Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

С детства усвоила идеи пуританизма




Ее воспитание приводило к тому, что она была мало знакома с художественной литературой (ей иногда попадались отдельные произведения В. Скотта), а театр считала греховным заведением. Бичер-Стоу долго отказывалась посетить спектакль, поставленный по ее роману «Хижина дяди Тома». Однако он доставил ей большое удовольствие. На ее духовное развитие немалое влияние оказал ее дядя-либерал С. Фут.

 

Родилась в штате Коннектикут в Новой Англии. Культура этой части США отразилась на ее мировосприятии и творчестве. С ранних пор Бичер-Стоу отличалась воображением, сочетающимся со строгим самоанализом, что нашло воплощение в ее самом значительном романе «Хижина дяди Тома».

Гарриет, начала писать для журналов небольшие рассказы о тех, кого хорошо знала - о фермерах Новой Англии. Ранние произведения писательницы всегда были основаны на изображении известных ей ситуаций и характеров и проникнуты духом проповедничества. Живость им придавал юмор, который станет отличительной чертой ее метода и в дальнейшем.

Поездка в Кентукки познакомила ее с ужасами рабства южных штатов. В ее рассказах появилась новая тема. Писательница стала сторонницей аболиционистов(Аболициони́зм - движение за отмену рабства и освобождение рабов), хотя активного участия в их движении не принимала.

 

  • не принадлежала к романтикам
  • ее произведения нельзя полностью отнести и к реалистическим
  • в них подлинная жизнь всегда занимает первое место

- ее интерпретация часто бывает окрашена сентиментальностью

- ситуации и изменения в характерах персонажей не всегда убедительны

 

Героям свойственны:

  • романтическое стремление к исключительному,
  • мгновенные прозрения,

 что заменяет реалистический анализ психологии.

 

А. М. Зверев справедливо утверждал, что американский реализм, заявивший о себе по-настоящему в 1870-е гг., начинался с прозы, в которой был особенно значителен «местный колорит». Мы говорим о «местном колорите» у романтиков Европы. Реалистические обстоятельства, связанные с социальными отношениями и определенным историческим временем, «вышли» из «местного колорита» В.Скотта прежде всего. В литературе Америки происходят сходные процессы.

Творчество Бичер-Стоу находится на том переломе, когда «местный колорит» приобретает черты социально-временной детерминированности. До романа «Хижина дяди Тома» она не писала крупных произведений. Непосредственным толчком к созданию романа послужило письмо жены брата, которая просила Гарриет вступиться за несчастных рабов. Существует легенда о том, что в сознании миссис Стоу, идущей к причастию, первой возникла сцена смерти дяди Тома и его предсмертной проповеди всепрощения.

Роман «Хижина Дяди Тома» (1852г.)

Не документальный роман. Но факты, описанные в нём, очень часто восходят к подлинным событиям.

(Последняя гл. «Несколько слов в заключении» внешний облик Элизы списан с реального лица, истории подобные истории дяди Тома она слышала неоднократно. Брат Бичер-Стоу знал о трагедии, постигшей прототипа Прю и был знаком с прототипом Саймона Легри)

Было известно о продаже мулаток, о самоубийствах женщин, предпочетших смерть судьбе наложницы, о продаже детей, об убийствах детей матерями во избежании рабства.

Бичер-Стоу бывала рядом с рабовладельческими штатами.

В северных штатах отношение к рабству неоднозначно: чернокожих многие не признавали равными себе.

Актуальность темы:придал закон 1850г., по которому каждый житель нерабовладельческих штатов должен был возвращать хозяевам беглых негров. (Только Канада могла стать спасением для рабов)

Сюжет

Традиционные черты эпического произведения с линейной композицией.

Четко выражены завязка, кульминация и развязка.

«Жизненные противоречия здесь пребывают внутри событийных рядов и в них замкнуты, всецело сосредоточены во времени действия, которое неуклонно движется к развязке» (Хализев)

Сентиментальность сочетается с комическими сценами (участники чаще всего негры, ех.: эпизод обмана торговца неграми Гейли)

Немалое место занимают дискуссии:

1) Споры о положении негров (органически вписаны в развитие действия, их ведут люди, которые сами ищут выход из ситуации)

2) Разное истолкование учения Христа белыми и черными, священниками и рабовладельцами Севера и Юга

Эти две особенности придают черты романа-дискуссии.

 

Место и время действия

В основном южные штаты Америки, отчасти – северные.

Время отсчитывается от принятия закона 1850г., (написан в 1852) но события выходят за рамки

(!! не затрагивая войну Севера и Юга 1861-65гг.)

 

Центральные судьбы в романе: Судьба дяди Тома и семьи Гаррисов.

Тема смирения – Том

Бунт – Гаррисы

Их истории это две сюжетные линии произведения.

Тема восприятия черных рабов людьми разных социальных положений – центральнаятема.

Доброе отношение к рабам не решает проблемы рабства, по мысли писательницы.

Северяне, не признавая рабства, брезгливо относятся к людям с черной кожей,стараются держаться от них подальше. Им место только среди слуг, хитрых, лживых, льстивых, лицемерных (Споры на эти темы между Сен-Клером и кузиной).

Оптимальный выход Бичер-Стоу дает развитием сюжета, но наличие двух сюжетных линий лишает его однозначности, оставляя место для дискуссии.

 

Библия в романе:

Том постоянно читает Библию, хорошо ее знает, говорит с рабами о мудрости Священного Писания. Том нередко повторяет мысли Библии о необходимости возлюбить своего врага, о том, что злодеи не ведают того, что творят, а раскаяние даже самых страшных преступников откроет перед ними врата Рая.

 

Сентиментальны отношения в семье Тома и его взаимоотношения с сыном хозяина Джорджем.

 

Судьба Тома сталкивает его с разными хозяевами, что позволяет автору раскрыть противоречия, существующие в Америке: Продажи Тома: хозяин Шелби > Гейл > Сен-Клер > Легри

 

Семья Шелби

Чтобы полнее передать ужасы рабства показаны идеальные взаимоотношения рабами и «гуманными» рабовладельцами. (Хозяин доверяет Тому и тд.)

 

Семья Сен-Клер:

- от негров нельзя ждать ничего, кроме обмана, изворотливости и лести.

- их жизнь недостойна человека, а потому нельзя и требовать от негров поведения, достойного человека.

- учить их бесполезно.

- не считает возможным бить своих рабов, но не хочет отказаться от их услуг и благ, доставляемых их трудом.

Особое место в романе - дочь Сен-Клера Ева.

Видит в черных рабах людей, подобных себе. Она может искренне любить их. Именно она хочет, чтобы отец дал вольную Тому.

Функция Евы - строго идеологическая.Характер создан в излишне сентиментальной манере. Она умирает от чахотки, раздаривая всем слугам свои локоны. Белые цветы как при жизни, так и после смерти сопровождают ее. Белое одеяние, золотые локоны и белые цветы создают ангелоподобный облик этой маленькой, но по-взрослому мудрой героини.

Том у Сен-Клера: дает возможность автору описать все ужасы бесконтрольной власти одного человека над другим, когда истязаемый, угнетаемый негр даже не может пожаловаться на своего мучителя белого в суд.

 

Семья Легри:

Огромная сила романа в том, что:

- удалось показать весь ужас жизни рабов на плантации у Легри

- дать правдивую, реалистичную картину крупнейших невольничьих рынков страны

Легри не только извлекает огромную прибыль из своих рабов, но, унижая, мучая их, хочет поработить их и духовно: «А кто твой господин? Кто заплатил за тебя, собаку, тысячу двести долларов? Ты теперь мой и душой и телом»

Том до последнего часа отстаивает своё человеческое достоинство: «Мои силы, моё время – это всё. Но над моей душой вы не властны. Вы можете запороть меня, уморить голодной смертью, сжечь заживо..»

Роль Евангельских истин:

Том умирает от нанесенных ему побоев, призывая прощение для своих убийц. Те невольники, которые по приказанию Легри истязали Тома, под влиянием его речей о всепрощении решили отказаться от своего страшного ремесла. Однако это отречение звучит неубедительно.

 

Завершение сюжетной линии Тома окрашено в светлые тона: чтобы выкупить Тома, приезжает сын Шелби, но юноше остается только похоронить умершего раба. Освобождением для Тома становится смерть.

При всей сентиментальности некоторых сцен этот трагический по своей сущности эпизод вносит

иронический оттенок (жена Тома Хлоя, жаждавшая показать мужу те деньги, которые заработала сама на его выкуп, оставляет их на столе хозяев, узнав о смерти мужа).

 

Вторая сюжетная линия

!! Даже самые просвещенные из рабовладельцев считают, что негры находятся на стадии развития где-то между человеком и животным. (Брак Джорджа, освященный церковью, не принимается во внимание. Хозяин требует, чтоб он женился на другой).

Бунт Гаррисов требует от хозяев немалых сил и выдержки. (Завершается путь этой семьи в Канаде, где Джордж прежде всего хочет получить образование. Потом все они переселяются в Африку: в это время в Либерии создается свободное государство освободившихся рабов.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 455.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...