Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Психологическая характеристика личности волонтера




 

Личность это общественный индивид, поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека. В своих работах И. С. Кон подчеркивал ведущее значение понятия «личность» среди других определений человека «понятие личности обозначает целостного человека в единстве его индивидуальных способностей и выполняемых им социальных функций (ролей)... Личность социальна, поскольку все ее роли и ее самосознание - продукт общественного развития».

Личность является субъектом исторического процесса. Субъект, по определению В.А. Петровского, сам является - «причиной себя». «Субъектность позволяет представить человека как пристрастного сценариста своих действий (на высших уровнях развития - даже режиссера), которому присущи и определенные предпочтения, и мировоззренческие позиции, и целеустремленность преобразования». Особенно если это молодой человек и ли девушка находящийся в возрастном периоде юность.

В российской психологии юность рассматривается как психологический возраст перехода к самостоятельности, период самоопределения, приобретения психической, идейной и гражданской зрелости, формирования мировоззрения, морального сознания и самосознания. В среднем большинство авторов нижней границей юношеского периода считают 16-17 лет, когда приобретается первичная социализация. Верхним пределом называются 24-25 лет, на который приходится завершение социализации, т.е. усвоение профессиональных, семейных, культурных функций. Готовность к выполнению данных функций зависит от конкретных общественно-исторических условий, следовательно, возрастные границы будут колебаться. Физическое и социальное созревание у разных людей происходит неравномерно, поэтому говорится лишь об условном установлении хронологических границ юности.

Трактовка юности как периода онтогенетического развития зависит от принципиальных установок авторов того или иного подхода. Биогенетические теории полагают, что именно биологические процессы роста детерминируют все остальные стороны развития, и рассматривают юность, прежде всего как этап развития организма, характеризующийся мощным ростом различных способностей и функций и достижениями наивысшего уровня.

Психоаналитические теории (3. Фрейд, А. Фрейд) видят в юности определенный этап психосексуального развития, когда приток инстинктивной энергии либидо должен быть компенсирован. В противоположность психоанализу, Э. Шпрангер считал, что в юности происходит врастание индивида в культуру, «в объективный и нормативный дух данной эпохи».

В психосоциальной теории Э. Эриксона в период подростничества и юности должна быть решена центральная задача достижения идентичности, создания непротиворечивого образа самого себя в условиях множественности выборов (ролей, партнеров, групп общения и т.п.).

Социологические теории юности рассматривают ее, прежде всего как определенный этап социализации, как переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной деятельности взрослого при решающей детерминации со стороны общества.

Психологические теории придают важнейшее значение субъективной стороне, характерным чертам внутреннего мира и самосознания взрослеющего индивида, его вкладу как активного творца собственного взросления. [32]

Самыми важным новообразованием молодости принято считать достижение социальной зрелости. «Юность» обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости, что предполагает, с одной стороны, завершение физического, в частности полового, созревания, а с другой - достижение социальной зрелости (Кон И.С.).

Поскольку в период юности человек впервые непосредственно вступает в контакт с обществом, то, главной задачей его становится решение социальных задач: приобретение профессии, определенного социального статуса, создание семьи. Под достижением социальной зрелости понимается, с одной стороны, возможность выполнения со­циальных обязанностей, с другой - принятие ответственности за собственную жизнь, решения и поступки на самого себя. Для достижения социальной зрелости молодому человеку нужно разрешить проблему личностного самоопределения. В современной психологической литературе наиболее последовательно подход к личностному самоопределению предложен М.Р. Гинзбургом. Самоопределение по М.Р. Гинзбургу, предполагает активное определение своей позиции относительно общественно выбранной системы ценностей и выяснение на этой основе смысла собственного существования.

Социальная ситуация развития заключается в том что в юности происходит расширение временного горизонта - будущее становится главным измерением. Изменяется основная направленность личности, которая теперь может быть обозначена как устремленность в будущее, определение дальнейшего жизненного пути, выбор профессии. Обращенность в будущее, построение жизненных планов и перспектив - «аффективный центр» жизни юноши.

Ведущей деятельностью в юности в психологических периодизациях Д.Б. Эльконина и А.Н. Леонтьева признается учебно-профессиональная деятельность. По мнению Д.И. Фельдштейна, в юношеском возрасте основные виды деятельности определяются как труд и учение. Другие психологи говорят о профессиональном самоопределении как ведущей деятельности в ранней юности.

Э. Эриксон отмечал, что юношеский возраст, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификации и самоопределений. Юность, пятая стадия в схеме жизненного цикла Э. Эриксона, считается самым важным периодом в психосоциальном развитии человека: «Юность - это возраст окончательного установления доминирующей позитивной идентичности Эго. Именно тогда будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни» [37].

Развитию самосознания и личности отводил в юности центральную роль Л.С. Выготский. По утверждению Б.Г. Ананьева юношеский возраст является сенситивным для развития основных социогенных потенций человека.

Начиная с юношеского возраста, Д.Б. Бромлей характеризует развитие определенными сдвигами личности, ее статуса, ролей, позиций в обществе и именно этот подход отличает ее классификацию от других. Решающее значение имеет переход от зависимости (экономической, правовой, нравственной) к независимости от родителей. Именно этим переходом, остро переживаемым отдельными юношами и девушками, объясняется, тот факт социальной статистики, что как раз в эти годы имеет место «пик» антисоциального поведения.

Как отмечает Д.И. Фельдштейн, в данном возрастном периоде начинается рефлексия собственного жизненного пути, стремления к самореализации, что обостряет потребность юношества занять позицию какой-либо социальной группы, определенные гражданские позиции, обусловливая появление нового поворотного узлового рубежа социального движения - «я и общество». Наблюдается активное формирование самосознания растущего человека, выступающего в социальной позиции общественно ответственного субъекта.

У Л.И. Божович в описании юношеского возраста главное внимание сосредоточено на развитии мотивационной сферы личности: определении своего места в жизни, формировании мировоззрения и его влиянии на познавательную деятельность, самосознание и моральное сознание. Решающее значение придается динамике «внутренней позиции» формирующейся личности.

И.В. Шаповаленко отмечала, что в юности вырабатываются ценностные ориентации (научно-теоретические, философские, нравственные, эстетические), в которых выявляется самая сущность человека. Складывается мировоззрение как система обобщенных представлений о мире в целом, об окружающей действительности и других людях и самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности. Формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (Рубинштейн С.Л.), которое позволяет выйти на проблему смысла человеческой жизни.

Как отмечает А.С. Белкин, основным в этом возрасте становится поиск смысла жизни, по существу ответ на вопрос: «Для чего я живу?».

Л.Д. Столяренко определяет юношеский возраст как этап формирования самосознания и собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности, дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Важнейший психологический процесс юношеского возраста – становление самосознания и устойчивого образа своей личности, своего «Я».

Важный и ответственный период жизни человека период, когда вчерашний зависимый ребенок становится взрослым самостоятельным человеком, социально зрелым, строящим и самостоятельно осуществляющим свои жизненные планы.

В этот период времени, обучаясь в том или ином профессиональном учебном заведении юноша, может включиться в волонтерскую деятельность.

Среди мотивов добровольческой (волонтерской) деятельности можно выделить общественные мотивы (высокая требовательность к себе, коллегам, результатам своего труда, чувство ответственности, долга, патриотизма, сострадания и др.), познавательные мотивы, прагматические мотивы, увлечение внешними признаками, мотивы подражания.

Анализируя опыт организации добровольческой деятельности, Л.Е. Сикорская выделяет ведущие социально значимые ее мотивы.

Первая группа мотивов – это самореализация личностного потенциала. Наиболее важная роль для молодых людей, занимающихся волонтерской деятельностью, по их собственному мнению, отводится возможности реализации личностного потенциала, проявлению своих способностей и возможностей в социально значимой общественной деятельности. Большое значение в поддержании данной мотивации придается осознанию человеком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути.

Следующая группа – это общественное признание, чувство социальной значимости. Для каждого человека важно получить позитивное подкрепление в реализации своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить сопричастность к общественно полезному делу. В основе данной мотивации заложена потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль для человека при выборе целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.

Следующую группу мотивов Л.Е. Сикорская определяет как самовыражение и самоопределение. Добровольческая работа дает возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений, позволяет человеку выразить свое внутреннее «Я» и утвердиться в жизненных ценностях. «Потребность человека в сознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль согласно своей индивидуальности – основа мотивации самовыражения и самоопределения» – считает Л.Е. Сикорская. Одним из аспектов самовыражения является альтруизм. Альтруизм широко распространен в добровольческой деятельности. Особенно он характерен для людей старшего возраста, которые обладают богатым жизненным опытом. Но по оценкам ученых, процесс развивающейся урбанизации, замещает этот мотив другими мотивами, направленными на достижение в первую очередь личного благополучия. Альтруизм же предусматривает, прежде всего, бескорыстную заботу о благополучии окружающих.

Профессиональное ориентирование. Добровольческая работа позволяет молодому человеку получить реальное представление о предполагаемой будущей профессии или выбрать направление профессиональной подготовки, а также лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности. Добровольческая работа помогает приобрести полезные навыки, необходимые и в повседневной жизни, и для дальнейшей профессиональной деятельности. Так же очень сильны мотивы, связанные с получением новых навыков, рекомендаций для приема на оплачиваемую работу. Часто эти мотивы появляется в связи с тем, что работодатели предпочитают принимать на работу людей уже имеющих какой-то трудовой опыт.

Приобретение полезных социальных и практических навыков. Добровольческая работа позволяет приобрести полезные практические навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни. К ним можно отнести приобретение опыта межличностного взаимодействия, навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков.

Активное участие в добровольческая деятельности будет способствовать развитию таких социальных навыков, как:

– развитие коммуникативных способностей;

– опыт ответственного взаимодействия;

– лидерские навыки;

– самоорганизация;

– исполнительская дисциплина;

– защита и отстаивание прав и интересов;

– инициативность и другие.

Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками. Добровольческая работа позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Среди молодежи особенно распространена потребность расширения круга общения, и поэтому, попадая в какое-либо сообщество, юноша или девушка для удержания в группе, начинают преследовать те мотивы, которые характерны для данного сообщества. Очень важно при появлении добровольца в организации закрепить, актуализировать мотивы, приведшие его в волонтерскую деятельность, чтобы человек стремился в коллектив, захотел стать его членом.

Приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия. Добровольческая, общественная работа дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях социального взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской деятельности.

Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью. Для молодежи ведущей потребностью является востребованность обществом, ее социализация. Важное место занимают мотивы удовлетворения потребности в общении, а особенно в общении равных.

Способность выразить гражданскую позицию. Возможность выразить свою гражданскую позицию не просто декларированием собственных взглядов, но активной деятельностью, направленной на защиту собственных взглядов и ценностей, – важнейшее условие социализации и личностного развития молодого человека.

Выполнение общественного и религиозного долга. Социальное служение является естественной потребностью человека, его предназначением. Эта потребность вытекает из осознания религиозного и этического долга и свидетельствует о высоком личностном развитии.

Организация свободного времени. Немаловажным мотивом участия в добровольческой работе является возможность организации собственного свободного времени с пользой для дела и для души. Организация свободного времени не должна быть ведущим мотивом для участия в добровольческой деятельности. Но при наличии других мотивов она может стать эффективным стимулом для участия в общественной, добровольческой деятельности.

Волонтерство – это реализация тех личностных качеств, которые зачастую остаются нераскрытыми в нашей повседневной жизни.

Человек, включаясь в систему различных видов деятельности, не только совершенствует их, но и совершенствует себя. Иными словами испытывает на себе ее заметные и серьезные эффекты. Волонтерская деятельность не является исключением. При взаимодействии человека с окружающим миром всегда имеет место психологический эффект, выражающийся в изменении личностных особенностей, мотивационно-потребностной и когнитивной сферы, включая ценностные ориентации, интересы и черты характера.

Субъекту добровольчества – волонтеру присущи такие качества, как чувствительность, коммуникабельность, креативность, способность к сотрудничеству, профессиональное отношение, добрая воля работать безвозмездно, терпимость, сильная мотивация и незаинтересованность в получении выгоды. Помимо этого, можно еще добавить такие личностные качества, как:

– лидерская способность;

– любознательность;

– эмпатия (ощущение понимания и сопереживания психологического состояния другого человека);

– доброжелательность;

– интерес к проблеме;

– проницательность;

– позитивность, оптимизм;

– самокритичность, уверенность в своих возможностях.

Участвуя в волонтерской деятельности, молодой человек приобретает ряд практических навыков, необходимых ему и в повседневной жизни:

– умение принимать решения;

– умение вести за собой;

– умение расположить к себе собеседника;

– умение слышать и слушать;

– опыт работы с группой, знание основ психологии;

– организаторские способности.

Научно подтверждено, что организация и участие в межличностных контактах различных социальных ситуаций способствует развитию таких личностных качеств, как уверенность в себе, общительность, бесконфликтность, эмпатия, толерантность. Более того, принятие ответственности за межличностные отношения позволяет говорить о появлении социальной смелости. Отмечается развитие творческого потенциала, гибкости и нормативности поведения, увеличивается потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. Повышение познавательных потребностей свидетельствует о готовности внутренней когнитивной системы к познанию окружающего мира и самопознанию.

Основными новообразованиями выступают социальная компетентность, интеллектуальная и социальная активность, умение действовать в нестандартных жизненных ситуациях.

Если на начальном этапе волонтерской деятельности мотивы ее участников скорее индивидуалистичны или сосредоточены на группе, то впоследствии они в значительной мере становятся все более широко социальными, направленными на других, даже незнакомых людей. Личность формируется в деятельности, и именно характер социально значимой деятельности в подростковом возрасте определяет мировоззрение молодого человека, его отношение к себе и другим людям, к труду. В совместной общественно значимой деятельности происходит становление социально ответственного поведения, а также развивается самоконтроль в различных жизненных ситуациях, умение планировать свою деятельность, контролировать ее процесс, анализировать результат.

Проблемные дети чаще, чем их благополучные сверстники стремятся помочь ближнему. У них велика потребность в совместной деятельности, в поддержке группы сверстников, что связано с депривированной потребностью в общении. Предоставление им возможности самореализации в социально полезной деятельности позволит переключить их активность в позитивное русло. Это наглядно было продемонстрировано в ходе научного эксперимента, суть которого заключалась в следующем: детей-сирот, воспитывающихся в доме-интернате, вовлекали в волонтерскую деятельность в качестве волонтеров, помогающих младшим воспитанникам этого же интерната. В таком случае ребенок выступает не как объект внешнего воздействия, а как активная социально ответственная личность, активный и деятельный член общества. Ребенок перестает воспринимать самого себя как бесполезного и отверженного члена общества. Теперь он может оказать помощь другому, а значит, меняется его социальная роль, она становится позитивно-активной. (Астоянц М.С.)

Важным условием успешности является именно постепенное включение воспитанников интернатных учреждений в деятельность уже работающих общественных организаций. Взаимодействие «домашних» и относительно социально благополучных ребят с детьми-сиротами дает не только возможность взаимообогащающего общения, но и служит гарантом «прочности» организации.

Таким образом, активное участие в волонтерской деятельности способствует формированию у молодых людей следующих компетенций:

– учебно-познавательная компетенция – это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания;

– информационная компетенция – это способность при помощи информационных технологий самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию;

– коммуникативная компетенция – это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работы в группе. Знакомство с различными социальными ролями.

С увеличением стажа работы добровольцы все отчетливее осознают важность выполняемой ими деятельности, понимая, что их активная жизнь получает признательность и уважение окружающих.

На сегодняшний день многие молодые люди, заканчивающие ВУЗы, обладают необходимым лидерским потенциалом и стремлением его реализовывать в сфере позитивно направленной общественной деятельности. Основным препятствием, которое возникает на их пути, остается отсутствие опыта и практических навыков волонтерской работы. По этой причине сегодня актуальным является создание в обществе условий для стимулирования и поддержки волонтерских инициатив современной молодежи.

В то же время в обществе существует широкий спектр проблем, которые для своего разрешения требуют применения эффективных способов и инструментов, которые предоставляет добровольческая деятельность - инициативность.

Для молодых людей важен очевидный, ощутимый результат добровольческой (волонтерской) деятельности, они предпочитают получить в короткий период и рассчитывают на достойную оценку.

Особую важность для добровольцев приобретает имидж соответствующей добровольческой деятельности. Он должен ясно свидетельствовать о его целях, задачах, отражать характер деятельности и нести яркую, эмоциональную, позитивную нагрузку. Представление о таком имидже формируется как путем поддержки мероприятий конкретных волонтерских организаций, так и путем проведения таких мероприятий [3].

Наиболее предпочтительными для молодежи являются такие формы добровольческой деятельности, как досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи), социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные психологические и юридические службы), спортивная, туристическая и военная подготовка, восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, экологическая защита, творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников), информационное обеспечение, медицинская помощь (службы милосердия в больницах), помощь в реставрационных работах и так далее.

Включение личности в обширное поле добровольческой деятельности приводит к позитивным изменениям мировоззренческих позиций, изменению коммуникативного сознания, что приводит к таким личностным новообразованиям как социальная и интеллектуальная активность, социальная компетентность и умение действовать в нестандартных жизненных ситуациях отмечают многие авторы.

Парадокс добровольческой деятельности состоит в том, что, внося изменения в социальное окружение, человек изменяется сам. Предметом изменений в добровольческой деятельности является сам субъект, осуществляющий эту деятельность. Самое главное в добровольческой деятельности – это поворот на самого себя, оценка собственных изменений, рефлексия на себя.

Добровольческая деятельность и подготовка к ней создает оптимальные условия для развития и совершенствования личности добровольца. «Всеобщая декларация добровольцев» определяет добровольчество как активное участие гражданина в жизни общества, способствующее самосовершенствованию и реализации основных человеческих потребностей. Она формирует лидерские навыки, позволяет занять активную жизненную позицию, которая необычайна, полезна для молодых людей: она представляет собой некий гарант свежих идей, неординарных подходов, смелых решений.

В своих работах А.Ф. Лазурский отмечал, что «альтруизм в том или ином виде предоставляется формой и средством, и показателем наилучшей гармони между личностью и средой». Деятельность волонтеров в значительной степени регламентируется высшими ценностными установками и принципами. Это не просто оказание помощи одними гражданами другим, а уже изменения ценностных ориентаций, в частности, переход от принципа «иметь больше вещей» к принципу «активной жизненной позиции в обществе» [23].

Важность общественной деятельности подчеркивал в свое время В.М.Бехтерев. В своей статье «Личность и условия ее развития и здоровья» он писал: «Важным фактором, приводящим к недостаточному развитию личности, является отсутствие общественной деятельности. Где нет общественной деятельности, там нет и полного развития личности. Без общественной деятельности личность останавливается на известной ступени своего развития, представляясь более или менее равнодушною к общественным потребностям; она является пассивным членом общества, лишенным той самодеятельности, которая служит залогом нормального развития общественной жизни…» [23].

Участвуя в добровольческой деятельности, индивид осваивает различные способы ее реализации. По мере овладения способами различной сложности доброволец как субъект своей деятельности постоянно расширяет «операторное» поле своих возможностей. Более отчетливо эта мысль выражена у Н.Н. Нечаева: «Безусловно, и психологически неизбежно происходит «просеивание» способов деятельности через зону актуальных потребностей и задач деятельности» [43]. В результате чего субъект не только приобретает новые способы деятельности, но и учится выбирать из них наиболее рациональные, эффективные, плодотворные, удобные для достижения поставленных целей.

Подготовка и осуществление добровольческой деятельности приводит к формированию у добровольцев способности быть толерантным. Эта способность проявляется как доброжелательность, как умение в своем поведении не выходить за определенные рамки и пределы, как лояльность и интерес к различиям, как способность судить непредвзято и, более того, видеть и переживать свое сходство с другими людьми, без которых никакой индивид существовать не может. Формируясь в процессе добровольческой деятельности и становясь чертой личности, толерантность, безусловно, выступает как условие успешной профессиональной деятельности в дальнейшем, установления эффективных межличностных отношений.

В результате освоения добровольческой деятельности складываются позиционные нормы взаимодействия с социальными структурами и сообществами. Для молодых людей добровольческая деятельность предоставляет возможность выхода в «настоящую взрослую» деятельность в качестве ученика, дает возможность самоопределения. Это позволит им в дальнейшем не приспосабливаться к условиям общественной жизни, а активно искать то место в социальной структуре, которое будет отвечать их интересам и ценностям.

Участвуя в добровольческой деятельности, молодые люди развивают и обогащают свою культуру общения, культуру мышления, расширяют диапазон поведенческой стратегии в различных жизненных ситуациях, а «возникновение более высоких нравственных мотивов демонстрирует развитие мотивационной сферы личности» [4]. Добровольцы, осуществляя добровольческую деятельность, получают возможность «проигрывания» многочисленных ролей, которые способствуют развитию их социальной компетентности.

Анализируя возможности волонтерской деятельности, Е.Ю. Полетаева отводит ей важную роль воздействия на человека с разных уровней восприятия и понимания проблем. По ее мнению, программа развития волонтерского движения способствует повышению активности молодежи, созданию условий для функционирования добровольческих команд молодежных лидеров, изменению мотивов участия в общественно-полезной деятельности, достижению высокого уровня самостоятельности [39].

В добровольческой деятельности происходит самоутверждение личности, которое, по мнению Е.В. Андриенко выступает как атрибут личности и реализуется через общественно полезную деятельность. Основа самоутверждения – это та деятельность, которая дает человеку возможность реализовать свое «Я» и получить признание со стороны общества, способность внести социально значимый вклад в культуру других людей. Е.В. Андриенко дает характеристику процессуальной самоактуализации, которая трактуется как «использование (по возможности наиболее полное) талантов, способностей, возможностей; развитие всех потенциалов; максимальное развитие индивидуальных особенностей и полное развитие эмоциональной сферы; раскрытие и осознание человеком возможностей своей уникальной личности в деятельности». Такая самоактуализация вполне соответствует добровольческой деятельности.

Участие в волонтерском движении помогает молодежи в профессиональном самоопределении. Как отмечает М.С. Палехина, часто волонтерская деятельность – это прямой путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути. Согласно данной точке зрения, добровольчество выступает не столько как трудовой ресурс, сколько как кузница кадров. Во многих организациях человек начинает работать в качестве добровольца. Многие волонтеры со временем начинают создавать свои собственные НПО (неприбыльные организации), реализовывать свои авторские социальные проекты. Волонтерство для юноши – это возможность набрать опыт общения, взаимодействия, партнерства, это возможность познакомиться с педагогической и социальной деятельностью, получить рекомендации для дальнейшего продвижения и карьерного роста. [5].

Таким образом, участвуя в волонтерских проектах, волонтеры не только занимаются социально полезной, просоциальной деятельностью. Но и получают возможность реализовать себя, попробовать в будущей профессиональной сфере, тем самым обретают уверенность в своих способностях. В процессе добровольческой деятельности, ее участники, обучаются новым навыкам и обретают новые социальные связи. Проявляя социальную активность человек, оказывает не только положительное воздействие на окружающий мир, но в первую очередь на самого себя. Его внутреннее развитие будет происходить через процессы самопознания себя в процессе деятельности, а в последующем должно привести и к дальнейшему самосовершенствованию человека, способствуя заложению тех ценностей и привычек, которые позволяют человеку вести здоровую, продуктивную, насыщенную жизнь, осуществлять свои жизненные планы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 803.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...