Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Фр. писатели создали свою теорию романа.




Ведущие принципы Р.:

1. объективное отображение существенных сторон жизни, историзм настоящего;

2. воспроизведение типичных хар-ров, конфликтов, ситуаций + их худож. индивидуализация;

3. преобладающий интерес к проблеме «личность и общество».

Ведущий жанр – роман (самый оперативный и актуальный жанр для изобр-ия процессов, происходящий в обществе и человеке).

Названия романов тяготеют к метафорической формулировке, # цветовая загадка (Готорн «Алая Буква», Стендаль «Белое и красное», «Красное и черное»).

В центре, как правило, история молодого человека, кот-я связана с утратой иллюзий.

Другой распространенный жанр Р. – новелла.

Среди крупнейших представителей Р. в различных видах искусства 19–20 вв. – Стендаль, Бальзак, Диккенс, Флобер, Толстой, Достоевский, Твен, Чехов, Манн, Фолкнер, Солженицын, Домье, Курбе, Репин, Суриков, Мусоргский, Щепкин, Станиславский.

2.​ Периодизация литературы французского реализма. Специфика первого периода.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ

I ПЕРИОД - 30-40-Е ГГ.: этот период связан с творчеством Стендаля, Бальзака, Мериме, Беранже.

II ПЕРИОД – 50-60-Е ГГ.: связан с творчеством Флобера, братьев Гонкур, Бодлера, Готье, гр. Парнас.

 

СПЕЦИФИКА I ПЕРИОДА

В конце 1820-х — 1830-е гг. в лит-ре Франции соседствуют два продуктивных метода отражения жизни — романтизм и реализм, только еще набирающий силу.

Первый этап – своеобразная трансформация романтических традиций.Романтизм – предтеча реализма.

Романтизм и реализм определяются одинаковыми историческими условиями: Великая французская революция (1789) → наполеоновские войны (1796-1815) → реставрация Бурбонов (1815-1830) → их свержение в июльской революции (1830) → эпоха июльской монархии (1830-1848).

Писатели-реалисты опираются на достижения романтизма:

● Стендаль любит яркие хар-ры, использует яркие монологи для раскрытия хар-ра.

● Бальзак использует авантюрные сюжеты, любит изоб-ть Париж.

● Мериме использует культ экзотики, часто вводит мотив тайны.

Манифест реализма «Расин и Шекспир» Стендаля (1824-25) написан одновременно с манифестом романтизма Гюго (1824). *Термина «реализм» еще не существовало, поэтому Стендаль, говоря о романтизме, имеет в виду реализм. Основные мысли:

1) «Романтизм - искусство давать народам лит-ные произведения, кот-е при современном состоянии их обычаев и верований могут принести им наиболее наслаждение».

2) «Все великие писатели были великими романтиками.»

3) Основной принцип искусства 19 в. - исследование: «…Исследуем! В этом весь 19 в.».

4) Писатель должен быть историком и политиком, чтобы дать верную оценку событиям.

5) «Действие должно быть похоже на то, что ежедневно происходит на наших глазах», Герои должны быть такими, «какими встречаем мы их в салонах».

6) Столь же правдоподобен, естествен, точен должен быть язык новой литературы.

 

Худож. особенности реализма французских писателей:

● Герои этого периода - герои своей эпохи и среды, связаны с другими людьми разными узами: семейными, профессиональными и т.д. Они деятельные, с изобретательным умом, не боятся столкновений с обстоятельствами. Их кумир – Наполеон, хотя они видят его двуликость.

● Писатель подробно описывать конкретную историческую и бытовую обстановку, разъясняет, как формируется хар-р героя: указывает конкретное время действия (# в «Красном и Черном» действие начинается в 1826 году и длится 4 года).

● Через семью проявляется социальная и нравственная основа общества.

 

Ключевые фигуры этого периоды - Стендаль и Бальзак.

 

Статья Бальзака «Этюд о Бейле» (Бейль – настоящее имя Стенадля) - анализ французской литературы этого периода. Основные мысли:

1) Выделяет 3 школы в лит-ре Франции:

а) Литература образов (Гюго, Готье, Шатобриан).

Отличительная особенность: возвышенные образы природы, поэтическая насыщенность фразы, богатство образов, поэтический язык, внутренняя связь с природой. Она человечна.

б) Литература идей (Стендаль, Мериме, Беранже, Нодье).

Отличия: стремительность, движение, краткость, драматизм, обилие фактов, достоверность, образов, ясность, ироническая манера. Природа предпочитается человеку.

в) Школа литературного эклектизма (Ж. Санд, В. Скотт, Ф. Купер).

Эклектизм – составление одного из разного.

Отличия: полный обзор явлений, смешение двух предыдущих стилей, введение драматичного элемента.

2) В каком жанре не было бы написано произведение, оно остается в памяти людей, только если подчиняется законам идеала и формы.

3) «Пармская обитель» Стендаля – шедевр лит-ры идей, но понять ее могут только люди ума – дипломаты, ученые и мыслители. Бальзак подробно рассказывает сюжет «Обители» и дает комментарии. Он приветствует принцип децентрализации (т.е. уравнения главного героя Фабрицио с другими персонажами). Особо выделялось Бальзаком описание битвы при Ватерлоо, т.к. на показана не глазами полководца, а глазами рядового Фабрицио, кот-й видит неразбериху и суматоху.

3.​ Место Ф.Стендаля в истории французской литературы, особенности его эстетической позиции. Стендаль и Бальзак, особенности их творческой манеры.

 

4.​ Роман Ф.Стендаля «Красное и черное» как социально-психологический роман.

Роман «Красное и черное» (1830).

 

Название и символика цвета - загадка (Ст. любил мистификации также, как и Мериме). Версии:

● Наиболее распространенная: красное — карьера военного (красный мундир), черное — карьера священника (черная сутана).

● Красное — революция (образ Дантона сопровождает Жюльена), черное — реакция (заговор де Ла-Моля).

● В начале романа Жюльен в церкви видит красные отсветы, напоминающие кровь, - в финале его красную кровь прольет палач в черном одеянии.

Игра в рулетку: красное — выигрыш, черное — проигрыш (игра постоянно присутствует в поведении героя, ему всегда приходится надевать маску — лицемерить, играть роль).

● Красное – страсть, черное – честолюбие. Эти два чувства боролись в Жюльене, и каждое имело право владеть его душой.

 

Эпиграфы имеют почти все главы, они кратко передают основную мысль и подписаны не всегда подлинными именами (только стихи Байрона и Шекспира действительно подлинные).

Эпиграф к 1-й ч. романа приписывается Дантону: «Правда, горькая правда». Ст. писал Бальзаку, что стремится изображать правдиво то, что происходит в сердце человека. Перед 1-й главой помещен эпиграф, подписанный Гоббсом: «Соберите вместе тысячи людей — оно как будто не плохо. Но в клетке им будет не весело». Эти два эпиграфа создают общее настроение: правда о клетке, где насильно заключены самые разные люди. Третий эпиграф: «Роман - это зеркало, с которым идешь по большой дороге» - приписан Сан-Реалю. Это один из основополагающих принципов отражения мира писателем-реалистом, будь то Стендаль или Бальзак.

Ст. почти не высказывает своего отношения к событиям, нет отступлений от изложения главных событий.

 

В романе нет реальных исторических фигур, но основы сюжета и характеров дали писателю реальные факты:

○ Де Нерваль «объединил» в себе двух министров Карла X, постановления кот-х привели к Июльской революции.

○ Граф Альтамира напоминает карбонария Ди Фиоре, приговоренного к смертной казни за революционную деятельность.

○ Слуги де Реналя ходят по пятницам на какие-то собрания: Ст. имеет в виду собрания, созданные тайной католической Конгрегацией для пропаганды монархических и католических идей, кот-я шпионила за господами с помощью прислуги.

○ Фабула романа основана на реальных событиях, связанных с судебным делом некоего Антуана Берте, кот-ю Ст. прочитал из газеты.

Центральные персонажи романаЖюльен Сорель, Матильда де Ла-Моль и госпожи де Реналь. Но для Ст. жизнь общества и его основные конфликты не менее значительны.

 

 

Политика. Основной конфликт времени – борьба за власть аристократии и буржуазии:

 - в 1-й ч. романа - де Реналь и Вально (борьба за власть в провинции);

- во второй - де Ла-Моль и тот же Вально (в центре - роялистский заговор, цель кот-го восстановление абсолютизма).

Вально - человек из третьего сословия, «пройдоха». О методах его действия автор говорит, что он «собрал самую шваль от каждого ремесла, он предложил им: "Давайте царствовать вкупе"».

Де Реналь - стремясь приспособиться к времени, стал владельцем фабрики, сам не ворует, как Вально, но не умен, едва удерживается у власти. В финале романа место мэра де Реналь уступает Вально, и в этом Ст. видит историческую закономерность: к власти приходит новая беспринципная буржуазия.

Де Ла-Моль. В Париже Жюльен попадает в самый центр заговорщиков, готовящих гос. переворот. Вально распоряжался только бюджетом дома призрения, де Ла-Моль - бюджетом всей страны.

 

Религия.Безансонскую семинарию Жюльен называет адом на земле. Больше всего там боятся книг и тех, кто мыслит. Там Жюльен научился ежеминутному лицемерию. В финале Жюльен узнает, что письмо де Ла-Молю с его хар-ристикой было написано госпожой де Реналь под диктовку аббата Кастанеда, ненавидевшего его с семинарии. Госпожа де Реналь говорит Жюльену: «Вот на какой ужас толкнула меня религия».

Жюльен - не идеальная личность (роман лишен однозначности). С. раскрывает основы его личности и показывает эволюцию героя. Он многолик: в доме де Реналей - учитель, в семинарии - послушный ученик, в особняке де Ла-Молей - исполнительный секретарь. Рядом с Матильдой он играет роль, хотя ему хочется быть естественным; ранее с госпожой де Реналь он вел себя как донжуан, в Париже «он тщательно продумывал свои фразы, исполненные весьма тонкого и осторожного лицемерия, и для своего возраста справился с этим не так уж плохо».

В 1804 г. Ст. сообщал сестре Полине, что он «не встретил в обществе ни совершенно хороших, ни совершенно дурных людей». В 1831 г. он воспринимал сочетание «Жюльен Сорель» как нарицательное имя, утверждая, «что никто не может нажить большого состояния, не будучи Жюльеном».

В начале романа Жюльену 19 лет, погибает он в 22 года. В первых главах это юноша, который чувствует себя чужим в родном доме, где ценят грубую силу, а в книгах видят только пустое баловство.

Честолюбие - одна из основ его личности, равно как воля и ум. Мышление героя идет по законам формальной логики, он расчётлив «Когда Бонапарт заставил говорить о себе, Франция трепетала от страха перед иноплеменным нашествием; военная доблесть в то время была необходима и она была в моде. А теперь священник в сорок лет получает жалованья сто тысяч франков, то есть ровно в три раза больше, чем самые знаменитые генералы Наполеона. Им нужны люди, которые помогали бы в их работе. Надо стать священниом».

Жюльен проходит 4 круга испытаний:

 1. Истинный Жюльен – изгой в семье, важно образование, развитие, испытание – дом Реналей, где работает гувернером, одевает маску, истинное лицо видит только госпожа Реналь, параллельно образ наполеона, вначале он кумир жульена, вырабатывается стратегия поведения жульена;

2. Направление в семинарию – чувство ужаса, господство черного цвета, решает всех себе подчинить, начинается битва с самим с собой, новая маска;

3. Дом маркиза де Ла-Моля – секретарь маркиза, вступает в высший свет, смена отношения к Жюльену через смену костюмов;

4. Покушение на госпожу Реналь и пребывание в тюрьме - становится офицером, женится на Матильде, но письмо от г-жи Реналь все меняет. В тюрьме становится самим собой, понимание истинной любви к Реналь, понимает почему общество его отталкивает - оно не признает его своим, боится его дерзости, честен перед собой, счастлив в тюрьме, эволюция характера.

Метод психологического анализа развит в полной мере, присутствует кристаллизация чувства, внутренние монологи героя, внутренние споры, самоанализ героя, проблема бессознательного.

 

Почему Жюльен стрелял в госпожу де Реналь? Он мстил ей за то, что она разрушила все то, чего он достиг. Но надо помнить, что она для него - образец добродетели, честности, человечности, любви. И вдруг она разрушает его представление об идеале, кот-й всегда был в его душе, но порой затемнялся расчетом. Стендаль не разъясняет причин поступка своего героя, заставляя его действовать в состоянии аффекта. Однако, когда он приходит в себя в тюрьме, его первый вопрос: жива ли госпожа де Реналь? О возвращении к самому себе истинному, человечному, способному на самые благородные поступки говорит тот факт, что последние недели в тюрьме после приговора Жюльен был счастлив только в присутствии госпожи де Реналь.

 

Любовь. У ст. любовь - одно из определяющих качеств души человека. Ст. использует классификацию, кот-ю он создает в статье «О любви» (он различал любовь-страсть, любовь-влечение, любовь физическую и любовь-тщеславие). Любимые герои писателя проходят эволюцию под влиянием сильного чувства - от любви-честолюбия к любви-страсти. Жюльен Сорель сначала желает из тщеславия влюбить в себя г-жу де Реналь, но непредсказуемость его характера проявляется в том, что он сам незаметно для себя влюбляется в нее и совершает поступки, кот-е сам в иное время осудил бы разумом. Любовь-тщеславие - это чувство Матильды на раннем этапе, позднее ею тоже овладевает любовь-страсть, но эта страсть явно порождена тщеславием и оскорбленной гордостью девушки из знатной семьи, кот-й пренебрег человек из третьего сословия. Две страсти переживает Жюльен Сорель. Физическое начало присутствует во всех этих формах, тщеславие порой совершенно отсутствует (у госпожи де Реналь).

 

Романтические традиции. Психологизм Ст. проявляется в описании чувства любви, в воспроизведении механизма рождения мысли. Любовь героев у него занимает первое место. Ст. постоянно отмечает раздвоенность личности.

 

Предметный мир. Портреты персонажей практически отсутствуют, если не считать описания внешности Жюльена Сореля, которое Стендаль дает дважды, чтобы подчеркнуть в первом случае волю и ум героя, а во втором — его чувствительность. Внешний облик госпожи де Реналь автора не интересует, но 13 гл. автор называет «Ажурные чулки»: именно здесь предмет указывает на новое состояние женщины, лишенной кокетства, которая, полюбив, стала следить за своими туалетами.

Ст. отмечал, что в некоторых ситуациях человек вдруг обращает внимание на какой-либо предмет, именно в нем реализуется для него особенность ситуации. Так он заставляет своих героев видеть мир не во всей совокупности внешних деталей, как это делал Бальзак, но выхватывая наиболее выразительные детали (когда Жюльен первый раз оказывается перед домом маркиза де Л а-Моля, он обращает внимание не на его архитектуру, а на черную мраморную доску, на которой было вырезано, что это особняк де Ла-Моль; нe считая Матильду красивой, Жюльен долго не может найти определения ее глазам, и наконец говорит себе: «Они у нее искрометные»).

 

В начале романа Жюльен, направляясь в дом мэра, заходит в церковь. Там он видит красные отсветы от занавесей и обрывок газеты, где сообщается о казни человека по фамилии Жанрель. Юноша неприятно поражен совпадением конца фамилий. После этого все действие будет стремиться к трагической развязке. Возникает своеобразная фатальная зависимость всей судьбы человека от некоего случайного обстоятельства, которое становится ему известно.

 

Стендаль и Бальзак, особенности их творческой манеры.

Одним из немногих, кто оценил талант Ст. еще при его жизни, был Бальзак. После выхода в свет «Пармской обители» Бальзак пишет небольшую книгу «Этюд о Бейле», в которой дает высокую оценку стендалевскому роману. Это не помешало Бальзаку упрекнуть автора «Пармской обители» за простоту стиля, невнимание к форме.

Два великих французских реалиста действительно были писателями разного склада. Ст. - художник-импровизатор, пишущий быстрыми и широкими мазками. Бальзак - неутомимый труженик, тщательно выписывающий детали, классический тип писателя-профессионала нового времени.

В стремлении охватить все сферы современной общественной жизни Ст. сродни Бальзаку, но реализует они эту задачу по-разному: созданный Ст. тип романа отличается нехарактерной для Бальзака хроникально-линейной композицией, организуемой биографией героя.

Основные особенности своего творческого метода и свое понимание особенностей хар-ра лит-рного героя Ст. описал в письме, являющемся ответом Бальзаку на статью «Этюд о Бейле»: «Я беру хорошо известное мне лицо, оставляю ему его привычки, кот-е он приобрел, отправляясь каждое утро на охоту за счастьем, а затем придаю ему несколько больше ума» (4 составляющие: известные люди, приобретенные привычки, охота за счастьем и ум - все они говорят о зависимости хар-ра от обстоятельств, о связи лит-рного героя с реальностью, об уме как основной черте личности).

Ст., как и Бальзак, точно обозначают время и место действия, чтобы передать особенности нравов.

 

5.​ «Итальянские хроники» Ф.Стендаля. Новелла «Ванини Ванина» как шедевр новеллы первой половины XIX века.

6.​ Роман Ф.Стендаля «Пармская обитель»: проблема героя и жанра. Характер изображения Наполеона и войны. Л.Н.Толстой о романе.

«ПО», опубликованный в 1839 г., это еще один новый тип стендалевского романа. При жизни писателя не был популярным, но принес писателю известность.

 

В центре внимания автора авантюрная линия сюжета и мельчайшие изменения в душе героя. Сюжетный центр – пребывание в тюрьме.

 

Смысл названия. Название романа Стендаля переводилось на русский язык как «ПО» или «ПМ». Оба перевода не являются точными. Французское la chartreuse означает картезианский монастырь, а он имеет особый устав, т.е. очень строгие правила. В названии есть тайна: в самом романе сочетание «ПМ» (или «ПО») употреблено два раза — в названии и финале, где сказано, что Ф. «удалился в Пармский монастырь, укрывшийся в лесах близ берега По». Главное место действия - Парма, где монастырей нет, но есть крепость, превращенная в одну из самых страшных тюрем, откуда заключенные попадают либо в руки палача, либо их там тайно убивают с помощью ядов; в лучшем случае они проводят там всю свою жизнь. На самом деле такой башни в реальной Парме не было. Ст. описал крепость Святого Ангела в Риме, превращенную в тюрьму для политических преступников. Этот своеобразный «перенос» заставляет подумать и о дополнительном смысле названия романа: Ст. воспользовался названием монастыря для обозначения крепости в маленьком государстве, где политическая власть вкупе с религиозной создают деспотию.

 

Время и место действия. Действие начинается в 1796 г., когда в Италии появились французские войска. Завязка - 7 марта 1815 г.: в этот день в семье дель Донго узнают о возвращении Наполеона из изгнания. Место действия - Италия, и прежде всего Парма ( у Ст. Парма - модель современного ему полицейского государства, где правит тиран, а человеческая личность не имеет цены).

 

Тема Италии. Сюжет основан на итальянской хронике 16 века.

В своих худож. произведениях Ст. противопоставлял два человеческие типа – «французский» и «итальянский» (писатель связывал их со своим собственным полулегендарным двойным нац. происхождением). Французский тип, отягощенный пороками буржуазной цивилизации, отличается неискренностью, лицемерием (часто вынужденным); итальянский тип привлекает своей «варварской» импульсивностью, откровенностью желаний, романтической беззаконностью. Большинство худож. произведений, в том числе «ПО», изображают конфликт главного героя «итальянского» типа (необязательно итальянца по происхождению) со сковывающим его «французским» укладом общества.

Италия стала местом действия не только потому, что ее маленькое княжество Парма давало возможность в миниатюре представить суть жизни большого государства: Ст. всегда любил эту страну за то, что ее обитатели не утратила способности отдаваться страстям, ценили человека за его личные достоинства, а не за его богатство (# у дома обедневшей после смерти первого мужа Джины в ее приемные дни по-прежнему выстраивались кареты, ибо люди ценили ее ум и обаяние, а не роскошь особняка).

 

Ст. - мастер психологического анализа. Его главный интерес в романе - психология центральных персонажей. Основное внимание автора сосредоточено на характерах Фабрицио и Джины Сансеверины.

 

Итальянские характеры:

1) Фабрицио дель Донго (Ф.) – главный герой, его «итальянский» характер обусловлен не только его национальностью, но и исторической эпохой: он родился и вырос в обстановке наполеоновских войн и революционного брожения в Италии. Ф.преклоняется перед Наполеоном, идеализирует его. Он романтик, жаждущий романтических подвигов. Он узнает, что его любимый Наполеон сновавысадился во Франции и должен дать решающее сражение при Ватерлоо. Ф. видел в Наполеоне освободителя порабощенных народов. Думая о спасении своей Родины, он возлагает надежды на Наполеона, потому что для него шла речь не только о личной славе, а прежде всего о подвиге, направленном на пользу своей родине.Фабрицио, как и его предшественники в романах Ст., отправляется на охоту за счастьем. Меняются его представления о жизни и эволюционируют цели.

Сцена сражения при Ватерлоо несет особое значение в «ПО». На первый взгляд - лишь вставной эпизод, но он имеет решающее значение для последующего хода романа. Описание битвы в «ПО» правдиво, блестяще по своему реализму (Он вдохновил Толстого на изображение войны в «Войне и мире»). Герой-романтик, жаждущий подвига, переживает жесточайшее разочарование. Автор подробно описывает похождения Фабрицио на поле сражения, раскрывает шаг за шагом крушение его иллюзий. Не успел он появиться на фронте, как его принимают за шпиона и сажают в тюрьму, он оттуда бежит.

Разочарования: 1) Путь его лошади преграждает труп солдата (ужас). 2) Не узнает Наполеона, когда тот проезжает мимо (когда Наполеон и маршал Ней ехали мимо него, они не имели на себе никакого божественного знака, отличающего их от простых смертных). 3) Попав на поле битвы, Ф. не может ничего понять (где неприятель, где свои). В конце концов он отдает себя воле своей лошади, которая мчит его неизвестно куда. Иллюзии разбиваются о реальность. «Освободить родину» Ф. не удается – крушение не только личных надежд, это «утраченные иллюзии» целого поколения. После битвы героизм, романтика, смелость остаются личными чертами хар-ра Ф., но приобретают новое качество: они больше не направляются на достижение общих целей.

В это время он едва грамотен, духовно не развит. Он изучает теологию в Неаполе, хотя духовная карьера его не привлекает. Ф. не особенно задумывается о морали, много читает и увлекается археологией, но честолюбие у него отсутствует, он ищет любви, ибо он итальянец. Долгое время ему кажется, что он не способен на это чувство.

Встреча с Клелией Конти пробуждает душу героя, желание добиться ее изменяет его личность. Он делает карьеру, но это его не радует, успехи Ф. как проповедника стимулированы желанием увидеть Клелию среди своих слушателей. Со смертью сына и Клелии жизнь теряет для него смысл, и тогда он становится монахом картезианского монастыря, где через год умирает.

Ф. отличается от своих предшественников в романах Ст. особой эмоциональностью, непосредственностью реакций, безразличием к тому, какое общественное положение он занимает. Он не стремится познать окружающий мир, принимая его таким, каков он есть.

Как итальянец, Ф. суеверен. Автор вводит в роман аббата Бланеса, одного из близких главному герою людей. Тема фатализма воплощается в образе и мыслях Бланеса, предсказавшего судьбу Ф., хотя и с оговоркой, что все сбудется, если его юный друг не совершит убийства.

Проблема морали, нравственный критерий всегда актуальны для Ст. Еще до встречи с Бланесом Ф. рассказал графу Моске и Джине, что пожалел молодого слугу, у кот-го купил

лошадь, и не убил, хотя тот смог бы выдать его. Граф Моска считает, что юноша поступил опрометчиво. Ф. не раз возвращается мысленно к этой ситуации, ибо убийство даже для спасения своей жизни ему кажется отвратительным.

Герой романа близок автору (одно из писем Бальзаку он подписывает Фабрицио дель Донго).

 

2) Джина Пьетранера (Сансеверина) – типический яркий итальянский характер: красота, жгучая, страстная натура, готовая пожертвовать всем ради какой-то цели (любви к Ф.), ум, тонкость, грация, умение владеть собой. Джина скрывает Ф. в Новаре у священника, добивается у влиятельных лиц отмены преследования. Прототип - Анжела Пьетрагруа, которую любил Ст.

В Джине автора более всего привлекает способность безраздельно отдаваться чувству, сочетающаяся с благородством помыслов, с уважением к людям, действительно достойным их, будь то аристократ или ее слуга Ферранте Палла. Она может приказать отравить князя Эрнеста, ибо он низкий предатель, и не будет при этом испытывать угрызений совести. Только любовь к племяннику, которую она воспринимает как ужасающее кровосмешение, вызывает ее сильные страдания. Но она - итальянка - и не может допустить торжества соперницы: если бы она захотела, то Клелия не вышла бы замуж за маркиза Крещенци.

 

3) Ферранте Палла – врач-либерал, радикал и республиканец, заговорщик, преданный своей родине, бродящий по Италии и воспевающий свободу республике. Он обладает убежденностью, величием, страстью верующего. Великий в своей нищете он прославляет Италию из мрака своих убежищ. Не имея ничего, он грабит на большой дороге, чтобы прокормить их. И ведет список всех ограбленных, чтобы возместить им этот вынужденный заем, при республике, когда его единомышленники будут у власти. Он принадлежит к людям искренним, но обманутым, исполненным таланта, но не ведающих пагубных последствий своего учения. Он любит Джину, но не смеет брать денег, потому что для него это не главное. Он готов пожертвовать собой ради спасения Ф. И он убивает князя, исполняя волю Джины.

 

Эрнест IV - правитель Пармы, человек неглупый, но однажды приказавший повесить нескольких республиканцев и после этого утративший покой: ему везде виделись заговорщики, покушавшиеся на его жизнь. Его премьер-министр, министр полиции, граф Моска, человек умный и ироничный, должен был о ночам искать везде заговорщиков (и под кроватью, и в футляре контрабаса). Внешний облик принца карикатурен: придворные утверждают, что его белокурые волосы, усы и бакенбарды необыкновенно красивы. Автор же замечает, что их стоило бы сравнить с паклей; маленький носик принца не соответствует крупным чертам его некрасивого лица, но эту уродливость можно было заметить только при длительном рассматривании (как известно, придворный церемониал запрещает долго глядеть на монарха). Сам принц хотел, чтобы его сравнивали с французском королем Людовиком XIV, чей портрет висел в его кабинете, а на столик он облокачивался, совсем как его любимый правитель на портрете.

Самой характерной фигурой в правительстве Пармы является фискал Расси, который поддерживает страх принца перед заговорщиками, создает видимость заговоров, стремился стать постоянно необходимым принцу, получить дворянство и избавиться от своей фамилии, которая стала кличкой для собак. Принц иногда даже бьет своего верного слугу, но как отмечает автор: «Расси был почти безупречным царедворцем: ни чувства чести, ни обидчивости».

Воруют при дворе все.Ложь, лицемерие и предательство являются основой жизни.

Родной брат и отец Ф. постоянно пишут на него доносы и посылают их в Австрию. Даже честные люди предлагают бесчестные сделки (# женатый граф Моска предлагает любимой Джине выйти замуж за старого герцога Сансеверина; предлагает Ф. избрать карьеру священника, исходя из того, что необходимо утаивать свой ум и свои восторженные чувства, ибо тирания боится и того и другого; Джина говорит Ф., что надо смотреть на жизнь как на карточную игру и подчиняться установленным правилам, советует никогда не выдвигать в разговоре никаких возражений и завести любовную интрижку (это студенту Неаполитанской духовной академии!).

 

В сюжет романа включены авантюрные элементы: побег Фабрицио на поле Ватерлоо, преследование героя полицией, тайное возвращение домой, убийство актера Джилетти, заключение в пармскую тюрьму, угроза отравления, побег из тюрьмы, новое заключение в тюрьму и новая угроза отравления, заставившая Джину поклясться в том, что она станет любовницей принца, если спасут Фабрицио, тайные встречи с Клелией.и похищение их ребенка, отравление правителя Пармы, возможность разоблачения при этом Джины.

 

«Этюд о Бейле» - статья Бальзака, посвященная «ПО», где предлагал убрать две первые главы, в которых автор обращался к истории, исключить из романа раздел об аббате Бланесе и завершить все реабилитацией Фабрицио. Но Ст. оставил первые главы и аббата Бланеса с его предсказаниями, а в последней части произведения, где после освобождения Ф. события излагаются почти конспективно, стал полнее разрабатывать психологические характеристики поступков персонажей.

Стендаль отмечал, что стремился создать роман, где были бы две героини вместо привычной одной («Красное и черноее» - госпожа де Реналь и Матильду, «ПО» - Клелия Конти и Джина Сансеверина). Стендаль не отмечает еще одной особенности этой системы: в его романах два главных героя (Жюльен Сорель и маркиз де Ла-Моль, Фабрицио и граф Моска). Причем образ молодого героя дается в развитии, а второй персонаж уже сложился как личность, это человек умный, имеющий огромный жизненный опыт, и он становится своеобразным наставником первого героя.

 

8.​ Философские этюды («Шагреневая кожа», «Неведомый шедевр») как социально-этическая, эстетическая и психологическая основа романов «Человеческой комедии» О.Бальзака.

7.​ Концепция мира и человека в Предисловии к «Человеческой комедии» и «Физиологии брака» О.де Бальзака. Особенности построения «Человеческой комедии».

 

9.​ Концепция общества и личности в художественном видении О.Бальзака (по роману «Отец Горио» и повести «Гобсек»). Способы художественного создания общества.

Роман «Отец Горио» ( 1835) знаменует новый этап в творческом развитии Бальзака, как и весь 1835 г. В нем за внешним фасадом обыденности скрыты величайшие трагедии человеческой жизни. «Отец Горио» не является историей жизни одного персонажа — это срез жизни общества в определенный период его развития.

Роман создавался тогда, когда замысел «Человеческой комедии» уже сложился в сознании писателя. У Бальзака нет такого другого произведения до этого, где бы соединилось столь большое число персонажей и были представлены практически все слои современного ему общества. (На пути к такому типу романа стоял только «Гобсек».)

События происходят в основном в пансионе мадам Боке — это преимущественно парижское мещанство. Но рядом с Мишоно, Пуаре появляются Растиньяк — провинциальный дворянин, будущий врач Бьяншон — творческая личность. С помощью Растиньяка читатель попадает в салоны аристократов — де Босеан и де Ресто. Нусинген — один из самых богатых банкиров в «Человеческой комедии»: так входит в роман группа персонажей, определявшая в 1820—1840-е гг. политику Франции; к этой же группе относится отец Викторины — банкир Тайфер, о возникновении его миллионов мы уже говорили. Упоминается де Марсе, а это высшее чиновничество Франции. Но Бальзаку важно не только показать различия основных социальных групп, но и выявить их сходство в восприятии законов морали. Здесь оказывается необходимым казначей каторги Вотрен — философ-практик.

Пансион является символом социальных и моральных законов, присущих современной Бальзаку Франции. Не случайно Растиньяк сближает суждение о законах общества виконтессы де Босеан и Вотрена: каторжник, говоря ему о людях — пауках в банке, использовал более грубый образ, чем виконтесса, которая советовала Растиньяку воспринимать окружающих как почтовых лошадей — загонять их и менять на следующей станции. Дом Воке становится как бы моделью всего современного общества.

Сделать обобщения, соединить разные социальные группы на уровне нравственных законов Бальзаку помогают вещи. С их помощью создаются портреты, а также материальное окружение персонажей, отражающее их социальную и нравственную сущность.

Прежде чем перейти к описанию драмы, скрытой под течением обыденной жизни, автор знакомит нас сначала с кварталом, где стоит дом, потом последовательно показана улица Нев-Сент- Женевьев, о которой сказано, что она, «как бронзовая рама», обрамляет события, а далее возникают главный фасад, садик, сам дом, нижний этаж, гостиная, лестница, столовая. Обстановка всех помещений описана так подробно, что ее можно нарисовать, даже не будучи художником. Только после этого появляется хозяйка пансиона, которую автор «вписывает» в предметный мир, и одновременно ее появление придает обобщение нарисованной картине. По существу грязны нормы жизни всех кругов общества, но дом Воке более открыто их демонстрирует. Название пансиона свидетельствует об уровне культуры хозяйки и пансионеров, или о безразличии последних к тому, что их здесь окружает: «Семейный пансион для лиц обоего пола и прочая».

 

В этом романе Бальзак все чаще подробные описания предметного мира завершает обобщением. Когда ему нужно показать, как грязен дом Воке, он, описывая столовую, называет важнейшую характеризующую деталь: «...длинный стол, покрытый клеенкой настолько грязной, что весельчак-нахлебник пишет на ней свое имя пальцем за неимением стилоса»

Такова же роль и описания запаха в пансионе. Примечателен портрет мадам Воке, в котором роль предмета и его связи с характером и идеей предельно усилены. За детальным описанием внешности персонажа и его связи с предметным миром создается автором своего рода итоговая картина. «Шерстяная вязаная юбка, вылезшая из-под верхней, сшитой из старого платья, с торчащей сквозь прорехи ватой, воспроизводит в сжатом виде гостиную, столовую и садик, говорит о свойствах кухни и дает возможность предугадать состав нахлебников»

Эти обобщения постоянны после подробных перечислений внешнего облика отдельных вещей и необходимы для «группового портрета», ибо даже при описании внешнего вида Растиньяка заметны «черты» той же «юбки» мадам Воке, а его поведение и убеждения вполне соответствуют нормам жизни ее дома и французского общества 1820 —1840-х гг.

Замысел Бальзака иной: писатель показывает тот основной двигатель, которому подчиняется все общество, — деньги. Здесь нет шагреневой кожи, но есть та сила, которая вложена в нее.

И об этой силе говорит Растиньяку Вотрен, утверждая, что бедняка, укравшего тысячу франков,присуждают к каторге, а денди, укравшего у детей половину их состояния, — только к двум месяцам тюрьмы. Сам Вотрен собирается стать Господином Четыре Миллиона, эксплуатируя негров (снова мысль о возможности разбогатеть за счет рабов!), и тогда для него вообще не будет законов. Роль Вотрена в повествовании особенно значительна. Этот персонаж, «пришедший» в роман Бальзака из XVIII рационалистического века, формулирует основные законы времени. Остальные герои, и Растиньяк в первую очередь, их реализуют. Вотрену принадлежит мысль о том, что только те, у кого есть честолюбие, могут добиться успеха. Он предлагает Растиньяку скорейший способ обогащения: убийство на дуэли брата Викторины Тайфер и женитьба Растиньяка на ней сразу сделает его миллионером. Но он же говорит и о том, что для скорейшего достижения цели надо скрывать свои истинные убеждения и чувства, а при необходимости — выгодно продавать их.

Рассуждения Вотрена заставляют Растиньяка на какое-то время обратить внимание на Викторину Тайфер и рассуждать о том, можно ли разбогатеть, используя помощь каторжника. В начале своего пути Растиньяк хочет предотвратить гибель брата Викторины. В конце романа он, проводив отца Горио в последний путь и осудив его дочерей, отправляется на обед к Дельфине, твердо зная, что использует любое средство, чтобы стать богатым, если только не слишком запачкает при этом руки. Он помнит наставления Вотрена, что жизнь подобна кухне: желающий вкусно есть обязательно пачкает руки.

Линия Растиньяка — восходящая, путь Горио — вниз. Кто из них главный герой — едва ли стоит решать, ибо для автора важно изобразить начало и конец жизни человека.

Горио у Бальзака не только страдающая фигура: автор показывает, как молодой и энергичный честолюбивый торговец Горио во время голода в революционном Париже сумел нажить свои первые капиталы. Писатель, как всегда, вводит в роман предысторию героя. Тогда Горио не думал, кто страдал от его сделок, но считал, что счастье его дочерей зависит от богатства, и накопил его для них. Теперь же, отдав детям все, что имел, он умирает в одиночестве, презираемый их мужьями и брошенный ими. Тема эгоизма, возникшая в «Шагреневой коже», реализуется здесь в истории несчастного Горио, который в состоянии понять только свои собственные страдания, но не может уяснить себе ту систему отношений, заложником которой он стал. Возглас умирающего отца «За деньги купишь все, даже дочерей» —и следующие после него едва слышные слова «Я их благословляю, благословляю» —подводят итог теме семейных отношений, но это итог не автора, а самих героев.

Повествование ведется от третьего лица, но задача Бальзака не в преподнесении читателям готовой морали, а в том, чтобы показать, как течет сама жизнь, как люди воспринимают свое место в ней и свои возможности, а это то новое, что писатель вносит в концепцию романа нового века. Связи с повествовательной манерой века минувшего прослеживаются во введении образов Вотрена-рационалиста и Горио — человека, страдающего от законов общества, хотя и живущего по этим законам.

 

«ГОБСЕК»

 

Первоначальное название «опасности порочной жизни» 1830 год. В 1835 «Папаша Гобсек». 1842 появилась повесть «Гобсек» разделенная на сцены частной жизни. В названии выражено изменение замысла автора.

Изменение названия свидетельствует о том, что автор концентрирует свое внимание на обобщающем смысле образа: «гобсек» в переводе с голландского означает «живоглот». Выведение характеризующей фамилии в заглавии высвечивает смысл главного образа. Освобождение заглавия от добавленного уточнения «папаша» расширяет и углубляет основное значение персонажа в современной автору действительности.Писатель не только отводил герою роль в одной сфере жизни — парижской, но и видел власть таких людей во всех формах и областях жизни общества, потому повесть все же осталась в разделе «Сцены частной жизни», т.е. любой частной жизни.

Эта повесть густо «населена» персонажами.

Основные: сам Гобсек, стряпчий Дервиль, виконтесса де Гранлье, граф де Борн, дочь виконтессы Камилла, граф де Ресто, графиня де Ресто, их сын Эрнест, Максим де Трай, Фанни Мальво; упоминаются ростовщики Вербруст и Жигонне, бывший хозяин Дервиля, барон Нусинген, внучатая племянница Гобсека.

 Сюжетостроение также не совсем обычно для повести: «Гобсек» имеет несколько сюжетных линий. Первая связана с историей возвращения имущества де Гранлье, где главной фигурой является Дервиль, затем рассказано о появлении в Париже Фанни Мальво, есть отдельные истории семьи де Ресто, Дервиля, Максима де Трая и, конечно, история обогащения Гобсека.

Композиция — рассказ в рассказе — дает возможность объединить все эти сюжеты в единое целое, связав их конфликтом денежного интереса и подлинной чести и раскрыв в финале ство представлений о морали всех слоев общества, где большие деньги оправдывают самые недопустимые в нравственном отношении поступки. Этот конфликт постоянен в произведениях Бальзака.

Образ Гобсека, напоминает романтическое сгущение, но отличается реалистической социально-временной детерминированностью и воплощает в себе то, что несколько позднее выразит антиквар: вся жизнь подчиняется трем глаголам — желать, мочь, знать.

При этом Дервиль-рассказчик и автор-мыслитель показывают эволюцию человека, все рассматривающего с позиций денег.

В повести мы видим постепенную деградацию Гобсека: если когда-то он был способен помочь купить контору Дервилю и сохранить имущество де Ресто (каждый раз за немалый процент), то в последние годы (Гобсек умирает в возрасте более восьмидесяти лет) его скупость становится подобной безумию, ибо бережливость оборачивается расточительностью. Кладовая Гобсека, куда попадает Дервиль после его смерти, напоминает запасы Плюшкина. Источник деградации личности у французского и русского персонажей один — скупость, которую авторы воспринимают как патологию, культивируемую временем и социальными условиями.

О своем символе веры — золоте — Гобсек говорит, что в не все содержится в зародыше. Проницательный ум и безумие скупца соединяются в нем, создавая образ человека-автомата, человека-векселя, лишенного эмоций, присущих людям, заставляя наблюдающего за ним Дервиля усомниться в том, есть ли у ростовщика вообще пол и возраст. Рисуя портрет Гобсека, Бальзак подчеркивает в нем проницательный взгляд и сочетание золота и серебра даже во внешнем облике: его волосы седы (серебро!), цвет лица напоминает цвет золота. «Лунный лик»— такое определение дает ему Дервиль, подчеркивая этим и связь с цветом денег, и неизменность выражения лица этого человека. Деньги снимают пятно порочности — это одна из главных идей «Человеческой комедии». Интересен финал произведения. Хотя благородная виконтесса де Гранлье решила, что большое состояние может способствовать браку их дочери и Эрнеста де Ресто (сына порочной матери), однако полного завершения сюжетной коллизии нет: Бальзак уже задумал серию романов о современном обществе, где одно произведение нередко станет продолжением другого, а конфликты и персонажи — общей связующей цепью всей системы того мира, который создаст писатель. По концентрации проблем, их значительности для всей «Человеческой комедии» «Гобсек» мог бы быть отнесен к «Философским этюдам», но перенесение действия во вполне реальные обстоятельства, в настоящее время, выводит его из этого ряда. В «Гобсеке» воплощен и основной принцип Бальзака — изображать мужчин, женщин и вещи. Дервиль, рассказывая о жилище Гобсека, замечает: «...дом и его жилец были подстать друг другу — совсем как скала и прилепившаяся к ней устрица».

В этой повести моральное преимущество связано с образом стряпчего Дервиля и фани Гальго. Эти образы неизменны. Бальзак полагал что нельзя углублять образы персонажей, т.к. это будет не правдоподобно.

Особенности художественной системы Бальзака:

1. Он создает произведение – событие. В основе столкновение героя со средой, поэтому автор уделяет большое внимание деталям: портрет, окружающая обстановка (рисуя портрет Гобсека Бальзак подчеркивает проницательный взгляд и сочетание золота с серебром: цвет лица – золота)

2. Бальзак использует диалоги в отличие от внутренних диалогов Стендаля, однако к тому что говорят герои Бальзака нельзя относиться доверчиво. Их лица скрыты масками. Они не бывают искренны даже с собой.

3. У Бальзака большое значение имеет образ автора. С этим связано сложное построение его произведений «сюжет в сюжете». Оно позволяет расширить временные границы повествования, а так же придать авторским выводам дополнительную убедительность.

 

10.​ Судьба молодого человека в художественном воплощении О.Бальзака (по роману «Утраченные иллюзии»).

 

11.​ Роль сквозных образов, идея разобщенности и борьбы всех против всех как основа мировидения автора (Отец Горио. Утраченные иллюзии. Блеск и нищета куртизанок).

Роман Бальзака «Блеск и нищета куртизанок», наряду с «Отцом Горио» и «Утраченными иллюзиями» занимает центральное место в «Человеческой комедии».

Действие романа разворачивается в конце эпохи Реставрации. Грандиозная картина жизни Франции накануне Июльской Революции 1830 г. охватывает все слои общества: аристократию, банкиров, полицию, каторжников, куртизанок.

Как достигается целостность всей многотомной «Человеческой комедии»? Бальзак выдвигает на первый план судьбы нескольких персонажей, которые переходят из романа в роман, будучи в одном случае главными героями, в других –эпизодическими.

Одним из самых типичных героев «Чел. Комедии» является Эжен де Растиньяк. В «Отце Горио» - он второй главный персонаж, приехав из провинции в Париж, он ставит перед собой цель завоевать столицу. Для этого он пытается преуспеть и в науках, поступив в Сорбонну и в свете, куда он проникает благодаря аристократическим родственным связям. Нищета аристократа для Бальзака – закономерная драма эпохи, пережитая его персонажем с неподдельной искренностью.

 Но преодолев собственную чувствительность, Растиньяк превращается в расчетливого циника, становится синонимом успеха в эпоху Реставрации. В романах «Утраченные иллюзии» , «Блеск и нищета куртизанок» Растиньяк не раз появится, оттеняя своими победами неудачи Люсьена Шардона, во многом похожего на него, даже куда более талантливого, но потерпевшего поражение в схватке за успех от вчерашних своих друзей и покровителей.

 Почему Эжен де Растиньяк стал победителем, а Люсьен Шардон побежденным? Бальзак на этот вопрос дает четкий ответ: первый быстро распростился с иллюзиями, а второй пытался совместить мир поэтических грез и коммерции.

В романе «Отец Горио» Растиньяка подвергает искушению каторжник Вотрен. Он берется подстрелить на дуэли сына банкира Тайфера, и тогда единственной наследницей станет его дочь Викторина Тайфер. А уж красавцу Растиньяку ничего не стоит жениться на ней с ее миллионным приданым. Растиньяк мгновенно достигнет того, на что уйдут годы. Искушение велико, но студент – юрист ему не поддался. По его понятиям, аристократ не может вступать в сговор с преступником, славы и денег он предпочитает добиваться не марая руки кровью, но чтобы сказать нет , Растиньяку понадобилась большая сила воли, ибо соблазн был велик. С деградацией Растиньяка Бальзак связывает важнейшую для всей эпопеи тему нравственной капитуляции франц.дворянства, поправшего исконно рыцарские принципы и в конечном итоге слившегося с ненавистной писателю буржуазии. Очевидно, что исследования закономерностей жизни молодого дворянина Растиньяка приводит Бальзака к утрате его собственных легитимистских иллюзий. Относительно потомственной аристократии, в которой он хотел бы видеть опору монархии.

Каторжник Вотрен- еще один немало важный персонаж «Чел.комедии». Настоящее его имя –Жак Полен по кличке «Обмани –Смерть». Впрочем есть у него и другие прозвища и псевдонимы. Он своего рода авторитет преступного мира, казначей и распорядитель награбленного. Лучше него никто не знает законов буржуазного мира официальных и тайных, он изучил их, чтобы уметь избегать возмездия. Вытолкнутый из жизни он готов содержать молодого человека, который бы вращался в свете как его двойник.

!!! Эжен Растиньяк не стал жертвой Вотреновских козней. Искушению поддался Люсьен Шардон. Что лишь на время отдалило печальный финал. Вотрен всегда остается в тени, но его поступки – пружина сюжета в таких произведениях, как «отец Горио», «блеск нищета куртизанок». Заключительная глава этого романа озаглавлена «Последнее воплощение Вотрена» В кого же перевоплощается преступник? Он становится служителем закона в полиции. На первый взгляд это удивляет, но автор чел.комедии исходит из того, что крайности сходятся, циник и убийца готов преследовать и карать себе подобных лишь бы из бежать возмездия за все содеянное. Встреча с персонажем, знакомом по предыдущим произведениям, у читателя рождает ощущение достоверности с всего происходящего. Бальзак заставляет верить в реальность выдуманного им мира и не замечать, как часто он прибегает к преувеличениям, что чувства и переживания довольно заурядных людей превращает во все поглощающую страсть за счет персонажей, которые возвращаются. Возникает ощущение постоянного движения и единства, синтетичности картины.

Реизов: романы «чел. Комедии» объединяет не только единства эпохи, но и найденный бальзаком прием переходящих персонажей как главных, так и второстепенных.

Если кто- то из героев любого романа заболел , приглашают одного и того же врача Бьяншона. В случае денежных затруднений обращаются к ростовщику Гобсеку. На утренней прогулке в Блонском лесу и в парижских салонах мы встречаем одни и те же лица.

 Еще в 1927 году франц.исследовательница Э.Пестон проанализировала способы, примененные писателем для повторного ведения своих персонажей повествования: «упоминания мимом ходом, перенесением персонажей из Парижа в провинцию и наоборот, салон, перечни персонажей , принадлежащих к одной и той же социальной категории, использование одного характера для того, чтобы написать с него другой, -прямая ссылка на другие романы.» Даже из этого неполного перечня ясно, что Бальзак в «чел. Комедии» разработал сложную систему возвращающихся персонажей. Бальзак не был изобретателем возвращающихся персонажей. Среди его непосредственных предшественников можно назвать руссоиста Ретифа де ля Бретона , Бомарше с его трилогией о Фигаро. Бальзак хорошо знавший творчество Шекспира мог найти примеры возвращения персонажей в его исторических хрониках: Генрих 6 , Ричард 3, Генрих 4, Генрих 5 и т д. В бальзаковской эпопее возвращение персонажей позволяет реалистически многосторонне раскрыть характеры и судьбы людей 19 века.

Борьба индивидуальной воли с обстоятельствами или другой с той же сильной страстью составляет сюжетную основу всех наиболее значительных произведений Бальзака. В обществе, каким его видит и изображает бальзак, добивается исполнения своих желаний сильные эгоисты (таков Растиньяк, сквозной персонаж, впервые появляющийся в романе «отец Горио») , люди слабые безвольные, такие, как герой романов «утраченные иллюзии» и «блеск нищета куртизанок « Люсьен де Рюбаммпле , не выдерживают испытаний и гибнут.

Он изображает трагедию человеческой личности под гнетом неумолимых антагонистических законов буржуазного общества. Это тема и соответствующий ей способ изображения- есть самостоятельное открытие бальзака. Его действительный шаг вперед в худ.развитии человечества.

Рисуя повседневную жизнь людей своего времени, Бальзак раскрывает некоторые общие закономерности буржуазного общества. Бешеная борьба эгоистических страстей продолжается и разрастается и столетия спустя после падения монархии Луи Филиппа, «Короля лавочников».

Продажность и лицемерие , ханжество и разврат, коррупция гос.аппарата и разрушение семейных устоев, обесценивание и утрата моральных норм, разложение высоких человеческих чувств под воздействием торжествующего чистогана - все это принимает еще более чудовищные очертания буржуазной Европе 20 века

До таких широких типических обобщений, выходящих за пределы его эпохи, Бальзак поднимается именно потому, что постигает сущность современности.

 

12.​ Творческий путь П.Мериме. Проблематика и поэтика новеллы «Кармен». Мериме и русская литература.

 

13.​ Мастерство П.Мериме-новеллиста. Экзотические и психологические новеллы П.Мериме.

П. Мериме (1803-1870)

К началу 1830х годов М. окончательно определился как новеллист.

Мастерское построение сюжета, яркие пластические характеры, тонкий психологизм, лаконизм, изящная сухость рисунка.

Тематически новеллы М. можно разделить на современные и экзотические.

М. остается в стороне от коренных социально-исторических конфликтов времени. Его занимает отдельнаяличность, ее нравственно психологический облик. Современные новеллы тяготеют к жанру великосветсткой повести.

М. отмечает в светском обществе отсутствие энергии, душевную опустошенность, мелочность интересов, неустойчивые характеры. Всякое искреннее чувство, душевная самостоятельность выглядят как отклонение от нормы. Самая значительная новелла этой группы – «Арсена Гийо». Буржуазный мир претит М; но социальный скепсис, оторванность от передовой мысли и народно-освободительных движений времени закрывали для него реальную историческую альтернативу буржуазному обществу. Он продолжал искать энергичные характеры, яркие страсти, цельные натуры вне буржуазной повседневности, в мало затронутых цивилизацией экзотических странах – в Испании, Италии, на Корсике.

ОСОБЕННОСТИ ЭКЗОТИЧЕСКИХ НОВЕЛЛ: 

Название условно. Романтическую экзотику он переосмысляет с позицией реализма. Необычайные характеры и нравы обусловлены у него особенностями общественной среды, в которой сложились. Его интересует своеобразие пейзажа, одежды, обычаев, запечатленных в его новеллах. Не идеализирует дикость. Он показывает жестокость, невежество своих экзотических героев, но отказывается судить о них, исходя из норм буржуазной морали. Прозаическая интонация повествования. Экзотическое свободолюбие героев привлекает М.

Первая среди экзотических новелл « Матео Фальконе», передаёт особенности жизни и нравов суровых обитателей Корсики. Из событий маленькой новеллы Мы узнаём, что здесь редкий житель не совершил преступления перед законом, долина маки – рай для беглых преступников и убийств. Сами же жители до сих пор сохраняют патриархальный уклад жизни, традиции кровной мести и суровые понятия о чести и долге. Честь для корсиканца – превыше всего, а авторитет мужчины в семье непререкаем. Десятилетний сын Матео Фальконе, прельстившись обещанными ему карабинёрами часами, выдаёт бежавшего бандита, спрятавшегося от погони в стоге сена. Отец, потрясённый предательским поступком сына, который до последнего времени был единственной гордостью и усладой, без колебаний расстреливает его в овраге со словами: «Он умер христианином».

В следующей новелле « Таманго» автор изображает торговлю рабами без тени сентиментальности. Он описывает историю столкновения двух работорговцев – белого Леду и чёрного Таманго, который, продав Леду своих соплеменников позже сам оказывается на его корабле «торгующего чёрным товаром».

В повести «Коломба» Мериме снова возвращается к корсиканским нравам, где кровная месть истребляет целые семьи, как это произошло с семьёй Барричини, один из членов которой убил отца главного героя Орсо дела Реббиа, который покинув родной край почти забыл его жестокие обычаи, но настойчивое требование в частности со стороны сестры, Колобмы, заставляет его вновь включится в древний ритуал Вендетты.

Особой поэтической силой обладает «Кармен», », в которой писателю удалось воссоздать один из « мировых образов», подобных Гамлету, Дон – Кихоту, - образ гордой цыганки Кармен, для которой свобода дороже жизни. Кармен уже давно истолковывается как романтический персонаж, а большие этнографические описания, включённые в новеллу, как чисто стилистический приём. Между тем, « Кармен», - высшая точка в разработке писателем жанра эллипсной новеллы, и этнографическое обрамление есть не что иное, как второй скрытый центр структуры произведения, определяющий его реалистическую ориентацию: автора интересует Кармен не как исключительная личность, а как носительница типичных черт, присущих национальным особенностям цыганского народа. Кармен призвана подчеркнуть его главные особенности, разгадать его загадку. Трагическое столкновение Кармен и Хосе – следствие не только их индивидуальных качеств: в их лице сталкиваются два взгляда на мир, присущие разным народам.

Разница жизненных укладов – патриархальных басков крестьян, и цыган, чья мораль основана на понятии свободы, настолько велика, что страстная любовь Хосе и Кармен закономерно должна завершиться катастрофой. В финале Хосе, оплакивая убитую им Кармен, произносит знаменательные слова:» Бедное дитя! Это калес ( цыгане) виноваты в том, что воспитали её так!». Отсюда объективная манера повествования, воплотившая идею: измена, убийство лишь кажутся результатом своеволия исключительных страстей, здесь не мелодрама, а трагедия, и нельзя встать на чью-либо сторону, потому что это означало бы не осудить личность, а уклад жизни целого народа. Между тем, ни один народ нельзя ставить над другим, все народы достойны равного уважения.

Именно психологические новеллы Мериме являются подлинными шедеврами его творчества. Среди них « Этрусская ваза», «Двойная ошибка», несколько не отличающаяся от них « Венера Илльская», социально направленная « Арсена Гийо».

Заметным явлением в литературе критического реализма явилась новелла « Арсена Гийо». История строится на противопоставлении светской дамы де Пьен и девушке с панели, бывшей статистки Оперы, ныне содержанки, больной туберкулёзом, ведущей нищенское существование Арсены, которая отчаявшись, выбрасывается из окна. Мериме показывает, что именно нищета заставила её вести такой образ жизни: « Я тоже бы была честной, будь у меня такая возможность», - говорит она « высоконравственной» де Пьен, взявшей над ней шефство, ханжество которой исследуется автором с присущей ему точной ироничностью. Если в начале рассказа симпатии читателя были на стороне светской дамы, принявшей живое участие в судьбе хотевшей покончить с собой содержанки, то в финале они меняются ролями. Искренность умирающей резко отеняется ханжескими проповедями де Пьен, которая ревнует к Арсене своего возлюбленного Макса де Салиньи, который, впрочем, испытывает к Арсене, своей бывшей возлюбленной, не больше жалости, нежели к умирающей собаке. Мериме усиливает аналитичность сюжета тем, что ставит экстраординарное событие – самоубийство – в начало новеллы, основание которой уделено раскрытию характеров. Финал неоднозначен. Арсена, умирая, соединила руки де Пьен и Салиньи. На могильной плите Гийо можно разглядеть строчку карандашом, выведенную очень тонким подчеком: « Бедная Арсена! Она молится за нас».

Арсена знала только одного бога – Бога Любви, как ни старалась мадам де Пьен сделать из неё добрую христианку. Кому молится Арсена? Кто вывел эти строки? Все эти вопросы автор оставляет читателю.

 

14.​ Концепция истории и нравственности в романе П.Мериме «Хроника царствования Карла IX».

«Xроника царствован и я КарлаIX» (1829)—один из лучших французских исторических романов, в нем Мериме «вжи­вается» в психологию, нравы своих соотечественников, но живших в XVI в. (1572), Мериме не принял той формы исторического рома­на, которую разработали романтики: принимая необходимость связывать обычаи персонажей с историческими фактами, они большее внимание уделяли нравственной стороне происходящих событий и душевному миру персонажей.

Конфликт: «Хроника времен Карла IX» формально основана на конфликте католиков и протестантов, который завершился избиением протестантов в ночь на святого Варфоломея, однако его подлинная сущность — в противостоянии гуманизма и антигуманизма во всех их проявлениях.

Роман Мериме направлен против военного разрешения споров, против гражданской войны в первую очередь. Противоестественность гражданской войны в романе приводит к тому, что по разные стороны бастионов оказываются два самых близких человека: братья де Мержи — Бернар (убежденный протестант) и Жорж (католик, но вообще же он не верит ни во что, и Библию заменяет ему Рабле. Просто католичество для него более удобно, поскольку, соблюдая внешние обряды, можно не вкладывать в религию душу). Бертран убивает Жоржа, (Когда Бернар приказывает солдатам стрелять, двумя пулями сражён предводитель отряда. Бернар узнает в нем Жоржа. Жорж умирает в Ла-Рошели. брат, проливший кровь брата, не может найти себе оправдания.)

Концепция историзма Мериме.Роман, в основе которого социально-нравственная проблематика, строится как произведение о частной жизни двух братьев, их стремлении сделать карьеру, добиться любви очаровательной придворной дамы. Такое перенесение акцентов на события личной жизни основано на концепции историзма Мериме.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 707.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...