Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНЧЕСКОГО СОЦИУМА И ППФП СТУДЕНТА




         В периоде студенческого возраста практически завершается физическое развитие, наступает этап относительной стабилизации. Возрастающие возможности познавательной деятельности активно влияют на становление мировоззрения, потребность устанавливать причинно-следственные связи, анализировать и обобщать явления и факты.

Наиболее значимыми чертами следует считать: самопознание, самоутверждение, самостоятельность, самоопределение, юношеский максимализм, стремление к коллективности и дружескому общению, к опоре на мнение товарищей, энтузиазм и романтизм.

Ранее упоминалось об особенностях обучения в вузе, регламентированных своеобразной занятостью студентов, кажущейся им «свободой», особенно в первом семестре – периоде адаптации, отсутствием школьных ежедневных требований и отметок, возможностью выбора времени для самостоятельных занятий. Однако длительность недельного бюджета времени студентов колеблется от 50 до 65 часов в зависимости от специфики процесса обучения будущей профессии. В это количество входит и самостоятельная форма занятий, усредненное время которых – 2,5-4 часа ежедневно. Представляет интерес и то, что первокурсники затрачивают на учебную работу в среднем 11 часов, второкурсники – 8,9, студенты третьего курса – 8,5 часа, что наиболее объективно связано с процессом адаптации. Зачётно-экзаменационный период – еще одна серьезная особенность обучения в вузе, также связанная с адаптацией организма не только к новому режиму деятельности, но и к повышенным умственным и психоэмоциональным нагрузкам. В периоды зачетной сессии умственные нагрузки используются на 30-50% больше, чем обычно, а в экзаменационный – возрастают почти в два раза.

Указанное выше позволяет отнести студентов к одной из самых занятых групп людей, основные характеристики труда которых – «умственный и преимущественно умственный труд, малоподвижный, требующий большого напряжения нервной системы и психических функций» (Н. А. Мусаелов, Л. Н. Нифонтова, 1984).

Естественно, что такая занятость, такой вид деятельности требуют соответствующих компенсационных мер, четко направленных реабилитационных физкультурно-оздоровительных действий как в период обучения, так и в период наиболее интенсивного труда и психоэмоционального напряжения – экзаменов.

Рекомендуемые ниже комплексы упражнений в виде специальной гимнастики, физкультпауз, физкультминуток общего и локального характера дадут возможность быть высоко работоспособным в течение учебного семестра и быстрее адаптироваться к условиям и особенностям зачётно-экзаменационного периода. 

Зачётно-экзаменационная сессия в профессиональном учебном заведении – особый, насыщенный до предела, требующий максимального использования своих возможностей период как для студентов, так и для педагогов. Ответственен и специфичен он и для преподавателей физического воспитания, деятельность которых практически значима и должна быть направлена на концентрацию психических и умственных способностей, реакций, проявлений организма и сокращение времени реабилитации после нервно-эмоциональных напряжений, постоянного стрессового состояния студентов во время зачетов, экзаменов и после них.

Исследования показали, что проведение занятий по физическому воспитанию по одному академическому часу в неделю положительно влияет на умственную работоспособность студентов в период сессии, сокращает сроки восстановительного периода организма после экзаменационного стресса. В содержание занятий обязательной частью были включены игры по выбору самих студентов (Е. И. Свиргунец, 1981).

Наблюдения неоднократно подтверждали тезис о снижении физической работоспособности у спортсменов в период сессии, в день экзамена и в послеэкзаменационное время. Однако нельзя не отметить, что именно у спортсменов на 50-80% быстрее проходили процессы восстановления, практически не оставалось никаких заметных следов после отрицательных воздействий зачётно-экзаменационной сессии.

Многие авторы рекомендуют после экзамена упражнения циклического характера (ходьба, бег, плавание) умеренной интенсивности. Не советуют принимать участие в ответственных играх, единоборствах в период реабилитации, т. к. это связано с психоэмоциональными нагрузками. Уменьшать психоэмоциональную напряженность в экзаменационный период рекомендуется дыхательными упражнениями.

Несколько слов о психосаморегуляции. Известно, что на фоне мышечного расслабления ослабляется психическая активность (внимание, память, эффективное мышление, эмоции и др.). Суть аутогенной тренировки в том, что, воздействуя на себя методами самоубеждения, самовнушения, использования логических доводов, мы снижаем уровни возбуждения, нервного, физического утомления, наконец, можем преодолеть бессонницу – одно из проявлений умственного и психического переутомления.

Имеет смысл рекомендовать и изменение направленности сознания: отключение – концентрация внимания волевыми усилиями на других объектах, ситуациях; переключение – перенос направленности сознания на более интересное дело; отвлечение – ограничение сенсорного потока – пребывание в тишине, с закрытыми глазами, в расслабленной позе; разрядка через речь, движение.

Использование физических упражнений на улучшение кровоснабжения головного мозга можно дифференцировать по системе (В. Э. Нагорный, 1973). Рекомендуются во время сессии.

1. Непосредственное воздействие на сосуды мозга: различные движения головой, лежа на спине: подъем ног, стойки на лопатках, голове, упражнения для позвоночника (грудной, шейные отделы), массаж, упражнения в интенсивном дыхании.

2. Рефлекторно-сосудистые реакции: упражнения для мышц грудиноключичной, межлопаточной области, плечевого пояса, для раздражения вестибулярного аппарата, температурные водные воздействия.

3. Упражнения, основанные на реакции сосудов головного мозга в связи с повышением содержания СО2 в крови, – нетрудные и несложные физические упражнения с задержкой дыхания.

Таким образом, необходимо отметить, что в экзаменационный период средства физического воспитания должны носить «щадящий» режим и использоваться в границах гигиенических требований.

Перечисленное выше нацеливает нас на следующие выводы.

1. ППФП студентов должна быть разнообразной, многогранной, усиленной упражнениями на быстроту, средствами спортивных игр, силовых видов занятий, занятий на открытом воздухе.

2. В процессе учебы (и профессиональной деятельности в дальнейшем) необходимо использовать так называемую «производственную гимнастику».

3. Такие виды занятий, как туризм, альпинизм, скалолазание, спортивное ориентирование, плавание, спортивные игры и ряд других, зависящих от климатических условий и возможностей вуза, следует считать профессионально важными.

4. В содержание учебного процесса по физическому воспитанию целесообразно включать обязательным компонентом гимнастику (упражнения со скакалкой, на гимнастической стенке, кувырки и др.), спортивные игры или их средства, легкую атлетику (спринт, прыжки, бег на середине дистанции и т. П.), различные виды подвижных игр, эстафет с резкими переходами, передачами мячей, остановками, поворотами и т. П.

Приведём в качестве примера ППФП студентов-экономистов

Изучение профессиограмм и психограмм, результатов обобщения использования методов опроса (1998-2005 гг.) студентов и специалистов сферы экономики, предпринимательства, менеджмента позволило представить некоторые стороны модельных характеристик как специалистов в условиях их профессиональной деятельности, так и студентов в условиях обучения. Специалисты обладают широким спектром знаний, умений, практических навыков трудовой деятельности, интеллектуальными качествами широкого диапазона, высоким уровнем культуры и достаточно мотивированной потребностью к определенным видам двигательной активности. Профессиональная деятельность проходит в условиях недостаточно проветриваемых помещений, сидя, при недостаточном освещении, резких переходах от получения зрительными анализаторами информации с экрана компьютера до составления отчетов, сбора материалов, их группировки, сведения в таблицы, анализа данных для ответственных выводов и заключений. Непосредственные контакты с людьми требуют выдержки, решительности, смелости, навыков и умений предвидеть поведение и поступки контактёров. Часто возникающие экстремальные ситуации требуют принимать решения при строго ограниченных временных возможностях, а также быстро реабилитироваться после нервно-эмоциональных состояний. По энергозатратам их деятельность характеризуется как категория легкого физического труда. Перманентная поза характеризуется наклоном головы и верхней части туловища вперед, дыхание – поверхностное, мышцы шеи, плечевого пояса, спины напряжены. Возбуждения на протяжении многих часов приводят к дезорганизации тормозно-возбудительных процессов, особенно в высших отделах головного мозга, что неблагоприятно сказывается на нейрогуморальной регуляции многих органов физиологических систем целостного организма. Перечисленное выше способствует развитию гиподинамии, функциональных нарушений, хронических заболеваний внутренних органов и ЛОР-органов. Нижние конечности, находясь в согнутом положении в тазобедренном и коленном суставах, не подвергаются длительный промежуток времени даже естественным физическим нагрузкам. Почти все жалуются на усталость во второй половине дня, у 80-85% рассеивается внимание, понижается уровень восприятия. У 60-65% устают руки, ноги, спина, глаза, болит голова.

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности. 

Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если вы готовитесь к профессии геолога-поисковика, то вам нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему филологу – другая. Эти отличия и отражаются в цели и задачах ППФП как самостоятельного раздела учебной дисциплины «Физическая культура». Итак, цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические предпосылки и готовность: 

1. к ускорению профессионального обучения;

2. к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии;

3. к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;

4. к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;

5. к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.

Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы формировать необходимые прикладные знания; осваивать прикладные умения и навыки; воспитывать прикладные психофизические качества; воспитывать прикладные специальные качества. 

Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно-тренировочных занятиях, и самостоятельно. Нельзя сделать человека смелым, мужественным, коллективистом с помощью одних разговоров. Его обязательно надо ставить в условия, когда требуется проявить эти качества. Именно на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой могут быть созданы условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина. 

Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентированно воздействовать на человека, способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности. 

Например, все представляют, что инженеру-строителю для выполнения контрольных и других профессиональных обязанностей необходимо иногда подниматься на строящееся высотное здание или сооружение. Но ведь с непривычки далеко не все могут по временно сооруженным переходам, щитам и лесенкам без поручней подняться на значительную высоту. При формировании какого-либо умения или навыка надо занимающегося постепенно подводить при обучении к выполнению упражнения в «рабочей» обстановкеможно без труда выработать у занимающихся прочный навык хождения по бревну, лежащему на земле, но мало кто из них сразу же пойдет по бревну, поднятому на высоту нескольких метров. Боязнь упасть, излишняя мышечная напряженность не позволяют сразу проявить выработанный навык. Нужна специальная тренировка спостепенным усложнением задачи – постепенным повышением высоты установки бревна. А то, что гимнасты, прыгуны в воду быстрее и лучше справятся с вышеприведенной задачей, чем, например, штангисты, пловцы или бегуны, вполне очевидно не только для специалистов.

Многие спортивные и особенно игровые моменты могут моделировать возможные жизненные ситуации в производственном коллективе при выполнении профессиональных видов работ. Воспитанная в спортивной деятельности привычка соблюдать установленные нормы и правила поведения (чувство коллективизма, выдержка, уважение к соперникам, трудолюбие, самодисциплина) переносятся в повседневную жизнь, в профессиональную деятельность. Сознательное преодоление трудностей в процессе регулярных занятий физической культурой и спортом, борьба с нарастающим утомлением, ощущениями боли и страха воспитывают волю, самодисциплину, уверенность в себе. 

Прикладные специальные качества – это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море, в воздухе, недостаточного парциального давления кислорода в горах и др. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т. Д. 

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека. Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры, более устойчив к инфекциям, проникающей радиации и т. д.

ППФП при самодеятельных занятиях студентов во внеучебное время также имеет несколько форм:

• занятия прикладными видами спорта под руководством преподавателей-тренеров в спортивных секциях спортивного клуба, РОСТО, в оздоровительно-спортивном лагере, на учебных практиках;

• самостоятельные занятия физической культурой и отдельными видами спорта, способствующими воспитанию прикладных физических и специальных качеств, формированию прикладных умений и навыков в свободное время в течение учебного года, на учебных и производственных практиках, в каникулярное время.

Не менее распространенной является форма подготовки студентов к общественной физкультурно-спортивной работе на специальных семинарах спортивных клубов вузов. При этом одной из задач таких занятий является привитие будущим специалистам-управленцам знаний и навыков, необходимых для управления группами людей.

Одной из форм ППФП являются массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Важную роль при этом играют программы и календарь внутривузовских соревнований между учебными группами, курсами, факультетами. Насыщение программы этих мероприятий прикладными видами спорта или их элементами, регулярность проведения подобных соревнований может во многом способствовать качеству ППФП.

Эргономия

Любому человеку, работающему за компьютером, хорошо известны боли в шее, напряженные мускулы, дрожь в конечностях, покрасневшие глаза, головные боли. Работа с компьютером стала одной из самых физически трудных, а последствия её для здоровья принялиугрожающие размеры в национальном масштабе. Противники техники связываютэто с компьютерами и экранами, но специалисты по эргономии говорят:всё дело в осанке. Именно она противоестественна для человеческой природы. Предки человека передвигались начетырех конечностях, в таком положении нагрузка распределялась по всем конечностям равномерно, поза былаустойчивой и уравновешенной. Но затемчеловек устремился вверх и принял вертикальное положение. Однако, две ноги дают меньшую стабильность, чем четыре, и чтобы сохранять баланс, позвоночник и мускулы должны поддерживать голову в поднятом состоянии. Хождение на двух ногах для человека – очень тяжелая работа, и это заметно по тому, что вряд ли кому-нибудь удается, выйдя из младенческогосостояния, прожить жизнь с расслабленными мышцами и ненапряженным затылком. Но еще тяжелее для тела – сидеть. В таком положении межпозвоночные хрящи испытывают удвоенные нагрузки по сравнению с положением стоя и в 8 раз большую нагрузку по сравнению с положением лежа. Работа с компьютером связана с недостатком движения и односторонним потоком раздражителей. Когда последствия непрерывного сидения за столом начали давать о себе знать болезнями, стали проводить исследования осанки человека на его рабочем месте. Это направление назвали эргономией (от греческого: эргон – работа, номос – закон). Оно занимается приспособлением работы к свойствам человеческого организма. Правильно найденное место для компьютера и периферийных приборов,ровно, как и удобная мебель, образуют на современном рабочем месте эргономический базис.

Многие усматривают в компьютерах причину болей в конечностях, пояснице и в голове. Конечно, вина лежит и на компьютерах.              

Но основная причина все же в неправильной осанке человека. Желательно, чтобы ваш стол был переменной высоты 68-72 см, ширина стола 98 см, монитор должен быть со слабым излучением, экран удален от тела не менее чем на 50 см, верхняя строка монитора – на уровне взгляда. У вас должен быть вращающийся стул переменной высоты, высота спинки которого достигает середины лопаток. Но эргономично устроенный стол – это еще не все. Точно так же важенстул, на котором вы сидите. Но и самый лучший стул будет бесполезен, если вы сидите на нем неправильно.

Проверьте, не сидите ли вы: на переднем краешке стула;закинув ногу на ногу или вытянув ноги вперед; согнув спину; с искривленным позвоночником; втянув голову в плечи.Конечно, это описание звучит курьезно, но большинство из нас сидит именно так. Негативные последствия запрограммированы. Правда, они скажутся лишь через несколько лет, но тем болезненнее будут ощущаться. Начинается в большинстве случаев с онемения пальцев, дрожи или потери сил. Затем появляются боли в мышцах и суставах, а в третьей стадии боли становятся такими, что трудно держать в руках даже чашку кофе. Медики предполагают, что это вызвано мелкими разрывами мышечных волокон, которые становятся все больше, к тому же мышцы в процессе сидячей жизни сокращаются, что, в конце концов, обязательно вызывает боли. Годами укоренявшуюся позу трудно изменить за один раз, но некоторое облегчение дадут расслабляющие упражнения.

Боковые растяжения мышц шеи и затылка: в положении сидя поместить ладонь на ухо через голову, а второй рукой крепко держитесь за край сидения. Осторожно тяните голову в сторону.

Растяжение и мобилизация позвоночника: откиньтесь на спинку стула (спинка должна заканчиваться на высоте лопаток). Скрестите ладони на затылке и медленно потянитесь корпусом назад за спинку стула.

 Растяжение нижней половины спины: сядьте на стул как можно глубже. Слегка расставьте ноги и прижмите ступни к полу. Соедините руки над головой и уроните вперед вниз верхнюю часть корпуса.

Растяжение передних мышц бедра: встаньте рядом со стулом, держась за спинку. Согните ногу и возьмитесь за щиколотку. Медленно тяните ногу вверх. То же самое проделайте с другой ногой.

Растяжение задних мышц бедра: поставьте пятку на стул, слегка согнув колено. Давите на колено, пока не почувствуете, как тянуться задние мышцы бедра. Через 20 сек. Смените ногу.

 

 Растяжение передних мышц таза: поставьте ступню на стул в широком шаге. Обопритесь руками о колено и медленно двигайте таз вперед. Сделайте выдержку 20 сек. И смените ногу.Пока что нет никаких доказательств, что работа с экраном наноситглазам продолжительный вред. Но кратковременные недуги весьма вероятны. Они дают себя знать тем, что буквы на экране расплываются или двоятся, глаза краснеют, начинается жжение, появляются головные боли. Часто причина не только в экране, но и в неправильном расположении монитора. Экран должен располагаться по возможности параллельно окну, но приэтом жалюзи или шторы должны устранить возможность бликов на экране. Дневной свет всегда лучше искусственного, но с наступлением сумерекнужно обязательно включать дополнительное освещение. Хорошее верхнее освещение, не дающее резких контрастов и теней, подойдет лучше всего. Его можно дополнить настольной лампой. Рекомендуется через час работы делать перерыв и покидать рабочее место и выполнять описанные выше упражнения. Но, к сожалению, реальность такова, что не всегда возможно следовать этим пожеланиям. Студент не может во время занятий встать и делать гимнастику. Но существуют упражнения, которые в состоянии делать каждый и которые не требуютникаких затрат времени и сил – это упражнения для глаз.

– вращайтеглазами вправо и влево по10 раз;

– 10 раз зажмурьте и широко откройте глаза;

– Встаньтеоколо окна и в течение одной минуты смотрите то на оконное стекло, то на какой-нибудь предмет за окном.  

Эти простые, но эффективные упражнения помогают ослабить напряжение после долгой работы за компьютером. Кроме учебы, студент часто вынужден работать и в большинстве случаев не по специальности. Очень часто такая работа связана со стоянием за прилавком, а это дополнительная физическая нагрузка. Поэтому в данном случае также необходимо уметь правильно отдыхать, чтобы иметь силы и для учебы или работы.

СЛОВАРЬ

Профессионально-прикладная физическая подготовка – это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Формы (виды) труда условно подразделяются на умственный и физический по физиологическим и психологическим признакам преимущественного проявления в процессе деятельности.

Условия труда – воздействие на работника внешней среды производственного и климатического характера, продолжительность и особенность режима рабочего времени.

Характер труда определяется степенью и особенностями нагрузки в течение трудового процесса, разнообразием умений и навыков, применяемых им в процессе труда.

Прикладные знанияприобретаются в процессе занятий физической культурой, могут быть использованы в профессиональной деятельности.

Прикладные умения и навыки – необходимы в конкретной профессиональной деятельности, могут быть сформированы в процессе занятий определенными видами спорта.

Прикладные физические качества – это те качества (сила, выносливость, быстрота, гибкость, ловкость), которые имеют наибольшее значение для эффективного выполнения конкретной профессиональной деятельности.

Прикладные психические качества – те качества личности, которые способствуют эффективному выполнению профессиональных видов работ. Могут быть сформированы в процессе занятий физической культурой.

Прикладные специальные качества – способность человека противостоять специфическим воздействиям внешней среды (низкие и высокие температуры, укачивание, недостаток кислорода и др.).

Прикладные виды спорта – те виды (или их элементы), которые развивают, формируют профессионально-прикладные знания, психофизические и специальные качества, умения и навыки.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ, ТЕСТЫ

1. Какой вид адаптации не имеет особого значения для становления личности специалиста?

А) дидактическая адаптация

Б) профессиональная адаптация

В) социально-психологическая адаптация

Г) филогенетическая адаптация

2.Что не относится к важнейшим факторам обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов?

А) познавательная деятельность студентов

Б) духовно-нравственная деятельность студентов

В) активная учебно-трудовая деятельность студентов

3. Что относится к скрытым трудностям обучения в вузе?

А) обстоятельства студенческой жизни, кажущиеся малозначительными, когда они взяты в отдельности, но в совокупности дающие отрицательный эффект

Б) трудности обучения, связанные с необходимостью творческого усвоения большого объема знаний

В) трудности обучения, связанные с выработкой нужных для будущей профессии умений и навыков, их практическим применением

4. Что означает социально-психологическая адаптация для становления личности специалиста?

А) идентификацию (отождествление) себя с избранной профессией, с социальной ролью, которую предстоит выполнять после окончания ВУЗа

Б) повышение уровня психической и интеллектуальной готовности студентов к вузовской специфике обучения

В) интеграцию личности со студенческой средой, принятие ее ценностей, норм, стандартов поведения

5. Какая адаптация предполагает повышение уровня психической и интеллектуальной готовности студентов к вузовской специфике обучения?

А) социально-психологическая адаптация

Б) все перечисленные виды адаптации

В) дидактическая адаптация

Г) профессиональная адаптация

6.Какое высказывание о роли физической культуры в укреплении и сохранении здоровья сформулировано неверно?

А) физические упражнения замедляют инволюцию дыхательной функции

Б) физические упражнения улучшают течение компенсаторно-приспособительных реакций организма при старении, предупреждают его преждевременное наступление

В) физические упражнения не способствуют продлению творческой активности человека

7.Что не относится к показателям физического совершенства?

А) физическая подготовленность

Б) уровень здоровья

В) деловая активность

Г) творческое долголетие

8.Какой эффект должен достигаться при решении любых специальных задач ППФП?

А) оздоровительный эффект

Б) укрепляющий эффект

В) поддерживающий эффект

9.Что является основным показателем физического совершенства человека?

А) спортивное телосложение

Б) физическая активность

В) здоровье

10.На что направлены физические упражнения студентов в режиме дня?

А) на укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, оздоровление условий учебного труда, быта и отдыха студентов, увеличение бюджета времени на физическое воспитание

Б) на усвоение учебного материала, на увеличение общего времени занятий физическими упражнениями, на ускорение процесса физического совершенствования

В) на широкое привлечение студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности

11. Какие оздоровительные мероприятия направлены на широкое привлечение студентов к регулярным занятиям физической культурой и спортом, на укрепление здоровья, совершенствование физической и спортивной подготовленности?

А) самостоятельные занятия

Б) физические упражнения в режиме дня

В) массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия

12. Какой принцип при определении содержания работы в разных учебных отделениях является основным при организации физического воспитания в вузе?

А) единство общей и профессионально-прикладной физической подготовки

Б) всемерное содействие всестороннему гармоничному развитию человека

В) дифференцированный подход к учебно-воспитательному процессу

13. Что является важнейшей специфической функцией физической культуры?

А) использование физической культуры для организации содержательного досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма

Б) достижение максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека

В) создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности

Г) использование физической культуры как учебного предмета в системе образования

14. Какие функции физической культуры направлены на организацию содержательного досуга, а также на предупреждение утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма?

А) образовательные

Б) прикладные

В) спортивные

Г) рекреативные и оздоровительно-реабилитационные

15.Как называются упражнения, посредством которых вырабатывают двигательные умения и навыки, находящие применение в обычных условиях профессиональной деятельности или в экстремальных условиях, вероятных в ней?

А) гимнастические упражнения

Б) общеприкладные упражнения

В) скоростно-силовые упражнения

Г) комплексные упражнения

16. Какие по форме упражнения используют в процессе профессионально-прикладной физической подготовки для воспитания общей выносливости?

А) аэробный бег и другие упражнения циклического характера

Б) сложнокоординированные, на ловкость и равновесие

В) упражнения с отягощениями и в сопротивлении

Г) упражнения на снарядах

17. Факторы, определяющие содержание профессионально-прикладной физической подготовки (укажите 3 правильных ответа):

А) сфера деятельности;

Б) финансово-экономическое состояние конкретной сферы деятельности;

В) содержание и условия труда;

Г) экологические условия проживания;

Д) психофизиологические особенности труда.

18. К какой группе профессий относится труд – инженера?

А) умственный и преимущественно умственный труд;

Б) лёгкий физический труд, малоподвижный, однообразный;

В) труд средней физической тяжести, разнообразный, динамичный;

Г) тяжёлый физический труд.

19. Основные средства ППФП (4 правильных варианта):

А) знания, умения и навыки в профессиональной сфере;

Б) прикладные виды спорта;

В) оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;

Г) вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП;

Д) упражнения психофизического сопряжения;

Е) прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта.

20.ППФП введена в программу по физическому воспитанию учащихся ВУЗов в:

А) 1935 году;

Б) 1949 году;

В) 1953 году;

Г) 1959 году.

21.Формы ППФП студентов во внеучебное время (3 правильных варианта):

А) практические занятия по физической культуре в вузе с применением элементов прикладных видов спорта;

Б) секционные занятия по прикладным видам спорта;

В) физкультпаузы в перерывах учебных занятий;

Г) занятия в туристических клубах;

Д) самостоятельные занятия ППФП;

Е) ППФП в период производственных практик.

22. Какие виды упражнений должен выполнять человек по системе А.А.Микулина (3 правильных варианта)?

А) 10 упражнений дыхательной гимнастики в постели;

Б) ходьба по мокрым камням;

В) силовая тренировка;

Г) гимнастика с гантелями;

Д) виброгимнастика;

Е) повторное пробегание коротких отрезков

23. Каковы три основные потребности человека по К.Куперу (3 правильных варианта)?

А) полноценный сон;

Б) рациональное питание;

В) закаливание;

Г) эмоциональная гармония;

Д) аэробные физические нагрузки.

24.Какова интенсивность упражнений при явных поражениях суставов:

А) 20 упражнений;

Б) 50-100 упражнений;

В) 200-500 упражнений;

Г) 600-800 упражнений.

Ответы: 1Г, 2Б, 3А, 4В, 5В, 6В, 7В, 8А, 9В, 10А, 11В, 12В, 13В, 14Г, 15Б, 16А, 17А,В,Д, 18А, 19Б,В,Г,Е, 20Г, 21Б,В,Г, 22А,Г,Д, 23Б,Г,Д, 24В

Практические задания:










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 387.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...