Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Школа и педагогическая мысль в Византии




В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Вос­точную (Византийскую). Византийская империя просущест-


33

32________ Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли...

вовала более тысячи лет и рухнула в 1453 г. под ударами ту­рецких завоевателей.

Специфика византийской культуры определялась тем, что она формировалась на разнородной по своему составу этнической основе. За 1000 лет своего развития Византия впитала культурные ценности не только Западной, но и Вос­точной цивилизаций. Однако культура империи оставалась грекоязычной.

Высокий социальный статус обр азования и образованности— одна из ведущих тенденций в развитии византийской культу­ры. Наличие общего образования служило непременным усло­вием для получения должности как в государственных, так и в церковных учреждениях. Идеалом личности в Византии является человек, получивший классическое образование и со­четающий христианско-православное мировоззрение с тради­ционной литературно-гуманистической образованностью.

Характерная черта византийской жизни — высокая куль­тура домашнего воспитания. В знатных семьях мальчиков 5—7 лет отдавали в руки наставника, в обязанности которо­го входило наблюдать за играми ребенка, развлекать его и учить грамоте.

В Византии не существовало социальных ограничений на получение образования. Учебные заведения могли посещать все, кто хотел и имел возможность учиться. Обучение было платным, за исключением монастырских и дворцовых щкол.

Система образования включала:

1) школы грамоты: давали элементарное образование («про-
педиа»), срок обучения — 2—3 года с 5—7-летнего возраста. Свит­
ки были заменены тетрадями, учащиеся обучались по букво-
слагательному методу с обязательным проговариванием напи­
санного хором, как и в греческих школах. Музыка заменялась
церковным пением. Учителя-дидаскалы соблюдали принцип
последовательного усвоения знаний;

2) грамматические школы: обеспечивали получение сред­
него образования («энкиклиос педиа» — всеохватывающее обра­
зование). Все дети светской и церковной элиты проходили эту
ступень обучения. Грамматические школы были частными,


6. Школа и педагогическая мысль в Византии

государственными и церковными. Цель обучения - формиро­вание всеобщей культуры и красноречия, развитие мышления у школьников. Акцент делался на грамматике, риторике, диа­лектике и поэтике. «Математическую четверицу», т. е. арифме­тику, геометрию, музыку, астрономию, изучали немногие;

3) высшая школа «аудиториум» (константинопольская шко­ла). Существовали высшие юридическая, медицинская, фило­софская и патриаршая школы. Они подчинялись император­ской власти. До VI в. преподавание велось как на греческом так и на латинском языке. Позднее — только на греческом.

Преподаватели высшей школы являлись государственны­ми служащими высокого ранга, составляли замкнутую кор­порацию, их отличала и одежда.

Основной метод преподавания — лекции и комментарии преподавателей, форма обучения — диспут. Цель обучения — подготовка энциклопедически образованного государственного или церковного деятеля. Содержание образования: философия, комментирование и критика греческих текстов, комментарии к сочинениям отцов церкви, богословие, медицина, музыка. По­мимо высших школ в Византии существовали кружки-салоны, своеобразные домашние академии, объединявшие эрудитов, группировавшихся вокруг мецената-философа.

Высшее богословское образование получали в монасты­рях, до XV в. сохранивших большое значение в византийской образовательной системе.

Одним из первых средневековых схоластов был Иоанн Дамаскин (675-753). Он оказал огромное влияние на запад­ноевропейское богословие и воззрения древнерусских мысли­телей. Основной трактат — «Источник знаний». Он выступал за необходимость универсального, энциклопедического и бо­гословского образования. Дамаскин дал высочайшую оценку книжному учению и образованию. В трактате рассмотрена психолого-педагогическая проблематика об особенностях во­ображения, памяти и др. Даны методические рекомендации по работе с книгой, организации диспутов и др.

Наставником Кирилла (Константина) и Мефодия, сла­вянских первоучителей, являлся патриарх Фотий (820-897). По его мнению, школа должна являться местом, где молодое


34


Лекция 1. Заражение воспитания,школы и педагогической мысли.


6. Школа и педагогическая мысль в Византии


35


 


поколение усваивает точно очерченный круг общечеловечес­ких ценностей. Создал в Константинополе школу, представ­ляющую собой нечто среднее между высшей школой и интел­лектуальным кружком. Ее характерные особенности; ведущая роль энциклопедически образованного учителя, имеющего непререкаемый авторитет; простота и искренность между учителем и учениками, привязанность их друг к другу и об­щая «ревность» к знанию; универсальное содержание образо­вания, включающего как светские науки, так и богословские; активный метод обучения — беседа. Для своей школы Фотий написал труд, содержавший пересказ более 300 произведений античных и византийских писателей, историков, ученых.

Выдающимся государственным деятелем был Михаил Пселл(1018-1090). В середине жизни принял монашество. Он оставил большое число педагогических трудов: «Обзор ри­торических идей», «О стиле некоторых сочинений», «О вся­ческой науке» и др. Пселл выступал противником крайностей монастырских форм религиозного воспитания и обучения. Со­глашаясь с учением о двух природах — земной и небесной, он считал, что и образование человека должно проходить в два этапа: изучение наук о низшей природе, заканчивающееся усвоением элементов античной философии, и постижение божественного мира через изучение теологии. По мнению Пселла, идеально воспитанный византиец телесно прекра­сен, светски образован, умеет восхишфтъся красотой мате­риального мира, обладает христианской твердостью ума и душевным благородством. Во взглядах на воспитание Пселл был ярким представителем христианского гуманизма.

Специфические черты византийской культуры и образо­ванности оказали благотворное влияние на последующий ход развития всемирной культуры.

Резюме. Осмысление воспитания как особого вида дея­тельности началось 35—40 тыс. лет назад, при постепенном приспособлении древних людей к существовавшему порядку вещей. Поначалу воспитание не являлось особой функцией, а сопутствовало передаче жизненного опыта и дифференци­ровалось лишь по полу и возрасту. На исходе первобытно­общинного периода появляются Дома молодежи, цель кото-


рых - подготовка общественного человека и передача трудо­вых навыков, знаний, обрядов.

В дальнейшем главными носителями идеалов воспитания и обучения становятся семья, государство и церковь. Одна­ко сам идеал был различен: гипертрофированная военная подготовка в Спарте, развитый интеллект и культура тела в Афинах, деятельный политический член общества в Риме.

Принятые в различных цивилизациях нормы жизни и воспитания нашли отражение в трудах Конфуция, Сократа, Платона, Аристотеля, Демокрита, Квинтилиана.

В начале 1-го тысячелетия зарождается христианство, спо­собствовавшее развитию педагогической мысли. Воспитание ориентировалось на Библию, в которой провозглашались лю­бовь к людям и идея самосовершенствования для спасения и вечной жизни.

Прямой наследницей эллинско-римской культуры и обра­зования стала Византия, где отсутствовала монополия церк­ви на образование, но в программах обучения и воспитания религия занимала ведущее место. Византийская образован­ность соединила античность и Средневековье.



















Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовитеизвестные вам концепции воспитания и охарактери­
зуйте их.

2. Какими были особенности воспитания в первобытном об­
ществе?

3. Расскажите о воспитании и обучении в одной из стран Древне­
го Востока.

4. Определите общее и особенное в практике обучения и воспита­
ния в Спарте и Афинах.

5.Проанализируйте взгляды одного их древнегреческих филосо­фов, занимавшихся вопросами воспитания.

6. Назовите папы школв Древнем Риме и дайте их характеристику.

7. Что вы знаете о влиянии христианства на развитие воспитания
и обучения?

8. Какие типы школ включала система образования в Византии? • -


ЛЕКЦИЯ 2










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...