Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ППФП БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА, ЕЁ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФОРМЫ
Содержание профессионально-прикладной подготовки бакалавра включает в себя следующие компоненты: Производственная физическая культура (ПФК) – система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Производственная гимнастика – комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повышать и восстанавливать общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики возможных заболеваний. Профессиональное утомление – объективное снижение работоспособности, характер которого во многом связано с профессиональной деятельностью. Профессиональное заболевание – возникает в результате влияния условий, характера и режима трудовой деятельности. Профессиональный травматизм – производственные повреждения, травмы, статистически достоверно фиксирующиеся у представителей определенной профессии вне зависимости от причин. Производственная физическая культура (ПФК), цель, задачи Цель ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Форма и содержание ПФК определяются особенностями профессионального труда и быта человека. Задачи ПФК: • подготовить организм к оптимальному включению в работу; • поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания; • проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов работ; • профилактика возможного влияния на человека неблагоприятных факторов профессионального труда. Методические основы ПФК Основа ПФК – теория активного отдыха. И. М. Сеченов доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее во время активного отдыха, когда движения выполняются другими, неутомленными частями тела. Методика ПФК находится в зависимости не только от характера и содержания труда, но имеет «контрастный» характер: • чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот; • чем меньше в процесс труда включены большие мышечные группы, тем больше они подключаются в процесс ПФК; • чем больше эмоциональное и умственное напряжение в процессе труда, тем меньше оно должно быть в разнообразных средствах ПФК. Формы, методы, средства ПФК При выборе средств и методов ПФК важно учитывать: • условия труда (рабочая поза, разнообразие движений, загруженность отдельных функциональных систем); • динамику, характер и степень развивающегося утомления в течение рабочего дня, недели, месяца, года. ПФК в рабочее время реализуется через формы При построении комплексов производственной гимнастики необходимо учитывать: рабочую позу, положение туловища; рабочие движения; характер трудовой деятельности; степень и характер усталости по субъективным показателям; возможные отклонения в здоровье; санитарно-гигиеническое состояние места занятий. Вводная гимнастика (ВГ) ВГ проводится до начала работы, состоит из 5-8 общеразвивающих и специальных упражнений и занимает 5-7 мин. Цель вводной гимнастики – активизировать функции организма, играющие ведущую роль при выполнении работы. Вводная гимнастика позволяет: • легче включиться в рабочий ритм; • сократить период врабатывания; • увеличить эффективность в начале рабочего дня; • снизить отрицательное воздействие резкой нагрузки в начале рабочего дня. Вводная гимнастика включает специальные упражнения, по своей структуре и характеру имитирующие рабочие действия. Методика вводной гимнастики Типовая схема вводной гимнастики (разработана ведущим специалистом производственной гимнастики Л. Н. Нифонтовой): • упражнения организующего характера; • упражнения для мышц туловища, рук, ног; • упражнения общего воздействия; • упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элементами; • специальные упражнения. Вводная гимнастика (ВГ) при различной форме труда При тяжелом физическом труде комплекс ВГ включает простые по координации движения динамического характера, вовлекающие в работу различные мышечные группы. Нагрузка увеличивается постепенно. При работе средней тяжести включаются динамические упражнения с широкой амплитудой для групп мышц, незадействованных в работе. Максимальная нагрузка приходится на середину комплекса. При работе с малыми физическими нагрузками, но с большой концентрацией внимания, интенсивным умственным трудом рекомендуются комбинированные динамические упражнения на различные мышечные группы. Максимум нагрузки приходится на первую треть комплекса. При работе в неблагоприятных условиях труда рекомендуются упражнения профилактической направленности (например, при работе с постоянным наклоном туловища вперед необходимы упражнения, укрепляющие осанку). Правила вводной гимнастики Для ВГ используют упражнения с возрастающим темпом движений. При выполнении комплекса ВГ необходимо соблюдать правила: • нагрузка посильна и приятна; • создается легкое тонизирующее состояние основных работающих мышц; • конец комплекса ВГ снимает излишнее возбуждение и настраивает на предстоящую работу; • после выполнения комплекса ВГ не должно возникать желания отдохнуть. Физкультурная пауза Физкультпауза проводится для активного отдыха, предупреждения или ослабления утомления в течение рабочего дня. Комплекс состоит из 7-8 упражнения, выполняемых за 5-10 мин. Место физкультпаузы зависит от продолжительности рабочего дня, динамики работоспособности. При обычном 7-8 ч. Рабочем дне рекомендуется проводить 2 физкультпаузы: через 2-2.5 ч. После начала работы и за 1-1.5 ч. До ее окончания. Задачи физкультпаузы: дать дополнительную нагрузку на системы организма, не принимающие активного участия в работе, и снять напряжения с систем организма, утомленных работой (однообразные виды труда, малая двигательная активность). Примеры физкультпауз для профессий, связанных с работой на компьютере в Приложении 9. Физкультминутка – индивидуальная форма кратковременного отдыха для локального воздействия на утомленные группы мышц (2-3 упражнения по 1-2 мин. Несколько раз в течение рабочего дня). Выполняются упражнения именно тогда, когда работник ощущает потребность в кратковременном отдыхе. Упражнения связаны чаще всего с: • выпрямлением спины и отведением плеч назад, • выпрямлением ног в положении сидя, смена позы, • упражнения в расслаблении, восстановительные позы , • наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук, ног, • маховые движения, вращения головой, плечами, • элементы массажа. Микропаузы активного отдыха Упражнения подбираются по тому же принципу, что и в физкультминутках. Микропаузы – самая короткая форма производственной гимнастики – 20-30 секунд. Цель микропауз – ослабить общее и локальное утомление. Используются упражнения: • на напряжение и расслабление мышц; • для нормального мозгового и периферического кровообращения (напр. Упражнения при утомлении глаз); • приемы самомассажа; ППФП в режиме рабочего дня Специальная психофизическая подготовка к профессиональной деятельности может осуществляться как на стадии профессионального обучения, так и дополнительно уже в режиме рабочего времени. Некоторые виды работ (геодезисты, геологи, альпинисты, подводники) требуют специальной непосредственной подготовки специалистов. Эта подготовка облегчает задачу эффективного и безопасного выполнения достаточно узких профессиональных задач, она включается в рабочее время исполнителя. Подобные виды ППФП целесообразно проводить именно на производстве, а не в вузе, т.к. просто нерационально готовить всех студентов факультета к редким профессиональным видам работ. Примерная схема УГГ (для работников умственного труда): • активизирующие упражнения (ходьба, медленный бег, потягивание); • упражнения, активизирующие деятельность сердца (махи, выпады); • упражнения для дыхания, мозгового кровообращения (вращение, наклоны головы, туловища, повороты); • упражнения на силу; • упражнения на гибкость; • упражнения на брюшной пресс; • упражнения для ног (приседания, прыжки); • упражнения на расслабление и восстановление дыхания (ходьба с движением рук). Специально направленные физические упражнения имеют повышенную нагрузку и профессиональную направленность. Занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв В обеденный перерыв (особенно при «сидячей» работе) необходимо значительно увеличить объем двигательной активности за счет прогулки, пробежки, игры. Хорошие результаты дает игра в обеденный перерыв в настольный теннис (по экспериментальным данным частота пульса у квалифицированных спортсменов за игру достигает 200 уд/мин.). Попутная тренировка – это индивидуальное использование дополнительной физической нагрузки в обычных условиях труда и быта. Это следующие формы: • пешее передвижение (вместо езды на транспорте) на работу и обратно; • подъём по лестничным маршам (вместо лифта), эскалаторам метро; • разные бытовые и хозяйственные работы: уборка квартиры, работа на приусадебном участке; изометрические упражнения на отдельные группы мышц. Дополнительные средства повышения работоспособности: • разнообразные тренажёры (включая тренажеры с профессиональной направленностью); • массажёры (для восстановления); • водно-тепловые процедуры (душевые установки с дождевым, восходящим, контрастным и др. вариантами; подводный массаж, русская баня, сауна); • музыкальное сопровождение; • комнаты психологической разгрузки (аудио, видео эффекты, специальные кресла); • аэрация воздуха (запахи цветов, трав, хвойного леса, скошенного сена и др.).
3.2. ЛИЧНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЧЕЛОВЕКА К ТРУДУ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ НАДЁЖНОСТИ Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях обусловлена влиянием современной технологизации труда и быта на жизнедеятельность человека; медики обращают внимание на основные факторы, отрицательно влияющие не только на здоровье человека, но и на его профессиональную работоспособность: детренированность организма из-за недостаточной двигательной активности; напряженное эмоциональное состояние в условиях повседневного труда; неблагоприятное влияние внешней среды. Профилактикой негативных профессиональных факторов занимаются в том числе и специалисты физической культуры. Они исследуют функциональные возможности здорового человека и резервы повышения работоспособности (например, изучают высокий уровень подготовленности космонавтов, выдающиеся достижения спортсменов). Этот опыт применения средств физической культуры важно использовать при подготовке молодежи к современному труду. Современное производство изменило структуру труда: уменьшило долю простого физического труда; темп, ритм труда задает теперь не сам человек, а технология производства; объектом усилий человека становятся все усложняющиеся машины, автоматизированные системы; значительно повышена ответственность работника; повышена требовательность к чувствительно-двигательной сфере (устойчивость внимания, быстрота и точность реакции и др.); специалисты высокой квалификации руководят высококвалифицированными людьми (по статистике, именно работа с людьми утомляет больше всего). Все этотребует специальной психофизической подготовленности средствами физической культуры.Спортивные игры, единоборства и др. виды спорта моделируют разнообразные жизненные ситуации взаимодействия людей, здесь развиваются не только физические качества, но и психологические свойства личности, способствующие лучшей адаптации людей в коллективе, выполнению роли лидера, руководителя. Влияние необходимости перемены и разделения труда на содержание ППФП будущего специалиста обусловлено двумя факторами: постоянным преобразованием производства, изменением ориентиров в экономике и политике. Такая смена требует, как разносторонних способностей, так и хорошей физической подготовленности, которую можно достичь в процессе ППФП. Узкая специализация труда, при которой достигается значительная экономическая эффективность, как правило, делает труд монотонным, увеличивает число профессиональных заболеваний. ППФП в подобной ситуации способствует профилактике профессиональных заболеваний, снятию утомления; более быстрому освоению смежных специальностей. Физиологические границы интенсивности труда человека весьма эластичны и могут изменяться под влиянием средств физической культуры. У занимающихся физической культурой и ведущих активный образжизни уровень функциональных возможностей организма, физическая и эмоциональная устойчивость, координация движений значительно выше средних величин. Эти люди обладают быстрой врабатываемостью, способностью к длительному сохранению оптимального темпа, скорости и экономичности рабочих движений и действий. Обеспечение психофизической надежности будущих специалистов в избранном виде профессионального труда Слабая физическая подготовленность неблагоприятно влияет как на учебный труд студента, так и на выполнение требований учебной и производственной практики, таких выпускников вуза часто нельзя использовать по специальности на разных участках производства, проявляется также их недостаточная профессиональная «отдача», вынужденная смена профессии, что приводит к экономическим и моральным издержкам. Проблема ППФП является наиболее актуальной именно в вузе.Студент должен заблаговременно подготовить себя к избранной профессии, развить те физические и психические качества, которые определят его психофизическую надежность и успех в будущей профессии. Понятие «качество специалиста» включает не только знания и умения в профессии, но и психофизическую надежность, которая зависит от уровня физической подготовленности. Цель ППФП: психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Она достигается, когда создана готовность: к ускоренному профессиональному обучению; к достижению высокопроизводительного труда; к обеспечению профессионального долголетия; использованию активного отдыха для восстановления работоспособности. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 899. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |