Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Факторы, формирующие здоровье населения (по данным ВОЗ)
1 Социально-экономические (условия жизни, жилищные условия, материальное благосостояние, уровни образования родителей, труд, отдых, культура..) – 52% 2 Экологические – 20% 3 Биологические (наследственность, возраст родителей, течение беременности …) –20% 4 Социально-медицинские (доступность, качество, экономичность здравоохранения) – 8%
Оценка здоровья детей и подростков
Методы исследования показателей здоровья
Одним из важных показателей здоровья детей и подростков является их физическое развитие, под которым понимают совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процессы роста и развития. Для оценки физического развития детей применяют различные методики. Самыми распространенными являются антропометрические и физиометрические исследования. Ведущими антропометрическими признаками, несущими оценочную информацию для установления степени физического развития ребенка, являются: 1. Соматометрические: рост, масса тела и окружность грудной клетки (в покое) и других частей тела. 2. Соматоскопические: развитие скелета, форма позвоночника, осанка, форма грудной клетки, ног и стопы, развитие мускулатуры и подкожно-жировой клетчатки, степень полового развития (для подростков), а для дошкольников – появление и смена зубов. 3. Физиометрические: жизненная емкость легких, мышечная сила, частота дыхания, частота сердечных сокращений, артериальное давление и др.
Будучи тесно связанным с состоянием здоровья ребенка, физическоеразвитие в значительной мере зависит и от социальных условий. Уже во второй половине прошлого столетия было установлено, что физическое развитие детей и подростков из семей с высоким социальным статусом значительно выше по сравнению со сверстниками из семей малообеспеченных. Современные исследования биологических изменений в организме ребенка показали, что наряду с увеличением всех показателей физического развития у детей и подростков по сравнению с их сверстниками, жившими 10–20 лет назад, наблюдается ускорение процессов роста и созревания: более раннее формирование зубной системы, ускорение ростовых процессов, полового и окончательного созревания организма. Этот феномен получил название «акселерация» и в настоящее время тщательно изучается.
О состоянии физического развития ребенка судят на основании совокупности всех исследуемых признаков (морфологических, функциональных, соматоскопических). Чтобы судить о гармоничности его развития, необходимо сопоставить данные массы тела и окружности груднойклетки с данными длины тела (роста). Если разрыв между показателямимассы и длины тела больше установленной в стандарте нормы, следует говорить о начинающейся дисгармонии физического развития, причем полное заключение об этом может дать только врач. Чем младше ребенок, тем чаще должны проводиться обследования.Дети первого года жизни обследуются 1 раз в месяц, от 1 года до 3 лет – 1 разв 3 месяца, от 3 до 7 лет – не реже 1 раза в полгода. В зависимости от медицинских показаний ослабленных, отстающих в физическом развитии детей обследуют чаще. Все результаты обследования фиксируются в индивидуальной карте.
Для оценки здоровья детей используют три группы показателей:
• Медицинские - заболеваемость по обращаемости, индекс здоровья, число часто болеющих детей, общая и детская смертность, физическое развитие, инвалидность.
• Социального благополучия - демографическая ситуация, показатели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицинского обслуживания.
• Психического благополучия - заболеваемость психическими заболеваниями, частота невротических состояний и психопатий и др.
Распространенность заболеваний имеет особенности, связанные с возрастом. У детей раннего возраста особое место занимают недоношенность, врожденная слабость, дефекты развития, преддошкольного возраста - желудочно-кишечные заболевания и болезни органов дыхания, дошкольного возраста - детские инфекции.
1. Болезни органов дыхания во всех возрастных группах занимают 1-е место. В школьном возрасте значительно повышается заболеваемость хроническим тонзиллитом. В последние годы среди детей увеличилась заболеваемость аллергическими болезнями.
2. На 2-м месте в большинстве регионов стоят болезни органов пищеварения.
3. Болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни кожи и подкожной жировой клетчатки делят 3-е и 4-е место.
Состояние здоровья детей характеризуется также наличием функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, понижением остроты зрения, слуха и др. Так, число школьников с близорукостью слабой степени с 2,5 % в возрасте 7-8 лет увеличивается до 19,3 % в возрасте 16 лет. Близорукость высокой степени возрастает с 0,6 до 2,7 %. Широко распространен среди школьников кариес зубов (до70-80 %). Функциональные расстройства сердечно-сосудистой системы с изменением артериального давления отмечаются у 6-10 % учащихся общеобразовательных школ и у 20-25 % школьников специальных математических школ. У школьников старших классов нарастает и количество функциональных расстройств нервной системы, а также нередко наблюдается избыточная масса тела. 12 % московских школьников имеют ожирение различной степени.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 334. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |