Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Перенос действия в Англию позволяет добиться эффекта правдоподобия. В роман вводятся сенсационные факты о событиях современности.




Характеры персонажей в сенсационном романе обрисованы крайне слабо и представляют собой в большинстве случаев бледные схемы. Психологическая характеристика действующих лиц здесь почти полностью отсутствует. Внутренний мир героев писателей не волнует, они стремятся показать их в действии, придать им сильные страсти в поступках.

Сюжет сенсационного романа строится на мелодраматических эффектах, тайнах, невероятных совпадениях и вторжении счастливой случайности в самый роковой момент. Избегая психологической мотивировки поступков героев, писатели стремятся дать диалог вместо описания. Действие, как правило, развертывается стремительно и часто достигает кульминаций. Пишут они двумя красками – белой и черной, без промежуточных тонов. Их положительные персонажи – ангелоподобны, отрицательные – монстры и в конце романов они обычно несут кару за свои злодеяния.

Майн Рид - ирландский писатель, который в 22 года уехал в Америку, но вначале 60-хвернулся в Лондон, и это время знаменует собой начало второго периода его творчества – написание СР.Романы эти пользовались популярностью благодаря занимательному экзотическому сюжету. Они насыщены богатым этнографическим материалом, полны боевых и охотничьих приключений («Всадник без головы»). Образовательная ценность этих романов заключалась гл. обр. в описании экзотич. стран. В поздних произведениях Р. эта описательная часть стала преобладать. В них стирается грань между беллетристикой и научно-популярной книжкой.

 

М. Э. Браддон написала более 80 романов, "Секрет леди Одли"- лучший роман.

Уилки Коллинз вошел в лит-ру при поддержке Диккенса, он угадал особенность его таланта - умение строить увлекательную интригу - и посоветовал продолжать писать в том же духе. Большинство ранних произведений Коллинза (в том числе "Женщина в белом") появились в журналах Диккенса. Главное для Коллинза - хитро построить увлекательный сюжет. Самые прославленные его романы - "Женщина в белом" и "Лунный камень" - не ставят серьезных общественных проблем и поражают только мастерством интриги.

«Женщина в белом».В нем 2 плана:

1) в духе традиций критического реализма – дается разоблачение буржуазного правосудия, преступности аристократии, власти денег, показывается моральное превосходство тех людей, кого высшее общество не считает даже достойными внимания (Хартрайт, Мэрион Голкомб, Анна Катарик);

2) в духе СР – тайна громоздится на тайну, переплетаясь, они все более усложняют сюжетную интригу: девушка, бежавшая из сумасшедшего дома, куда ее несправедливо заключила вероломная мать и ее сообщник, двойник этой девушки (впоследствии оказавшаяся сестрой по отцу), тайна, связанная с происхождением баронета Персиваля Глайда, наконец, преступное прошлое графа Фоско.

Все персонажи отчетливо делятся на положительных и отрицательных. И если положительных героев нельзя упрекнуть в малейшей погрешности (Хартрайт, Лора Фэрли, Мэрион), то отрицательные – это чудовища, не останавливающиеся ни перед каким преступлением (сэр Персиваль Глайд и граф Фоско) или их жалкие пособники (миссис Катарик, жена Фоско). Как всегда, порок в конце романа наказан. Персиваль Глайд сгорает во время пожара в церкви в тот момент, когда он пытается уничтожить приходскую книгу с поддельной записью о регистрации брака его родителей. Графа Фоско настигает карающий нож преданных им карбонариев.

В реалистическом плане романа Коллинзу хорошо удается показать подлинное лицо английской аристократии (в ненависти к ней он был близок Диккенсу). Сэр Персиваль Глайд – баронет, с изысканными манерами, женится на девушке и богатом приданом, а когда жена отказывается подписать свое состояние в пользу мужа, прячет ее в сумасшедший дом, а ее двойника доводит до гибели. Коллинз не оправдывает преступление сэра Глайда, он показывает, что баронет затравлен, загнан в угол. Когда-то общество считало его бастардом потому, что родители не сочетались законным браком (хотя и прожили много лет в согласии). Начав с подлога в приходской книге, Глайд уже не может удержаться и скатывается все ниже в болото темных дел. И, наконец, под влиянием Фоско становится преступником.

В реалистической манере образ дядюшки Лоры – Фредерика Фэрли. «Утонченный» эгоист, он не хочет ни о чем слышать, ни во что вмешиваться, печется лишь о собственном спокойствии и фактически становится соучастником преступления над его племянницей.

Граф Фоско целиком принадлежит к плану СР, но в его уста Коллинз вкладывает ряд горьких истин об Англии и ее порядках, потому что итальянец прекрасно уловил дух лицемерия, на кот-м зиждется мораль высших классов английского общества (# «Джон Буль – самый зрячий из старых джентльменов, когда дело касается сучка в глазах у соседей, и самый слепой, когда дело касается бревна в собственном глазу…», «…Как по-вашему, кто из двух бедных, полуголодных портних преуспеет в жизни: не та ли, что соблазнилась легкой наживой и начала воровать? Вы все будете знать, что она разбогатела нечестным путем – это будет известно всей доброй, веселой Англии – но она будет жить в довольстве, нарушив заповедь, а умерла бы с голоду, если бы не нарушила ее»). Адвокат Кирл убеждает Хартрайта не возбуждать судебного иска против сэра Глайда: «Если вы правы насчет сэра Персиваля Глайда и графа Фоско… на вашем пути к новым доказательствам вы встретитесь с непреодолимыми препятствиями. Вам придется столкнуться с юридическими трудностями и задержками, ибо каждый пункт в вашем деле будет систематически оспариваться. К тому времени, как мы истратим многие тысячи вместо сотен, которые у вас есть, дело решится, по всей вероятности, не в вашу пользу…».

Рискуя жизнью, Хартрайт решает восстановить справедливость (правда, делает это он ради любимой женщины).

Мы уже говорили о том, что Коллинз мастерски умеет сплести занимательный сюжет, но не силен в создании образов (как правило, они бесцветны, безжизненны, причем положительные персонажи ему удаются гораздо хуже, чем отрицательные). Лора Фэрли, ее возлюбленный Хартрайт, двойник Лоры – Анна Катарик – не очень выразительные образы.

Образ Мэрион, как и весь роман, двухплановый:

1) Реалистический план. Это сирота, живущая из милости в богатом поместье, но не утратившая чувства собственного достоинства, гордости, жертвующая последними своими сбережениями и даже рискующая жизнью ради любимой подруги – это женский персонаж, кот-й может занять место рядом с Джен Эйр. Помогая Хартрайту распутать тайну и вернуть Лоре если не ее состояние, то хотя бы имя и право на существование, Мэрион говорит ему: «Вы не пожалеете, Уолтер, что ваш единственный помощник – женщина». Незаурядный ум, сильный характер и жизненная энергия помогают Мэрион справиться с Фоско. Более того, Фоско сам искренне преклоняется перед блестящими способностями девушки.

2) План СР.: действовать Мэрион приходится не в типических, а исключительных обстоятельствах. Превращаясь в добровольного детектива, Мэрион вынуждена красться по карнизу, чтобы подслушать разговор Персиваля и Фоско, идти по следу, оставленному на песке несчастной Анной Катарик. Девушка подкупает сиделку в сумасшедшем доме, чтобы вызволить оттуда Лору. Первое впечатление, кот-е производит Мэрион на Хартрайта, выполнено в духе СР. «У дальнего окна, спиной ко мне, стояла женщина. Я был поражен красотой ее фигуры и непринужденной грацией ее позы… Она не слышала, как я вошел, и я несколько минут любовался ею, прежде чем придвинул к себе стул… Она быстро обернулась. Врожденное изящество ее движений заставляло меня тем сильнее желать увидеть ее лицо. Она отошла от окна, и я сказал себе: “Она брюнетка”. Она прошла несколько шагов, и я сказал себе: “Она молода”. Она приблизилась, и, к моему удивлению, я должен был сказать себе: “Да она уродлива”».

Граф Фоско. С ним можно было бы встретиться на страницах «готического» романа, таким закоренелым негодяем и демонической личностью предстает он перед нами. Все приемы создания этого образа целиком принадлежат СР. Сгущается, преувеличивается одна черта его характера. Самобытный ум, талант и недюжинные способности направлены только на служение злу. Фоско возводит зло в культ, он ему идолопоклонствует. «Если бы 20 человеческих жизней… были камнями преткновения на моем пути, я прошел бы по этим камням…», – говорит Фоско Хартрайту. Никакого социального объяснения характера графа Фоско Коллинз не дает. Мы можем лишь догадываться, что когда-то он был карбонарием, предал своих друзей и стал шпионом правительства. Запоминается внешний облик графа – он чрезвычайно толст и похож на Наполеона в увеличенных размерах. У него выразительные серые глаза, изысканные манеры. Любимое занятие Фоско – уход за его канарейками и белыми мышами. Фоско – эрудированный человек, владеющий многими языками, понимающий живопись. Он занимается химическими экспериментами. Но все свои разносторонние знания он направляет не на благо человека, а ему во вред. Он жесток не только с врагами, но и друзьями. Некогда гордую и строптивую женщину, преданную и беззаветно любящую его жену, Фоско превращает в жалкое безропотное существо, сообщницу его преступлений.

Излюбленный прием Коллинза - усложнение сюжета по мере его развития, хар-рно частое чередование кульминаций с затяжками в развитии действия. Когда кажется, что напряжение достигло апогея и все должно разрешиться тем или иным путем, писатель вводит дополнительную тайну, действующее лицо или обстоятельства.

Романы Коллинза изобилуют мелодраматическими «страшными» сценами. (Эпизод, где Хартрайт, считающий, что его возлюбленная умерла, идет к ней на могилу, и по другую сторону памятника он видит двух женщин. Одна из них одета в белое. «Мы стояли теперь лицом к лицу, нас разделял надгробный памятник. Она была ближе к надписи, и платье ее коснулось черных букв. Голос звучал все громче и исступленнее: Спрячьте лицо! Не смотрите на нас! Ради Бога…Женщина подняла вуаль.‘Памяти Лоры, леди Глайд…’ Лора, леди Глайд стояла у надписи, вещавшей о ее кончине, и смотрела на меня».

Счастье Лоры, Хартрайта, Мэрион в конце романа – это счастье людей, отвергнутых обществом, но сумевших выстоять, добиться своего права на существование и скромный труд, приносящий им удовлетворение.

В "Лунном камне" ряд загадочных событий мотивирован бессознательными поступками человека под влиянием опиума, причем тот, кто больше всех стремился раскрыть преступление, неожиданно для себя сам оказывается к нему причастен. В этом романе появляется уже и лит-рный предок Шерлока Холмса, оригинал-сыщик Кафф - высокий худой мужчина с острым, как нож, профилем, страстный любитель роз. Используется здесь в духе, хар-рном для буржуазной беллетристики, и колониальная "экзотика": через весь роман проходят зловещие образы индийских жрецов, разыскивающих похищенный из их храма священный алмаз.

В "Женщине в белом" и в "Лунном камне" применен один и тот же композиционный прием: излагает события не автор, а различные свидетели преступления; их письменные показания собирает и систематизирует главный герой романа.

 

 

37.​ Теория романа Д.Элиот. Натуралистические черты и символика в романе Д.Элиот «Мельница на Флоссе».

Джордж Элиот (Э.), настоящее имя Мэри Эн Эванс.

Творчество Э. делят на 2 периода:

1. Середина 50 - 60 гг: «Сцены из жизни духовенства», "Адам Бид", "Мельница на Флосе".

2. Начало 60-гг до смерти: "Феликс Холт, радикал".

Эволюция английского романа связана с развитием знаний о человеке и природе, со становлением капитализма и позитивизма. Позитивисты переносили законы природы на жизнь общества, применяли идеи эволюции к общественным явлениям. Э. склонялась к биологическому истолкованию человеческого поведения, к идеи предопределенности, которая обусловлена наследственностью. Кроме этого, на Э. оказал влияние либерализм, получивший распространение в середине 19 в. (интеллектуальная свобода человека и способность делать рационалистический выбор).

В своих романах Э. показывает, что у каждого человека есть свое предназначение. Долг человека заключается в том, чтобы найти это предназначение. Путь к нему связан с испытаниями, с самоанализом, самокритикой. Э. обычно подробно останавливается на заблуждении своих героев, даже самых привлекательных из них.

Свою эстетическую программу она изложила в 17-й главе романа "Адам Бид":

● Достоверное знание о жизни, романист должен стремиться к точности в описаниях, изображать повседневность в самых простых ее проявлениях; с этим связано понятие "домашний" или "обыденный" реализм. Э. выступает против произвольных картин к зеркально точному воспроизведению будней жизни в отличие, как она говорит, от преувеличений Шарлотты Бронте. «Либо дайте нам в литературе настоящих крестьян, либо не прикасайтесь к ним. Если вы не умеете или не хотите показать крестьянина в грубой одежде, то не выводите его на посмешище, наряжая в красивые одежды. Либо пусть ваш народ молчит, либо пусть говорит на языке своего класса». Для Э. «искусство - самая близкая к жизни вещь». «Изображение народной жизни - самая священная обязанность художника», и методом этого изображения должен быть реализм. «Реализм - основа всякого искусства. Художник должен быть правдивым и искренним. Неискренность несовместима с настоящим искусством».

● С другой стороны Э. впадает в субъективизм, свойственный всем позитивистам, когда говорит, что писатель в изображении действительности должен быть верен прежде всего «своей собственной чувствительности и своему внутреннему видению», «истине своего собственного умственного состояния», своим собственным ощущениям и впечатлениям. В ее представлении образы искусства — не отражения внешнего мира, а лишь образы внутреннего мира художника. Не отрицая важности воображения и вымысла в творчестве художника, Э. сужает сферу их деятельности, когда не допускает преувеличений и заострений и ограничивает искусство требованием изображать только людей средних, мелких, обыденных.

● Она говорит, что своих героев она принимает такими, какие они есть. Подлинную красоту она находит "в простых старухах, что чистят морковь загрубелыми от работы руками". При этом для нее важно, какими мощными чувствам наделен самый простой человек. Красоту она видит в простых людях, в их домах, садах, сочувствует, сопереживает их бедам, несчастьям и видит в этом одно из предназначений искусства.

● Для Э. важным является в взаимопонимание писателя и читателя: читатель должен поверить в правдивость рассказанного и т.о. прочувствовать то, что описано. Э. этим самым вступает в полемику с представителями сенсационного романа, для кот-го характерна занимательность повествования, использование тайны и мистики.

"Мельница на Флоссе" (1860) считается лучшим романом. В нем наиболее полно проявились сильные стороны писательницы:

Ø правдивое изображение действительности,

Ø умение показать трагизм обыденной жизни,

Ø представить человеческие хар-ры в развитии и во всем богатстве индивидуальной жизни,

Ø мастерство психологического анализа,

Ø живой и меткий язык.

Название связано с историей мельницы, кот-я долгое время принадлежала семье Талливеров, но после манипуляций Пиварта и Уэйкема была разорена и перешла во владение последнему.

Тема разоблачения мещанства и собственнической, буржуазной морали. Э. показывает, как из среды фермеров под влиянием материального успеха выходят алчные стяжатели. Богатеет тот, кто в своем стремлении к наживе не считается с интересами других людей, не знает ни стыда, ни совести. Разоряется тот, в ком бьется сердце, открытое для добра, кто не идет на сделки с совестью и не может грабить ближнего. # Додсоны - типичное явление собственнического уклада: преклонение перед богатством и презрение к бедности (старшие сестры презирают Бесси, вышедшую замуж за неудачного мельника).

Один из аспектов романа – социальный: противостояние старого и нового. Пиварт и Уэйкем - представители нового типа буржуа, а Талливер - представитель старого патриархального типа. Уэйкем - сложный образ плута, который не испытывает укоров совести при виде своих жертв (узнав об опасении Талливера, что мельница попадет в руки Уэйкема, он, не думавший прежде о покупке мельницы, приобретает ее и предлагает Талливеру на ней место мельника). В изображении соц. конфликта Э. вносит сравнение с биологической средой: например, она сравнивает борьбу адвоката и мельника, называет Уэйкена щукой, а Талливера плотвой, считая естественной ненависть плотвы к щуке (щука может и не испытывать ненависти к плотве).

Миру Додсонов, Пивартов и Уэйкемов противостоят в романе Талливеры. Талливер человечен, честен и прям, великодушен и отзывчив на добрые дела, глубоко привязан к детям, особенно к Мэгги, в которой видит собственные черты — прямоту, честность, горячность и искренность. Выручает оценщика Райли и сам попадает в затруднительное положение после его смерти; бескорыстно помогает Моссу (отказывается от взыскания с него долга). Додсоны и Талливеры уподобляются муравьям, мистер Талливер - трудяге-коню в начале романа и доходяге-коню в конце, его жена - карасю, овечке, водоплавающей птице, бестолковой курице, пытающейся кудахтаньем избежать ножа хозяйки.

Сюжетная основа романа связана с раскрытием множества неординарных хар-ров: дети Талливера Том и Мэгги. С учениями биологов связано рассуждение об истоках их хар-ров (имеет отношение к позитивизму): мельник видит, что дети унаследовали черты характера родителей неудачно. Том — истинный Додсон, черствый, сухой эгоист, ему не кажется душной мещанская атмосфера. Мэгги - страстная, порывистая натура, исполненная высокой любви к людям и ненависти к мещанству, живет большой внутренней жизнью.

Образ Мэгги - центральный в романе. Две части романа посвящены ее детству и отрочеству, остальные - изображению испытаний взрослой Мэгги, объединены одной идеей: героиня не вписывается в стандарты поведения викторианской девушки, потому что ее всегда завораживало запрещенное. Завораживало потому, что общество представляло мало возможностей для самораскрытия такой необычной девочки. Личность Мэгги раскрывается в отношениях с братом и с сыном адвоката Филиппом Уэйкеном. Брат и сестра с детства дружны друг с другом, при этом Мэгги безоговорочно обожает брата, а Том снисходительно относится к ней. Окружающие постоянно говорят Мэгги, что она пошла в отца, человека гордого, упрямого, своенравного, хотя доброго, порядочного и честного.

Одна из тем романа - тема любви: сложные отношения Мэгги с Филиппом Уэйкеном и Стивеном Гестом. Филипп - самый образованный и талантливый герой романа, способный на искреннюю любовь, Мэгги с детства относилась к нему с симпатией и видела в нем неординарную личность. Филипп очень любит Мэгги, и эта любовь - единственная радость в его жизни помимо живописи. Мэгги находит нем то, чего нет в брате, любовь к искусству, нежность. Том подвергает Мэгги гонениям, обнаружив, что она встречается с сыном врага их семьи. Мэгги влюбляется в Геста, привлекательного, но не выделяющегося не интеллектуально, не эмоционально. Мэгги и Стивен не могут противостоять любви, но понимают, что сделают несчастными своих близких. Филиппу снится сон о водопаде, который уносит любимую девушку.

Важную функцию выполняет символ потока. Действие романа развивается на фоне реки, с которой связаны жизни героев. Э. придает ей символический смысл. В конце романа Мэгги хочется спасти Тома и мать от гибели во время наводнения. Том, изгнавший из дома опозорившую семью сестру, не удивлен ее появлению на затопленной мельнице. Роман завершается гибелью Тома и Мэгги в реке. Близким потопу может стать и человеческое чувство.

К художественным особенностям романа Э. относятся мастерство пластического изображения людей и событий:

1. Описание связано с вещами их окружающими, вещи отражают особенности личности.

2. В духе традиций Вальтера Скотта дается описание старинного портового города, подробный рассказ об архитектуре, легенды, связанные с этим городом.

3. Пейзаж очень разнообразен: то спокойный сельский, то мягкий сельский, то ночной тревожный. Пейзаж может гармонировать с переживаниями, но чаще дается по контрасту.

4. Важная роль повествователя, он обращается к читателю с раздумьями о жизни, рассказывает о событиях. С помощью этого приема Э. пытается установить тесный контакт с читателем.

 

38.​ Творчество Р.Браунинга в контексте английской поэзии 40-70-х гг. XIX в. Периодизация творчества и особенности творческой манеры Р.Браунинга.

Творчество Браунинга (Б.) рассматривается как переходное от романтизма к реализму. В целом о поэзии 40-50 гг. говорится как о постромантической. В поэзии, как и в прозе, проявились особенности викторианской Англии. Реалистическая художественная система, кот-я развивалась с начала 19 в. с творчества Д. Остин привела к созданию поэзии, свободной от субъективизма.

Эстетические принципы Браунинга выражены в его худож. манифесте «О поэте объективном и субъективном, о целях последнего, о Шелли, человеке и поэте»

Б. выделяет 2 типа поэзии и 2 типа поэтов, они равноценны, в каждой есть свои особенности и свои недостатки:

1. субъективная (Шелли): поэт сосредоточен на исследовании своего внутреннего мира; когда общество погрязает в сфере материального необходима деятельность субъективных поэтов, они делают мир одухотворенным.

2. объективная (Шекспир): поэзия создает верную картину действительности и ее жизнь боле длительна, но в ней не выявляется личности поэта; когда общество абстрагируется от реальности, требуется объективный поэт.

Задача любого поэта - разрешить недоразумения века.

Идеал - в слиянии двух начал.

Особенностью худож. мира Б. является то, что он почти никогда не писал от своего имени. Большая часть его произведений - монологи.

В своем творчестве Б.:

1. намерено скрывает образ автора,

2. сознательно использует принцип объективного поэта,

3. воплощает чувства в предельной его конкретности,

4. избегает символических образов.

Б. начинает свой творческий пут как последователь романтиков, прежде всего Шелли. Его влияние прослеживается на протяжении всего творчества Б., оно присутствует в его последнем произведении "Кольцо и книга", которое по сюжету связано с трагедией Шелли "Ченчи".

С творчеством Шекспира у Б. связано несколько произведений: ему был близок принцип отражения истории. # "Пятно на гербе" Б. связано с сюжетом и образами "Ромео и Джульетты", "Лурия" связано с "Отелло".

Б. был в России, кот-я произвела на него сильное впечатление. Рез-том поездки стала поэма "Иван Иванович".

В творчестве Браунинга выделяют 3 периода по территориально-географическому признаку:

1) 1833-1846 гг.

В центре внимания тема подвига, тема героической личности.

Стихотворение "Как привезли добрую весть из Гента в Ахен", которое написано в форме монолога от лица человека, жившего в 17 в. В нем говорится о трех рыцарях: Йорис, Дирк и сам рассказчик, имя кот-го не называется. Это произведение показывает, что творчество Б. развивалось в контексте английского постромантизма: выражается любовь к родине, родной природе, ее поэтизация.

Сборник "Драматическая лирика", в кот-м Б. размышляет о нравах разных народов. "Монолог в испанской обители" изображает испанского монаха с пылким темпераментом, он ненавидит другого монаха и при виде его скрежещет зубами, забывая о смирении, кот-е подобает христианину. Но Б. показывает, как он быстро берет себя в руки и говорит елейным голосом. Б. выражает отношение англичан к испанцам: они наделяют их надменным нравом, двуличием, пылким нравом, жестокостью, надменностью.

Особенность итальянского характера представлена в поэме "Моя последняя герцогиня", действие происходит в Италии эпохи Возрождения, итальянский герцог показывает собеседнику, поэту, портрет, работу известного художника, на котором изображена прекрасная герцогиня, жена итальянского герцога, кот-я умерла при таинственных обстоятельствах, может быть от тоски, может быть за какую-то провинность была убита по приказу герцога. Собеседнику кажется, что герцог раскаивается и страдает из-за смерти супруги, не надеется на счастье, однако в конце оказывается, что он снова собирается женится.

Б. - автор лирических миниатюр, # "В Англии весной" изображается родина, кот-я превосходит своей красотой южные страны.

2) 1846 -1861 гг. Итальянский период.

Итальянскому периоду предшествовало в 1845 г. знакомство со сборником Э. Баррет, он в нее влюбился и они убежали в Италию.

В Италии происходит расцвет таланта Б. В 1855 г. Он пишет книгу стихов "Мужчины и женщины", в качестве эпиграфа цитата Шекспира о том, что весь мир театр. Б. соединяется лирику с драмой, произведения цикла написаны в форме монолога, его отличает драматизм действия, передача сложной гаммы чувств, # монолог "Фра Липпо Липпи" - это итальянский художник, который находился на службе у Козьмы Медичи, другой живописец, изображенный в этом монологе, Андреа дель Сарто, хоть и был свободным художником, он был не свободен из-за любви к жене. Андреа дель Сарто - безупречный мастер, но на его полотнах нет жизни, оказывается, что сильная любовь к жене не оставляла ему сил для творчества.

3) 1861-89 гг.

В это время написано самое крупное драматическое произведение, поэма или роман в стихах "Кольцо и книга". В основе сюжета - реальный факт одного из судебных процессов в Риме 17 в., убийство графом Гвидо своей жены Помпилии, кот-е было совершено из корыстных побуждений, за что он был приговорен в 1698 г. к смертной казни.

Смысл названия связан с композицией произведения. Состоит из 12 частей: первая излагает общую схему событий, и последняя, завершающая, составляют кольцо, 10 частей в центре составляют 10 монологов девяти участников событий (Гвидо говорит дважды 4 гл. и 10 гл.). Книга - это различные позиции. Одно событие изображается с разных точек зрения и в результате создается объективная картина. Читатель т.о. включается в разноголосицу мнений: одно и то же событие в разных монологах подается по-разному. Три первых монолога произносят римляне, которые знают о событиях понаслышке: один оправдываешь, другой обвиняет, третий равнодушно относится. Затем говорят участники событий: Гвидо, Помпилия, каноник Капонсакки, который неудачно организовал побег молодой беременной женщины к ее приемным родителям, затем адвокат Гвидо, прокурор и папа римский. Заключительный монолог Гвидо, кот-й объясняет причину: общество заставляет человека стремиться к личной выгоде. В заключительной главе Б. говорит, что каждый из высказывавшихся субъективен, поэтому не может быть абсолютно правдивым, поэтому размышляет о проблеме познаваемости жизни и связывает ее с процессом вживания поэта в ситуацию с помощью поэтического воображения.

Б. ставит искусство выше жизни и в этой позиции становится предшественником Оскара Уайльда и его теории эстетизма.

 

39.​ Идейный смысл и художественные образы поэтического мира А.Теннисона («Королева мая», «Тимбукту», «Королевские идиллии»).

Альфред Теннисон (1809 – 1892) – считается поэтом, особенно обласканным властями. Уже при жизни его приравнивали Шекспиру, а произведения включали в школьные учебники. После смерти У.Вордсворта в 1850 году занял место поэта-лауреата (это обязывало откликаться на все официальные события страны). Королева Виктория приглашала Теннисона в Осборн или Виндзор. Цикл поэм «Королевские идиллии» посвящен памяти принца-консорта Альберта, мужа королевы Виктории. В 1884 году был произведен в пэры. Похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Раньше в отечественном литературоведении говорилось о верноподданнических настроениях Теннисона, его консерватизме, хотя его художественный мир всегда привлекал лирическим чувством и музыкальностью. Взгляд на его творчество изменился после публикации монографии Наталии Игоревны Соколовой «Литературное творчество прерафаэлитов в контексте «Средневекового возрождения» в Викторианской Англии» (1995): контекст связан с изменением взгляда на творчества А.Теннисона. «Средневековое возрождение» - это всплеск интереса в середине XIX века к средневековым сюжетам, переиздание рыцарских романов, кельтских легенд, народных баллад.

А.Теннисон – постромантик, один из самых талантливых английских поэтов, большинство его произведений обращены к нравственным основам личности.

Главная тема его произведений – борьба духовности и бездуховности.Образец настоящей жизни поэт видел в Средневековье (как прерафаэлиты).

 

! На формирование мировосприятия Теннисона оказали влияния два события личной жизни, связанные с потерей близких людей. Он был сильно привязан к отцу, разносторонне образованному человеку, давшему сыну первоначальное образование, позволившее ему поступить в Тринити-колледж (Кембридж). Отец всегда настаивал, чтобы сын эффективно использовал студенческие годы для создания фундамента будущей карьеры. В 1831 году, когда творческая судьба А.Теннисона начинает благополучно складываться, внезапно умирает отец. Теннисон оставляет учебу в университете. Еще одна смерть потрясла его. Лучшим другом Теннисона в университете был Артур Хэллам (или Холем), глава университетского кружка «Апостолы»; в 1830 году Теннисон был помолвлен с его сестрой Эмили. Вскоре после смерти отца скоропостижно скончался и близкий друг (почти родственник).                    

(У моря: «…как тяжко о мертвой руке тосковать, Слышать голос, которого нет.»)

 

Личное горе побудило Теннисона обратиться к проблемам веры, бессмертия и значения утраты в земной жизни. В представлении Теннисона смерть – это не конец, иначе у людей не было бы надежды. Верой в существование загробной жизни проникнуты многие произведения Теннисона.

· Поэма «Королева мая» (1842) состоит из трех эклог. В соответствии с законами жанра, действие в ней полностью отсутствует, о происходящем узнаем из уст героини – деревенской красавицы Алисы.

Сюжет: Юная девушка мечтает стать королевой на сельском празднике. В первой части Алиса показана накануне праздника. Она предчувствует свою победу, хочет, чтобы мама и сестра стали свидетелями ее праздника. Алису любит Робин, но она радуется, что на празднике за ней будут ухаживать и другие юноши. Девушку переполняет восторг – в этом есть что-то настораживающее. Теннисон сравнивает героиню с призраком в белых одеждах. Алиса рассказывает о последней встрече с Робином: она быстро пронеслась около него, «словно вспышка света». Это сравнение становится ключевым: вся земная жизнь подобна вспышке света. Но при этом Теннисон отрицает, что на смену жизни приходит полная тьма

Вторая часть отделена от первой подзаголовком «Канун Нового года». Алиса смертельно больна, и ее последнее желание – дожить до весны. Она вспоминает прошлое, смерть ее не страшит. Она размышляет о том, что будет после ее смерти: мир не изменится, будет светить солнце, петь птицы, благоухать травы и цветы. Алиса убеждает мать не страдать после ее смерти: остается сестра, и сама Алиса (она уверена в этом) будет рядом с ними – незримая и неслышимая, но слушающая все, что они говорят и видящая все, что они делают.

Теннисон высказывает важную для него идею – ответственности живых перед мертвыми; живые обязаны совершенствоваться, чтобы не огорчать души ушедших.

В «Заключении» Алиса говорит о признаках наступающего лета, Она просит передать Робину, чтобы он не страдал: на земле есть более достойные девушки, чем она. Это признание свидетельствует об избавлении Алисы от единственного своего греха – гордыни.

ð Теннисон создал много запоминающихся образов женщин. В балладе «Годива»(1842) воспевается подвиг легендарной благодетельницы жителей Ковентри. По одному из средневековых преданий, она решилась проехать по городу нагой, чтобы избавить народ от необходимости платить разорительные налоги, введенные ее деспотичным мужем. В балладе подчеркивается духовное единство героини и народа.

  1. Годива велела герольду оповестить, в какое время она поедет нагая на своем любимом коне по всем улицам города вплоть до городских ворот. Она просила не показываться на улицах, закрыть окна ставнями, чтобы никто не увидел ее позора. Христианский смысл жертвы, принесенной леди Годивой. Один из горожан нарушил просьбу и подошел к окну, чтобы увидеть ее через дырку в ставне, за это был наказан Богом. По Теннисону, добро должно обязательно победить зло.

2. С тонким лиризмом Теннисон рисует образ женщины в поэме «Принцесса» (1847). В этой поэме отстаивается право женщины на независимость и самостоятельность.

· Пейзажные стихи Теннисона связаны с душевным состоянием поэта и обычно окрашены настроением печали.

 

^^ Важным направлением творчества Теннисона является интерес к мифам, легендам, преданиям.

 

· Первое произведение, отмеченное премией, - поэма «Тимбукту»(1829) (это древний город, обнаруженный на территории Мали, найденный в 1826 г.).

В поэме три темы: 1)мифы как источник вдохновения: поэт стоит на скале Гибралтар и размышляет о человечестве, стремящемся к великим целям и слагающим мифы , которые вдохновляют новые поколения;

2)источник вдохновения: поэту является светлый ангел, помогающий обрести остроту чувств, перед поэтом встают невиданные картины, в том числе, он видит Тимбукту;

3)значение видения: ангел сказал, что видения поэтов будут увлекать за собой человечество; Тимбукту – миф сегодняшнего дня – в будущем поможет человечеству подняться в лучшие миры.

По Теннисону, главная задача поэта – создание красивых сказок. Поэтому он часто делал своими персонажами героев мифов и легенд.

 

·  Самым значительным произведением Теннисона считаются «Королевские идиллии» (1859-1889)стилизованное переложение средневековых кельтских сказаний о короле Артуре и рыцарях Круглого стола. Их лейтмотив – борьба чувственности и духовности.

Сначала поэт предполагал создать самостоятельные поэмы, но затем решил сделать целостное эпическое повествование. Он доводит количество «идиллий»-поэм до 12, как в традиционной эпической поэме.

Кельтская фольклорная традиция, идущая из Уэльса, - источник сюжетов, персонажей, фантастических мотивов для Теннисона. Вместе с тем, весь материал был переосмыслен – Теннисон предложил свою трактовку образов и мотивов артуровских легенд.

Особое внимание поэт уделяет Камелоту– волшебному городу, появление которого связывает с таинственными легендами о древних королях-чародеях, которые сотворили Камелот из музыки арф. Согласно другому преданию, этот город – создание магического искусства Мерлина.

Теннисон модернизировал психологию персонажей – жителей Камелота:

 

- В описании Девы Озера сочетается языческое и христианское мировосприятие. Дева Озера – хозяйка скрытого под водой замка, искусная в магии, создательница Экскалибура – магического меча, который стал эмблемой высшей власти.

В то же время Дева Озера присутствует в церкви на коронации Артура и даже сравнивается с Господом, ходившем по воде.

- При создании образа короля Артура особую роль играет белый цвет. Он выполняет роль внешнего знака духовного совершенства Артура, его высшего предназначенья: блеск снеговых вершин, блеск золота создают облик короля-воина, короля-святого. Золотой дракон, наследие язычества, становится символом власти и мудрости короля.

В поэмах «Вступление Артура» и «Удаление Артура»фантастические мотивы связаны с образом Девы Озера и трех волшебных королев, увозящих раненого Артура на ладье к острову Авалону.

В поэме «Джиневра» («Гиневера») Теннисон обращается к народному поверью, согласно которому в лунную ночь на озере можно увидеть купающихся русалок.

 

- Значительное место отведено образу Мерлина, в частности, его взаимоотношениям с Вивианой. По одним легендам, волшебник сам передал ей свои тайны, по другим – девушка хитростью завладела магическим искусством Мерлина. В поэме Теннисона «Вивиана» героиня следует за Мерлином в челноке к берегам Британии. Предгрозовое затишье на море создает атмосферу надвигающейся опасности, неотвратимого несчастья.

При описании путешествия Мерлина и Вивианы в челноке по морскому простору важным является символ воды как символ земной жизни с ее искушениями и опасностями.

Вивиана кажется мудрому волшебнику волной, готовой «ударить и унесть» его «от трудов и славы».

 

ð Несмотря на титулы и звания, Теннисон всю жизнь оставался независимым поэтом, видевшим в поэзии средство нравственного воспитания.

ð Поэзию Теннисона переводили на русский язык А.Н.Плещеев, М.И.Михайлов, И.Бунин, С.Я.Маршак и др.

 

40.​ «Прерарафаэлитское братство»: имена, периодизация, эстетическая концепция. Творчество Д.Г.Россети.

- объединение живописцев, возникло в Лондоне (1848 год), в стенах королевской академии как оппозиция ее вгзлядов.

Участники: Уильям Хант, Д.Э. Миллес, Д.Г. Россети. (всего 7 человек, старшему 21 год.)

Ø Полагали, что в творчестве надо ориентироваться на мастеров, предшествующих Рафаэлю.

Ø В создании этого общества проявляется общая культурная особенность королевы Виктории: интерес к синтезу искусств, тоска по гармонии (т.к. в обществе появляется практицизм, расчетливость, потеря нравственных ценностей.) Например, синтез искусств ярко проявляется в сонете Россети «Телесная красота» и в его живописном полотне «Лилит», который характеризует фольклорный текст > образ ее жена дьявола: изображает прекрасную женщину, расчесывающую волосы. Она глядит в зеркало, в домашнем современном платье.

Ø В сонеты выражена идея телесной красоты в противоположность духовной (цвета терпкий, сладкий запах: мак, розы).

 

Называли себя БРАТСТВОМ – причины:

1. По аналогии с немецким братством «Назарейцев» (1806) (Ферджинио – художник)

2. Подчеркивали свою дружбу друг с другом на основании глубокой дружбы исправленных нравов современного общества.

 

До появления братства развитие британского искусства определялось деятельностью королевы.

Прерафаэлиты: «будут писать непосредственно с натуры, с максимально возможной правдивостью.» Они увеличили размеры полотен, для того, чтобы человеческие фигуры предстали в натуральную величину. Они хотели возродить суть дорафаэлитского искусства: верность природе, моральная направленность, искренность.

 

Одна и первых картин Ханта «Неверный пастух» она создалась в графстве Сурей. Очень внимательно описана деталь пейзажа. Фигуры были написаны позже. Пастух явно наемный, не обращает внимания на овец, он с бочонком, забыла о своей работе и пастушка. Хант – «светыч мира».здесь представлены символы: терновый венец как корона; нимб как луна;

 

Важнейшие принципы эстетики:

  1. Стремление к фактографической точности
  2. Убедительность, конкретность образов
  3. Интерес к символике
  4. Использование традиционных христианских символов: виноград – кровь Спасителя, лилия – символ невинности; листья пальмы – символ радости; терновник – символ скорби.

 

 

  • Поэтика прерафаэлитов связана с тяготением к декоративности.
  • Подробный пейзаж, предполагаемый тождество природы и искусства.

Миллес пишет картину «Офелия»: цвет и рисунок платья гармонирует с речными водорослями, цвет волос со стволом ивы. В полотне много намеков на пьесу Шекспира: малиновка в кустарнике напоминает о песне Офелии. «милее всех малиновка была..»

Моделью стала девятнадцатилетняя Элизабет Сиддал, которую Милле заставлял по нескольку часов лежать в наполненной ванне. Несмотря на то, что ванна подогревалась при помощи ламп, была зима, поэтому Сиддал серьёзно простудилась. Её отец пригрозил художнику судом, если тот не возьмет на себя оплату врачебных услуг, и позднее Милле был выслан счет от докторов на 50 фунтов. Россетти познакомился с Элизабет в 1852 году в мастерской Милле. Молодые люди полюбили друг друга и поселились в доме на Чэтэм Плейс. Она стала постоянной моделью Россетти. Свадьба Россети и Элизабет состоялась 23 мая 1860 года.

С 1850 года прерафаэлиты – журнал «Росток»: статьи теоретического характера, стихотворения.

1850 – впервые выставили свои картины: Миллес «Иисус в родительском доме» - оценена как богохульство, родственники Иисуса изображены как обычные люди, Иосиф был изображен с грязными ногтями, сам иисус – рыжий мальчик в несвежей рубашке. Как богохульство оценил и Диккен эту картину.

Россети «Благовещение» - богохульство.

 

В защиту прерафаэлитов встал Дж. Рёскин. Омечал:

  1. Молодые художники возрождают старые традиции и представляют мир таким, каким видит.
  2. Тщательная проработка мельчайших деталей, мастерство восприятия фактуры тканей.
  3. Необходимость цветовой палитры (зеленый цвет – симовол молодости. Серый – скромность простота.)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 419.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...