Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Рекомендации для развития креативности и творческих качеств




А) Рекомендации, по развивающей деятельности, среди волонтеров, для психологов, педагогов и руководителей волонтерских организаций

Основной целью программы развития креативности и творческих способностей является осознание креативности в себе и ее развитие.

Задачи:

1) осознания и преодоления барьеров проявления креативности;

2) осознания характеристик креативной среды;

3) формирование навыков и умений управления креативным процессом.

Тренинг креативности дает возможность, не создавая критических уровней напряжения, получить личностно окрашенную обратную связь.

Предложенные упражнения позволяют осознать феномен творчества и развивать умения и навыки управления его механизмами и латентными факторами, обуславливающими их успешное функционирование. Они могут быть использованы для развития гибкости мышления, принятия решений, решения проблем. Кроме того упражнения могут применяться на практических занятиях по психологии творчества, общей и социальной психологии.

В ходе работы участники тренинга получают возможность для осознания того, что такое креативность, каковы ее проявления, а также барьеров, препятствующих актуализации их собственных творческих ресурсов.

При этом психолог ориентируется на следующую последовательность шагов:

- детализация образа проблемы и ее кроссмодальное сопряжение с содержанием накопленного опыта;

- использование эвристических приемов и техник управления креативным процессом;

- воплощение найденного решения или варианта поведения в реальность. Содержание тренинга креативности (Приложение 6)

Б) Рекомендации для волонтеров

- Подбивайте свои счета без помощи калькулятора.

- Добейтесь одинакового владения обеими руками. Заставляйте себя делать письменные заметки, набирать номер телефона, резать мясо не доминирующей рукой.

- Прочтите первых десять страниц бульварного романа. Завершите эту историю сами.

- Раскладывая на обеденный стол салфетки, сворачивайте их в причудливые формы.

- Сидя в транспорте, замечайте номерные знаки соседних автомобилей, без бумажки суммируйте цифры, результат возводите в квадрат, а потом делите на семь.

- Смотрите телевизор с выключенным звуком и пытайтесь понять, что происходит на экране. Сочините свою историю.

- Направляясь в магазин за покупками, не делайте список покупок.

- В следующий раз, когда сядете играть в бридж или покер, следите за сданными картами, не перекладывая свои по мастям.

- Вырежьте из журналов несколько фотографий: рисунки отдельно, подписи к ним отдельно. Перемешайте всё и распределите подписи к карикатурам наугад. Получилось что-нибудь интересное? Не наталкивает на мысли о новой подписи или новой карикатуре?

- Делайте перечни подпроблем, на которые можно разделить сложные проблемы.

- Каждый день открывайте наугад словарь и прочитывайте страницу целиком, с примерами.

- В следующий раз, когда доведется попасть в незнакомый город, не берите с собой карту. Читайте дорожные знаки и указатели. Попробуйте определить, у какого местного жителя можно спросить дорогу.

- Придумайте новое блюдо из остатков, которые можно собрать в холодильнике, и припасов, застрявших в укромных уголках кухонных шкафчиков.

- Прочитайте что-нибудь из выученного наизусть, но с конца.

- Всюду носите с собой карандаш (или ручку) и бумагу. Сидя в метро, в приемной своего врача и т.д., зарисовывайте всё, что видите. Не обязательно работать на персональную выставку в Эрмитаже. Зарисуйте, например, кофейник, поставленный на корешок депозитного чека. Нарисуйте стул на полях журнала. Попробуйте изобразить все его четыре ножки в пространственной перспективе.

- В следующий раз, когда сломается какой-то предмет кухонного или садового инвентаря, не торопитесь покупать новый. Почините его или сымпровизируйте какую-нибудь замену.

- Удовлетворяйте свое любопытство. Если вы чем-то заинтересуетесь, посмотрите в справочниках, позвоните кому-нибудь, спросите.

- Придумайте хотя бы десять способов использования треснутых чашек.

- Начните изучать иностранный язык.

- Будьте смелы в любом деле. Добавьте, например, макароны в консервированную фасоль.

- В каждом четвертом походе в гастроном кладите в свою тележку только те продукты, которых до сих пор не покупали.

- Делайте анаграммы из слов, увиденных на дорожных знаках.

- Вспомните и перечислите письменно все предметы одежды, которые висят в вашем шкафу в спальне.

- Рассмотрите какое-нибудь рекламное объявление в журнале или газете. Подумайте, что бы вы улучшили в его графическом оформлении? Придумайте новый рекламный лозунг для этой продукции. Предложите лучшее се коммерческое название.

- По меньшей мере раз в день усиливайте приток крови к мозгу, стоя на руках, свесив голову с края кровати или долго завязывая шнурки в наклоне, не сгибая коленей.

- Практикуйтесь в измерениях объема и веса на глаз, когда готовите пищу.

- Если ваше домашнее животное незатейливо зовут Тузик, Мурка или Жучка, постарайтесь придумать новое имя, более подходящее ему по характеру. Попробуйте экспериментировать с прилагательными или глаголами. Если осмелитесь, то переименуйте и своих детей.

- Перечислите как можно больше слов, оканчивающихся буквами «ция».

- Сделайте краткий конспект рассказа из какого-нибудь литературно-художественного журнала.

- Приучите себя просматривать содержание и указатели каждой научной, научно-популярной или учебной книги. Примечайте также имя автора.

- Наметьте цели и составьте план действий на следующие пять лет в отношении чего-то серьезного: служебной карьеры, воспитания ребенка, выращивания сада или сортировки старья в подвале.

- Даже если вам поначалу не понравится, заставьте себя разгадывать кроссворды, анаграммы и прочие головоломки в какой-нибудь газете. Проверяйте свои ответы, они печатаются в этом же или следующем номере газеты.



Заключение

 

В психологии творчество изучается главным образом в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.

В узком смысле, творчество - человеческая деятельность, порождающее нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность термин творческий потенциал часто употребляется как синоним понятий «творческая личность», «креативность», «одаренность»: исследователи рассматривают эти качества, как правило, в единстве, совокупности.

Несмотря на широкое использование понятия «творческий потенциал», единства в его определении и содержании нет. Творческий потенциал в психологии трактуется как личностное образование, принадлежащее субъекту, полагающее комплекс внутренних потенций и ресурсов, проявляющихся в деятельности, направленной на получение новых (как для личности, так и для общества в целом) результатов, обеспечивающих возможности творческого роста-развития субъекта на протяжении его жизни.

Выделяются компоненты творческого потенциала: функционально-структурные (ценностно-мировоззренческий, мотивационно-целевой, когнитивный, деятельностный (операционный), креативный, коммуникативный, рефлексивный, эмоционально-волевой, адаптационный); логико-операциональные (способность к установлению причинно-следственных связей; критичность мышления, способность генерировать новые идеи и предъявлять решения в образно-графической форме, способность принятия оптимальных решений); онтосоциогенетические (природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты).

Волонтерство – это реализация тех личностных качеств, которые зачастую остаются нераскрытыми в нашей повседневной жизни.

Человек, включаясь в систему различных видов деятельности, не только совершенствует их, но и совершенствует себя. Иными словами испытывает на себе ее заметные и серьезные эффекты. Волонтерская деятельность не является исключением. При взаимодействии человека с окружающим миром всегда имеет место психологический эффект, выражающийся в изменении личностных особенностей, мотивационно-потребностной и когнитивной сферы, включая ценностные ориентации, интересы и черты характера.

Субъекту добровольчества – волонтеру присущи такие качества, как чувствительность, коммуникабельность, креативность, способность к сотрудничеству, профессиональное отношение, добрая воля работать безвозмездно, терпимость, сильная мотивация и незаинтересованность в получении выгоды. Помимо этого такие личностные качества, как: лидерская способность; любознательность; эмпатия (ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека); доброжелательность; интерес к проблеме; проницательность; позитивность, оптимизм; самокритичность, уверенность в своих возможностях.

Участвуя в волонтерской деятельности, молодой человек приобретает ряд практических навыков, необходимых ему и в повседневной жизни: умение принимать решения; умение вести за собой; умение расположить к себе собеседника; умение слышать и слушать; опыт работы с группой, знание основ психологии; организаторские способности.

Научно подтверждено, что организация и участие в межличностных контактах различных социальных ситуаций способствует развитию таких личностных качеств, как уверенность в себе, общительность, бесконфликтность, эмпатия, толерантность. Более того, принятие ответственности за межличностные отношения позволяет говорить о появлении социальной смелости. Отмечается развитие творческого потенциала, гибкости и нормативности поведения, увеличивается потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. Повышение познавательных потребностей свидетельствует о готовности внутренней когнитивной системы к познанию окружающего мира и самопознанию.

Основными новообразованиями выступают социальная компетентность, интеллектуальная и социальная активность, умение действовать в нестандартных жизненных ситуациях.

Таким образом, в условиях роста социальной конкуренции молодому человеку необходимо уметь творчески применять те знания и навыки, которыми он обладает; уметь преобразовать деятельность таким образом, чтобы сделать её как можно более эффективной. В связи с этим необходимо уделять особое внимание развитию творческой активности личности.

Актуальна проблема формирования творчески активной личности, способной самостоятельно делать выбор, ставить и реализовывать цели, выходящие за рамки, предписанные стандартными требованиями, анализировать свою деятельность. Творческая личность готова не только к постоянным изменениям, но и к принятию этих изменений как возможности получения удовлетворения потребности в решении творческих задач.

Решение проблемы развития творческих способностей студентов предполагает учет и введение в обиход системы образования специальных развивающих средств, так как уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов обучения.

Психологи выделяют следующие методы развития творческого потенциала личности, а также приемы изобретательства, которые способствуют проявлению творчества и направлены на снятие психологической инерции мышления.: мозговая атака (мозговой штурм, мозговой обмолот, брейнсторминг); деловые и ролевые игры; ТРИЗ; приемы творческой деятельности, рекомендованные при решении разнообразных изобретательских проблем: инверсия, аналогия, эмпатия, фантазия, систематическое исследование новых комбинаций.

Из полученных, в ходе исследования данных можно сделать вывод, что большинство испытуемых имеют средние показатели вербальной и невербальной креативности, что говорит о том, что у эти люди обладают гибкостью мышления и развитым речевым аппаратом, у таких людей преобладает способность переходить от одного аспекта деятельности, к другому, такие люди способны выдвигать новые идеи, склонны к изобретательской деятельности. Так же у меньшего количества людей были выявлены высокие показатели по этим шкалам, что говорит о том, что им присуще те же качества, что и испытуемым со средними показателями, однако выраженными в большей степени, либо проявляющихся более ярко.

Так же, в ходе исследования было выявлено, что испытуемые обладают высоким творческим потенциалом, а значит и высокой степенью самореализации. У большинства испытуемых заложен значительный творческий потенциал. У меньшего количества испытуемых наблюдается средний уровень творческого потенциала, что говорит о том, что у этих испытуемых существуют некоторые препятствия для полноценного творчества, что говорит о необходимости развития этих качеств.

В результате проведенного нами исследования можно сделать вывод о том, что высокий уровень творческого потенциала личности обусловлен высокими показателями уровня вербальной креативности. Что является подтверждением, выдвинутой нами гипотезы.

На основе полученных в ходе исследования результатов для испытуемых был разработан комплекс программ тренингов, направленных на психологическое сопровождение сотрудников волонтерского движения, а также составлены практические рекомендации для психологов, педагогов и руководителей волонтерских организаций по индивидуальному и групповому сопровождению волонтерского движения и развивающей работы с сотрудниками.

 

Список использованной литературы

1. Авдулова, Т. П. Психология подросткового возраста / Т. П. Авдулова. - Академия, 2008.

2. Айсмонтас, Б. Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты / Б.Б. Айсмонтас. - Сп-б.: Владос-Пресс, 2009.

3. Акимова Е.В. Система отбора волонтеров для социально-педагогической деятельности / Е.В. Акимова // Проблемы ВУЗовской и школьной педагогики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2005.

4. Актуальные вопросы развития и проявления творческого мышления / Под ред. В.А.Сластенина. // Проблемы педагогического образования: Сб. науч. статей - М.: МПГУ-МОСПИ, 2010.

5. Барадачев, И. Волонтерское движение [Электронный ресурс] // http://www.rusal.ru/volonters.aspx

6. Бердяев, Н. Смысл творчества. Опыт оправдания человека / Н. Бердяев. - Фолио, АСТ, 2002.

7. Бескова, И.А. Как возможнотворческое мышление / И.А.Бескова. - М.: 1993.

8. Благотворительный фонд Вдохновение, история добровольчества [Электронный ресурс] // http://www.vdohnovenie.org/blago/history/dobrovol.php

9. Вагин, Ю.Р. Креативные и примитивные / Ю.Р. Вагин. - Речь, 2002.

10. Википедия. Свободная энциклопедия // http://ru.wikipedia.org

11. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. - Лабиринт, 2010.

12. Гайнеев, Э.Р. От мини-конкурсов - к вершинам мастерства /Э.Р.Гайнеев, Л.Б.Набатова // Профессиональное образование. Столица. -2008. -№11.

13. Гайнеев, Э.Р. Творческо-конструкторская деятельность студентов как средство формирования их критического мышления / Л.Б Набатова, Э.Р. Гайнеев//Среднее профессиональное образование. - 2009. - № 8.

14. Гайнеев, Э.Р. Формирование творческо-конструкторского потенциала обучающихся во взаимодействии с базовым предприятием / Э.Р. Гайнеев. // Среднее профессиональное образование. -2008. - № 4.

15. Гершензон, М.О Творческое самосознани / М.О. Гершензон. - М.: Директ-Медиа, 2008.

16. Грузенберг, С. О. Гений и творчество. Основы теории и психологии творчества / С. О. Грузенберг. - Красанд, 2010.

17. Диденко, Б. Хищное творчество: этические отношения искусства к действительности / Б. Диденко. - М.: 2000.

18. Дьяченко, Е.А. Творческое мышление в структуре профессиональной подготовки студентов бакалавриата по направлению «психология» / Е.А.Дьяченко // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета, январь - март 2010 г. - Пятигорск, 2010. -№ 1.

19. Дьяченко, Е.А. Особенности творческого мышления у студентов -психологов бакалавриата / ЕА. Дьяченко // Межвузовская научная конференция - семинар молодых ученых по результатам исследований в. области психологии, педагогики и социологии, 25 декабря 2009 г.: Сборник трудов, в 3 ч. - Красноярск, 2010. - Ч. 1.

20. Ермолаев-Томин, О. Ю. Математические методы в психологии / О. Ю. Ермолаев. - Томин. Юрайт, 2012.

21. Ефимова, Г.З. Сущность творчески-инновационной системы и её реализация в научно-педагогическом коллективе вузов / Г.З. Ефимова. // Вестник Тюменского государственного университета, - 2010, №4.

22. Ильин, Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности / Е. П. Ильин. - Питер, 2009.

23. Ильина, И. Волонтерство в России // Интернет советы - http://www.isovet.ru/

24. Кашапов, М. М. Психология творческого мышления профессионала / М. М. Кашапов. - ПЕР СЭ, 2006.

25. Козлов, В. Психология творчества. Свет, сумерки и темная ночь души / В. Козлов. - Гала, 2009.

26. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология / Т. В. Корнилова. - Юрайт, 2012.

27. Кэмерон, Д. Путь художника / Д. Кэмерон пер. Д. Сиромаха. - Гаятри/Livebook, 2011.

28. Ларченко, Н. А. Учебный словарь по психологии / Н. А. Ларченко. - Феникс, 2012.

29. Лисецкий, К. С. Психология и профилактика наркотической зависимости / К. С. Лисецкий, Е. В. Литягина. - Бахрах-М, 2008.

30. Любарт, Т. Психология креативности / Т. Любарт, К. Муширу, С. Торджман, Ф. Зенасни, Д. Люсин - Когито-Центр, 2009.

31. Матюшкин, А. М. Психология мышления. Мышление как разрешение проблемных ситуаций / А. М. Матюшкин. - КДУ, 2009.

32. Мудрик, А. В. Социализация человека / А. В. Мудрик. - МПСИ, МОДЭК, 2011.

33. Николаенко, Н. Н. Психология творчества / Н. Н. Николаенко. - Речь, 2007.

34. Овсянико-Куликовский, Д. Н. Вопросы психологии творчества. Пушкин. Гейне. Гете. Чехов. К психологии мысли и творчества / Д. Н. Овсянико-Куликовский. - Либроком, 2009.

35. Подгорнев, В.М. Концептуальные основы художественно-творческого развития личности / В.М. Подгорнев // Преподаватель XXI век, 2011.

36. Подгорнев, В.М. Современные направления художественно-творческого развития учащихся гимназии / В.М. Подгорнев. - Наука и школа, 2010.

37. Подгорнев, В.М. Теоретические аспекты творческого развития ребенка / B.М. Подгорнев. - Наука и школа, 2010.

38. Положение о деятельности волонтеров [Электронный ресурс] // http://www.prpc.ru/met_nko/portf_22.shtml

39. Портал для специалистов, работающих в сфере подросткового здоровья и медицины «Adolesmed.ru» // http://www.adolesmed.ru/

40. Садовская, В. С. Основы коммуникативной культуры / В. С. Садовская, В. А. Ремизов. - Сп-б.: Владос, 2011.

41. Сайназаров, К. Б. Управление волонтерами. Руководство для менеджеров / К.Б. Сайназарова. Электронное издание, 2007.

42. Сидорова, A.B. Формирование творческой позиции у старших ошкольников/ Сидорова A.B. // Культурно-историческая психология. - М.: ГППУ, 2009. № 3.

43. Слотина, Т. В. Психология личности / Т. В. Слотина. - Питер, 2008.

44. Тертель, А.Л. Психология в вопросах и ответах / А. Л. Тертель. - М.:Проспект, 2010.

45. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995г. № 82-ФЗ (ред. от 23.07.2008).

46. Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 11.08.1995г. № 135-ФЗ (ред. от 30.12.2008).

47. Хайд, Л. Как творческий дух преображает мир / Л. Хайд, А. Анваер, В. Широков, Е. Чуковская - Дар. Поколение, 2007.

48. Чуманина, Е. В. Изучение взаимосвязи творческого мышления и самосознания учащихся юношеского возраста / Е.В. Чуманина, Е. В. Храмцова. //Педагогическая наука и образование: проблемы, региональные особенности перспективы развития : материалы все-рос. науч. практ. конф. / Мордов. гос. пед. ин - т. Саранск, 2006.

49. Шадриков, В. Д. Психологическая характеристика нормального человека, или Познай самого себя / В. Д. Шадриков. - Университетская книга, Логос, 2009.

50. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология / И. В. Шаповаленко. - Юрайт, 2012.

51. Шафранов-Куцев, Г.Ф. Творческая активность сотрудников высшего учебного заведения / Г.Ф. Шафранов-Куцев, Г.З. Ефимова. // Вестник Тюменского государственного университета, - 2009, -№4.

52. Шекова, Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения / Е. Шекова. Человек и труд. - 2003. - №4.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 403.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...