Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

РИСОВАНИЕ ОБЪЕМНЫХ ПРЕДМЕТОВ




 

Техническим рисунком называется изображение предмета, выполненное «от руки» – без применения чертежных инструментов, в глазомерном масштабе, в соответствии с правилами выполнения стандартных аксонометрических проекций, с оттенением.

При выполнении технических рисунков, объект стараются расположить так, чтобы основные конструктивные линии были параллельны осям координат. Необходимо разобраться форме предмета и определить, из каких простейших геометрических элементов он состоит.

Технические рисунки выполняются с натуры и по чертежу.

При выполнении технического рисунка предмета с натуры порядок действий приблизительно следующий:

1. Проанализировать форму предмета.

2. Определить главный вид.

3. Выбрать вид аксонометрической проекции, который будет принят за основу изображения. При этом надо оценить преимущества, которые предоставляет каждый вид аксонометрии. Например, если в форме предмета присутствует большое количество одинаково ориентированных окружностей, возможно, имеет смысл выбрать косоугольную диметрию, расположив объект так, чтобы окружности, в основном были параллельны фронтальной плоскости проекций. Однако, предпочтение в выборе вида аксонометрии, должно отдаваться наглядности изображения.

4. Установить на глаз примерное соотношение размеров отдельных частей предмета.

5. Выполнить технический рисунок.

6. Нанести светотень.

Выполнение технического рисунка детали по чертежу требует умения читать чертеж. При этом примерный порядок действий может быть следующим:

1. Изучить чертеж. Представить в пространстве форму объекта.

2. Выбрать вид аксонометрической проекции, который будет принят за основу изображения.

3. Установить примерное соотношение размеров отдельных частей предмета.

4. Выполнить технический рисунок.

5. Нанести светотень.

На рис. 104 и рис. 105 приведены примеры технических рисунков деталей.

 

 

ОТТЕНЕНИЕ ПОВЕРХНОСТИ

 

Для придания рисунку большей наглядности и выразительности применяется такое средство передачи объема, как оттенение, или – нанесение светотени. Светотенью называется распределение света на поверхности предмета. Освещенность предмета зависит от формы предмета и угла наклона световых лучей. Максимально освещена поверхность перпендикулярная световому потоку. В техническом рисовании считается, что источник освещения находится спереди, слева, сверху от предмета. Иначе говоря «за левым ухом наблюдателя». То есть принято условное направление световых лучей и свет всегда будет слева, а тень справа.

Впечатление выпуклости предмета достигается путем градации света и тени на поверхности предмета. Светотень можно условно разделить на следующие элементы:

1. Собственная тень – тень на неосвещенных поверхностях предмета.

2. Падающая тень – тень, которую предмет отбрасывает на другие поверхности. Так как технический рисунок носит условный характер, призванный передавать форму объекта, падающие тени на нем не показываются.

В области собственной тени можно выделить следующие зоны:

1. Свет – наиболее освещенная поверхность предмета.

2. Тень – неосвещенные  поверхности предмета.

3. Полутон – слабо освещенные места на поверхностях. С помощью полутонов передают перемену освещенности от света к тени.

4. Блик – самое светлое пятно на поверхности. Блики показывают только на поверхностях вращения.

5. Рефлекс – отраженный свет на поверхности предмета в неосвещенной его части. Иначе говоря – высветление собственной тени за счет отраженных световых лучей.

В техническом рисовании используются самые разные методы оттенения, как то: растушевка, отмывка (при работе красками или разведенной тушью), оттенение точками, оттенение с помощью аэрографа, параллельная штриховка, шраффировка. Поскольку с техникой растушевки, отмывки, оттенения точка и аэрографией студенты сталкиваются на занятиях по художественному рисунку, остановимся на двух последних способах – штриховке и шраффировке, имеющих наиболее условный характер.

 

Штриховка

 

Штрихи наносятся непрерывными линиями постоянной толщины и яркости. Линии начинаются и заканчиваются у линий контура предмета. На вертикальных поверхностях штрихи проводятся вертикально. На горизонтальных – параллельно осям X или Y. На наклонных поверхностях линии проводятся параллельно наклонному ребру.

В связи с условным характером технического рисования принято стандартное распределение освещенности. Наиболее светлыми считаются горизонтальные поверхности. Следующими по освещенности – профильные. Здесь штрихи проводятся чаще. Как правило, шаг штриховки на каждой поверхности принимается постоянным. В связи с небольшими размерами объектов не учитывается падение освещенности при удалении от источника освещения. Наименее освещенными считаются поверхности параллельные фронтальной плоскости. Освещенность наклонных поверхностей зависит от угла наклона световых лучей. Освещенность одного и того же предмета может быть различной в зависимости от его расположения (рис. 106). Освещенность одинаково ориентированных поверхностей изображается одинаковой. Пример нанесения штриховки приведен на рис. 104. На рис. 106 освещенность поверхностей обозначена цифрами. Цифра 1 соответствует максимально освещенной поверхности.

При оттенении поверхности пирамиды линии штриховки стремятся к вершине пирамиды.

При нанесении светотени на цилиндрическую поверхность штриховка выполняется линиями параллельными оси цилиндра. Для вертикального цилиндра можно придерживаться следующей схемы: условно разделить переднюю (видимую) цилиндрическую поверхность на шесть приблизительно равных зон:

1. свет,

2. блик,

3. свет,

4. полутон (свет, переходящий в тень),

5. тень,

6. рефлекс.

Плавный переход от света к тени достигается увеличением частоты штрихов.

На поверхности горизонтального цилиндра, ось которого параллельна оси X, освещенность гораздо больше, то есть зона света увеличена. Наиболее освещена поверхность горизонтального цилиндра, ось которого параллельна оси Y, так как боковая цилиндрическая поверхность развернута в сторону источника освещения (рис.107).

На вогнутых цилиндрических поверхностях используется та же схема распределения светотени. Сначала определяются зоны света, блика, полутона, тени и рефлекса, а затем изменением шага штриховки осуществляется плавный переход от света к тени (рис. 108).

 

 

Принцип распределения света на конических поверхностях, в общем, схож со светотенью на поверхности цилиндра. Видимую часть дуги эллипса основания можно условно разделить на 6 приблизительно одинаковых частей, выделив зоны света, блика, полутона, тени и рефлекса. Линии штриховки направлены к вершине конуса. Часть линий штриховки не должна достигать вершины, для того, чтобы линии штриховки не сливались. Градация тени и света достигается изменением шага штриховки. Безусловно, следует учитывать расположение конуса. Чем больше поверхность обращена к световому потоку, тем освещенность выше, то есть зоны света и блика увеличиваются, а зоны тени и рефлекса уменьшаются (рис. 109).

Кроме расположения конуса, следует учитывать и его пропорции. Конические поверхности можно условно разделить на три группы:

1. Конусы, высота которых приблизительно равна диаметру основания. H ≈ D. Схема распределения светотени на таких поверхностях описана выше.

2.  Конусы, высота которых больше диаметра основания (шпили). H > D. Изменение освещенности поверхности происходит гораздо более резко. Зона полутона сведена к минимуму (свет – блик – свет – тень – рефлекс).

3. Низкие, пологие конусы, высота которых меньше диаметра основания. H < D. Освещенность таких поверхностей выше. Увеличены зоны света, полутона. Изменение светотени плавное, размытое.

 

Шраффировка

 

Шраффировка, или двойная штриховка, это вид нанесения светотени встречными пересекающимися штрихами. При оттенении плоских поверхностей штрихи проводятся линиями параллельными осям координат. Горизонтальные поверхности оттеняются штрихами параллельными осям X и Y, фронтальные – осям X и Z, профильные – осям Y и Z. Наклонные поверхности штрихуются линиями параллельными ребрам.

При оттенении поверхностей вращения (цилиндрических или конических) проводятся линии:

1. параллельные образующим,

2. подобные дуге эллипса, в который проектируется на ту или иную плоскость окружность основания. Шаг штриховки этих линий, как правило, остается постоянным (рис. 110).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 645.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...