Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Судебная система Великого княжества Литовского в XIII - первой половине XVI вв.




К XVI в. в ВКЛ сложились две системы судебных органов, разделены по сословному признаку:

- общие суды для всего населения (относительно всех сословий);

- сословные, религиозные суды для свободных землевладельцев и шляхты, духовенства, мещан, крестьян, татар, евреев.

Черты судебной системы:

· всесословность (характеристика буржуазного общества)

· отделение судов от администрации

· выборность членов суда

· моральное и профессиональное требование к судьям

· четкий раздел судов на 1 и 2 инстанции

· доминирование коллегиальности для рассмотрения судебных дел

В 16 веке сложились 2 судебные системы, разделенные по сословному признаку:

1) общесословные суды для всего населения, которые были основаны на обычном и письменном праве

2) сословные суды, которые были отделены от администрации

Кроме этого действовали суды для особых категорий: духовенства, мещан, крестьян, татар, евреев. Эти суды принимали решения на основе церковного права, специальных нормативных актов, обычного права.

В момент возникновения ВКЛ высшим судом являлся великокняжеский суд. Возглавлялся великим князем как главным судьей государства. Правосудие осуществлялось от его имени и в его присутствии, всегда присутствовали паны-рада. Число заседателей зависело от различных обстоятельств, в том числе и от важности дела, от 2 до 30 человек.

Юрисдикция широкая, каждый свободный человек имел право обратиться туда с жалобой. Действовал суд посессионно, сессия начиналась 11 ноября. Статуты 1529, 1566гг. перевели гаспадарский суд в апелляционный, т.е. суд 2 инстанции, который рассматривал жалобы на решения местных судов, церковных судов. По 1 инстанции подсудны государственные преступления и самовольное присвоение имущества, дела о принадлежности к шляхетскому сословию. До 1566г. рассматривал все дела магнатов.

1 марта 1581г. вместо великокняжеского суда был учрежден главный литовский трибунал как высшая апелляционная инстанция ВКЛ. На правах великокняжеского суда, как его разновидности, выступал суд панов-рада (по поручению князя паны-рада могли судить самостоятельно, собирались через 2 недели после начал великого поста, решения имели силу независимо от количества панов-рада. Его решения можно было обжаловать великому князю).

Маршалковский суд (маршалок земский или дворный) по поручению князя любые дела, которые поручались, его решения можно было обжаловать. Комиссарский суд созывался великим князем или радой для рассмотрения одного или нескольких конкретных дел, которые касались земельных претензий монастырей, землевладельцев или городов. На великокняжеских землях рассматривались споры о повинностях. Судей назначал князь, дело разбиралось на месте с опросом свидетелей и рассмотрением границ. Решение можно было обжаловать.

Сеймовый суд действовал во время сеймов. Состав: великий князь и паны-рада. Отдельно рассматривались уголовные и гражданские дела, которые касались смерти, изгнания за границу, конфискации имущества. Решения окончательные, обжалованию не подлежат.

После образования Речи Посполитой великий князь литовский и король польский редко прибывал на территорию ВКЛ. Поэтому с 1581г. высшей апелляционной инстанцией становится главный литовский трибунал. Ежегодно на поветовых соймах избирались по 2 человека от воеводства – только уроженцы ВКЛ. Во главе стоял маршалок трибунала. Дела рассматривались коллегией из 2-7 судей открыто, с участием адвокатов и прокуроров. Запрещалось приходить в суд с оружием кроме сабли. По 1 инстанции трибунал рассматривал все те же дела, что и великокняжеский суд. Особенную категорию дел составляли жалобы на незаконные действия и злоупотребление служебных лиц и судей + нотариальные обязанности.

Кроме этого судом высшей инстанции стал суд литовской казначейской комиссии – скарбовый трибунал (учрежден в 1609г.). Состав: подскарбий земский, дворный, 1 сенатор, 7 шляхтецов, выбранных на сойме. Дела: торговые контракты, споры между купцами, иски по векселям, невыплата налогов, все преступления, направленные против государственной казны. Территория ВКЛ был поделена на 2 судебных округа: Виленский и Русский (Новогрудок и Минск, проводились по очереди). Заседания посессионные, через 22 недели.

 

К местным судам относятся: замковый (гродский), земский, подкоморский, магистратский, конный. Особую роль играли каптуровый, вотчинный суд, суды конфедерации и т.д.

Каптуровый суд – временный суд, который рассматривал все дела в период бескоролевья. После смерти короля суды осуществляли правосудие от имени умершего короля. Члены суда избирались, туда входили все члены подкоморского, замкового, земского судов. Правомочен, если насчитывал не менее 5 человек. Заседания проходили 1 раз в 6 недель, продолжались до 3 недель. Вопросы о нарушении общественного порядка, убийствах, разбоях, фальсификации документов и т.д. Постановления принимались большинством голосов, обжалованию не подлежали.

Впервые в 16 веке появляются земский и подкоморский суды. Земский суд был наиболее демократичным, т.к. этот суд был исключительно выборным, коллегиальным, полностью отделенным от администрации, но это был чисто сословный суд, формировался только из шляхты и для шляхты. Состав: земский судья, подсудок, писарь, избираемые шляхтой повета из своей среды пожизненно. Требования: сословная принадлежность, гражданство, оседлость, христианская вера, хорошее знание местного права и обычаев. Работал посессионно 3 раза в год 2-3 недели. Все уголовные и гражданские дела.

Подкоморский суд – поветовый, шляхетский суд с 1565г. для рассмотрения только 1 категории гражданских дел – межевых споров. Дела рассматривались на месте нахождения спорной земли единолично судьей подкоморья. Решения суда немедленно приводились в исполнение, но могли быть обжалованы в гаспадарский суд. Подкоморье назначался великим князем из числа 4 кандидатов, выбранных шляхтой на поветовом сейме.

Шляхетские суды отличались наибольшей прогрессивностью и свидетельствовали о новом этапе развития правовой культуры общества. Выборный независимый суд был проникнут идеями служения не только интересам государства, но и правам отдельных лиц, задачами охраны правопорядка даже от органов госвласти. Это радикальный переворот в правовой теории взглядов на роль суда в обществе в 16 веке. Статут 1588г. поставил действия местной администрации под контроль суда.

По статуту 1588г.:

1) процессуальное право было единым для криминальных и гражданских дел

2) суд имел исковой характер

3) обязанность сбора доказательств и предоставления их в суде лежала на сторонах, прежде всего на стороне истца

4) истец в любой стадии процесса мог отказаться от иска

5) роль суда пассивна

6) объем процессуальной правоспособности зависел от классовой принадлежности, наличие профессиональных защитников адвокатов и стадий судебного процесса

Территориальная подсудность дел в отношении свободных людей определялась обычным правом: по месту жительства ответчика – по гражданским делам, и в месте, где было совершено преступление – по уголовным.

В процессуальном законодательстве господствовала теория формальных доказательств. Делились на совершенные и несовершенные. Никто не мог быть осужден без полноты доказательств. Развитие получило теория доказанности, основанная на логическом методе.

 

 

12. Судовая рэформа Вялікага княства Літоўскага 60-х гг. XVI ст. Сістэма паслярэформенных судоў (гродскі суд, земскі суд, падкаморскі суд).

Более низкий замковый суд включал в себя помещиков, воеводы или старосты или дзяржаўцы, а также судьи и писца. По Статуса 1566 г. на эти престолы в суде могли быть предназначенный только уроженцы Большого княжества Литовского-благотворительные шляхціцы, которые обладали неподвижным имуществом в данном уезде. Статус 1588 г. требует также, чтобы эти знали беларускую грамоту и законы.

Главная роль в замковом суде принадлежала должностным лицам местной администрации. Однако сам факт включения в состав замкового суда судьи и писца, которые также были из местных феодалов и знали законы, свидетельствовать про определенные сдвиги в судопроизводстве, развития права. Суд начал отделяться от администрации, и в феодалов возникла необходимость приобретать специальные юридические знания. Рассмотрение скарги на постановление более низкого суда не позже четырех недель. Апелляции на решения высшего замкового суда подавались в Главный суд.При замковом суде находился палач, была тюрьма, в которой удерживались заключенные па решениях замкового, земского и Главного судов. Важной функцией замкового суда было выполнение прыгавораў и решений других судов.

В компетенцию замкового суда входили и некоторые административные функции: во время работы своей сессии и сессии земского суда он определял помещение для судебного заседания, распределял квартиры для членов земского суда и других чиновников, которые приезжали на сессию.Замковый суд делал копии документов, фиксировал завещания, акты дарения, купліпродажу, гарнизон, ссуды, усыновления и др. Все нотариальные действия фиксировались в актовых книгах, которые велись в суде.

Таким образом, создание земских судов свидетельствовала про важный этап в развития судебного строя и право в феодальной Беларуси. Эти суды дали начало организации судебной системы, основанной на основе раздела власти, "ведь они были первыми судами, целиком отделенными и независимыми от местной администрации". Возникновение таких судов стала возможным благодаря расширению роли норм писаного права.Вторым судом, что был отделенный от органов государственного управления, пруд падкаморскі суд, созданный в 1566 г. Он рассматривал земельные и граничные споры феодалов, что раньше входила в компетенцию хозяйского суда.

По Статуса 1566 г. дела в падкаморскім суде решала судья-падкаморы из участием заинтересованных сторон. На должность падкаморыя уготовлял большой князь. 3 1588 г. на уездных сойміках на должность падкаморыя выбирали четырех кандидатов, одного из которых и утверждал большой князь литовский.Рассмотрение дела происходил на места спорных границ. Падкаморы выслушивал толкования сторон, допрашивал све-дак, осматривал документы и другие письменные доказательства, принимал решение и определял на местности границы землевладения, а после, посредством своих межевщиков, устанаўліваў граничные знаки. Решение падкаморскага суда подлежала неотложному выполнению, но могло быть обжалована в великокняжеский суд или в трибунал ВКЛ.

Постановления падкаморскага суда и реестры дел записывались в книги земского уездного суда. Іскі о праве землевладения не относились к компетенции падкаморскага суда и рассматривались земским или камісарскім судом. П. С. на Б. существовали к XIX ст.

 На новых принципах выборности и участия представителей городского населения создавались войтовско-лавницкие и бурмісцерскія суды, которые действовали в городах, что имели магдебургское право, им были подсудимый криминальные и гражданские дела горожан.

 Войтовско-лавницкий суд включал в себя войта, который председательствовал на заседаниях, его заместителя и лавников (засяда-целяў), которые выбирались мещанами.Незначительные правонарушения и споры мещан рассматривали городские бурмистры, которые уготовлялись войтом или вы-біраліся мещанами.При рассмотрении дел войтовско-лавницкие и бурмісцерскія суды кроме магдебургского права управлялись местным городским правом, Статусами ВКЛ.На Б.существовали специальные каптуровыя суды, а также крестьянские копныя суды (копны).Каптуровы суд, который действовал в период бескаралеўя, был чрезвычайным, временным судом для феодалов. Первые каптуровыя суды появились согласно постановлению сейма ВКЛ от 29 января 1587 г. В состав суда входили воевода или уездный староста (их заместители), судья и писец замкового суда, падкаморы, а также судья, падсудак и писец земского суда. Суд считался действительным, когда на заседания присутствовала не меньше пяти членов его состава. Каптуровы суд рассматривал криминальные дела о забой-ствах, разбоях, поджогах, нападениях на поместья, фаль-сіфікацыі имущественных прав, атаксама гражданские спра-вы магнатов, шляхты, монастырей. Постановления каптурова- га суда, которые принимались большинством голосов, были канчат-ковымі и апелляции не подлежали.Копны суд (копна) действовал на основе норм обычайного права. Он рассматривал главным ч-ынам дела простых лю-твори: крестьян, свободных поселенцев, мещан городов, которые не пользовались магдебургским правом. Собирался суд в определенных местах, которые назывались капавішчамі.Судопроизводство имело две формы: обычную и насильственную. Обычная копна собиралась по инициативе заинтересованных особ в заранее определенные термины. Рассматривались в основном штатские дела, а также граничные споры, мелкие кражи, ссоры, факты прикрытия вреда, волшебство и др. Судьями могли быть все жители местности, но время-цей за все на копну собирались 10-20 копных мужей, выбранных крестьянским обществом из числа авторитетных крестьян-домаўла-дальнікаў, и старцев - выборных особ крестьянского самакіра-вання. На суде присутствовали и представители государственной или барской администрации. Яны следили за правильностью выка-нання норм копнага право. Постановление суда была канчатко-вай и не абскарджавалася.

Насильственная копна собиралась для рассмотрения убийств, под-пылал, нападал. Определенного места сбора она не имела. По-крыўджаны человек "подымал насилие" - кричал, и все к-рослые, кто слышал, виновный были бежать на место происшествия, где и происходил суд. Когда преступнику вдавалась убежать или сха-вацца, то вся копна шла по "горячемуследу" и в случая задержания в границах волости (города) выносила прыгавор, даже смертельный. Когда преступник убегал в соседнюю волость, копна останавливалась на границе и сообщала "горячий след" сусе-дзям. Деятельность копнага суда на Беларуси остановилась в дру-залечивай половине XVIII ст. Феодально-зависимых крестьян обычно судили их владельцы

 

 

13. Сістэмная рэформа дзяржаўнага ладу Вялікага княства Літоўскага 60-х гг. XVI ст.

 

Реформа 1564-66. Бельскипрывилей. Виленскипрывилей

По водле реформы 1565 г. были созданный сетки паветау. Новые уезды былиодзинками судебной администратиунай и воинской арганизации. Из каждого уезда по 2 чел. Высылали на вальны сейм. Саслоуна-прадстауничымиорганами местной власти выступали уездные и ваяводскиясоймики. Яны имелишырокия поунамоцтвы, почти незалежили от центральных органау. Киравалисянарматыунымиактами и звыч. Правам + акты местной админ. Воевода начале воеводство назначауся князем и советом. Комендант узнач. Армия. Ключник- комендант замка. Староста - кирауникадмин. в уезде. По водле судебной реформы 1564 стваралися местные суды, галоуную роль отыгрывала шляхта.На Бельскимсейме магнаты стали падпарадкоувацца тем же судам, что и шляхта. Это создало перед условие для арганизацииземских и гродских судоу. Прывилейуносиу шеренга новых палажэнняу: адзяленне судоу от админ., выбарносць сасл. судоу, роунасць шляхты перед судом и законом. Виленскипрывилей вызначыу: порядок скликання уездных соймикау, две систэмы суд. органау ( огульно-саслоуныя и саслоуныя). Высший агульнасаслоуны суд - гаспадарски суд + суд паноу советы и камисарски суд, маршалауски , сеймовый. Местные суды: замковый, земски уездный суд, падкаморски суд, копны суд, войтауска-лауничы.

ключник, городничий, тиун, канюшы, лесничий, престолы которых в основном остались и после административно-территориальной реформы 1565-1566 гг., что разделило территорию ВКЛ на воеводства (кроме суще-ваўшых раньше вводились и новые), уезды и волости.

Сословно-представительными органами местной власти выступали уездные и воеводские соймікі. В их участвовали все землевладельцы уезда или воеводство.

 Местные органы власти имели широкие полномочия и мало зависели от центральных органов. В своей деятельности они управлялись общегосударственными нормативными актами и местным обычайным правам, а также актами местной администрации.

На территории воеводства представителем высшей власти был воевода. Он возглавлял административные, гаспа-дарчыя, военные и, в значительной степени, судебные органы. Воевода уготовлялся большим князем и советом пожизненно из числа крупных феодалов - уроженцев ВКЛ. Более близким помощникам воеводы был комендант, который возглавлял армию главного замка и ополчение.

Ключник отвечал за взыскание налогов и оброка, городничий был комендантам замка, ловчий и лесничий наблюдали за лесными и охотничьими угодьями.

 Руководителем администрации в уезде был староста, который также уготовлялся большим князем и советом из числа крупных феодалов. Заместителям его был падстараста. Полномочия старосты были близкие к полномочиям воеводы, в том числе и в ветви правосудия. Помощникам старосты по военным делам был уездный предводитель, который командовал павято-вым ополчением шляхты. Он же, как правило, председательство-ваў на заседаниях уездного сойміка.

Более низким звеном в системе местного управления (на уровни волости) были дзяржаўцы - руководители государственных и великокняжеских поместий.

 Органы местного управления и самоуправления в городах Беларуси, которые регулировали жизнедеятельность корпораций мещан, значительно отличались от других местных органов власти и управления на местах. По организации управления и по характера зависимости от вышэшных органов власти беларуские города разделялись на те, которые имели специальные грамоты (привилегии) на магдебургское право, и те, которые не имели таких грамот. Города, которые получили привилегии, выключались из администрации воевод и старост, в их образовывались органы городского управления (магистрат) в сочетания из некоторыми элементами самоуправления.

Частнособственнические города были собственностью отдельных князей и баринов. Потому управление в их зависела от свободы владельца, который мог разрешить образование местных органов в соответствия из магдебургским правом или предназначить в город своего наместнико-руководителя.

В 1557 г. Сигизмунд II Август провел в своих великокняжеских обладаниях аграрную реформу, которая преследовало цель упорядочить крестьянское землепользование, чтобы увеличить свои доходы. Проект реформы был разработанный упраўляючымі королевы Боны, мать короля, которая осуществила эту реформу в своих обладаниях (Кобринская и Шнская экономии) яіпчэ в 30-40-я гг. XVI ст. Итогам реформы было широкое распространение нового вида феодального гаспада-рання - фальваркова-барщинной системы. Основанный на работы крепостных крестьян, фольварк был уже ориентированный на рьшак. Фольварки спорадическо являлись на беларуских землях из второй половины XV ст., что было связана из резким ростом спроса на зерно на рынках Западной Европы, на которую была ориентирована экономика ВКЛ, и желанием феодалов получить как можно болыпыя прибыли от посевов зерновых культур путям совершенствования дворовой гаспарадкі. Согласна из "Вставай на волоки" (документ о проведении реформы), проводилось новое землеустройство. За один-ку измерения земли и в то же время за единицу падаткаабкла-дання принималась волока, почему реформа называется еще "валочная размеро".

 

14. Общая характарыстыка прававой сістэмы Вялікага княства Літоўскага. Класіфікацыя і аналіз источников права Вялікага княства Літоўскага дастатутавага перыяду.

Нормативно акты в которых нашло отражение право Беларуси, по своему содержанию и форме были очень разные и охватывали все разнообразие общественных адносинау.Характарызуючы источники права ВКЛ, следует также отметить Метрику ВКЛ. Это были сборы актов великокняжеской канцелярии, в которых содержались копии нормативных правовых актов, судебных решений, других документов, которые выдавались на имя великого князя, совета, сеймов ВКЛ. В течение 15-18вв. В целом развитие законодательства ВКЛ можно условно разделить на 2 периоды-прывилейныя и статутовыя. Характерной особенностью первого периода является принятие нормативных правовых актов в форме грамот (привилегий). В зависимости от действия нормой. Актов в пространстве и по кругу лиц те грамоты действовавших на всей територии государства и относились к нему населения, ппрынята называть общеземского. Они закрепляли права дворянского сословия, которое начало складываться в государстве в 14 в. Одними из первых таких грамот были три грамоты Ягайло 1387 г. принят в целях рэализации Кревской унии.Першая грамота, выданные 20 февраля 1387 в Вильнюсе, положило начало осуществлению государственной поддержки распространения католицизма в Великом княжестве. В ней провозглашались права и льготы для тех лиц, которые приняли католическую веру. Грамота Ягайло от 22 февраля 1387 г.прынятая в Лиде адресовалось католическому духавенству.У соответствии с ней католическое духовенство наделялась имениями. В общем грамотами подтверждалась политика государства на быстрое и широкомасштабное распространение католицизма. Третья грамота от 28 апреля 1387 г. была издана князю Скиргайле. Она появилась юридическим актом, который узаконил передачу великокняжеских полномочий в ВКЛ князю Скиргайле. Юридическое оформление союза ВКЛ с Польшей было совершено грамотами Виленско-Радомской и Городельской унии. Правящая верхушка Польши и ВКЛ взаимно обещали поддерживать друг друга и быть в постоянном союзе. Важные принципы сасовнага, агульнашляхецкага права были заложены в грамотах 1432, 1434, 1447. Эти законы положили начало уравнання в политических, социальных и имущественных правах православных и католиков. В грамоте Казимира 1447 был положено начало закрепления одного из важнейших саслоуных прав шляхты-личной неприкосновенности и ответственности за преступления только в судебном порядке и адраведна законом государства.

 

 

15. Общеземская і земскія (абласныя) привелегии ВКЛ. Устав (Судзебнік) Казіміра Ягайлавіча 1468 г. Историко-­прававая характарыстыка.

АП выдавалися при уступленни нового князя на прыстол.или после важных падзей в жыцци государства. На всей тэр. ВКЛ дзейничали. Обязательный характер. 22 лют. 1387г.-Ягайло после Кр. Унии. Галл. Пр-п - принудительное насадж.катал.веры.1413-гарадзельскипрывилей. Пашырыу права феад.-католикау, праграмма абмежав.правоу и дыскрыминацыянекатоликау.

В вынику насаждения каталицкай веры средь феадалау узмацнилася унутрыкласавая борьба, что из`явилася основанием для принятия агульназемскіх привилегий 1432 и 1434 гг., какие законодательно закрепили равенство в правах православных феодалов из феодалами-католиками.

Таким образом, средь источников государственного права, которые послужили основанием для дальнейшего юридического оформления прав сословия шляхты, привилегии 1432 и 1434 годов имели первостепенную значимость. Яны создали правовые предпосылки для включения всего класса феодалов, независимо от вероисповедания, в привилегированное сословие шляхты, объединив ее на классовой основе.

Привилегии 1447 г. В нем были полно и основательно изложенный правый класса феодалов и сословия шляхты, некоторые принцы-пы криминального, гражданского и государственного права. Привилегия 1447 г. был не только сословным актам, он имел юридическую значимость для простых людей, в особенности для горожан, а также подтвердил и развил идею, записанную в содержании привилегия 1434 г., о исключении феа-дальна-зависимого населения из числа особ, которые находятся в непосредственной зависимости от государства. Тета означала, что государственные полномочия по сбору налогов были перададзе-ны отдельным феодалам. Благодаря нормам, помещенным в привилегии 1447 г., последние значительно укрепили свое экономичное и политическое влияние в государстве.

Привилегия Александра появился важным шагом в законодательном оформлении основных принципов криминального, административного, гражданского и брачно-семейного права. Сигизмунд I 7 декабря 1506 г. в Городенской привилегии подтвердил все основные положения привилегия 1492 г. В нем более выразительно выявилось ограничение власти большого князя на право особиста выдавать законодательные акты. Привилегия заканчивается обещанием сохранять все законы и раньше изданные грамоты в полной силе на вечные времена.

Изданием привилегия от 7 декабря 1506 г. практично завершился первый этап развития беларуского государственного права в форме привилегий, ведь "следующие, изданные в 1529, 1547 и 1551 гг., в основном подтверждали законность прежних привилегий и повторяли их.

 ОБЛАСТНЫЕ ПРЫВИЛЕИ И ВОЛОСТНЫЕ ГРАМОТЫ

Продолжали выдаваться великимикнязьями вплоть до проведенияадминистративной реформы 1564-1566 гг. подтвердительные областные привилеи. Например, Витебской земле он был выдан в 1503 г., Полоцкой - в 1511 г. В областных привилеяхзакреплялись автономные право данной земли (право населения на свой местный суд, администрацию, финансы и др.)- В них власть князя и воеводы была ограниченной. Да, в привилее Полоцкой земле великий князь не мог вмешиваться в дела местных церквей, назначать воеводу без согласия полочан, даритьземлиполоцкие и полочан врадникам за службу и т.д. Жители Полоцкой землиимели ряд существенныхпривилегий (льгот): освобождались вот подводной повинности и пограничной службы; не платили торговые пошлины; могли свободно выезжать за пределы Полоцкой земли, судиться только в своих местных судах (состоящихиз полочан) и по праву Полоцкой земли; подавать трауры непосредственно князю. В грамоте указывались и обязанности полочан: военная служба, уплата серебщизны и судебной пошлины и некоторые другие.

Волостные привилеи, как правило, выдавались по просьбе жителей волостей, расположенных на государственных (великокняжеских) землях, в связи с произволомадминистрации (незаконное увеличение размера податей, новые подати и повинности). Да, 4 сентября 1535 г. был выдан привилеижителям Усвят-ской и Озерищской волостей в связи с их жалобой на витебского воеводу. Подобная грамота была разглашена в 1536 г. жителямМоги-левской волости в связи с жалобой на державца.

В волостных привилеяхопределялисьповинности (полюдье, его размер в денежном выражении, дякло овсом и др.), право населения на выбор местной низовойадминистрации - старцев и право самимсобиратьподати, а не посылать специальныхсборщиков, которые в течениевремени сбора податей содержались за счет населения, что было весьма обременительно для крестьян. Главное назначение волостных грамот - ограничитьпроизвол местной администрации (воевод, державцев и т.д.), смягчитьсоциальную напряженность и избежатьсоциальногоконфликта.

Областные грамоты (привилегии) давались землям Беларуси, которые вошли в состав Большого

Таким образом, выдача областных привилегий и их пацвярд-жэнне имели государственно-правовой характер, ведь само наличие этих привилегий свидетельствовала о особенном положении дадзе-най земли в Большом княжестве Литовским, ее обособленности и неделимой целостности.

Волостные привилегии интересные и тем, что в их помещаются многочисленные отзвуки еще более древних правовых уставов.

Анализ областных и волостных грамот позволяет сделать вы-вад о том, что основным источником права этих дакумен-тау было местное обычайное право.

СУДЕБНИК КАЗИМИРА 1468 Г.

 Расширение и количественное увеличение законодательных октав по разным вопросам социально-экономичной и политической жизни страны вызывала нужду в систематизации и кодификации текущего правового материала.

 Первой попыткой систематизации норм право в общегосударственном масштабе появился Судебник Казимира 1468 г. Он был небольшим па объема и объединял нормы криминального, административного и процессуального права. Рукописный текст Судебника не был разделенный на статьи. Умоуна 25 статей. Он, как большинство законодательных октав ВКЛ, был написанный на старобелорусском языке.

В Судебнике впервые помещенная статья, который про-дугледжваў аналогию закону. Выявился в Судебнике и новый взгляд на цели наказания. Да, в нем впервые получило законодательное закрепление "запугивание" как одна из асноўныў целей наказания в феодальном праве, хотя не выключались и имущественные кам-пенсацыі. Запрещалась освобождать преступница от коры. Согласно обычайному праву, преступник, который был осужденный к смертельной коре, мог откупиться или быть переданный в неволю потерпевшему или его близким.

 Судебник предусматривал казнь особ, которые содействовали побегам челяди несвободной и феодально-зависимых крестьян от своих баринов. Предусматривалась также наказание за захват чужих зямель феодалами, за их междоусобицы и земельные споры. Судебник обязывал всех жителей держать в надлежащем состоянии дороги и мосты.

 Таким образом, изданием в 1468 г. Судебнико было положенное начало новому этапу в развития правовой теории и практики законодательной деятельности государственных органов, появлению новых прынцыпаўсістэматызацыі и кадыфікацьіі феодального права, что завершилось изданием Статутов ВКЛ.

 

16. Статуты Вялікага княства Літоўскага 1529 г. і 1566 г. Гiсторыка-прававая характарыстыка.

Статут 1529 г

. включал в себя 13 разделов и 244 статей. Позже в связи из дополнениями количество статей по-вялічылася к 283. В I-III разделах помещенный основные нормы конституционного права или принципиальные пала-жэнні других ветвей права; в IV и V - брачно-семейного и наследного, в VI - процессуального, VII - криминального, VIII - земельного, IX - лесного и охотничьего, X - гра-мадзянскага и в XI-XIII - криминального и криминально-процессуального права.

В Статусе юридическо закрепленный основы общественного и государственного строя, правовое положение классов, состояний (сас-лоўяў) и социальных групп населения, порядок утварэн-не, состав и полномочия некоторых органов государственного управления и суда. Провозглашалось правило, согласно какому все особы, "как убогие, да и богатые", виновный были судиться в соответствия из нормами, какие были изложенный в Статусе. Большой князь (гасудар) обязывался сохранять тэрытарыяль-ную целостность страны, не допускать чужеземцев на дзяр-жаўныя престолы, не давать им поместий, не отбирать в мяс-цовых феодалов должности и имущество без суда, придерживаться всех старых законов и уставов.

Особенное внимание в Статусе придавалась судебно-процесса-альнаму праву. Суд был важным органам, который обеспечивал покровительство правопорядка. Деятельность его была направлена на поў-нае ограничение самоволия феодалов, придание праву авторитета. Особенное внимание придавалось порядка ажыц-цяўлення правосудия, провозглашался принцип публичности правосудия, формального равенства сторон в процессе, про-в обвиненного на защиту из участием адвоката. Аднача-сова в Статусе провозглашалось сохранение привилегий и льгот для феодалов, что на практике закрепляло бесправие про-стых людей и сохраняла полноту прав только для крупных феодалов. Однако в период феодализма даже провозглашение идеи правопорядка было значительным шагам вперед.

Идеи гуманизма повлияли на нормы криминального и гра-мадзянскага право. Да, в статье 7 раздела I провозглашалась, что никто не должен отвечать за чужую вину, а криминальное наказание надо назначать только особам, вина которых устаноўлена судом. В статье 7 раздела XI сделана попытка о-граничить холопство. Свободного человека за преступление не виновный были отдавать в вечную неволю.

Довольно полно изложенный нормы, которые обеспечивали право собственности феодалов. Много внимания наделена семейно-брачному праву. Подробно рэгламеніаваўся порядок назначения опекунов несовершеннолетним ребятам, которые остались без отцов.

 Таким образом, правовые нормы, помещенные в Статусе, в своей совокупности складывали своеобразную феодальную конституцию, в которой впервые определялись структура и характер деятельности органов государственной власти, закреплялись основные права и привилегии главенствующего класса и сословия шляхты.

Смены, которые происходили в середине XVI ст. в социально-экономичной и политической жизни государства, вызывали проведение аграрной, судебной и административной рэформ, требовали совершенствования права. Недостатки в занаканадаўстве ощущал и само правительство. Потому для подготовки проекта нового Статусо в 1551 г. была создана комиссия из 10 человек (5 католиков и 5 православных).

 Проект Статусо был отданный сейму на предыдущий раз-гляд в 1561 г., но окончательно юридическую силу он приобрел только в 1566 г.

Статус 1566

Основными источниками статусо были агульназемскія и областные привилегии, Судебник 1468 г., Статус 1529 г. и некоторые нормы обычайного права, использованный таксо-ма нормы римско-католического и греко-православного царь-коўнага право, нормы "других прав хрыстйанскйх".

Когда готовился Второй Статус ВКЛ, некоторые члены редакционной комиссии (Августин Ратундус, Петр Ронзій) на-утаивали на замене "русской" (старобелорусской) языки латинской. Но против этого выступили патриотично на-строенные юристы, в конфиденциальности дьяк великокняжеской канцелярии Мартин Валадковіч. Их поддержал падканцлер Астафей Волович, в итога чего Статус был подготовленный на старобелорусском языке.

По своей структуре Статус 1566 г. включал в себя 14 раз-дзелаў и 367 статей. Первые три разделы охватывали нормы конституционного, военного и административного права, IV-судебного строя и судебного процесса,V-VI-семейного и попечительского права, VII, VIII и IX-гражданского права, X- лесного и охотничьего права, XI-XIV-криминального права.

 Кали закрепленный основные принципы права: единство права для всех граждан; государственный суверенитет (вопреки церковному космополитизму); ограничение власти большого князя; приоритет писаного права.

 Впервые намечалось отделение суда от органов власти и управления. Для этого создавались земские и падкаморскія суды. Более полно регламентировалась компетенция органов государственной власти и управления, какие были основанный на общих принципах феодального права: создание льгот и перевесов для класса феодалов и сословия шляхты; недопущение простых людей в органы управления; закрепление правового неравенства разных социальных групп населения.

 Руководителем государства и главной особой во всей системе государственных органов признавался большой князь, который в Статусе назывался "господарем". Его правовое положение было типичным для ограниченного монарха, хотя и удерживала некоторые особенности. Полномочия князя регламентировались правовыми нормами Статусо. Он не мог без решения сейма начинать войну или устанаўліваць налоги на военные пат-рэбы, выдавать новые законы. Статус запрещал давать поместья, престолы и звания чужеземцам, в том числе уроженцам Польше, закреплял главную роль крупных феодалов в государстве.

В Статусе 1566 г. очерченный переход от феодального права собственности к буржуазному. Тут значительно полнее, чем в папя-рэднім Статусе, изложенный нормы наследного права, существенные смены внесенный в криминальное право: субъектам преступления признавался только взрослый. Несовершеннолетние могли быть наказанный после достижения ими 14-летнего возраста; провозглашалась презумпция невиновности; криминальное наказание должно было осуществляться только по суду; особа, которая обвинила кого-нибудь в преступлении и не доказала его вина, несла такое же наказание, которым мог быть наказанный обвиненный ею.

Второй Статус ВКЛ действовал в Беларуси и Литве в 1566-1588 гг., а Правобережной Украине и в XVII-XVIII вв., получив название "Волынский Статус". Известный его переводы на латинскую и польскую языки.

 

 

17. Развіццё асноўных отраслей права Вялікага княства Літоўскага.

Феодальное право ВКЛ развивалось под воздействием экономических, социальных и политических причин. Для него характерны 2 этапа развития:

1) привилейный – 13-15вв.

2) статутовый – 16 век

1) в 13-15вв. складывается общеземское право, его отдельные отрасли и институты путем издания великими князьями грамот-привилеев. Нормы их обязательны для всего населения, в том числе и для самих великих князей. Характерно то, что правовой обычай вытесняется правовым актом

2) характеризуется господством общеземского права (общегосударственного права), которое динамично развивается и требует систематизации. Статуты 1529, 1566, 1588гг. по своей структуре и содержанию могут быть отнесены к своду действующего права государства.

Привилегии, или грамоты, обычно делят по их разновидностям: общеземские, областные, волостные и городские.

Характеризуя общеземское право ВКЛ 13-15вв., можно отметить, что наряду с классическим чертами ему присущи прогрессивные черты. Уже во второй половине 15 века начинается систематизация права. Этот период можно условно разделить на 2: переходных и статутный период.

Во второй половине 15 века оживляется правотворческая деятельность государства, т.е. принимается огромное количество законов вместо обычаев, поэтому возникает необходимость упорядочить текущее общеземское законодательство, что выразилось в издании судебника ВКЛ 1468г. В нем регламентировались в основном уголовно-правовые отношения, хотя есть отдельные положения, которые касались процессуального, гражданского, административного права. Издание судебника положило начало новому этапу в развитии правовой теории и практики, появлении новых принципов систематизации.

Второй период – статутный. В 16 веке происходит расширение торговли, рост городов, что привело к интенсивной выдаче грамот на магдэбургское право, кроме этого усиление сословных противоречий, формирование более совершенного государственного аппарата содействовали объединению земель в составе ВКЛ, унификации их правового статуса, что привело во второй половине 16 века к образованию централизованного государства. Оно невозможно без наличия единого права. В 16 веке в феодальном праве ВКЛ четко проявляются 5 основных тенденций:

1) унификация феодального права

2) демократизация принципов феодального права

3) гуманизация

4) систематизация

5) усовершенствование юридической техники

Основной источник права – нормативный акт, вводится от имени великого князя и принимается коллегиально. Государственное право – наиболее разработанная отрасль в 15-17 вв. Разработана в грамотах и в статутах. Обеспечивала государство и общественный строй, закрепляла суверенитет государства, основные права и обязанности граждан, основные принципы правовой системы. Огромное влияние оказали идеи реформации и гуманизма. По статуту 1588г. закреплен феодальный общественный строй, но содержаться нормы, которые регулировали новое буржуазное право:

1) формальное равенство всех перед законом, хотя закон не был равен для всех

2) демократизация государственного права:

· принцип выборности монарха и ограничение его власти законом, радой, сеймом

· первые признаки отделения суда от администрации

· коллегиальность

· подчиненность администрации законам

Уголовное право направлено на защиту жизни, здоровья, особенно феодалов. В зависимости от характера преступной деятельности по разному называются преступления:

1) гвалт, кривда, шкода – преступления против здоровья, неприкосновенности личности

2) выход из права – общественное небезопасное противоправное действие

3) проступок – почти равно современному преступлению

4) ображение – государственная измена, бунт, восстание

Субъект преступления – личность, группа лиц, которые отвечали за чужую вину.

В криминальном праве выделялось умышленное и неосторожное, а также необходимая оборона и крайняя необходимость. Вопрос о наказаниях решался в зависимости от сословной принадлежности потерпевшего и преступника. Выделяется цель наказания – устрашение.

Гражданское право

Формируются под воздействием товарно-денежных отношений, что содействовало зарождению в нем характерных для буржуазного права норм и его всесословности. Существовало вместе с феодальными нормами: непризнание за крестьянами права собственности на землю и другие ограничения. Разработку получили нормы, которые регулировали договор купли-продажи, ссуды, залога, аренды, найма, наследственного права.

Объем прав субъектов зависел от сословной принадлежности, от вероисповедания, от правового положения коллектива (города, села), от положения личности в данном коллективе или семье. Наибольшей правоспособностью пользовалось государство, церковь, монастыри, князи и паны, они могли без всяких ограничений распоряжаться своим имуществом. Мелкая шляхта обладала значительной правоспособностью, но не могла самостоятельно распоряжаться своим имуществом и землями, полученными за службу. Простые свободные люди имели неравную правоспособность. Зависимые крестьяне имели ограниченную правоспособность.

Дееспособность признавалась за мужчинами с 18 лет, с 13 – за женщинами. У вдовы больше прав чем у замужней.

Центральное место в гражданском праве занимали нормы вечного и обязательного права. Объект права собственности: имения и земли, которые обрабатывались зависимыми людьми.

Были известны следующие права на вещи:

· собственность

· владение (держание, посягание)

· залог

· сервитуты

Для обозначения собственности, т.е. полной власти над вещью, употреблялся термин «властность», «отчина» и «купля».

Характерная черта феодального права собственности и владения: собственник нес специальные повинности, которые были характерны для этой земли.

3 основные категории земли:

1) вотчина

2) выслуженные

3) купленные

Наследственное право – регулировало порядок перехода имущества умершего к другим лицам:

1) устанавливался порядок наследования (очередность)

2) регулировалось право наследования после смерти мужа жены, ограничения прав женщины на получение имения мужа. Наследование производилось по завещанию мужа

3) предусматривались лица, которые не имели права на наследование

4) право завещания имущества чужим лицам.

Семейное право:

1) регулировало личные и имущественные отношения, которые возникали в браке

2) отношения своячества

3) отношения опеки, усыновления

Значительное влияние на него оказало церковное право и религиозные обряды. Брак оформлялся в несколько этапов. Важен был договор о приданном и веном. Устанавливался брачный возраст и другие условия заключения брака. Предусматривались статьи, которые регулировали отношения феодально-зависимых крестьян. Предусматривались условия развода. За женщиной впервые признавались довольно значительные имущественные права. Впервые отдельно выделяются опекунское право. Выдвигается требования к опекуну.

 

18. Люблiнская унiя Вялікага княства Літоўскага, Рускага і Жамойцкага i Кароны Польскай 1569 г.

10 января 1569 г. начал работу Люблинский сейм, который продолжался почти шесть драматических месяцев. Каждая сторона устанавливала свои условия унии. Литвинский проект объединения двух государств был таким: общий властелин, который сохранял титул большого князя литовского; общие сеймы решают только дела обоих государств; на Литве продолжают действовать свои вальныя сеймы и уездные соймікі; при властелины находиться и литвинский совет, а в Княжестве остается великокняжеский совет.

Условия польской стороны были следующими: Польское коро-леўства и Большое княжество Литовской соединяются в одну дзяр-жаву из одним властелином - польским королем, которого избирают поляки и литвины в Польши, одним сеймам, одной общей печатью, одним сенатам, одним армиям, одной монетой - словам, от Княжества не должна остаться и названия.

Разумеется, что литвины не приняли польский проект унии. Когда послы Княжество увидели угрозу насильственного заключения унии на неприемлемых для ихусловиях, они 1 марта 1569 г. оставили Люблин.

 I тут польская сторона пошла на демонстрацию силы. Польские феодалы добились от Сигизмунда Августа измены интересам Княжества: король польский и большой князь литовский 5 марта 1569 г. выдали незаконный акт о отделении от ВКЛ Падляшскай земли из городами Дрогичином, Мельнікам, Бельском и др. и присоединения ее к Польше. Феодалам и должностным лицам Подляшья было приказана под страхом конфискации имущества прысягнуць на верность Короне. Когда этот захватнический акт не получил надлежащего отпора, Сигизмунд Август присоединил к Польше и украинские земли - Волынь, Падолле и Киевщину.

 Документы о аддзя-ленні зямель не были закрепленные печатью Княжества, что также делала их ненастоящими. Несмотря на незаконные акты по присоединению части зямель ВКЛ к Короне, великокняжеское правительство не могло идти на военный конфликт из Польшей прежде всего тому, что на значительной части Княжества хозяйничала московская армия и самостоятельно вести вай-ну в его не было силы. Общий сейм опять начал работу.

1 июля 1569 г. был подписанный акт Люблинской унии. "3 этого времени оба государства представляют собой одно неделимое тело, а также одну общую Речь посполитую"

 Высшим органам власти становился общий сейм, который мог собираться на территории Польши. Отдельных сеймов как для Короны, да и для Княжества не предусматривалась. Монарх виделся общим:, абіраемы общими голосами Польши и Литвы".

Титул большого князя за-хоўваўся.

 Исключительно к компетенции Речи посполитой отходила внешняя политика. Все прежние законы и договоры, что были направленный против интересов одного из сторон, виновный были быть упраздненный. Позволялась приобретать поместья и обладать ими полякам в Литве, а литовцам в Польши.

 Люблинский акт должен был вызывать и некоторые смены в законодательстве Княжества. Княжеству Люблинским актам не отводилась роль польской колониальной окраины. Тут сохранялись бывший административный аппарат, отдельное от Польши законодательства и судебная организация, название государства "ВКЛ" и государственная печать, а также армия.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 1041.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...