Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Международные отношения ВКЛ с иностранными государствами. Унийные соглашения ВКЛ с Польским королевством в конце XIV - первой половине XVI в.




МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ

 Местные органы власти и управления в соответствия из административно-территориальным разделом. К образованию воеводств и уездов отдельные земли управлялись заместителями большого князя. При заместителях ключник, городничий, тиун, канюшы, лесничий, престолы которых в основном остались и после административно-территориальной реформы 1565-1566 гг., что разделило территорию ВКЛ на воеводства (кроме суще-ваўшых раньше вводились и новые), уезды и волости.

Сословно-представительными органами местной власти выступали уездные и воеводские соймікі. В их участвовали все землевладельцы уезда или воеводство.

 Местные органы власти имели широкие полномочия и мало зависели от центральных органов. В своей деятельности они управлялись общегосударственными нормативными актами и местным обычайным правам, а также актами местной администрации.

На территории воеводства представителем высшей власти был воевода. Он возглавлял административные, гаспа-дарчыя, военные и, в значительной степени, судебные органы. Воевода уготовлялся большим князем и советом пожизненно из числа крупных феодалов - уроженцев ВКЛ. Более близким помощникам воеводы был комендант, который возглавлял армию главного замка и ополчение.

Ключник отвечал за взыскание налогов и оброка, городничий был комендантам замка, ловчий и лесничий наблюдали за лесными и охотничьими угодьями.

 Руководителем администрации в уезде был староста, который также уготовлялся большим князем и советом из числа крупных феодалов. Заместителям его был падстараста. Полномочия старосты были близкие к полномочиям воеводы, в том числе и в ветви правосудия. Помощникам старосты по военным делам был уездный предводитель, который командовал павято-вым ополчением шляхты. Он же, как правило, председательство-ваў на заседаниях уездного сойміка.

Более низким звеном в системе местного управления (на уровни волости) были дзяржаўцы - руководители государственных и великокняжеских поместий.

 Органы местного управления и самоуправления в городах Беларуси, которые регулировали жизнедеятельность корпораций мещан, значительно отличались от других местных органов власти и управления на местах. По организации управления и по характера зависимости от вышэшных органов власти беларуские города разделялись на те, которые имели специальные грамоты (привилегии) на магдебургское право, и те, которые не имели таких грамот. Города, которые получили привилегии, выключались из администрации воевод и старост, в их образовывались органы городского управления (магистрат) в сочетания из некоторыми элементами самоуправления.

В магистрат (совет) входили войт, бурмистры, советники и лавники. Войт стоял во главе городской администрации суда, уготовлялся на эту должность правительствам из числа феодалов или горожан. Правосудие войт осуществлял совместно из членами городского совета и лавниками (заседателями). Войт мог предназначить себе заместителя - лент-войта. Помощникам войта по управлению делами в городе были бурмистры, которые уготовлялись или утверждались войтом из числа членов городского совета.

 В большинства беларуских городов ряда складывалась примерно из 6-20 человек. Как правило, в ее входили наиболее баго-те купцы, руководители ремесленных цехов, богатые мастера-ремесленники. В одних гарадахрада выбиралась мещанами, удругіх - войт кампанаваўраду. Совет определяла основной напрамакразвіцця городского хозяйства и управляла вопросами благоустройства и удержания в боевой готовности оборонческих построек, занималась сбором средств на городские нужды, осуществляла контроль за их расходованием и г. д.

Частнособственнические города были собственностью отдельных князей и баринов. Потому управление в их зависела от свободы владельца, который мог разрешить образование местных органов в соответствия из магдебургским правом или предназначить в город своего наместнико-руководителя.

 

9. Система органау власти, управления и суда в городах на магдебургском праве.

Органы местного управления и самоуправления в городах Беларуси, которые регулировали жизнедеятельность корпораций мещан, значительно отличались от других местных органов власти и управления на местах. По организации управления и по характера зависимости от вышэшных органов власти беларуские города разделялись на те, которые имели специальные грамоты (привилегии) на магдебургское право, и те, которые не имели таких грамот. Города, которые получили привилегии, выключались из администрации воевод и старост, в их образовывались органы городского управления (магистрат) в сочетания из некоторыми элементами самоуправления.

В магистрат (совет) входили войт, бурмистры, советники и лавники. Войт стоял во главе городской администрации суда, уготовлялся на эту должность правительствам из числа феодалов или горожан. Правосудие войт осуществлял совместно из членами городского совета и лавниками (заседателями). Войт мог предназначить себе заместителя - лент-войта. Помощникам войта по управлению делами в городе были бурмистры, которые уготовлялись или утверждались войтом из числа членов городского совета.

 В большинства беларуских городов ряда складывалась примерно из 6-20 человек. Как правило, в ее входили наиболее баго-те купцы, руководители ремесленных цехов, богатые мастера-ремесленники. В одних гарадахрада выбиралась мещанами, удругіх - войт кампанаваўраду. Совет определяла основной напрамакразвіцця городского хозяйства и управляла вопросами благоустройства и удержания в боевой готовности оборонческих построек, занималась сбором средств на городские нужды, осуществляла контроль за их расходованием и г. д.

Магистратский суд (войтовско-лавничий, бурмис-терско-радецкий) был судом для мещан городов, имеющихпривилей на магдебургское право. Он действовал в двух указанных составах. Если дела рассматривалисьбурмистрами и радцами, то по таким делам могла быть подана траур городскому войту, который вместе с лавниками (заседателями) рассматривал эту траур. Апелляции на дела, рассмотренные войтовско-лавни-чьим судом, подавались уже в высший суд. Но подобный порядок рассмотрения дел в магистратском суде не был единственным. В городах, где должность городского войта была выкуплена мещанами, дела, рассмотренные войтовско-лавничьим судом, можно было обжаловать в городскую совет (магистрат), а затем только - в вышестоящий суд. Особый порядок был установлен для рассмотрения дел тех мещан-ремесленников, которые былизаписаны в цехи. Дела цеховых ремесленниковрассматривались первоначально цехмис-трами (цеховымистаршинами) и старшимимастерами, а трауры подавались в магистрат.

Компетенциямагистратских судов была весьма широкой: он рассматривал и уголовные, и гражданские дела.

 

 

Международные отношения ВКЛ с иностранными государствами. Унийные соглашения ВКЛ с Польским королевством в конце XIV - первой половине XVI в.

Внешняя политика ВКЛ XIV - середины XVI вв. была тесно взаимосвязано с политикой внутренней и имела три основных направления: западный, восточный и южный.

На западном направлении уния с Польшей, несмотря на сложные внутренние результаты, укрепило международные позиции княжества, обеспечила относительное спокойствие на его западной границе, позволила объединить силы обоих государств против общих внешних врагов.

В ХIV - первой половине XV в. главными врагами были крестоносцы. С 1345 по 1382 гг. войска ВКЛ совершили 30 военных походов на территорию Тевтонского ордена и 10 походов на территорию Ливонского ордена.

В 1409 г. началась так называемая "Великая война" (1409 - 1411.) Именно польско-литовский союз позволил 15 июля 1410 нанести сокрушительное поражение Тевтонскому ордену в Грюнвальдской битве и остановить экспансию крестоносцев на славянские земли. В 1411 г. был заключен Торуньский мирный договор.

На южном направлении княжество контактировало с татарскими ордами. В 1362 в битве на р. Синие Воды (Подолье) великий князь Ольгерд наголову разбил татаро-монгольское войско.

В период включения древнерусских территорий в состав ВКЛ проявлялось сопротивление второго объединительного центра восточнославянских земель – Москвы. В 1368, 1370, 1372 гг. Альгерд с войском совершил походы на Москву и таким образом остановил попытки сорвать процесс включения русских территорий в ВКЛ.

С 1487 по 1492 г. на границе ВКЛ и Московского княжества фактически шли необъявленные войны. А с 1492 по 1494 длилась уже первая московско-литовская война. В 1500 г. началась очередная московско-литовская война, которая продолжалась до 1503.

С 1559 ВКЛ оказалось втянутым в очередной военный конфликт - Ливонскую войну (1558—1583) в которой участвовали Ливонская конфедерация, Русское царство, ВКЛ, Шведское и Датское королевства.

Союз ВКЛ с Польшей под властью одного монарха внес коренные изменения в государственное обустройство обоих государств и оказал существенное влияние на развитие экономических, политических и культурных связей народов.

В общем союз между ВКЛ и Польшей был выгоден обоим государствам, поскольку позволял объединить силы для совместного отпора немецкой агрессии.

В августе 1385 г. польские послы прибыли в Крево - родовой замок Ягайлы, где и произошла договор о союзе обоих государств.

Условия Кревской договора точно не известны. Имеется только текст обещаний, данных Ягайло польским представителям:

- вернуть Польше все оторванные от нее земли,

- присоединить все земли Великого княжества Литовского к Польше,

- передать Польше государственную казну Великого княжества,

- отпустить всех пленных христиан-крестоносцев,

- принять католическую веру и распространить ее на территории государства,

- заплатить денежную компенсацию бывшему жениху Ядвиги - австрийскому принцу Вильгельму.

Приняв католичество и новое имя Владислав, великий князь Ягайло вступил в 1386 на польский престол и стал королем Польши, после чего начал распространять в ВКЛ католицизм.

После вступления Ягайло на польский престол великим князем Великого княжества Литовского стал его брат Иван (Скиргайло). Он стал наивысшим князем ВКЛ и одновременно являлся главой двух государств. Тем самым в этот период была установлена персональная уния между ВКЛ и Польшей.

Значение Кревской унии.

Выполнение условий, подписанных в Крево, в течение двух последующих лет привело к введению католичества в качестве официальной религии ВКЛ, избранию Ягайло королем Польши и превращению его в правителя объединенного государства.

В то же время, фактическое упразднение государственности ВКЛ, предусмотренное условиями унии, не было реализовано благодаря сопротивлению литовской знати, выразителем интересов которой стал Витовт. Главным фактором его успеха было то, что Витовт выступал одновременно за сохранение государственности и принятие западной модели развития.

Виленско-Радомском уния 1401 и Городельская уния 1413 г.

После заключения Кревской унии в Великом княжестве Литовском началось принудительное насаждение католицизма, а также проявилась тенденция нарушения суверенитета государства.

В результате переговоров, которые состоялись 5 августа 1392 г. в Острове (около г. Лида), был заключен договор, согласно которому полномочия великого князя в ВКЛ передавались Витовту, а Скиргайло переводился на княжение в Киевское княжество.

Островское соглашение положило начало прекращению внутренней борьбы в Великом княжестве Литовском и привело к укреплению его союза с Польшей на основе персональной унии. Витовт согласился с верховенством власти Ягайло. Последний, в свою очередь, признал власть Витовта в ВКЛ и даже обещал ему всяческую поддержку. Этим соглашением юридически были оформлены те фактические взаимоотношения, которые сложились между двумя государствами после вступления Ягайло на польский трон.

Таким образом, союз двух государств, основанный на персональной унии, получил юридическое закрепление в Виленско-Радомской унии 1401.

Виленско-Радомская уния подтвердила обособленность и суверенитет Великого княжества Литовского, а также права великого князя Витовта как самостоятельного господаря государства. Этот договор ясно определил суть государственно-правового союза ВКЛ с Польшей как персональную унию двух государств под главенством одного монарха. Во всех внутренних делах Витовт и Ягайло выступали самостоятельными руководителями своих государств.

В октябре 1413 г. по инициативе Ягайлы были приняты три привилея, которые юридически и оформили Городельская унию.

Согласно первой грамоты представители польской правящей верхушки соглашались с правом крупных землевладельцев-католиков Великого княжества иметь свои гербы, поэтому 47 представителей польской шляхты наделяли 47 магнатов княжества своими гербами, тем самым принимая их в гербовое братство.

Вторая грамота содержала согласие помещиков-католиков Великого княжества на принятие гербов польских магнатских родов. Магнаты обоих государств клялись друг другу быть в тесной дружбе и союзе.

Третья грамота, (Городельский привилей) говорила , что на государственные должности в Великом княжестве Литовском могут назначаться только феодалы-католики, которые приняли польские гербы. Впервые предусматривалась возможность созыва совместных сеймов двух государств.

Таким образом, учитывая противоречие положений Городельского привилея, можно сделать вывод, что государственно-правового значения слова об объединении земель ВКЛ с Польшей не имели. Данный привилей фактически имел целью не союз двух государств , а большее усиление влияния католицизма в ВКЛ.

Позже, в XV - XVI вв., в ВКЛ в правовых актах неоднократно провозглашалось о равенстве прав православной и католической шляхты (Городельские привилеи 1432,1434 гг . привилей Казимира 1447, Виленский привилей 1563 г. вновь подтверждалась отмену дискриминационных норм Городельского привилея 1413 г.).

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 892.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...