Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ И СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ




 

Различные возрастные периодизации, принятые в медицине, педагогике и психологии.

В индивидуальном развитии (онтогенезе) человека различают два основных периода:

  1. Внутриутробный (пренатальный)
  2. Внеутробный (постнатальный)

Последний делится на периоды       

А) Детство

Б) Взрослое состояние

В) Старение

 

1.Наиболее распространенной классификацией, которая и в настоящее время принимается педиатрией, является классификация Н. П. Гундобина (1906 г.). В основу ее положены некоторые биологические особенности растущего организма ребенка.

Выделяются следующие периоды:
период новорожденности (до отпадения пуповины);
грудной возраст (до одного года);
период молочных зубов (с одного года до 6—7 лет);
период старшего детства (с 8 до 11 лет);
период полового созревания (12—17 лет).

 

2.Наиболее распространена периодизация, в основе которой лежит оценка морфологических и антропологических признаков (рост, смена зубов, увеличение массы тела и т.д.)

- младенческий (первый год жизни)

- первого детства (от 1 года до 7 лет)

- второго детства (от 8 до 12 лет - девочки, от 8 до 13 лет - мальчики)

- подростковый (13-16 лет - девочки, 14-17 лет - мальчики)

- юношеский период (17-20 лет - девочки, 18-21 год - мальчики)

- взрослый период (с 21-22 лет)

 

3. Для педагогов удобна периодизация, построенная на основе педагогических и социологических критериев и включающая шесть периодов

 

- младенческий (до 1 года)

- преддошкольный (от 1 до 3 лет)

- дошкольный (с 3 до 7 лет)

- младший школьный (с 7 до 11-12 лет)

- средний школьный (с 11-12 лет до 15 лет)

- старший школьный (с 15 до 17-18 лет)

 

4. Для практической деятельности педагога можно выделить три основных периода роста и развития

- до 7 лет (до поступления в школу)

- до 14 лет (половое созревание)

- до 18-21 года (окончание процессов роста и развития, биологическая и правовая зрелость – юридическая ответственность за свое поведение)

 


5. Согласно возрастной периодизации, принятой в 1965 году на 7-й Всесоюзной конференции по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии АПН СССР в г. Москва, в жизненном цикле человека выделяют следующие периоды:

 

 

Возрастные периоды жизни человека

 

Период Возраст Характеристика периода
1. Внутриутробный    
      - эмбриональный 0 - 8 недель  
      - плодный 9 недель - 9 месяцев  
2. Новорожденный 1-10 дней после рождения  
3. Грудной возраст 10 дней - 1 год  
4. Раннее детство 1-3 года  
5. Первое детство 4-7 лет  
6. Второе детство 8-12 лет (мальчики), 8-11 лет (девочки)  
7. Подростковый возраст 13-16 лет (мальчики), 12-15 лет (девочки)  
8. Юношеский возраст 17-21 год (юноши), 16-20 лет (девушки)  
9. Зрелый возраст, I период 22-35 лет (мужчины), 21-35 лет (женщины)  
     Зрелый возраст,      II период 36-60 лет (мужчины), 36-55 лет (женщины)  
10.  Пожилой возраст 61-74 года (мужчины), 56-74 года (женщины)  
11. Старческий возраст 75-90 лет (мужчины и женщины)  
12. Долгожители 90лет и старше  






Период новорожденности

Периодом новорожденности считают время от рождения ребенка до момента отпадения у него пуповины (в среднем около двух недель). Резкое изменение условий жизни (внеутробное существование) заставляет организм ребенка приспосабливаться к совершенно новым и постоянно меняющимся факторам внешней среды. Это отражается на функциях многих органов и систем новорожденного, иногда вызывает их нарушение. В первые 2—4 дня у новорожденных наблюдаются такие явления, как потеря в весе (на 6-10 % от веса при рождении), желтушное окрашивание, связанное с временной недостаточностью деятельности печени и усиленным распадом эритроцитов, гиперемия (покраснение кожи, сопровождающееся иногда ее шелушением), недостаточная терморегуляция (температура тела легко изменяется при изменении температуры окружающего воздуха), в результате ребенок легко перегревается или переохлаждается. К концу первой — началу второй недели при нормальных условиях питания и ухода за новорожденным большинство нарушений почти полностью устраняется. Заболевания детей данного периода связаны или с нарушением внутриутробного развития (недоношенность, врожденные уродства, пороки сердца), или с родовыми травмами (внутричерепные кровоизлияния, родовые опухоли, переломы костей), или с наследственностью (гемофилия, умственная отсталость и др.). Материнское молоко в этом периоде представляет основную и единственно полноценную пищу, обеспечивающую правильное развитие ребенка.
Когда вес ребенка выравнивается, пупочная рана заживает, исчезает желтушное окрашивание, период новорожденности можно считать законченным.


Грудной возраст

По окончании периода новорожденности у грудного ребенка наблюдается интенсивный темп роста и развития, который ни в каком другом возрасте не бывает столь значительным. В течение первого года вес тела ребенка увеличивается на 200%, а длина — на 50%. Особенно большие прибавки в весе и росте ребенка наблюдаются в первую половину года (ежемесячная прибавка в весе составляет 600 г, а в росте — 2,5—3 см). Для обеспечения усиленного роста и развития детям первого года жизни необходимо большее количество пищи (относительно 1 кг веса), чем старшим детям или взрослым. Вместе с тем пищеварительный тракт в этом возрасте недостаточно развит, и при малейшем нарушении режима питания, изменении качества или количества пищи у детей могут возникнуть как острые, так и хронические расстройства пищеварения и питания, авитаминозы, аномалии конституции (неправильная реакция организма на нормальные условия жизни и питания), проявляющиеся чаще всего в виде экссудативного диатеза. Материнское молоко в первые 4—5 месяцев жизни ребенка остается основной пищей.
Ткани у грудных детей отличаются тонкостью и нежностью, недостаточным развитием эластических (упругих) волокон, в результате чего они легко ранимы. Вместе с тем благодаря наличию в тканях маленького ребенка большого количества молодых клеточных элементов и кровеносных сосудов, хорошо питающих их, любое повреждение у детей заживает значительно быстрее, чем у взрослых. Воспалительная (защитная) реакция на проникновение болезнетворных микробов у детей грудного возраста слабо выражена, почти отсутствует защитная реакция со стороны регионарных (периферических) лимфатических узлов, поэтому на любое местное заболевание организм ребенка очень часто отвечает общей реакцией. Дети в этом возрасте склонны к гнойничковым поражениям кожи, которые при плохом уходе за ребенком могут переходить в общее заражение крови.
Инфекционные заболевания у грудных детей, особенно в первые месяцы их жизни, редки. Корь, краснуха, скарлатина почти не встречаются; дифтерия, ветряная оспа, дизентерия и др. протекают своеобразно, часто не давая характерных для этих болезней симптомов. Это зависит, с одной стороны, от иммунитета, приобретенного ребенком еще в период его утробной жизни через плаценту и полученного с молоком матери, с другой — от незаконченности строения многих органов и систем, особенно центральной и периферической нервной систем. Условнорефлекторные связи у детей первого года жизни малоустойчивы вследствие слабости тормозных и раздражительных корковых процессов. В корковой динамике процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации. Это приводит к тому, что процесс возбуждения или торможения, возникнув в каком-либо одном участке, быстро распространяется по коре головного мозга. Грудные дети, особенно в первые месяцы жизни, не могут длительно бодрствовать. Повышенная активность нервной системы быстро приводит к торможению, которое, распространяясь по коре и другим отделам головного мозга, вызывает сон. Уже на первом году жизни у ребенка начинает формироваться речь. Недифференцированные звуки — гуление — постепенно сменяются слогами. К концу года здоровый ребенок довольно хорошо понимает речь окружающих его взрослых, сам произносит 5—10 простых слов. У грудных детей идет энергичный рост и окостенение скелета, образуются шейный и поясничный изгибы позвоночника, развиваются мышцы туловища и ног. К концу года здоровый ребенок хорошо сидит, прочно стоит на ножках, ходит, однако движения его еще недостаточно координированы.


Преддошкольный, или ясельный возраст (от года до 3 лет)

Ранний детский возраст — от года до трех лет - называется преддошкольным, или ясельным. В этом возрасте темп роста и развития ребенка несколько замедляется. Прибавка роста составляет 8—10 см, веса — 4—6 кг за год. Изменяются пропорции тела, относительно уменьшаются размеры головы: с 1/4 длины тела у новорожденного до 1/5 у ребенка 3 лет. Наличие зубов (к концу года их должно быть 8), увеличение количества пищеварительных соков и повышение их концентрации служат основанием для перевода ребенка с грудного вскармливания на общий стол. У детей второго года жизни происходит интенсивный рост и формирование опорно-двигательного аппарата. Нервная система и органы чувств быстро развиваются, координация движений улучшается, дети начинают самостоятельно ходить, бегать, что позволяет им шире общаться с окружающим миром. Ребенок овладевает речью (запас слов у детей в этом возрасте достигает 200—300, они произносят не только отдельные слова, но и целые фразы). Более широкое общение с окружающим миром создает и большую возможность соприкосновения здоровых детей с детьми, заболевшими инфекционными болезнями. Кроме того, с возрастом пассивный иммунитет, переданный ребенку матерью, ослабевает, угроза возникновения у детей инфекций (корь, коклюш, ветряная оспа, дизентерия и др.) возрастает. Вместе с тем острые и хронические расстройства пищеварения и питания в этом возрасте встречаются реже, чем у детей первого года жизни.
Ткани детей раннего возраста еще очень нежны и легко ранимы, в этот период по-прежнему за ребенком нужен хороший уход. В период преддошкольного детства возрастает необходимость в продуманной и планомерной воспитательной работе с детьми.


Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет)

Этот период отличается более медленным темпом роста ребенка. Годичные прибавки роста (от 3 до 7 лет) составляют в среднем 5—8 см, веса — около 2 кг. Пропорции тела заметно меняются. К 6—7 годам голова составляет лишь 1/6 длины тела. В результате неравномерного роста головы, туловища и конечностей происходит перемещение средней точки длины тела. У доношенного новорожденного эта точка находится почти на пупке, у ребенка в возрасте 6 лет — на середине между пупком и симфизом (лобком), у взрослого — на лобке. Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и формированию иннервационного аппарата мышц дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты. В этом возрасте способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии повышается, процессы отрицательной индукции в коре головного мозга несколько усиливаются, поэтому дети могут более продолжительное время сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью. На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает, речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка. Развитию речи способствуют игры и занятия, разучивание стихов и песен, общение детей со взрослыми. Произношение отдельных слов и целых фраз ребенок усваивает через подражание, поэтому развитие правильной детской речи в большой степени зависит от того, насколько правильна речь окружающих его людей. Недостаток внимания со стороны взрослых, острые и хронические заболевания могут вызвать замедление развития речи у ребенка. Вследствие того что дети 3—5 лет слабо владеют речевой моторикой, им свойственны физиологические недостатки звукопроизношения (неправильное произношение шипящих, свистящих звуков, звуков р и л). При правильном обучении звуковой культуре речи эти нарушения с возрастом проходят. У детей дошкольного возраста имеет место устойчивость ферментативных процессов, в связи с чем заболевания желудочно-кишечного тракта возникают довольно редко, в то время как детским инфекциям организм подвергается чаще. Скарлатина, ангина, катары верхних дыхательных путей создают предпосылку к возникновению у детей ревматизма.


Школьный возраст (от 7 до 17 лет)

В этом возрасте все органы и системы детей и подростков продолжают развиваться. Молочные зубы полностью заменяются постоянными, появляются остальные зубы, которых не было в дошкольном возрасте, идет дальнейшее окостенение скелета, происходит усиленный рост мускулатуры. Благодаря усиленному в этот период интеллектуальному развитию ребенок становится более самостоятельным. С 7 лет начинается обязательное обучение в школе.

Между 12—17 годами происходит половое созревание подростков. В это время несколько возрастает темп роста и развития организма, появляются вторичные половые признаки: рост волос в подмышечной впадине и на лобке, развитие грудных желез и появление менструаций у девочек, изменение голоса и поллюции у мальчиков, прорезаются так называемые зубы мудрости. Подростки по пропорциям тела приближаются к взрослым. Все это значительно изменяет их внешний облик. Жизненный опыт подростков возрастает, они становятся более самостоятельными. Инфекционные болезни в этом периоде встречаются реже, а если они и возникают, то протекают с теми же симптомами, что и у взрослых. Чаще наблюдаются такие болезни, как ревматизм, нарушения функций желез внутренней секреции, особенно гиперфункция (усиление функции) щитовидной железы, а также психоневрозы.

При определении площади поверхности отдельных участков тела взрослого человека можно применять "правило девятки", согласно которому поверхность головы 1 шеи составляет 9% от поверхности тела, верхние конечности - каждая 9%, т.е. 18%; нижние конечности - каждая 18%, т.е. 36%, передняя часть туловища - 18%, задняя часть - 18%, промежность - 1%, ладонь и пальцы - 1%. Развитие и перестройка человека продолжается в течение всей жизни - от образования зиготы до смерти. Рост человека продолжается до 20-25 лет жизни. До 60-65 лет длина тела неизменна, но впоследствии длина тела уменьшается примерно на 1-1,5 мм в год. Это объясняется тем, что уменьшается толщина межпозвоночных дисков, меняется телосложение, стопа становится плоской и т.д. В конце 1-го месяца беременности зародыш имеет длину около 7 мм, в конце 2-го - 20-30 мм, а масса его тела - 35 г, в конце 6-го месяца длина тела ЗО см, масса 600-700 г, в конце 9 - го месяца длина 47 см, масса тела 2000 -2500 г. В течение 1-го года жизни ребенка (после рождения) длина тела всего растет на 21-25 см. В периоды раннего и первого детства скорость роста несколько замедляется. В начале периода второго детства скорость роста стабилизируется (4,5-5,5 см в год), а в конце этого периода резко возрастает. В подростковом возрасте ежегодное увеличение длины тела у мальчиков составляет в среднем 5,8 см, у девочек - 5-5,7 см. У девочек интенсивный рост наблюдается от 10 до 13 лет, а у мальчиков - в подростковом возрасте. Затем скорость роста снова замедляется. Масса тела детей удваивается через 5-6 месяцев после рождения, утраивается через 1 год и увеличивается примерно в 4 раза через 2 года. В последующие годы жизни увеличение длины и массы тела проходит равномерно. Максимальное годовое увеличение массы тела происходит в подростковом возрасте: у девочек на 13-м, а у мальчиков на 15-м году жизни. Масса тела увеличивается до 20-25 лет. Стабильная масса тела обычно сохраняется до 40-46 лет. Желательно, чтобы на протяжении жизни масса тела была постоянной, как в юношеском возрасте.

За последние 100-150 лет наблюдается акселерация - ускорение морфофункционального развития и созревания организма детей и подростков. Это явление особенно заметно в экономически развитых странах. У мужчин акселерация больше выражена. Масса тела новорожденных возросла в среднем на 100-300 г, годовалых детей - на 1 500-2 000 г, а длина их тела увеличилась на 5 см. Длина тела детей в периоды второго детства и в подростковом возрасте увеличилась на 10-15 см, а у взрослых мужчин - на 6-8 см. Сократился срок роста человека; если в конце прошлого века рост человека продолжался до 23-26 лет, то сейчас рост мужчин заканчивается преимущественно в 18-20 лет, у женщин - до 16-18 лет. Ускорились сроки прорезывания молочных и постоянных зубов, психическое развитие и половое созревание. В конце XX в. по сравнению с концом IX в. средний возраст начала менструаций у девочек снизился с 16,5 до 12-13 лет, а начало климактерического менопаузы у женщин сместился с 43-45 лет на 48-50 лет.

При описании тела человека и органов приводим данные о возрастных особенностях их строения. В этом разделе представлены только основные морфофункциональные характеристики человека в различные возрастные периоды.
У новорожденного ребенка голова круглая, большая (1 / 4 от длины тела, а у взрослого 1 / 8), шея и грудь короткие, живот длинный, ноги короткие, руки длинные (рис. 1). Окружность головы на 1-2 см больше окружность грудной клетки, мозговой отдел черепа в 4 раза больше лицевого. Форма грудной клетки бочкообразная. Позвоночник изгибов нет. Таз очень подвижный, его отдельные кости еще не срослись между собой. Относительные размеры внутренних органов значительно больше, чем у взрослого человека. Например, масса печени новорожденного ребенка составляет 1 / 20 от массы тела, а в взрослого 1 / 50. Длина кишки в 2 раза больше длины тела, у взрослого человека кишка длиннее тела в 4-4,5 раза. Масса головного мозга младенца составляет 13-14% от массы тела, а у взрослого человека только 2%. Относительно большие надпочечников железы и загрудинная железа (тимус). Физическое развитие ребенка происходит скачкообразно. Периоды роста не соответствуют описанным периодам жизни человека. В грудном возрасте ребенок растет быстрее всего. Примерно с 6-го месяца начинают прорезываться молочные зубы. За первый год жизни размеры некоторых органов и систем достигают размеров взрослого человека (глаз, внутреннее ухо, центральная нервная система). В течение первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы.
В период раннего детства прорезываются все молочные зубы и происходит первое "округления". Увеличение массы тела опережает рост тела в длину, быстро развивается психика ребенка, речь и память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. За 2-3-го годов жизни (период первого детства) рост тела в длину интенсивнее, чем увеличение его массы. В конце этого периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга, масса которого к концу периода первого детства достигает 1 100-1 200 г, быстро развиваются умственные способности, мышление, познание, ориентация во времени и пространстве. В раннем и первом детстве наружные половые различия (кроме первичных половых признаков) почти не выражены.
В периоде второго детства снова преобладает рост в ширину - второе "округления", начинается половое созревание. В конце периода второго детства усиливается рост тела в длину, причем быстрее растут девочки. Психическое развитие ускоряется. Очень важным периодом является начало полового созревания; у девочек он начинается раньше, что связано с усилением секреции женских половых гормонов. У девочек 8-9-летнего возраста начинает расширяться таз и округляются бедра, увеличивается секреция сальных желез и оволосение лобковой участка. У мальчиков 10-11-летнего возраста интенсивно растут гортань, яички и половой член. В подростковом возрасте быстро растут и развиваются половые органы, формируются вторичные половые признаки. У девочек увеличивается количество волос на коже лобковой участка, наступает оволосение кожи в подмышечной области, увеличиваются половые органы и грудь. Щелочная реакция влагалищного секрета становится кислой, возникают менструации, изменяется форма таза. У мальчиков быстро увеличиваются яички и половой член. Оволосение лобковой участка сначала проходит по женскому типу, "отекают" грудные железы. В конце подросткового возраста (15-16 лет) начинается рост волос на лице и других частях тела (в подмышечных областях), а на лобковой области волосы растут по мужскому типу. Пигментируется кожа мошонки, значительно увеличиваются половые органы, возникают первые эякуляции. В подростковом возрасте рост тела в длину преобладает над ростом в ширину. После 13-14 лет мальчики растут быстрее, чем девочки.
Юношеский возраст совпадает с периодом полового созревания. В этом возрасте рост и развитие организма в основном завершаются. Все аппараты и системы органов достигают морфофункциональной зрелости. Строение тела в зрелом возрасте почти неизменна. В пожилом и старческом возрасте в организме человека происходит характерная перестройка, которую изучает специальная наука геронтология (от греческого geron - старый). Процессы старения являются индивидуальными. В старческом возрасте снижаются адаптационные возможности организма, изменяются морфофункциональные показатели всех аппаратов и систем органов, в первую очередь иммунной, нервной и сердечно-сосудистой систем.Старение - генетически детерминированный процесс. Необходимо особо подчеркнуть, что активный образ жизни, регулярные занятия физической культурой, рациональное питание и отдых замедляют старение, но в пределах, обусловленных наследственными факторами. Мужчина от женщины отличается половыми признаками. Они являются первичными (половые органы) и вторичными (особенности оволосение на лобковой области, грудь, тембр голоса и т.д.). Уже при первом взгляде на человека заметные индивидуальные особенности строения. В анатомии существует понятие типа телосложения. Телосложение определяется генетическими (наследственными) факторами, влиянием внешней среды, социальными и другими условиями. Морфологи выделяют 3 типа телосложения человека в зависимости от соотношения длины тела, туловища и конечностей, а именно: мезоморфных, брахиморфного и долихоморфный. При мезоморфному (От греческого mesos - средний, morphe - форма) типе телосложения (нормостеник) анатомические особенности приближенные к усредненных параметров нормы (с учетом возраста, пола и т.п.). Для брахиморфного (от греческого brachys - короткий) типа телосложения (гиперстеник) характерны большие поперечные размеры тела по сравнению с нормостеник, упитанность, не очень высокого роста. Сердце относительно большое и размещено более поперечно, потому диафрагма расположена высоко, легкие короткие, петли тонкой кишки расположены преимущественно горизонтально. Лица долихоморфного (от греческого dolichos - длинный) типа телосложения (астеников) стройные и высокие, в них преобладают продольные размеры тела, конечности относительно длинные, кости сравнительно тонкие. Внутренности несколько опущены, потому диафрагма расположена ниже, легкие длиннее, а сердце расположено почти вертикально.


  1. Рис. 1. Изменение пропорций тела в процессе роста
    (по А. Андронеску). СЛ - срединная линия; по вертикальной оси дело цифрами показано соответствие отделов тела детей и взрослых; по верхней горизонтальной оси - отношение длины головы к длине тела.

В течении многих веков считалось, что изменения с возрастом ребенка сводятся лишь к количественным: тогда считали, что детский организм - это взрослый в миниатюре. Такой подход к ребенку мерилом взрослого с данными общей физиологии и патологии проявил себя, по меткому выражению известного русского педиатра Маслова, ″гекатомбами детских трупов″. (Детская смертность в XIX веке по его данным такова: из каждых 1000 новорожденных 550 достигало 6 лет, менее половины - 10 лет. Особенно велика смертность была в раннем детском возрасте. Ежегодно в России умирало 100 тыс. младенцев в возрасте до 3 лет.) Колоссальная детская смертность параллельно с прогрессом медицины заставила признать, что организм ребенка имеет целый ряд особенностей строения, функционирования, которые изменяются в процессе развития.

Организм ребенка отличается от взрослого целым рядом весьма существенных признаков, знание которых позволяет не эмпирически, а с полным научным основанием создавать систему воспитания и всестороннего гармоничного развития детей с учетом их возрастных особенностей.

Развитие человеческого организма, как непрерывный процесс, продолжается в течение всей жизни человека, включая и зрелый возраст. Надо только иметь в виду, что процессы старения, будучи специфичными, в ряде случаев связаны с обратным развитием. Наиболее интенсивные изменения в увеличении массы тела, отдельных органов и тканей и их дифференцировка происходят в первый год жизни ребенка и в юношеские годы. В зрелом возрасте рост организма прекращается, но функциональная дифференцировка и совершенствование рефлекторной деятельности продолжается за счет усложнения и развития внутрикортикальных связей.

Рост и развитие не однозначные процессы, однако, при гармоничном, нормальном развитии ребенка они тесно связаны и взаимодействуют между собой. В патологических случаях созревание может происходить иногда также в гармонических условиях, но в ускоренном темпе. Однако в большинстве случаев, как отмечает К. И. Пархон, созревание происходит преждевременно лишь на уровне некоторых морфологических структур, что вызывает у индивида существование одновременно детских и взрослых черт.

Возрастные периоды развития ребенка определяются на основании размера тела и органов, веса, окостенения скелета, прорезывания зубов, развития соединительной ткани у желез внутренней секреции, характера кортикальной деятельности и т. д.

Однако в настоящее время еще не установлены универсальные общебиологические функциональные и морфологические признаки, на основании которых можно было бы систематизировать возрастные периоды. Морфологические и функциональные взаимные переходы между отдельными возрастными периодами и быстротечные динамические процессы роста и развития детей затрудняют систематику и строгое разграничение периодов. Это приводит к отсутствию единства в систематике. В педиатрии наиболее распространена схема периодов развития Н. П. Гундобина.

1. Период внутриутробного развития. Для этого периода характерна полная зависимость плода от организма матери в отношении питания, дыхания, температуры и др. Рост и развитие плода происходит быстро.

2. Период новорожденности — 2—З недели. Этот период характеризуется приспособлением организма к условиям внеутробного существования. У новорожденного впервые возникает легочное дыхание, начинает функционировать легочный круг кровообращения, вместо питания за счет материнского организма теперь питание организма осуществляется за счет функционирования собственного пищеварительного тракта, активно включаются в работу анализаторы. В этом периоде происходит отпадение пупочного канатика и заживление пупочной ранки, убыль и восстановление веса.

3. Период грудного возраста — до 1 года. За этот период длина тела увеличивается в 1,5 раза (75 вместо 50 см), вес увеличивается втрое (11—12 кг вместо 3,5 кг), основной обмен повышается, функции эндокринных желез — зобной, щитовидной и гипофиза — усиливаются, речедвигательный анализатор достигает уже значительного развития, дети начинают говорить, но запас слов пока небольшой — 5—10 слов.

4. Преддошкольный, ясельный возраст — с 1 года до 3 лет. В этом периоде рост и увеличение веса тела замедляются, однако благодаря тому, что дети овладевают навыками ходьбы и разговорной речи, чрезвычайно расширяется сфера общения их с окружающим миром. Они начинают отличать себя от других людей (откликаются на собственное имя, дают руку и т. д.). Строение и функции органов совершенствуются.

5. Дошкольный возраст — с 3 до 7 лет. Познавательные процессы в этом возрасте интенсивно развиваются (память, мышление, творческое воображение), энергично происходит окостенение скелета и укрепление костно-мышечной системы, движения ребенка становятся более разнообразными, координированными, сила мышц увеличивается. Вес сердца увеличивается в 4—5 раз по сравнению с новорожденным, значительно улучшается сердечная деятельность, вес мозга увеличивается и достигает у семилетних детей 1350 г, условнорефлекторные связи становятся многочисленными, развивается условное торможение — физиологическая основа дисциплинированности, сдержанности. Преддошкольный и дошкольный периоды объединяются еще в период молочных зубов.

6. Период отрочества, или младший школьный возраст, — с 7 до 12 лет. В этом возрасте продолжается рост и дальнейшее окостенение скелета, пропорции тела изменяются за счет удлинения нижних конечностей, интенсивно развивается мускулатура, возрастает интегрирующая роль коры больших полушарий, усиливаются тормозные процессы. Заканчивается структурная и функциональная дифференцировка печени, почек, легких, сердца и других органов и тканей. Начинается обратное развитие зобной и паращитовидных желез, усиливается функция щитовидной железы и гипофиза. Начинает сказываться гормональное влияние половых желез. Период полового созревания некоторые физиологи (Симоннэ) делят в свою очередь на три стадии:

а) пубертатный подготовительный период, отличающийся усилением роста и началом развития вторичных половых признаков; б) период полового созревания в узком смысле слова, когда оформляются вторичные половые признаки, созревают половые органы и осуществляются характерные для обоих полов процессы (менструация и эякуляция), рост относительно замедляется;

в) пубертатный период, во время которого закрепляется и заканчивается половое созревание и наступает зрелый возраст.

Б. Братанов (София, 1965) весь динамический процесс полового созревания, начинающийся у девочек в возрасте 8— 9 лет, а у мальчиков — 10—11 лет, называет периодом пубертатно-юношеского возраста. Он продолжается 8—10 лет и больше. Причем в ускорении или замедлении нормального полевого созревания решающую роль играет окружающая среда.

7. Средний школьный или подростковый возраст (с 12 до 15 лет) характеризуется усиленным ростом, быстрым прибавлением веса. Пропорции тела постепенно приближаются к показателям взрослого человека. В связи с половым созреванием (у мальчиков в 13—14, у девочек в 11—12 лет) и возрастающим влиянием гормонов половых желез появляются вторичные половые признаки. Функции гипофиза и щитовидной железы усиливаются, а зобная железа подвергается обратному развитию (инволюция). Кора больших полушарий головного мозга становится «главным распорядителем и распределителем всех функций организма». Совершенствуется сбалансированность процессов возбуждения и торможения и их подвижность, функции различения и обобщения усложняются, особенно в связи с развитием второй сигнальной системы.

8. Старший школьный или юношеский возраст — с 13—14 до 18 лет у девочек, от 15—16 до 19—20 лет у мальчиков. Данный возрастной период характеризуется усилением функций половых желез, завершением развития вторичных половых признаков. Усиливаются также функции других желез внутренней секреции, в особенности гипофиза, щитовидной железы. Исключение составляет зобная железа, деградация которой продолжается. Рост тела и вес интенсивно увеличиваются, функции всех органов и систем благодаря непрерывному развитию достигают значительного совершенства.

Знание главных закономерностей возрастного развития позволяет подойти к решению практически важных задач, лежащих в основе педагогики и медицины. Важнейшая из них - оценка возрастной нормы. С позиции адаптивного характера развития критерии возрастной нормы должны учитывать диапазон возможностей организма, обеспечивающих надежность его функционирования на каждом этапе онтогенеза. Возрастная норма нередко рассматривается как совокупность среднестатистических параметров, характеризующих морфофизиологические особенности организма. Вне всяких сомнений, подобный подход сыграл прогрессивную роль, позволив решить ряд практических задач (например, в оценке уровня физического развития). Однако такое представление о возрастной норме, практически возводящее количественную оценку морфологической и функциональной зрелости организма на разных этапах онтогенеза в абсолют, не отражает сущности самих возрастных преобразований, определяющих развитие организма по адаптивному пути и организующих его взаимоотношения с внешней средой.

"Правило поверхности" Рубнера и проблемы возрастной периодизации

Теория Рубнера (1908) продолжает господствовать и сейчас, особенно за рубежом. Она известна всем под названием "закона поверхности" или "энергетического правила поверхности", и претендует на объяснение различных количественных особенностей энергетических процессов и физиологических отправлений организма в разные возрастные периоды. Рубнер пытался объяснить не только различие особенностей энергетических процессов в зависимости от меняющихся линейных размеров организма в процессе его роста, но и неодинаковую продолжительность жизни у разных млекопитающих в зависимости от величины линейных размеров, достигаемых к взрослому состоянию. Продолжительность жизни организма, согласно его взглядам, представляет собой функцию интенсивности обмена веществ и энергии. Трата "энергетического фонда" начинается сразу же после первого деления оплодотворенной яйцеклетки, и тем самым каждый физиологический акт приближает систему к концу жизни.

Таким образом каждый организм характеризуется генетически предопределенным для него энергетическим фондом - данную концепцию разделял и один из выдающихся теоретиков биологии Бауер (1935). Им, в частности, для характеристики указанного энергетического фонда было введено понятие ″константа Рубнера″. Также поддерживает концепцию Рубнера о генетически предопределенном фонде "адаптивной энергии" в своем учении о стрессе знаменитый канадский ученый Г. Селье. Он сравнивает ее с особым родом банковского вложения, которое можно изымать, но нельзя добавочно увеличивать. Поэтому каждая стрессовая реакция обуславливает изнашивание организма, приближая его к старости и смерти. А так как процессы морфогенеза и дифференцирования клеток более всего выражены у эмбриона и плода, то - развивая концепцию Майнота (1913) - организм при рождении появляется на свет уже сильно постаревшим.

Из приведенных концепций следует, что одним из частных выражений инволюции является постепенное возрастное ухудшение способности организма осуществлять аккомодативное сопротивление, или адаптацию к действию разнообразных стрессовых раздражителей среды.

Согласно этим теориям, наиболее высокой устойчивостью и адаптационными возможностями должен характеризоваться антенатальный (это время с момента оплодотворения яйцеклетки до начал родовой деятельности) и ранний постнатальный возраст (грудной). Отсюда же естественно следует, что при переходе от одного возрастного периода к последующему объем двигательной реакции и энергетические возможности организма должны снижаться.

В исследованиях Аршавского с сотрудниками (1962 - 1971) показано, что неодинаковая продолжительность жизни у разных видов млекопитающих определяется не линейными размерами, по Рубнеру, а особенностями развития у них скелетной мускулатуры, обусловленных экологическими факторами среды.

Так, по Рубнеру, продолжительность жизни кролика и зайца одинакова. Между тем, в действительности у кроликов продолжительность жизни равна 4-6 годам, зайца - 10-12 годам, (у крупного рогатого скота 25 годам, а у лошади - 50-60 годам, крысы 2,5 года, белки - 12-15 лет, мышей - 2 года, летучих мышей 20-25 лет и т.д.).

Таким образом, анализ значения "энергетического закона поверхности" для понимания специфических особенностей физиологических отправлений организма в различные возрастные периоды привела к заключению, что этот закон не может быть принят в качестве теории постнатального онтогенеза, в частности, объясняющей неодинаковую продолжительность жизни у различных видов млекопитающих!

Данные исследования привели к формулированию "энергетического правила скелетных мышц". Сущность этого правила заключается в том, что в связи с необходимостью удовлетворения пищевой потребности или в связи с действием стрессовых раздражений усиливаются факторы функциональной индукции анаболизма. Особенность последнего в данном случае - не просто восстановление исходного состояния, а обязательно избыточное восстановление энергетических материалов (энергетических резервов), за счет которых в последующий момент может быть осуществлен большой объем функций.

Под сенситивными периодами понимают периоды повышенной пластичности, время повышенной чувствительности организма к факторам окружающей среды.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-11; просмотров: 443.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...