Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Глава 2. Эмпирическое исследование творческого потенциала сотрудников волонтерской службы
Организация и методика исследования
Реализация практической части исследования - проведение диагностического обследования проходила в три этапа. На первом – поисковом этапе (сентябрь-ноябрь 2010г.) проводился анализ литературных источников, велись предварительные наблюдения за испытуемыми, подбирались конкретные методы диагностики, разрабатывалась методика психодиагностического обследования. На втором этапе (февраль - август 2011 г.) было проведено эмпирическое исследование, которое включало в себя исследование уровня вербальной и невербальной креативности, диагностику творческого потенциала и креативности, оценку уровня творческого потенциала личности. В начале третьего – оценочно-корректировочного этапа (октябрь-ноябрь 2011г.) осуществлен окончательный анализ полученных в ходе исследования результатов, проведено обобщение результатов диагностики, разработан комплекс программ тренингов, направленных на психологическое сопровождение сотрудников волонтерского движения, составлены практические рекомендации для психологов, педагогов и руководителей волонтерских организаций по индивидуальной и групповой консультационной и развивающей работе с сотрудниками. Экспериментальной базой исследования явились: Адыгейский государственный университет, Адыгейский филиал Московской открытой социальной академии, Майкопский государственный технологический университет. В психодиагностическом исследовании приняли участие студенты 3, 4 и 5 курсов очного отделения различных факультетов, в количестве 25 человек в возрасте от 18 до 22 лет. Для решения практических задач нашего исследования были выбраны следующие методики: методика диагностики невербальной и невербальной креативности (Е. Торренса, адаптация Воронин А.Н.); диагностика творческого потенциала и креативности, тест оценки уровня творческого потенциала личности (Шаров А.С.). Диагоностика невербальной и невербальной креативности (Е. Торренса, адаптация Воронин А.Н.) Диагностика вербальной креативности и диагностика невербальной креативности позволяет оценить: вербальную и образную креативность, а также отдельные креативные способности: беглость, гибкость, оригинальность мышления, способность видеть суть проблемы, способность сопротивляться стереотипам; прогноз адаптации креативных учащихся, экспертиза и выявление обучающих программ, способствующих развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала личности. Методика включает методическое руководство, стимульный материал, содержащий серию заданий вербальной батареи (7 субтестов) и серию заданий образной батареи (3 субтеста). Выборочное использование лишь одного или нескольких тестов из этих батарей существенно снижает эффективность и ценность диагностики. Цветные стимульные фигуры и матерчатого слона. Время проведения – 60-90 мин. В методическом руководстве подробно описана процедура тестирования и алгоритм обработки результатов, приведены протоколы реальных обследуемых с заключениями по результатам тестирования. Перед тем как использовать данный тест в работе, психологу необходимо самому хорошо изучить методическое руководство, свободно ориентироваться в демонстрационном материале и в бланках для испытуемого по субтестам. Психологу также необходимо четко знать инструкции к субтестам, уметь корректно ответить на вопросы ребенка, если они возникают во время исследования. Перед проведением каждого субтеста психолог четко объясняет задание, разбирает его на примере вместе с испытуемыми, отвечает на возникающие вопросы. После этого экспериментатор засекает время, а испытуемые работают самостоятельно. Все субтесты выполняются четко по времени, поэтому психологу необходимо во время проведения теста обращать на это внимание. Каждый субтест при обработке имеет свои критерии оценивания, которые полностью описаны в методическом руководстве. Тест требует длительного времени как на этапе проведения, так и при обработке результатов. Проведение данной методики возможно как в индивидуальной, так и в групповой форме. Специальное внимание при создании тестов было уделено тому, чтобы сделать их интересными и притягательными для детей всех возрастов. Поэтому для обеспечения надежных результатов очень важное значение имеет обстановка во время тестирования, которая ни в коем случае не должна быть напряженной и нервозной. Необходимо обеспечить полный контакт экспериментатора с детьми, климат доверия и безопасности, поощрения воображения и творческой свободы. При этом нельзя давать прямые указания: что правильно и что неправильно, но очень важно достичь полного понимания инструкций. Тесты Е. Торренса предназначены для использования в следующих целях: - исследование развития одаренности учащихся; - индивидуализация обучения в соответствии с потребностями одаренных личностей и его организация в особых формах: экспериментировании, самостоятельных исследованиях, дискуссиях; - разработка коррекционных и психотерапевтических программ для одаренных личностей, имеющих проблемы с обучением; - оценка эффективности программ и способов обучения, учебных материалов и пособий: тесты позволяют следить за изменениями самих способностей, а не только за конечными результатами обучения; - поиск и выявление личностей со скрытым творческим потенциалом, не обнаруживаемым другими методами. Менеджмент, консалтинг, политика – подбор сотрудников, обладающих творческим потенциалом, способных принимать нестандартные решения и находить выход в новых неизвестных ситуациях; Тест диагностики творческого потенциала и креативности Тест диагностики творческого потенциала и креативности используют для диагностики границ любознательности респондента, уверенность в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредоточиваться. Эти показатели, по мнению автора методики, и есть составляющая творческого потенциала. Так же данная методика направлена на диагностику творческого потенциала, креативности. Вопросы диагностируют границы любознательности респондента, уверенность в себе, постоянство, зрительную и слуховую память, стремление к независимости, способность абстрагироваться и сосредоточиваться. Эти показатели, по мнению автора методики, и есть составляющая творческого потенциала. Баллы начисляются по следующей схеме: Ответ «а» – 3 балла, «б» – 1, «в» – 2 балла. - вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы любознательности; - вопросы 2, 3, 4, 5 - веру в себя; - вопросы 9 и 15 - постоянство; - вопрос 10 - амбициозность; - вопросы 12 и 13 - «слуховую» память; - вопрос 11 - зрительную память; - вопрос 14 - стремление быть независимым; - вопросы 16, 17 - способность абстрагироваться; - вопрос 18 - степень сосредоточенности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 393. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |