Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 5 Методика исследований в СР.




СР. как любая наука имеет свой О., предмет и методы исследования. Объект – это способы взаимодействия, взаимосвязи различных соц. групп. Предмет – закономерности, которые обуславливают характер и направленность развития соц. процессов в об-ве.

Исследователи упоминают специфик. О. исследований в СР., она заключается в сложности работы, а сложность обусловлена тем, что поведение людей и способы их взаимодействия оказываются под влиянием множества факторов, куда входят такие как активность поведения, наличие сознания внутреннего мира. Это обуславливает сложность исследования. Поэтому выделяется 2 подхода в методике соц. исследований в СР.:

1) объективный (позитивизм) – исходит из такого представления, что все многообразие реальности сводимо к некоторым достаточно простым и универсальным закономерностям, кот. существуют объективно и в принципе познаваемы. Задача науки – исследовать окружающий мир и открывать его законы. По своей методологии данный подход базируется на номотетических методах (статистической обработке – количественные методы, т.е. опытным эмпирическим путем); 2) субъективный (феноменология) – своей целью ставит на столько раскрытие законов, сколько доскональное исследование и описание некоторых целостных явлений (феноменов). Методология - идеографические методы (качественное изучение окр. среды: биография, история жизни или семьи, кейс-стади).

В связи с двумя подходами выделяются качественные и количественные методы исследования. 1) количественные нацелены на выявление колич. признаков явления и ставят в центр изучения общие закономерности. 2) качественные - изучение особенностей явления и качественный анализ жизни клиента. Безусловно, кач-е и кол-е методы д. дополнять друг друга, использоваться совместно.

Характеристику основным колич-м и кач-м методам исследования.

Количественные: 1) опросные методы – самый древний метод, способствует переводу теоретического уровня исследуемой проблемы на эмпирический уровень ее анализа, что способствует проверке рабочих гипотез и формирования new теоретич-го знания. Применяется в соц-ких исследованиях, в СР., везде, где надо (перепись населения. Достоинства опроса: достаточно быстро м. получить большой объем инфо.; относительно недорогой метод; достаточно легкая обработка стандартизированного опроса; использование стандартных процедур опроса позв-ет проводить вторичный и сравнительный анализ результата. Недостатки: инфо.: отражает изучаемую действительность в преломленном в сознании опрашиваемых виде; нет равенства м/у реальной действительностью и данными людьми. Виды опроса: 1) анкетирование (заочный опрос) требует хорошей подготовки – разработка программы исследования, т.к. в анкету закладываются гипотезы, задачи; учитывать особенности формулировки вопросов (открытые, закрытые, прямые, косвенные, дихотомические - да, нет, альтернативные, шкальные, поливариантные, сензитивные). Существует композиция построения анкет: вводная часть, основная и паспортичка – тоже учитывать. 2) интервью (очный опрос) – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт. Достоинства: непринужденная беседа повышает искренность ответов; устный контакт позволяет уточнять ответы, можно изменить ход беседы. Виды: по месту работы, учебы, на дому, свободное, структурированное

2) наблюдение –изучение объекта в настоящий момент. Достоинства: непосредственная связь с объектом; оперативность получения инфо0и; доступность и дешевизна метода. Недостатки: влияние наблюдателя на изучаемый процесс; личные качества наблюдателя влияют на полученные результаты и их интерпретацию; ограниченность охвата наблюдаемых объектов. Виды: включенное, невключенное; лабораторное, полевое, смешанное; стандартизированное, нестандартизированное; структурированное, неструктурированное; открытое, скрытое и тд. 3) контент-анализ; 4) эксперимент; 5_ тестовые процедуры (проективные методики, псих тесты).

Качественные: 1) кейс-стади; 2) качественное интервью; 3) нарративный анализ; 4) история семьи, жизни; 5) историческое исследование. Нарративный анализ: Нарратив - разговор, специально организованный вокруг последовательности событий; - истории о специфическом прошлом событии и у всех этих историй есть общие черты. Суть: в текст повествования включается позиция рассказчика, ситуация рассказывания, присутствует слушатель, и целый комплекс соц., полит., истор. условий. Исследователь, проводящий Н.А. должен вчувствоваться в жизненную ситуацию другого, должен понять внутренний мир другого человека на основе механизмов эмпатии. Наиболее распространенными проблемами, которые рассматриваются в нарративе, являются гендерное неравенство, расовая дискриминация, насилие и д.р. Рассказчики предают последовательность событиям, создают порядок из хаотичного, предают личностный смысл и реальность тому, чего не было в природе. Они интерпретируют в нарративах события прошлой жизни, свои переживания, эмоции и конструируют новый смысл. Элементы нарратива (Лабов, Валетский): 1) Резюме-рассказчик кратко излагает суть истории; 2) Ориентирование - устанавливается время, место и определяются участники; 3) Усложнение действия – выявление проблемы, которую необходимо решить; 4) Оценка – комментирование проблемы; 5) Результат – решение проблемы или утверждение результата действия; 6) Кода – конец истории, возвращение в реальность.

Важным моментом является составление программы исследования. П.И. – это изложение его теоретико-методологических предпосылок в соответствии с основными целями предпринимаемой работы и гипотез иссл-я с указанием правил процедуры, а также логической последовательности операций для их проверки. Программа выполняет методологическую (формулировка науч проблемы, указание цели и задач, определение объекта и предмета иссл-я, формулировка гипотез и интерпретация основных понятий), методическую (определение объема выборки, описание используемых методов сбора первичной соц. инфо, логическая структура используемого инструментария, методика обработка инфо) и организационную функции (закрепление за участниками конкретные участки работы). Программу обязательно дополняет рабочий план, в котором упорядочиваются этапы работы, сроки выполнения иссл-я, оцениваются необходимые финансовые ресурсы.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 336.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...