Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Финансовое регулирование соц.-экон. процессов




А. Модели государственного устройства и методы финансового регулирования В настоящее время для индустриальных стран характерны три модели государственного устройства: либеральная, корпоративная и социально-демократическая.Основные черты либеральной модели (характерной для США): минимальное вмешательство государства в рыночные отношения, небольшая доля государственных расходов в ВВП, ограниченность размера и времени выплат социальных трансфертов, обязательная проверка нуждаемости в поддержке, необязательность и небольшой охват населения социальным страхованием, частный характер функционирования большинства организаций, предоставляющих социальные услуги и т.д.

Социально-демократическая модель («шведская модель благосостояния») характеризуется всеобъемлющей ролью государства, взятием им ответственности за благополучие своих граждан. Основа финансирования социальной сферы при этой модели – гос.бюджет. Оказание социальных услуг – прерогатива гос. организаций. Отличительной чертой данной модели служит необязательная проверка нуждаемости человека в социальной поддержке.

Характерными чертами корпоративной модели социальной политики являются достаточно высокая степень присутствия гос. сектора в экономике, а также координирующая роль государства, которое определяет порядок перераспределения доходов, дает экономические гарантии, возлагая на предприятия реализацию социальных законов. Эта модель присуща Германии и больше чем другие соответствует принципам построения государства «социально-рыночного хозяйства», которое провозглашено Конституцией РФ.

Б. Стратегические задачи России в области социальных отношений

В соответствии с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года», утвержденной (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р) стратегические задачи России в области соц. отношений:

· улучшение качества социальной среды и здоровья нации, выход на стабильные демографические показатели и повышение продолжительности жизни;

· ускоренное развитие человеческого потенциала, выход на стандарты обеспечения услугами образования и здравоохранения, характерные для развитых стран;

· переход к комфортному типу расселения, доступному для основной массы населения;

· снижение бедности до уровня, характерного для развитых стран.

В.Понятие системы государственного регулирования социально-экономических процессов (ГРСЭП)Модель гос. устройства и формы гос. регулирования социально-экономических процессов напрямую зависят друг от друга, основаны на комплексном применении правовых, финансовых и организационно-управленческих регуляторов – элементов единой системы.

Правовое регулирование обеспечивается системой законодательных актов и программных документов, ограничивающих развитие рыночных отношений определенными правилами. Направления социально-экономического развития страны на средне-, долгосрочную перспективу также отражены в нормативно-правовых актах, в них обозначены меры регулирующего воздействия государства на реальные процессы развития современной российской экономической системы.

Финансовое регулирование – это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Организационно-управленческое воздействие состоит в проведении административных реформ для построения эффективно функционирующей системы государственного и местного самоуправления, обеспечивающей принятие и исполнение законов.

Г. Методы ГРСЭП: прямое влияние, косвенные формы, смешанные формыДля успешного функционирования механизма фин. воздействия на экономику и соц. сферу, необходимо использовать прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается с помощью взимания прямых гос. налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов гос. расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение фин. дисциплины.

К опосредованным (косвенным) формам регулирования, способствующим тому, чтобы распределение в обществе было более справедливым и в то же время не оказывающим резкого воздействия на развитие рынка, относится косвенное общегос. налогообложение и осуществление текущих гос. расходов.

Среди смешанных форм фин. воздействия выделяются местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов гос. предприятий и организаций.

Д. Назначение государственных доходов. Бюджетное регулирование: понятие и задачи Гос. доходы представляют собой ресурсы, материально обеспечивающие участие гос-ва в общественном воспроизводстве. Они являются частью стоимости общественного продукта, безвозмездно изымаемой в распоряжение гос-ва в целях изменения структуры совокупного потребления. Через изъятие части доходов в бюджет и централизованные внебюджетные фонды гос-во участвует в регулировании деятельности субъектов воспроизводства. Путем налогообложения (или дотирования) государство может целенаправленно регулировать спрос на определенные виды продукции и услуг, поддерживать отечественных товаропроизводителей, стимулировать внедрение новых технологий.

Таким образом, одним из оновных инструментов ГРСЭП является бюджетное регулирование, которое состоит в применении механизма налогообложения, предоставления налоговых льгот, выделения бюджетных ассигнований и т.д.

В процессе бюд­жетного регулирования выделяются следующие основные задачи:

• формирование бюджетных доходов, их определенной структуры на текущий период и среднесрочную перспективу;

• аналогичное формирование расходов бюджета и их ведомственной, функциональной и экономической структуры;

• межбюджетные взаимоотношения, их формы и особенности;

• управление (координация) всем бюджетным процессом.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 454.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...