Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соматоскопические показатели




Осанка – привычная поза непринужденно стоящего человека. При правильной осанке у хорошо физически развитого человека голова и туловище находятся на одной вертикали, грудная клетка приподнята, нижние конечности выпрямлены в тазобедренных и коленных суставах. При неправильной осанке голова слегка наклонена вперед, спина сутула, грудь плоская, живот выпячен.

Типы телосложения:астенический (узкокостный), нормостенический (нормокостный), гиперстенический (ширококостный). Достаточно точно определить тип телосложения можно, измерив окружность запястья рабочей руки.У астеников – < 14,5 см (ж) < 16,0 см (м); у нормостеников – 14,5-16,5 см (ж), 16,0-18,0 см (м); у гиперстеников – > 16,5 см (ж)>18,0 см(м).

Форма ног, форма стопы, жироотложение.Различают нормальное, повышенное и пониженное жироотложение, определяют также равномерность и локальное отложение жира. Для оценки жироотложения используют калипер, который измеряет кожно-жировую складку. Пальцами берут в складку участок кожи с подкожной клетчаткой шириной в 5 см и захватывают калипером, который позволяет производить дозированное сжатие складки, что важно для точности измерения. Форма грудной клетки, форма спины, форма живота. Различают нормальную, отвислую и втянутую форму живота. Отвислая форма живота вызвана слабым развитием мышц брюшной стенки, что сопровождается опущением внутренних органов (кишечника, желудка и др.). Втянутая форма живота бывает у лиц с хорошо развитой мускулатурой при небольшом жироотложении.

Антропометрические стандарты – средние значения показателей физического развития, полученные при обследовании большого контингента людей, однородного по составу (по возрасту, полу, профессии и т. Д.). Для каждого признака вычисляют среднюю арифметическую величину и среднее квадратическое отклонение (сигма), которое определяет границы нормы. Так, средний рост студентов 173 см + 6,0 (сигма), поэтому большинство студентов (68-75%) будут иметь рост в пределах от   167 см (173-6,0) до 179 см (173+ 6,0). Например, Ваш рост 181,5 см, а показатель по стандартам 173 см (при сигме + 6,0), значит, Ваш рост на 8,5 см больше среднего. Затем полученная разница делится на сигму. Оценка определяется от величины полученного частного: меньше – 2,0 – очень низкое; от + 0,6 до + 1,0 – выше среднего; от – 1,0 до – 2,0 – низкое; от + 1,0 до + 2,0 – высокое; от – 0,6 до – 1,0 – ниже среднего; больше + 2,0 – очень высокое; от – 0,5 до + 0,5 – среднее.

Метод корреляцииоснован на том, что физическое развитие различных частей тела взаимосвязано между собой. Для оценки методом корреляции разрабатываются специальные номограммы, позволяющие оценить по одному показателю другой.

Метод индексов позволяет делать оценки пропорциональности физического развития.

Индексы физического развития – показатели, представляющие собой соотношение различных антропометрических параметров, выраженных в априорных математических формулах. Индекс–величина соотношения двух или нескольких параметров. Приводим наиболее часто встречающиеся индексы. Ростовой индекс Брока-Бругша определяет соотношение между весом тела и ростом. Для получения должной величины веса тела необходимо вычесть: 100 при росте до 165 см; 105 при росте от 165 до 175 см, 110 при росте 175 см и выше. Полученная разность и считается должным весом.

Силовой индекс получают от деления показателя силы на вес тела и выражают в процентах. Средними величинами силы кисти считаются: у мужчин – 70-75% веса тела, у женщин – 50-60%, у спортсменов – 75-81%, у спортсменок – 60-70%.

Функциональная подготовленность организма к физической нагрузке – это состояние систем организма, их реакция на испытываемую физическую нагрузку. При изучении функциональной подготовленности организма к физическим нагрузкам наиболее важно состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Изучение данных систем проводится с помощью различных физиологических и функциональных проб. Приводим наиболее часто встречающиеся пробы, используемые в практике физического воспитания и спорта.

Пульс покоя (ЧСС).Пульс покоя измеряется при прощупывании височной, сонной, лучевой артерий или по сердечному толчку по 15 секундным отрезкам 2-3 раза подряд, чтобы получить достоверные цифры. Затем делается перерасчет на 1 минуту (число ударов в минуту). ЧСС в покое в среднем: у мужчин – 55-70 уд./мин, у женщин – 60-75 уд./мин. При частоте свыше этих цифр пульс считается учащенным (тахикардия), при меньшей частоте – редким (брадикардия).

Артериальное давление

Различают максимальное (систолическое) и минимальное (диастолическое) артериальное давление. Нормальными величинами артериального давления для молодых людей считаются: для максимального – от 100 до 129 мм рт.ст., для минимального – от 60 до 79 мм рт.ст.

Артериальное давление от 130 мм рт.ст. и выше для максимального и от 80 мм рт.ст. и выше для минимального называется гипертоническим состоянием, соответственно, ниже 100 и 60 мм рт.ст. – гипотоническим.

Ортостатическая проба

При проведении ортостатической пробы выявляется разница ЧСС в положении лежа и через 1 минуту после спокойного вставания. Проба проводится следующим образом. Занимающийся лежит на спине, и у него определяют ЧСС (до получения стабильных значений). После этого занимающийся плавно встает и вновь измеряется ЧСС. В норме при переходе из положения лежа в положение стоя отмечается учащение пульса на 10-12 уд/мин. Считается, что учащение его более 20 уд./мин.– неудовлетворительная реакция и такое увеличение пульса указывает на недостаточную нервную регуляцию сердечнососудистой системы. Далее выполняется 20 приседаний за 40 секунд. Занимающийся отдыхает, стоя в основной стойке 3 мин. Затем подсчитывается ЧСС за 15 сек с пересчетом на 1 мин. (исходная частота). Далее выполняется 20 глубоких приседаний за 40 сек, поднимая руки вперед при каждом приседании, разводя колени в стороны, сохраняя туловище в вертикальном положении. Сразу после приседаний в положении стоя вновь подсчитывается ЧСС в течение первых 15 сек с пересчетом на 1 мин. Увеличение ЧСС после приседаний определяется сравнительно с исходной в процентах. Оценка для мужчин и женщин: отлично – 20 и менее, хорошо – 21-40, удовлетворительно – 41-65, плохо 66-75, очень плохо – 76 и более. 

Гарвардский степ-тест

Проведение Гарвардского степ-теста заключается в восхождении и спуске со ступеньки стандартной высоты (50 см для мужчин и 43 см для женщин) в течение 5 минут с частотой 30 восхождений в минуту. Результаты пробы определяются по формуле:

ИГСТ = 50 .t : (f1 +f 2 +f 3 ),где t – фактическое время выполнения нагрузки в сек.; f1, f2, f3 – ЧСС за 30 с соответственно в начале 2, 3 и 4-й минут отдыха. Оценка по степ-тесту: менее 50 – очень плохая, 50-54 – плохая, 55-64 – ниже средней, 65-79 – средняя, 80–89 – хорошая, более 89 – отличная.

 Тест РWС-170 позволяет оценить физическую работоспособность при ЧСС 170 уд./мин. Тест основан на линейной зависимости между ЧСС и мощностью выполняемой работы. По этому методу можно определить возможную физическую работоспособность при пульсе 170 ударов в 1 мин. Эта частота пульса является оптимальной, т.к. при пульсе выше 170 уд./мин. Ударный объем крови снижается. Мы не приводим методику проведения теста РWС-170, т. К. она достаточно сложна и требует специальных знаний, подготовки, оборудования.

Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой.

Задачи педагогического контроля:

• оценить эффективность средств и методов тренировки; выполнить план тренировки;

• установить контрольные нормативы подготовленности;

• выявить динамику спортивных результатов;

• отобрать талантливых спортсменов.

Виды контроля

• поэтапный – оценивает состояние спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе;

• текущий – определяет повседневные изменения в подготовке занимающихся;

• оперативный – экспресс-оценка того состояния, в котором находится занимающийся в данный момент.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 442.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...