Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Общественный и государственный строй беларускіх зямель у складзе Рэчы Паспалітай (1569-1763 гг.).




Главенство в политической системе Княжества переходила от Радзивиллов к Пацов, от Пацов к Сапег. В конце XVII в. последние захватили все главные посты в политической иерархии Княжества. Казимир Сапега был великим гетманом, его брат Бенидикт - подскарбием. Это позволяло им контролирую-вать экономику, финансы, армию. По свидетельству современников, Сапеги хотели «украсить себя литовской короной». Диктаторские устремления Сапегов вызвали решительное сопротивление со стороны широких шляхетских масс. Оно отразилось в принятом литовским сеймом 19 июня 1697 г. акте «уравнивание прав Великого Княжества и Короны». Суть его сводилась к расширению шляхетских свобод и абмежа-вания магнатского своеволия. Так, право сбора налогов переходила от подскарбия к избранным шляхтой на сейме сборщиков. Гетман терял право неприкосновенности и мог быть привлечен к суду за свои противоправные поступки. Отменялся обычай, согласно которому решение трибунала всту-пала в силу только после того, как было закреплено печатал-кой великого канцлера. Таким образом, существенно ограничивались прерогативы органов власти ВКЛ, находившихся вруках магнатов. Вместе с тем унификация некоторых прав Княжества и Короны имело и отрицательную сторону, так как ограничивало автономию княжества в составе Речи Посполитой. Опасность потери государственности, а также недовольство политическим кризисом в Речи Посполитой, вызванным шляхетской анархией и децентрализацией власти, стали причинами принятия на сейме в Вильно 24 ноября 1700 г. Так называемой «Литовской постановления». Суть этого нормативного акта заключалась в разрыве унии с Польшей, установлении в ВКЛ неограниченной монархии. Причиной упадка княжества провозглашался союз с Польшей, и, чтобы остановить развал государства, депутаты требовали выйти из унии, избавить край от анархии, навязанной Польшей, и вернуться к неограниченной власти великого князя, которая была при Гедимин, Ольгерд, Витовте. Абсолютное ма-НАРХИЯ виделось залогом преодоления магнатского деспотизма и экономического процветания княжества. Но отсутствие единства в шляхетской среде ВКЛ, а также сложные международные отношения (Северная война России со Шве-цией, в которую было вовлечено Княжества) не дали возможности для реализации как первой, так и второй программы рэфар-формированием государства. Идеи этих двух актов широко обсуждались в 70-90-е гг. XVIII в. и нашли определенное отражение в принятых сеймом законах, известных под названием Конституция 3 мая 1791 г. Законодательная власть в стране принадлежала свободного сейма. Сеймы делились на обычные, что созывались королем, и чрезвычайные. Чрезвычайные сеймы мог созвать глава католической церкви в Речи Посполитой примас (архиепископ Гнезненский) в случае смерти короля или его отказа от трона. Для избрания нового короля созывались три сеймы: конвокационном, элекционные и коронационный. На конвокации-ным сейме определяли время и место выборов короля, вырабатывали условия договора с кандидатами на престол; на элекционном - проводили выборы и заключали соглашение "Пакта конвента»; торжественная коронация и присяга короля осу-цявлялися на коронационных сейме. Вальный сейм был двухпалатный и состоял из Сената и Посольской избы (Палата депутатов). Сенат являлся высшей палатой сейма. Сюда входили высшие должностные ли ца-бы государственного аппарата, верхушка католического духовенства, вая-воды и каштеляны. Количество сенаторов доходила до 150 ча-ловека. Эта цифра могла варьировать, что зависело от уменьшения или увеличения территории государства и его от-министрацыйна-территориального деления. Первое место в Сенате занимал Гнезненский архиепископ. За ним сидели обычай ные епископы и только потом - светские должностные лица (каш-кастелян, воеводы и т.д.) - Такой расклад сенаторов свидетельствует о клерикальным направлении власти в Речи Посполитой. Старшие сенаторы сидели в креслах, младшие - на скамьях. Как пере-жытак прошлого сохранилась процедура выбора сеймом из числа сенаторов 28 человек в Королевскую раду сроком на два года. Сенаторы - советчики короля делились на четыре группы (по семь человек в каждой) и работали в Королевской раде по шесть месяцев. Посольская изба была ниже палатой сейма. В нее входили представители (послы-депутаты) от шляхты отдельных уездов или земель конфедеративного государства, а также небольшое количество депутатов от мещан наиболее важных в политическом и экономическом отношении городов. Посольская изба со временем стала главной частью сейма. Депутаты в посольском избу выбирались шляхтой на соймика, которые созывались в ВКЛ за шесть недель до Вального сейма. Избирательный округ, в зависимости от исторических условий составлена ​​нию или величины территории, посылала на общий госу-дарственных сейм от одного до восьми послов. Вальный сейм созывался королем через каждые два года в Варшаве. Однако в связи с сепаратистским шляхетском движением в Великом княжестве Литовском в середине XVII в. против караля Речи Посполитой Яна Собеского Польшу пошла на уступки шляхте ВКЛ и на сейме 1673 г. было принято Рошен-не каждый третий сейм собирать в Гродно. Компетенция Вального сейма Речи Посполитой была широкой. Практически любые вопросы государственного управления и законодательства, избрание короля, созыв ополчения, объявление войны и заключение мира, установление налогов для шляхты на случай бо-дения войны. Однако нужно отметить, что для пр; иняцця постановления требовалось единогласное ее одобрение. Довольно было одному депутату не согласится с ней и наложить свои "уеио", как это постановление отклонялась. После Вального сейма депутаты созвали по уездах так называемые реляционные сеймики, на которых делали отчета. Что касается системы исполнительной власти в Речи Посполитой, то в соответствии с законом страны ее возглавлял король, который с конца XVI в. был выбираем. Правовое положение короля регулировалось общегосударственными актами "Пакта конвента» и «Генриховы статьи", и Уставом 1588 г. Согласно "Пакта конвента" Генрик Валуа, ставший в 1573 г. королём Речи Посполитой, обязывался заключить вечный союз с ФранДЬияй, расширять торговлю с ей Речи Посполитой, подтвердить все права и привилегии знати и т.д.1. В "Генриховы статьях" содержались основные принципы, которые определяли полномочия королевской власти и сейма. В адроз-ние от "Пакта конвента», который складывался для каждого пре-Тенденция на королевский трон и заключался с ним, "Генриховы статьи" носили постоянный характер и каждый избранный король обязан был их подтвердить. В связи с тем, что Генрих Валуа не сделал этого, они приобрели силу закона лишь при ка-ранацыи Стефана Батория 30 мая 1576 года и затем подтверждать-лись всеми королями Речи Посполитой. В "Статьях" абвяш-лись свободное избрание короля, обязанность созвать сейм раз в два года сроком на шесть недель, не созвать общее ополчение (посполитое рушенье) без согласия сейма. Королю без согласия сейма запрещалось устанавливать новые налоги, по-шлины и иниД- Предусматривалось, что если король действовал вопреки праву и своим долгом, то знать могла отказаться от подчинения ему и выступить против после трехкратного предупреждения со стороны примаса, потом сеймики и, наконец, сейма. Отказ от подчинения провозглашалась в виде вооруженных конфедераций (рокошей) (Слуцкая 1767 г. Барская 1768 г. Тарговицкая 1792 году и др.). Таким образом, ни король, ни сейм не имели права наметить его преемника. В связи с этим систематически после смерти каждого короля начиналось безвластие, которое длилось от нескольких месяцев до нескольких лет. (Интэррэкс) .Такiм образом, с одной стороны, Речь Посполитую можно определить как ограниченную монархи, а с другой - король Речи Посполитой был выборный, а потому больше напоминал пожизненного президента, чем монарха. Приняв во внимание вышесказанное, можно сделать вывод, что Речь Посполитая по форме скорее похожа на республику, чем на монархи. Так оценивала форму правления страны i государственное право, поэтому и название "Речь Посполитая" в переводе значит "республика". Вся власть в этой республике принадлежала вальных сеймов i уездным соймiкам, которые состояли исключительно из панов-магнатов i шляхты. Ниже талии (сасловi) страны никаких политических прав не имели i были безгалоснай, бесправной массой. Поэтому Речь Посполитая фактически являлась барской, шляхетской республикой без всяких оценок демократизма.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 534.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...