Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Римская система образования. Вопросы воспитания it трудах римских философов
I 'ммгкан цивилизация просуществовала 12 веков, которые г • '•ппнютгн мл три периода: царский, период римской рес-iiui'nmii и римской империи, И.н митинг и к.чждом из этих периодов имело свои специ-'I"|'"-' "-и.- 141.1,1-111101:141, обусловленные экономической и поли-' ч|' 1'Кой 'tat,им,ш рнмляп. Систему ценностей римских граж-м1|н ч- -ми и 11<'|)пуюочоредь патриотизм — представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценности, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя жизни. Делами, достойными знатного римлянина, признавались политика, война, земледелие, разработка права. В царском Риме преобладало семейное воспитание земле дельце в-воинов, защищавших свои земельные участки. Мальчики под руководством отца учились земледелию, а девочки под руководством матери приучались к домашним работам. Воспитание было построено на суровой дисциплине, на безусловном подчинении отцу — главе семьи. Мальчики обучались также военному искусству, в некоторых семьях -чтению, счету, письму. Республиканский период характеризуется острой борьбой патрициев и плебеев за гражданские права, за землю, в результате этой борьбы в сенате вводится должность народного трибуна, который отстаивал права плебеев. Трибуны избирались сроком на один год в количестве сначала двух, затем пяти pi, наконец, десяти человек. Их личность считалась священной и неприкосновенной. Сосредоточение населения в городах вызвало появление школ. Расслоение по имущественному признаку и знатности происхождения обусловило их деление на элементарные и грамматические школы. Элементарные школы обслуживали некоторую часть небогатого незнатного населения, богатые и знатные предпочитали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома. Элементарные школы были частными и платными, В них мальчики учились счету, письму, чтению. Следующей ступенью были грамматические школы, где обучались сыновья привилегированных слоев населения. Развернутая программа включала 5 дисциплин: латинская литература, основы римского права, начальные знания по философии, греческий язык, ознакомление с греческой литературой и математика с основами астрономии. Большое внимание уделялось работе с каждым учеником. В школах не обучали ни музыке, ни танцам. Развитие этих школ было вызвано необходимостью овладеть ораторским искусством для 26 Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли... тех, кто стремился занять выборные руководящие должности в Римской республике. В последние столетия республиканского Рима возникли школы риторов, где знатные юноши обучались риторике, философии, правоведению, греческому языку, математике, музыке. Использовался метод диспутов на заданную тему. Окончивший школу получал гуманитарное образование, включающее свободное знание греческого языка, греческой и римской литературы, римского права, ораторского искусства, философии. Вьпгускник был хорошо подготовлен для практической государственной деятельности. После завоевания Греции (146 г. до н. э.) афинская культура быстро проникает в Рим, и греческий язык становится языком: знати. Грамматические школы и школы риторов были частными. Вследствие высокой платы за обучение они были доступны лишь привилегированным слоям общества. В императорском Риме растет рабовладение. Держать в повиновении угнетенные народы и огромное количество рабов становится труднее. Римские императоры стремятся превратить элементарные школы в орудие подготовки верноподданных, устанавливая за этими школами бдительный государственный контроль. Грамматические школы и школы риторов превращаются в государственные, задача которых — подготовка преданных императорской власти чиновников. Основой воспитания была семья. В семейном кругу женщина пользуется большими правами и глубоким уважением. В Риме появляются женщины в качестве воспитательниц. Домашнее воспитание было строгим. В присутствии детей не позволялось ни говорить, ни делать ничего непристойного. Женщинам и юношам до 30-летнего возраста запрещалось пить вино, а нарушение этого закона каралось как тяжкое преступление. В римских домах стали появляться педагоги, которые пользовались большим уважением. Педагог был нравственным наставником отрока и его постоянным спутником. Нередко несколько мальчиков поручалось одному педагогу. Преподавание развивалось в соответствии со всей жизнью римлянина. Высшие политические должности - военные и ораторские. С покорением Греции в римское воспитание начинают проникать и греческие взгляды. Греческий язык
4. Римская система образования. Вопросы воспитания в трудах.. и греческая литература стали обязательными предметами даже в домашнем воспитании. Греческие учителя целыми толпами стремились в Рим в качестве преподавателей языка и литературы. В I в. до н. э. в Риме уже находилось несколько учебных заведений для упражнения греческой декламации, а изучение греческой науки с той поры стало существенным предметом римского образования. Развивалось и латинское образование. Юлий Цезарь написал латинскую грамматику. В школах соблюдалась большая строгость, господствовали телесные наказания. Военную подготовку юноши проходили в воинских формированиях - легионах. Учителя назначались от имени императора, контроль за деятельностью школ осуществляло государство. Обучение носило религиозный характер. Молодые аристократы 1—2 года могли пребывать в одном из крупных культурных центров империи, таких как Афины (философия), Родос (ораторское искусство), Александрия и Антиохия. ВI-П вв. появляются медицинские и юридические школы. Юридические - двух направлений (по именам основателей): прокуленского и сибианского. Медицинские учебные заведения возникали вокруг практикующих врачей, и преподавание велось по индивидуальным программам. Таким образом, система образования обеспечивала воспроизводство определенного типа личности, распространение начальной грамотности среди широких масс, фундаментальную подготовку средних и высших слоев римского общества, обеспечивающих нужды государственного управления и развития средиземноморской культуры. В отличие от греческой системы образования римская мало уделяла внимания физической культуре и музыкальному воспитанию, отличаясь большим прагматизмом. Становление философской'мысли, в недрах которой развивалась педагогика в Риме, происходило под сильным и непрерывным влиянием эллинской традиции. При этом были выдвинуты оригинальные педагогические идеи. Традиции римского и греческого воспитания отразились во взглядах мыслителя и политика Марка Тулия Цицерона (1.06-43 гг. до н. э.). Полноценного образования достойны не-
Лекция 1, Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли. многие, считал он, большинство же нуждается в хлебе и зрелищах. Цицерон рассматривал душевную жизнь как сложный поток меняющихся состояний- Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Однако есть силы, которые дают надежду и препятствуют его гибели: это всепобеждающий разум и чувство благоразумия. Поощрить развитие таких сил должна семья, полагал философ. Он изучал арифметику, законы двенадцати таблиц, греческую и римскую литературу, брал уроки красноречия и философии у знаменитых ораторов, посещал форум, являлся страстным поклонником греческой культуры, почитал Гомера. По его мнению, высшего развития достигает тот, кто стремится слить воедино национальное благонравие и высшую греческую культуру. Педагогическая проблема - формирование оратора. Трактат «Об обязанностях» стал одним из наиболее популярных его философских произведений. Жанр трактата для Цицерона необычен: он представляет собой наставление , сыну. Его содержание разнообразно: это и моральные предписания, и отступления политического характера, и исторические и юридические примеры. В целом работа - это определенный свод правил и норм поведения, рассчитанных отнюдь не на каких-то,особых, выдающихся людей или мудрецов, а на обычных честных и «порядочных» граждан. Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) - римский политический деятель, философ, писатель. Начальное образование он получил в семье, риторическое и философское — в Риме. Сенека критиковал школу за формализм и пренебрежение нравственным воспитанием. Полученное в школе знание должно использоваться для выработки собственной точки зрения, а не превращаться в комментарий к чужим идеям. Педагогика, по его мнению, должна пребывать в теснейшем объединении с этикой и ставить своей целью направление учащегося по пути морального совершенствования. Как и Сократ, он считал, что познание человеком самого себя есть путь самосовершенствования. Римская философия и педагогическая мысль достигли своего расцвета в I—II вв. Крупный мыслитель этой эпохи Плутарх (ок. 45 - ок. 127) с особым вниманием относился
4. Римская система образования. Вопросы воспитания в трудах... к воспитанию и обучению в семье. Его супруга отказалась от няньки и кормилицы и сама кормила и пеленала своих детей. Плутарх советовал избегать жестоких наказаний. По его словам, бить ребенка означало подымать руку на святыню. В трактатах последователей Плутарха повторяются его советы проявлять мягкость к благонравным детям, матерям быть воспитательницами собственных детей, выдвинуты идеи обучения в духе требований образованного римского общества, т. е. давать беглое знание наук. Яркая фигура римской философско-педагогической мысли -Марк Фабий Квинтилиан (42 — ок. 118). Адвокат и оратор, он черпал свои идеи из греко-римского наследия. Его главный труд — «Ораторское образование». Из 12 книг наиболее известны две: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». Размышляя о природе человека, Квинтилиан высказывал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не считая такие свойства единственными. Побороть дурные наклонности помогает воспитание. Чтобы достичь педагогических результатов, считал он, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание, так как эти начала не могут существовать раздельно. Квинтилиан. говорил, что цель воспитания - формировать свободного человека. Дети — драгоценный сосуд, с которым надо обращаться бережно и уважительно. Здоровое семейное воспитание должно беречь детскую психику, не допускать присутствия детей в неблагопристойных местах. При воспитании нельзя прибегать к физическим наказаниям, ибо битье подавляет стыдливость, развивает рабские качества. Он выступал за доступность образования, полагая, что все дети римских граждан достойны получить образование. Он верил в созидательные возможности обучения, считая, например, что ученики-тупицы - на совести педагогов. По его мнению, дети одарены памятью, которая нужна для изучения любой науки; прилежание учеников зависит от доброй воли, а последнюю нельзя вызвать путем принуждения. Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора (поэтами родятся, а ораторами становятся). Достичь такого высокого результата он предлагал с помощью определенной системы. Первая ступень — домашнее образование. Следова- 30 Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли... ло выбирать кормилицу с правильным произношением и оберегать от домашних учите лей-полузнаек. До 7 лет ребенок должен был овладеть начатками латинской и частично греческой грамматикой. В ходе домашнего обучения необходимо побуждать интерес похвалой и забавами, чтобы ребенок не возненавидел ученье, соблюдая, однако, определенную меру («золотую середину»). В программу первоначального школьного обучения включались грамматика и стиль, мораль, начала математики, музыка. 5. Возникновение христианства и его влияние на воспитание Первые христианские общины возникли в I в. в Антиохии. Главным источником воспитательных идей была Библия. Система, воспитания, — любовь к людям и идея самосовершенствования. Для христианского воспитания характерно: преобладание веры над наукой; доминирование нравственно-религиозного воспитания над обучением; осознание высокой важности трудового воспитания («Кто не хочет трудиться, тот— не ешь» (апостол Павел)); в центре нравственного воспитания находились общечеловеческие ценности. В I в. создавались школы катехуменов для тех, что желал стать членом христианской общины. Изучалась Библия, начатки музыкального образования. Под надзором священника выслушивали нравственные наставления. Во II в. эти школы стали школами катехизиса, давали образование повышенного уровня, готовили священников. С III в. они трансформировались в кафедральные и епископские школы. Большинство христиан вплоть до V в. получали высшее образование в учебных заведениях античного типа. Блестящим стилистом, талантливым проповедником, незаурядной личностью был Иоанн Златоуст(меж.ду 344 и 354 -407). Его работы «О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей», «Слово об учении и наставлении», «Слово о воспитании детей» оказали огромное влияние на формирование византийско-православной педагогической мысли. В его проповедях: излагались основы христианской методики обучения и нравственного воспитания. Златоуст предлагал христианские методы воспитания с учетом античной тради-- 5. Возникновение христианства и его влияние на воспитание 31 ции; наставление и беседа, а также —увещевание, совет, предостережение, исключающие давление и принуждение. По его мнению, задача школы; «наставлять душу и формировать ум». В деле воспитания надо обращаться к самому божественному в человеке: его воле, свободе, его самодеятельности, основанной на нравственности. Он показал, что наставнику следует строить свою речь так, чтобы она была образной, доходчивой, эмоциональной, конкретной, наглядной и полностью раскрывала содержание изучаемого. Главным источником1 знания, по Златоусту, является Библия. Крупнейшим мыслителем, блестящим светским преподавателем риторики был Аврелий Августин (Блаженный Августин)(354-430). Полное издание его трудов составляет 40 томов («О порядке», «О христианской науке», «Об обучении оглашаемых (катехуменов)» и др.). Он признавал определенные положительные стороны античного образования и педагогической мысли. Основной принцип в обучении, по его мнению, ориентация на достоверность, «на истинное». Отсюда он отрицает необходимость изучения «вымыслов» античной жизни. Он высоко ценил значение грамотности, изучение языков и истории, математических наук (арифметики, геометрии, музыки, астрономии), диалектики и риторивги, необходимых христианскому полемисту и проповеднику. Августин делал упор на развитие ума, а не памяти, и отвергал изучение наук, ведущих к роскоши и излишествам. Также выступал против физических наказаний. Его отличал интерес к психологии ребенка, его внутреннему миру. Он считал, что главное место в образовании должно занимать изучение Библии. Учителю необходимо радостное и терпеливое настроение. Он учитывает индивидуальные состояния учащихся, связывает изучение Священной теории и истории с тем, что понятно ученику, вызывает у него заинтересованное внимание. Истинное знание свойственно человеку от рождения, оно вложено Богом. Задача учителя лишь сделать это знание осознаваемым для ученика. |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 287. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |