Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Особенности расторжения крепостного права на тэрыторыi Беларусi.




1858-1860 гг. на Беларуси более чем 40 крестьянских выступлений. Правительство Александра II, понимая, что в обществе сложилась взрывчатая ситуация и предотвратить ее можно только упразднением крепостного права, начал подготовку крестьянской реформы в западных губерниях.

19 февраля 1861 г. Александр II подписал адобраныя Государственным советам законодательные акты - Положение о крестьянах, которые вышли из крепостной зависимости, и Манифест о отмене крепостного права. В соответствия из законом помещики лишались право распоряжаться крестьянином, который получал личную свободу и все права. В конфиденциальности, он мог сам обращаться в государственные учреждения, заключать торговые и другие здзелкі, переезжать в город, записываться сословия мещан и купцов, поступать на службу или в учебное учреждение.

 Согласно октавам от 19 февраля вся земля поместий провозглашалась собственностью помещиков. Крестьянину давалась в пользование определенное количество пахотной земли, однако он не являлся ее собственником, а к заключению выкупной здзелкі находился в состоянии временнообязанного и исполнял на пользу помещика определенные повинности в виде барщины или оброка.

 Поземельные отношения между помещиками и временнообязанными крестьянами регулировались уставными грамотами, в которых указывались размеры земельного надела и повинности за его.

 Приобретение крестьянами зямель в собственность ажыццяўлялаей через выкуп. На Беларуси она былиў 3-4 разы большей, чем средняя рыночная. Неабх. для выкупа грошей в крестьян не было, При выкупе крестьяне платили 20 % соответствующей суммы, а остальные 80 % помещикам давало государство. Крестьяне, делались ее должниками на 49 годов и должны выплачивать да называемые выкупные платежи.

Условия отмены крепостного права не были принятый беларуским крестьянством и послужили толчком к развитию 

широкого крестьянского движения, кульминацией которого К. Калиновского. Таким образом, в 1863 г. феодальные отношения в Беларуси были ликвидированный путям прекращения временнообязанного состояния.

 После реформы 1861 г. произошли значительные смены в мяс-цовых органах государственного управления и самоуправления. В дополнение к старому государственному полицейскому аппарату создавались новые органы власти и престолы: в губерниях - гу-бернскія по крестьянским делам учреждения ("прйсутствйя"); в уездах- мировые посредники и уездные мировые съезды, из 1874 г. - уездные па крестьянских делах учреждения и из 1889 г. - земские участковые начальники и их уездные з'ез-и; в валасцях - волостные собрания, волостной председатель, во-ласное управление, волостной крестьянский суд; в деревнях - сельс-кі собрание, сельский старастат.

31. Контрреформы вў Расійскай імперыі ў другой палове ХІХ ст.

Александр III. Новый император, как и его предшественник, рано приобщился к государственным делам, проявил себя как незаурядный военный. Он вошел в историю как царь - "Миротворец", так как был убежденным противником разрешения международных проблем военными средствами. Его политические взгляды были глубоко консервативными. Они заключались в приверженности принципам неограниченного самодержавия, религиозности и русофильства. Это побуждало его к мерам, направленным на укрепление существующего строя, насаждение православия и русификацию окраин России. Его ближайшее окружение составляли наиболее реакционно настроенные политические и общественные деятели, среди которых особо выделялись обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев, министр внутренних дел граф Д.А. Толстой и публицист М.Н. Катков.
Потрясенный убийством отца и под давлением своего окружения, Александр III отверг предложения М.Т. Лорис-Меликова. В апреле 1881 г. был обнародован манифест "О незыблемости самодержавия". В августе последовало "Положение о мерах к сохранению государственной безопасности и общественного спокойствия". "Либеральные бюрократы" были отправлены в отставку. Началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике.
Изменения в системе местного управления. Сельская крестьянская администрация была в 1889 г. подчинена земским начальникам. Они назначались из потомственных дворян и полностью контролировали жизнь русской деревни. В 1890 г. новое "Положение о губернских и уездных земских учреждениях" во многом ограничило функции земств и усилило в них позиции дворян. "Городовое положение" 1892 г. укрепило роль дворянства и крупной буржуазии в городских думах, расширило систему опеки и вмешательство правительства в городское самоуправление.
Изменения в области образования и печати. Правительство стремилось полностью подчинить среднюю школу контролю государства и церкви в лице Синода. В 1887 г. был введен циркуляр о "кухаркиных детях", не допускавший прием в гимназии детей лакеев, прачек, мелких лавочников и т.д.
В 1884 г. новый университетский Устав ликвидировал автономию вузов. Одновременно был усилен полицейский надзор за студентами и увеличена плата за обучение. Из университетов были уволены многие прогрессивные профессора. Было свернуто женское высшее образование.
"Временные правила о печати" 1882 г. покончили с либеральной политикой 60-х годов в области цензуры. Право закрывать любое издание получило не только министерство внутренних дел, но и обер-прокурор Синода. Правительство оказывало поддержку "правым" изданиям, среди которых выделялись "Московские ведомости" М.Н. Каткова. Цензура при Александре III была еще более жесткой, чем при Николае I.
В целом во внутренней политике второй половины XIX в. проявлялись и прогрессивные, и реакционные тенденции. Несмотря на контрреформы, правительству Александра III все-таки не удалось окончательно уничтожить земства и городское самоуправление. Они остались центрами объединения либералов. Сохранилась система судопроизводства. В ходе завершения военной реформы наметилась некоторая демократизация офицерского корпуса. Правительство было вынуждено сделать новые шаги в решении крестьянского вопроса. Были понижены выкупные платежи и прекращено временнообязанное состояние крестьян. Законами 80-х годов о штрафах, о фабричной инспекции, о запрещении ночной работы для женщин и подростков было положено начало правительственной регламентации взаимоотношений между предпринимателями и рабочими. Однако главным образом социальная направленность внутренней политики 80-90-х годов состояла в усилении позиций дворянства, значительно ослабленных общим ходом исторического развития страны.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 413.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...