Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Франц Грильпарцер «Бедный музыкант»




Основа: действительная встреча со скрипачом, который побиг во время наводнения. автор говорит правду, рассказывая о реальном происшествии. Особый колорит в повести связан:

1. С безыскусственностью авторского видения мира

2. Детскость рассказчика

3. Отказ от образного связывания материала в художественное единство

 

Жанровое обозначение: повесть, не новелла. Так как в австрийской литературе существовало мнение о не строгости художественной формы повести.

 

Бедный музыкант ориентировался на «Кавалера Глюка» Гофмана. Место действия столицы: у Гофмана – Берлин; Грильпарцер_ Вена. На протяжении 19 века – соперничество двух столиц. Они преиендовали на культурное первенство в немецкоязычном регионе.

В произведениях противопоставляется берлинская и австрийская история.

Главные герои Грильпарцера: скрипач-делитант. В отличие от героев немецких романтиков, создающих шедевры. Дилетант создает произведения для самого себя. Смысл его другим может и не открываться. Михайлов: «феномен дилетантизма получило распространение в Австро-Венгрии.

В повести Гц отсутствует принцип двоемирия. Идеал и реальность существуют вместе, дополняя друг друга. Возникает впечатление, что мир вещей музыканту ближе, чем мир фантазий. У Гофмана и Гц речь идет о случайной встерчи со странным музыкантом. Гофман называет его «моим чудаком», а Гц « моим оригиналом».

Встреча в двух произведениях просходит в воскресенье, в месте народных гуляний.

Акценты проставленные авторами разные: Гц – обычная человеческая биография, нет исключительности. Он дает обычное имя Якоб, помещает в обычный круг отношений.

Первый вводный панорамный эпизод выдержан в романтической ключе. Повествователь смотрит на городскую суету, словно пролетая над праздничной Веной. С топографической точностью описываются улицы и площади города.

 Главный герой предстает одним из многих. Для австрийской литературы важна тема: соотношение части и целого, также внимание к биографии ничем не примечательных людей. Странная нелепая фигура старика-скрипача замечается не сразу. Он играет по нотам, причем плохо. Он обладает внутренним благородством, исполнив несколько пьесок покидает место, не заботясь о том. Что может хорошо заработать.

Вторая часть истории самая большая – сцена исповеди героя. Она происходит в ограниченном пространстве, комнатке. В которой живет Якоб. Он сбивчиво рассказывает о своей странной жизни. Его истории появляются новые герои: умершие герои семьи. Отец аристократ, мать, братья, приказчик отца, обокравший его, отец Барбары и девушка, вышедшая замуж за другого. Повествователь пассивно слушает, рассматривает предметы, пытается через них понять героя.

Символическую нагрузку несет обозначение Якоба (бедный играющий человек).Эпитет бедный связан не только с разорением героя, но и с его положением в мире людей, родственников отца. Переломный момент Якоба и отца (Якобу на экзамене отец подсказал слова).

 

 В этой повести оригинально прозвучала тема художник и общество. Для австрийского сознания неприемлемо положение о художнике-музыканте, как избраннике. В повести ситуация: исполнитель-слушатель, и сам процесс слушания музыки оказался второстепенным.

Импровизация Якоба непонятна не только уличной публике, но и доброжелательному рассказчику.

 

Бедный музыкант не стремится выявить божественное начало заключения музыки, ему важно воспроизвести гармоничное сочетание звуков.

!!!>Бедный музыкант Гц стал самым распространенным типом австрийского героя 19-20 века. Это человек простой, скромный, невидный, но является носителем усложненной внутренней жизни.

 

42.​ Предмартовская литература в Германии, ее особенности. Обновление немецкого театра. Общая характеристика драматургии этого периода (К.Гуцков, Г.Бюхнер и др.).

Новый этап в истории немецкой литературы начинается в 30-е годы и связан с июльской революцией во Франции.Германия – страна соседняя, поэтому здесь революционные события воспринимаются особенно остро. => Как призыв к действию возникают тайные общества. Например, «Общество прав человека», созданное Г.Бюхнером и Ф.Л.Вейдигом.

 

Непосредственно для историко-литературного процесса не меньшее значение имеет 1832 годсмерть Гете, она воспринимается как рубеж веков, обозначающий конец художественного периода или конец великой классико-романтической эпохи.

В эти годы продолжают творчество Тик, Эйхендорф, Уланд, Шамиссо. Но лицо немецкой литературы определяют другие имена:

 

Так, формируется такое значительное явление как эстетика Гегеля(1770-1831). Главными элементами философии Гегеля, ровесника Ф.Шеллинга, являются диалектика (учение о развитии) и утверждение единства мира (правда, на идеалистическом уровне). «Эстетика» Гегеля была напечатана после смерти философа по тетрадям слушателей и наброскам самого Гегеля. * цель поэзии – в выделении существенного, характерного и идеального.

  • Искусство должно выражать моральные, философские противоречия времени через изображение человеческих поступков и действий.
  • в романтизме произошла утрата интереса к великим проблемам эпохи и развился субъективизм. Гегель разработал учение о типичности в искусстве, о сознательности художественного творчества.

! Возникновение такого мощного в Германии идеологического течения как революционный коммунизм связывают с именем Гегеля. В 30-е годы происходит идеологическое размежевание последователей Гегеля:

Правое крыло – Габлер, Эрдман.

Центр – Розенкранц, Ватке.

Левогегельянцы (младогегельянцы) – ^Давид Штраус (автор книги «Жизнь Иисуса, критически рассмотренная», где утверждается мысль о противоречии современному состоянию науки общепринятого варианта христианской религии).

^ Людвиг Фейербах, автор работ «Сущность христианства», «К критике гегелевской философии» (Недостатки:

а) абстрактности абсолютной идеи

б) ее своеобразном монологизме,

в) в недоучете чувственной основы человеческого существования). Философия Фейербаха была популярна в России, его труды детально изучали Герцен, Бакунин, Писарев, Добролюбов, Плеханов;

^ Карл Маркс (1818-1883) критически переработал гегелевскую философию, стал создателем научного коммунизма, возлагал надежды на промышленный пролетариат, который перестроит общества на принципах справедливости, равенства, братства. Основной труд «Капитал» опубликовал в 1867 году.

 

ð Левогегельянцы выступили с критикой романтического субъективизма. В отличие от других стран, где в полемике с романтизмом утверждались принципы классического реализма, в немецких эстетических спорах романтизму противопоставляется «тенденция». Тенденциозность сочеталась с романтической системой образности.

 

В 30-е годы активно развивают свою деятельность * писатели «Молодой Германии».Организационно они не были связаны. В историю вошли под этим названием потому, что так были обозначены в указе о запрещении их деятельности. Сюда входили: Л.Винбарг, Гуцков, Лаубе, Кюне, Мундт.

 

Общность эстетических позиций выражена в трактате Л.Винбарга «Эстетические походы»:

  • Подчеркивает общественную функцию литературы, требовал открытого выражения тенденции.
  • Сурово оценил Веймарского Гете, показал сочетание в нем великого и мелкого, гения и представителя светского общества.
  • Отвергал романтизм, не пытался объективно исторически оценить открытия немецких романтиков,
  • не признавал лирику и фантастику.

ð Младогерманцев объединяло: 1) требование введения общественно-политических свобод,

2) свободы прессы,

3) в области эстетики требовали подчинения литературы актуальным задачам современности.

Младогерманцы были уверены в превосходстве прозы, называли ее языком современности.

Однако в 30-40-е годы в Германии востребованными оказывается поэзия и драматургия. Многие немецкие писатели – Кристиан Дитрих Грабе (1801-1836), Георг Бюхнер (1813-1837), Фридрих Геббель (1813-1863),

Карл Гуцков (1811-1878) – считали главной задачей обновление немецкого театра.

В драматургии Гуцков отдает предпочтение семейной, бюргерской драме, поскольку она способна воспроизвести конфликты современности и раскрыть возможности человека.

 ^ Во всех его драмах – «Вернер, или сердце и свет», «Прообраз Тартюфа», «Король Саул» и др. – оценка происходящих событий и поступков героев дается в религиозно этическом плане.

Самая знаменитая драма Гуцкова - «Уриель Акоста» (1846).

Сюжетная основа – история жизни философа XVII века Габриэля да Коста. Жил в Португалии, в результате гонений принял христианство, бежал в Амстердам, вернулся к вере отцов.

В основе конфликтанравственная проблематика, столкновение веры и фанатизма, любви и ненависти.

Уриель Акоста выступает против церковных догм. Его учитель – доктор де Сильвасделал из него ученого, а любовь Юдифи пробудила силы для борьбы за свою индивидуальность.

Тема -наставник / воспитанник приобретает важное значение.

История любви начинается в 1 действии, а завершается трагически в 5 – их двойным самоубийством.

Конфликт идей – с де Сильва – начинается во 2 действии, когда он получает на отзыв книгу Уриеля, а завершается в 4 – когда выясняется yесовместимость воззрений главного героя и еврейской общины.

 

В композиции пьесы значительное место занимает музыка.Она следует за переживаниями героев и отражает их изменчивый внутренний мир.

Герой Гуцкова – носитель авторской идеи, как и герои Шиллера. Отличие: Уриель Акоста лишен экзальтации положительных героев Шиллера.

«Уриель Акоста» - драма не столько о событиях XVII века, сколько о времени Гуцкова. Изменяя время действия, возраст и трактовку поступков исторических лиц, автор создает характеры, иногда уходя от исторической правды, заменяя ее правдой человеческой.

В России драма была поставлена в Малом театре в год смерти писателя и сыграна в бенефис Ермоловой, которая выступила в роли Юдифи. Акосту играл А.П.Ленский. В 1895 году Акосту сыграл Станиславский, в его постановке усилены массовые сцены, общественное звучание трагедии. Его Акоста – не герой-любовник, но человек размышляющий, сомневающийся в своей правоте. Станиславский развивает одну из идей драмы – взаимоотношения личности и общества. Валентина Серова написала оперу «Уриель Акоста». В опере развита идея предопределенности человеческого пути. Опера с успехом шла в Большом театре.

 

^ Одним из самых выдающихся писателей этой эпохи был Георг Бюхнер (1813-1837). По его мнению, поэт – не учитель морали, как считали просветители, и не создатель идеальных образов, как это делали Шиллер и романтики. Настоящее искусство – искусство беспощадной правды. Правда имеет смысл приговора, а художник – это судья. 

Эстетика Бюхнера была новым словом не только в немецкой литературе. Два положения отличают ее от современных ему европейских реалистов:

1) сочетал следование принципам реализма с требованием революционного преобразования действительности;

2) в изображении взаимоотношений личности со средой шел своим путем;

в его творчестве отмечаются тенденции, ведущие к натурализму и экспрессионизму.

! Бюхнер стал автором исторической драмы «Смерть Дантона» (1835), комедии «Леонс и Лена» (1836), социальной драмы «Войцек» (1836).

«Войцек». В основе – криминальный случай: В 1821 году в Лейпциге солдат-цирюльник Войцек 41 года из ревности закалывает обломком кинжала свою любовницу, вдову полкового хирурга и приговаривается к смертной казне. Это реальное событие – сюжетная основа драмы.

Новаторство: герой «маленький человек», незначительная личность. Автор осуществляет процесс вживания в мир такого человека.

Ведущий мотивотчуждение человека в социальном и природном мире.Войцек – солдат, униженный и бесправный. Капитан его поучает, доктор проволит над ним эксперимент. Жену соблазняет тамбурмажор. Солдат Войцек беден и болен. Его преследуют голоса и призраки. У него есть любимая женщина, на которой он, как военный, не может жениться, и внебрачный сын, на содержание которого у него не хватает денег. Чтобы обеспечить пропитание ребенку, он соглашается участвовать в эксперименте – полгода питаться горохом. Единственная связи с миром рушится, когда возлюбленная Мария ему изменяет.

Но в этой униженности Войцек не теряет способности анализировать.Он понимает смысл своих бедствий – социальное неравенство. Он спорит с капитаном о морали, объясняет, что у богатых и бедных мораль разная.

  • Заслуга Бюхнераизображение сознания угнетенного человека. Попытка вступиться за свою честь оказывается неудачной: противник физически сильнее его. Выходом из замкнутого круга становится убийство. Детально описывается подготовка к убийству: покупка ножа, прощание с товарищами по казарме и сам механизм совершения преступления.

Символической в трагедии (и выражающей авторское отношение) является «бабушкина сказка». «Бедное дитя» обращает свою жалобу к небесным светилам. Но солнце ему кажется «увядшим подсолнухом», луна – «гнилушкой», звезды – «хлебными крошками», земля – «перевернутым горшком». В конце сказки «дитя» село и заплакало, ощутив свое одиночество.

Войцек – затравленный жизнью человек. Не случайно он говорит: «Страдание – моя молитва». Его судьба безысходна.

В это же время тема «маленького человека» разрабатывается Н.В.Гоголем (сходство и различие).

 

43.​ Творческий путь Г.Гейне: периодизация творчества, особенности каждого периода. Гейне в русских переводах.

4 периода:

 

  • 1 период: 1816-1831г.г.

 

- Опубликовал в 1827 г. «Книгу песен», объединяются все стихи Гейне (4 части).

- Продолжает традицию поэтов, связанных с народным творчеством – народный характер стихотворений. Брал из УНТ мотивы и темы.

- «Лирическое интермеццо» - первое стих-е этого цикла, соединяет любовь и природу. «Северное море», где преобладает аналитическое начало.

- Лучшие переводы: Блок, Левин, А.Черный, Тютчев – первый переводчик Гейне.

- Параллельно с «Книгой песен» создает прозаические произведения: «Путевые картины». Это первое и главное произведение. В этой книге 7 частей. Например, «Путешествие на Гарц». «Северное море», «Идеи, книга М. Гран».

- Гейне мало уделяет места местному колориту и историческим достопримечательностям.

- Размышляет на исторические, литературные темы, Например, сопоставляет Лондон с патриархальными обычаями германских селений и старинными нравами итальянских городов. Технический прогресс приводит к нравственным потерям, несколько раз возвращается к произведениям Шекспира, Гете, Байрона.

- Создает живописные зарисовки.

- Гейне беседует со своим читателем. Главное, сделать своим единомышленником. Свои выводы не аргументирует, стремится дать ход челов.мысли.

- Он с сомнением пишет о застывшем жизненном укладе рудокопов, о тяжелом труде горняков. Тема серебряных рудников напоминает Новалиса «Генриха фон Офтердингена».

- В «Путешествии по Гарцу» много лирических ставок (стих-я, которые основаны на местных легендах, приданиях). 

- «Северное море» : вводится тема Наполеона, развивается в книге «Идеи. Книга М.Гран». Гейне воспринимает Наполеона не как оккупанта, а как выразителя идей «Свобода, равенство, братство». 

- Главная идея книги «М.Гран»: барабанщик остается верным принципам «свобода, равенство, братство». Последние 3 части связаны с поездкой в Италию в 1828 году. Италия – униженная страна, страдающая от церкви. Главная тема: национальная независимость Италии (Стендаль «Пармская обитель»)

- «Путевые картины»: национальная особенность прозы, много ассоциаций, например, вершина горы Брокен- метафоры, эпитеты.

 

  • 2 ПЕРИОД (1831-1839)

- Гейне живет в Париже. С весны 1831-до конца дней.

- Новый взгляд на революцию: «В первые дни, когда приехал в Париж, вещи не совсем в том свете - световые лучи энтузиазма». Привлекает требования полной свободы личности.

 - Основной жанр Гейне – публицистика. Пишет работу «К истории религии и философии в Германии». Рассказ о философских системах от Лютера до Гегеля: четкие биографические сведения. Делает неожиданный вывод: вся классическая немецкая философия таит в себе разрушительные идеи. Самая большая книга публицистического характера – «Романтическая школа», направленная против книги Ж.де Сталь «О Германии». Протест вызвала попытка де Сталь идиллически представить Германию. Гейне: «Она восхваляет нашу честность, добродетель, наше духовное развитие, но не видит наших тюрем, публичных домов и казарм».

- Гейне дает очерк развития того периода немецкой литературы, который называет эстетическим. Он включает в себя не только писателей-романтиков , но и их старших современников (Гете).

- Критически Гейне воспринимает писателей-романтиков, критикует их за отрыв от проблем сегодняшнего дня, за идеализацию Средневековья и пропаганду католицизма.

- Допускает крайности в оценках , высоко оценивает сборник «Волшебного рога мальчика» Брентано, творчество Гофмана, живое ощущение современности Шамиссо. О Гете говорит: «писатель старой эпохи» .

 - Гейне сам остается романтиком.

- Создает серию этюдов по фр.драме и театральности искусства «О фр.сцене» (критика развлекательности драмы) Отсюда создает соц. драмы: «Девушки и женщины Шекспира» (образ Офелии анализирует)

 

1836 – новелла «Флорентийские ночи» ( связано с Гофманом). Действующие лица: молодой человек Максимильян и его смертельно больная возлюбленная Мария. Чтобы отвлечь девушку от мысли о смерти, Максимильян рассказывает ей истории. Это незаконченная новелла: 2 истории: 1. Концерт Поганини (описывает игру скрипача и впечатления от нее – отсылает к трактовке Гофмана. ) 2. Связана с танцовщицей. Внимание- образ танца, во время которого человек внутренне раскрепощается. Мистический танец, который описывается в новелле, связан с символом жизни и смерти.

 

 

  • III период - 1839 – 1848 гг. –

- становится ведущим политическим поэтом. В двух произведениях начала 40-х годов Гейне высказывает свою позицию в литературной борьбе, которая была непосредственно связана с общественной борьбой.

 

Очерк «Людвиг Берне» (1840)искренняя исповедь поэта. С Берне они были знакомы с 1819 г. Идеал Берне – республика мелких собственников, Гейне считал, что цель борьбы – установление социалистического общества. Для Гейне Берне – человек, вызывающий искреннее уважение своей убежденностью и ролью в борьбе с феодальной реакцией; но он и – порождение буржуазного политического движения. Для Гейне путь реформ нереален: «В революционные эпохи нам остается одно из двух: убивать или умирать».

Поэма «Атта Тролль» (1843) задумана как остро политическая. Гейне повествует о похождениях медведя Атта Тролля и его семейства: косолапый медведь и его мохнатая супруга Мумма пляшут на рыночной площади на потеху прелестным испанкам и их галантным кавалерам. Мыслитель из берлоги предлагает учредить всеобщее равенство. На медвежий лад она истолковывается следующим образом:

Гейне выступает против уравнительства, которое импонировало Берне и его последователям.

В конце 1843 г. Гейне знакомится с К.Марксом. Именно в это время (в связи с событиями в Силезии) в творчестве Гейне появляется образ пролетариата. В 1844 г. после значительного перерыва Гейне публикует поэтический сборник «Современные стихотворения». Стихотворения делятся на агитационные, призывающие к революционной деятельности и сатирические, в которых высмеиваются порядки Германии.

Сборник открывается стихотворением «Доктрина»

В качестве лирического героя здесь выступает бравый барабанщик, который бьет зорю и будит ото сна людей. Он воплощает необходимость действия, которое должно прийти на смену философствования.

«Силезские ткачи» написано в форме песни рабочих-ткачей. Свой труд они рассматривают как выполнение исторической миссии. Они ткут саван старой Германии и всем ее социальным и политическим институтам.

Ткачи – сила будущего.

Большое место в «Современных стихотворениях» занимает политическая сатира. Особенно достается прусскому королю Фридриху Вильгельму IV. Современники сразу узнали его в «Китайском императоре». Фридрих Вильгельм перед восшествием на престол обещал конституцию, но не выполнил обещания. В гротескной форме поэт рисует мечты венценосного героя:

Состоянию дел в Германии посвящено стихотворение «Мир навыворот».

Политическая направленность ярко проявилась в поэме«Германия. Зимняя сказка» (1844). Осенью 1843 г. Гейне после долгого перерыва побывал на родине. Две страны, Франция и Германия, постоянно соотносятся. Гейне следует из Парижа в Гамбург, маршрут пролегает через Аахен, бывшую резиденцию Карла Великого, и Кельн, величественный собор которого (еще не достроенный) не вызывает у поэта трепета. Рейн воспринимается как «река раздора». Главный предмет размышлений поэта – прошлое, настоящее и будущее Германии. Прошлое является герою во сне в лице императора Фридриха Барбароссы. Настоящее – это раздробленность, национализм, бюрократизм, жестокая цензура. В будущее страны поэт заглядывает с помощью Гаммонии – богини-хранительницы Гамбурга. Герой не выдает тайны увиденного, но «смрад»позволяет сделать грустный вывод о дальнейшем пути Германии.

 

  • IV период – 1848 – 1856 гг.

 последние годы Гейне, по его словам, провел в «матрацной могиле»: тяжелая болезнь (сухотка спинного мозга) приковала его к постели. И в этих условиях Гейне продолжал писать. Узнав о поражении революции 1848 г., он написал ряд сатирических стихотворений, в которых издевался над немецкими обывателями. Будучи тяжелобольным, поэт не утратил чувство юмора.

Сборник «Романс(ц)еро» (1848-1851) – так назывались сборники старинных испанских песен, в которых воспевалась борьба испанского народа против мавританских завоевателей. Стихотворения разбиты на три книги по общности тематики и тональности. 1) «Истории» - баллады на исторические, мифологические и библейские сюжеты. Здесь он обращается к разным странам и разным эпохам (древний Египет, далекая Индия, средневековая Англия, современный Париж и др.). Все истории грустные: Эдит Лебединая шея после сражения, «в кровь Ступая босою ногою», отыскивает тело своего возлюбленного («Поле битвы при Гастингсе»), покидает родные пределы побежденный испанцами молодой мавританский владыка («Мавританский князь», горестная смерть ждет танцовщицу Помарэ, покорявшую Париж («Помарэ»), не доживает до встречи с возлюбленной трубадур Жоффруа Рюдель («Жоффруа Рюдель и Мелисандра Триполи»).

2) «Ламентации» (=сетования, жалобы) - состоит из более коротких по объему стихотворных текстов общественно-политической тематики. Так, разгром революции в Венгрии навел поэта на очень мрачные мысли:

3) «Еврейские мелодии» (название заимствовано у Байрона) особенно выделяется «Иегуда Бен Галеви» - поэма о средневековом еврейском поэте. Согласно преданию, он был убит во время паломничества у самых ворот Иерусалима. 

 

Гейне похоронен в Париже на Монмартском кладбище.

Известность Гейне в России огромна. И.С.Тургенев назвал его «самым популярным чужеземным поэтом». Открытый русскому читателю Тютчевым, Гейне стал популярен благодаря переводам Лермонтова, Ап.Григорьева, А.Н.Плещеева, А.К.Толстого, А.А.Фета, М.Л.Михайлова; Блока, В.Маяковского, В.Брюсова, С.Черного, Гумилева, О.Мандельштама, М.Цветаевой, М.Светлова и др.

В русской литературе не было ни одного значительного поэта, не выразившего своего отношения к выдающемуся немецкому автору: путем перевода его стихов, развития гейновских мотивов в собственной поэзии (Например, В.Маяковский «Гейнеобразное»), в непосредственных, оценочных высказываниях (например, М.Л.Михайлов создал первый биографический очерк о Гейне, заметки о Гейне написал А.Блок).

 

44.​ Проблематика, образы и художественные особенности поэтического сборника Г.Гейне «Книга песен».

Генрих Гейне – известнейший и почитаемый поэт XIX века. Он начал писать во времена романтизма.

Главным достижением его раннего («немецкого») периода творчества стала «Книга песен»(1817-1826). Она принесла поэту прижизненную и посмертную славу. Сквозная тема сборника – безответная любовь

 Популярности способствовала и народно-песенная основа стихов сборника.

 

 Стихи Гейне представляют собой часто лирический монолог, а явления природы и чувства героя образуют параллель. Выдержав 12 изданий при жизни поэта, «Книга песен» стала одним из самых читаемых произведений в Европе, она способствовала появлению подражательной литературы (сформировался гейнизм, гейнемания).

 

«Книга песен» состоит из четырех частей: «Юношеские страдания» (1816-1821), «Лирическое интермеццо» (1822-1823), «Возвращение на родину» (1823-1824) и «Северное море» (1825-1826).

«Юношеские страдания» (1816-1821)делятся на четыре цикла: «Сновидения», «Песни», «Романсы», «Сонеты. Молодой поэт использует мотивы народной песни, формы баллады, испанского романса. Главная тема «Юношеских страданий» - неразделенная любовь, не приносящая радости. Сердце поэта тоскует.

Любовь фатальна, граничит со смертью. Сосредоточенность на неразделенной любви смешивает сон и явь. В стихотворении «Зловещий грезился мне сон» ему является дева, которая готовит саван на гроб, рубит дерево для самого гроба, роет яму для могилы. Но конец стихотворения звучит комически: «Я скатился В могильный мрак – и пробудился».

Источник «Книги песен» -безнадежная влюбленность Гейне в дочь банкира-миллионера Соломона Гейне, т.е. в свою кузину - Амалию. Она уже в силу имущественных различий была недоступна поэту. К дяде он испытывал недобрые чувства. Богатая наследница вышла замуж за состоятельного помещика. Роковая неразделенность любви получает социальное объяснение. В стихотворении «Мне снился франтик» возникает фигура франта, который ведет к алтарю любимую поэта.

Разлад с миром здесь – не свойство возвышенной романтической души, а принципы общественного устройства.

Типизированный характер первого лирического сборника Гейне сочетается с образным строем и лексикой народной песни. Акцент переносится на то, что свойственно любой любви: повторяются типические ситуации, образы, символы, Например, старая липа, колодец, лес – место встречи с возлюбленной; весна выступает как пора первой влюбленности, осень – как время расставания.

При этом поэт сохраняет авторскую дистанцию по отношению к лирическому сюжету или ситуации. «Народная» песенная форма – своеобразная стилизация. Гейне заимствует из фольклорной или романтической лирики целые строфы, делая их фоном.

Фольклорная традиция проявляется в форме гейненевских стихотворений-песен. Поэт предпочитает четверостишия с рифмующимися 2 и 4 и не рифмующимися 1 и 3 строками. Излюбленный размер – хорей. Тексты Гейне более 8000 раз были положены на музыку различными композиторами.

«Лирическое интермеццо» (1822-1823)задумано как вставка между двумя трагедиями. Первая часть названия указывает на содержание – это лирические стихи, уже не связанные с полемикой или иронией. Гейне отказывается от подражательных интонаций и полностью обретает собственную художественную манеру. Поэт становится мастером короткого любовного стихотворения.

Тема несчастной любви становится утверждением общего трагического закона, например, в стихотворении «Юноша девушку любит»:

Цикл завершается трагически: появляется желание смерти, пока аллегорическое.

В этот цикл входит стихотворение, ставшее шедевром в России – «На севере диком…», известное в переводе М.Ю.Лермонтова. В нем исчезла любовная устремленность, выраженная потому, что в немецком языке «сосна» (Fichtenbaum) – мужского рода, а «пальма» - женского. В переводе Лермонтова контраст приобрел более широкое звучание: образы разъединенных пространством сосны и пальмы символизируют трагическую разобщенность и одиночество людей. Сосна и пальма олицетворяют еще и далекие друг другу культуры. Есть еще несколько переводов этого стихотворения: у А.Фета вместо сосны – дуб, а у Ф.Тютчева – кедр. Все-таки самый поэтический перевод – Лермонтова:

 

 «Возвращение на родину» (1823-1824) 

Сами стихотворения стали глубже по содержанию, важную функцию выполняет сатира.

В стихотворении «Когда мне семью моей милой…» рассказывается о случайной встрече в пути с семьей его любимой, которая вышла замуж за другого. Поэт иронически говорит, что «все были искренне рады», За безразличными внешне вопросами скрывается трагедия отвергнутой любви:

И после о ней, о замужней,

Спросил невзначай: где она?

И дружески мне сообщили:

Родить через месяц должна.

 

В раздел «Возвращение на родину» входит самое знаменитое стихотворение, ставшее шедевром – «Не знаю, что значит такое» (Лорелея). Образ и сюжет ввел в немецкую литературу К.Брентано в романе «Годви» как песня Виолетты( 1802). Образ Лорелеи у Гейне имеет языческие черты. Ее волшебное завораживающее пение вызывает ассоциацию с сиренами (у Брентано Лорелея не пела). Гейне придает балладному сюжету лирический характер, он становится предметом авторского переживания. У Гейне Лорелея – символ любви, красоты; образу рейнской красавицы присуща таинственность, что создает возможность ее различных интерпретаций

 

Если в «Юношеских страданиях» и «Лирическом интермеццо» Гейне обвинял возлюбленную в предательстве, то начиная с «Возвращения на родину», настроение меняется: виновата не возлюбленная, а любовь как таковая – чувство сложное, непостижимое. Поэт не пытается теперь объяснять и обвинять. Он сам в растерянности от того открытия, которое сделал благодаря Лорелее.

Красота – роковая сила, она подчиняет, ведет к гибели. Гейневская Лорелея стала олицетворением национального женского типа.

От одного раздела к другому в «Книге песен» любовь перестает быть центром жизни лирического героя. В поэзию входят не только моменты из биографии поэта, но и картины внешней жизни.

 

«Северное море» (1825-1826)– последний раздел; написан под воздействие могучей морской стихии – некоторое время Гейне жил на берегу Северного моря. Оно и рождало размышления о могучих силах природы. В стихах представлены образы то спокойного, то бурного моря, то пламенеющего заката, то ночного звездного неба. Однако цель поэта – не изображение пейзажей. Он создает образцы философской лирики, соотносит природу с человеком. Все человеческие страсти уходят на второй план. Даже любовь становится предметом иронии в стихотворении «Морское видение». В пучине волн поэту мерещится образ его «вечно любимой» и «давно потерянной» возлюбленной. Он готов броситься к ней, чтобы обрести наконец желанное блаженство. В этот момент

Стихотворения «Северного моря» созданы в свободном ритме, словно передают вольное движение природы.

 

В этих колебаниях настроения, в переходах от серьезного к смешному, от пафоса – к иронии -особенность поэтической манеры Гейне.

Стихотворение «В гавани» завершает философскую проблематику в сатирическом плане. Здесь пируют саамы разные люди, но чаще моряки, которые лучше многих царедворцев. Поэт заканчивает стихотворение выводом, в котором сатира направлена на философскую систему Гегеля – учителя Гейне. Пессимизм здесь окрашен саркастической улыбкой; проблема так и не разрешается – только безумец может задуматься о смысле мироздания, т.к. все можно представить как вращение пьяного мира вокруг красного носа мирового духа.

 

Зарубежную судьбу Г.Гейне можно назвать счастливой. С середины XIX века интерес к его творчеству в европейских странах и США постоянно возрастает, об этом свидетельствует огромное количество переводов его стихотворений, а также богатая и разнообразная гейневедческая литература. На родине же в 1835 г. его произведения были запрещены к печати, а фашисты бросали книги Гейне в костер. В нашей стране произведения Гейне всегда издавались и высоко ценились. А.Н.Майков, один из самых восторженных почитателей Г.Гейне, предварил свои переводы стихотворением, посвященным немецкому поэту.

 

45.​ Г.Ф.Фрейлиграт как представитель немецкой революционной поэзии 40-х годов XIX века, особенности эволюции его творчества.

- представитель немецкой революционной поэзии 40-х годовXIX века. Его творческий путь ярко отражает противоречия демократического движения.

 

- родился в г. Детмольде в семье учителя. Свой творческий путь начал с переводов Д.Г.Байрона. Печатается с 1829 г., сначала пишет стихи «на случай».

 

 - Позиция этого периода выражена в следующих словах: из «стойла прозы» вырваться в мир сказочных видений.

- Стихи Фрейлиграта начинают печатать в известных журналах и альманахах, с 1835 года его имя оказывается рядом с именами Шамиссо, Уланда, Ленау. К.Гуцков назвал Фрейлиграта «немецким В.Гюго» (связано со стремлением немецкого поэта к экзотическим темам, его стихотворения близки циклу Гюго «Восточное»)

 В 1839 г. публикуется первый сборник стихотворений Фрейлиграта.

Местом действия большинства стихотворений является знойная Африка. Он изображает пески пустынь, лотосы Нила, «царственных львов». В стихах используется большое количество экзотических имен и названий, что способствует созданию «местного колорита» и создает определенный эмоциональный настрой. Например, стихотворение «Лев-наездник». (На этом фоне изображается лев, его уносит на своей спине жираф. «Страшный и прекрасный» лев вцепился в спину своей жертве. Эта страшная пара несется при лунном свете, а за ними по пурпурному следу мчится стая гиен и летит жадный коршун)

Своеобразны и люди, здесь живущие. Они смелые и гордые, их жизнь необычна. Европейцы не смогут, по мнению поэта, навязать им свою цивилизацию. Поэт призывает Африку «стряхнуть рой омерзительных гусениц-европейцев».

 

Стихотворения сборника написаны поэтом-романтиком, хотя позднее Фрейлиграт назовет свои восточные стихотворения революционными. Изображая пестрый красочный мир (стихотворения «Мавританский князь», «Туман»), Фрейлиграт любуется им и противопоставляет «убожеству немецкого быта». Здесь используются традиционные оппозиции юг/север, цивилизация/естественность.

 

Художественная манера Фрейлиграта живописная. Он создает эффектные пейзажи – «пылающая желтизна пустыни», «топазное песчаное море», «пурпурный закат». Экзотика отражала тоску Фрейлиграта по настоящей жизни. 

Неожиданно стихотворение Фрейлиграта «Из Испании» вызывает бурную полемику, а именно несколько строк: Поэт на башне более высокой,Чем вышка партии, стоит.

40-е годы - годы расцвета политической лирики. Поэтому процитированные строки прозвучали как вызов. Несколько поэтов вступили в полемику, в частности Гервег откликнулся на него стихотворением «Партия». Более того, Гервег посылает Фрейлиграту письмо, чтобы помочь молодому поэту найти истинный путь. В 1843 году происходит перелом в сознании Фрейлиграта, его позиция меняется: «Я хочу занять честное недвусмысленное положение».

В 1844 г. выходит сборник «Символ веры». Его стихотворения отражают переворот в сознании поэта. В стихотворении «С добрым утром» он определяет свое место в общественной борьбе – «Быть с народом надлежит поэту». Он не хочет оставаться среди сомневающихся и мечтательных Гамлетов. Именем шекспировского героя он называет Германию, страну мыслителей и поэтов, слишком много разговаривающих и сомневающихся людей.

 

Фрейлиграт отказывается от красочного языка своих ранних романтических стихотворений, ищет новые формы и образы. Он подражает современным политическим поэтам, иногда это подражание переходит в заимствование.

 

У Фрейлиграта начинаются материальные затруднения, он поступает на службу в торговую фирму. Американский поэт Г.Лонгфелло приглашает его переселиться в Америку, но Фрейлиграт не хочет далеко уезжать от родины. Февральская революция 1848 г. во Франции разрешает его колебания. Начинается очередной творческий подъем. В стихотворении «В горах раздался первый гром» поэт откликается на революцию во Франции и Италии. Он убежден, что «лавина революции» пронесется над всей Европой. Восторженно приветствует народ Парижа, прогнавшего короля, призывает тесней сомкнуть ряды.

Спустя два месяца (в марте 1848 г.) революция происходит в Германии. В стихотворении «Берлин» Фрейлиграт вдохновенно описывает картины баррикадных боев в прусской столице.

Фрейлиграт возвращается на родину. В газете К.Маркса - «Новой Рейнской газете» - он печатает стихотворение «Вопреки всему» и становится постоянным сотрудником этого издания. Лучшим произведением этого периода стало «Мертвые живым». Поэт вспоминает о тех, кто пал смертью храбрых на мартовских баррикадах.

После публикации этого стихотворения Фрейлиграт был арестован. Однако суд, состоявшийся в октябре 1848 г., вылился в демонстрацию народных симпатий к поэту – Фрейлиграт был оправдан. Он уехал в Кельн и стал членом «Союза коммунистов». В это время он создает стихотворения, в которых политическая активность соединяется с высокой художественной выразительностью и остротой образов.

К некоторым стихотворениям поэт в качестве эпиграфов использует цитаты из статей К.Маркса. Это – не формальное проявление уважения. Художественные образы, которые создает Фрейлиграт, действительно воплощают мысли Маркса, которые поддерживает поэт. В 1848 г. Фрейлиграт выпускает книгу «Новейшие политические и социальные стихотворения», в 1849 г . – новый сборник «Среди снопов». Между тем реакция переходит в наступление В мае 1849 г. выходит последний номер «Новой Рейнской газеты». Он напечатан красной краской, а открывается стихотворением Фрейлиграта «Прощальное слово Новой Рейнской газеты». Газета «прощается с борющейся землей» и ее «храбрыми солдатами». Поэт с гневом пишет о «коварной клике», которая сразила газету. Русский царь и прусский король с злорадным смехом «роют ей могилу». Но в этот роковой час газета зовет к восстанию.

В 1851 г. выходит сборник «Новейшие политические и социальные стихотворения». Фрейлиграту готовится обвинение – он покидает страну на 17 лет. Он поселился в Лондоне, работал приказчиком в конторе оптового торговца шелковыми тканями. Сначала был связан с Марксом и членами «Союза коммунистов». Но потом постепенно Фрейлиграт отходит от Марса и партии. Его позиция ярко выражена в следующих словах: «Партия – та же клетка, и песни, даже за партию, лучше распевать снаружи клетки». Так закончилась биография революционного поэта. В это время он занимается в основном переводческой деятельностью, переводит Г.Лонгфелло, Т.Мура, Р.Бернса, У.Уитмена, А.Теннисона. В 1868 г. Фрейлиграт возвращается в Германию, в его пользу была устроена всенародная подписка, в результате собрана крупная сумма – 60 тысяч талеров.                                      

 

46.​ Литература Германии второй половины XIX века. Поэтический реализм. Творчество Т.Шторма.

 

47.​ Своеобразие американской литературы середины XIX века.

Натаниель Готорн («Алая буква»), поэтесса Эмили Дикинсон, Герман Мелвилл («Моби Дик, или Белый кит»), Уолт Уитмен (сборник «Листья травы»), Гарриет Элизабет Бичер-Стоу («Хижина дядя Тома»), Генри Уодсуорт Лонгфелло («Песнь о Гайавате»).

У каждого из этих писателей была особая тема и способы выражения.

Готорна и Мелвилла как романистов интересовал психологический и символический анализ определенных типов личности и нравственная проблематика.

Уитмен сосредоточил внимание на отношениях человека и природы.

Всех американских писателей этого периода объединяло четкая гуманистическая направленность творчества. Кроме того, они показали, что писатель играет в обществе роль не меньшую, чем ученый, философ, богослов.

Американская лит-ра середины 19 в. - это период позднего романтизма, его окончанием считается 1865 г., год окончания гражданской войны между севером и югом.

В этот период на смену остросюжетным повествованиям Купера приходят произведения Мелвилла и Готорна, кот-е отличаются философским содержанием. А с середины 50-х гг. на первый план выходит аболиционистская тема (противники рабства), яркий сторонник - Бичер-Стоу

Основные черты американской литературы середины 19 в.:

1) У ранних романтиков присутствовало критическое отношение к окружающему, а у поздних оно превратилось в главный признак (Ирвинг, Купер, новеллы Готорна), к этому присоединились трагизм, пессимизм, отчужденность. Это связано с тем, что писатели, о кот-х мы говорим, стали критиковать своих соотечественников за разрушение связи человека и природы, за прагматизм как ведущую черту хар-ра.

2) Трансцендентализм по-прежнему остается философской основой позднего американского романтизма. Поздние романтики поддерживают идею первенства духовного над материальным, но они перестают восхвалять естественную жизнь и естественного человека. # Готорн и Мелвилл подчеркивают первоначальную противоречивость и порочность людей и не надеются на облагораживающее воздействие природы.

3) Ранний романтизм был литературой формирующейся нации, свою миссию он исполнил к концу 30-х гг. Поздние американские романтики главным объектом художественного изображения делают человеческое сознание в его интеллектуальных, нравственных и эмоциональных проявлениях. Они убеждены, что счастье зависит от развития собственных способностей.

4) В США по-прежнему значимой остаётся пуританская этика, основной интерес которой связан с анализом моральной стороны человеческих умыслов и поступков. Эти проблемы волновали Ирвинга и Купера, но они сосредотачивали внимание на внешних перепитиях судьбы. Поздник романтиков интересует внутреннее противоречие личности. Поступки изображаемых ими героев часто не поддаются логическому объяснению. Главными способам познания жизни, ее тайн становятся интуиция и воображение. Они потеснили "здравый смысл", который имел у американцев значение национальной религии.

5) Тяготение к иррациональному, потустороннему. Обычно это связывают с кризисными явлениями в самой стране, а также с влиянием европейской литературной традиции. Американские писатели считали, что интуиция и воображение более верный способ познания истины, чем абстрактная логика. Они показывали в произведениях, что разгадку внешнего мира нужно искать во внутреннем мире человека. С пуританской идеологией обычно связывают мрачную тональность поздних романтиков: страх перед грехом и карой, перед кознями дьявола, с этим связаны мотивы рока у Мелвилла и Готорна.

6) Отношение читателей и лит-ной критики к американским писателям середины 19 в. не соответствовало значимости произведений. Художники, чье творчество в последствии стало вершиной национальной литературы, не были признаны современниками (Эдгар По, Мелвилл, Эмили Дикинсон, Уитмен).

7) Творчество романтиков свидетельствует об эволюции их отношения к собственной истории. У ранних романтиков человек рассматривался как пионер, первопроходец, воин, хозяин судьбы (Купер), герой поздних романтиков ощущает зависимость от власти внешних сил, от общественных предрассудков, от религии, от собственного несовершенства (Особенно ярко в "Моби Дик" Мелвилла). Если раньше у молодой нации было чувство неполноценности из-за отсутствия собственного прошлого, памятников страны, героического эпоса, в поздней романтике прошлое - фундамент для воплощения намеченных целей. Поздние романтики ищут корни порока настоящего в традициях: Готорн увидел это в религиозном фанатизме, Мелвилл усомнился в возможности гармоничного сосуществования цивилизации и природы.

8) Повышенное внимание к эстетическим проблемам: в середине века эти проблемы оказались тесно связанными с формированием национальной культуры. В США сложилось 2 противоположных направления, 2 кружка:

1. "Молодая Америка", считали, что лит-ра США должна обладать лит-ной самобытности, в центр внимания ставить актуальные проблемы современности. Лидер - Дайкинк, известный лит-ный критик. Сюда примыкали Готорн и Мелвилл.

2. "Бостонская школа", лидер - Лонгфелло, считали, что лит-ра д/б общечеловеческой, не должна замыкаться на национальных темах и проблемах, американские художники должны усваивать европейские традиции. Задача лит-ры не отражение актуальных проблем современности, а облагораживание противоречий американской действительности. В рамках второго направления роман Бичер-Стоу "Хижина дяди тома".

9) В позднем романтизме наметилось движение к реалистической поэтике:

а) Основной базой для реализма стал фольклор, повседневный американский быт связан с сочинением анекдотов, устных историй, песен, небылиц, именно эти жанры выражали народное мировосприятие. Элементы фольклора стали активно проникать в худож. произведения романтиков.

б) В творчестве американских романтиков всегда ощущалось присутствие повседневности различных автобиографических моментов, которые содержали реальные факты. Авторы часто обращались к событиям собственной жизни. Мелвилл своим творчеством продемонстрировал особенно отчетливо тенденцию к уравниванию романтизма и реализма. Символы у Мелвилла связаны с конкретными образами, экзотика сочетается с антиколониальной публицистичностью.

10) Американский романтизм расширил возможности романтического романа. В их типе повествования соединились элементы эссе, философский трактата, памфлет, записки. Они создали новый тип исторического романа и романа-путешествия. #Мелвилл соединил жанр путешествия с жанром философского и аллегорического повествования, Готорн стремился воссоздать не только события прошлого, но, прежде всего, дух и психологию.

 

 

48.​ Н.Готорн как создатель психологического направления в литературе США. Система персонажей и символика исторического романа «Алая буква».

Мировоззрение Готорна:

Исследователь воздействия пуританства на человека (сам выходец из семьи пуритан, но не стал последователем)

Подсмеивался над сторонниками трансцендентализма и рассуждениями о сверхдуше (Эмерсон)

Не принимал идей о естественном существовании и связях человека с природой (Торо)

 

Научился наблюдать жизнь, размышлять о ней










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...