Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Критические периоды развития




В процессе закладки каждого органа существуют особо чувствительные периоды, когда воздействие неблагоприятных факторов среды может вызвать то или иное отклонение в его развитии (то есть аномалию развития).

В критические периоды зародыш или плод становится высоко реактивным и лабильным по отношению к действию внешних факторов. Аномалии развития возникают при этом в силу того, что борьба организма с разрушительными процессами (то есть, регуляторная функция органов и систем плода) в эти периоды может быть ослаблена. Непосредственной причиной аномалии может послужить либо остановка развития той или иной системы организма в критический период, либо нарушение координации в скорости компенсаторных ответных реакций систем развивающегося плода.

В онтогенезе человека к критическим периодам относят:

  1. оплодотворение;
  2. имплантацию (7-8-е сутки эмбриогенеза);
  3. развитие осевого комплекса зачатков органов и плацентацию (3-8-я недели);
  4. развитие головного мозга (15-20-я недели);
  5. формирование основных систем организма, в том числе половой (20-24-я недели);
  6. рождение;
  7. период до 1 года;
  8. половое созревание (11-16 лет).

К наиболее частым факторам, нарушающим нормальный эмбриогенез, принадлежат:

- перезревание женской половой клетки, нарушения обмена вещества у матери, гипоксия;

- содержание в крови матери алкоголя, некоторых лекарственных препаратов, наркотических веществ приводит к фетальному алкогольному синдрому (задержка роста, умственная отсталость и специфические черты лица новорожденного: микроцефалия, узкая глазная щель, плоская околочелюстная область, низкая переносица, короткий нос, неотчетливый губной желобок и т.д.).

- содержание в крови матери продуктов табакокурения приводит к повышенному риску врожденных аномалий, к замедлению роста плода, уменьшенной длине и массе тела при рождении, увеличение в 2,5 раза риска внезапной смерти новорожденного, возможные последствия в дальнейшем развитии ребенка: задержка умственного и физического развития, отклонения в поведении, повышенная предрасположенность к респираторным заболеваниям.

- промышленные и сельскохозяйственные вредности (тяжелые металлы, органические загрязнения воздуха, воды и загрязнение ими пищи и др.);

- инфекция, особенно вирусная;

- длительное перегревание организма матери приводит к аномалиям развития плода;

- рентгеновское облучение (опасно в связи с возможными мутациями, так как клетки эмбриональных зачатков особенно чувствительны к радиации).

Гибель эмбрионов в различные периоды онтогенеза неравномерна среди зародышей мужского и женского полов: чем ближе к началу беременности, тем больше среди погибших зародышей мужского пола. Это связано с тем, что в эмбриогенезе возникает больше зародышей мужского пола, чем женского. Так, соотношение количества эмбрионов мужского и женского полов в 1-й месяц беременности составляет 600:100, а на 5-ом месяце – 140:100.

Если считать, что в среднем на 1000 беременностей погибает 300 плодов, то величина внутриутробной смертности представляется следующими показателями: в 1-й месяц погибает 112 эмбрионов, во 2-й – 72, в 3-й – 43, а затем показатели снижаются до единичных. То есть, на первые два месяца беременности приходится около 2/3 всех случаев гибели эмбрионов.

Точное число аномально развивающихся беременностей на стадии зиготы неизвестно, поскольку на этой стадии беременность сложно диагностировать. Приблизительно подсчитано, что из числа беременностей, заканчивающихся спонтанными абортами, половина сопровождается хромосомными дефектами зародыша. Подобные аборты расцениваются как “естественное средство” элиминации зародышей с генетическими дефектами и уменьшения числа врожденных уродств.

По современным прогнозам, за счет спонтанного аборта генетически неполноценных зародышей число новорожденных с врожденными генетическими дефектами снижается с 12% до 2-3%. Патологические процессы, протекающие в организме матери в течение первых 7-и суток после оплодотворения, могут привести к внематочной беременности.

При продолжающемся влиянии неблагоприятных факторов в патологическое формирование вовлекаются многие органы зародыша, в первую очередь – ЦНС, сердце и др. Только с 63 дня беременности опасность развития аномалий эмбриогенеза начинает уменьшаться.

Все представленные выше факты накладывают большие обязательства на будущих родителей в плане предупреждения действия на организм беременной женщины вредных факторов среды и эмоционального стресса, особенно в период, когда зародыш находится в ранней фазе развития, и женщина не знает о своей беременности.

Таким образом, гибель зародыша возможна с самых ранних стадий развития, в результате спонтанных абортов (до 30% зародышей) и внематочной беременности.

В психофизиологическом развитии ребенка существуют особые этапы наиболее скачкообразных анатомо-фи­зиологических преобразований. В постнатальном развитии выделяют три критических периода.

Первый критический период наблюдается в возрасте от 2 до 3,5-4 лет, т.е. в период, когда ребенок начинает активно двигаться. В этот период возрастает сфера его общения с внешним миром, происходит интенсивное формирование речи и сознания, психическое и физическое развитие ребенка. Все это в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем организма. Особенно ранимой оказывается нервная система, ее перенапряжение приводит к нарушению психического развития.

Второй критический период совпадает с началом школьного обучения и приходится на возраст 6–8 лет. В эти годы в жизнь ребенка входят новые люди: школьные учителя, школьные друзья. Меняется образ всей его жизни, появляется ряд новых обязанностей, падает двигательная активность. Все эти факторы при­водят к напряженной деятельности физиологических систем организма, поэтому в этот период адаптации к школьным условиям необходимо бережное отношение к ребенку со стороны взрослых.

Третий критический период связан с изменением в организме гормонального баланса, с созреванием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Обычно это происходит в 11–15 лет, по другим данным в 12-14 лет (в подростковом возрасте). Он характерен повышенной ранимостью нервной системы, ускоренным физическим развитием, возрастанием самооценки. Это приводит к несоответствию социально-психологических факторов и функциональных возможностей организма, следствием чего могут стать отклонения в нервно-психическом здоровье и поведенческая дезадаптация подростка.

ЛЕКЦИЯ 7

КОСТНО-МЫШЕЧНАЯ СИСТЕМА. СТРОЕНИЕ КОСТЕЙ

1.Костная ткань– разновидность соединительной ткани, снабженной нервами и сосудами.

Строение костей.

а. Длинные (трубчатые) кости— полые кости, в которых нахо­дится соединительная ткань — желтый костный мозг.

б. Короткие костиобразованы в основном губчатым веществом, содержащимкрасный костный мозг.

в. Плоские костиимеют такое же строение, как и короткие.

г. Поверхностькости покрыта надкостницей(тонкий слой плот­ной соединительной ткани, сросшейся с костью).

Рост кости.

а. Кости могут расти и в длину и в ширину.

б. Росткостей у человека в норме заканчивается к 22-25 годам.

Состав кости.

а. При прокаливании из кости удаляется вода и разрушаются органические вещества.

б. Выдерживание кости в 10-процентном растворе НС1 приводит к растворению солей кальция.

в. Соотношение органических и неорганических веществ кости изменяется с возрастом. Поэтому кости стариков часто ломаются даже при небольшой нагрузке.

СКЕЛЕТ ЧЕЛОВЕКА.

Соединение костей.

В скелете человека приблизительно 220 костей .

Только слуховые косточки не соединены со скелетом.

2.Скелет головысостоит из двух отделов (мозговогои лицевого)и 23 костей.

а. Мозговой отдел состоит из 8 костей, которые образование в результате срастания нескольких мелких костей, имевшихся у наших предков.

б. Лицевой состоит из 15 костей.

Скелет туловища.

а. Позвоночник состоит из 33 — 34 позвонков.

 

Отделы позвоночника.

Шейный отдел состоит из 7 позвонков.

Грудной отдел состоит из 12 позвонков.

Поясничный отдел состоит из 5 позвонков.

Крестцовый отдел состоит из 5 сросшихся позвонков.

Копчиковый отдел состоит из 4-5 позвонков (копчик —

рудимент хвоста).

б. Скелет верхних конечностей.

в. Скелет нижних конечностей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...