Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 8 Основные исторические этапы и формы развития СР.




Истоки СР. в Р. следует искать еще в древности. Официал-ым началом явл. договор 911г князя Олега с греками, к/й содержал в себе моменты, называемые ныне СР. Это первое свидет-во заботы гос-ва о своих гр-нах, к/е нуждаются в этой заботе. Подлинным толчком для разв. благот-ти в Р. стало принятие христианства в 988г. Великий князь киевский Красное Солнышко уставом 996г официа-но вменил в обяз-ть духовенству заниматься обществ-м призрением, определив десятину на содерж-е монастырей, церквей, богаделен и больниц. Владимир строил церкви, основал школы и училища, ставшие первой ступенью народного просвещения Р. Поначалу это благое дело не встретило поддержки у населения, особенно у знати.

Особо следует отметить благотвор-ую деят-ть Владимира, благодаря чему он заслужил безмерную любовь народа: раздавал деньги, кормил всех убогих, раздавал продукты по всем дворам нищим и убогим. В его лице объединилась личн. и гос. благотв-ть. жертвуя на богоугодные дела как частное лицо, он был, тем не менее первым человеком в гос-ве, и тратил деньги, поступающие в казну из налогов. Т.е. гос. и част. благотв-ть стали неразделенными.

Сын Владимира Ярослав, основал училище на 300 чел. однако он прославился тем, что составил первый письменный свод законов – «Русской Правды». Свод законов явл. подобием соц. программы, об этом свидетел-ет тот факт, что из 37 статей, 8 целиком посвящены проблемам детской незащищенности. Этот свод определил дальнейшее законотворчество на Руси, прочно утвердив основы соц. политики.

Первые века христ-ва на Руси были отмечены душевной простотой. Для благотворителей храстиан-я гумманость, вера в силу добра, убежденность в важ. человеколюбия явл. истинами, не выполнять и неследовать к/м они считали для себя невоз-ым.

На протяжении веков средоточением соц. помощи были церкви и монастыри. Под их руководством русс. люди учились понимать и исполнять заповедь о любви к ближнему. Любить ближнего - это, прежде всего, накормить голодного, напоить жаждущего, посетить заключенного в темнице. Человеколюбие на самом деле значило нищелюбие. Благот-ть была не столько вспомог-ым сред-ом обществ-го благоуст-ва, сколько необ-ым условием личного нравст-го здоровья, она больше была нужна самому «нищелюбу», чем нищему. Люди порой начинали нищенствовать не потому, что попали в нужду, а потому что это было выгоднее, чем честным трудом зарабат-ть свой хлеб.

Борьба с профессиональным нищенством могла пойти т/о во благо об-ва. Первым самодержцем, решившим искоренить попрошайничество насильственными методами был Петр I. В указе Стрелецкому приказу от 30.10.1692г он велел: ловить попрошаек и отправлять их по месту жител-ва, повторно уличенных – били кнутом и ссылали в Сибирь. По указу 1712г. «О воспрещении нищенства» всех «ленивых» попрошаек били прилюдно на площадях, клеймили и ссылали на каторжные работы, амнистии не полагалось никому – ни старым, ни больным. С 1718г. карали и дающих милостыню – первый штраф 5 руб., второй – 10. Петр не запрещал милостыню вообще, хочешь, отдай деньги в богадельню, приют. Но людям т/я политика не нравилась т.к. они привыкли к традициям Руси.

Деят-ть Петра не заключалась т/о в борьбе с нищенством, он практически подошел к созд. сист. обществ-го призрения. Строили больницы, богадельни, сиротские дома, дома для незаконнорожденных младенцев, домов смирительных и прядильных. Изданы были правила, чтобы города, помещики, управляющие казенными домами, старались о прокормлении и призрении нищих и убогих их ведомств, не допуская их ходить по миру для прошения милостыни. Наблюдать за этим д.б. полиция.

К эпохе царствования Екатерины II относится станов-ие сист. обществ-го призрения. Указ от 7.11.1775г предписывал в каждой губернии открыть под «председательством гражданских губернаторов особые приказы Обществ-го призрения». На эти приказы были возложены обязанности – устраивать и содержать народные школы, сиротские дома, дома для неизлечимо больных, работные и смирительные дома, воспитательные дома.

Зрела мысль о том ч/ы сделать попечение о нищих и калеках общест-ым, а не т/о гос-ым и что нет ничего зазорного в привлечении милосердных людей к посильной помощи. Полное воплощение эта идея получила при Александре I. Он подписал закон, по к/у призрение в Р. передавалось орг-ям и ведомствам, разделенным на несколько типов. Они получили название «учреж-ий, на особых основаниях управляемых».

То в Р. была созд. гибкая, диференцир-ая и чрезвычайно эффект-ая сист. гос.-общест-го призрения. К кон. 19 в. насчитывалось 14854 благот-ых учреж-й. Общая сумма средств благот –ых учреж-й к кон. прошлого века составила 404843798 руб.

В рез-те реформ второй пол-ны 19 в. в Р. появились земства, к/м были переданы вопросы МСУ и естественно решение некоторых вопросов обществ-го призрения. Были созд. комиссии для пересмотра законод-ва о призрении бедных, но воины и революции помешали увидеть рез-ты деят-ти этой комиссии.

В первые послереволюц-е годы деят-ть Советского правит-ва была направлена на повышение благосост-ия трудящихся. В 1918г. по указу В.И. Ленина была поставлена задача по выделению вопросов соц. помощи и поддержки, трудящихся в отдельную сист. (снабжение насел-япродовольствием и промыш-ми товарами, соц. страх-ие, соц. обесп-ие, жилищное строит-во, здравоох-ие, курортное обслуж-ие). В 1922г. понятие соц. обес-ия звучало – как гос. сист. матер-го обесп-я и обслуж-я всех гр-н СССр в старости, болезни, при полной или частичной утрате трудоспособ-ти, а т/е многодетных семей. Особое внимание уделялось пенсион-у обесп-ию и пособиям. Было созд. несколько пенс-ых страховых фондов (негосуд-ых). В 1924г. принята 1 Констит-я СССР. В 1929г. совет-ая власть утвердила полное соц. обесп-ие всех трудящ-ся, всех видов потери трудосп-ти, и от безработицы, за счет гос-ва и профес-х союзов.

В СССР сформир-ся патерналистская модель соц. защиты, с финан-им из госбюджета. Осущест-сь программы и права гр-н на матер-ое обесп-ие в старости, болезни, при полной или частичной утрате трудоспособ-ти, закрепленные в Констит-и СССР. Итак, СР в Р. имеет долгую, богатую событиями и славную историю.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 281.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...