Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы и методы государственного контроля 




       А. Формы государственного финансового контроля - это способы конкретного выражения и организаций контрольных действий.Субъекты и объекты контроля. Функции государственного фин. контроля в РФ осуществляют

       (1)При Представительных органах власти (Совет Федерации и ГосДума):

       * Комитет Госдумы по бюджету, налогам, банкам и финансам и его подкомитеты. Подобные комитеты созданы и субъектами РФ;

       * Счетная палата РФ. Сфера полномочий Счетной палаты - контроль за федеральной собственностью, федеральными денежными средствами, государственным внутренним и внешним долгом, деятельностью БР, эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также выдачей государством кредитов и займов. Деятельность Счетной палаты по закону является гласной.

       (2) Президентский контроль осуществляется путем издания указов, подписания законов, назначения министра финансов РФ, представления Государственной Думе кандидата на должность председателя БР.

       Определенные функции выполняет Контрольное управление Президента РФ.

       (3) Правительство РФ контролирует процесс разработки и исполнения федерального бюджета, осуществление единой политики в области финансов, денег и кредита, деятельность министерств и ведомств. При Прав-ве действует Контрольно-наблюдательный совет.

       (4) Минфин и все его структурные подразделения осуществляют финансовый контроль по долгу службы: посредством разработки федерального бюджета, контроля поступления и расходования бюджетных средств и государственных внебюджетных фондов, контроля направлений и использования государственных инвестиций, методического руководства организацией бухучета, проведения аттестаций по аудиту и лицензированию аудиторской деятельности.

       Оперативный финансовый контроль в рамках Минфина осуществляет контрольно-ревизионное управление (КРУ) и органы федерального казначейства.

       Федеральное казначейство включает Главное управление, казначейства субъектов Федерации, городов (за исключением районного подчинения), районов и районов в городах.

       На него возложены следующие обязанности:

       * контроль за доходной и расходной частью ФБ в процессе его исполнения;

       * контроль за состоянием государственных финансов в целом;

       * контроль (совместно с ЦБ РФ) за состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;

       * контроль за гос. внебюджетными фондами и отношениями между ними и бюджетом.

       В результате деятельности органов государственного финансового контроля ежегодно доначисляются в бюджет огромные суммы, пресекается незаконное и неэффективное использование государственных средств, виновные должностные лица привлекаются к материальной, административной, дисциплинарной и уголовной ответственности.

       Меры воздействия по результатам контрольных мероприятий:

* предписание; * предписание, обязательное для исполнения; * приостановление всех операций по счетам.

       Б. Формы контроля, различающиеся регламентом и временем про­ведения.

Обязательный контроль за финансовой деятельностью физи­ческих и юридических лиц осуществляется на основе закона. Это относится, например, к налоговым проверкам, контролю за целевым использованием бюджетных ресурсов, обязательному аудиторскому подтверждению данных финансово-бухгалтерской

отчетности предприятий и организаций и т.д., осуществляемым в основном внешними, независимыми контролерами.

Инициативный (внутренний) контроль не вытекает из финан­сового законодательства, но является неотъемлемой частью управления финансами для достижения тактических и стратеги­ческих целей.

Предварительный контроль предшествует совершению проверяемых операций, поступлению доходов, расходованию денежных средств и материальных ценностей. Эта форма контроля позволяет предупредить нарушения действующего законодательства, позволяет выявить дополнительные финансовые ресурсы. Предварительный контроль осуществляется при рассмотрении бюджетов, смет, финансовых планов, при открытии кредитов и финансирования по бюджету.

Текущий контроль осуществляется в процессе совершения хозяйственных и финансовых операций. Он осуществляется ежедневно финансовыми службами в момент совершения финансовых операций, для предотвращения нарушений финансовой дисциплины. Текущий контроль позволяет так же оперативно “замерять”отклонения от установленных правил и норм и принимать необходимые меры к обеспечению финансовой дисциплины. Основные инструменты текущего контроля – это данные оперативного бухгалтерского учета, инвентаризаций. Объектом является документация непосредственно связная с денежными средствами.

  Последующий контроль производится после совершения операции т.е. после того, выполнены планы, поступили доходы, израсходованы денежные средства и материальные ценности. Основная цель его – выявление технических нарушений финансового законодательства, которые не были установлены во время предварительного и текущего контроля. В этой форме контроля производится проверка финансово-хозяйственных операций за истекший период на предмет законности и целесообразности производимых расходов. Он производится путем анализа отчетов, баланса, проверок и ревизий непосредственно на предприятии.                                                                                                                                  

   В. Методы финансового контроля – это приемы, средства и способы его осуществления.

       К основным методам относятся: Наблюдение- это направленное на общее ознакомление с состоянием финансовой деятельности объекты контроля действия.Инспекция (проверка) – это исследование отдельных вопросов финансовой деятельности, осмотр помещений и других объектов с целью выявления нарушения финансовой дисциплины.     Обследование – производится в отношении отдельных сторон финансовой деятельности. При этом используют анкетирование и опрос. Анализ – направлен так же на выявления нарушений финансовой дисциплины.   Ревизия– детальное исследование финансово-хозяйственной деятельности проверяемого субъекта с целью выявления нарушений законности, целесообразности и эффективности. Ревизиипроизводятся непосредственно на подконтрольных объектах Ревизии подразделяются на несколько видов:1)по содержанию ( доказательные и фактические)2)по способу назначения ( плановые и внеплановые)3)по степени охвата данных ( сплошные и выборочные)4)по объему ревизуемой деятельности (комплексные и тематические)

       Инспекции (проверки) и ревизии – самые эффективные методы финансового контроля. Их отличает друг от друга широта и глубина проверяемых

 

Аудиторский контроль

Аудиторская деятельность (аудит)- независимая проверка аудиторами и аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования с целью оценки достоверности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций законодательству, направленная на защиту интересов собственников, оказание помощи субъектам хозяйствования, содействие им в правильности расчетов с бюджетом и в повышении эффективности их деятельности.

Аудитором является физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным уполномоченным федеральным органом, и имеющее квалификационный аттестат аудитора, осуществляющий аудиторскую деятельность в качестве работника аудиторской организации или в качестве лица, привлекаемого аудиторской организацией к работе на основании гражданско-правового договора, либо в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность, а также оказывать сопутствующие аудиту услуги и не вправе осуществлять иные виды предпринимательской деятельности.

 Аудиторская организация - коммерческая организация, осуществляющая аудиторские проверки и оказывающая сопутствующие аудиту услуги, осуществляет свою деятельность по проведению аудита после получения лицензии, может быть создана в любой организационно-правовой форме, за исключением открытого акционерного общества.

В штате аудиторской организации должно состоять не менее пяти аудиторов.

От ведомственной, прежде всего государственной, ревизии аудит принципиально отличают самостоятельность определения им форм и методов аудиторской проверки, исходя из требований законодательства и условий договора с экономическим субъектом, независимость от любой третьей стороны, собственника и руководителя аудиторской фирмы и возможность организовать аудит на принципах предпринимательской деятельности: с получением прибыли, при риске и объёме имущественной ответственности в зависимости от организационно-правовой формы аудиторской фирмы.

Аудит может быть внешним и внутренним, обязательным и инициативным.

Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Обязательный аудит осуществляется в случаях, если:

1) организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2) организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом.

3) объем выручки организации за один год превышает в 500 тысяч раз установленный законодательством МРОТ или сумма активов баланса превышает на конец отчетного года в 200 тысяч раз установленный законодательством МРОТ;

4) организация является государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием, основанным на праве хозяйственного ведения, если финансовые показатели его деятельности соответствуют подпункту 3 пункта 1. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;

Обязательные проверки в соответствии с процессуальным законодательством проводятся также по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда.

Инициативный аудит - это услуга, адресованная собственникам предприятия, по экспертизе состояния бухгалтерского учета, экспертизе состояния налогового учета и оценке эффективности управления предприятием.

Цель инициативного аудита - минимизация финансовых и хозяйственных, учетных и налоговых рисков собственника, а также устранение нарушений во избежание штрафных санкций, путем выявления нарушений в бухгалтерском учете, налогообложении, документообороте.

Инициировать добровольные аудиторские проверки могут: Руководители, директора при смене бухгалтеров, получении кредита; Бухгалтеры перед налоговыми проверками; Учредители, акционеры, желающие знать разумно ли предприятие за прошедший период распоряжалось средствами или какова отдача от произведенных акционером вложений; Инвесторы, принимая ответственное решение о вложении средств в то или иное предприятие и рискуя своими деньгами; Другие заинтересованные лица.

Внешний аудит – это, как правило, разовое мероприятие, проводимое по инициативе руководства организации или акционеров. Внутренний аудит представляет собой непрерывную деятельность, которая осуществляется на основании «Положения о внутреннем аудите» и в соответствии с планом, подготовка которого осуществляется подразделением внутреннего аудита и утверждается руководством организации.

Основные этапы аудиторской проверки: Подготовительный этап -> Планирование аудита -> Проведение аудиторской проверки - > Контроль за качеством проводимой Аудиторской проверки -> Составление заключения.

Подготовительный этап включает:

а) Предварительное планирование аудиторской проверки - принятие решения о начале или продолжении сотрудничества с клиентом (с учетом информации из финансовых документов, информации, полученной от третьих лиц), подбор кадров.

б) Сбор общих сведений о клиенте: об экономических, законодательных условиях функционирования, конкурентной среде и т.п. Оценивается степень риска, выявляется природа ошибок, возможные проблемы и нетипичные операции и т.д.

Риск аудитора (аудиторский риск) - вероятность того, что бухгалтерская отчетность экономического субъекта может содержать невыявленные существенные ошибки и (или) искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.

в) Доказательная информация и правовые обязательства клиента. Источниками информации служат публикации на общеэкономические, отраслевые и торговые темы, законодательные акты и методические рекомендации по бухгалтерскому учету и аудиту, документация компании, материалы прошлых аудиторских проверок.

После этого если аудитор считает проведение аудита возможным, то готовит для клиента

г) письмо-обязательство о согласии на проведение аудита. Затем формируется группа аудиторов для проведения проверки и заключается договор с экономическим субъектом.

д) Оценка уровня существенности

Концепция существенности - некоторые данные могут быть более важны, чем другие, при адекватном представлении финансовой отчетности, а также на интересе ее потенциальных пользователей к отдельным показателям. Для применения существенности по каждому отдельно взятому счету используется понятие предельно допустимой ошибки. Устанавливая допустимую ошибку ниже планируемой существенности, аудитор ликвидирует вероятность того, что сумма расхождений по отдельно взятым выявленным и не выявленным счетам превысит уровень существенности.

е) Ознакомление с системой внутрихозяйственного контроля и оценка риска контроля.    

Планирование аудита:* Разработка общего плана и программы аудиторской проверки.

В общем плане аудиторская организация определяет способ проведения аудиторской проверки на основании результатов предварительного анализа, оценки надежности системы внутреннего контроля и рисков аудита. В случае решения провести выборочную проверку аудитор формирует аудиторскую выборку.

В общем плане, в частности, отражаются:

* конкретные объекты, подлежащие аудиту;

* формирование аудиторской группы;

* сроки проверки и бюджет рабочего времени для каждого этапа проверки;

* контрольные мероприятия.

* необходимость привлечения экспертов и роль внутреннего аудита.

Общий план проверки оформляется в виде таблицы

* Разработка программы проведения аудиторской проверки включает те же этапы, что и разработка общего плана аудита. Программа - детальный перечень аудиторских процедур, необходимых для практической реализации общего плана аудита.

На основании составленных плана и программы проводится собственно АУДИТОРСКАЯ ПРОВЕРКА.

Проведение проверки в соответствие с планом

1. Сбор аудиторских доказательств

2. Выполнение аудиторских процедур: тестирование средств контроля – оценка эффективности и надежности бухгалтерского учета и внутреннего контроля клиента, аналитические процедуры, проверка оборотов и сальдо по счетам ( последние 2 процедуры по существу – проводятся с целью получения аудиторских доказательств, существенных искажений бухгалтерской отчетности.

Контроль за качеством проводимой Аудиторской проверки- осуществляется внутри самой аудиторской организации на основе созданной системы по контролю качества работы Составление аудиторского заключения.В аудиторском заключении должны быть изложены все существенные обстоятельства, установленные при проведении аудита.    Существенными признаются обстоятельства, значительно влияющие на достоверность отчетности кредитной организации.

Аудиторское заключение должно быть озаглавлено и состоять из трех частей - вводной, аналитической и итоговой

Вводная часть представляет собой общие сведения об аудиторской фирме (аудиторе).

Аналитическая часть должна включать:*Общие сведения о проверяемой организации;* Перечень проверенных филиалов;* Изложение существенных аспектов;*Таблицу корректировок (изменения, внесенные в бухучет).

Итоговая часть должна включать мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности годового отчета организации.      Мнение о достоверности бухгалтерской отчетности может быть выражено в форме положительного, положительного с оговорками или отрицательного аудиторского заключения, аудитор может отказаться от выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности или от дачи заключения о достоверности бухгалтерской отчетности.    Положительное аудиторское заключение дается в том случае, когда бухгалтерская отчетность, составленная организацией, достоверна во всех существенных аспектах, отражает активы и пассивы на отчетную дату и финансовые результаты ее деятельности.Отрицательное аудиторское заключение означает, что бухгалтерская отчетность, составленная организацией, не обеспечивает во всех существенных аспектах достоверное отражение ее активов и пассивов на отчетную дату и финансовые результаты.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 615.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...