Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Система потребительского законодательства в Республике Беларусь⇐ ПредыдущаяСтр 14 из 14
В Республике Беларусь до 1994 года не было закона прямого действия, защищающего права потребителей. Базой законодательства в советские времена, регламентирующего права граждан-покупателей, являлись нормы Гражданского кодекса. Там устанавливались права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с учетом интересов граждан. Однако советское законодательство не соответствовало международному уровню защиты прав потребителей. А те права, что были регламентированы, часто не имели рабочего механизма их реализации. На сегодняшний день в республике принят ряд законодательных и специальных нормативных актов, регулирующих процессы торгового обслуживания. Совокупность всех правил и составляет те нормы, которые определяют обязанности и ответственность производителей и продавцов перед покупателями и защищают их законные права. Право – одно из средств, с помощью которого государство охраняет интересы потребителя. Его нормы предусматривают общеобязательные правила поведения участников общественных отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ, а также санкции за их нарушение. В белорусском законодательстве значимые нормы, направленные на охрану прав потребителей, содержатся в Конституции Республики Беларусь, Гражданском кодексе, Кодексе об административных нарушениях, Уголовном кодексе и др. Основным нормативно-правовым актом является Закон Республики БеларусьО защите прав потребителей, который был утвержден 9 января 2002 г. Основное назначение Закона – это правовое регулирование отношений, возникающих между потребителями, изготовителями продукции, а также предпринимателями при розничной торговле, бытовом подряде, медицинском, гостиничном обслуживании и тому подобных договорах. Закон определил права потребителей в соответствии с нормами, установленными мировым сообществом и закрепленными в резолюции Генеральной ассамблеи ООН в 1985 г. Кроме того, Закон установил механизм реализации прав потребителей, определил процедуру восстановления нарушенных или утраченных прав, разъяснил возможность требования возмещения материального и морального вреда, причиненного потребителям. Основные положения ЗаконаО защите прав потребителейявляются базойдля разработки и принятия других законодательных актов, конкретизирующих его положения применительно к отношениям с участием потребителей. Так, в соответствии с данным Законом приняты законы Республики Беларусь О рекламе, О техническом нормировании и стандартизации, Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека. На основании положений Закона разрабатываются и внедряются в практику другие нормативные документы, которые утверждаются Правительством Республики Беларусь и имеют статус подзаконных.
Зарождение и развитие консюмеризма
Защита прав потребителей – это современное понятие, которое имеет глубокие исторические корни. То, что потребитель нуждается в защите, люди признали еще в глубокой древности. Поэтому практически во всех сводах законов уже с тех времен присутствовали нормы, защищающие интересы граждан как потребителей. Первым примером такого рода могут служить законы Хаммурапи – царя, правившего Вавилоном в 18 в. до н.э. Так, эти законы регулировали отношения кредита, качества товара и услуг и ответственность за продажу некачественных товаров. В средние века во многих странах процесс купли-продажи жестко регулировался городскими властями. Например, в Австрии в 15 в. продавец разбавленного или прокисшего молока в наказание должен был выпить все некачественное молоко. Консюмеризм – это общественное движение, направленное на обеспечение и защиту прав потребителей. Одной из целей консюмеризма является регулирование деятельности производителей и продавцов товаров, а также других участников рынка. Консюмеризм берет свое начало в США, откуда позднее произошло его распространение в другие страны. Движение потребителей прошло несколько этапов, демонстрирующий эволюционный характер его развития. Консюмеризм в США начался с борьбы с недоброкачественной продукцией, затем перешел к антимонопольной борьбе и контролю за продуктами питания и лекарствами, потом – к борьбе с нечестной торговой практикой, недостоверной рекламой и маркировкой, далее – к проблемам защиты окружающей среды, к борьбе с недостоверной информацией и регулированию рекламной деятельности. Впервые в мировой истории в защиту прав потребителей выступил глава государства – президент США Дж. Ф. Кеннеди, который 15 марта 1962 г. представил Конгрессу послание «Специальное сообщение по защите интересов потребителя», в котором были провозглашены права потребителей, такие как право на безопасность, право на информацию, право выбора, право быть услышанным, право пользоваться чистой и здоровой окружающей средой, право бедных слоев населения и меньшинств на защиту своих интересов. Начиная с 1983 г., 15 марта отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей. Однако консюмеризм не чисто американское явление. Забота о потребителях побудило мировое сообщество выработать единые принципы и создать системы государственной защиты прав потребителей. В 1973г. Европейский союз на 25-й сессии Консультативной ассамблеи принял Хартию защиты потребителей, а в апреле 1985г. Генеральная ассамблея ООН – Руководящие принципы для защиты прав потребителей. В мировой практике к основополагающим интересам потребителей относятся следующие права: · право выбирать товар для удовлетворения своих основных потребностей; · право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствии с предложениями изготовителя; · право на информированность о товаре, способах продажи; · право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их использованием; · право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов; · право на потребительское просвещение, приобретение всесторонних знаний и навыков; · право на здоровую окружающую среду.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 499. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |