Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Бюджеты субъектов РФ. Местные бюджеты




А.Согласно Бюджетному кодексу РФ подмежбюджетными отношениями понимаются взаимоотношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Межбюджетные отношения существуют в любом государстве, имеющем административно-территориальное деление. Принято различать унитарные и федеративные бюджетные системы. Унитарным бюджетным системам соответствует высокий уровень централизации бюджетных средств, отсутствие или незначительный объем бюджетных прав нижестоящих органов власти. Федеративным бюджетам присуща высокая степень самостоятельности территориальных бюджетов при соблюдении единства общегосударственных интересов. Принципы, на основе которых функционируют федеративные бюджетные системы, называют принципами бюджетного федерализма. Для РФ с ее огромной территорией, федеративным характером государственного устройства, совершенствование модели бюджетного федерализма имеет исключительно важное значение.

Для выполнения своих функций, обеспечения комплексного социально-экономического развития территорий органы государственной власти субъектов РФ используют средства бюджетов субъектов РФ. Бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты относятся к бюджетам бюджетной системы РФ.

Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы РФ предоставляются в форме дотаций на выравнивание бюджет. обеспеченности субъектов Российской Федерации; субсидий субвенций бюджетам субъектов РФ; иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов РФ и государственных внебюджетных фондов.

В последнее время в РФ роль бюджетов территорий усиливалась, а сфера их использования расширялась. За счет бюджетов субъектов РФ финансируются строительство, сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, жилищно-коммунальная сфера, охрана окружающей природной среды, социально-культурные мероприятия и другие расходы, имеющие социальную направленность.

Б. Местные бюджеты (МБ) включают бюджеты муниципальных (муниц.) районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниц образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений. Каждое муниц. образование имеет собственный бюджет, предназначенный для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

В МБ в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниц. образований, (по вопросам местного значения), и расходных обязательств муниц. образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ (осуществлениг гос. полномочий).

Бюджет муниципального района (районный бюджет) и свод бюджетов городских и сельских поселений, входящих в состав муниципального района образуют консолидированный бюджет муниципального района. Формирование и исполнение МБ осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно.

В.Доходная часть МБ состоит из собственных доходов и поступлений от регулирующих доходов, она также может включать финансовую помощь в различных формах (дотации, субвенции, средства фонда финансовой поддержки муниципальных образований), средства по взаимным расчетам.

К собственным доходам МБ относятся местные налоги и сборы (земельный налог, налог на имущество физических лиц), другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и налогов субъектов РФ, закрепленные за МБ на постоянной основе.

К другим собственным доходам МБ относятся: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, платных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями, сдачи в аренду муниципального имущества, включая аренду муниципальных земель; платежи за пользование недрами и природными ресурсами, штрафы, подлежащие перечислению в местные бюджеты в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ и т.д.

В бюджеты муниципальных районов и бюджеты городских округов подлежит зачислению плата за негативное воздействие на окружающую среду. Размеры минимальных долей (в процентах) федеральных налогов, закрепляемых за муниципальными образованиями на постоянной основе, определяются законодательными (представительными) органами субъекта РФ.

Г.Расходная часть МБ Расходы МБ – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходная часть МБ наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране.

Структура расходов отдельных видов МБ не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Расходная часть МБ включает: расходы, связанные с решением вопросов местного значения; осуществлением отдельных государственных полномочий, обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам; иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.

 

 

10 Бюджетный процесс. Участники бюджетного процесса.

Бюджетный процесс— это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности: составление проекта бюджета; рассмотрение и утверждение бюджета; исполнение бюджета; составление отчета об исполнении и его утверждение.

К компетенции федерального уровня государственной власти принадлежат:

- установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ;

- разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;

- разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;

- установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета; утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении.и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетныхфондов;

- утверждение бюджетной классификации РФ;

- управление долгом Российской Федерации;

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению субъектов РФ относятся не только вопросы, связанные с бюджетами субъектов РФ и бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов, но и порядок организации межбюджетных отношений в конкретном субъекте РФ, хотя эти вопросы находятся в сфере совместного ведения с федеральными органами государственной власти. Соответственно компетенция органов местного самоуправления должна осуществляться в пределах, установленных федеральным законодательством, законодательством субъектов РФ, а также в соответствии с нормативно-правовыми актами органов власти местного самоуправления.

Участники бюджетного процесса:

• Президент Российской Федерации;

• органы законодательной (представительной) власти;

• органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

• органы денежно-кредитного регулирования;

• органы государственного и муниципального финансового контроля;

• государственные внебюджетные фонды;

• главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

• иные органы, на которые законодательством РФ, субъектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. В состав участников бюджетного процесса входят также органы, обладающие бюджетными полномочиями.

Законодательные (представительные) органы власти имеют следующие полномочия:- рассматривать и утверждать бюджеты; -рассматривать и утверждать отчеты об исполнении бюджетов; -формировать и определять правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и др.

Аналогичные полномочия законодательных (представительных) органов власти касаются вопросов регулирования деятельности государственных внебюджетных фондов.

Органы исполнительной власти осуществляют:- составление проектов бюджетов;- представление их на рассмотрение и утверждение законодательными (представительными) органами власти вместе с необходимыми документами и материалами;- исполнение бюджетов, в том числе сбор доходов бюджета;- управление государственным (муниципальным) долгом;- осуществление ведомственного контроля за исполнением бюджета;- представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов власти и др.

Аналогичные полномочия имеют исполнительные органы власти по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Центральный банк РФ (Банк России)имеет следующие полномочия:

- совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение в Государственную Думу РФ основные направления денежно-кредитной политики;

- обслуживает счета бюджета;

- осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

Особо обратим внимание на то, что счета бюджета могут обслуживаться только Банком России, однако это правило имеет исключение, что следует из компетенции кредитных организаций.

Кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета, как участники бюджетного процесса выполняют две функции: осуществление операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе и обеспечение функций Банка России там, где он эти функции выполнять не может.

Контрольные органы законодательных (представительных) органов власти на всех уровнях осуществляют:

- контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

- проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных актов бюджетного законодательства Российской Федерации, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления.

Органы контроля исполнительной власти в ходе исполнения соответствующего бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль.

Главный распорядитель бюджетных средств имеет право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств. Главный распорядитель бюджетных средств определяется ведомственной классификацией расходов бюджета. Для федерального уровня главным распорядителем бюджетных средств выступает орган государственной власти РФ; для регионального и местного уровня — орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение.

Распорядитель бюджетных средств имеет право распределять бюд­жетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств и осуществлять связанные с этим функции.

Бюджетное учреждение - организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Получатель бюджетных средств — это бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Учитывая роль Министерства финансов РФ в осуществлении бюджетного процесса, Бюджетный кодекс РФ отдельно устанавливает его полномочия.

 Министерство финансов РФ:- составляет проект федерального бюджета и принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных-фондов;- составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета;- разрабатывает Программу государственных внутренних заимствований и Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации;- осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями;- осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм;- проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий;- осуществляет в порядке, установленном Правительством РФ, управление государственным долгом РФ;- исполняет федеральный бюджет; - осуществляет иные полномочия.

 

11 Государственные внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды – форма перераспределения и использования фин. ресурсов, привлекаемых гос-вом для финансирования не включаемых в бюджет некоторых общественных потребностей и комплексно расходуемые на основе оперативной самостоятельности строго в соответствии с целевым назначением фондов.

Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населения.

Цельюсоздания общегосударственных и других целевых фондов является создание условий для эффективного и своевременного финансирования наиболее важных экономических и социальных программ в условиях рыночной экономики. Для внебюджетных фондов существует особая система формирования и расходования денежных средств.

Данные фонды являются внебюджетными в том смысле, что функционируют самостоятельно внефедерального и внеконсолидированного Б-тов субъектов федерации. В бюджетную систему они включены на том основании, что на них распространяется методология и порядок формирования и исполнения Бюджетов.

Государственные ВБФ предназначены для реализации конституционных прав граждан:1. На охр здоровья и получ бесплатной мед помощи;2. На соц обеспечение по возрасту;3. На соц обеспеч в случ безработицы4. На соц обеспеч по инв-ти, по болезни, в случ потери

В число гос. социальных внебюджетных фондов РФ в настоящее время входят Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды аккумулируют средства для реализации важнейших соц. гарантий: гос. пенсионного обеспечения, оказания бесплатной медиц. помощи.

Основным источником доходов государственных внебюджетных фондов является сейчас единый социальный налог (ЕСН) (страховой взнос). Его плательщиками выступают организации-работодатели всех форм собственности, а налогооблагаемой базой являются все выплаты, начисленные работодателем в пользу работника по всем основаниям. Налог взимается по регрессивной ставке. Законодательство предусматривает некоторые льготы по уплате ЕСН.

Исчисляется и уплачивается умма ЕСН налогоплательщиками отдельно по каждому внебюджетному фонду и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы. Установлены 4 шкалы ставок ЕСН, построенных по принципу регрессивного исчисления и уплаты налога ( НК РФ, часть 2, ст. 236-242).

Средства фонда образуются за счет:Страховых взносов работодателей (администраций предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);Страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию;Доходов от инвестирования части временно свободных средств фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады в пределах средств, предусмотренных бюджетом на соответствующий период;Добровольных взносов физических и юридических лиц;Ассигнований из федерального бюджета РФ;Прочих доходов.

Расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Пенсионный фонд РФ (ПФР)– крупнейший из внебюджетных соц. фондов.

Основной источник доходов ПФР – страховые взносы работодателей и работающих. Основными задачами ПФР как самостоятельного финансовго-кредитного учреждения являются аккумуляция страховых взносов и расходование средств Фонда в соответстви с действующим законодательством. Установлены следующие базовые ставки, подлежащие зачислению в ПФ РФ,при исчислении и уплате ЕСН:26% для всех налогоплательщиков – работодателей (организации, индивид. предприниматели, ФЛ);15,8% для налогоплательщиков – работодателей, занятых в прооизводстве с/х продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера;14,0% для налогоплательщиков – неработодателей;5,3% для адвокатов.

Средства ПФ РФ направляются на выплаты гос. пенсий (по возрасту, за выслугу лет, при потере кормильца); пенсий по инвалидности; военнослужащим; компенсации пенсионерам; материальные помощи инвалидам и престарелым; пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...