Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Возрастные особенности систем человека




 

Системы органов                               Возрастные особенности систем
Опорно-двигатель-ная система Скелет Формирование скелета происходит на 6-8 нед.. жизни эмбриона и продолжается до 18-25 лет. У эмбриона скелет из хрящевой ткани. В химическом составе костей преобладают органические вещества. Рост костей в толщину(за счет надкостницы) продолжается всю жизнь наиболее интенсивно в юношеском возрасте. У детей и подростков: несросшиеся позвонки крестца, которые срастаются в возрасте 17-25 лет, позднее окостенение копчика. Суставыначинают формироваться на 6-11 нед. эмбрионального развития. Эпифизы у новорожденных состоят из хряща. Мышцы Активный рост мышечной ткани наблюдается до 7 лет и в период полового созревания. Развитие мышц верхних конечностей опережает развитие мышц нижних конечностей. У новорожденных преобладает тонус мышц-сгибателей. Мелкая моторика рук развивается до 17 лет, у девушек интенсивнее, чем у юношей. Вначале формируется быстротадвижений (заканчивается к 13-14 годам), затем ловкость (до 11 лет), позже выносливость к динамической и статической работе двигательного аппарата (с 11-12 лет и до 30 лет).
Пищевари-тельная система В эмбриогенезе основные структурные элементы пищеварительной системы оформляются к 3-4 месяцу внутриутробной жизни. Источником питания плода при этом являются вещества, поступающие через плаценту из крови матери. На 6-8 месяце жизни начинают прорезаться молочные зубы. В течение 2 года жизни заканчивается прорезывание 20 молочных зубов. На смену им в 6-7 лет и до 14-15 лет постепенно растут постоянные зубы. Исключения составляют зубы мудрости - до 25-30 лет, а в 15% случаев они на верхней челюсти отсутствуют вообще. Желудок грудных детей имеет горизонтальное положение. Только когда ребенок начинает ходить, желудок занимает более вертикальное положение. Вместимость желудка с возрастом увеличивается в 10 раз. Недоразвитие мышечного слоя дна желудка и относительно широкий вход в него у детей грудного возраста является причиной срыгивания и рвоты. У человека к моменту рождения поджелудочная железа еще окончательно не сформирована и продолжает развиваться. Но уровень секреторной деятельности невысокий, поэтому панкреатическую секрецию поддерживает молочная кислота, имеющаяся в желудке в раннем постнатальном периоде, когда HCl там отсутствует. Относительно низкое содержание HCl в желудочном соке детей дошкольного возраста ведет к снижению его бактерицидных свойств и проявляется в склонности детей к желудочно-кишечным заболеваниям. По мере старения в поджелудочной железе возрастает количество соединительной ткани, увеличивается количество жира, наблюдаются склеротические явления. Наступает снижение общего веса железы. Функциональные возможности печени человека рано достигают высокого уровня и чрезвычайно медленно уменьшаются к старости. Печень - медленно стареющий орган. Пищеварительная функция в онтогенезе характеризуется быстрым развитием и совершенствованием отдельных ее компонентов, во взрослом состоянии она устанавливается на определенном плато, затем начинает постепенно угасать.
Система крови и кроветворе-ния Общее количество крови по отношению к весу тела новорожденного составляет 15%, у детей одного года - 11%, а у взрослых - 7-8%. При этом у мальчиков несколько больше крови, чем у девочек. Удельный вес крови новорожденных несколько выше, чем у детей более старших возрастов. Содержание эритроцитов в куб.мм крови также подвержено возрастным изменениям. У новорожденного эта величина колеблется от 4,5-7,5 млн в куб.мм, что связано с недостаточным снабжением кислородом плода в последние дни эмбрионального периода и во время родов. Кровь новорожденных содержит значительное количество незрелых форм эритроцитов, содержащих ядро. Гемоглобин обладает более высоким сродством к кислороду и может насыщаться на 60 % кислородом при таком напряжении O2, когда гемоглобин матери насыщается на 30%, т.е. кровь плода будет содержать больше кислорода, чем материнская кровь. Для детей периода новорожденности характерно повышенное содержание гемоглобина. Но, начиная с первых суток постнатальной жизни количество гемоглобина постепенно падает, с возрастом количество гемоглобина увеличивается. У лиц пожилого и старческого возраста количество гемоглобина несколько снижается, приближаясь к нижней границе нормы. Количество лейкоцитов у ребенка первых дней жизни больше, чем у взрослых, и в среднем колеблется в пределах 10000-20000 в куб. мм. Затем количество лейкоцитов начинает падать. У детей 10-12 лет число лейкоцитов в периферической крови колеблется в пределах 6-8 тыс., т.е. соответствует количеству лейкоцитов у взрослых. В эмбриональном периоде антитела в организме плода не вырабатываются, поэтому после рождения дети почти полностью невосприимчивы к инфекционным заболеваниям. Это объясняется тем, что плод получает готовые антитела через плаценту от матери. В грудном периоде часть антител ребенок получает с материнским молоком. По мере созревания организма, его нервной системы, ребенок постепенно приобретает все более стойкие иммунологические свойства. У коллективных детей быстрее формируются иммунные реакции. Это объясняется тем, что в коллективе ребенок подвергается скрытой иммунизации: (попадания от заболевших детей малых доз возбудителя, которые не вызывают у него заболевания, но активирует выработку антител). Если это повторяется несколько раз, то приобретается иммунитет к данному заболеванию. К 10 годам иммунные свойства организма хорошо выражены и в дальнейшем они держатся на относительно постоянном уровне и начинают снижаться после 40 лет. Свертывание крови детей в первые дни постнатальной жизни замедлено. С 2 по 7 день свертывание ускоряется и приближается к норме, установленной для взрослых. В возрасте после 50 лет в деятельности системы свертывания крови происходят определенные изменения, а именно - повышение коагуляционных свойств крови и соответствующими явлениями атеросклероза. В целом для системы свертывания крови человека и животных характерна гетерохронностьсозревания отдельных звеньев. Только к 14-16 годам у человека содержание и активность всех факторов достигает уровня взрослых.
Обмен веществ Основной обмен веществ у детей интенсивнее, чем у взрослых, так как на единицу массы у них приходится относительно большая поверхность тела, и процессы диссимиляции являются преобладающими. Энергетические затраты на рост тем больше, чем моложе ребенок. Так что расход энергии, связанный с ростом, в возрасте 3 месяцев составляет 36%, в возрасте 6 мес. - 26%, 9 мес. - 21 %. С 6-8 мес. основной обмен у мальчиков выше, чем у девочек. Такие отношения сохраняются в период половой зрелости, а к старости они сглаживаются.
Система кровообра-щения Наиболее интенсивно масса сердца растет на первом году жизни, к восьми месяцам масса сердца увеличивается вдвое, к трем годам утраивается, к 5 увеличивается в 4 раза, а в 16 лет - в 11 раз. При этом масса сердца у мальчиков превышает в первые годы жизни этот показатель у девочек, а в 12-13 лет в связи с наступлением периода усиленного роста у девочек, его масса становится больше, чем у мальчиков. К 16 годам сердце девочек вновь начинает отставать в массе от сердца мальчиков.
Система дыхания Развитие легких у человеческого зародыша начинается на 3 неделе эмбрионального существования. Если вес легких новорожденного - 50 г, то к 1 году возрастает в 3 раза, к 12 - в 10 раз и у взрослого - в 20 раз. Особенно усиленный рост и совершенствование органов дыхания наблюдается в пубертатном периоде (12-16 лет). При внутриутробном развитии газообмен у плода происходит через плаценту и организм матери. Во время родов организм ребенка отделяется от организма матери, вследствие чего концентрация СО2 в крови резко увеличивается, парциальное давление О2 падает. Это приводит к тому, что в хеморецепторах кровеносных сосудов возникает возбуждение, которое достигает дыхательного центра, вызывая рефлекторный первый вдох. Далее вдох также рефлекторно стимулирует выдох или первый крик новорожденного. Частота дыхания в минуту у детей первого года жизни составляет 29-60. Далее снижение до 18-20. В связи с меньшей мощностью дыхательного аппарата скорость поступления О2 в легкие ребенка невелика. С возрастом увеличивается кислородный запрос организма, общий объем и мощность органов дыхания, легочная вентиляция, а вместе с ней и скорость поступления О2 в легкие увеличивается.  Увеличение легочной вентиляции у детей при нагрузке осуществляется в основном за счет учащения дыхания, а не за счет увеличения дыхательного объема вдоха и выдоха. Использование О2 из артериальной крови у детей составляет примерно 50%, тогда как у взрослых - 70% (у спортсменов высокого класса достигает 85-90%).
Железы внутренней секреции В раннем возрасте активны эпифиз и тимус. Щитовидная железа только начинает работать. Основное влияние на рост оказывает гормон гипофиза (соматотропный гормон). В подростковый возраст активны гипофиз, щитовидная железа и половые железы (с 10-11 лет). Тимус снижает свои функции в зрелом возрасте, что приводит к снижению функции иммунной системы и высокому риску возникновения опухолей.
Нервная система Спинной мозг Спинной мозг взрослого человека размещается в позвоночном канале и представляет собой цилиндрический тяж длиной 40-45 см и общей массой 34-38 г. Спинной мозг новорожденного является наиболее зрелой частью НС, его окончательное развитие заканчивается только к 20 годам. За этот период масса мозга увеличивается в 8 раз.
Головной мозг Основные части головного мозга выделяются уже к 3-му месяцу эмбрионального развития. К моменту рождения общая масса головного мозга составляет около 400 г., у девочек он несколько меньше. По отношению к массе тела мозг у новорожденного значительно больше, чем у взрослого. Так, если у новорожденного он составляет 1/8 массы тела, то у взрослого - 1/40. Наиболее интенсивно головной мозг человека развивается в первые два года постнатального развития. Затем темпы его роста снижаются, но продолжают оставаться высокими до 6-7 лет. Окончательное созревание головного мозга заканчивается только к 17-20 годам. К этому возрасту масса мозга увеличивается по сравнению с новорожденными в 4-5 раз и составляет в среднем у мужчин 1400 г, а у женщин - 1260 г. Следует отметить, что абсолютная масса мозга не определяет непосредственно умственные способности человека. Развития мозга, как и других систем, идет гетерохронно. Функциональной полноценности достигают вначале стволовые, подкорковые и позже корковые структуры, регулирующие вегетативные функции организма. Эти отделы по своему развитию приближаются к мозгу взрослого человека уже к 2-4 годам постнатального периода. Наиболее молодыми в филогенезе являются большие полушария, которые осуществляют регуляцию высших нервных функций, лежащих в основе всех психических процессов человека. Темпы созревания левого и правого полушарий имеют половые особенности. Левое полушарие у девочек развивается быстрее, что свидетельствует о более раннем созревании доминантного полушария. Данный факт косвенно подтверждается также более быстрым развитием у девочек речи и некоторых показателей психомоторики. Активное формирование полушарий мозга начинается с 12-й недели эмбриогенеза и интенсивно продолжается до 2 лет. Окончательное созревание больших полушарий и коры мозга завершается к 20-22 годам.
Зритель-ный анализатор Эмбриональное развитие зрительного анализатора начинается сравнительно рано (на 3 неделе) и к моменту рождения ребенка зрительный анализатор морфологически сформирован. Однако совершенствование его структуры происходит и после рождения, заканчиваясь уже в школьные годы. Рост глазного яблока продолжается и после рождения, но интенсивнее всего в первые 5 лет жизни и менее интенсивно до 10-12 лет. Острота зрения в первые месяцы и годы жизни ниже, чем у взрослого. В период с 18 до 60 лет острота зрения практически не изменяется, а затем снижается. Причем с возрастом изменяется и распределение людей, обладающих различной остротой зрения. Процент людей с нормальным зрением с возрастом уменьшается. Цветоощущение, как и острота зрения, является функцией колбочкового аппарата. Появление цветоощущения происходит в 2-3 года. В старческом возрасте повышаются пороги цветоощущения и цветоразличения. Частично это зависит от общего снижения остроты зрения. Больше всего при этом снижается восприятие голубого цвета, что определяется пожелтением хрусталика. Понижение величины аккомодации начинается с 10-летнего возраста, хотя практически это не сказывается на зрении в течение многих лет. Основной причиной снижения аккомодации является уплотнение хрусталика, утрата эластических свойств. У детей периферическое зрение появляется только к 5 месяцам жизни.
Слуховой анализатор У новорожденных детей имеет место относительная глухота, которая связана с особенностями строения уха. Слуховая труба гораздо уже и короче, что облегчает попадание микробов в среднее ухо. Новорожденный ребенок реагирует на громкие звуки вздрагиванием, изменением дыхания, прекращением плача. В 4-5 месяцев звуки становятся условнорефлекторными раздражителями. К 1-2 годам дети способны различать звуки. Наибольшая острота слуха достигается в старшем школьном возрасте (14-19 лет). После 30 лет начинается снижение слуховой чувствительности, особенно в области высоких частот. В старческом возрасте снижается также и восприятие речи.
Обонятель-ный и вкусовой анализ. Чувствительность обонятельного анализатора низка у новорожденных. Уровня взрослого человека величина достигает к 14 годам и ухудшается после 45 лет. Вкусовая чувствительность оптимальна в 20-30 лет, а затем постепенно снижается, особенно активно после 70 лет.
Высшая нервная деятель-ность Впервые представление о рефлекторном характере деятельности высших отделов головного мозга развито основоположником отечественной физиологии И.М. Сеченовым. Его идеи получили дальнейшее развитие в известнейших трудах русского физиолога И.П. Павлова. И.П. Павлов показал, что высшая психическая деятельность мозга заключается в образовании нервными клетками новых связей между раздражителями и реакциями, то есть в образовании новых рефлексов. В отличие от врожденных, постоянных рефлексов, названных безусловными, приобретаемым в течении жизни, рефлексам было дано название условных. Условнорефлекторная деятельность человека, по И.П. Павлову, характеризуется тем, что наряду с конкретными биологическими сигналами (пища, опасность и т.д.) появляются рефлексы на обобщающие понятия, выраженные словами. Таким образом, у человека впервые в эволюции появилась иная категория рефлексов, чем у животных. Она получила название второй сигнальной системы, в отличие от первой - конкретной. Основой ее формирования является слово. Период новорожденности  Первый крик - первый вздох новорожденного - по данным некоторых авторов имеет коммуникативное значение: он не только привлекает внимание матери, но и устанавливает с ней контакт. В этот период идет адаптация новорожденного к новым условиям среды. В ответ на раздражение у ребенка включается весь организм, причиной чего является иррадиация возбуждения от очага раздражения в ЦНС. Среди рефлексов выражен сосательный рефлекс, мигательный рефлекс, хватательный рефлекс на прикосновение, ножной хватательный рефлекс на раздражение передней части подошвы и рефлекс Бабинского (сгибание пальцев стопы при раздражении подошвенной поверхности стоп). С кожи новорожденного можно вызвать рефлексы на болевые и температурные раздражения (двигательная реакция). Новорожденные дети различают сладкое, горькое, кислое и соленое. Грудной возраст  Существенной чертой условнорефлекторной деятельности ребенка в первом полугодии жизни является комплексность раздражителей (участвуют сразу несколько типов рецепторов). Уже в первые дни жизни проявляется безусловное торможение. Так, например, постоянно можно наблюдать, что крик и двигательная активность младенца подавляется, если ему дают пить (явление гаснущего тормоза). Родителям следует знать, что на протяжении всего первого года жизни для правильного развития ребенка жизненно важную роль играет строгий режим дня, то есть выработка стереотипов условных рефлексов. С 1,5 месяцев, ребенок начинает реагировать на слова, произнесенные окружающими. Реакция при этом возникает на человека, а не только на звуки слова. С этого же времени начинается развитие моторной речи. Дети постепенно издают все более сложные звукосочетания, так называемые предречевые голосовые реакции. Раннее детство (1-3 года)  Для этого периода характерно морфологическое и функциональное совершенствование нервной системы. Развитие мышечной системы и координационных функций НС обуславливает упрочение таких навыков, как сидение, стояние и ходьба. Поведение ребенка в 2-3 года характеризуется ярко выраженной исследовательской деятельностью. На втором году жизни из обобщенного недифференцированного окружающего ребенка мира начинают выделяться отдельные предметы. Это становится возможным благодаря манипулированию с предметами. Благодаря действиям ребенка с предметами начинается формирование функций обобщения, одной из наиболее высших функций деятельности человеческого мозга. В это время формируется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов, их окраски. Этот вид рефлексов считается прообразом понятий, которые развиваются без слов. Для детей до 3 лет выработка большого числа стереотипов не только не представляет трудностей, но и каждый стереотип вырабатывается легче. На 2 году усиленно развивается речь ребенка. Как показали эксперименты, чрезвычайно большую роль в ее развитии играет активная работа двигательного анализатора. В возрасте до 3 лет существует очень высокая корреляция уровня развития речи и тонких движений пальцев. Первое детство (3-7 лет)  Возрастают сила и подвижность нервных процессов. Это выражается в повышении работоспособности коры головного мозга и большой стабильности всех видов внутреннего торможения. В этом возрасте дети способны уже сосредотачивать внимание в течение 15-20 минут. Выработанные условные рефлексы при этом менее поддаются внешнему торможению при действии раздражителей. У детей 5-7 лет возрастает функциональное значение II сигнальной системы (словесной). Словесное мышление начинает оказывать влияние на реакции I сигнальной системы. В этом возрасте появляются зачатки так называемой внутренней речи. После 5 лет оказывается возможным словесное внушение. К 6-7 годам ребенок начинает пользоваться словесными понятиями, абстрагированными от действий. Младший школьный возраст (7-11 лет)  У детей 7-10 лет основные свойства нервных процессов приближаются по характеристикам взрослых людей. Нервные процессы уже достаточные по силе и уравновешенности, хорошо выражены все виды внутреннего торможения. Отмечается несовершенство механизмов, определяющих активное внимание и сосредоточенность. Как и в дошкольном возрасте, в младшем школьном возрасте процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, отчего нервные клетки быстро истощаются, развивается утомление. Подростковый возраст (12-15 лет девочки, 13-16 лет мальчики)  Характеризуется интенсивным ростом, возрастанием активности эндокринной системы. В этот период в поведении подростков отмечается преобладание возбуждения. Резкие нарушения вегетативных функций, сердцебиения, сосудистые расстройства являются показателями усиления подкорковых влияний и ослабление тонуса коры головного мозга. Это также проявляется и в повышенной эмоциональности, часто отмечаемой у девочек. В период полового созревания наблюдается ослабление всех видов внутреннего торможения. Поэтому большое внимание необходимо уделять в этот возраст воспитанию сознательно контролируемого торможения реакций. К концу данного периода устанавливаются гармоничные отношения коры и подкорковых отделов. Период перестройки организма, связанный с большим напряжением, требует бережного отношения со стороны окружающих взрослых людей. Именно недооценка серьезности положения в период созревания является причиной большого количества тяжелых конфликтов между подростками и родителями, и между подростками и учителями. В возрасте 15-17 лет организм может считаться созревшим, с этого времени функция больших полушарий дает картину уравновешенной и гармоничной деятельности. Особенности ВНД в пожилом возрасте  При наступлении старости происходит ослабление основных нервных процессов, особенно тормозного, а также их уменьшение их подвижности, развитие инертности процессов. Характерным проявлением ослабления процесса торможения у пожилых людей И.П. Павлов считал старческую болтливость и фантастичность, ослабление памяти на текущие события, рассеянность.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 380.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...