Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы социального прогнозирования




· Экстраполяция означает распространение выводов, касающихся одной части какого-либо явления, на другую часть, на явление в целом, на будущее. Экстраполяция основывается на гипотезе о том, что ранее выявленные закономерности будут действовать в прогнозном периоде. Например, вывод об уровне развития какой-либо социальной группы можно сделать по наблюдениям за ее отдельными представителями, а о перспективах культуры - по тенденциям прошлого.

Экстраполяционный метод отличается многообразием - насчитывает не менее пяти различных вариантов. Статистическая экстраполяция - проекция роста населения по данным прошлого - это один из важнейших методов современного социального прогнозирования.

· Моделирование - это метод исследования объектов познания на их аналогах - вещественных или мысленных.

Аналогом объекта может быть, например, его макет, чертеж, схема и т.д. В социальной сфере чаще используются мысленные модели. Работа с моделями позволяет перенести экспериментирование с реального социального объекта на его мысленно сконструированный дубликат и избежать риска неудачного, тем более опасного для людей управленческого решения. Главная особенность мысленной модели и состоит в том, что она может быть подвержена каким угодно испытаниям, которые практически состоят в том, что меняются параметры ее самой и среды, в которой она (как аналог реального объекта) существует. В этом огромное достоинство модели. Она может выступить и как образец, своего рода идеальный тип, приближение к которому может быть желательно для создателей проекта.

· Самый практикуемый метод прогнозирования - экспертная оценка. Существуют такие сферы социальной жизни, в которых невозможно использовать другие методы прогнозирования, кроме экспертных. Прежде всего, это касается тех сфер, где отсутствует необходимая и достаточная информация о прошлом. Методика экспертной работы включает в себя ряд этапов: определяется круг экспертов; выявляются проблемы; намечается план и время действий; разрабатываются критерии для экспертных оценок; обозначаются формы и способы, в которых будут выражены результаты экспертизы (аналитическая записка, «круглый стол», конференция, публикации, выступления экспертов).

Прогнозирование является составной частью процесса разработки социального проекта. В отрыве от проектирования прогнозирование теряет свой практический смысл. Социальное прогнозирование позволяет учитывать различные варианты движения и развития социальных систем. Выработка верных прогнозов позволяет сделать более совершенным управление, эффективным — проектирование.

Типология прогнозов: 1) по проблемно-целевому критерию выделяют: поисковый П. – определение возможных состояний явления в будущем. Отвечает на ? что вероятнее всего произойдет, при условии сохранения существующих тенденций?; нормативный П. – определение путей и сроков достижения возможных состояний явления, принимаемых в качестве цели. Какими путями достичь желаемого?; целевой П. – Что именно желаемо и почему?; программный П.- Что конкретно необходимо, чтобы достичь желаемого?; плановый П. – план конкретных действий для достижения цели. В каком направлении ориентировать прог-е, чтобы эффективнее достичь цель?; проектный П. - модель будущего. Как это возможно?; - организационный П. – управл-е решения. В каком направлении ориентировать решения, чтобы достичь цели?. 2) по периоду упреждения (промежуток времени на кот. рассчитан прогноз): - оперативные (текущие, часы), - кратко (1 год), - средне (5 лет), долго (15лет) и дальнесрочные. 3) по объекту исследования: - естествоведческие, - научно-технические (инженерия, строительство), - обществоведческие (в области здоровья и тд.).

Инструментарий прог-ния: т.е. способы разработки прогнозов, к которым относятся анкетирование (оценка перспектив развития), проектирование (экстраполирование), моделирование.

Соц. проектирование – это научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественно нового состояния существующего объекта; это одна из форм соц. управления; опережает отражение действительности, созд. прообраза предполагаемого объекта или процесса посредством спец. методов. Соц. проект-е это творч. и инновац. процесс для детального проектирования необходимо строгое научное обоснование критериев и выработка новых процессов, позволяющих учитывать новые связи.

Билет 15 Профессионально-этические основы СР.

Соц. работа - вид профессиональной деятельности, направленной на удовлетворение соцгарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, на создание условий, которые способствуют восстановлению или улучшению способности людей к социальному функционированию. «Профессионально-этический кодекс социального работника России» принят Межрегиональной ассоциацией работников соц. служб 22 мая 1994. Кодекс содержит шесть основных разделов: «поведение и облик соц раб-ка», «этические обязательства соц раб-ка по отношению к своим клиентам», «этич нормы соц раб-ка по отнош к своим коллегам», «этич обязанности соц раб-ка по отнош к рук-лю или руководящей организации», «этич обяз-ти соц раб-ка перед своей профессией», «этич. Обязательства соц раб-ка перед обществом». Этика— философская на­ука, объектом изучения которой является мораль, ее развитие, нормы и роль в обществе. СР, как особый вид проф дея­-ти, обладает специфической, только ей присущей со­вокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения спец-тов. Объектом изучения этики СР - профессиональная мораль спец-тов, а пред­метом — возникающие в процессе работы этические отноше­ния, этическое сознание и этические действия соц ра­б-ков. Целью этики СР является обеспечение и под­держание социально одобряемых содержания и сущности про­фессиональной деятельности, а задачей — нормативная регла­ментация отношений, поведения и действий отдельных пред­ставителей профессиональной группы и их объединений, фор­мирование соответствующего этического сознания специалис­тов социальной сферы. Основные категории этики СР- профессиональные этические отношения, этическое сознание, этические действия и профессиональный долг специалистов. СР, как и любая де­ятельность, характеризуется определенными структурными элементами, которые могут быть оценены с позиций морали и нравственности. Социальный работник действует в ценностно-ориентированном мире, где каждое действие, цель, мотив, сред­ство достижения цели или даже намерение может получить оценку с точки зрения соответствия его моральным нормам, т. е. представлениям общества или микросоциума о добре и зле.   Социальный работник в своей деятельности должен руководствоваться следующими принципами: соблюдение разумных интересов клиента; личная ответственность соц раб-ка за неже­лательные для клиента и общества последствия его действий; уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий; принятие клиента таким, каков он есть; конфиденциальность; доброжелательность; бескорыстие; честность и открытость; полнота информирования клиента. Основными функциями этики соц раб можно счи­тать следующие: - оценочная— дает возможность оценивать с точки зрения соответствия моральным нормам и принципам поведение и дей­ствия раб-ков; - регулятивная — вытекает из потребности регулировать пове­дение и действия соц раб-ка в различных формаль­ных и неформальных ситуациях; - организационная — служит улучшению организации соц раб, требуя от участников процесса дея-ти творческого выполнения своих обязанностей и проф долга; - управляющая — служит средством соц управления поведением и действиями соц раб-ка в ходе про­цесса в интересах дела; -мотивационная — служит средством формирования социаль­но и профессионально одобряемых мотивов дея-ти; - координирующая — обеспечивает сотрудничество всех уч-ков процесса оказания соц помощи клиенту, осно­ванное на доверии и взаимной помощи; - регламентирующая — направляет и обусловливает выбор соц. раб-ком или соц службой целей, мето­дов и средств оказания помощи клиенту; - воспроизводственная — позволяет воспроизводить действия со­ц раб-ков и отношения соц раб-ков между собой и с клиентами на основах морали и нравственности; - воспитательная— служит средством воспитания и совершен­ствования личности как соц раб-ка, так и его кли­ента и соц окружения клиента; - коммуникативная — служит средством коммуникации меж­ду спец-ми и их клиентами; - оптимизирующая — способствует повышению эфф-ти и качества соц раб, повышению статуса про­фессии в обществе, уровня его моральности; - стабилизирующая — способствует стабилизации отношений среди соц раб-в, между соц раб-и и клиентами и их близкими, между соц ра­б-и и представителями различных учреждений; - рационализирующая— облегчает соц раб-ку выбор целей, методов и средств воздействия, выбор наиболее эффективного и приемлемого с точки зрения проф морали решения;- превентивная —предохраняет, предостерегает соц раб-ка от поступков и действий, наносящих вред кли­енту и обществу; - прогностическая —позволяет прогнозировать действия и поведение отдельных соц-х раб-ков и их коллекти­вов, их этическое развитие; - информационная —приобщает соц раб-в к системе ценностей профессиональной соц раб-ы и проф морали; - социальная— способствует созданию условий, благоприят­ных для осуществления соц раб-ы в обществе; - социализирующая — служит делу приобщения соц раб-ка к господствующей в обществе системе ценностей и морали.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...