Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методы педагогического контроля




• анкетирование;

• анализ документации;

• педагогические наблюдения;

• прогнозирование спортивной работоспособности;

• тестирование физической подготовленности.

Критерием результативности занятий могут выступать показатели обязательных тестов физической подготовленности студентов. 

Гигиена самостоятельных занятий

Гигиена питания строится с учетом специфики вида спорта и индивидуальных особенностей. Пища должна содержать необходимое количество основных веществ в сбалансированном виде в соответствии с нормами. Принимать пищу следует за 2-2.5 ч до тренировки и спустя          30-40 мин. После нее, ужинать не позднее, чем за 2 ч до сна.

Питьевой режим. Суточная потребность человека в воде 2.5 л          (3 л и более у спортсменов). Лучшим напитком, утоляющим жажду, является чай (особенно зеленый), а также хлебный квас, минеральная вода, томатный сок, настой шиповника.

Гигиена тела способствует улучшению обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания. На 1 см2 кожи приходится около              

100 болевых, 12-15 холодовых, 1-2 тепловых, 25 точек восприятия атмосферного давления. Эти функции выполняются в полном объеме только при здоровой и чистой коже.

Гигиена мест занятий – воздух в спортзале должен быть чистым, без пыли, увеличенного количества СО2, запрещается курение в зале, температура воздуха 15-180С, хорошее освещение. Спортзал, тренажеры, другие спортивные средства должны соответствовать гигиеническим нормам.

Одежда, обувь – должны отвечать требованиям специфики вида спорта, должны быть легкими, хорошо вентилируемыми, удобными, прочными.

Профилактика простудных заболеваний и перегревов

         В профилактике простудных заболеваний в результате гипотермии

(общегопереохлаждения) важную роль играют погодные факторы (температура, ветер, влажность), степень закаленности человека и соответствие одежды условиям пребывания и деятельности, а также уровень адаптации. Ветер усиливает охлаждение, так как увеличивается теплоотдача вследствие конвекции, опасность переохлаждения при низких температурах намного увеличивается при большой влажности, так как воздух становится более теплопроводным и повышается теплоотдача. Особую суровость для человека представляет сочетание низких температур с сильным ветром. При сильном ветре, даже при общей положительной температуре воздуха, можно обморозиться. При температуре ниже 30°С – зона повышенной опасности. Дополнительный эффект ветра, скорость которого свыше 18 м/с, незначительный. Наиболее важную роль в устойчивости организма к действиям климатических факторов, таких как температура, гипоксия, солнечная радиация, играет закаливание.

Цели закаливания различны: укрепление здоровья, повышение уровней устойчивости к болезням и работоспособности, подготовка к трудовой деятельности. Широко применяется закаливание холодом и солнцем, реже закаливание разреженным воздухом. Механизм закаливания сводится в основном к активизации генетического аппарата клеток, повышающего количество митохондрий – своеобразных энергетических фабрик в клетке, что связано с дефицитом АТФ и креатинфосфата, увеличением потенциала фосфорилирования. Возрастающая мощность митохондрий активизирует выработку АТФ на единицу массы тканей, устраняет ее недостаточность, увеличивается адаптация организма к холоду, гипоксии. По вопросам использования методик закаливания следует, на наш взгляд, обратиться к многочисленным литературным источникам – от популярных до научного обоснованных (Приложение 7). Некоторые виды закаливания могут применяться и как средства восстановления: горячий душ (40-410С), теплый душ (36-370С), контрастный душ (смена несколько раз через 5-10 с горячей – 38-400С и холодной – 12-180С воды), бани (русская, сауна).

     Профилактика перегреваний связана с высокими уровнями адаптации к погодным условиям в районах трудовой деятельности, а также степенью закаленности и соответствием одежды. Коснёмся некоторых особенностей пребывания и деятельности в условиях жаркого климата. Прежде всего, усвоим некоторые физиологические особенности организма и внешней среды.

Во-первых, клетки человеческого организма не могут осуществлять свои функции при температуре свыше +43°С.Если внутренняя температура больше указанной – летальный исход неизбежен независимо от причин перегревания.

Во-вторых, мышечная работа – источник тепловой энергии, половину которой человек затрачивает на теплопродукцию. Эта избыточная энергия удаляется благодаря усиленному дыханию, испарению пота, тепловому излучению кожи. Значительная часть ее идет на разогревание человека изнутри. У бегунов-марафонцев, например, температура тела на финише часто в пределах 39-41°С.

В-третьих, теплоотдача человеческого тела зависит от внешней температуры. Если температура воздуха сравнивается с температурой тела, прекращают действовать два охлаждающих механизма: дыхание и тепловое излучение кожи. Остается только испарение влаги. Но функции потовых желез ограничены (приблизительно 1 литр за 1 час), поэтому даже обильный прием воды не превышает производительность трех факторов охлаждения: дыхания, испарения, излучения. Естественно, что температура возрастает до опасной черты. Высокая влажность воздуха замедляет испарение,чтотакже может привести организм к опасной зоне. Обычно все отрицательное, что связано с пребыванием в условиях высоких температур, проявляется на третий-четвертый день: жажда, обильное потоотделение, возбуждение, далее общая слабость, головная боль, тошнота, повышение температуры. Нередки обмороки, опасные для жизни из-за значительного понижения артериального давления. Сказанное выше и опыт аборигенов рекомендуют в знойное время дня отказаться от физических нагрузок, поменьше двигаться. Режимы двигательной деятельности необходимо передвинуть на ранние часы, дать организму отдых в прохладном месте после полудня.

Профилактика травматизма

 Для профилактики травм необходимо знать причины травматизма: основные причины получения травм во время выполнения физиических упражнений в большинстве случаев связаны с неправильной организацией занятий. Причинами этого может стать неудовлетворительное состояние места занятия, неисправное оборудование и инвентарь, неблагоприятные погодные условия, неподходящая обувь или одежда, отсутствие страховки и самостраховки, недостаточная тренированность и форсированная (чрезмерная) нагрузка, выполнение непосильных, незнакомых, сложных упражнений, тренировка на фоне недовосстановления, тренировка без разминки или недостаточной разминки, низкая поведенческая культура занимающихся.

Первая помощь при травмах. Первая медицинская помощь – это комплекс срочных мероприятий, проводимых на месте происшествия и в период доставки пострадавшего в лечебное учреждение. Эти мероприятия относительно несложны, но своевременное и качественное их выполнение во многом предопределяет дальнейшее состояние пострадавшего.

Первая помощь при ушибе. Ушиб– повреждение тканей и органов без нарушения целостности кожи. При ушибах возникают разрывы сосудов, появляется припухлость и кровоподтек (синяк), при повреждении крупных сосудов образуется гематома. Требуется: положить холод на место ушиба; возвышенное положение поврежденной части тела; наложение давящей повязки. Через 2-3 дня прикладывают грелку или делают теплые ванночки.

Первая помощь при вывихе. Вывих – стойкое ненормальное смещение суставных поверхностей относительно друг друга с повреждением суставной сумки, а иногда и связочного аппарата. Требуется: наложение холода; введение обезболивающих средств (анальгин, промедол); фиксация. Вправление вывиха – только врачебная процедура!

 

СЛОВАРЬ

Двигательная активность – это сочетание двигательных действий, выполняемых в повседневной жизни плюс организованные или самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Самостоятельные физические упражнения – это система организации занятий физическими упражнениями, обусловленная определенным содержанием.

Формы самостоятельных занятий – система организации занятий физическими упражнениями, обусловленная определенным их содержанием (утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение дня, самостоятельные тренировочные занятия).

Аэробные реакции – основа биологической энергетики организма, способность различных систем извлекать из атмосферы кислород и доставлять его работающим мышцам.

Порог аэробного обмена (ПАНО) – уровень частоты сердечных сокращений, при котором организм переходит от аэробных к анаэробным механизмам энергообеспечения; чем лучше физическая подготовленность, тем выше и уровень ПАНО.

Врачебный контроль – комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом. 

Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой.

Самоконтроль – регулярные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, функциональной и физическойподготовленностью и их изменениями под влиянием занятий упражнениями и спортом.

Диагноз– краткое заключение о состоянии здоровья занимающегося физической культурой и спортом.

Диагностика состояния здоровья – заключение о состоянии здоровья занимающегося по результатам врачебного контроля.

Физическое развитие – закономерный биологический процесс становления и изменения морфологических и функциональных свойств организма в продолжение индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания. 

Функциональная подготовленность организма к физической нагрузке – это состояние систем организма, их реакция на испытываемую физическую нагрузку.

Функциональная проба – дозированная нагрузка, позволяющая оценить функциональное состояние организма.

Антропометрия – система измерений и исследований в антропологии линейных размеров и других физических характеристик тела. Антропометрические показатели: соматометрические – рост и вес тела, диаметры, окружности; физиометрические – ЖЕЛ, динамометрия и др.; соматоскопические – форма грудной клетки, спины, живота, ног, стопы, степень жироотложения и др.

Тест специально организованное испытание или измерение для получения объективной информации об изучаемом явлении или объекте.

Номограмма – график геометрических величин, применяемый при различных расчетах.

Оптимальная двигательная активностьэто двигательная активность, способствующая поддержанию крепкого здоровья и высокой работоспособности человека с учетом его возраста, пола, состояния здоровья и уровня физической подготовленности. Здоровье и учеба взаимосвязаны и взаимообусловлены. При слабом здоровье обучение утрачивает смысл и ценность. Для крепкого здоровья необходима оптимальная двигательная активность. Мышцы составляют 40-45% массы тела, от их состояния зависит жизнедеятельность всего организма, мышцы чутко реагируют как на снижение двигательной активности, так и на непосильные нагрузки. Поэтому для поддержания и укрепления здоровья необходимы систематические адекватные физические нагрузки. 

Спорт – игровая, соревновательная, творческая деятельность, направленная на раскрытие двигательных возможностей человека в условиях состязательного соперничества.

Массовый спорт – занятия отдельными видами спорта или системами физических упражнений с целью рекреации, укрепления здоровья, повышения работоспособности в условиях физического соперничества.

Спорт высших достижений предполагает организацию и проведение систематических занятий, тренировок, соревнований с целью достижения максимальных спортивных результатов.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ, ТЕСТЫ ПО ТЕМЕ:

1. Какие физические упражнения наиболее эффективны в оздоровительной тренировке?

А)нециклические

Б) ациклические

В) циклические

2. Какой симптом наблюдается при обычной нагрузке II степени переутомления?

А) вегетативные сдвиги

Б) эмоциональные сдвиги

В) расстройство сна

Г) появление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке

3. Какой метод является наиболее эффективным в оздоровительной тренировке?
А) дистанционный равномерный метод

Б) дистанционный умеренный метод

В) дистанционный переменный метод

4. Какой симптом наблюдается при I степени переутомления, когда временами ощущается тяжесть в голове?

А) появление ранее отсутствовавшей усталости при умственной нагрузке

Б) расстройство сна

В) эмоциональные сдвиги

Г) вегетативные сдвиги

5.Какой должна быть мощность тренировочной нагрузки (в % к максимальному уровню физической работоспособности) в оздоровительной тренировке?

А) 70-100% от максимальной физической работоспособности

Б) 10-30% от максимальной физической работоспособности

В) 50-70% от максимальной физической работоспособности

6.Что из перечисленного не относится к объективным признакам переутомления?

А) лабильность частоты сердцебиения и артериального давления

Б) повышение сухожильных рефлексов

В) повышение сопротивляемости организма инфекциям

Г) снижение веса тела

Д) диспепсические расстройства

7.Как называется система врачебных мероприятий, направленных на укрепление здоровья спортсменов, длительное сохранение их высокой спортивной работоспособности, на предупреждение и выявление ранних признаков нарушений в состоянии здоровья, перетренированности и перенапряжения?

А) диспансерное наблюдение

Б) медицинский осмотр

В) санаторное наблюдение

8. Какова задержка дыхания на выдохе (проба Генчи) тренированных людей?

А) 30-50 сек

Б) 1,5-2 мин

В) до 90 сек и более

Г) 20-30 сек

9.Какова задержка дыхания на вдохе (проба Штанге) у здоровых взрослых людей?

А) 1-2,5 минуты

Б) 15-30 секунд

В) 40-50 секунд

Г) 3-5 минут

10. Как называется привычная поза непринужденно стоящего человека без активного мышечного напряжения?

А) исходное положение

Б) осанка

В) сколиоз

11.Какой метод оценки физического развития основан на том, что физическое развитие различных частей тела взаимосвязано между собой; эта связь может быть положительной, когда при увеличении, например роста, увеличивается вес тела, и отрицательной, при которой одно увеличение вызывает уменьшение другого?

А) метод антропометрических индексов

Б) метод корреляции

В) метод антропометрических стандартов

12.После подъема на 4-й этаж ваш пульс составил 105 уд/мин. Каково состояние вашей сердечно-сосудистой системы?

А) отличное

Б) плохое

В) хорошее

Г) посредственное

13.Как называется количество воздуха, которое индивидуум способен выдохнуть после максимально глубокого вдоха?

А) жизненная емкость легких

Б) становая сила

В) индекс активной массы

14.Какой формы врачебного контроля не существует?

А) первичного обследования

Б) контрольного обследования

В) дополнительного обследования

Г) вторичного обследования

15.С какой целью проводится педагогический контроль?
А) чтобы установить контрольные нормативы, оценивающие физическую, техническую, тактическую, теоретическую подготовленность спортсменов

Б) чтобы проверить, насколько соответствует педагогическое воздействие повышению эффективности учебно-тренировочных занятий

В) чтобы отобрать талантливых спортсменов

16.Что такое диагностика состояния организма человека?

А) процесс распознавания и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей человека, истолкование и Б) обобщение полученных данных о здоровье и заболевании

В) раздел медицины, являющейся неотъемлемой составной частью системы физического воспитания населения

Г) процесс изменения естественных морфофункциональных свойств его организма в течение индивидуальной жизни

17.Разница в пульсе при ортостатической пробе составила 10 уд/мин. О чем это свидетельствует?

А) об отсутствии физической тренированности

Б) о переутомлении или заболевании

В) о реакции на пробу здорового нетренированного человека

Г) о хорошей физической тренированности

18.Какой осмотр при оценке физического развития дает возможность оценить телосложение, состояние опорно-двигательного аппарата (форму грудной клетки, ног, рук, стопы), осанку?

А) внешний осмотр (соматоскопия)

Б) внутренние обследования

В) антропометрия (соматометрия)

19.Что из перечисленного относится к субъективным данным самоконтроля?

А) масса тела

Б) ортостатическая проба

В) самочувствие

Г) пульс

20.Какова основная цель врачебного контроля в процессе физического воспитания студентов вузов?

А) содействие максимальному использованию средств и методов физической культуры и спорта для укрепления их здоровья, повышения функциональных возможностей организма для достижения ими высоких спортивных результатов

Б) широкое использование физической культуры и спорта в интересах всестороннего развития, сохранения и укрепления здоровья студентов

В) обеспечение правильности и высокой эффективности всех физкультурных и спортивных мероприятий

Г) активное влияние на планирование объема и интенсивности тренировочных нагрузок для студентов, занимающихся физическими упражнениями и спортом

21.Что является целью самоконтроля?

А) самостоятельные регулярные наблюдения простыми и доступными способами за физическим развитием, состоянием своего организма, влиянием на него физических упражнений или конкретного вида спорта

Б) знакомство с простейшими доступными методиками самоконтроля

В) приобретение навыков в оценивании психофизической подготовки

22.Санитарное состояние мест занятий и оборудования, которое подразумевает чистоту воздуха, определенную температуру и влажность, освещение и постоянную уборку помещений, — это ____________________ факторы.
А) внешние

Б) гигиенические

В) внутренние

Г) антисанитарные

23.Отношение числа упражнений, выполняемых с повышенной нагрузкой, к общему числу выполняемых за определенный период времени упражнений, т.е. к объему, — это ____________________ нагрузки.

А) интенсивность

Б) объем

В) сочность

Г) яркость

Ответы: 1В, 2А, 3А, 4А, 5В, 6В, 7А, 8В, 9В, 10Б, 11Б, 12В, 13А, 14Б, 15Б, 16А, 17Г, 18А, 19В, 20А, 21А, 22Б, 23А.

Практические задания

1. Пройди тест «Есть ли у меня сила воли», оцени результат, сделай вывод (Приложение 8)

2. Составь индивидуальный «Дневник самоконтроля» и проведи соматометрию (с определением основных индексов здоровья), простейшее функциональное тестирование (ортостатическая проба, проба Генче, Штанге и др.), опробуй приёмы педагогического наблюдения и самоконтроля в процессе физических упражнений.

 

ТЕМА 3. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (ППФП)

 

«В обществ нет другого средства, кроме физической культуры, с помощью которого можно было бы физически готовить людей к новому производству» Н. И. Пономарев

Чтобы быть более работоспособным, дай себе иногда отдых или измени вид работы. Там, где напряжение не чередуется с отдыхом, там нет выносливости. Натянутый лук лопнет.

Ян Амос Коменский

В настоящее время на первое место в вузах выдвигается необходимость заботы о здоровом человеке, что предполагает в медико-психологическом обеспечении профессионального здоровья сделать перенос акцента с экспертизы здоровья на его сохранение. Большая роль в этом принадлежит формированию навыков здоровьесберегающего поведения у студентов. Здоровье человека тесно связано с профессиональным долголетием, поэтому мы, в большей степени, будем говорить о профессиональном здоровье. Было установлено, что не отсутствие болезни и даже не просто здоровье, а психофизиологические резервы определяют состояние профессионального здоровья студентов. В связи с этим дадим уточненное определение профессионального здоровья, под которым следует понимать «состояние и процесс сохранения и развития регуляторных свойств организма, его физического, психического и социального благополучия, обеспечивающих высокую надежность профессиональнойдеятельности, профессиональное долголетие и максимальную продолжительность жизни»

Историческая справка об использовании физических упражнений для подготовки к труду

На начальных стадиях развития человеческого общества использовалось простое копирование физических нагрузок и технических приемов труда в простейших играх, ритуальных состязаниях. В дальнейшем люди перешли к более широкой тематике игр с определенными правилами, к созданию спортивно-игровых снарядов.Это был один из способов совершенствования трудовых навыков. При рабовладельческом и феодальном строе получила широкое развитие военно-прикладная физическая подготовка для определенных слоев общества. В позднем средневековье начали разрабатываться системы воспитания молодежи, где присутствуют элементы ППФП. Это системы Ф. Рабле, Д. Локк, И. Песталоцци и др. Именно здесь зародилось направление ППФП. XIX-XX вв. в США получила развитие система организации труда («тейлоризм»), в основе которой было применение достижений науки и техники с целью извлечь максимум прибыли за счет использования функциональных возможностей человека. В 20-30-е гг. XX в. В нашей стране были опубликованы работы, где рассматриваются вопросы использования средств физической культуры для быстрого и качественного освоения трудовых навыков, повышения эффективности труда.

Сегодня разрабатывается самостоятельное направление – специальная психофизическая подготовка человека к конкретному виду труда или ППФП.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 498.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...