Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Финансовая система, ее элементы и взаимосвязи.




Соц.-экон. сущность и функции финансов

Понятие "финансы" зачастую отождествляют с деньгами.
 Деньги – категория более древняя по сравнению с финансами. Они появились в различных формах уже на заре развития человечества как стихийно выделившийся товар, играющий роль всеобщего эквивалента. Появление же финансов обусловлено возникновением государства. Уже рабовладельческое государство выполняло ряд общественных функций, а именно: содержание войска, охрана общественного порядка, сохранение власти, постройка общественных зданий, дорог и т.д. Т.е. государство уже тогда предоставляло определенные обществ. блага для своих граждан. Для этого государству требовались определенные ресурсы как в натур., так и в денежной форме. Их роль стали выполнять налоги. Именно соединение государства и налогов в их денежной форме породило феномен гос. финансов. С конца 17 в. в европ. государствах под словом «финансы» понимали всю совокупность денежного хозяйства государства, его доходы, расходы и долги. В 18 в. этот термин пришел и в Россию. До начала 20 в. он употреблялся в сравнительно узком смысле именно как гос. финансы.

 Таким образом, основными признаками финансов являются:

1. Денежные отношения, т.е. деньги выступают материальной основой существования и функционирования финансов (где нет денег, не может быть финансов).

2. Наличие двух субъектов, один из которых наделен особыми полномочиями. (гос-во)

3. В процессе денежных отношений осуществляется формирование или использование общегосударственных фондов денежных средств.

4. Регулярное поступление средств в бюджет посредством создания соответствующего фискального аппарата.

Исходя из сказанного можно сформулировать первое определение финансов.

Финансы это совокупность денежных отношений, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для выполнения государством экономических, социальных и политических задач.

Финансы - это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ.В различных общественно-экономических формациях, в различных государствах существуют различные финансовые системы, в одних случаях более удачно выражающие объективно существующие экономические отношения, в других менее удачно, однако финансы всегда выполняют распределительную функцию, так как она связана с их сущностью и потому органически им присуща. Через эту функцию реализуется общественное назначение финансов – обеспечение каждого субъекта хозяйствования необходимыми ему финансовыми ресурсами. Объекты действия распред. функции финансов – стоимость валового общественного продукта, а также часть национального богатства, принявшего денежную форму. Субъекты – юрид. и физ. лица, являющиеся участниками воспроизводственного процесса, в распоряжении которых формируются фонды целевого назначения. С помощью финансов распределительный процесс протекает во всех сферах обществ. жизни – материальное производство, обращение, потребление.Другой важнейшей функцией финансов является контрольная, которая тесно связана с распределительной. С помощью финансов государство осуществляет распределение общественного продукта не только в натурально-вещественной форме, но и в стоимостной. В связи с этим становится возможным и необходимым контроль за обеспечением стоимостных и натурально-вещественных пропорций в процессе расширенного воспроизводства.

Объектом контрольной функции финансов являются финансовые показатели деятельности предприятий, организаций, учреждений. Формой реализации контрольной функции финансов является финансовый контроль. Если контрольная функция финансов является свойством самих финансов, то финансовый контроль является деятельностью особых контролирующих органов, которые осуществляют этот контроль. В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают общегосударственный, ведомственный, внутрихозяйственный, общественный и независимый (аудиторский) финансовый контроль.

Выделяют также регулирующую функцию финансов, которая заключается во вмешательстве государства через финансы (налоги, кредит) в процесс воспроизводства.

В воспроизводстве, как едином экономическом процессе, действуют различные экономические субъекты:

1) домашние хозяйства;

2) хоз. субъекты;

3) государство.

Все субъекты потребляют экономические ресурсы, получают доходы и несут определенные расходы, т.е. имеют определенные бюджетные ограничения. Все доходы субъектов экономических отношений в процессе воспроизводства делятся на первичные и вторичные. Они образуются:

- у предприятий в форме прибыли, остающейся в их распоряжении, и амортизационных отчислений;

- у работников (домохозяйств) в форме чистой оплаты труда, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей, выплат из чистой прибыли акционерам и участникам, выплат из внебюджетных фондов социального направления;

- у государства в форме перераспределенных доходов предприятий в бюджет и внебюджетные фонды.

Процессы формирования и использования доходов субъектов воспроизводственного процесса сопровождаются процессами распределения и перераспределения этих доходов, необходимыми для регулирования экономики в условиях рыночных отношений при помощи финансов в широком понимании этого слова. Таким образом, «профицит бюджетов», возникающий у отдельных экономических субъектов, перераспределяется с помощью:

- гос. финансов (часть доходов аккумулируется в бюджете и внебюджетных фондах в форме налогов и сборов);

- финансовых посредников (банки, страховые компании, инвестиционные фонды и компании);

- финансового рынка, на котором осуществляется обмен свободных денежных средств хоз. субъектов и домашних хозяйств на активы, приносящие доход.

Таким образом, в процессе перераспределения участвуют как государственные финансы, фин. посредники, так и непосредственно хоз. субъекты, вкладывая свои свободные денежные средства в ценные бумаги или предоставляя их взаймы другим хоз. субъектам, испытывающим «дефицит бюджета».

 

Финансовая система, ее элементы и взаимосвязи.

А).Финансовая система – это совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями формирования и использования денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. Понятие финансовой системы является развитием более общего понятия «финансы» в широком смысле. Каждому звену системы финансов присущи специфические формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. В целом финансовая система России состоит из двух укрупненных подсистем: 1) государственные и муницип. финансы; 2) финансы хозяйствующих субъектов. В зависимости от форм и методов формирования доходов и денежных фондов эти подсистемы подразделяются на более частные звенья

Б). Финансы хоз. СубъектовФинансы хозяйствующих субъектов представляют собой экономические отношения, возникающие в процессе формирования, структуризации, использования их денежных фондов; являясь ведущим звеном всей финансовой системы общества, они формируют основной массив его финансовых ресурсов. Финансы хозяйствующего субъекта выполняют три функции: формирование денежных фондов (доходы); использование денежных фондов (расходы); контроль за формированием и использованием денежных фондов. В соответствии с ГК РФ организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие, поэтому финансы хозяйствующих субъектов можно разделить на финансы коммерческих предприятий и организаций и финансы некоммерческих организаций. Финансы предприятий тесно взаимосвязаны с финансовым положением государства и состоянием денежных доходов населения. Финансы хозяйствующих субъектов включают в себя отношения, связанные с формированием и движением: а) фондов собственных средств (уставного, резервного, добавочного капитала, нераспределенной прибыли и пр.); б) фондов заемных средств (банковских кредитов, ссуд, бюджетных кредитов, облигационных займов и др.); в) фондов привлеченных средств (фондов потребления, расчетов по дивидендам). В составе финансов также можно выделить формирование и движение производственных фондов денежных средств; обращение денежной части фондов и фондов, образованных в ходе распределения доходов между предприятием, органами власти и работниками. Именно в данном звене финансовой системы формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государством правилам формирует доходы бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов.

в) Государственные и муниципальные финансы представляют собой экономические отношения, возникающие в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов. Государственные и муниципальные финансы состоят из бюджетной системы, включающей бюджеты всех уровней (федеральный, территориальные бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты), целевых внебюджетных фондов и государственного кредита. Общегосуд. централиз. финансы создаются путем распределения и перераспределения НД, созданного в отраслях материального производства. Задачей общегос. финансов является концентрация финансовых ресурсов в распоряжении государства и направление их на финансирование общегос. нужд. Они формируются за счет налогов, сборов, гос. пошлин, сумм полученных от выкупа гос. предприятий, доходов от казенных предприятий и т.д. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономич., политических, соц. задач. Государственные и муниципальные финансы выполняют ряд функций: Планирования - формулировка целей и выбор путей их достижения. Реализуется через составление бюджетов; Организации - присутствует бюджетное устройство, бюджетная классификация, единые процедуры бюджетного процесса; Стимулирования - осуществление деятельности, направленной на реализацию целей; Контроля.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней: 1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2). бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 3). местные бюджеты.

Внебюджетные фонды – средства федерального правительства и местных властей, связанные с финансированием расходов, не включаемых в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования. Государственные внебюджетные фонды являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Бюджетами тер.государственных ВБФ являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Гос. кредит представляет собой форму денежных отношений между государством и ЮЛ и ФЛ, при которых государство выступает главным образом в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта. В количественном отношении преобладает деятельность государства как заемщика средств. Кредит позволяет обеспечить финансирование запланированных расходов бюджета при его дефиците. В качестве кредитора государство осуществляет централизованное кредитование отраслей, регионов и отдельных юридических лиц. Предоставление денежных средств (кредитов) происходит на условиях срочности, платности и возвратности. В качестве заемщика государство в лице конкретных органов государственной власти привлекает денежные средства (займы) от российских и иностранных физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансово-кредитных организаций (МВФ, Парижский клуб, Лондонский клуб и др.). Привлечение денежных средств возможно либо в виде получения кредитов у специализированных организаций или неспециализированных хозяйствующих субъектов, либо путем выпуска и размещения долговых государственных ценных бумаг (облигаций и казначейских векселей).

Г). Инфрастурктура: Наряду с рассмотрением финансовой системы как различных сфер финансовых отношений, ее можно представить в институциональной форме — как инфраструктуру различных финансовых институтов, осуществляющих финансовые операции и одновременно являющихся субъектами и объектами управления финансами. Общегос. управление финансами осуществляют высшие законод. органы власти – Фед. собрание РФ и его две палаты – Гос.Дума и Совет Федерации. Конкретные разработки в области финансового законодательства, рассмотрения и утверждения федерального бюджета осуществляет Комитет по бюджету, налогам, банкам и финансам. Принимаемые Фед. собранием законы создают нормативную основу функционирования всей финансовой системы РФ. Для контроля над выполнением финансового законодательства со стороны представительных органов власти организован специальный контрольный орган — Счетная палата РФ. Сфера деятельности Счетной палаты — контроль над федеральной собственностью и федеральными финансовыми средствами. Счетная палата независима от Прав-ва РФ и подотчетна Фед. Собранию РФ. Наряду с Фед. Собранием регламентация деятельности финансовой системы осуществляется непосредственно Президентом — в форме указов, многие из которых имеют важное значение в регулировании финансовых отношений, особенно в сфере налогов. Прав-во также издает постановления и распоряжения, создающие нормативную базу управления финансами. На основе законов, указов Президента и постановлений Правительства реализуется финансовая политика и создается нормативная база финансовой системы. На основе законов, указов Президента и постановлений Правительства реализуется финансовая политика и создается нормативная база финансовой системы. Центральным органом, проводящим финансовую политику и управление финансами, является Министерство финансов. Минфин явл. федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. МинФину подведомственны след. агенства и службы: Федеральная налоговая служба, Фед. служба страхового надзора, Фед. служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство (федеральная служба). ФНС осуществляет контроль над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех налогов и обязательных платежей. Также контоль за правонарушениями в финансовой сфере осуществляет и МВД. Министерство экономического развития,осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере экономического развития, внешнеэкономической деятельности, торговли, государственной статистики, тарифов субъектов естественных монополий, управления федеральным имуществом, несостоятельности (банкротства) организаций, управления государственным материальным резервом, кадастра объектов недвижимости, предпринимательства и малого бизнеса. Ему подведомственны: Фед.служба государственной статистики, Федеральная регистрационная служба, Фед. агентство геодезии и картографии, ФА по государственным резервам, ФА кадастра объектов недвижимости, ФА по упр.гос им-вом, ФА по управлению особыми экономическими зонами . Система ЦБРФ является важн. органом реализации денежно-кредитной и финансовой политики. ФСФР регулирует финансовый рынок, деятельность фондовых бирж и профессиональных участников фондового рынка, способствует переливу капитала в более эффективные секторы экономики и тем самым развитию доходной базы бюджета. Непосредственное управление финансами в коммерческих и некоммерческих организациях осуществляют финансовые (бухгалтерские) службы этих предприятий. Рисунок Инфраструктура финансовой системы

1.ФКЦБ была прообразована в ФСФР Указом Президента от 9 марта 2004 года 2. Министерство по налогам и сборам преобразовано в Фед.налоговую службу 3. Комитет по бюджету, налогам и финансам преобр. В комитет по бюджету и налогам, комитет по финансовым рынкам, к-т по эк. пол-ке и предприн-ву. 4. Мин-во по экономике не д-ет, сегодня Министерство эконом. Развития 5.Таможенный комитет - >Федер. тамож. Служба 6. Мин-во гос имущества - > Федеральное агентство по управлению государственным имуществом

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 571.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...