Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 6. моделирование в СР.




Моделирование – метод познания и преобразования соц. систем; метод опосредованного практического или теоретического оперирования объектом, при котором исследуется не сам О, а искусственная сис-ма, кот. соответствует самому О, может замещать его на данном этапе исследования. Это универсальный метод, кот. используется на разных этапах деятельности (целеполагания, реализации целей или на этапе анализа результатов).

В социальном прогнозировании все большее распространение получает метод прогнозного моделирования социальных процессов. Все количественные методы, использующиеся в прогнозировании, по существу являются методами моделирования и элементами планового метода.
Моделирование как технология социального прогнозирования– это метод исследования объектов различной природы на их аналогах (моделях) Применяется для выделения или уточнения характеристик существующих или конструируемых объектов. Моделирование это многофункциональное исследование. Его научной задачей является воспроизводство на основании знакомства с существующим объектом, другого, заменяющего его . Модель – это аналог оригинала. Основное условие модель -должна иметь сходство с оригиналом, но не повторять его, так в этом случае само моделирование теряет смысл. Основное отличие модели от оригинала – способность к гибкому прогнозному мышлению, не влияющему на исходные данные модели. Социальная модель может представлять собой математическое уравнение, отображение различных факторов, таблицы взаимозависимых признаков (событий, явлений) и т.д. В отличие от физически, социальная модель не копирует изучаемый объект или явление, а преобразует значения одних признаков социального явления , процесса, выбранных в качестве независимых, в значения других признаков, выбранных в качестве зависимых. Информационное поле социальной модели можно оценивать по тому, насколько научно она отображает (прогнозирует) изменения изучаемых социальных процессов и явлений (зависимые признаки) при новых знаниях независимых признаков (объективных условий). Необходимо учитывать, что моделирование всегда применяется вместе с другими общенаучными и специальными методами, на основе междисциплинарного подхода, особенно когда оно используется для исследования глобальных проблем, отличающихся многоплановостью, охватывающей по существу, всю жизнедеятельность человека. Моделирование в таких случаях выступает многомодельное построение. Оно сохраняет свои сущностные характеристики при моделировании и более «низких» проблем солильной сферы, в том числе: демографической ситуации в условиях рыночных отношений (в отдельных конкретных регионах) диагностики занятости; состояния образования, здравоохранения, сферы услуг, рынка жилья и т.д., так как они в сущности своей социальные компоненты.

Моделирование социальных отношений и структур позволяет создать множество вариантов моделей, учитывающих влияние тех или иных социальных факторов в их различных сочетаниях исследуемые процессы в социальной сфере. Основой моделирования является проблемная ситуация.
Любая проблемная ситуация имеет объективную и cитуативную основу. При этом в понятие объективного в проблемной ситуации включаются противоречия между процессом развития и стабилизации, между возникающими потребностями и способами их удовлетворения и т.д. К субъективным относятся: понимание значимости данной проблемной ситуации, целесообразность ее решения, мотивы и интересы людей, заинтересованных в разрешении проблемной ситуации.
В качестве проблемных моделей могут быть pacсмотрены уровень жизни пенсионеров (в ближайшие 5-10 лет), уровень развития образования и его тенденции , уровень нравственного поведения личности в условиях рыночных изменений, компьютерная система в прогнозировании и моделировании здоровья населения в условиях экологической опасности, моделирование системы переквалификации работников в условиях рыночных отношений, профессиональная модель социального работника, нравственная модель социального работника. Наиболее распространенными методами моделирования в социальной сфере являются: разработки, анализ и исследования проблемной ситуации, моделей нововведений инновационных моделей, эвристических моделей и специальных математических моделей. См.: Социальное прогнозирование и моделирование. Для социального моделирования интересна работа с аналогичным объекта на уровне структур, функций и результатов. Цель моделирования воспроизвести данные, оценивающие натуральные нагрузки, ход работы объекта, а также исследование его внутренних процессов.

Осн. этапы разработки прогнозов: 1) предпрогнозная ориентация (уточнение задания на прогноз, опред-ся О, предмет, гипотезы); 2) построение базовой модели прогн-го О; 3) сбор данных об О различными методами; 4) создание серии поисковых моделей; 5) оценка достоверности, обоснованности П.; 6) выработка рекомендаций для решения в сфере управления; 7) экспертная оценка прогноза и рекомендаций, их доработка; 8) предпрогнозная ориентация. Примеры!


 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 346.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...