Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Есть ли герой в лирическом стихотворении? 4 страница




И в кольцах узкая река.

В этот период в лирике Блока появляется социальная проблематика, вызванная наблюдениями поэта над жестокими условиями жизни простых рабочих. Эта тема ярко выражена в тяжелом, мрачном стихотворении «Фабрика» (1903), написанном на стыке двух периодов творчества и отражающем предчувствие Первой русской революции. Блок так пишет об обманутых рабочих:

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в желтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

Зрелый период своего творчества Блок назвал «синтеза»: в нем разрозненные темы объединяются в единое целое – тему судьбы России, ее прошлого, настоящего и будущего. Самым показательным произведением для темы России явился цикл стихотворений «На поле Куликовом» (1908). В нем утверждается нерасторжимая внутренняя связь современного человека с древней историей своей страны, с Русью. Поразительно, что Блок пишет о сражении 628-летней давности так, словно он сам является его участником. Куликовская битва произошла в день рождения Богородицы, покровительницы русского народа, воплотительнице его души. Во втором стихотворении цикла изображается, как Она ночью сходит на русское войско, чтобы защитить его в предстоящей роковой схватке:

И с туманом, над Непрядвой спящей,

Прямо на меня,

Ты сошла в одежде свет струящей,

Не вспугнув коня.

<…>

И когда наутро тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

Вера в будущее России провозглашается в последних поэмах Блока – «Двенадцать» (1918) и «Скифы» (1918). В поэме «Скифы» Блок утверждает особую судьбу русского народа, его самобытность, мощь и миролюбие:

Придите к нам! От ужасов войны

Придите в мирные объятья!

Пока не поздно – старый меч в ножны,

Товарищи! Мы станем братья!

Поэма «Двенадцать» – вершина поэзии Блока. В ней поэт с большой поэтической выразительностью показал стылый мрак и пронизывающий мороз, глухую вражду и смуту в умах и сердцах людей, неукротимую стихию революционного времени. Но главная, итоговая мысль поэта такова: что бы ни происходило на земле, через тьму и ужасы жизни к добру и свету человека ведет Бог:

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз –

Впереди Иисус Христос.

 

Б

1. Объясните значение слов «мистика», «скептицизм» ( в случае необходимости обратитесь к словарям).

2. Выделите в прочитанном тексте предложения и фрагменты, в которых дается характеристика каждого этапа творчества Блока.

3. Подведите итог: в чем проявилось основное направление эволюции поэтического творчества Блока.

 

------------------

 

 

А. Прочитайте стихотворения. Попробуйте, не глядя на время создания, определить их принадлежность к тому или иному этапу творчества Блока. Обоснуйте свой выбор. Сравните ваши предположения с реальной датой создания стихотворений.

 

* * *

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех, забывших радость свою.

 

Так пел ее голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

 

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

Что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

 

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских Врат,

Причастный Тайнам, – плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

1905 год

 

* * *

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной стояло на столе.

 

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

 

Летели дни, кружась проклятым роем...

Вино и страсть терзали жизнь мою...

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою...

 

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

 

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла...

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла...

 

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Все миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

1908 год

 

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы росписные

В расхлябанные колеи...

 

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, –

Как слезы первые любви!

 

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

 

Пускай заманит и обманет, –

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

 

Ну что ж? Одной заботой боле –

Одной слезой река шумней

А ты все та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

 

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика!..

1908 год

Б

1. Какие средства ритмической организации стихотворения (размер, рифма) использованы Блоком в стихотворении «Девушка пела в церковном хоре…»?

2. Разделите стихотворение на смысловые части.

3. Выделите в стихотворении «О доблести, о подвигах, о славе…» эпитеты. Как они помогают выразить настроение и поэтическую идею стихотворения?

4. Укажите в стихотворении «О доблести, о подвигах, о славе…» повторяющиеся строки. Какова роль повторов в этом стихотворении?

5. Определите, какие приемы художественной выразительности использует Блок в стихотворении «Родина».

 

---------------------

Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре» написано в традиционной для ранней поэзии Блока манере: создается образ храма, копна света в провалах темноты, образ девушки в белом платье. Строки стихотворения льются как стремящаяся ввысь мелодия-песня: в первой строфе тема нарастает благодаря троекратной анафоре «о всех», вторая строфа объединяется созвучием союзов «так –и –и – как», голос девушки назван «летящим в купол», луч света соединяет ее с высью, в третьей строке анафорически повторяется союз «что», в последней – троекратное повторение союза «и» подготавливает итог, словно финальный музыкальный аккорд песни девушки.

Стихотворение разделено на три сферы, представленные тремя символическими образами-картинами. Девушка трогает сердца «сладким голосом» – просьбой о людях, странствующих и разуверившихся в жизни. Ее просьба летит высоту, в купол в свете луча. Люди «из мрака» в надежде внимают чуду и хотят верить в силу «тонкого луча», который возносит вверх их надежду. Они читают в своих сердцах, как в зеркале, отраженные надежды, кажущиеся сбывшимися. Для создания обманного эффекта Блок прибегает к приему обратного отражения: девушка поет об усталых странниках, ушедших кораблях, утративших радость, и прихожанам в церкви кажется, что радость будет, что корабли достигли гавани, усталые обрели светлую жизнь.

Таким образом, в стихотворении символически передается общее для человека отношение чувств «тревога – надежда». Человек всегда надеется и обманывается в своей надежде. Однако жажда смирить тревогу души сильнее боязни обмануться, и поэтому даже светлый купол храма внушает людям обманную надежду. Третья грань стихотворения – истина, то есть непостижимая для человека тайна, ведомая только младенцу. В том, что «никто не придет назад», не следует видеть разрушение надежд или жестокую правду действительности – в плаче ребенка лирический герой слышит милосердие и сострадание к людям, а значит и истинную надежду на счастье.

 

* * *

Стихотворение «О доблестях, подвигах, о славе» представляет собой яркий пример любовной лирики Блока. Стихотворение написано в годы бурных сердечных переживаний в жизни поэта и имеет биографическую основу. Как в случае, когда встреча Пушкина с Анной Керн в Михайловском, послужила импульсом к созданию лирического шедевра о сущности любви – «Я помню чудное мгновенье» (1825), так и разлад в любви и разлука с любимой в жизни Блока легли в основу лирической ситуации стихотворения «О доблестях, о подвигах, о славе...»

Стихотворение начинается с изображения плана прошлого – лирический герой вспоминает:

О доблестях, о подвигах, о славе

Я вспоминал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной стояло на столе.

Доблести, подвиги и слава – три ценности, к которым стремится человек в жизни. Доблести – это качества, наполняющие человека достоинством: талант, ум, сила, благородство, красота. Подвиги, такие как геройские поступки, научное открытие, исцеление больного, создание прекрасного произведения искусства, – свершения, делающие жизнь человека состоявшейся. Слава – людское признание, насыщающее человека гордостью. Эти ценности меркли, когда лирический герой был любим, он забывал о них при тихом свете любимого лица на фотографии в «простой оправе». Основная мысль этой части стихотворения заключается в том, что несмотря на привязанность человека к жизни, ее соблазны и искушения не важны, если у него есть любовь.

Во второй части стихотворения показано, как с утратой любви угасает интерес человека к жизни, подобно погружению «во мрак заточенья» из стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье». У Пушкина герой забыл «голос нежный», «прекрасные черты», лирический герой Блока «забыл прекрасное лицо». Различие между лирическими ситуациями стихотворений состоит в том, что причиной забвения у лирического героя Пушкина было время, жизненные тяготы и неспособность найти любовь в себе, а у Блока – личная драма героя, уход любимой. Из жизни героя Блока исчезает смысл, его существование погружается в пустоту:

Я крепко сплю. Мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла.

И, наконец, финальная часть стихотворения полностью снимает противопоставление между любовью и жизненными достижениями, описанное в первой части, когда любовь торжествовала над всеми устремлениями человека. В конце стихотворения лирический герой отказывается от жизненных ценностей, так жизнь его более не одухотворена любовью:

Уж не мечтать о подвигах, славе.

Все миновалось, молодость прошла,

Когда твое лицо в простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

Художественным достоинством поэзии Блока является точность и простота эпитетов, их смысловая направленность. Так выражение «горестная земля» вводит противопоставление «доблестей, подвигов, славы» и счастья любви, «простой оправы» фотографии. А определение в заключительной строке – «своей рукой» – говорит о печальном решении, к которому пришел лирический герой, своей волею отказываясь от ценностей жизни.

 

* * *

Стихотворение «Россия» построено по принципу контраста, резкого столкновения идей и образов. Уже в первой строфе сталкиваются времена: «годы золотые» и современность – это сопоставление было очень актуально для России начала XX века, сотрясаемой войнами, революциями и социальными катастрофами:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи.

Три стертых шлеи означают поэтическую аллюзию на образ Руси-тройки – символ необгонимого движения и мощи. Этот знаменитый образ был использован в конце поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души». Аллюзиязначит намек, указание, это прием, применяемый в литературном произведении. Завершает контраст соединение образов: «спицы росписные», которые вязнут в непроезжей грязи дороги. Это также повторяет мотивы дороги в гоголевской поэме. Три стертых шлеи представляет также почти ускользающий намек на три исторические принципа русской государственности – самодержавие, православие, народность. Так в первой строфе символически передается сложная проблематика времени, в ее культурном и историческом освещении.

Вторая строфа развивает образы и идеи стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина» (1841), в котором сопоставлены богатство, нищета и творчество русского народа:

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно…

Лирический герой Блока с глубокой печалью видит «нищую Россию», «серые избы», слышит надрывные «песни ветровые», однако для него эта печаль единоприродна самой сильной любви человека, состояние которой он называет «слезами первыми любви». В стихотворении появляются мотивы любовной лирики, которые разовьются в следующих строфах в тему любви к России.

Еще один важный для этого стихотворения художественный прием – олицетворение. В 3-5 строфах образ России-родины приобретает черты женского образа. Вначале Россия охарактеризована абстрактно:

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Затем судьба России сопоставлена с судьбой женщины:

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Глагол «затуманит» вводит в стихотворение развернутое олицетворение, почти полное отождествление природных и человеческих черт и образов:

А ты все та же – лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

Лицо русской прекрасной женщины проступает в природном ландшафте родной земли.

В последней строфе стихотворения рядом поставлены противоположные, даже несовместимые идеи и образы: «невозможное» – «возможно», «дорога долгая» – «легка», «пыль дорожная» – «мгновенный взор», «звенит» – «глухая песня». Этот прием в поэзии называется оксюморон(от греческого οξύμωρον – острая глупость) и заключается в соединении противоположных по смыслу понятий и определений, в результате чего возникают новые значения. Так поэтическая мысль последней строфы обобщает противоречивые состояния лирического героя, который скорбит за бедственное положение родины и одновременно любит ее непостижимой любовью, подобно лирическому герою Лермонтова в стихотворении «Родина». Поэтому использование приема оксюморона в финале стихотворения выражает непоколебимую веру в будущее России несмотря на все ее бедствия.

 

В

1. Покажите, какую роль в стихотворении «Девушка пела в церковном хоре…» играет прием контраста. Какими лексическими средствами он создается?

2. С какой целью Блок использует олицетворение в стихотворении «Родина»? Отвечая на вопрос, приведите примеры из текста стихотворения.

3. На примерах из текста стихотворения «Родина», покажите, как использование оксюморона помогает выразить сложные, противоречивые патриотические чувства лирического героя.

4. Можно ли утверждать, что все три прочитанных вами стихотворения – о любви? Обоснуйте свою точку зрения.

 

Д

Прочитайте отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души» и найдите в тексте стихотворения Блока «Родина» сходные мотивы и образы:

«Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню – кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнут в испуге остановившийся пешеход – и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. <…> Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. <…>»

 

Темы для самостоятельных исследовательских или проектных работ:

· Тема родины в стихотворениях М.Ю.Лермонтова и А.А.Блока

· Любовь в лирике А.С.Пушкина и А.А.Блока

 

 


Анна Андреевна Ахматова

Портрет

(1889-1966)

 

А

I. Исследователь творчества Ахматовой писал: «Ахматова не была новатором, но была хранительницей, а точнее – спасительницей классических традиций… Она сохранила в своем стихе Пушкина…» Согласны ли вы с утверждением исследователя? Читая тексты, включенные в данный раздел, соберите материал для устного (письменного) развернутого ответа на этот вопрос.

II. Размышляя над высказыванием исследователя, найдите в материалах раздела ответы на вопросы:

· Какие черты нового течения в поэзии нашли отражение в лирике Ахматовой?

· Какие темы стихотворений Ахматовой встречались вам и при изучении русской классической поэзии?

· Какие изобразительно-выразительные средства, используемые Ахматовой, вы не отмечали, анализируя произведения русской классической поэзии?

 

------------------------

 

Анна Ахматова (Анна Андреевна Горенко) – русская поэтесса. Ахматова родилась под Одессой, но детство и юность будущей поэтессы прошли в Царском Селе под Петербургом. В 1905 мать будущей поэтессы решила вернуться на юг, и девочка продолжила учебу в киевской гимназии, а затем на юридическом отделении Киевских высших женских курсов и историко-литературных курсах. В 1910 году Ахматова вышла замуж за известного русского поэта Николая Степановича Гумилева, расстрелянного в 1920 году за участие в контрреволюционном восстании. От этого брака у Ахматовой родился сын Лев, впоследствии видный ученый Лев Николаевич Гумилев.

Стихи Ахматова начала сочинять в 11 лет. По признанию поэтессы, она писала в юности «великое множество беспомощных стихов», однако в этом незрелом творчестве вырабатывался самобытный поэтический голос. Настоящие стихотворения стали получаться у Ахматовой в 1910-1912 годах, они и вошли в ее сборник стихотворений «Вечер». Вслед за первым сборником вышла вторая книга «Четки» (1914) и затем третья – «Белая стая» (1917). Эти дореволюционные книги принесли Ахматовой всероссийскую известность: она вошла в число лучших русских поэтов того времени наряду с Александром Блоком, Андреем Белым, Иннокентием Анненским, Николаем Гумилевым.

Становление Ахматовой как поэта проходило в эпоху бурного расцвета русской поэзии, в пору напряженного поиска новых поэтических форм и идей. Талантливые поэты объединялись в группы и создавали оригинальные течения в поэзии. Самым старшим из современных течений был символизм, к нему принадлежали Александр Блок и Андрей Белый. Однако к 1910 году символизм испытывает кризис, рождаются молодые течения, к которым примыкают новые поэты. Ахматову привлекает новое поэтическое течение – акмеизм, которое объединило таких поэтов, как Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Михаил Кузмин и других заметных поэтов. Вместе с акмеизмом существовали и другие течения: футуризм и имажинизм. Это плодотворное для русской поэзии время получило название «серебряный век» как продолжение золотого века поэзии времен Пушкина и Лермонтова.

Жизнь Ахматовой, поэтессы XX века, совпала с драматическими событиями в истории России, а позднее – Советского Союза: революции, две мировые войны, социальные потрясения, голод, террор. Тем не менее, Ахматова никогда не поддавалась искушению уехать, покинуть родину. «Не с теми я, кто бросил землю» – пишет поэтесса в 1921 году. Поэтесса мужественно переживала тяжелейшие годы Великой Отечественной войны, она встретила войну в блокадном Ленинграде, затем жила в Ташкенте и Москве. В эти непростые годы поэтессой были написаны многие стихотворения, исполненные глубокого патриотического пафоса. В конце жизни Ахматова так написала о своей судьбе и творчестве: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них – связь моя с временем, с новой жизнью моего народа <…> Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных».

 

Б

1. Свидетелем каких событий в истории России («событий, которым не было равных») была Ахматова? Какое отражение они нашли в жизни и творчестве поэтессы?

2. Объясните, почему период развития русской поэзии, которому принадлежала и лирика Ахматовой, называют серебряным веком? Назовите поэтов, чье творчество тоже относится к этому периоду.

 

Лирика А.А.Ахматовой

В начале творческой деятельности Ахматова присоединилось к литературному течению акмеизм, однако уже с первого сборника стихотворений она выделилась своей неповторимой манерой изображения внутреннего мира человека. Лирическая героиня ее любовной лирики отличается тонкой чувствительностью, изяществом душевных переживаний, особой грацией. Вот, например, она воображает себя превратившейся в русалку от несчастной любви:

Смотри, как глубоко ныряю,

Держусь за водоросль рукой…

или погружена в свои переживания:

Я на солнечном восходе

Про любовь пою,

На коленях в огороде

Лебеду полю.

 

или тоскует:

Я пришла сюда, бездельница,

Всё равно мне, где скучать!

Чувства героини Ахматовой отзываются в ее жестах, походке, поведении, в восприятии мира вокруг, – все словно бы слитно с ее переживаниями. Именно способность объединить внутреннюю жизнь человека и внешнюю действительность сделала Ахматову самобытной поэтессой. Постепенно в поэзии Ахматовой благодаря тонкому поэтическому анализу своей души развивалось глубокое понимание мира и человеческих отношений.

С особенной теплотой Ахматова пишет о местах своего детства и юности в стихотворениях «Все мне видится Павловск холмистый…» (1915) или «Царскосельская статуя» (1916), говорит о своей любви и верности родине – России в стихотворении «Мне голос был. Он звал утешно…» (1917). Тонкость любовных переживаний и мудрая ясность души отличают лирические шедевры Ахматовой «Песня последней встречи» (1911) и «Я научилась просто, мудро жить…» (1912).

Всего Анна Ахматова написала семь поэтических сборников. Зрелую поэзию поэтессы характеризует богатство и разнообразие тематики: это стихотворения о мирной жизни, судьбе, войне, страданиях и мужестве людей, о творчестве, родной земле, размышления о смысле жизни и мгновениях счастья.

 

Акмеизм – Акмеисты противопоставляли свою поэзию устаревавшему, по их мнению, течению символизма и считали, что художественный образ должен быть материальным, осязаемым, точным, как в реальной жизни.

 

Б

1. Назовите ведущий принцип акмеизма. Почему это поэтическое течение просуществовало недолго?

2. Найдите в прочитанном тексте ответ на вопрос: в чем особенность поэтического изображение душевных переживаний и чувств лирической героини в творчестве Ахматовой.

3. Перечислите основные темы ранней лирики Ахматовой? Какова тематика ее зрелой поэзии?

 

--------------------------

А

Прочитайте стихотворения. Какой вы представили себе лирическую героиню? Обратите внимание на настроение, преобладающее в этих произведениях?

 

Песня последней встречи

 

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

 

Показалось, что много ступеней,

А я знала – их только три!

Между кленов шепот осенний

Попросил: «Со мною умри!

 

Я обманут моей унылой,

Переменчивой, злой судьбой».

Я ответила: «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой...»

 

Эта песня последней встречи.

Я взглянула на темный дом.

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

1911 год

 

* * *

Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины желто-красной, Слагаю я веселые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озерной лесопильни. Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.

1912 год

 

* * *

Александру Блоку

Я пришла к поэту в гости.

Ровно полдень. Воскресенье.

Тихо в комнате просторной,

А за окнами мороз

 

И малиновое солнце

Над лохматым сизым дымом...

Как хозяин молчаливый

Ясно смотрит на меня!

 

У него глаза такие,

Что запомнить каждый должен,

Мне же лучше, осторожной,

В них и вовсе не глядеть.

 

Но запомнится беседа,

Дымный полдень, воскресенье

В доме сером и высоком

У морских ворот Невы.

1914 год

Б

1. Какие цветовые эпитеты преобладают в прочитанных вами стихотворениях. Каково их значение в каждом стихотворении и в «трилогии» в целом?

2. Какую роль играют элементы пейзажа в каждом стихотворении? Приведите примеры.

3. Как внутренний мир лирической героини в этих стихотворениях передается через внешние детали? Приведите примеры из текстов стихотворений.

4. Объясните, какую роль играют явные и скрытые диалоги в лирике Ахматовой. Приведите примеры из текстов стихотворений.

5. Что, на ваш взгляд, преобладает в этих стихотворениях: изображение определенных чувств или недосказанность? Обоснуйте свою точку зрения.

 

-------------------------

 

Стихотворение «Песня последней встречи» датировано поэтессой концом сентября 1911 года, и атмосфера стихотворения – слегка зябкий воздух, осенняя темнота, покрывающая оставленный дом, печальный шелест ветра в листьях – совпадает с горечью героини от расставания с любовью.

Психологическое состояние героини выражается через изображение ее физических ощущений, непроизвольных поступков, передающих ее растерянность. Героиню начинает охватывать отчаяние, но ее «шаги легки», словно она стремится скорее уйти, убежать от него. Ошибка героини:

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки

показывает ее смятение и, согласно примете, по которой правая сторона означает удачу, а левая – неудачу, предвещает перемену в жизни от счастья к несчастью.

Героиня хочет быстро оставить дом, но сделать это трудно, ведь это будет означать конец отношений с любимым. Она преодолевает только три ступени, а путь этот ей кажется долгим: «Показалось, что много ступеней…» Три ступени отделяют счастье и жизнь от одиночества и смерти, и тогда героине в осеннем шелесте ветра в листве кленов слышится жалобный голос, призывающий ее умереть. Всю свою нежность, теперь не нужную любимому, героиня выражает в ответе шелесту ветра:

<…> «Милый, милый!

И я тоже. Умру с тобой...»

Последняя строфа стихотворение отмечает окончательное расставание с возлюбленным. На мир опустилась темнота («Я взглянула на темный дом…»), он стал для нее чужим. Заключительный образ в стихотворении представляет собой картину, от которой веет холодом и одиночеством:

Только в спальне горели свечи

Равнодушно-желтым огнем.

Стихотворение названо «Песня последней встречи», и оно похоже на осеннюю песню природы, расстающейся с теплом лета, как душа героини прощается с теплотой взаимных чувств.

-----------------

Стихотворение «Я научилась просто, мудро жить…» по своему настроению как будто продолжает лирическую ситуацию «Песни последней встречи». Если в «Песне…» передано смятение героини, ее страдание в самый момент расставания, то теперь переживания сменились душевным спокойствием, тихими занятиями, долгими прогулками. Героиня учится жить одна, она хочет забыть о прошлом. Быстрый, летящий ритм, сопровождавший стремительный уход героини в «Песни…», уступил место медленному лирическому повествованию о ее новых чувствах и мыслях. Начальные строки стихотворения подтверждают желание героини обрести покой:

Я научилась просто, мудро жить,

Смотреть на небо и молиться богу…

В лирике Ахматовой большую роль играет художественная деталь, с помощью которой поэтесса достигает в стихе особой выразительности в передаче чувств героев, их внутреннего мира. Художественная деталь – одно из основных средств создания художественного образа, она придает образу форму и делает его зримым, осязаемым и понятным. Деталь бывает разной, часто это предмет, вещь, фрагмент реального мира. Например, строки:

Когда шуршат в овраге лопухи

И никнет гроздь рябины желто-красной…

помогают нам увидеть сидящую на краю оврага героиню, как она в задумчивости слушает тихий шелест лопухов и смотрит на никнущую гроздь рябины, вспоминая, как некогда поникла ее любовь. Очень выразителен образ яркого огонька «На башенке озерной лесопильни» – это словно сигнал связи с миром, скрашивающий уединение героини.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 438.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...