Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Есть ли герой в лирическом стихотворении? 3 страница




Стихотворение насыщено движением, цветом, запахами, образами деревенского быта, ощущением простора, света и воздуха. Такое изображение Руси и подготавливает простоту заключительной строки: «…не надо рая, дайте родину мою». Ведь Русь-родина и есть для души героя настоящий рай, поэтому он и не может понять, в каком другом драгоценном краю он мог бы жить.

--------

Стихотворение «Отговорила роща золотая» написано в последний период короткой творческой жизни поэта. Весь поэтический текст пронизывает настроение прощания с сиреневой «цветью» весны, веселой юностью, золотой березовой осенью. Две картины создают грустное настроение стихотворения: голая равнина вместо буйства и полноты жизни и ни с чем не сравнимый жалобный крик журавлей, улетающих осенью косяком вдаль.

Мир стихотворения олицетворен: шелест рощи метафорически назван березовым языком, куст конопляника склонился над прудом в свете в лунном свете и смотрится в него, как задумавшийся человек, листья облетают с деревьев, словно замирающие слова слетают с языка. Олицетворение природной жизни – основной поэтический прием в стихотворении, на нем построен весь образный ряд. Для достижения олицетворения поэт прибегает к многочисленным метафорам и сравнениям. Сопоставление образов природы и явлений человеческой жизни передают глубокие мысли автора. Например, «костер рябины красной» – метафора, но применяется она не просто для красоты: на основе этого образа поэт развивает мысль о бесполезности этого ненастоящего костра – «но никого не может он согреть».

Для поэзии Есенина характерно словотворчество: так в выражении «сиреневая цветь» слово «цветь» является неологизмом, то есть оно создано самим поэтом для того, чтобы полнее выразить ощущение и состояние юности.

Сравнение этапов жизни человека с временем дня, временами года, состояниями природы является традиционным приемом поэзии. Например, Пушкин в стихотворении-послании «К Чаадаеву» (1818) пишет:

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман…

Уникальность поэтического мира Есенина состоит в том, что в его стихотворениях состояния природы и этапы жизни человека не просто сопоставляются, подобные сравнения даются в движении самой жизни. Так в строке «А журавлей относит ветер вдаль…» высказано наблюдение, что журавли улетают не по своей воле, как и жизнь человека проходит, по словам Пушкина, «повинуясь общему закону». Мотив земной жизни человека как части пути странника встречается в творчестве Есенина часто. Вспомним сравнение лирического героя с «захожим богомольцем» в стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная». Здесь этот мотив звучит как универсальный закон жизни:

<…> Ведь каждый в мире странник –

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

Однако особенностью этого мотива у Есенина является то, что о каждом человеке, прошедшем по земле останется память, кто-то будет о нем грустить. Вот почему

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом.

Вся лирика Есенина музыкальна. Многие стихотворения поэта поются как народные песни, что является признанием их первозданной мелодичности и народности. Многочисленны также переложения стихов Есенина на музыку профессиональными композиторами: более двухсот музыкальных произведений написано на стихи поэта, среди них выделяются произведения Г.В.Свиридова и А.Г.Флярковского.

 

В

1. Можно ли стихотворение «Отговорила роща золотая…» отнести к жанру элегии? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Вспомните все прочитанные вами стихотворения Есенина. Можно ли говорить об их тематическом, эмоциональном, стилистическом единстве? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Можно ли утверждать, что стихотворения «Гой ты, Русь, моя родная…» и «Отговорила роща золотая…» выражают «глубоко различные настроения» лирического героя? Обоснуйте свою позицию.

 

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ

· Образ родины в стихотворениях Лермонтова и Есенина.

· Философские проблемы в лирике Пушкина и Есенина.

 

 


Владимир Владимирович Маяковский

Портрет

(1893-1930)

А

I. Исследователь творчества Маяковского говорил: «Маяковский видел главной своей задачей – с помощью своих стихов приближать будущее. Напрямую вторгаться в жизнь с целью изменить ее к лучшему – вот задача искусства, по мысли Маяковского… Поэтому его стих – это прежде всего ораторский стих, ориентированный на выступление перед широкими массами. Это, как правило, стих не классический». Согласны ли вы с утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на этот вопрос.

II. Размышляя над высказыванием исследователя, найдите в материалах раздела ответы на вопросы:

· Какой предстает современная поэту действительность в его стихотворениях?

· Как в творчестве Маяковского отражается тема назначения поэта и поэзии?

· Чем не похожи стихотворения Маяковского на лирику поэтов-предшественников?

 

------------------------

 

Владимир Владимирович Маяковский – русский поэт. Маяковский родился в 1893 году в селе Багдади Кутаисской губернии в Грузии в семье лесничего, дворянина по происхождению. После смерти отца в 1906 году семья Маяковских переехала в Москву. Маяковский сначала учился в гимназии, но был исключен из нее вследствие неуплаты за учебу, поскольку семья жила очень бедно. Особенно важным в жизни Маяковского стал 1908 год: пятнадцатилетний юноша поступил на подготовительное отделение Строгановского училища живописи, что определило его интерес к искусству, и в то же время стал членом революционной партии РСДРП(б)*, что выразило романтические настроения юного художника, бунтующего против несправедливой социальной жизни и общественной морали.

В 1908-1909 годах Маяковский был трижды арестован за подпольную деятельность, третий арест будущего поэта выразился в 11-месячном заключении в Бутырской тюрьме, где Маяковский начал сочинять стихи. Поэт вспоминал это время в своей автобиографии «Я сам»: «11 Бутырских месяцев. Важнейшее для меня время. После трех лет теории и практики – бросился на беллетристику. Перечел все новейшее. Символисты – Белый, Бальмонт. Разобрала формальная новизна. Но было чуждо. Темы, образы не моей жизни. Попробовал сам писать так же хорошо, но про другое. Оказалось так же про другое –нельзя. <…> Исписал целую тетрадку. Спасибо надзирателям – при выходе отобрали. А то б еще напечатал!»

После выхода из тюрьмы в 1910 году Маяковский членства в партии не возобновлял. К поэзии он тоже не возвращался, не считая себя способным писать настоящие, оригинальные стихи, зато решил развивать свои способности к живописи, обнаружившиеся у него еще в детские годы. Маяковский поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где изучал современное искусство и сблизился с молодыми художниками, особенно важным было знакомство с Давидом Бурлюком, сыгравшим большую роль в становлении Маяковского как поэта. Бурлюк был первым слушателем стихотворений Маяковского, он первый высоко оценил его талант. Прослушав стихотворение, которое прочитал ему Маяковский, смущенно говоривший, что это произведение его знакомого, Бурлюк воскликнул: «Да вы же гениальный поэт!» Это случилось в 1912 году, и окончательно определилось призвание Маяковского.

В 1912-1914 годах активно участвует в кружке поэтов-футуристов, организованном Бурлюком, в который входили также известные поэты В.Хлебников и А.Крученых. В 1913 году эта группа футуристов издала знаменитый манифест «Пощечина общественному вкусу».

Ранняя поэзия Маяковского отличается страстным протестом против буржуазного общества, его морали, искусства, и образа жизни. Показательны лозунги, которые Маяковский предпослал своей поэме «Облако в штанах» (1914): «Долой ваш строй!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу религию!», «Долой вашу любовь!» Маяковский утверждает свободу и достоинство человека, ценность его душевных качеств независимо от происхождения или места в обществе. Поэтому и Октябрьскую революцию 1917 года Маяковский принял с энтузиазмом, как свою революцию. Он активно участвует в пропагандистской работе, сотрудничая в «Окнах РОСТА», отделе Российского Телеграфного Агентства, выпускавшем агитационные плакаты на злобу дня.

С первых дней революции и до своей гибели в 1930 году поэт воспевает ее в лирике и поэмах, борется за чистоту ее идей, приветствует строительство нового государства и создание нового, революционного искусства. Маяковский вошел в историю русской поэзии и как самобытный поэт, и как поэт бурного революционного времени России и Советского Союза.

 

Соне: сюда фотографию группы футуристов: А.Крученых, Д.Бурлюк, В.Маяковский, Н.Бурлюк, Б.Лившиц. 1912 год.

 

Футуризм – течение в европейском искусстве и литературе начала XX века, отрицающее старые формы и содержание искусства и провозглашающие новые, бунтарские, не опирающиеся на традиции. Последователи нового направления считали его искусством будущего, о чем говорит само название – от латинского слова futurum (будущее). Основоположником футуризма был итальянский художник Флиппо Томмазо Маринетти. Одной из главных черт футуризма был поиск новых форм выражения новых художественных идей.

 

Б

1. Каким вы представили себе Маяковского на основе биографических материалов, помещенных в тексте? Дайте развернутый ответ.

2. Найдите в тексте ответ на вопрос: каковы главные проблемы и идеи творчества Маяковского.

 

Поэзия В.В.Маяковского

Маяковский является автором многих лирических стихотворений, нескольких замечательных поэм и оригинальных сатирических комедий «Клоп» (1928) и «Баня» (1929). Среди поэм особо выделяются «Облако в штанах» (1914) и «Флейта-позвоночник» (1915). В основе обеих поэм лежат переживания героя, вызванные неразделенной любовью. Это главное чувство лирики и поэм Маяковского. Горячее чувство сопричастности к революционному строительству жизни отразилось в поэмах Маяковского советского периода: «Владимир Ильич Ленин» (1924) и «Хорошо!» (1927). А в 1930 году, незадолго до смерти, Маяковский пишет поэму «Во весь голос» – поэму-размышление о себе и своем времени, о назначении поэзии и гражданском, революционном долге.

Лирика Маяковского также разделяется на два больших периода. В стихотворениях дореволюционного времени акцент делался на личных переживаниях лирического героя: ощущении одиночества, страданиях, негодовании, стремлении к человечности, любви, прекрасному. После революции лирика Маяковского приобретает общественный пафос, в ней утверждается главенство идей общества, государства над личной жизнью человека. Среди ранних стихотворений Маяковского особого внимания заслуживают лирическая миниатюра «А вы могли бы?» (1913), гневный памфлет «Нате» (1913), мрачная городская элегия, эпатажная исповедь души «Несколько слов обо мне самом» (1913), страстное воззвание к людям «Послушайте!» (1914) и другие. В послереволюционный период в лирике Маяковского, проникнутой гражданским пафосом, выделяются такие стихотворения, как «Левый марш» (1918) – о победном шествии революции, «О дряни» (1920-1821) и «Прозаседавшиеся» (1922) – об извращении революционных идеалов, «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (1820) – о назначении поэта и поэзии в обществе, «Товарищу Нетте – пароходу и человеку» (1826) – о героизме советского человека, «Стихи о советском паспорте» (1929) – о достоинстве советского человека в капиталистическом мире, «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и людях Кузнецка» (1829) – о самоотверженном социалистическом строительстве и другие.

 

Б

1. Назовите основные темы поэм Маяковского.

2. Какие два этапа принято выделять в творчестве Маяковского? Охарактеризуйте каждый из них.

 

--------------------------

 

А.

Прочитайте стихотворения. Можно ли догадаться, что все они принадлежат перу одного поэта? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче

(Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по ярославской жел. дор.)

 

В сто сорок солнц закат пылал,

в июль катилось лето,

была жара,

жара плыла –

на даче было это.

Пригорок Пушкино горбил

Акуловой горою,

а низ горы –

деревней был,

кривился крыш корою.

А за деревнею –

дыра,

и в ту дыру, наверно,

спускалось солнце каждый раз,

медленно и верно.

А завтра

снова

мир залить

вставало солнце ало.

И день за днем

ужасно злить

меня

вот это

стало.

И так однажды разозлясь,

что в страхе все поблекло,

в упор я крикнул солнцу:

«Слазь!

довольно шляться в пекло!»

Я крикнул солнцу:

«Дармоед!

занежен в облака ты,

а тут – не знай ни зим, ни лет,

сиди, рисуй плакаты!»

Я крикнул солнцу:

«Погоди!

послушай, златолобо,

чем так,

без дела заходить,

ко мне

на чай зашло бы!»

Что я наделал!

Я погиб!

Ко мне,

по доброй воле,

само,

раскинув луч-шаги,

шагает солнце в поле.

Хочу испуг не показать –

и ретируюсь задом.

Уже в саду его глаза.

Уже проходит садом.

В окошки,

в двери,

в щель войдя,

валилась солнца масса,

ввалилось;

дух переведя,

заговорило басом:

«Гоню обратно я огни

впервые с сотворенья.

Ты звал меня?

Чаи гони,

гони, поэт, варенье!»

Слеза из глаз у самого –

жара с ума сводила,

но я ему –

на самовар:

«Ну что ж,

садись, светило!»

Черт дернул дерзости мои

орать ему, –

сконфужен,

я сел на уголок скамьи,

боюсь – не вышло б хуже!

Но странная из солнца ясь

струилась, –

и степенность

забыв,

сижу, разговорясь

с светилом постепенно.

Про то,

про это говорю,

что-де заела Роста,

а солнце:

«Ладно,

не горюй,

смотри на вещи просто!

А мне, ты думаешь,

светить

легко?

– Поди, попробуй! –

А вот идешь –

взялось идти,

идешь – и светишь в оба!»

Болтали так до темноты –

до бывшей ночи то есть.

Какая тьма уж тут?

На «ты»

мы с ним, совсем освоясь.

И скоро,

дружбы не тая,

бью по плечу его я.

А солнце тоже:

«Ты да я,

нас, товарищ, двое!

Пойдем, поэт,

взорим,

вспоем

у мира в сером хламе.

Я буду солнце лить свое,

а ты – свое,

стихами».

Стена теней,

ночей тюрьма

под солнц двустволкой пала.

Стихов и света кутерьма –

сияй во что попало!

Устанет то,

и хочет ночь

прилечь,

тупая сонница.

Вдруг – я

во всю светаю мочь –

и снова день трезвонится;

Светить всегда,

светить везде,

до дней последних донца,

светить –

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

и солнца!

 

1920 год

 

Соне: Внутрь «Необычного происшествия» или сразу после него плакат Маяковского – окно Гавлитпросвета № 35.

 

Прозаседавшиеся

 

Чуть ночь превратится в рассвет,вижу каждый день я:Кто в глав,кто в ком,кто в полит,кто в просвет,расходится народ в учрежденья.Обдают дождем дела бумажные,чуть войдешь в здание:отобрав с полсотни –самые важные! –служащие расходятся на заседания. Заявишься:«Не могут ли аудиенцию дать?Хожу со времени она». –«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать –объединение Тео и Гукона». Исколесишь сто лестниц.Свет не мил.Опять:«Через час велели придти вам.Заседают:покупка склянки чернилГубкооперативом». Через час:ни секретаря,ни секретарши нет –голо!Все до 22-х летна заседании комсомола. Снова взбираюсь глядя на ночь, на верхний этаж семиэтажного дома. «Пришел товарищ Иван Ваныч?» – «На заседании А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома». Взъяренный,на заседаниеврываюсь лавиной,дикие проклятья дорогой изрыгая.И вижу:сидят людей половины.О дьявольщина!Где же половина другая?«Зарезали!Убили!»Мечусь, оря.От страшной картины свихнулся разум.И слышуспокойнейший голосок секретаря:«Оне на двух заседаниях сразу.В деньзаседаний на двадцатьнадо поспеть нам.Поневоле приходится раздвоиться.До пояса здесь,а остальноетам». С волнения не уснешь.Утро раннее.Мечтой встречаю рассвет ранний:«О, хотя быещеодно заседаниеотносительно искоренения всех заседаний!» 1922 год

Б

1. С какой целью в стихотворениях используются диалоги? При ответе на вопрос, опирайтесь на текст произведений.

2. Сравните лирических героев стихотворений. Чем они различаются? Чем похожи?

3. Приведите примеры гипербол, метафор, олицетворения в стихотворениях. Раскройте их роль.

4. Расскажите об особенностях поэтического синтаксиса в лирике Маяковского. Какова роль восклицательных предложений в этих стихотворениях?

 

-------------------------

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» написано в 1920 году. Шли первые послереволюционные годы, в стране еще продолжалась гражданская война, царила разруха, начинался голод. Молодое государство остро нуждалось в поддержке и пропаганде своих идей, и с этой целью в Москве при Российском телеграфном агентстве были созданы «Окна РОСТА»: в центре города в витрине бывшего магазина были вывешены плакаты на злобу дня. В 1919-1922 годах в «Окнах РОСТА» много работал Маяковский, создав в общей сложности более пятисот плакатов. Эта трудная, повседневная работа сочинителя плакатов и лозунгов, очень нужных для молодой страны, утомляла Маяковского и вызывала сомнение: не растрачивает ли он себя как поэт, отдавая свой талант и время? Ответ на этот традиционный вопрос о назначении поэта и поэзии Маяковский дает в стихотворении «Необычайное приключение…».

Следуя традициям Пушкина, Лермонтова, Некрасова, поэт прибегает к сравнению роли поэта с действием природных сил, поддерживающих жизнь на земле. Так, Пушкин сравнивает силу человеческого разума и таланта с сиянием солнца и восклицает:

Ты, солнце святое, гори!

(«Вакхическая песня», 1825)

Основным в стихотворении является прием фантастики: лирический герой зовет солнце к себе на чай и оно откликается на приглашение. Поэт не просто использует фантастическое допущение, он делает это настолько мастерски, что ситуация кажется почти правдоподобной. Сначала Маяковский объединяет два устойчивых речевых выражения: «солнце заходит» и «человек заходит в гости». Таким образом, заход солнца утрачивает свое небесное значение, и солнце запросто заходит к человеку на землю. Солнце впервые нарушило свой вечный круг вращения ради человека, что показано благодаря приему олицетворения: оно зашагало по небу своими лучами, вот проходит садом, озаряя его жарким взглядом, его огромное тело-масса просачивается во все щели и отверстия дома и разговаривает, как и должно грузному существу, басом.

«Необычайное приключение…», как и вся необычная поэзия Маяковского, требовали от поэта поиска новых художественных средств для выражения поэтических идей. Маяковский часто разбивает традиционную строку и выстраивает стихи в лесенку, чтобы нужные слова и выражения были выделены, звучали особо, отдельно. Например:

А мне, ты думаешь,

светить

легко?

Здесь, с одной стороны, проявляются важные для смысла стихотворения слова «светить» и «легко», а с другой – передается разговорная, непринужденная и дружеская интонация беседы героев, солнца и человека. Особенностью поэтического языка Маяковского является также использование большого числа неологизмов– слов и словосочетаний, созданных самим поэтом для придания поэтическим выражениям дополнительной точности и выразительности: «взорим», «тупая сонница», «светаю», «день трезвонится».

Конец стихотворения примиряет внутренние противоречия поэта-лирического героя: солнце, как и поэт в «Окнах Роста», выполняет свою ежедневную, будничную, но жизненно важную работу. Поэтому оба должны

светить –

и никаких гвоздей!

Вот лозунг мой –

и солнца.

-----------

Стихотворение «Прозаседавшиеся» написано в 1922 году. В это время формировалась государственная система советского государства, управление хозяйственной жизнью, работа учреждений и организаций. Страну захлестывает лавина бесконечных заседаний, приводящих всю административную и хозяйственную деятельность к бессмыслице и абсурду. Стихотворение вызвало своей актуальностью большой отклик: оно было напечатано в центральной газете «Известия» и о нем высоко отозвался глава государства Владимир Ильич Ленин: «…давно я не испытывал такого удовольствия с точки зрения политической и административной… Не знаю, как насчет поэзии. А насчет политики ручаюсь, что это совершенно правильно».

Смысл стихотворения выражается благодаря кольцевой композиции, то есть композиции, охватывающей все содержание произведения:оно начинается с описания раннего утра («Чуть ночь превратится в рассвет») и заканчивается теми же слова («Утро раннее. // Мечтою встречаю рассвет ранний»). С помощью этого приема создается впечатление нескончаемого круговорота времени и бесконечного повторения одного и того же бессмысленного дня. И единственным средством остановить этот абсурд становится мечта об «искоренении всех заседаний».

Маяковский строит свое стихотворение на приемах фантастики и гротеска. В основе приема фантастики, как вы помните, лежит использование в произведении образов нереального мира. Гротеск – это прием, представляющий собой искажение форм и сути реального мира до такой степени, что он приобретает фантастический характер. Так, например, повестка дня одного из описываемых в стихотворении заседания – «покупка склянки чернил» – неправдоподобна, гротескна, а использован этот прием, чтобы показать ничтожность этих бесконечных заседаний. Приемы гротеска и фантастики тесно связаны между собой. Например, эпизод, в котором люди разрываются на две половины, чтобы поспеть сразу на два заседания, изображает нереальную ситуацию, развитую из гротескного положения вещей.

Стихотворение «Прозаседавшиеся», как и большинство поэтических произведений Маяковского, написано лесенкой, в нем много неологизмов, разговорных выражений и интонаций. Оно представляет собой нервный, сбивчивый монолог лирического героя, доведенного до отчаяния.

 

В

1. Докажите, что оба прочитанных вами стихотворения принадлежат перу поэта-футуриста.

2. Можно ли считать эти стихотворения сатирическими? Обоснуйте свою точку зрения. При ответе на вопрос вспомните, что вам известно о сатире как способе отражения действительности.

3. Какое утверждение, на ваш взгляд, верно: в стихотворениях Маяковского преобладают доверительные интонации общения с читателем или Маяковский – это прежде всего поэт-трибун? Обоснуйте свою точку зрения, опираясь на текст произведений.

 

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ:

· Лирика Пушкина и Маяковского: отрицание традиций или их развитие?

Организуйте дискуссию. В ходе подготовки к дискуссии разделитесь на группы и подберите аргументы (основанные на анализе текстов), разделяя одну из точек зрения:

- Б. Пастернак ставил в один ряд В. Маяковского и С. Есенина по принципу схожести их романтического мировосприятия;

- ряд критиков резко противопоставляет поэтов по идейному содержанию и стилистическим особенностям их лирики.

В ходе дискуссии сделайте обобщение на тему: «Есенин и Маяковский: соратники или антагонисты».

 

 

Александр Александрович Блок

Портрет

(1880-1921)

А

Исследователь творчества А.А.Блока писал: «В литературном отношении Блок был просвещенный консерватор. Во всем, что касалось вопросов стиля, ритмики, образности, он был удивительно осторожен: ни одного открытого разрыва с прошлым». Согласны ли вы с утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на вопрос.

----------------------

Александр Александрович Блок – русский поэт. Блок родился в Петербурге в высокообразованной и культурной семье. Отец Блока – профессор права Варшавского университета А.Л.Блок, мать – потомственная дворянка. Воспитывался будущий поэт в семье деда по матери А.Н.Бекетова. В доме Бекетовых царила атмосфера литературы, науки, культуры, и Блок впитал ее в себя еще мальчиком. В семье поощрялись детские стихи Блока, тем более что в истории семьи Бекетовых были сильны литературные традиции и дружеские отношения с Ф.М.Достоевским, М.Е.Салтыковым-Щедриным, семьями Боткиных, Тютчевых и другими выдающимися деятелями русской культуры.

Блок получил хорошее образование. В 1891-1898 годах он учился во Введенской гимназии в Петербурге, затем три года на юридическом факультете Петербургского университета. Окончательно осознав свое литературное призвание, Блок в 1901 году переходит на филологический факультет университета, который заканчивает в 1906 году. За годы учебы Блок выдвинулся в ряд первых русских поэтов, он примыкает к течению символизм, сходится с известными символистамиЗ.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковским, В.Я.Брюсовым, К.Д.Бальмонтом. Тесная дружба связывает в эти годы Блока с лидером младших символистов Андреем Белым. В 1903 году Блок выпускает свой первый сборник стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме», посвященных жене поэта – Любови Дмитриевне Менделеевой, дочери великого русского ученого Д.И.Менделеева.

После окончания университета Блок продолжает писать стихи, создает литературоведческие работы о творчестве А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского и других русских писателях, принимает активное участие в литературно-общественной жизни России. Творчество Блока выходит за пределы символизма, становится шире и по содержанию, и по самобытности поэтической манеры. Каждая новая книга поэта несла в себе новую грань видения мира. Так, во втором сборнике стихов («Нечаянная радость», 1907) поэт пытается осмыслить перемены в современной ему действительности, а сборник любовной лирики («Снежная маска», 1907) посвящен слиянию стихии и страсти в душе человека. В стихотворениях этого сборника идеальный образ любви меняется: Блок пишет о земных чувствах.

Помимо постоянной темы поэзии Блока – темы любви, усложнявшейся на всем протяжении его творчества, ведущими в его зрелой поэзии становятся также темы судьбы, искусства, родины. Блок создает поэтические шедевры о любви «Незнакомка» (1906), о родине «Россия» (1908), цикл «На поле Куликовом» (1909), философские поэмы о судьбе, истории и жизни «Соловьиный сад» (1915) и «Возмездие» (1908-1913). В разгар первой Мировой войны, в 1916-1917 годы, Блок служит в армии. Февральская и Октябрьская революции в России вызвали у поэта творческий подъем: грандиозные исторические события и глубокие раздумья выразились в поэмах «Двенадцать» (1918) и «Скифы» (1918). В 1921 году Блока поражает тяжелое заболевание сердца, приведшее к смерти поэта 7 августа того года.

 

Символизм– течение в русской поэзии конца XIX – начала XX веков, из которого вышли такие заметные течения в поэзии, как акмеизм, футуризм и позже имажинизм. Поэты-символисты стремили отразить в своих стихотворениях не только видимую и осязаемую действительность, но и мир, стоящий за ней – бесплотный мир мысли и духа. Поэтому главным поэтическим средством в символизме становилось слово-символ, способное назвать явления обоих миров – реального и представляемого.

Б

1. Как воспитание, образование, обстановка в семье Блока повлияли на формирование его характера, отношения к миру, творческих предпочтений.

2. В чем главная особенность символизма как поэтического направления?

3. Перечислите основные темы поэзии Блока.

 

Поэзия А.А.Блока

Блок разделял свое творчество на три периода. Первый он назвал «теза», к нему относятся стихотворения 1900-1903 годов, в основном собранные в сборнике «Стихи о Прекрасной Даме». Для стихотворений этот периода характерны мистические настроения, идеальные чувства, философские размышления о Вечной Женственности, на которые повлияло учение русского философа и поэта, старшего современника Блока – Владимира Соловьева. Вот как отзывалось в лирике Блока ожидание встречи с вечной тайной – идеалом любви:

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо –

Все в образе одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо,

И молча жду, – тоскуя и любя…

(1901)

Следующие период (1904-1907) Блок назвал «антитезой». Мистические настроение предыдущего периода сменяются скептическим отношением к действительности. Так, например, в идеальном женском образе появляются земные, смертные мотивы, как в стихотворении «Незнакомка» (1906):

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 444.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...