Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятие творческого потенциала в психологической науке




 

Проблема творческого потенциала личности как решающего ресурса развития постиндустриального общества и главного фактора, способного обеспечить полноценную жизнь человеку в обществе, в последнее время стала предметом обсуждения и исследования философов, психологов и педагогов. Пути ее решения являются предметом многочисленных дискуссий. Одной из причин сложности решения данной задачи является тот факт, что в настоящее время не существует единой трактовки сущности понятий «творчество» и «творческий потенциал»[4].

Психология творчества исследует процесс, психологический «механизм» протекания акта творчества, как субъективного акта индивида.

В современном философском энциклопедическом словаре понятие «творчество» раскрывается, как всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующей деятельности духа, творческой фантазии.

В психологии творчество изучается главным образом в двух аспектах: как психологический процесс созидания нового и как совокупность свойств личности, которые обеспечивают ее включенность в этот процесс.

В узком смысле, творчество - человеческая деятельность, порождающее нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, и имеющее общественно-историческую ценность. Комментируя подобную точку зрения, Л.С. Выготский писал, что в таком случае «творчество есть удел немногих избранных людей, гениев, талантов, которые создали великие художественные произведения, сделали большие научные открытия или изобрели какие-нибудь усовершенствования в области техники»[11].

В широком (распространенном в психологии) смысле, творчество - это всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты).

В отечественной психологии наиболее целостную концепцию творчества как психического процесса предложил Я. А. Пономарев. Он разработал структурно-уровневую модель центрального звена психологического механизма творчества. Изучая умственное развитие детей и решение задач взрослыми, Я. А. Пономарев пришел к выводу, что результаты опытов дают право схематически изобразить центральное звено психологического интеллекта в виде двух проникающих одна в другую сфер. Внешние границы этих сфер можно представить как абстрактные пределы (асимптоты) мышления. Снизу таким пределом окажется интуитивное мышление (за ним простирается сфера строго интуитивного мышления животных). Сверху - логическое (за ним простирается сфера строго логического мышления компьютеров).

Основой успеха решения творческих задач является способность действовать «в уме», определяемая высоким уровнем развития внутреннего плана действия. Эта способность, возможно, является структурным эквивалентом понятия «общая способность», или «генеральный интеллект»[16].

С креативностью сопряжены два личностных качества, а именно - интенсивность поисковой мотивации и чувствительность к побочным образованиям, которые возникают при мыслительном процессе.

Творчество как процесс рассматривалось первоначально, исходя из самоотчетов деятелей искусства и науки (описание «вдохновения», «мук творчества» и т. п.). Так английский учёный Г. Уоллес расчленил творческий процесс на 4 фазы: 1) подготовку, 2) созревание (идеи), 3) озарение и 4) проверку. Так как главные звенья процесса (созревание и озарение) не поддаются сознательно-волевому контролю, это послужило доводом в пользу концепций, отводивших решающую роль в творчестве подсознательному и иррациональному факторам. Однако экспериментальная психология показала, что бессознательное и сознательное, интуитивное и рассудочное в процессе творчества дополняют друг друга [24].

Однако изучение продуктивного мышления выявило, что догадка, «озарение», неожиданное новое решение возникают в экспериментальных условиях при соответствующей организации процесса творчества (М. Вертхеймер, Теплов Б. М., Леонтьев А. Н.) [19].

В свою очередь эффективность творческого процесса связана с комбинацией нескольких факторов (способностей):

1. Способность к быстрому и, главное, постоянно идущему перебору множества вариантов связей между уже существующими понятиями.

2. Способность к формированию открытого, в смысле постоянно генерируемого (дополняемого и изменяемого), списка атрибутов какого-либо явления или понятия. Эта способность важна ввиду того, что характеристики изучаемых явлений представляют собой наборы исходных параметров, используемых для перебора комбинаций.

4. Способность к формированию удачной системы приоритетов среди вариантов связей, подготавливаемых к перебору. При этом системы приоритетов должны меняться в зависимости от решаемой задачи (предметной области).

5. Способность к формированию новых понятий. Данная процедура может рассматриваться как циклический процесс формирования способа построения дедуктивного или индуктивного рассуждения на основании имеющихся фактов и понятий, т. е. с опорой на ранее образованные участки сети и связи между ними[22].

В рамках такой модели становятся понятны как индивидуальные различия в креативности, так и различия творческих успехов у одних и тех же людей в разных предметных областях. В.И. Андреев рассматривает творчество как вид человеческой деятельности, характеризующийся рядом существенных необходимых признаков, которые всякий раз проявляются не изолированно, а интегративно, в их целостном единстве.

По мнению В.И. Андреева творчество - это вид человеческой деятельности, для которой характерно:

- наличие противоречия, проблемной ситуации или творческой задачи;

- социальная и личная значимость и прогрессивность, то есть она вносит вклад в развитие общества и личности (антисоциальная деятельность, даже в ее самой изобретательной форме, - это не творчество, а варварство);

- наличие объективных (социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

- наличие субъективных (личностных качеств - знаний, умений, особенно положительной мотивации, творческих способностей личности) предпосылок для творчества;

- новизна и оригинальность процесса или результата.

Если из названных признаков мысленно исключить хотя бы один, творческая деятельность либо не состоится, либо деятельность не может быть названа творческой [33].

Таким образом, творчество - это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешение противоречия (решение творческой задачи), для творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результаты творчества обладают новизной и оригинальностью, общественной и социальной значимостью, а также прогрессивностью. Творчество довольно сложное и неоднородное явление, которое предполагает глубокий анализ его компонентов.

Термин творческий потенциал часто употребляется как синоним понятий «творческая личность», «креативность», «одаренность»: исследователи рассматривают эти качества, как правило, в единстве, совокупности[22].

Несмотря на широкое использование понятия «творческий потенциал», единства в его определении и содержании нет. Творческий потенциал в психологии и педагогике трактуется как:

- совокупность реальных возможностей, умений и навыков, определяющих их развитие (Пихтовников Л.Г., Москвичева Л.Н.);

- синтетическое (интегрирующее) качество, характеризующее меру возможностей личности, осуществляющей деятельность творческого характера (Мартынюк И.О., Овчинников В.Ф.);

- социально-психологическая установка на нетрадиционное разрешение противоречий объективной реальности (Колесникова Е.В.);

- специальное качество, характеризующее меру соответствия деятельностных качеств индивида социальной норме, требуемой для самоопределения в качестве субъекта творчества (Евинзов С.Р.);

- характерное свойство индивида, определяющее меру его возможностей в творческом самоосуществлении и самореализации (Копосова М.В.);

- развитое чувство нового, открытость всему новому; система знаний, убеждений, на основе которых строится, регулируется деятельность человека; это высокая степень развития мышления, его гибкость, нетерпимость и оригинальность, способность быстро менять приемы действия в соответствии с новыми условиями деятельности (Браже Т.Г.);

- интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении человека к творчеству (Матюшкин А.М.).

Кроме того, акцентируется внимание на том, что вероятность проявления творческого потенциала зависит от личного стремления (целенаправленности) человека в полной мере реализовать свои возможности; от степени его внутренней свободы; от сформированности социального чувства (действенность, созидательность). Следовательно, творческий потенциал личности правомерно рассматривать как необходимую предпосылку деятельности творческого характера[43].

В работах А. Торренса определены основные характеристики творческого потенциала; оригинальность идей (редкость, нетривиальность идей), их беглость (скорость нахождения решений), гибкость (возможность разнообразия ответов), а также тщательность разработки.

Человека творческого склада отличают, по мнению Г.Нойера, В. Кальвайта, Х. Кляйна, развитый интеллект и одаренность (общая или частная), чувство нового, нешаблонное мышление, готовность к риску, настойчивость, выдержка, мужество, уверенность в себе.

Отечественные исследователи (Сохинь Л.В., Тихонович В.А. и др.) выделяют следующие сущностные характеристики творческого потенциала:

Многоуровневость содержания:

- широкий: всеобщее свойство развивающихся психических сил;

- промежуточный: за основу берется максимально возможный уровень развития данного свойства, детерминированный, с одной стороны, анатомо-физиологическими, психическими характеристиками человека, с другой – конкретным состоянием развития общества, принятой в нем нормой творческой самореализации и самоосуществления, транслируемой, в том числе, через систему образования;

- узкий: на первый план выступает уровень развития анализируемого потенциального образования, характерный для статистического большинства проявлений данной социально-исторической ситуации[24].

Диалогичность. Реализация творческого потенциала есть диалог потенциального и актуального в личности с окружающим миром и другими людьми, человека с самим собой.

Социальность. Наряду с природой (изменение с возрастом психофизических показателей человека) и индивидуально-личностной динамикой (усложнение внутренней жизни, обогащение когнитивной и потребностно-мотивационной сфер, развитие сознания и т.п.) процесс развития творческого потенциала личности имеет социально-историческую динамику (изменения, продиктованные развитием общества, в частности наличием «социального запроса» на творческое самоосуществление человека, принятой «социальной нормой» данного самоосуществления). Такие потенции превращаются в нечто реальное лишь постольку, поскольку проявляется способность по-разному воспринимать и усваивать социальный опыт. По отношению к индивиду общество может выполнять различные функции: способствовать раскрытию и развитию потенциальных сил человека, его внутренних побуждений, или придавать им искаженную форму.

Системность. Творческий потенциал имеет системный характер, в силу чего он обладает всеми атрибутами, свойственными самоорганизующимся, целеустремленным, саморазвивающимся системам (устойчивость, потребность в развитии и самореализации) и имеет собственную внутреннюю логику развития, не сводимую к логике суммы ее подсистем (элементов) и логике развития каждой подсистемы в отдельности.

Как любое системное образование творческий потенциал имеет собственную структуру.

Структура творческого потенциала рассматривается как совокупность:

- собственно-потенциальной составляющей (индивидуальные психические процессы, способности):

- мотивационной составляющей (убеждения, готовность как внутриличностная структура, механизм, обеспечивающий актуализацию способности и социально-психологическая установка на развертывание сущностных сил индивида – потребностей, ценностных ориентаций, мотивов):

- когнитивной составляющей (знания, умения, отношения, способы деятельности и самовыражения, приобретенные в результате образования, творческой деятельности, социализации).

Следовательно, творческий потенциал включает не только природные ресурсы и резервы личности, но и те образования, которые формируются у индивида в процессе социализации и непрерывного образования. Непрерывное накопление новых знаний, умений, способов ориентации в мире приводит к появлению новых способностей. При этом возникающие у личности переживания своих взрослых возможностей выступают движущей силой особой активности, направленной на опробование своих новых потенций.

С.С. Зорин на основе проведенных исследований творчества студентов разных факультетов представляет следующие уровни творческого стиля деятельности:

1) Репродуктивно-алгоритмический уровень творчества; на этом уровне студенты приобретают мастерство, копируя и подражая великим мастерам искусства. Этот этап проходят фактически все начинающие художники, композиторы и литераторы.

2) Конструктивно-модульный уровень творчества; на данном уровне студенты, достигшие успехов на репродуктивном уровне, пытаются создать свое и переходят на конструктивно-комбинированный уровень. На этом уровне делается попытка создать что-то новое комбинированным способом из созданных уже произведений создать новую комбинацию. Данный уровень творчества можно, отнести к полупродуктивному.

3) Аналоговый уровень творчества, когда автор создает аналог какого-либо произведения, но на более высоком уровне или более совершенное, т.е. дорабатывает, перерабатывает, трансформирует и т.п. Данный уровень творчества является переходным от полупродуктивного к продуктивному уровню творчества.

4) Продуктивный уровень творчества наблюдается тогда, когда автор создает новое произведение, не имеющее аналогов.

5) Эвристический уровень творчества - это высший уровень творчества, когда автор произведения создает принципиально новые произведения, не имеющие аналогов, и на более высоком уровне, превосходящем все предыдущие произведения [5].

Уровень творчества, прежде всего, зависит от индивидуального творческого стиля деятельности, который формируется на основе рефлексии. Показатель рефлексии имеет огромное значение для самостоятельного повышения творчества. Психические формы проявления рефлексивных процессов, особенно при формировании индивидуального творческого стиля деятельности заключаются по мнению С.С. Зорина:

1. Критичность мышления, такое качество личности, которое в настоящее время становится социально значимым и формируется в особых учебных ситуациях, требующих рецензирования, оценки, высказывания личного мнения и т.п.

2. Стремление к доказательности, к обоснованию своей позиции на основе научного объективного материала.

3. Умение ставить вопросы, умение видеть проблему.

4. Стремление и способность студента вести дискуссию, поскольку рефлексия - это дискуссия с самим собой, когда сам ставишь вопрос и сам на него отвечаешь.

Большую психологическую ценность имеет групповая самооценка студентов в группе или учащихся в классе.

Рефлексия и уровень развития способности к самоуправлению. Рефлексивная активность является факторам развития индивидуальной способности к самоуправлению, особенно у студентов в период обучения в вузе. Способность к самоуправлению способствует формированию когнитивного стиля творческой деятельности. Обоснованием могут служить результаты исследования Е.Г. Ксенофонтовой и данные зарубежных психологов, в которых выявлена прямо пропорциональная зависимость между уровнем саморегуляции личности и степенью обоснованности и продуманности целей и программ своей жизнедеятельности:

1. Умение творчески решать научные, социальные проблемы и преодолевать трудности, которые встречаются в учебной и научной деятельности и общественно-социальной жизни.

2. Личностный подход к способностям. Способности как бы возвышают студента, делают его интереснее и масштабнее, «ведут» его вперед; талантливый человек все время находится в поиске, в движении.

3. Направленность личности. Важным свойством человеческой личности является ее внутреннее единство, целостность. СЛ. Рубинштейн, один из первых исследователей направленности, включал в ее характеристику установку, то есть занятую личностью позицию. Направленность личности характеризуется главными целями и задачами, которые ставит перед собой человек, его «руководящей идеей» (Теплов Б.М.). Направленность также выражается в избирательной готовности человека к деятельности по осуществлению этих целей [5].

Также выделяются следующие стилеобразующие черты (компоненты) творческой деятельности:

- способность к видению проблемы;

- оригинальность мышления;

- диалектичность мышления;

- легкость ассоциирования;

- гибкость мышления;

- антиконформизм мышления;

- легкость генерирования идей;

- критичность мышления;

- способность к оценочным действиям;

- способность к переносу знаний;

- уровень творчества, знаний и мастерства;

- рефлексия в сочетании с творческой интуицией.

В энциклопедическом словаре потенциал - (от латинского - сила) - это источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть в действии, использованы для решения какой-либо задачи, достижения определенной цели; возможности отдельного лица в определенной области [6].

В современной психологической науке проблеме творческого потенциала посвящены работы А.М.Матюшкина, М.В.Копосовой, Н.В.Клоповой и других авторов. Понятие творческого потенциала они трактуют как синтетическое качество, характеризующее меру возможностей личности в осуществлении деятельности творческого характера; как интегративное личностное свойство, определяющее потребность, готовность и возможность творческой самореализации и саморазвития; как совокупность реальных возможностей.

A.M. Матюшкин рассматривает творческий потенциал как интегративное личностное свойство, выражающееся в отношении (его позиции, установки, направленности) человека к творчеству.

С. В. Сальцева, отмечая, что творческий потенциал личности - это интегральная целостность природных и социальных сил человека, обеспечивающая его субъективную потребность в творческой самореализации и саморазвитии, одновременно уточняет, что структурно-содержательный план творческого потенциала отражает комплекс способностей интеллекта, комплекс свойств креативности и комплекс личностных проявлений (эмоциональных, сознательных и бессознательных, волевых, поведенческих), но не сводится к ним. А также акцентирует внимание на то, что вероятность проявления его зависит от личного стремления (целенаправленности) человека в полной мере реализовать свои возможности; от степени его внутренней свободы; от сформированности социального чувства [42].

К.В. Петров рассматривает творческий потенциал как личностное образование, принадлежащее субъекту, полагающее комплекс внутренних потенций и ресурсов, проявляющихся в деятельности, направленной на получение новых (как для личности, гак и для общества в целом) результатов, обеспечивающих возможности творческого роста-развития субъекта на протяжении его жизни [17].

Таким образом, каждое из определений понятия «творческий потенциал» базируется на определенном личностном свойстве или совокупности ряда характеристик личности, что позволяет также определить творческий потенциал как структурно-компонентный.

К.В. Петров предлагает к рассмотрению следующие компоненты творческого потенциала:

-функционально-структурные (ценностно-мировоззренческий, мотивационно-целевой, когнитивный, деятельностный (операционный), креативный, коммуникативный, рефлексивный, эмоционально-волевой, адаптационный);

-логико-операциональные (способность к установлению причинно-следственных связей; критичность мышления, способность генерировать новые идеи и предъявлять решения в образно-графической форме, способность принятия оптимальных решений);

-онтосоциогенетические (природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты).

По степени устойчивости выделяют два типа творческого потенциала: неустойчивый и устойчивый. Первый характеризуется нечетким выявлением и применением творческого подхода к решению различного рода задач, второй - четким и быстрым творческим решением задач различного характера.

Так, Дж. Гилфорд выделил следующие способы стимуляции творческой активности:

1. Обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со стороны преподавателя, его отказ от выставления оценок и критики в адрес обучаемого способствует свободному проявлению дивергентного мышления.

2. Обогащение окружающей среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

3. Поощрение высказывания оригинальных идей.

4. Обеспечение возможностей для упражнения и практики.

5. Широкое использование вопросов дивергентного характера применительно к самым разнообразным областям как учебного, так и внеучебного характера.

6. Использование личного примера творческого подхода к решению проблем.

7. Предоставление обучаемым возможности активно задавать вопросы.

В то же время, существуют факторы, препятствующие развитию творческих способностей:

- стремление к успеху, во что бы то ни стало, недопущение риска;

- конформность, неспособность противостоять давлению других;

- неодобрение исследования, воображения, фантазии;

- жесткие половые стереотипы;

- дифференциация игры и учения;

- готовность к изменению точки зрения, собственного мнения;

- преклонение перед авторитетами.

По мнению большинства исследователей, творческий потенциал поддается развитию.

Д. Б. Богоявленская на основании экспериментальных данных пришла к заключению, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет), а второй приходится на юношеский возраст.

При этом подчеркивается, что традиции, и установки в обучении могут либо стимулировать, либо подавлять творческие способности личности. Современные молодые специалисты должны быть подготовлены к столкновению с новыми неожиданными профессиональными задачами, превышающими накопленные в вузе знания и опыт и требующими от них нестандартных творческих решений. Поэтому важен на современном этапе развития системы высшего образования поиск средств формирования и развития творческого потенциала личности студента в процессе обучения и воспитания.

Таким образом, термин творческий потенциал часто употребляется как синоним понятий «творческая личность», «креативность», «одаренность»: исследователи рассматривают эти качества, как правило, в единстве, совокупности.

Несмотря на широкое использование понятия «творческий потенциал», единства в его определении и содержании нет. Творческий потенциал в психологии трактуется как личностное образование, принадлежащее субъекту, полагающее комплекс внутренних потенций и ресурсов, проявляющихся в деятельности, направленной на получение новых (как для личности, гак и для общества в целом) результатов, обеспечивающих возможности творческого роста-развития субъекта на протяжении его жизни.

Выделяются компоненты творческого потенциала: функционально-структурные (ценностно-мировоззренческий, мотивационно-целевой, когнитивный, деятельностный (операционный), креативный, коммуникативный, рефлексивный, эмоционально-волевой, адаптационный); логико-операциональные (способность к установлению причинно-следственных связей; критичность мышления, способность генерировать новые идеи и предъявлять решения в образно-графической форме, способность принятия оптимальных решений); онтосоциогенетические (природно-генетический, социально-личностный и логический компоненты).

По степени устойчивости выделяют два типа творческого потенциала: неустойчивый и устойчивый. Первый характеризуется нечетким выявлением и применением творческого подхода к решению различного рода задач, второй - четким и быстрым творческим решением задач различного характера.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 309.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...