Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Физическое развитие детей и подростков




Под термином «физическое развитие» детей и подростков понимается состояние морфологических и функциональных свойств и качеств, а также уровень биологического развития. Физическое развитие отражает общий уровень социальных и гигиенических условий жизни. Изучение физического развития включается в любую программу оценки состояния здоровья детей и подростков.

Известно, что неравномерность темпа роста и развития организма на этапе созревания является общей закономерностью. Однако в этот период проявляются и некоторые индивидуальные особенности. Встречаются индивидуумы, темп развития которых ускорен и которые по уровню зрелости опережают свой хронологический (календарный) возраст; может наблюдаться и обратное соотношение.

Для уточнения (корректировки) уровня развития детей используют понятие биологического и хронологического возраста.

Хронологический возраст- это период, прожитый ребенком от рождения до момента обследования, имеющий четкую возрастную границу - день, месяц, год.

Биологический возраст- совокупность морфофункциональных особенностей организма, зависящих от индивидуального темпа роста и развития.

Биологический возраст в значительной степени определяется хронологическим возрастом. Однако, как показали исследования, разница между хронологическим и биологическим возрастом может достигать 5 лет. Количество детей с замедленным темпом биологического развития, т.е. с отставанием биологического возраста от календарного, может составлять 10-20 %. Чаще всего этих детей выявляют перед поступлением в школу или во время обучения.

Школьники с замедленным темпом биологического развития менее активны на уроках. У них отмечаются повышенная отвлекаемость и нарушение работоспособности. В ходе учебного процесса выявляются более выраженное напряжение зрительного анализатора, нарушения со стороны опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы.

Ускоренный темп биологического развития ребенка приводит к опережению биологического возраста по сравнению с хронологическим. Такие дети среди учащихся встречаются реже, чем дети с отставанием биологического возраста от хронологического. У девочек ускоренное развитие наблюдается чаще, чем у мальчиков. У школьников с ускоренным темпом биологического развития работоспособность ниже, чем у детей, биологический возраст которых соответствует хронологическому. Среди них больше детей, страдающих гипертонией и хроническим тонзиллитом, у них выше показатели заболеваемости, чаще и резче проявляются функциональные отклонения.

Наиболее информативными показателями биологического возраста являются степень оссификации скелета, время прорезывания и смены зубов, появления вторичных половых признаков у подростков, начала менструаций у девочек, а также морфологические показатели физического развития (длина тела и ее погодовые прибавки).

Исследование физического развития проводится одновременно с изучением состояния здоровья во время углубленных медицинских осмотров в детских и подростковых учреждениях.

 

При выборе методов оценки физического развития необходимо учитывать основные закономерности физического развития растущего организма:

• гетероморфность и гетерохронность развития;

• наличие полового диморфизма и акселерации;

• зависимость физического развития от генетических и средовых факторов.

Для индивидуальной оценки физического развития детей и подростков применяют: методы сигмальных отклонений (профиль физического развития), центильный, регрессионный (оценочные таблицы), комплексный и другие методы. Характеристика и способы применения данных методов подробно рассматриваются в соответствующих справочниках и руководствах к практическим занятиям по гигиене.

 

Метод сигмальных отклонений позволяет сравнить показатели развития индивидуума со средними показателями, характерными для соответствующей возрастно-половой группы, разница которых выражается в долях сигмы. Поскольку для каждой возрастнополовой группы разрабатываются свои стандарты, метод позволяет учесть гетероморфность физического развития и половой диморфизм.

Центильный (процентильный) метод позволяет оценить вероятность распределения показателей физического развития детей и подростков в процентных интервалах. Обычно считают, что величины, находящиеся в центильном канале до 25-го центиля, оцениваются как ниже средних, от 25 до 75-го центиля - как средние и свыше 75-го центиля - как выше средних.

Существенным недостатком данных методов является изолированная оценка признаков вне их взаимосвязи.

Регрессионный метод применяют для взаимосвязанной оценки показателей физического развития. При составлении шкал регрессии по длине тела определяют методом парной корреляции связь данного показателя с массой тела и окружностью грудной клетки. Этот метод получил наибольшее распространение, так как дает возможность выделить лиц с гармоничным и дисгармоничным физическим развитием.

Комплексная оценка физического развития осуществляется в два этапа.

На первом этапе исследования устанавливают биологический возраст. Биологический возраст ребенка определяют по показателям длины тела стоя, прибавками длины тела за последний год, уровню оссификации скелета, срокам прорезывания и смены молочных зубов на постоянные, изменению пропорций телосложения, степени развития вторичных половых признаков, сроку наступления первой менструации у девочек. Для этого используют таблицы, в которых представлены средние значения показателей биологического развития мальчиков и девочек по возрастам.

На втором этапе определяют морфофункциональное состояние по показателям массы тела, окружности груди в дыхательной паузе, мышечной силе кистей рук и жизненной емкости легких, измеряют толщину кожно-жировых складок.

Комплексный метод индивидуальной оценки физического развития детей и подростков позволяет учитывать как биологический уровень физического развития и морфофункциональное состояние организма, так и гармоничность развития.

 

Наряду с методами индивидуальной оценки физического развития применяется генерализующий метод, основанный на массовом исследовании больших групп детей (метод оценки физического развития коллективов).

 

При этом рекомендуется использовать следующие показатели:

• общая заболеваемость;

• инфекционная заболеваемость;

• индекс здоровья - процент длительно и часто болеющих детей;

• распространенность и структура хронических заболеваний;

• процент детей с нормальным физическим развитием и имеющих недостатки в умственном и физическом развитии;

• распределение по группам здоровья.

ЛЕКЦИЯ 5-6 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 335.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...