Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Глава 1. Теоретические основы изучения творческого потенциала сотрудников волонтерской службы




Оглавление

Введение………………………………………………………………………..…3

Глава 1. Теоретические основы изучения творческого потенциала сотрудников волонтерской службы……………………………………….…..7

1.1.Понятие творческого потенциала в психологической науке…….…7

1.2. Психологическая характеристика личности волонтера……….…..21

1.3. Методы развития творческого потенциала личности………….......37

Глава 2. Эмпирическое исследование творческого потенциала сотрудников волонтерской службы………………………………………….53

2.1. Организация и методика исследования………………………….…53

2.2. Анализ результатов эмпирического исследования………………..57

2.3. Комплекс программ тренингов, направленных на психологическое сопровождение сотрудников волонтерского движения…………..……68

2.4. Практические рекомендации для психологов, педагогов и руководителей волонтерских организаций по индивидуальному и групповому сопровождению волонтерского движения и развивающей работы с сотрудниками…………………………………………………...72

Заключение……………………………………………………………………...80

Список использованной литературы………………………………………..84

Приложения……………………………………………………………………..89

 



Введение

Актуальность исследования творческого потенциала на современном этапе развития науки обусловлена тем, что сегодня наряду с дифференциацией и интеграцией в обучении на первое место выходит развитие творчества личности. Это во многом связано с социальным заказом и требованиями практической деятельности. Развитие творчества личности не может быть обеспечено за счет существующих технологий, основанных на углубленном изучении ряда предметов школьного и вузовского цикла. В то же время почти не уделяется внимания развитию творческого потенциала личности обучающегося.

Творческий потенциал личности – интегративная характеристика имеющихся возможностей и свойств личности, обеспечивающих ее творческую активность, позитивную самореализацию и индивидуализацию в социуме.

Социальная ситуация развития личности в юношеском возрасте заключается в том, что общество ставит перед юношеством задачу профессионального самоопределения в плане реального выбора. Помочь в решении этой непростой задачи может вовлечение молодежи в разнообразные волонтерские проекты. Добровольческая деятельность характеризуется значительным многообразием, однако, во все времена и во всех странах цель ее была одна - помочь наиболее нуждающимся группам населения, условия жизни, которых делают их в силу различных причин экономически и социально зависимыми от общества.

Идея добровольчества наиболее успешно реализуется в среде молодежи, и поэтому особое внимание уделяется развитию волонтерского движения среди школьников и студентов, поскольку добровольчество является одной из удобных форм организации, активизации и самореализации молодежи.

Волонтерство рассматривается как метод развития добровольной осознанной общественной активности студентов и интеллектуально-творческого потенциала в условиях непрерывного образования, т.к. волонтерство стремится к достижению следующих важных результатов: развивает коммуникативные навыки, умение работать в команде, умения и командовать и подчиняться; помогает в создании стабильного и сплоченного общества; расширяет возможности самоопределения, саморазвития, самореализации студента; развивает интеллектуальный потенциал студентов (для того, чтобы что-то сделать, надо знать, как это сделать и уметь делать; обладающий знаниями, может обучать других, как «равный равного», как «старший младшего»); стимулирует развитие творчества, нравственности и духовности; дополняет услуги, предоставляемые населению правительством и бизнесом.

Таким образом, актуальные потребности общественной практики и недостаточная разработанность теоретических основ развития творческого потенциала сотрудников волонтерской службы  предопределили выбор темы, объект, предмет, цель и задачи исследования.

Цель исследования – изучить особенности творческого потенциала сотрудников волонтерской службы.

Объект исследования – сотрудники волонтерской службы.

Предмет исследования - творческий потенциал сотрудников волонтерской службы.

Гипотеза исследованияисходит из предположения о том, что высокий уровень творческого потенциала личности обусловлен высокими показателями уровня вербальной креативности.

Задачи исследования:

1. Определить понятие творческого потенциала в психологической науке.

2. Рассмотреть психологическую характеристику личности волонтера.

3. Выявить методы развития творческого потенциала личности.

4. Исследовать творческий потенциал сотрудников волонтерской службы.

5. Разработать комплекс программ тренингов, направленных на психологическое сопровождение сотрудников волонтерского движения.

6. Составить практические рекомендациидля психологов, педагогов и руководителей волонтерских организаций по индивидуальному и групповому сопровождению волонтерского движения и развивающей работе с сотрудниками.

Теоретико-методологическую основу исследования составили принципы детерминизма, единства общего и особенного, отражения, системного анализа психологических и педагогических явлений, идеи о междисциплинарных связях в системе наук о человеке и о комплексном подходе к его изучению (Ананьев Б.Г., Ломов Б.Ф., Смирнов С.Д., Фельдштейн Д.И.); творческой сущности человека, развития его творческой способности в процессе деятельности (Дружинин В.Н.); творческого развития человека (Батищев Г.С., Кудрявцев В.Т., Пономарев Я.А., Талызина Н.Ф.); современные подходы и направления в области исследования целенаправленного и эффективного формирования у обучаемых творческого мышления как необходимого компонента личностной характеристики (Белкин Е.Л., Бондарева А.А., Горский В.Д., Денисова А.Л., Кузнецова Д.В., Романов А.В.); концепции «независимого», «третьего» сектора и его воздействия на динамику общественных отношений (Р. Корнюэлль, Ю. Хабермас, Ф. Хайек), научные традиции исследования волонтерства, опирающиеся на идеи альтруизма и свободы личности.

Для решения теоретических и практических задач использовались следующие методы и методики исследования:

- Теоретические методы (анализ, синтез, обобщение и др.)

- Эмпирические (тестирование, эксперимент и др.).

В качестве психодиагностических методикприменялись:

1. Диагоностика невербальной и невербальной креативности (Е. Торренса, адаптация Воронин А.Н.).

2. Тест диагностики творческого потенциала и креативности.

3. Оценка уровня творческого потенциала личности (Шаров А.С.).

4. В качестве математико-статистического метода для установления взаимосвязи между двумя выборками использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

Экспериментальной базой исследования явились: Адыгейский государственный университет, Адыгейский филиал Московской открытой социальной академии, Майкопский государственный технологический университет. В психодиагностическом исследовании приняли участие студенты 3, 4 и 5 курсов очного отделения различных факультетов, в количестве 25 человек в возрасте от 18 до 22 лет.

Исследование осуществлено в три этапа:

Первый этап - поисковый (сентябрь - ноябрь 2010г.)

Второй этап - основной экспериментальный (февраль-август 2011г.)

Третий этап - оценочно-корректировочный (октябрь-ноябрь 2011г.)

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и рекомендации, программы составленных треннингов могут быть использованы в ходе профессионального психологического отбора и психолого-педагогического сопровождения подготовки, переподготовки и анализа деятельности волонтеров.

Структура квалификационной работы включает: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложения. В работе приводится 4 таблицы и 3 рисунка.



Глава 1. Теоретические основы изучения творческого потенциала сотрудников волонтерской службы










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 282.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...