в ее глаза»; в-третьих, стремление увидеть в ней черты утраченной возлюбленной и мечты.

Стихотворение представляет собой прощание с любовью. Поэтому любовь окружена в нем мотивами и образами умирания: «молодость погибшая», «уста немые», «огонь угаснувших очей». Вместе с тем, подобно стихотворению «И скучно и грустно», сам идеал любви не умирает, а лирический герой навсегда оставляет надежду встретить ее в жизни. Слова «не для меня красы твоей блистанье» означают не то, что герой недостоин внимания красивой женщины, а то, что он уже далек от соблазна земной любви. Это стихотворение подводит итог любовной лирики Лермонтова.

Стихотворение построено по принципу антитезы – излюбленному приему в лермонтовской лирике: в нем противопоставлены два женских образа. С одной стороны, это образ молодой женщины, с которой герой знаком, с другой – это или прежняя возлюбленная, или мечтаемая, но не найденная любовь. Сопоставление этих образов позволяет показать противоречие временного и постоянного, реальной действительности и мечты, идеала. И в стихотворении образы реальной жизни неуклонно уступают место воспоминанию и мечте:

В твоих чертах ищу черты другие;

В устах живых уста давно немые,

В глазах огонь угаснувших очей.

Исследователи творчества Лермонтова пытаются назвать имена женщин – возможных адресатов обращения, назывались С.Соллогуб, в которую Лермонтов был влюблен в конце 1830 годов, юная девушка Е.Быховец, с которой поэт встретился летом 1841 года в Пятигорске. Выражение «подруга юных дней» связывалось с юношеской любовью Лермонтова к Варваре Лопухиной. Возникает также мысль, что, может быть, не столь важно, кто стоит за строками стихотворения, так как главным является изображенное в нем чувство.

 

В

1. Докажите, что все три прочитанных вами стихотворения относятся к философской лирике.

2. Покажите, используя текст стихотворений, какую роль в каждом стихотворении играет прием контраста.

3. Каков идеал лирического героя в каждом стихотворении? Проведите сопоставление и сделайте выводы из своих наблюдений.

4. Какие эпитеты использует поэт в этих стихотворениях? Какое общее настроение «трилогии» создается с помощью этих эпитетов?

5. Расскажите об особенностях рифмовки в стихотворениях. Какую цель преследует поэт в каждом случае?

6. Какое время года изображено в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…»? Отвечая на этот вопрос, очень внимательно анализируйте текст. Сделайте вывод из своих наблюдений.

7. Раскройте роль метафор в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива…».

8. Объясните роль поэтического синтаксиса (обилия восклицательных и вопросительных предложений, предложений с многоточием) в стихотворении «И скучно, и грустно…».

9. Как вы полагаете, почему Лермонтов пронумеровал строфы в стихотворении «Нет, не тебя так пылко я люблю…»

 

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ:

· Философские мотивы в русской пейзажной лирике: сопоставительный анализ стихотворений Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» и Фета «Первый ландыш»

· Роль цвета в лирике Лермонтова


Сергей Александрович Есенин

Портрет

(1895-1925)

 

АI. Исследователь творчества Есенина считал: «Есенин – поэт не цельного художественного миросозерцания. Он – двойственен, расколот, дисгармоничен, подвержен глубоко различным настроениям, часто совсем противоположным». Согласны ли вы с утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на этот вопрос.

II. Размышляя над высказыванием, найдите в материалах раздела ответы на вопросы:

· Каким предстает лирический герой поэзии Есенина?

· Каковы главные философские проблемы стихотворений Есенина?

· Какова особенность есениниских метафор? Проиллюстрируйте свой ответ примерами из разных стихотворений поэта.

 

---------------------

Детство и юность Сергея Есенина прошли в Рязанской губернии, в селе Константиново, в крестьянской семье. Поэтический дар, который мальчик рано ощутил в себе, развивался благодаря его особой чувствительности, способности тонко и полно воспринимать родную русскую природу. В 1909-1912 годах Есенин учился в церковно-учительской школе в селе Спас-Клепики, по окончании которой получил «звание учителя школы грамоты». Первые, ученические стихи Есенина, написанные в Спасо-Клепиковской школе, навеяны народной поэзией А.В.Кольцова и Н.А.Некрасова, проникнуты грустными мотивами, подражающими стихотворениям М.Ю.Лермонтова и рано ушедшего поэта конца XIX века – С.Я.Надсона.

Как начинающий самобытный поэт Есенин проявился в 1910-1913 годах, тогда же был написан маленький шедевр «Там, где капустный грядки», однако печатать свои стихи он стал позже. В 1912 году Есенин уезжает в Москву, работает в типографии, много читает, знакомится с литературным миром Москвы. В январе 1914 года он опубликовал в журнале «Мирок» стихотворение «Береза», навсегда ставшее поэтической эмблемой русской зимней природы, выражением красоты русской души. В 1915 году молодой поэт переезжает в Петроград, там он быстро входит в литературные круги столицы, на него обращают внимание А.А.Блок, А.А.Ахматова, Н.С.Гумилев, С.М.Городецкий и другие известные поэты.

Свой первый сборник стихотворений, вышедший в 1916 году, Есенин назвал «Радуница» в честь весеннего народного обряда поминания умерших. Поэтические строки сборника насыщает родная природа, ее краски, звучание, жизнь – в ней поэт видит корни своего народа, через нее он выражает память обо всех живших на русской земле. В сборнике тридцать три стихотворения – святое число лет земной жизни Христа. Свою причастность к народу и его вере Есенин выразил в последнем стихотворении сборника:

Чую радуницу Божью,

Не напрасно я живу…

В 1820 году Есенин примкнул к группе имажинистов, ее лидерам А.Б.Мариенгофу и В.Г.Шершеневичу. Есенину как мастеру поэтической метафоры это течение было творчески близким, и поэт оставался верен ему до 1924 года. В это время короткая бурная жизнь Есенина достигает кризиса. К творчеству этого периода относятся такие стихотворения, как исполненное тяжелым предчувствием «Цветы мне говорят – прощай» (1925) и предсмертное послание «До свиданья, друг мой, до свиданья» (1925). Есенин покончил с собой 27 декабря 1925 года в Ленинграде, в гостинице Англетер.

 

 

Соне: сюда фотографию С.Есенина и А.Мариенгофа. 1921.

 

Имажинизм – литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Название течения происходит от латинского слова imago – образ. Основное средство художественной выразительности имажинистов – метафора. На стиль и общее поведение имажинизма оказал влияние русский футуризм.

 

Б

1. Какое влияние народная поэзия оказала на творчество Есенина?

2. Перечислите основные темы стихотворений, вошедших в сборник «Радуница»?

3. Что привлекало Есенина в имажинизме? Почему именно к этому направлению поэзии начала XX века примкнул Есенин?

 

 

Лирика Есенина

Есенин вошел в русскую поэзию как тонкий лирик, певец русской природы, православного чувства, жизни народа. Есенин выразил в своей лирике мятущуюся душу поэта в бурную революционную эпоху глобальных перемен. Для раннего творчества Есенина характерны стихотворения, в которых природные образы сливаются с мотивами жизни и труда человека, например:

То не зори в струях озера свой выткали узор,

Твой платок, шитьем украшенный, мелькнул за косогор.

(1912)

или

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

(1914)

Поэтический мир Есенина пронизан религиозностью, наполнен колокольным звоном, сиянием и белизной куполов:

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по березкам белый перезвон.

 

Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра хмельная весна.

 (1914)

Любовь к родине у Есенина нераздельна с миром народа и жизнью природы, как, например, в стихотворении «Русь» (1915):

Потонула деревня в ухабинах,

Заслонили избенки леса. <…>

Но люблю тебя, родина кроткая!

А за что – разгадать не могу.

или в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» (1914) из сборника «Радуница».

В зрелой лирике Есенина отразилось революционное время и перемены в жизни, наступление технической цивилизации, неуклонное исчезновение старой деревни в таких стихотворениях, как «Я последний поэт деревни» (1920), «Сорокоуст» (1920), «Письмо к женщине» (1924) и других. В последние годы жизни лирика Есенина приобретает философский характер, основными темами творчества становятся любовь, жизнь, судьба. Поэтом создано много лирических философских шедевров, среди которых выделяются стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» (1921) «Мы теперь уходим понемногу» (1924), «Отговорила роща золотая» (1924). Показательным для лирической философии Есенина являются заключительные строки стихотворения «Спит ковыль. Равнина дорогая…» (1925):

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

Б

1. Вспомните прочитанные вами стихотворения Есенина. Докажите на их примерах, что «для творчества Есенина характерны стихотворения, в которых природные образы сливаются с мотивами жизни и труда человека», что «Есенин выразил в своей лирике мятущуюся душу поэта в бурную эпоху глобальных перемен».

2. Перечислите основные философские проблемы позднего творчества Есенина?

 

---------------------

А.

Прочитайте стихотворения. Каким вы представили себе лирического героя первого стихотворения? Второго? Как изменился герой? Обратите внимание, что эти стихотворения разделяют десять лет.

 

* * *

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа...

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

 

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

 

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

 

Побегу по мятой стёжке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

 

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!» –

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

1914 год

 

* * *

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

 

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

 

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер вдаль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

 

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

 

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава,

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

 

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком...

Скажите так... что роща золотая

Отговорила милым языком.

1924 год

Б

1. Какие цветовые эпитеты преобладают в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…»? Как вы думаете, почему Есенин избирает именно такую цветовую палитру? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Какими поэтическими средствами передаются звуки и запахи «родного края» в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…»? Ответьте на вопрос, анализируя текст стихотворения.

3. Покажите, как метафоры и сравнения в этом стихотворении отражают состояние восторга лирического героя при встрече с «Русью родной».

4. Выделите цветовые эпитеты в стихотворении «Отговорила роща золотая…». Какова их особенность и роль в стихотворении? Сопоставьте цветовую палитру стихотворений «Гой ты, Русь, моя родная…» и «Отговорила роща золотая…». Сделайте выводы из своих наблюдений.

5. Найдите в тексте стихотворения «Отговорила роща золотая…» повторяющиеся строки. Объясните роль повторов в этом стихотворении.

6. Анализируя стихотворение «Отговорила роща золотая…», объясните, как олицетворения помогают выразить единство состояния природы и человека.

---------------------

 

Стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная» начинается со старого русского пожелания здравствовать, как в поэме Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича…»: «Ох ты, гой еси, царь Иван Васильевич». В этом обращении выражается и восторг первого обращения к родине, и постоянное, молитвенное отношение к ней. Лирический герой сравнивает себя с богомольцем, достигшим цели своего странствия, который благоговейно дивится чудной земле, в которой сливаются веселый быт, душевная радость и небесный свет.

Деревенская Русь – центральный образ в стихотворении, в основе его создания лежит прием метафоры: хаты с окошками, убранными резными наличниками и чистыми занавесками, названы образами святых, одетыми церковными ризами. Поэтому деревенские хаты предстают взору в виде необъятного иконостаса в бесконечном храме – родной Руси, объединившей в святости жизнь человека и природу. Слияние душевного чувства героя и окружающего мира передается еще одной метафорой, выраженной с помощью глагола: «только синь сосет глаза» – взгляд героя словно тонет в сплошной синеве неба.

Весь поэтический мир стихотворения предстает как храмовая жизнь человека и природы: тополя звонно чахнут, в церквах освящают яблоки на праздник Спаса, гудит веселый пляс, подобно колокольному благовесту. В основе этих метафорических образов лежит сходство жизненных явлений. Например, тополя застыли в августовской истоме, но их листва наполнена звоном природы – стоит только подуть ветру, как она зашелестит, зазвучав зеленым переливом маленьких природных колокольчиков. Метафора – это перенос признаков одного предмета на другой по принципу сходства и называние его именем этого предмета (хаты – образа, взгляд тонет в синеве – синь сосет глаза). Образы людей в стихотворении описаны через сравнения: лирический герой сравнивает себя с захожим богомольцем, а девичий смех – с волнением ветерка, пробегающего по нежным цветам – сережкам.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 319.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...