Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общая характарыстыка прававой сістэмы Рэчы Паспалітай.




В соответствии с законодательством Речи Посполитой во главе исполнительной власти стоял король, который с конца 16 века уже избирается. Правовое положение короля регулировалось общегосударственными актами - «Пактом конвента» и «Генриховскими артикулами». Полномочия короля на территориии ВКЛ дополнительно к названным актам определялись дополнительно Статутом 1588 года.

       «Генриховские статьи» (или артикулы) - это договор, впервые заключенный между претендентом на трон Речи Посполитой Генрихом Валуа и шляхтой в 1573 году. Он содержал ряд обязательств, которые серьезно ограничивали власть монарха в пользу шляхтичского сословия, здесь определялись полномочия королевской власти и сейма. В случае нарушения монархом какой-либо статьи договора шляхта имела право на неповиновение, объявив о создании конфедерации, выступить с оружием против короля и великого князя. В отличие от «Пакта конвента», который составлялся для каждого претендента на королевский престол в отдельности и заключался с ним «Генриховские артикулы носили неизменный характер и каждый вновь избранный король обязан был их подтвердить. В связи с тем, что Генрих Валуа их не подтвердил они приобрели силу закона только при коронации Стефана Батория 30 мая 1576 года- короля польского и великого князя литовского-одного из самых деятельных руководителей РП.

Законодательная власть в стране принадлежала Вальному сейму. Сеймы были обычные и чрезвычайные. Обычные сеймы созывались королем, чрезвычайные – главой католической церкви. Они собирались в случае смерти короля или его отстранения от трона.

       Для избрания нового короля созывались 3 сейма: конвокационный (на нем определялось место и время выборов короля, вырабатывались условия договора с кандидатом на престол); элекционный (на нем проводились выборы короля, и заключалось соглашение с ним); коронационный (на нем проходила коронация короля, он приносил присягу).

       Вальный сейм был двухпалатный и состоял из Сената и Посольской избы. Сенат являлся верхней палатой. Сюда входили высшие должностные лица государственного аппарата, верхушка католического духовенства, число сенаторов доходило до 150 человек. Сейм из числа сенаторов выбирал 28 человек в Королевскую раду сроком на два года, которая делилась на 4 группы по семь человек, каждая из которых работала по шесть месяцев.

       Основной была нижняя палата – Посольская изба. В нее входили представители шляхты (послы), а также небольшое количество депутатов от наиболее крупных городов. Депутаты избирались шляхтой на поветовых соймиках. В посольскую избу входило 200 – 236 депутатов.

       Вальный сейм созывался королем через каждые два года в Варшаве, а с 1673 г. каждый третий сейм стал собираться в Гродно. Начиналась работа сейма торжественным богослужением, затем проверялись мандаты депутатов, избирался маршалок (председатель). Если сейм проходил на территории Польши, маршалком избирался поляк, если в ВКЛ – литвин. После этого сейм заслушивал отчет Королевской рады о своей работе за два года, утверждал вопросы, которые необходимо было рассмотреть на сейме. Затем палаты заседали отдельно, за неделю до конца работы сейма снова проводилось совместное заседание. После утверждения королем законопроектов, принятых сеймом, они становились законом.

       Компетенция вального сейма:

       - он имел право решать практически любой вопрос государственного управления и законодательства. Например, избрание короля, созыв ополчения, объявление войны и заключение мира, установление налогов для шляхты в период войны, принятие законов. Однако следует отметить, что необходимо было единогласное решение. Если даже один депутат накладывал "вето" на какой – то законопроект, то этот проект не принимался. Злоупотребление этим правом послужило причиной того, что в период 1652 по 1763 гг. каждый второй сейм был сорван. Это затрудняло эффективное управление страной.

       Постановления сеймов Речи Посполитой делились на 3 групы:

       - решения, которые касались всей страны (избрание короля, высших органов власти, налоги);

       - решения, которые касались Польши;

       - решения, касающиеся ВКЛ.

       Постановления сейма фактически утверждались поветовыми соймиками, которые дополняли и исправляли их решения. Более того, местные соймики самостоятельно решали все вопросы местного значения: финансовые, военные, назначение на различные должности.  

 

 

24. Статут Вялiкага княства Лiтоўскага 1588 г. (крынiцы, распрацоўка, зацвярджэнне сістэма, значэнне).

После того, як был принятый Статус Большого княжества Литовского 1566 г., кодификационные работы не остановились. Уже на Берестейском сейме 1566 г. были внесенный поправки в несколько статей. Через два годы Городенский сейм да-сама внес поправки в некоторые статьи и создал комиссию для доработки Статусо. Эта комиссия была утверждена Люблинским сеймам (за исключением тех ее членов, которые представляли земли, что отошли к Короне). Уже к концу 1584 г. работа над Статусом была завершена, но в связи из тем, что новый увод игнорировал акт Люблинской унии 1569 г., Полынча не допускала его утверждения на общем сейме Речи посполитой.

 Чтобы сохранить великокняжеский трон, Сигизмунд III Ваза утвердил Статус своей привилегией 28 января 1588 г. Га-лоўнае значимость государственно-правовых норм Статусо заклю-чалася в тьш, что он законодательно оформил сохранение ВКЛ как государства вопреки акта Люблинской унии.

 Статус имел 14 разделов и 488 статей. Нормы конституционного права в Статус 1588 г. были почти полностью перенесенный со Статусо 1566 г. из некоторыми удак-ладненнямі и дополнениями. Яны юридическо закрепляли от-носіны, которые сложились между ВКЛ и Польшей после 1569 г. Систематизация права делалась на новых принципах, свойственных для переходной эпохи от средневековья к новому времени и заряд-жэння буржуазных отношений. Это выявлялось прежде всего в ограничения власти хозяина и стремления к разделу власти; в провозглашения необходимости придерживаться государственного суверенитета вопреки средневековому космополитизму и в юридическом закреплении единства права для всего государства и всех полноправных людей. Законодательная власть за-мацоўвалася за сеймом, исполнительная - за большим князем и советом, судебная - за великокняжеским и Главным (трибуналам) судами, а также за местными судами.

 Предусматривал криминальную ответственность за убийство простого человека, провозглашал идею веротерпимости, забара-няў передачу свободного человека за долги или преступление в неволю, устанаўліваў наступленне криминальной ответственности из 16 годов.

Отметим, что Статус признавал льготы и привилегии для главенствующих сословий.

 Через весь Статус проводиться идея укрепления правового порядка, при каком все государственные органы и службо-шея особы обязанный действовать только в соответствия из законом. Эта идея была направлена против деспотизма мерк-падара, крупных феодалов и средневековой тэакратычнай1 теории происхождения и сути государства.

 Источниками для разработки Третьего Статусо были Статусы 1529 и 1566 гг, сеймовые постановления 1573, 1578, 1580 и 1584 гг., королевские привилегии, постановления уездных соймікаў. Статус был напечатанный на старобелорусском языке в 1588 г. в Виленской типографии Мамонічаў под наблюдением и на средства Л. Сапеги. Это первый и единственный полный увод законов в Европе XVI ст.

Статус 1588 г. был изданный на польском языке в 1614 г., в 1811 г. - на русской и польской языках в Санкт-Петербургу. Статус был использованный при кодификации прусского права, а также при подготовке Соборного уложения 1649 г. в России. После присоединения БелЛитвы к Рассам.Имперыи. Трэци статус ВКЛ дзейничау в Виц. И Маг. Губерниях к 1831 г., в Виленскай, Гродненской, и Минскайгуберниях - к 1840г

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 411.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...