Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ППФП БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА, ЕЁ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ФОРМЫ 




           Содержание профессионально-прикладной подготовки бакалавра включает в себя следующие компоненты:

Производственная физическая культура (ПФК) – система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности.

Производственная гимнастика – комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повышать и восстанавливать общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики возможных заболеваний.

Профессиональное утомление – объективное снижение работоспособности, характер которого во многом связано с профессиональной деятельностью.

Профессиональное заболевание – возникает в результате влияния условий, характера и режима трудовой деятельности.

Профессиональный травматизм – производственные повреждения, травмы, статистически достоверно фиксирующиеся у представителей определенной профессии вне зависимости от причин.

Производственная физическая культура (ПФК), цель, задачи

Цель ПФК – способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Форма и содержание ПФК определяются особенностями профессионального труда и быта человека.

Задачи ПФК:

• подготовить организм к оптимальному включению в работу;

• поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;

• проводить акцентированную психофизическую подготовку к выполнению отдельных видов работ;

• профилактика возможного влияния на человека неблагоприятных факторов профессионального труда.

Методические основы ПФК

Основа ПФК – теория активного отдыха. И. М. Сеченов доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее во время активного отдыха, когда движения выполняются другими, неутомленными частями тела.

Методика ПФК находится в зависимости не только от характера и содержания труда, но имеет «контрастный» характер:

• чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

• чем меньше в процесс труда включены большие мышечные группы, тем больше они подключаются в процесс ПФК;

• чем больше эмоциональное и умственное напряжение в процессе труда, тем меньше оно должно быть в разнообразных средствах ПФК.

Формы, методы, средства ПФК

При выборе средств и методов ПФК важно учитывать:

• условия труда (рабочая поза, разнообразие движений, загруженность отдельных функциональных систем);

• динамику, характер и степень развивающегося утомления в течение рабочего дня, недели, месяца, года.

ПФК в рабочее время реализуется через формы

При построении комплексов производственной гимнастики необходимо учитывать:

рабочую позу, положение туловища;

рабочие движения;

характер трудовой деятельности;

степень и характер усталости по субъективным показателям;

возможные отклонения в здоровье;

санитарно-гигиеническое состояние места занятий.

Вводная гимнастика (ВГ)

 ВГ проводится до начала работы, состоит из 5-8 общеразвивающих и специальных упражнений и занимает 5-7 мин.

Цель вводной гимнастики – активизировать функции организма, играющие ведущую роль при выполнении работы.

Вводная гимнастика позволяет:

• легче включиться в рабочий ритм;

• сократить период врабатывания;

• увеличить эффективность в начале рабочего дня;

• снизить отрицательное воздействие резкой нагрузки в начале рабочего дня.

Вводная гимнастика включает специальные упражнения, по своей структуре и характеру имитирующие рабочие действия.

Методика вводной гимнастики

Типовая схема вводной гимнастики (разработана ведущим специалистом производственной гимнастики Л. Н. Нифонтовой):

• упражнения организующего характера;

• упражнения для мышц туловища, рук, ног;

• упражнения общего воздействия;

• упражнения для мышц туловища, рук, ног с маховыми элементами; • специальные упражнения.

Вводная гимнастика (ВГ) при различной форме труда

При тяжелом физическом труде комплекс ВГ включает простые по координации движения динамического характера, вовлекающие в работу различные мышечные группы. Нагрузка увеличивается постепенно. При работе средней тяжести включаются динамические упражнения с широкой амплитудой для групп мышц, незадействованных в работе. Максимальная нагрузка приходится на середину комплекса. При работе с малыми физическими нагрузками, но с большой концентрацией внимания, интенсивным умственным трудом рекомендуются комбинированные динамические упражнения на различные мышечные группы. Максимум нагрузки приходится на первую треть комплекса.

При работе в неблагоприятных условиях труда рекомендуются упражнения профилактической направленности (например, при работе с постоянным наклоном туловища вперед необходимы упражнения, укрепляющие осанку).

Правила вводной гимнастики

Для ВГ используют упражнения с возрастающим темпом движений.

При выполнении комплекса ВГ необходимо соблюдать правила:

• нагрузка посильна и приятна;

• создается легкое тонизирующее состояние основных работающих мышц;

• конец комплекса ВГ снимает излишнее возбуждение и настраивает на предстоящую работу;

• после выполнения комплекса ВГ не должно возникать желания отдохнуть.

Физкультурная пауза

Физкультпауза проводится для активного отдыха, предупреждения или ослабления утомления в течение рабочего дня. Комплекс состоит из  7-8 упражнения, выполняемых за 5-10 мин.

Место физкультпаузы зависит от продолжительности рабочего дня, динамики работоспособности. При обычном 7-8 ч. Рабочем дне рекомендуется проводить 2 физкультпаузы: через 2-2.5 ч. После начала работы и за 1-1.5 ч. До ее окончания.

Задачи физкультпаузы: дать дополнительную нагрузку на системы организма, не принимающие активного участия в работе, и снять напряжения с систем организма, утомленных работой (однообразные виды труда, малая двигательная активность). Примеры физкультпауз для профессий, связанных с работой на компьютере в Приложении 9.

Физкультминутка – индивидуальная форма кратковременного отдыха для локального воздействия на утомленные группы мышц (2-3 упражнения по 1-2 мин. Несколько раз в течение рабочего дня). Выполняются упражнения именно тогда, когда работник ощущает потребность в кратковременном отдыхе. Упражнения связаны чаще всего с:

• выпрямлением спины и отведением плеч назад,

• выпрямлением ног в положении сидя, смена позы, 

• упражнения в расслаблении, восстановительные позы , 

• наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук, ног,

• маховые движения, вращения головой, плечами, 

• элементы массажа.

Микропаузы активного отдыха

Упражнения подбираются по тому же принципу, что и в физкультминутках. Микропаузы – самая короткая форма производственной гимнастики – 20-30 секунд.

Цель микропауз – ослабить общее и локальное утомление.

Используются упражнения:

• на напряжение и расслабление мышц;

• для нормального мозгового и периферического кровообращения (напр. Упражнения при утомлении глаз);

• приемы самомассажа;

ППФП в режиме рабочего дня

Специальная психофизическая подготовка к профессиональной деятельности может осуществляться как на стадии профессионального обучения, так и дополнительно уже в режиме рабочего времени.

Некоторые виды работ (геодезисты, геологи, альпинисты, подводники) требуют специальной непосредственной подготовки специалистов. Эта подготовка облегчает задачу эффективного и безопасного выполнения достаточно узких профессиональных задач, она включается в рабочее время исполнителя.

Подобные виды ППФП целесообразно проводить именно на производстве, а не в вузе, т.к. просто нерационально готовить всех студентов факультета к редким профессиональным видам работ.

Примерная схема УГГ (для работников умственного труда):

• активизирующие упражнения (ходьба, медленный бег, потягивание);

• упражнения, активизирующие деятельность сердца (махи, выпады);

• упражнения для дыхания, мозгового кровообращения (вращение, наклоны головы, туловища, повороты);

• упражнения на силу;

• упражнения на гибкость;

• упражнения на брюшной пресс;

• упражнения для ног (приседания, прыжки);

• упражнения на расслабление и восстановление дыхания (ходьба с движением рук).

Специально направленные физические упражнения имеют повышенную нагрузку и профессиональную направленность.

 Занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв

В обеденный перерыв (особенно при «сидячей» работе) необходимо значительно увеличить объем двигательной активности за счет прогулки, пробежки, игры. Хорошие результаты дает игра в обеденный перерыв в настольный теннис (по экспериментальным данным частота пульса у квалифицированных спортсменов за игру достигает 200 уд/мин.).

Попутная тренировка – это индивидуальное использование дополнительной физической нагрузки в обычных условиях труда и быта. Это следующие формы:

• пешее передвижение (вместо езды на транспорте) на работу и обратно;

• подъём по лестничным маршам (вместо лифта), эскалаторам метро; • разные бытовые и хозяйственные работы: уборка квартиры, работа на приусадебном участке; изометрические упражнения на отдельные группы мышц.

Дополнительные средства повышения работоспособности:

• разнообразные тренажёры (включая тренажеры с профессиональной направленностью);

• массажёры (для восстановления);

• водно-тепловые процедуры     (душевые установки с дождевым, восходящим, контрастным и др. вариантами; подводный массаж, русская баня, сауна);

• музыкальное сопровождение;

• комнаты психологической разгрузки (аудио, видео эффекты, специальные кресла);

• аэрация воздуха (запахи цветов, трав, хвойного леса, скошенного сена и др.).

 

3.2. ЛИЧНАЯ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЧЕЛОВЕКА К ТРУДУ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ НАДЁЖНОСТИ

Личная и социально-экономическая необходимость специальной психофизической подготовки человека к труду в современных условиях

обусловлена влиянием современной технологизации труда и быта на жизнедеятельность человека; медики обращают внимание на основные факторы, отрицательно влияющие не только на здоровье человека, но и на его профессиональную работоспособность: детренированность организма из-за недостаточной двигательной активности; напряженное эмоциональное состояние в условиях повседневного труда; неблагоприятное влияние внешней среды.

Профилактикой негативных профессиональных факторов занимаются в том числе и специалисты физической культуры. Они исследуют функциональные возможности здорового человека и резервы повышения работоспособности (например, изучают высокий уровень подготовленности космонавтов, выдающиеся достижения спортсменов). Этот опыт применения средств физической культуры важно использовать при подготовке молодежи к современному труду.

Современное производство изменило структуру труда: уменьшило долю простого физического труда; темп, ритм труда задает теперь не сам человек, а технология производства; объектом усилий человека становятся все усложняющиеся машины, автоматизированные системы; значительно повышена ответственность работника; повышена требовательность к чувствительно-двигательной сфере (устойчивость внимания, быстрота и точность реакции и др.); специалисты высокой квалификации руководят высококвалифицированными людьми (по статистике, именно работа с людьми утомляет больше всего). Все этотребует специальной психофизической подготовленности средствами физической культуры.Спортивные игры, единоборства и др. виды спорта моделируют разнообразные жизненные ситуации взаимодействия людей, здесь развиваются не только физические качества, но и психологические свойства личности, способствующие лучшей адаптации людей в коллективе, выполнению роли лидера, руководителя.

Влияние необходимости перемены и разделения труда на содержание ППФП будущего специалиста обусловлено двумя факторами: постоянным преобразованием производства, изменением ориентиров в экономике и политике. Такая смена требует, как разносторонних способностей, так и хорошей физической подготовленности, которую можно достичь в процессе ППФП. Узкая специализация труда, при которой достигается значительная экономическая эффективность, как правило, делает труд монотонным, увеличивает число профессиональных заболеваний.

ППФП в подобной ситуации способствует профилактике профессиональных заболеваний, снятию утомления; более быстрому освоению смежных специальностей. Физиологические границы интенсивности труда человека весьма эластичны и могут изменяться под влиянием средств физической культуры. У занимающихся физической культурой и ведущих активный образжизни уровень функциональных возможностей организма, физическая и эмоциональная устойчивость, координация движений значительно выше средних величин. Эти люди обладают быстрой врабатываемостью, способностью к длительному сохранению оптимального темпа, скорости и экономичности рабочих движений и действий.

Обеспечение психофизической надежности будущих специалистов в избранном виде профессионального труда

         Слабая физическая подготовленность неблагоприятно влияет как на учебный труд студента, так и на выполнение требований учебной и производственной практики, таких выпускников вуза часто нельзя использовать по специальности на разных участках производства, проявляется также их недостаточная профессиональная «отдача», вынужденная смена профессии, что приводит к экономическим и моральным издержкам.

Проблема ППФП является наиболее актуальной именно в вузе.Студент должен заблаговременно подготовить себя к избранной профессии, развить те физические и психические качества, которые определят его психофизическую надежность и успех в будущей профессии. Понятие «качество специалиста» включает не только знания и умения в профессии, но и психофизическую надежность, которая зависит от уровня физической подготовленности.

Цель ППФП: психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Она достигается, когда создана готовность: к ускоренному профессиональному обучению; к достижению высокопроизводительного труда; к обеспечению профессионального долголетия; использованию активного отдыха для восстановления работоспособности.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 899.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...