Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Вышэйшыя і мясцовыя органы власти Рэчы Паспалітай (1569–1795 гг.).
ВЫСШИЕ ОРГАНЫ ГОСВЛАСТИ РП Законодательная власть в стране принадлежала Вольному сейму. Сеймы разделялись на обычные, что созывались королем, и чрезвычайные. Чрезвычайные сеймы мог созывать руководитель католической церкви в Речи посполитой примас (архиепископ Гнезненскі) в случая смерти короля или его отрицания от трона. Для избрания нового короля созывались три сеймы: канвакацыйны, элекцыйны и коронационный. На канвакацый-ным сейме определяли время и место выборов короля, выпрет-цоўвалі условия договора из кандидатами на престол; на элек-цыйным - проводили выборы и заключали соглашение "Пакта конвента"; торжественная коронация и присяга короля ажыц-цяўляліся на коронационном сейме. Вальны сейм был двухпалатный и включал в себя Сената и Посольской ізбы (Палата депутатов). Сенат являлся высшей палатой сейма. Сюда входили высшие служебные асо-бы государственного аппарату, верхи католического духовенства, вая-воды и коменданты. Количество сенаторов доходила к 150 ча-лавек. Эта цифра могла варьировать, что зависело от памян-шэння или увеличения территории государства и ее от-міністрацыйна-территориального раздела. Первое место в Сенате занимал Гнезненскі архиепископ. За им сидели обыкновение ныя епископы и только потом - светские должностные лица (каш-таляны, воеводы и т.д.)- Такое расписание сенаторов свидетельствовать о клерикальном направлении власти в Речи посполитой. Старшие сенаторы сидели в стульях, младшие - на скамьях. Как пера-жытак прошлого сохранилась процедура выбора сеймам из числа сенаторов 28 человек в Королевский совет терминам на два годы. Сенаторы - советчики короля делились на четыре гру-пы (по семь человек в каждой) и работали в Королевском совете по шесть месяцев. Посольская ізба была более низкой палатой сейма. В ее входили представители (послы-депутаты) от шляхты отдельных уездов или земель конфедеративного государства, а также не-большое количество депутатов от мещан наиболее важных в политических и экономичных отношениях городов. Посольская ізба с течением времени стала главной частью сейма. Депутаты в Посольскую ізбу выбирались шляхтой на уездных сойміках, которые созывались во ВКЛ за шесть недель к Вальнага сейма. Избирательный округ, в зависимости от исторических условий скла-дання или величины территории, посылала на общий дзяр-желны сейм от одного к восьми послов. Вальны сейм созывался королем через каждые два годы в Варшаве. Однако в связи из сепаратистским шляхетским движением в Большом княжестве Литовским в середине XVII ст. против короля Речи посполитой Яна Сабескага Полынча пошла на уступкі шляхте ВКЛ и на сейме 1673 г. было принята рашэн-не каждый третий сейм собирать в Гродно. Компетенция Вальнага сейма Речи посполитой была широкой. Практично любимые вопросы государственного управления и законодательство, избрание короля, созывание ополчения, аб'яўленне войны и заключение мира, устанаўленне подоткал для шляхты на случай вя-дзення войны. Однако надо отметить, что для пр; іняцця постановления требовалось единогласное ее одобрение. Довольно было одному депутату не согласиться из ей и наложить свои "уеіо" , как это постановление отклонялось. После Вальнага сейма депутаты созывали по уездам да называемые реляционные соймікі, на которых делали отчеты. Местные органы власти РП 1)СОЙМИК(СЕЙМИК) Как элемент системы органов государственной власти-законодательной,исполнительной и судебной-имел двойной характер, одновременно был парламентским институтам государства органам местной власти и самоуправления.Шляхта видела в сойміках непосредственное представительство своих интересов и стремилась расширить сферу их деятельности и кампетэнцы ВИДЫСОЙМИКАУ: *ПЕРАДСОЙМАВЫ *РЕЛЯЦИОННЫЙ(разглядалисьмижнародныя дела,послы дакладвали о выниках своей дзейнасци) *КАПТУРОВЫ(выбирали кандыдатау на место монарха ВКЛ) *ДЭПУТАЦКИ(выбирали суддзяу Трибунала ВКЛ) *ЭЛЕКЦЫЙНЫ(выбирали суддзяу) *ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ(решение гаспадарских спрау) *ПОПИСАВЫ(шляхецкияпераписы армия) Постепенно соймікавы строй приходил в упадок из-за политической зависимости мелкой и даже средней шляхты от магнатов, что было связана со слабостью государственного аппарату, в особенности из отсутствием значительного влияния центр. исполнительной власти на регионы Речи посполитые.
Судовая сістэма Рэчы Паспалітай. Что касается системы исполнительной власти в Речи посполитой, то в соответствия из законом страны ее возглавлял король, который из конца XVI ст. был выбираемый. Правовое положение короля регулировалась общегосударственными актами "Пакта конвента" и "Генрыкавы статьи", и Статусам 1588 г. Согласна из "Пакта конвента" Генрык Валуа, какой пруд в 1573 г. королем Речи посполитой, обязывался заключить вечный со-юз из Франдьіяй, расширять торговлю из ей Речи посполитые, подтвердить все права и привилегии шляхты и т.д.1. В "Генри-кавых статьях" помещались основные принципы, что вы-значалі полномочия королевской власти и сейма. В адроз-ненне от "Пакта конвента", который складывался для каждого прет-тэндэнта на королевский трон и заключался из им, "Генрыкавы статьи" носили неизменный характер и каждый выбранный король обязанный был их подтвердить. В связи из тем, что Генрык Валуа не сделал этого, они приобрели силу закона только при ка-ранацыі Стефана Батория 30 мая 1576 г. и затем пацвярджа-лейся всеми бусами Речи посполитой. В "Статьях" абвяш-чаліся свободное избрание короля, обязанность созывать сейм раз в два годы терминам на шесть недель, не созывать общее ополчение (посполитое рушэнне) без согласия сейма. Королю без согласия сейма запрещалась устанаўліваць новые налоги, по-шліны и інід- Предусматривалась, что когда король действовал вопреки праву и своим обязанностям, то шляхта могла адмо-виться от подчинения ему и выступить против после троекратного предупреждения из стороны примаса, потом сойміка и, наконец, сойма2. Отказ от подчинения провозглашалась в виде вооруженных конфедераций (рокашаў) (Слуцкая 1767 г., Барская 1768 г., Таргавіцкая 1792 г. и др.). Таким чь'нам, ни король, ни сейм не имели право намеціць его преемника. В связи с этим систематическо после смерти каждого короля начиналось безвластие, которое тянулась от нескольких месяцев к нескольким годов. (интэррэкс).
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 664. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |