Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Национальные и наднациональные публичные финансы




Финансовое право России: альбом схем

 

Вместо вступления
(Краткая методическая записка)

 

Учебный курс "Финансовое право" занимает особое место в учебном процессе на юридическом факультете. При изучении этого базового курса студенты, обучающиеся по специальности "Юриспруденция", сталкиваются, как правило, с многочисленными трудностями.

Во-первых, "Финансовое право", пожалуй, как никакая другая юридическая дисциплина, самым тесным образом связано с экономической наукой. Для успешного усвоения этого учебного курса от студента потребуется владение как финансово-правовыми категориями, так и основами экономических знаний.

Во-вторых, чрезвычайно обширным становится сегодня сам предмет финансового права - российское законодательство, регулирующее публичные финансы, и складывающаяся на его базе правоприменительная практика. "Разрастание" предмета финансового права порождает новые требования к современному стилю преподавания финансового права: компактное изложение учебного материала, выявление существенных, наиболее важных тенденций развития правового регулирования финансовых отношений (при этом подробности, детали, частности неизбежно отступают на вторые позиции).

В-третьих, финансовое законодательство отличается динамизмом, очень нестабильно и периодически изменяется. Реформы налогового и бюджетного регулирования, административная реформа заставляют студентов изучать многие вопросы финансового права "с листа", используя в качестве источника только нормативный правовой акт, и фактически лишают их учебно-методических пособий, поскольку стремительные изменения финансового законодательства приводят к быстрому устареванию учебников и иной учебно-методической литературы.

Облегчить сложившееся непростое положение с учебно-методическим обеспечением курса "Финансовое право" призван предлагаемый читателю альбом схем. В нем собраны переложенные в схемы и иные графические изображения основные постулаты науки финансового права, позволяющие студентам и аспирантам усвоить содержание программ по финансовому праву, а также познакомиться с важнейшими изменениями по ключевым направлениям финансово-правового регулирования (налоги, бюджет, валютное регулирование, государственный кредит и т.д.).

Альбом схем может использоваться как дополнение к базовому учебнику (учебному пособию), как материал для работы на семинарских занятиях и, наконец, как один из способов повторения и закрепления усвоенного материала при подготовке к экзамену по финансовому праву.

Альбом схем подготовлен в Центре публично-правовых исследований (www.plrc.ru). При составлении схем авторы опирались на богатый опыт преподавания финансового права в ряде российских вузов, прежде всего в Государственном университете - Высшей школе экономики, и использовали информационные ресурсы справочно-правовой системы "КонсультантПлюс".

Работа подготовлена в соответствии с программой учебного курса "Финансовое право" на основе законодательства Российской Федерации, действующего по состоянию на 1 сентября 2007 г. Учтены изменения, внесенные в Бюджетный кодекс РФ, вступающие в силу с 1 января 2008 г.

Авторы выражают благодарность рецензентам - доктору юридических наук, профессору Н.И. Кузнецову и В.А. Кинсбурской, ряд замечаний которых позволил улучшить содержание данной книги.

Будем признательны читателям за любые замечания, предложения и пожелания по совершенствованию альбома схем, которые просим направлять по адресу: plrc@plrc.ru или kozyrine@mail.ru.

 

А.Н. Козырин,

проф. д.ю.н.

 

Тема 1.
Введение в финансовое право

 



1.1

 

Введение в финансовое право

 

                     ┌────────────────┐

                     │ Финансы │

                     └───────┬────────┘

     ┌───────────────────────┴─────────────────────┐

┌─────────┴─────────────┐ ┌──────────────────────────┴───────────────┐

│в материальном смысле │ │   в экономическом смысле       │

├───────────────────────┤ ├──────────────────────────────────────────┤

│совокупность фондов де-│ │категория, характеризующая совокупность│

│нежных средств    │ │общественных отношений в сфере образова-│

└───────────────────────┘ │ния, распределения, перераспределения и│

                        │использования денежных средств государст-│

                        │ва, регионов, муниципальных образований,│

                        │хозяйствующих субъектов, юридических и фи-│

                        │зических лиц                         │

                        └──────────────────────────────────────────┘

                    ┌────────────────────┐

                    │ Функции финансов │

                    └──────────┬─────────┘

    ┌──────────────────┬───────┴─────────┬─────────────────┐

┌────────┴─────────┐ ┌──────┴───────┐ ┌───────┴───────┐ ┌───────┴───────┐

│Распределительная │ │ Контрольная │ │ Регулирующая │ │Стабилизацион- │

│             │ │         │ │(стимулирующая)│ │ная       │

├──────────────────┤ ├──────────────┤ ├───────────────┤ ├───────────────┤

│распределение на-│ │контроль за│ │воздействие го-│ │обеспечение │

│ционального дохода│ │распределением│ │сударства на│ │всех предприя-│

│в целях обеспече-│ │и расходовани-│ │экономические │ │тий и населения│

│ния субъектов хо-│ │ем фондов де-│ │отношения через│ │стабильными ус-│

│зяйствования необ-│ │нежных средств│ │финансы   │ │ловиями для│

│ходимыми финансо-│ │         │ │          │ │экономических и│

│выми ресурсами в│ │         │ │          │ │социальных вза-│

│форме денежных│ │         │ │          │ │имоотношений │

│фондов целевого│ │         │ │          │ │          │

│назначения   │ │         │ │          │ │          │

└──────────────────┘ └──────────────┘ └───────────────┘ └───────────────┘

 

1.2

 

Отличие публичных финансов от частных фиансов

 

                       Финансовая система

  ┌──────────────────────┐     ┌────────────────────────┐

  │ Публичные финансы │     │ Частные финансы │

  └──────────┬───────────┘     └────────────┬───────────┘

             ▼                              ▼

┌─────────────────────────────────┐ ┌──────────────────────────────────┐

│совокупность государственных и│ │фонды денежных средств, принадле-│

│муниципальных финансов      │ │жащие юридическим и физическим ли-│

│                            │ │цам                          │

└─────────────────┬───────────────┘ └────────────────┬─────────────────┘

             ▼ Цель финансовой деятельности ▼

┌─────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐

│удовлетворение государственных│ │получение прибыли и удовлетворе-│

│(муниципальных) потребностей для│ │ние собственных потребностей │

│обеспечения "общего интереса" │ │                            │

└─────────────────┬───────────────┘ └────────────────┬────────────────┘

             ▼ Соотношение (приоритетность) ▼

                    доходов и расходов

┌─────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐

│ расходы определяют доходы │ │ доходы определяют расходы │

└─────────────────┬───────────────┘ └────────────────┬────────────────┘

             ▼ Способ обеспечения доходов ▼

┌─────────────────────────────────┐ ┌─────────────────────────────────┐

│для аккумуляции публичных доходов│ │Фонды частных финансов могут быть│

│могут быть использованы инстру-│ │дополненытолько с использованием│

│менты принуждения (это одна из│ │экономических методов       │

│причин, по которой государству│ │                            │

│необходим аппарат насилия и при-│ │                            │

│нуждения                    │ │                            │

└─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

 

1.3

 

Централизованные и децентрализованные финансы

 

                     ┌──────────────────┐

                     │ Финансы │

                     └────────┬─────────┘

          ┌───────────────────┴─────────────────────┐

┌──────────────┴──────────────────┐ ┌──────────────────┴──────────────┐

│    Централизованные   │ │        Децентрализованные  │

├─────────────────────────────────┤ ├─────────────────────────────────┤

│фонды денежных средств, имеющие│ │финансы хозяйствующих субъектов│

│территориальный характер, находя-│ │(юридических и физических лиц), а│

│щиеся в распоряжении государства│ │также отраслевые и межотраслевые│

│и муниципальных образований, ис-│ │бюджетные фонды (к публичным фи-│

│пользуемые в интересах населения│ │нансам в таком случае относятся│

│соответствующей территории (госу-│ │финансы государственных и муници-│

│дарственный бюджет, внебюджетные│ │пальных предприятий)        │

│фонды, государственное страхо-│ │                            │

│вание, государственный кредит) │ │                            │

└─────────────────────────────────┘ └─────────────────────────────────┘

 

1.4

 

Национальные и наднациональные публичные финансы

 

                    Наднациональный уровень

      Регулируется нормами международного публичного права

 

┌───────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

│                  Наднациональные финансы                    │

├───────────────────────────────────────────────────────────────────────┤

│- финансы союза нескольких государств, но не объединенные финансы не-│

│скольких государств (не совокупность национальных финансов), а отдель-│

│ные денежные фонды, обособленные государствами-участниками союза от│

│своих национальных финансов в пользу наднациональных              │

│- отвечают всем критериям публичных финансов:                     │

│ - создаются для реализации публичных задач                       │

│ - расходная часть определяет доходную                            │

│ - для обеспечения доходов наднациональных финансов государства-учас-│

│тники союза, в результате которого были созданы наднациональные финан- │

│сы, могут применять меры принуждения                              │

└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

                      Национальный уровень

Регулируется нормами финансового права конкретного государства

 

┌───────────────────────────┐        ┌────────────────────────┐

│Национальные финансы феде-│        │Национальные финансы│

│ративного государства │        │унитарного государства │

└────────────┬──────────────┘        └───────────┬────────────┘

┌──────────┼───────────────┐          ┌────────┴─────────┐

┌────┴────┐┌────┴───────┐ ┌─────┴──────┐ ┌────┴─────┐ ┌─────┴────┐

│Финансы ││Финансы су-│ │Финансы ме-│ │Государст-│ │Муниципа- │

│федерации││бъектов фе-│ │стных терри-│ │венные фи-│ │льные фи-│

│      ││дерации │ │ториальных │ │нансы │ │нансы │

│    ││       │ │образований │ │     │ │     │

└─────────┘└────────────┘ └────────────┘ └──────────┘ └──────────┘

 

1.5

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 716.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...