Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Есть ли герой в лирическом стихотворении? 5 страница




Помимо предметных деталей важную роль в поэзии Ахматовой играют психологические детали, передающие оттенки чувств. В конце стихотворения героиня говорит:

И если в дверь мою ты постучишь,

Мне кажется, я даже не услышу.

Героиня говорит, что она, наконец, достигла своей цели: она забыла свои прошлые переживания, ее жизнь заполнена иными впечатлениями, она не хочет больше встречать своего прежнего возлюбленного. Однако слова «мне кажется» показывают зыбкость ее нового состояния, героиня желает, но не может до конца забыть прошлое. Вот почему она долго бродит вечерами, чтобы физической усталостью «утомить ненужную тревогу» в душе.

----------

Стихотворение «Я пришла к поэту в гости…» посвящено самому известному поэту тех лет – Александру Блоку, поэзия которого очаровывала Ахматову, а сам поэт был для нее образцом творческой духовной личности.

Лирическая героиня описывает свой приход к Блоку не как обычный визит, а как событие, которое словно выпадает из повседневного течения времени. В начале стихотворения назван сам факт, имевший место в прошлом:

Я пришла к поэту в гости.

Однако это не просто один из многих случаев в жизни, и поэтесса словно останавливает движение времени в стихотворении: она описывает встречу с поэтом как происходящую в настоящий момент. Таким образом, читатель как будто получает приглашение увидеть все своими глазами.

Точно названо время, в которое попадает читатель:

Ровно полдень. Воскресенье.

Слово «ровно» означает, что героиня пришла заранее и ждала, когда наступит назначенное время. Слово «воскресенье» указывает на особый, праздничный день встречи. Тишину «просторной комнаты», в которой произошла встреча, окружает зимний пейзаж, созданный подобно живописному полотну. На эту «картину» поэтесса наносит морозные краски: «малиновое солнце», «сизый дым», – создавая тем самым атмосферу русской зимней природы.

В стихотворении не приведено ни одного слова из беседы поэта и лирической героини, ее суть понятна по создаваемому портрету поэта: «хозяин молчаливый» (подчеркнута ценность его редких слов), «ясно смотрит» (отмечена глубина и мудрость его взгляда), «у него глаза такие» (передана необыкновенность его личности). И завершается стихотворение обращением к будущему: «Но запомнится беседа». Так событие встречи с поэтом описано как вневременное: в прошлом, настоящем и будущем.

Стихотворение посвящено Александру Блоку, но в тексте произведения его имя не упоминается – он назван поэтом. Лирическая героиня приходит не к частному человеку, а к Творцу поэтического слова.

 

В

1. Почему, на ваш взгляд, первое стихотворение названо «песней»? Обоснуйте свою точку зрения.

2. Подумайте, почему в стихотворении «Я пришла к поэту в гости…» отсутствует рифма. Обоснуйте свою точку зрения.

3. Согласны ли вы с утверждением, что в поэзии Ахматовой всегда изображается движение, изменение состояния лирической героини? Подтвердите свою точку зрения анализом прочитанных стихотворений.

4. Чем похожа героиня лирики Ахматовой на героинь предшествующей поэзии, чем отличается от них? Иллюстрируйте свой ответ текстами стихотворений.

 

Е

Как вы понимаете слова критика о поэзии Ахматовой: «Лаконизм стал принципом построения. Лирика утеряла как будто свойственную ее природе многословность. Все сжалось – размер стихотворений, размер фраз. Сократился даже самый объем эмоций или поводов для лирического повествования»? Приведите примеры, подтверждающее или опровергающие это высказывание.

 

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ

· Поэтический диалог: «Я пришла к поэту в гости…» А.А.Ахматовой и «Красота страшна» – Вам скажут…» А.А.Блока.

· Роль антитезы в лирике А.А.Ахматовой.


Борис Леонидович Пастернак

Портрет

(1890-1960)

А

I. Исследователь творчества Б.Л.Пастернака писал, что в поэзии Пастернака «уравнены в правах: человек, природа, повседневность, история, вечное, личное, революционное, народное. Устанавливалось вселенское родство и героических, и самых будничных проявлений жизни». Согласны ли вы с утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на этот вопрос.

II. Найдите в материалах раздела ответы на вопросы:

1. Приведите пример того, как в одном стихотворении Пастернак объединяет, казалось бы, несовместимые образы?

2. Что можно сказать об особенностях мировоззрения поэта на этом основании?

3. Как указанная выше особенность лирики Пастернака воплощается в преобладании метонимий в его текстах?

 

------------------------

 

Борис Леонидович Пастернак – русский поэт, прозаик, переводчик. Родители Пастернака были известными деятелями искусства своего времени. Отец, Л.О.Пастернак, был художником, автором ряда известных портретов, среди которых портреты и зарисовки Л.Н.Толстого, композитора А.Н.Скрябина, ученого А.Эйштейна и других, он создал ряд прекрасных иллюстраций произведениям Толстого и Лермонтова, был педагогом и академиком живописи. Мать – известная пианистка Р.И.Кауфман, концентрировала в Москве и крупных городах Европы, а также преподавала в Одесском филиале Петербургской консерватории. Брат и сестры Пастернака также были связаны с искусством и наукой. В доме Пастернаков бывали близкие семье известные представители культуры и искусства. Творческая атмосфера, царившая в семье Пастернаков, предопределила его увлечение искусством и интеллектуальной деятельностью.

В юности Пастернак, имевший разнообразные способности, не мог сразу определить свое истинное призвание. Поначалу, еще учась в московской гимназии, он увлекся рисованием, и в то же время его интересовала ботаника. С 1903 года под влиянием выдающегося русского композитора А.Н.Скрябина Пастернак шесть лет занимался музыкальной композицией, однако не решился связать свое профессиональное будущее с музыкой. В гимназические годы Пастернак много читает, особенно его увлекает романтическая литературавремени и поэзия младших символистовА.Белого и А.Блока. В 1908 году Пастернак с отличием окончил гимназию и поступил в Московский университет. Но и здесь он тоже не сразу определил специальность: после года учебы на юридическом факультете Пастернак он перешел на философское отделение историко-филологического факультета, которое закончил в 1913 году с дипломом I степени.

Первые литературные опыты Пастернака относятся к 1909-1910 годам: еще как начинающий музыкант Пастернак начинает посещать литературный кружок который собирался у одного из московских поэтов, Ю.П.Анисимова. Литературный дебют Пастернака состоялся в 1913 году, когда он опубликовал пять стихотворений в коллективном поэтическом сборнике «Лирика». Первые годы литературной деятельности Пастернака прошли в поисках новых форм в поэзии, борьбе за утверждение своих эстетических взглядов, полемике и сотрудничестве с разными ветвями футуристов. Наибольшее впечатление на Пастернака в те годы производит самобытная, искренняя поэзия Маяковского. По мнению выдающейся русской поэтессы Марины Цветаевой, Маяковский и Пастернак в 1920 годы были первыми русскими поэтами (статья «Эпос и лирика современной России»).

Лирическое творчество Пастернака нашло выражение в различных поэтических сборниках, среди которых выделяются «Сестра моя жизнь» (1917-1922), «Второе рождение» (1930-1931), «Когда разгуляется» (1956-1959). В них собраны острые впечатления молодости, отражен опыт зрелого восприятия жизни, поздние размышления поэта. Значительной вехой в творчестве Пастернака стал роман «Доктор Живаго», который он создавал в 1946-1955 годах. В образе главного героя, врача Юрия Живаго, писатель воссоздал духовный облик своего современника, свидетеля и участника драматических событий в России первой половины XX века. За роман «Доктор Живаго» Пастернаку в 1958 году была присуждена Нобелевская премия по литературе, от которой он вынужден был отказаться по политическим соображениям.

 

Б

1. Расскажите, как атмосфера в семье предопределила творческую судьбу Пастернака.

2. Что сближало поэзию Маяковского и Пастернака?

3. Расскажите, что вам известно о традиции вручения Нобелевской премии (при подготовке ответа обратитесь к энциклопедиям или Интернету). Кто из русских писателей, кроме Пастернака, был удостоен этой награды?

 

Лирика Б.Л.Пастернака

В первых стихотворениях Пастернака проявились его изобразительные и музыкальные способности, поэтому словесные тексты обогащались звуками и мелодией, пластикой и рельефностью красок. Например, в самом известном раннем стихотворении Пастернак пишет:

Февраль. Достать чернил и плакать!

Писать о феврале навзрыд,

Пока грохочущая слякоть

Весною черною горит.

Обратите внимание на цветовой контраст в первой строке: белое и черное, снег и чернила. Весна приходит в город, снежные улицы превращаются в слякоть под грохотом повозок и экипажей – город наполняет громкая радостная симфония весны. Ливень чувств и прилив творческого вдохновения («плакать» – «писать навзрыд») сливаются с дышащей жизнью черной землей и звонким весенним воздухом. В ранней поэзии Пастернак часто использует прием метонимии, при котором перенос признаков изображаемых предметов осуществляется не по принципу сходства, как в метафоре, а по принципу смежности. Например, в выражении «грохочущая слякоть» грохочет не слякоть, это звук проезжающих по улице колес, который как бы передается перемалываемой ими снежной жиже.

Характерной чертой поэзии Пастернака является соединение образов из разных сфер действительности. Например, стихотворение «Импровизация» (1916) начинается переплетением двух образных рядов: стаи чаек и черно-белых клавиш рояля, вдохновенное касание рукой клавиш и кормление птиц:

Я клавишей стаю кормил с руки

Под хлопанье крыльев, плеск и клекот.

Это сопоставление получает в стихотворении развитие в ночном пейзаже, в котором соединяются материальные и мысленные образы.

Любовная лирика Пастернака всегда насыщена сильными чувствами и зримыми, осязаемыми образами. В ней много изначальной, почти первобытной страсти к жизни, как в стихотворении из сборника «Сестра моя – жизнь»:

Любимая – жуть! Когда любит поэт,

Влюбляется бог неприкаянный

И хаос опять выползает на свет,

Как во времена ископаемых.

Зрелое отношение к любви появляется в сборнике «Второе рождение». В одном из своих самых известных стихотворений Пастернак рассуждает о том, что истинная любовь, возможно, должна быть простой, что чудо – это само чувство, которое нельзя объяснить, но в котором заключена тайна бытия. Стихотворение может показаться остроумно-шутливым, однако мысль поэта вполне серьезна:

Любить иных – тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Важное место в лирике Пастернака занимает тема творчества. Поэта прежде всего занимают отношения творческой личности и мира, ответственность художника за свое слово, долг человека перед людьми и обществом. Эта проблематика носит философский и социальный характер. Таково, например, стихотворение «Гамлет» («Гул затих. Я вышел на подмостки…»), в котором звучит тема человека: поэта, актера, Гамлета, – проходящего свой тернистый путь на земле. В сборнике «Второе рождение» выделяется стихотворение о мощи поэтического вдохновения – «О, знал бы я, что так бывает…» Одним из центральных стихотворений последнего сборника Пастернака – «Когда разгуляется» – стало стихотворение «Быть знаменитым некрасиво…», в котором обнажена этическая суть отношений поэта и общества.

Заканчивается сборник стихотворением «Единственные дни», и его последние две строки могут служить девизом всей поэзии Пастернака. Первая из строк говорит о вечности жизни, вторая – о вечности любви:

И дольше века длится день,

И не кончается объятье.

Б

1. Чем различаются метафора и метонимия? Приведите примеры обоих этих средств художественной выразительности.

2. В чем заключается главная характерная черта поэзии Пастернака.

3. Перечислите ведущие темы лирики Пастернака.

 

------------------------

А.

Читая стихотворения, подумайте, какая тема их объединяет?

 

* * *

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью – убивают,

Нахлынут горлом и убьют!

 

От шуток с этой подоплекой

Я б отказался наотрез.

Начало было так далеко,

Так робок первый интерес.

 

Но старость – это Рим, который

Взамен турусов и колес

Не читки требует с актера,

А полной гибели всерьез.

 

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба.

1932 год

 

* * *

Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

 

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех.

 

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

 

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

 

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги.

 

Другие по живому следу

Пройдут твой путь за пядью пядь,

Но пораженья от победы

Ты сам не должен отличать.

 

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

1956 год

А

1. Анализируя стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…», покажите роль метафор и метонимий в поэтическом воплощении идеи беззаветного служения искусству, «гибели всерьез».

2. Выделите эпитеты в этом стихотворении. В чем особенность их использования Пастернаком? Сделайте вывод из своих наблюдений.

3. Как вы думаете, почему стихотворение начинается с развернутого риторического восклицания? Обоснуйте свою точку зрения.

4. Каким вы представили себе лирического героя стихотворения «Быть знаменитым некрасиво…»? Почему, на ваш взгляд, стихотворение построено не как повествование от первого лица, а как обращение ко второму лицу? Как вы думаете, к кому именно обращено стихотворение? Обоснуйте свою точку зрения.

5. Найдите повторы в этом стихотворении. Как они связаны с ведущей поэтической идеей?

6. Найдите в стихотворении метафоры и объясните их роль.

 

----------------

 

Стихотворение «О, знал бы я, что так бывает…» написано в пору творческой зрелости автора, в нем поэт со всей полнотой выразил свое понимание связи художника и его творения. Это понимание выражено в стихотворении через три стадии познания: личный опыт – рассуждение – обобщение. В первых двух строфах лирический герой восклицает, что создание поэзии не простое сложение слов, это действо губительное для того, кто решился говорить правду:

Строчки с кровью – убивают.

Нахлынут горлом и убьют!

Каждый истинный поэт постигает истину творчества, провозглашенную А.С.Пушкиным в стихотворении «Пророк» (1826), писавшим о смертельном даре поэта «глаголом жечь сердца людей»:

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

<…>

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

Этого не знал молодой, начинающий поэт-лирический герой, но понял, ощутив, как рвутся у него из горла слова поэзии, святые и убийственные.

Далее следует рассуждение о том, что от зрелого художника творение требует полной самоотдачи, не «читки» своей «роли», а «гибели всерьез». Оно сравнивается с выступлением гладиатора на арене древнеримского Колизея.

В заключительной строфе лирический герой формулирует главный закон настоящей поэзии: только в строке, рожденной чувством, «дышат почва и судьба», то есть поэзия и жизнь становятся неразделимы. Только такая поэзия способна показать поэту, ее творцу, верность его жизненного пути, и в то же время, поэт, создающий истинную поэзию, – не самодовольный автор, а послушный раб, гибнущий за правду.

 

* * *

Тему самоотдачи поэта Пастернак продолжает в более позднем стихотворении «Быть знаменитым некрасиво…» Слово «некрасиво» надо понимать широко, поскольку оно включает в себя многие оттенки мысли поэта: некрасиво – это и нехорошо, и стыдно, и кичливо, и мелко. Стихотворение можно рассматривать и как поучение молодому художнику, и как напоминание самому себе. Так строки второй строфы:

Цель творчества – самоотдача,

А не шумиха, не успех.

Позорно, ничего не знача,

Быть притчей на устах у всех –

обращены к начинающим поэт, еще не испытавшим искушение успехом и славой и мечтающему о них. В этом Пастернак продолжает традиции русской поэзии. Так, А.С.Пушкин в сонете «Поэту» (1830) учит поэта быть верным своему делу, а не славе:

Поэт! не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум…

А финальные строки стихотворения Пастернака, безусловно, обращены к саму себе:

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

Смысл этих строк заключается в том, что поэзия жива, пока ее создатель не останавливается на достигнутом, не сочиняет строчки, складывая их из слов и рифм, а творит поэзию как жизнь. Пастернак провозглашает эту мысль как лозунг своего творчества, подобно тому, как соратник его поэтической молодости В.В.Маяковский писал о назначении поэта в стихотворении «Необычайное приключение…» (1920):

Светить всегда,

светить везде,

<…>

Вот лозунг мой –

и солнца!

В конце 1950 годов Пастернак возрождает идеалы поэзии, которые он усвоил в начале своего творческого пути, – идеалы Серебряного века русской поэзии. Например, поэт В.Я.Брюсов писал в своей заповеди «Юному поэту» (1896):

Только грядущее – область поэта!

А.А.Блок утверждал приверженность к жизни как источнику вдохновения:

Узнаю тебя жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита! (1907)

Голос лирического героя Пастернака совпадает с этими заповедями:

Но надо жить без самозванства,

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства,

Услышать будущего зов.

 

В

1. Как в творчестве Пастернака проявляется тема назначения поэта и поэзии?

2. Как тема назначения поэта и поэзии у Пастернака связана с предыдущей русской литературой и с творчеством поэтов – его современников?

 

 

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ:

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина, В.В.Маяковского и Б.Л.Пастернака

 

 


Николай Алексеевич Заболоцкий

Портрет

(1903-1958)

АI. Исследователь творчества Н.А.Заблоцкого писал: «Формулой творчества Заболоцкого стала провозглашенная им триада: мысль – образ – музыка». Согласны ли вы с утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на этот вопрос.

II. Размышляя над высказыванием исследователя, найдите в материалах раздела ответы на вопросы:

· Почему Заболоцкого относят к поэтам-философам? Какие проблемы нашли отражения в прочитанных вами стихотворениях Заболоцкого? Каков авторский взгляд на эти проблемы?

· В чем своеобразие образа героини в стихотворении «Некрасивая девочка»?

· Охарактеризуйте ритмический рисунок, интонации стихотворений. Какими способами они создаются?

· Как соотносятся содержание и особенности изобразительно-выразительных средств прочитанных вами стихотворений?

------------------------

Николай Алексеевич Заболоцкий – русский поэт. Родился под Казанью в трудовой семье интеллигентов: отец работал агрономом, мать была сельской учительницей. Детство Заболоцкого прошло в Вятской губернии, в селе Сернур, вблизи провинциального города Уржума. Учился будущий поэт сначала в сельской школе, затем с 1913 по 1920 годы в реальном училище, находившемся в его селе. После окончания училища Заболоцкий уезжает в Москву, где поступает в Московский университет сразу на два факультета – медицинский и филологический. В 1921 году молодой ищущий человек переезжает в Петроград и поступает в Педагогический институт им. А.И.Герцена, на отделение языка и литературы, окончательно определив свое призвание, который окончил в 1925 году.

После окончания института Заболоцкий служит в армии, а с 1927 года, после увольнения из армии получил место редактора в отделе детской книге, сотрудничает с детскими журналами «Еж» и «Чиж». В 1938 году в жизни Заболоцкого произошел драматический поворот: по ложному доносу в противогосударственном заговоре поэт был незаконно арестован и репрессирован. Пять лет Заболоцкий отбывал заключение в тюремных лагерях на Колыме, в 1943 году получил статус ссыльного поселенца и работал строителем на Дальнем Востоке, Алтае и в Казахстане.

В 1950 году Заболоцкий возвращается из ссылки и живет в Москве. Он много пишет, спешит наверстать безвозвратно утраченные годы. Однако невыносимая жизнь в лагере, тяжелые условия ссылки подорвали его здоровье: Заболоцкий в 1950 годы более и умирает в 1958 году от второго инфаркта.

 

Б

1. Вспомните, с творчеством кого из поэтов, современников Заболоцкого, вы знакомы.

2. Какие факты биографии Заболоцкого, на ваш взгляд, оказали наибольшее влияние на его творчество. Обоснуйте свою точку зрения.

 

Лирика Н.А.Заболоцкого

Интерес к литературе у Заболоцкого проявился уже в детские годы: известно, что в третьем классе сельской школы школьник «издавал» рукописный журнал, куда вписывал свои детские стихотворения. В годы учебы в Пединституте Заболоцкий сближается с группой молодых поэтов, сам сочиняет лирику, но его стихи еще слабые, результат поэтической деятельности, по выражению Заболоцкого, – «объемистая тетрадь плохих стихов». Первые настоящие стихотворения, в которых уже ощущалась индивидуальная поэтическая манера, Заболоцкий пишет в 1926-1927 года во время службы в армии.

Активный творческий период начался с работы в отделе детской книги: Заболоцкий выпускает книги для детей в стихах и прозе «Резиновые головы», «Змеиное молоко», пишет в журналах «Еж» и «Чиж». К этому времени относятся его творческие связи с известными поэтами Даниилом Хармсом и Александром Введенским. За десятилетие творческой деятельности, предшествовавшей аресту в 1938 году Заболоцкий становится Заболоцкий становится большим поэтом, он выпускает две книги стихотворений: «Столбцы» в 1929 году и «Вторая книга» (1937), пишет поэмы, создает переводы-пересказы для детей знаменитых произведений мировой литературы: «Гаргантюа и Пантагрюэля» французского писателя Франсуа Рабле, «Путешествия Гулливера» английского писателя Джонатана Свифта, « Легенду о Тиле Уленшпигеле» бельгийского писателя Шарля де Костера, поэму «Витязь в тигровой шкуре» грузинского поэта Шота Руставели. В эти годы Заболоцкий увлекается живописью и философией.

После лагерей и ссылки Заболоцкий создает ряд замечательных литературных произведений. Лирика Заболоцкого получает глубокий философский характер, в ней появляется трагическое звучание, вызванное тяжелыми впечатлениями прошлых лет. Заболоцкий также заканчивает полный перевод поэмы Руставели «Витязь в тигровой шкуре» и делает один из лучших переводов величайшего памятника древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве».

Одними из самых известных стихотворений Заболоцкого являются стихотворения «Некрасивая девочка»(1955) и «Не позволяй душе лениться» (1958). Эти стихотворения относятся к философской лирике поэта, особенностью содержания которой была обычная, будничная жизнь. Заболоцкий поднимает такие значимые философские темы, как жизнь человека и его душа или природа красоты, обращаясь к повседневной действительности. Например, он пишет стихотворение «Некрасивая девчонка, словно глядя из окна на играющих во дворе соседских детей, а в стихотворении «Не позволяй душе лениться» лирический герой размышляет о душе человека, ее укреплении в труде и постоянной жизненной заботе.

 

Б

1. Назовите основные темы и проблемы его творчества Заболоцкого.

2. Почему многие стихотворения Заболоцкого характеризуются трагическим пафосом?

--------------------------

 

А.

Прочитайте два стихотворения Заболоцкого. Какой поэтический образ объединяет эти тексты?

Некрасивая девочка

 

Среди других играющих детей

Она напоминает лягушонка.

Заправлена в трусы худая рубашонка,

Колечки рыжеватые кудрей

Рассыпаны, рот длинен, зубки кривы,

Черты лица остры и некрасивы.

Двум мальчуганам, сверстникам ее,

Отцы купили по велосипеду.

Сегодня мальчики, не торопясь к обеду,

Гоняют по двору, забывши про нее,

Она ж за ними бегает по следу.

Чужая радость так же, как своя,

Томит ее и вон из сердца рвется,

И девочка ликует и смеется,

Охваченная счастьем бытия.

 

Ни тени зависти, ни умысла худого

Еще не знает это существо.

Ей все на свете так безмерно ново,

Так живо все, что для иных мертво!

И не хочу я думать, наблюдая,

Что будет день, когда она, рыдая,

Увидит с ужасом, что посреди подруг

Она всего лишь бедная дурнушка!

Мне верить хочется, что сердце не игрушка,

Сломать его едва ли можно вдруг!

Мне верить хочется, что чистый этот пламень,

Который в глубине ее горит,

Всю боль свою один переболит

И перетопит самый тяжкий камень!

И пусть черты ее нехороши

И нечем ей прельстить воображенье, –

Младенческая грация души

Уже сквозит в любом ее движенье.

А если это так, то что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

1955 год

 

Не позволяй душе лениться

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

 

Гони ее от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

 

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в черном теле

И не снимай с нее узды!

 

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя без жалости сорвет.

 

А ты хватай ее за плечи,

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

 

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

 

1958 год

 

-------------------------

Главный вопрос стихотворения «Некрасивая девочка» – это вопрос о сущности красоты:

<…> что есть красота

И почему ее обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, мерцающий в сосуде?

Поэт увидел явление, поразившее его, и привлекает к нему наше внимание. И прежде всего он обратил внимание не на внешность девочки, а на ее восторг с которым она бегает вслед за мальчишками, разделяя их радость по поводу купленных велосипедов. В этой радости нет никакого эгоизма, нет зависти, нет навязчивости и просьбы покататься самой. Это чистое чувство, девочка радуется, потому что жизнь так интересна, так прекрасна и потому, что хорошо другим. Маленькая девочка одарена великой способностью чувствовать счастье и быть счастливой – самое высокое свойство человеческой души.

Стихотворение построено по принципуконтраста, антитезы: красота душа девочки чудесна, но сама она некрасива. Что случится с девочкой, когда она вырастет и узнает, что на нее не обращают внимание из-за непривлекательной внешности, что подруги удачливее ее? Поразит ли ее сердце это открытие, исчезнет в ней чистая радость жизни, появятся ли в душе зависть и ожесточенность? Эти мысли тревожат автора, и он передают их нам в свое лирическом обращении. И вопрос не только в противоречии внешности и внутреннего мира девочки, вопрос в том, чтобы люди умели распознавать настоящую красоту и беречь.

Стихотворение «Не позволяй душе лениться» – это, казалось бы, наказ читателю: оно так начинается, так развивается и так заканчивается. Главными в нем являются слова: «не позволяй», «душа обязана», – глаголы в повелительном наклонении, поучение, то есть поэтический императив.Однако стихотворение надо понимать не только как обращение к читателю – оно направлено прежде всего к себе, напоминание себе и каждому, что такое жизнь, душа и труд.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 566.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...