Возможные неисправности системы охлаждения
| Неисправность
| Причина
| Способ устранения
| | Двигатель с жидкостным
охлаждением перегревается
| Закрыты шторка или жалюзи радиатора
| Открыть шторку или жалюзи радиатора
| | Мало жидкости в системе
охлаждения
| Долить охлаждающую
жидкость в радиатор до нормального уровня
| | Слабо натянут ремень вен
тилятора
| Отрегулировать натяжение
ремня вентилятора
| | Замаслен ремень вентиля
тора
| Снять ремень, вытереть
его насухо и протереть тальком
| | Наличие накипи или грязи в системе охлаждения
| Очистить и промыть содовым раствором систему охлаждения
| | Перегрузка двигателя
| Уменьшить нагрузку двигателя, включив пониженную передачу
| | Не полностью открыт клапан термостата
| Заменить термостат
| | Двигатель с воздушным
охлаждением перегревается (температура моторного масла выше 120°С)
| Закрыты жалюзи
| Открыть жалюзи
| | Слабо натянут или оборван
ремень вентилятора
| Заменить или отрегулировать ремень вентилятора
| | Замаслен ремень вентиля
тора
| Снять ремень, вытереть
его насухо и протереть тальком
| | Засорена защитная сетка
вентилятора или в летнее
время не снят дроссельный диск
| Очистить защитную сетку
или снять дроссельный
диск
| | Засорено межреберное
пространство цилиндров и
их-головок
| Очистить межреберное
пространство цилиндров и
их головок
| | Масляный радиатор в лет
нее время выключен
| Включить масляный радиатор
| | Засорено оребрение масляного радиатора или лопаток вентилятора
| Очистить масляный радиатор и вентилятор
| | Перегрузка двигателя
| Уменьшить нагрузку на двигатель, включив низкую передачу
| | Двигатель с жидкостным
охлаждением переохлаждается (в зимний период)
| Отсутствует утеплительный чехол
| Надеть утеплительный чехол
| | Открыта шторка радиатора
| Закрыть шторку радиатора
| Вопросы выходного контроля:
1. Что представляет собой тепловой баланс двигателя?
2. Назовите основные недостатки воздушной системы охлаждения и сравните жидкостную и воздушную системы.
3. Для чего предназначены и как устроены жидкостные насосы?
4. Как в процессе работы контролировать и регулировать тепловое состояние двигателей?
5. Как работают термостаты с жидкостным и твердым наполнителем?
6. Каково назначение парового и воздушного клапана в системе охлаждения?
7. Какие последствия в работе двигателя вызовут его перегрев и переохлаждение?
Домашнее задание:И.П.Ксеневич «Трактор МТЗ-80 и его модификации», с 152-163. Д.И.Мельников «Тракторы», с 49-59.
Источники электрической энергии.
Вопросы темы:
1. Аккумуляторные батареи. Назначение, принцип работы и устройство аккумуляторных батарей, их маркировка.
2. Основные правила эксплуатации и технического обслуживания аккумуляторных батарей.
3. Автотракторные генераторы и реле-регуляторы.
Аккумуляторные батареи. Назначение, принцип работы и устройство
Аккумуляторных батарей, их маркировка.
Электрическую энергию на тракторах применяют для пуска двигателя, зажигания горючей смеси, звуковой и световой сигнализации, освещения, питания контрольно-измерительных приборов. Приборы преобразующие различные виды энергии в электрическую называют источниками электрической энергии, потребляющие -потребителями. Источники электрической энергии: аккумуляторная батарея, генератор, магнето. Аккумуляторная батарея – служит для питания током потребителей, при неработающем двигателе или при работе его на малых оборотах. Действие аккумулятора основано на последовательном превращении электрической энергии в химическую (зарядка и обратно разрядка) Заряженный - Разряженный - PbO2 + Pb + 2H2 SO4 PbSO4 + PbSO4 + 2 H2O На тракторах устанавливается свинцово – кислотные аккумуляторные батареи. Аккумуляторная батарея состоит из: 1. Бака, разделенного внутри перегородками на отделения (банки). Баки изготовлены из кислотостойкой пластмассы или эбонита. 2. В каждой банке помещен набор положительных и отрицательных пластин. Пластины изготовлены в виде решеток заполненных порошкообразным свинцом. 3. Пластины разделены пористыми перегородками – сепараторами, они предотвращают короткое замыкание пластин. Положительные пластины соединены с полюсным штырем со знаком «плюс», отрицательные – «минус». Банки аккумулятора заливаются электролитом. Электролит – это раствор серной кислоты и дистиллированной воды. Емкость аккумулятора – это количество электричества в ампер-часах, которое отдает заряженный аккумулятор при непрерывном разряде до определенного конечного напряжения. Маркировка аккумуляторов. 6 СТ – 50 ЭМ: 6 – число последовательно соединенных аккумуляторов, СТ – стартерная, 50 – емкость батареи в ампер-часах, Э – материал бака(эбонит), М – материал сепараторов(мипор).
Основные правила эксплуатации и технического обслуживания
аккумуляторных батарей.
Аккумуляторная батарея – проверятся уровень электролита в банках, плотность электролита, степень заряженности батареи. При необходимости их доводят до нормы.
Автотракторные генераторы и реле-регуляторы.
Генератор : Служит для питания потребителей электрического тока и зарядки аккумуляторной батареи при работе двигателя на номинальных оборотах. На тракторах устанавливают трехфазные генераторы переменного тока. Генератор состоит из: статора, ротора, задней и передней крышки, обмотки возбуждения, выпрямителя, шкива привода и вентилятора. Магнитный поток в генераторе создается обмоткой возбуждения, по которой пропускается постоянный ток. При пуске двигателя постоянный ток используется от аккумуляторной батареи, а при работе двигателя – вырабатываемый генератором переменный ток преобразуется выпрямителями в постоянный. Вал ротора получает вращение от шкива коленчатого вала или вентилятора с помощью ременной передачи.
Реле – регулятор: Служит для поддерживания постоянного напряжения в сети, подключения генератора к сети, когда его напряжение больше напряжения аккумулятора и отключения когда меньше, для защиты генератора от перегрузок. Состоит из : регулятора напряжения, реле защиты, транзистора, переключателя сезонной регулировки.
Вопросы выходного контроля:
1. Для чего предназначены и как устроены аккумуляторные батареи?
2. Как в процессе работы контролировать работу генератора?
3. Как работает реле-регулятор?
4. Каковыосновные правила эксплуатации аккумуляторных батарей?
Домашнее задание:И.П.Ксеневич «Трактор МТЗ-80 и его модификации», с 164-180.
Система пуска двигателя
Вопросы темы:
1. Способы пуска дизельных двигателей. Пусковые двигатели, их технические характеристики. Основные механизмы и системы пускового двигателя, их устройство и принцип работы.
2. Схема передачи крутящего момента пускового двигателя к коленчатому валу дизеля. Устройство и принцип работы редуктора пускового двигателя.
3. Средства для облегчения пуска дизеля: пусковые жидкости, электрофакельный подогреватель, пусковой жидкостный подогреватель.
4. Назначение и классификация систем зажигания
5. Зажигание от магнето. Основные электрические процессы в магнето. Свечи зажигания, их маркировка.
|