Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Канстытуцыя Рэчы Паспалітай 3 мая 1791 г. Гiсторыка-прававая характарыстыка.
3 мая 1791 года была принята первая в Европе и вторая в мире после конституции США Конституция. Ее структура была следующей: - Преамбула и 11 артикулов; - 1-ый – относился вопросов религии, здесь в качестве государственной веры провозглашалась католическая вера и тут же излагалось правило, в соответствии с которым запрещался переход во всякую другую веру; - 2-ой раздел подтверждал права и привилегии шляхты; - 3-ий раздел закреплял права мещан; - 4-ый раздел относился прав крестьян, здесь предусматривались некоторые правовые нормы, которые ослабляли, но не отменяли их зависимости от панов; - 5-ый раздел устанавливал разграничение законодательной, исполнительной и судебной властей; - 6-ой раздел определял структуру и полномочия Сейма, как прежде действующего в двух палатах. Однако порядок его деятельности был несколько изменен: палата депутатов и Сенат действовали под председательством короля. Первоначально закон рассматривался и принимался в палате депутатов, затем передавался в Сенат, который мог его либо утвердить, либо отправить палате деітутатов на доработку. Если Сенат не принимал решения, то две палаты собирались вместе и решение принималось простым большинством голосов; - 7-ой раздел определял состав и компетенцию правительства; - 8-ой раздел был посвящен структуре и характеру деятельности судебных органов. Здесь суды подразделялись на суды 1 и 2 инстанции, причем суды первой инстанции должны были работать постоянно. Возобновлялось действие Сеймового суда; - 9-ый раздел касался установления порядка в государстве в случае бескоролевья; - 10-ый раздел оговаривал процесс обучения и воспитания детей короля; - 11-ый раздел имел отношении к военным силам государства. В соответствии с этой Конституцией также отменялись выборы короля шляхтой, обязанность сеймиковых инструкций для послов, вводилась наследственная монархия, в которой исполнительная власть передавалась королю и правительству, подчиненному Сейму. Укреплялась центральная власть, ликвидировались такие институты как либерум вето, конфедерации и др.
26. Канфесионная обстановка ў Вялікім княстве Літоўскім.
на Беларусь еще более усилилось и приобрело постоянный характер. Противостояние католицизма и православия делило общество на два лагеря, и никакие меры, в том числе и суровые законы, не могли снять возникавшую время от времени напряженность, а то и прямую враждебность. Большую роль в распространении католицизма сыграли иезуиты. В Вильно ими была создана бесплатная, с хорошим преподаванием и заботливым отношением к детям школа, так называемый коллегиум.
Православная церковь в Беларуси в это время находилась в очень тяжелом положении. В определенной мере этому способствовала Реформация, при которой многие представители социальных верхов перешли из православия в протестантизм. Однако главные трудности появились после Люблинской унии, открывшей дорогу польскому, а значит католическому, государственному и духовному влиянию. Политический и социальный статус восточной православной церкви оказался ниже западной католической, так как последняя занимала привилегированное положение в государстве. После 1569 г. тенденция к ущемлению прав некатолических конфессий усилилась. Все чаще и чаще складывалась такая ситуация, когда православная церковь лишалась покровительства (патроната, заступничества, как тогда говорили) знатных и богатых людей. Многие из них переходили в протестантизм или католицизм. С их уходом православная церковь лишалась экономической поддержки, она беднела, эффективность ее работы среди верующих падала. Православие в Беларуси держалось верой простого народа. Традиционно из поколения в поколение крестьяне следовали вере своих отцов, и никакие пропагандистские ухищрения не могли их поколебать. Поэтому как светскими, так и церковными властями Речи Посполитой был взят на вооружение план унии, позволявший постепенно, с сохранением элементов православия, привести большинство белорусов к католицизму.
Разделы Рэчы Паспалітай. Ый раздел Предпосылки раздела: 1. Прежде всего, в обществе усилилось противостояние различных групп магнатов, магнатов и средней и мелкой шляхты, шляхты и мещан, крестьянства и привилегированных сословий, а также католического и православного духовенства. Шляхта как сословие под воздействием религиозной нетерпимости распалась на два противоборствующих лагеря - православного шляхту, с одной стороны, и католическую и униатскую шляхту, с другой. 2. В городах зарождение капиталистических отношений проявилось в развитии предпринимательской деятельности и мануфактурного производства. Так, в XVIII веке создается Несвижская суконная фабрика, Слуцкая фабрика поясов, фаянсовый завод князя Агинского, Гродненские королевские мануфактуры и т д. Центральная власть неоднократно принимала постановления, по которым население городов ввиду их разорения во время войн частично либо полностью на определенное время освобождалось от уплаты налогов. 3. Необходимость возрождения сельского хозяйства, пришедшего в упадок во время войн и восстаний, привела к увеличению барщины и повинностей крестьян. Многие крупные магнаты, стремясь увеличить товарность своих имений, переводили крестьян с барщины на денежный оброк, что содействовало дифференциации крестьянства и по явлению рынка рабочей силы. Но помимо уплаты чинша крестьяне обязаны были своевременно платить государственные подати и сборы, содержать больницы, лекаря и аптеки, поставлять рекрутов, чинить дороги, доставлять земскую почту, содержать общий страховой амбар, перевозить военные команды и арестантов по требованию местных властей. 4. Духовенство, которое в сложное для государства и народа время должно было содействовать консолидации всех слоев населения, само погрязло в религиозных распрях, усиливая и без того социальную напряженность в обществе. Для решения религиозного вопроса в Речи Посполитой православное, униатское и католическое духовенство прибегало к помощи иностранных держав, что давало повод последним вмешиваться во внутренние дела Речи Посполитой. В результате в связи с проведением ряда радикальных реформ участники движения за сохранение старого феодального порядка и неограниченной власти шляхты не найдя поддержки среди народа попросили помощи военными силами у имеющих свои корыстные интересы на счет РП монархических держав . Тем более , что на территории ВКЛ в это время развернулось широкое повстанческое народное движение, которое надо было срочно подавлять. В таком положении обстановка, сложившаяся на территории Речи Посполитой противопоставлялась спасительному режиму абсолютизма, который гарантировал стабильность жизни своим авторитарным режимом. Таким образом, Речь Посполитая стала жертвой более мощных в тот период европейских держав. После введения войск на территорию Речи Посполитой 5 августа 1772 года в Петербурге были подписаны 3 трактата между Россией, Австрией и Пруссией, по которым каждая из сторон получала часть территории разделенного государства. В состав России вошли восточно-белорусские земли (всего 92 тыс. кв. км.) и почти полутора миллионное население. Пруссия и Австрия в свою очередь - часть польских и украинских земель. В обстоятельствах фактической оккупации иностранными войсками Сейм РП в 1773 году вынужден был согласиться с захватом этих земель. Ой РАЗДЕЛ Предпосылки раздела: 1. Находясь в составе Речи Посполитой с 1569 года,| государственность и право Беларуси претерпело определенные изменения. Они происходили не только под воздействием дальнейшего развития производительных сил и производственных отношений, но и под воздействием других, как внутренних, так и внешних событий, причин, главной из которых был углубляющийся с середины XVII в политический кризис Речи Посполитой. Возникшая в результате Люблинской унии многонациональная Речь Посполитая, составляла целое только вовне, тогда как внутри всегда существовало разделение на Корону (Польшу) и Великое княжество Литовское, которое сохранило свои центральные учреждения, собственную казну, армию и свое законодательство - Статут 1588 г. Постоянные войны, антифеодальные восстания, междоусобная борьба соперничавших магнатских группировок расшатывали государственно-правовые устои Речи Посполитой, углубляя экономический и политический кризисы. К тому же избрание на польский престол в 1697 году саксонского короля Августа П из династии Веттинов привело к созданию в 1697 г личной унии между Речью Посполитой и Саксонией, сохранявшейся до 1763 г. Поведение саксонских королей и их политика в Короне и Великом княжестве Литовского приобретали нередко черты оккупации, что вызывало недовольство у всех слоев населения Речи Посполитой. Во времена правления саксонских королей усилилась религиозная нетерпимость, что также не содействовало социальному миру в Речи Посполитой, углубило общий кризис Речи Посполитой и в итоге привело эту страну к трем разделам ее территории. 3 мая 1791 года была принята первая в Европе и вторая в мире после конституции США Конституция. В результате решения 4-х летнего Вального Сейма вызвали недовольство у противников реформ. Оппозиционеры объединились в конфедерацию, как консервативной польской шляхты, так и российской императрицы Екатерины 2, которая в свою очередь боялась распространения радикальный идей. Снова монархические державы Европы объединяются под лозунгом борьбы с радикальным движением. В 1792 году они объединяются в конфедерацию, о чем было объявлено 14 мая 1772 года на территории Украины, точнее в местечке Тарговица. Чуть позже на сторону конфедератов перешел и король Речи Посполитой, в связи с чем в государстве была установлена власть конфедератов, в соответствии с которой все решения Сейма 1791 года, в том числе и его Конституция были ликвидированы. Снова территория Речи Посполитой была оккупирована иностранными войсками, в следствии чего в 1793 году был заключен русско-прусский договор о 2 разделе Речи Посполитой. В результате Пруссия занимает часть польской территории, России отводятся центральные части белорусских земель и частично украинские земли. Да Расіі адышлі Правабярэжная Украіна, а таксама цэнтральная частка Беларусі з гарадамі Мінскам, Барысавам, Бабруйскам, Рэчыцай, Слуцкам, Навагрудкам, Пінскам і Мазыром. Сейм Речи Посполитой, собравшийся 17 июня 1793 года в Городне, признал очередной захват территорий. Ий РАЗДЕЛ Почле 2 раздела Речи Посполитой наиболее активные слои общества начали поиск путей спасения своего государства. Радикально настроенные граждане решили добиться этой цели путем восстания. Его руководителем был избран наследник древнего белорусского рода - Андрей Костюшко. Была объявлена цель восстания - восстановление Речи Посполитой в границах 1772 года и продолжение реформ. .На территории Великого княжества Литовского восстание началось 16 апреля 1794 года. В ходе подавления восстания государства-участники борьбы с восставшими начали соперничество за оставшуюся часть Речи Посполитой. 13 октября 1795 года была подписана конвенция между Австрией, Пруссией и Россией об окончательном разделе Речи Посполитой. К России по этому разделу отошли западнобелорусские земли, за исключением Белостокской области, которая до 1807 года оставалась под властью Пруссии, часть литовских и украинских земель (Расія далучыла Літву, заходнюю частку Беларусі і Заходнюю Валынь). Пруссии достались польские земли с Варшавой, Австрии - польские земли с центром в Кракове. В очередной раз Речь Посполитая стала жертвой в первую очередь предательства своей политической элиты, так как сразу поле 3 раздела, 25 ноября 1795 года, от престола отрекся Август. 28. Особенности грамадскага і дзяржаўнага строя Северо-Заходняга краю Расійскай імперыі. Органы местного саслоунага самакиравання и суда на тэрыторыиЗаходних губерняу Рассийскаяимперыи в концы XVIII -начала 60-х гг.XIX ст. Генерал-губернаторство - 1) Генерал-губернатор 2)канцелярия 3)Губерния (3.1 Уезд.- 3.2 Состояния (волости)).13 июля 1876 г. - согласна положения Ка-мітэта министров генерал-губернаторы имели про-в выдавать обязательные постановления по пытан-нях общественного порядка и безопасности. 14 августа 1881 г. - "Положение о мерах по покровительству государственного парад-ку и общественного спокойствия". Генерал-губернаторы имели право объявлять местности на положения "узмоцненнай охранения". Неограниченные полномочия получили генерал-губернаторы в местностях, оглашенных на военном положении. Губерния -[1)Губернатор:Губернское управление,Почтамт,Лекарственная управа,Губернский прокурор,Граничная контора,Прыказ общественной безопасности,Рекрутские управы.2)Вейте-губернатор:Казенная палата] Губерния -Губернатор -1)Вейте-губернатор;2)Губернское управление.Дворянские сословные учреждения-1)Дворянское собрание,2)Губернский прадвадзіцель предводитель Губернское управление(Общее прысутнічанне (губернатор, вице-гу-бернатар, советники, асессоры),Канцелярия отделения). Состав канцелярии - вице-губернатор, советники - 2, прокурор, секретари - 4, протоколист из помощником, межевщики - 2, служачыя канцелярии - 32, архивист, врачи - 4, стражники - 3, палач, губернский комиссар, переводчики - 2. Всего - 56 особ. Уезд - Капитан-исправник-(Уездное казначейство,Почтовый дом,Нижний земский суд 3 засядальнікі) Должностные лица - уездные предводитель, харужы, врач, казначей (казначей), зем-лямер, поштамейстэр и др. Уезды из 1787 г. делились на состояния. Ими управляли становые приставы из отставных офицеров. Основные функции - полицейские. Волость-(Волостной голова,Волостное управление(волостной голова, 2 засядальнікі, писец)) Город-(Городничий Городское управление,Городской магистрат) Должностные лица: городничий, приставы криминальных и штатских дел, 2 ратманы, лавники.
29. Буржуазные рэформы ў Расійскай імперыі. Асаблівасці іх правядзення ў заходніх губернях. 1. земской реформы 1864 года в белорусских губерниях. Земская реформа, объявленная 1 января 1864 г., предусматривала создание в уездах и губерниях выборных учреждений для управления местным хозяйством, народным просвещением, медицинским обслуживанием населения и другими делами неполитического характера. В Беларуси в связи с событиями 1863-1864 гг. правительство не осмелилось вводить выборные упреждения. Политика недоверия местным помещикам продолжалась до 1911 г., когда в восточных губерниях Беларуси были созданы земства, и то согласно специальному выборному закону. Городская реформа. С опозданием на 5 лет в Беларуси была проведена городская реформа (принята в 1870 г.). Она провозглашала принцип всесословности при выборах органов городского самоуправления - городской думы и городской управы во главе с городским головой. Право выбирать и быть избранными в городскую думу имели горожане с 25-летнего возраста, которые платили городские налоги. В свою очередь, они подразделялись на три выборные курии (в зависимости от размера выплачиваемого в городскую казну налога). В первую входили самые крупные плательщики, платившие треть общей суммы городских налогов, во вторую - средние налогоплательщики, которые также платили треть городских налогов, в третью - мелкие налогоплательщики, выплачивавшие остальную треть общей суммы. Рабочие, служащие, интеллигенция, составлявшие основную массу населения городов, не имели возможности участвовать в городском самоуправлении, поскольку не платили налоги в городскую казну. Городская дума не подчинялась непосредственно местной администрации, но надзор за деятельностью думы осуществлял губернатор через специально созданные губернские учреждения по городским делам. Городской голова в крупных городах утверждался на своей должности министром внутренних дел, а в мелких - губернатором. Дума имела право облагать налогами имущество и прибыль частных лиц, но в очень ограниченных размерах - не более 1% стоимости недвижимости либо торговой или промышленной прибыли. При этом более половины собранных средств использовалось не на городские, а на казенные нужды - содержание полиции и органов власти. Военная реформа. Реформирование армии в России началось в 1862 г., когда были созданы 15 военных округов (в том числе и Виленский, в который вошли все белорусские губернии) и сокращены сроки службы: в сухопутном войске до 7 и на флоте до 8 лет. В 1867 г. был принят новый военно-судебный устав, исходящий из принципов судебной реформы 1864 г. В соответствии с ним вводились три судебные инстанции - полковой, военно-окружной и главный военный суд. На время войны создавался Главный полевой военный суд. Решения военных судов подлежали утверждению полкового и окружного военачальников. Все мужчины с 20-летнего возраста должны были служить в армии (кроме коренного населения Средней Азии, Казахстана, Сибири и Севера). В сухопутных войсках срок обязательной службы понижался до 6 лет, службы в запасе - до 9 лет, на флоте - соответственно до 7 и 3 лет. Реформа образования. Реформирование школьной системы, которое началось в 1864 г., также носило буржуазный характер. Школа провозглашалась всесословной, увеличивалось число начальных школ, вводилась преемственность различных ступеней обучения. В отличие от центральных губерний России в Беларуси не было земских школ и общественность не допускалась к управлению народным образованием. Для Беларуси и Литвы были разработаны специальные «Временные правила для народных школ». В соответствии с ними в каждой губернии открывались дирекции народных училищ из числа чиновников, которые осуществляли наблюдение за работой школ, принимали на работу и увольняли учителей, давали разрешение на открытие новых школ. Общее среднее образование давали семилетние гимназии, подразделявшиеся на классические и реальные. В классических гимназиях в основу обучения было положено преподавание так называемых классических языков - греческого и латинского, а также гуманитарных дисциплин. Реальные гимназии увеличивали объем преподавания математики и природоведения за счет древних языков. Выпускники классических гимназий получали право поступать без экзаменов в университеты. Тем, кто окончил реальные гимназии, доступ в университеты был ограничен. Они могли поступать в высшие технические учебные заведения. В 1871 г. реальные гимназии были преобразованы в шестиклассные реальные училища, в которых резко сокращалось преподавание общеобразовательных дисциплин и расширялось изучение прикладных, технических наук. Выпускники этих училищ уже не могли поступать в технические институты без экзаменов, а прием их в университеты был запрещен. С этого же года в классических гимназиях прекращалось преподавание природоведения, наполовину сокращалось количество часов по литературе и истории и соответственно увеличивалось время на изучение древних языков. Из-за довольно высокой платы за обучение возможность получить хорошее образование имели преимущественно представители привилегированных и состоятельных сословий. Для жителей Беларуси положение осложнялось еще и гем, что в крае не было ни одного высшего учебного заведения. Цензурная реформа. Новый цензурный устав, принятый в 1865 г., значительно расширил возможности печати. Отменялась предварительная цензура для произведений объемом 10 печатных листов и более, а для переводов - 20. Издания меньших объемов подлежали предварительной цензуре. Крупным периодическим изданиям дозволялось выходить без предварительной цензуры, но только при внесении большого денежного залога. При этом органы власти имели право контроля и применения различных санкций к нарушителям закона о печати - от денежных взысканий до закрытия «неблагонадежных» газет и журналов. Однако это касалось прежде всего центральных изданий и издательств. В Беларуси до середины 1880-х гг. все периодические издания зависели от правительственных учреждений и православной церкви. Финансовая реформа.Важной составной частью являлись финансовые реформы. Эти реформы сильно повлияли на экономическое и социальное развитие России. Россия вышла из Крымской войны с расстроенной финансовой системой, страна находилась на грани банкротства. Надо было многое менять. Необходимо было навести порядок в бюджетной сфере. Бюджет был секретным. Сведения о государственных доходах и расходах составляли государственную тайну. Бюджет не был всеохватывающим. Многие ведомства имели свои источники дохода и распоряжались ими как хотели. Был низкий уровень сметной дисциплины. В 1860 г. был учрежден Государственный банк. С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов. Бюджет стал гласным. Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу). Деньги, отпущенные на одни нужды, свободно тратились на другие. По закону если распорядитель кредитов (министерство) получало какие-то деньги на год, и эти деньги не израсходовало, образовался остаток, то этот остаток образовывал экономический капитал и министерство имело право дальше распоряжаться им по своему усмотрению, могли тратить как хотели, а в казну не возвращали. Когда вводили эту систему экономических капиталов, то преследовалась как будто-бы благая цель, имелось в виду побудить учреждения рачительно обращаться с государственными средствами: сэкономили, вот в вашем распоряжении премия. Первым шагом на пути финансовой реформы явилось издание в 1862 году новых местных бюджетных правил о порядке составления бюджета. Термин «бюджет» не употреблялся, называлось «государственная роспись доходов и расходов». Бюджет был сделан всеохватывающим. Доходы всех учреждений вносились в общегосударственную роспись. Бюджет был сделан обязательным для исполнения. Были ликвидированы экономические капиталы. Не израсходованные к концу сметного года деньги министерствами возвращались в казну. Был реорганизован аппарат государственного контроля. Государственный контроль получил право знакомиться с подлинными документами, а не только генеральными отчетами. На местах, в губерниях с 1864 года были созданы местные органы контроля – контрольные палаты. Они не подчинялись губернатору, были поставлены совершенно не зависимо, подчинялись только центральному аппарату государственного контроля. Значение реформ. Буржуазные реформы 1860-1870-х гг., начиная с отмены крепостного права, привели к значительным переменам в политической жизни России. Был сделан шаг вперед по пути преобразования феодальной монархии в буржуазную. Вместе с тем реформы несли в себе пережитки феодализма, были непоследовательными и ограниченными. Большие отличия реформ в Беларуси от других регионов России, а также сроки проведения придавали им еще более ограниченный и непоследовательный характер, делали социально- экономическую ситуацию в белорусских губерниях сложной и противоречивой. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 608. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |