Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Канстытуцыя Рэчы Паспалітай 3 мая 1791 г. Гiсторыка-прававая характарыстыка.




3 мая 1791 года была принята первая в Европе и вторая в мире после конституции США Конституция. Ее структура была следующей:

    - Преамбула и 11 артикулов;

    - 1-ый – относился вопросов религии, здесь в качестве государственной веры провозглашалась католическая вера и тут же излагалось правило, в соответствии с которым запрещался переход во всякую другую веру;

    - 2-ой  раздел подтверждал права и привилегии шляхты;

    - 3-ий раздел закреплял права мещан;

    - 4-ый раздел относился прав крестьян, здесь предусматривались некоторые правовые нормы, которые ослабляли, но не отменяли их зависимости от панов;

    - 5-ый раздел устанавливал разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей;

    - 6-ой раздел определял структуру и полномочия Сейма, как прежде действующего в двух палатах. Однако порядок его деятельности был несколько изменен: палата депутатов и Сенат действовали под председательством короля. Первоначально закон рассматривался и принимался в палате депутатов, затем передавался в Сенат, который мог его либо утвердить, либо отправить палате деітутатов на доработку. Если Сенат не принимал решения, то две палаты собирались вместе и решение принималось простым большинством голосов;

    - 7-ой раздел определял состав и компетенцию правительства;

    - 8-ой раздел был посвящен структуре и характеру деятельности судебных органов. Здесь суды подразделялись на суды 1 и 2 инстанции, причем суды первой инстанции должны были работать постоянно. Возобновлялось действие Сеймового суда;

    - 9-ый раздел касался установления порядка в государстве в случае бескоролевья;

    - 10-ый раздел оговаривал процесс обучения и воспитания детей короля;

    - 11-ый раздел имел отношении к военным силам государства. 

    В соответствии с этой Конституцией также отменялись выборы короля шляхтой, обязанность сеймиковых инструкций для послов, вводилась наследственная монархия, в которой исполнительная власть передавалась королю и правительству, подчиненному Сейму. Укреплялась центральная власть, ликвидировались такие институты как либерум вето, конфедерации и др.

 

26. Канфесионная обстановка ў Вялікім княстве Літоўскім.


В результате Люблинской унии 1569 г. политико-социальное и частично культурное влияние Польши

на Беларусь еще более усилилось и приобрело постоянный характер. Противостояние католицизма и православия делило общество на два лагеря, и никакие меры, в том числе и суровые законы, не могли снять возникавшую время от времени напряженность, а то и прямую враждебность.

Большую роль в распространении католицизма сыграли иезуиты. В Вильно ими была создана бесплатная, с хорошим преподаванием и заботливым отношением к детям школа, так называемый коллегиум.
Орден способствовал и созданию первого в Великом княжестве высшего учебного заведения.


Католицизм в иезуитах нашел как бы второе дыхание и стал вытеснять лютерантство, кальвинизм и другие религиозные течения.
Победа контрреформации в Великом княжестве Литовском была обеспечена не только усилиями иезуитов или католической церкви в целом. Необходимые условия для поражения Реформации создались в результате Люблинской унии.

Православная церковь в Беларуси в это время находилась в очень тяжелом положении. В определенной мере этому способствовала Реформация, при которой многие представители социальных верхов перешли из православия в протестантизм. Однако главные трудности появились после Люблинской унии, открывшей дорогу польскому, а значит католическому, государственному и духовному влиянию. Политический и социальный статус восточной православной церкви оказался ниже западной католической, так как последняя занимала привилегированное положение в государстве.

После 1569 г. тенденция к ущемлению прав некатолических конфессий усилилась. Все чаще и чаще складывалась такая ситуация, когда православная церковь лишалась покровительства (патроната, заступничества, как тогда говорили) знатных и богатых людей. Многие из них переходили в протестантизм или католицизм. С их уходом православная церковь лишалась экономической поддержки, она беднела, эффективность ее работы среди верующих падала.

Православие в Беларуси держалось верой простого народа. Традиционно из поколения в поколение крестьяне следовали вере своих отцов, и никакие пропагандистские ухищрения не могли их поколебать. Поэтому как светскими, так и церковными властями Речи Посполитой был взят на вооружение план унии, позволявший постепенно, с сохранением элементов православия, привести большинство белорусов к католицизму.

 

 





Разделы Рэчы Паспалітай.

Ый раздел

Предпосылки раздела:

       1. Прежде всего, в обществе усилилось противостояние различных групп магнатов, магнатов и средней и мелкой шляхты, шляхты и мещан, крестьянства и привилегированных сословий, а также католического и православного духовенства. Шляхта как сословие под воздействием религиозной нетерпимости распалась на два противоборствующих лагеря - православного шляхту, с одной стороны, и католическую и униатскую шляхту, с другой.

       2. В городах зарождение капиталистических отношений проявилось в развитии предпринимательской деятельности и мануфактурного производства. Так, в XVIII веке создается Несвижская суконная фабрика, Слуцкая фабрика поясов, фаянсовый завод князя Агинского, Гродненские королевские мануфактуры и т д. Центральная власть неоднократно принимала постановления, по которым на­селение городов ввиду их разорения во время войн час­тично либо полностью на определенное время освобож­далось от уплаты налогов.

       3. Необходимость возрождения сельского хозяйства, пришедшего в упадок во время войн и восстаний, приве­ла к увеличению барщины и повинностей крестьян. Многие крупные магнаты, стремясь увеличить товарность своих имений, переводили крестьян с барщины на денежный оброк, что содействовало дифференциации крестьянства и по явлению рынка рабочей силы. Но помимо уплаты чинша крестьяне обязаны были своевременно платить государственные подати и сборы, содержать больницы, лекаря и аптеки, поставлять рек­рутов, чинить дороги, доставлять земскую почту, содер­жать общий страховой амбар, перевозить военные ко­манды и арестантов по требованию местных властей.

4. Духовенство, которое в сложное для государства и народа время должно было содействовать консолида­ции всех слоев населения, само погрязло в религиозных распрях, усиливая и без того социальную напряженность в обществе. Для решения религиозного вопроса в Речи Посполитой православное, униатское и католическое ду­ховенство прибегало к помощи иностранных держав, что давало повод последним вмешиваться во внутренние дела Речи Посполитой.

В результате в связи с проведением ряда радикальных реформ участники движения за сохранение старого феодального порядка и неограниченной власти шляхты не найдя поддержки среди народа попросили помощи военными силами у имеющих свои корыстные интересы на счет РП монархических держав . Тем более , что на территории ВКЛ в это время развернулось широкое повстанческое народное движение, которое надо было срочно подавлять. В таком положении обстановка, сложившаяся на территории Речи Посполитой противопоставлялась спасительному режиму абсолютизма, который гарантировал стабильность жизни своим авторитарным режимом. Таким образом, Речь Посполитая стала жертвой более мощных в тот период европейских держав.

После введения войск на территорию Речи Посполитой 5 августа 1772 года в Петербурге были подписаны 3 трактата между Россией, Австрией и Пруссией, по которым каждая из сторон получала часть территории разделенного государства. В состав России вошли восточно-белорусские земли (всего 92 тыс. кв. км.) и почти полутора миллионное население. Пруссия и Австрия в свою очередь - часть польских и украинских земель. В обстоятельствах фактической оккупации иностранными войсками Сейм РП в 1773 году вынужден был согласиться с захватом этих земель.

Ой РАЗДЕЛ

Предпосылки раздела:

1. Находясь в составе Речи Посполитой с 1569 года,| государственность и право Беларуси претерпело опре­деленные изменения. Они происходили не только под воз­действием дальнейшего развития производительных сил и производственных отношений, но и под воздействием других, как внутренних, так и внешних событий, причин, главной из которых был углубляющийся с середины XVII в политический кризис Речи Посполитой. Возникшая в результате Люблинской унии многона­циональная Речь Посполитая, составляла целое только вовне, тогда как внутри всегда существовало разделе­ние на Корону (Польшу) и Великое княжество Литовс­кое, которое сохранило свои центральные учреждения, собственную казну, армию и свое законодательство - Статут 1588 г. Постоянные войны, антифеодальные восстания, меж­доусобная борьба соперничавших магнатских группиро­вок расшатывали государственно-правовые устои Речи Посполитой, углубляя экономический и политический кризисы. К тому же избрание на польский престол в 1697 году саксонского короля Августа П из династии Веттинов при­вело к созданию в 1697 г личной унии между Речью Посполитой и Саксонией, сохранявшейся до 1763 г. Поведе­ние саксонских королей и их политика в Короне и Великом княжестве Литовского приобретали нередко черты окку­пации, что вызывало недовольство у всех слоев населения Речи Посполитой. Во времена правления саксонских королей усилилась религиозная нетерпимость, что также не содействовало социальному миру в Речи Посполитой, уг­лубило общий кризис Речи Посполитой и в итоге привело эту страну к трем разделам ее территории. 3 мая 1791 года была принята первая в Европе и вторая в мире после конституции США Конституция. 

В результате решения 4-х летнего Вального Сейма вызвали недовольство у противников реформ. Оппозиционеры объединились в конфедерацию, как консервативной польской шляхты, так и российской императрицы Екатерины 2, которая в свою очередь боялась распространения радикальный идей. Снова монархические державы Европы объединяются под лозунгом борьбы с радикальным движением. В 1792 году они объединяются в конфедерацию, о чем было объявлено 14 мая 1772 года на территории Украины, точнее в местечке Тарговица. Чуть позже на сторону конфедератов перешел и король Речи Посполитой, в связи с чем в государстве была установлена власть конфедератов, в соответствии с которой все решения Сейма 1791 года, в том числе и его Конституция были ликвидированы. Снова территория Речи Посполитой была оккупирована иностранными войсками, в следствии чего в 1793 году был заключен русско-прусский договор о 2 разделе Речи Посполитой. В результате Пруссия занимает часть польской территории, России отводятся центральные части белорусских земель и частично украинские земли. Да Расіі адышлі Правабярэжная Украіна, а таксама цэнтральная частка Беларусі з гарадамі Мінскам, Барысавам, Бабруйскам, Рэчыцай, Слуцкам, Навагрудкам, Пінскам і Мазыром. Сейм Речи Посполитой, собравшийся 17 июня 1793 года в Городне, признал очередной захват территорий.

Ий РАЗДЕЛ

Почле 2 раздела Речи Посполитой наиболее активные слои общества начали поиск путей спасения своего государства. Радикально настроенные граждане решили добиться этой цели путем восстания. Его руководителем был избран наследник древнего белорусского рода - Андрей Костюшко. Была объявлена цель восстания - восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года и продолжение реформ. .На территории Великого княжества Литовского восстание началось 16 апреля 1794 года. 

       В ходе подавления восстания государства-участники борьбы с восставшими начали соперничество за оставшуюся часть Речи Посполитой.

       13 октября 1795 года была подписана конвенция между Австрией, Пруссией и Россией об окончательном разделе Речи Посполитой. К России по этому разделу отошли западнобелорусские земли, за исключением Белостокской области, которая до 1807 года оставалась под властью Пруссии, часть литовских и украинских земель (Расія далучыла Літву, заходнюю частку Беларусі і Заходнюю Валынь). Пруссии достались польские земли с Варшавой, Австрии - польские земли с центром в Кракове. В очередной раз Речь Посполитая стала жертвой в первую очередь предательства своей политической элиты, так как сразу поле 3 раздела, 25 ноября 1795 года, от престола отрекся Август.

28. Особенности грамадскага і дзяржаўнага строя Северо-Заходняга краю Расійскай імперыі.

Органы местного саслоунага самакиравання и суда на тэрыторыиЗаходних губерняу Рассийскаяимперыи в концы XVIII -начала 60-х гг.XIX ст. Генерал-губернаторство - 1) Генерал-губернатор 2)канцелярия 3)Губерния (3.1 Уезд.- 3.2 Состояния

(волости)).13 июля 1876 г. - согласна положения Ка-мітэта министров генерал-губернаторы имели про-в выдавать обязательные постановления по пытан-нях общественного порядка и безопасности.

14 августа 1881 г. - "Положение о мерах по покровительству государственного парад-ку и общественного спокойствия". Генерал-губернаторы имели право объявлять местности на положения "узмоцненнай охранения".

Неограниченные полномочия получили генерал-губернаторы в местностях, оглашенных на военном положении.

Губерния -[1)Губернатор:Губернское управление,Почтамт,Лекарственная управа,Губернский прокурор,Граничная контора,Прыказ общественной безопасности,Рекрутские управы.2)Вейте-губернатор:Казенная палата]

Губерния -Губернатор -1)Вейте-губернатор;2)Губернское управление.Дворянские сословные учреждения-1)Дворянское собрание,2)Губернский прадвадзіцель предводитель

Губернское управление(Общее прысутнічанне (губернатор, вице-гу-бернатар, советники, асессоры),Канцелярия отделения).

Состав канцелярии - вице-губернатор, советники - 2, прокурор, секретари - 4, протоколист из помощником, межевщики - 2, служачыя канцелярии - 32, архивист, врачи - 4, стражники - 3, палач, губернский комиссар, переводчики - 2. Всего - 56 особ.

Уезд - Капитан-исправник-(Уездное казначейство,Почтовый дом,Нижний земский суд 3 засядальнікі)

Должностные лица - уездные предводитель, харужы, врач, казначей (казначей), зем-лямер, поштамейстэр и др.

Уезды из 1787 г. делились на состояния. Ими управляли становые приставы из отставных офицеров. Основные функции - полицейские.

Волость-(Волостной голова,Волостное управление(волостной голова, 2 засядальнікі, писец))

Город-(Городничий Городское управление,Городской магистрат)

Должностные лица: городничий, приставы криминальных и штатских дел, 2 ратманы, лавники.

 

29. Буржуазные рэформы ў Расійскай імперыі. Асаблівасці іх правядзення ў заходніх губернях.

1. земской реформы 1864 года в белорусских губерниях.

       Земская реформа, объявленная 1 января 1864 г., предусматривала создание в уездах и губерниях выборных учреждений для управления местным хозяйством, на­родным просвещением, медицинским обслуживанием населения и другими делами неполитического характера. В Беларуси в связи с событиями 1863-1864 гг. правительство не осмелилось вводить выборные упреждения. Политика недоверия местным помещикам продолжалась до 1911 г., когда в восточных губерниях Беларуси были созданы земства, и то согласно специальному выборному закону.

Городская реформа. С опозданием на 5 лет в Беларуси была проведена городская реформа (принята в 1870 г.). Она провозглашала принцип всесословности при выборах органов городского самоуправления - городской думы и городской управы во главе с городским головой. Право выбирать и быть избранными в городскую думу имели горожане с 25-летнего возраста, которые платили городские налоги. В свою очередь, они подразделялись на три выборные курии (в зависимости от размера выплачиваемого в городскую казну налога). В пер­вую входили самые крупные плательщики, платившие треть общей суммы городских налогов, во вторую - средние налогоплательщики, которые также платили треть городских налогов, в третью - мелкие на­логоплательщики, выплачивавшие остальную треть общей суммы. Рабочие, служащие, интеллигенция, состав­лявшие основную массу населения городов, не имели возмож­ности участвовать в городском самоуправлении, поскольку не платили налоги в городскую казну.

Городская дума не подчинялась непосредственно местной администрации, но надзор за деятельностью думы осущест­влял губернатор через специально созданные губернские учреждения по городским делам. Городской голова в крупных городах утверждался на своей должности министром внутрен­них дел, а в мелких - губернатором. Дума имела право облагать налогами иму­щество и прибыль частных лиц, но в очень ограниченных раз­мерах - не более 1% стоимости недвижимости либо торговой или промышленной прибыли. При этом более половины со­бранных средств использовалось не на городские, а на казен­ные нужды - содержание полиции и органов власти.

Военная реформа. Реформирование армии в России нача­лось в 1862 г., когда были созданы 15 военных округов (в том числе и Виленский, в который вошли все белорусские губер­нии) и сокращены сроки службы: в сухопутном войске до 7 и на флоте до 8 лет. В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, исходящий из принципов судебной реформы 1864 г. В соответствии с ним вводились три судебные инстанции - полковой, военно-окружной и главный военный суд. На время войны создавался Главный полевой военный суд. Решения во­енных судов подлежали утверждению полкового и окружного военачальников.

Все муж­чины с 20-летнего возраста должны были служить в армии (кроме коренного населения Средней Азии, Казахстана, Сиби­ри и Севера). В сухопутных войсках срок обязательной служ­бы понижался до 6 лет, службы в запасе - до 9 лет, на флоте - соответственно до 7 и 3 лет.

Реформа образования. Реформирование школьной системы, которое началось в 1864 г., также носило буржуазный харак­тер. Школа провозглашалась всесословной, увеличивалось число начальных школ, вводилась преемственность различ­ных ступеней обучения. В отличие от центральных губерний России в Беларуси не было земских школ и общественность не допускалась к управлению народным образованием. Для Беларуси и Литвы были разработаны специальные «Времен­ные правила для народных школ». В соответствии с ними в каждой губернии открывались дирекции народных училищ из числа чиновников, которые осуществляли наблюдение за работой школ, принимали на работу и увольняли учителей, давали разрешение на открытие новых школ.

Общее среднее образование давали семилетние гимназии, подразделявшиеся на классические и реальные. В классиче­ских гимназиях в основу обучения было положено преподава­ние так называемых классических языков - греческого и ла­тинского, а также гуманитарных дисциплин. Реальные гимна­зии увеличивали объем преподавания математики и природо­ведения за счет древних языков. Выпускники классических гимназий получали право поступать без экзаменов в универ­ситеты. Тем, кто окончил реальные гимназии, доступ в уни­верситеты был ограничен. Они могли поступать в высшие технические учебные заведения.

В 1871 г. реальные гимназии были преобразованы в шести­классные реальные училища, в которых резко сокращалось преподавание общеобразовательных дисциплин и расширя­лось изучение прикладных, технических наук. Выпускники этих училищ уже не могли поступать в технические институ­ты без экзаменов, а прием их в университеты был запрещен. С этого же года в классических гимназиях прекращалось пре­подавание природоведения, наполовину сокращалось количе­ство часов по литературе и истории и соответственно увели­чивалось время на изучение древних языков. Из-за довольно высокой платы за обучение возможность получить хорошее образование имели преимущественно представители приви­легированных и состоятельных сословий. Для жителей Бела­руси положение осложнялось еще и гем, что в крае не было ни одного высшего учебного заведения.

Цензурная реформа. Новый цензурный устав, принятый в 1865 г., значительно расширил возможности печати. Отме­нялась предварительная цензура для произведений объемом 10 печатных листов и более, а для переводов - 20. Издания меньших объемов подлежали предварительной цензуре. Круп­ным периодическим изданиям дозволялось выходить без пред­варительной цензуры, но только при внесении большого денежного залога. При этом органы власти имели право контроля и применения различных санкций к нарушителям закона о пе­чати - от денежных взысканий до закрытия «неблагонадеж­ных» газет и журналов. Однако это касалось прежде всего цен­тральных изданий и издательств. В Беларуси до середины 1880-х гг. все периодические издания зависели от правитель­ственных учреждений и православной церкви.

Финансовая реформа.Важной составной частью являлись финансовые реформы. Эти реформы сильно повлияли на экономическое и социальное развитие России. Россия вышла из Крымской войны с расстроенной финансовой системой, страна находилась на грани банкротства. Надо было многое менять. Необходимо было навести порядок в бюджетной сфере. Бюджет был секретным. Сведения о государственных доходах и расходах составляли государственную тайну. Бюджет не был всеохватывающим. Многие ведомства имели свои источники дохода и распоряжались ими как хотели. Был низкий уровень сметной дисциплины. В 1860 г. был учрежден Государственный банк. С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов. Бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

Деньги, отпущенные на одни нужды, свободно тратились на другие. По закону если распорядитель кредитов (министерство) получало какие-то деньги на год, и эти деньги не израсходовало, образовался остаток, то этот остаток образовывал экономический капитал и министерство имело право дальше распоряжаться им по своему усмотрению, могли тратить как хотели, а в казну не возвращали. Когда вводили эту систему экономических капиталов, то преследовалась как будто-бы благая цель, имелось в виду побудить учреждения рачительно обращаться с государственными средствами: сэкономили, вот в вашем распоряжении премия.

Первым шагом на пути финансовой реформы явилось издание в 1862 году новых местных бюджетных правил о порядке составления бюджета. Термин «бюджет» не употреблялся, называлось «государственная роспись доходов и расходов». Бюджет был сделан всеохватывающим. Доходы всех учреждений вносились в общегосударственную роспись. Бюджет был сделан обязательным для исполнения.

Были ликвидированы экономические капиталы. Не израсходованные к концу сметного года деньги министерствами возвращались в казну. Был реорганизован аппарат государственного контроля. Государственный контроль получил право знакомиться с подлинными документами, а не только генеральными отчетами.

На местах, в губерниях с 1864 года были созданы местные органы контроля – контрольные палаты. Они не подчинялись губернатору, были поставлены совершенно не зависимо, подчинялись только центральному аппарату государственного контроля.

Значение реформ. Буржуазные реформы 1860-1870-х гг., начиная с отмены крепостного права, привели к значитель­ным переменам в политической жизни России. Был сделан шаг вперед по пути преобразования феодальной монархии в буржуазную. Вместе с тем реформы несли в себе пережитки феодализма, были непоследовательными и ограниченными. Большие отличия реформ в Беларуси от других регионов Рос­сии, а также сроки проведения придавали им еще более огра­ниченный и непоследовательный характер, делали социально- экономическую ситуацию в белорусских губерниях сложной и противоречивой.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 608.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...