Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Римская система образования. Вопросы воспитания it трудах римских философов




I 'ммгкан цивилизация просуществовала 12 веков, которые г • '•ппнютгн мл три периода: царский, период римской рес-iiui'nmii и римской империи,

И.н митинг и к.чждом из этих периодов имело свои специ-'I"|'"-' "-и.- 141.1,1-111101:141, обусловленные экономической и поли-' ч|' 1'Кой 'tat,им,ш рнмляп. Систему ценностей римских граж-м1|н ч- -ми и 11<'|)пуюочоредь патриотизм — представление


об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначавшихся ему победах, о Риме как о высшей ценнос­ти, о долге гражданина служить ему всеми силами, не щадя жизни. Делами, достойными знатного римлянина, признава­лись политика, война, земледелие, разработка права.

В царском Риме преобладало семейное воспитание земле дельце в-воинов, защищавших свои земельные участ­ки. Мальчики под руководством отца учились земледелию, а девочки под руководством матери приучались к домашним работам. Воспитание было построено на суровой дисциплине, на безусловном подчинении отцу — главе семьи. Мальчики обучались также военному искусству, в некоторых семьях -чтению, счету, письму.

Республиканский период характеризуется острой борьбой патрициев и плебеев за гражданские права, за землю, в ре­зультате этой борьбы в сенате вводится должность народного трибуна, который отстаивал права плебеев. Трибуны избира­лись сроком на один год в количестве сначала двух, затем пяти pi, наконец, десяти человек. Их личность считалась свя­щенной и неприкосновенной.

Сосредоточение населения в городах вызвало появление школ. Расслоение по имущественному признаку и знатности происхождения обусловило их деление на элементарные и грамматические школы.

Элементарные школы обслуживали некоторую часть не­богатого незнатного населения, богатые и знатные предпочи­тали давать своим сыновьям первоначальное обучение дома. Элементарные школы были частными и платными, В них мальчики учились счету, письму, чтению.

Следующей ступенью были грамматические школы, где обучались сыновья привилегированных слоев населения. Развернутая программа включала 5 дисциплин: латинская литература, основы римского права, начальные знания по философии, греческий язык, ознакомление с греческой лите­ратурой и математика с основами астрономии. Большое вни­мание уделялось работе с каждым учеником. В школах не обучали ни музыке, ни танцам. Развитие этих школ было вы­звано необходимостью овладеть ораторским искусством для


26           Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли...

тех, кто стремился занять выборные руководящие должности в Римской республике.

В последние столетия республиканского Рима возникли школы риторов, где знатные юноши обучались риторике, философии, правоведению, греческому языку, математике, музыке. Использовался метод диспутов на заданную тему. Окончивший школу получал гуманитарное образование, включающее свободное знание греческого языка, греческой и римской литературы, римского права, ораторского искус­ства, философии. Вьпгускник был хорошо подготовлен для практической государственной деятельности. После завоева­ния Греции (146 г. до н. э.) афинская культура быстро про­никает в Рим, и греческий язык становится языком: знати. Грамматические школы и школы риторов были частными. Вследствие высокой платы за обучение они были доступны лишь привилегированным слоям общества.

В императорском Риме растет рабовладение. Держать в повиновении угнетенные народы и огромное количество рабов становится труднее. Римские императоры стремятся превратить элементарные школы в орудие подготовки вер­ноподданных, устанавливая за этими школами бдительный государственный контроль. Грамматические школы и школы риторов превращаются в государственные, задача которых — подготовка преданных императорской власти чиновников.

Основой воспитания была семья. В семейном кругу женщина пользуется большими правами и глубоким уважением. В Риме появляются женщины в качестве воспитательниц. Домашнее воспитание было строгим. В присутствии детей не позволя­лось ни говорить, ни делать ничего непристойного. Женщинам и юношам до 30-летнего возраста запрещалось пить вино, а на­рушение этого закона каралось как тяжкое преступление.

В римских домах стали появляться педагоги, которые пользовались большим уважением. Педагог был нравствен­ным наставником отрока и его постоянным спутником. Не­редко несколько мальчиков поручалось одному педагогу.

Преподавание развивалось в соответствии со всей жизнью римлянина. Высшие политические должности - военные и ораторские. С покорением Греции в римское воспитание начинают проникать и греческие взгляды. Греческий язык


 


 

27

4. Римская система образования. Вопросы воспитания в трудах..

и греческая литература стали обязательными предметами даже в домашнем воспитании. Греческие учителя целыми толпами стремились в Рим в качестве преподавателей языка и литературы. В I в. до н. э. в Риме уже находилось несколько учебных заведений для упражнения греческой декламации, а изучение греческой науки с той поры стало существенным предметом римского образования. Развивалось и латинское образование. Юлий Цезарь написал латинскую грамматику. В школах соблюдалась большая строгость, господствовали телесные наказания.

Военную подготовку юноши проходили в воинских форми­рованиях - легионах. Учителя назначались от имени импе­ратора, контроль за деятельностью школ осуществляло госу­дарство. Обучение носило религиозный характер.

Молодые аристократы 1—2 года могли пребывать в одном из крупных культурных центров империи, таких как Афины (философия), Родос (ораторское искусство), Александрия и Антиохия.

ВI-П вв. появляются медицинские и юридические школы. Юридические - двух направлений (по именам основателей): прокуленского и сибианского. Медицинские учебные заведе­ния возникали вокруг практикующих врачей, и преподава­ние велось по индивидуальным программам.

Таким образом, система образования обеспечивала воспро­изводство определенного типа личности, распространение начальной грамотности среди широких масс, фундаменталь­ную подготовку средних и высших слоев римского общества, обеспечивающих нужды государственного управления и раз­вития средиземноморской культуры. В отличие от греческой системы образования римская мало уделяла внимания фи­зической культуре и музыкальному воспитанию, отличаясь большим прагматизмом.

Становление философской'мысли, в недрах которой раз­вивалась педагогика в Риме, происходило под сильным и не­прерывным влиянием эллинской традиции. При этом были выдвинуты оригинальные педагогические идеи.

Традиции римского и греческого воспитания отразились во взглядах мыслителя и политика Марка Тулия Цицерона (1.06-43 гг. до н. э.). Полноценного образования достойны не-


 


28

Лекция 1, Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли.

многие, считал он, большинство же нуждается в хлебе и зре­лищах. Цицерон рассматривал душевную жизнь как сложный поток меняющихся состояний- Человека толкают к гибели вспыльчивость, жадность, похоть, помутнение разума. Одна­ко есть силы, которые дают надежду и препятствуют его гибе­ли: это всепобеждающий разум и чувство благоразумия. По­ощрить развитие таких сил должна семья, полагал философ. Он изучал арифметику, законы двенадцати таблиц, греческую и римскую литературу, брал уроки красноречия и философии у знаменитых ораторов, посещал форум, являлся страстным поклонником греческой культуры, почитал Гомера. По его мнению, высшего развития достигает тот, кто стремится слить воедино национальное благонравие и высшую греческую куль­туру. Педагогическая проблема - формирование оратора.

Трактат «Об обязанностях» стал одним из наиболее по­пулярных его философских произведений. Жанр трактата для Цицерона необычен: он представляет собой наставление , сыну. Его содержание разнообразно: это и моральные пред­писания, и отступления политического характера, и истори­ческие и юридические примеры. В целом работа - это опреде­ленный свод правил и норм поведения, рассчитанных отнюдь не на каких-то,особых, выдающихся людей или мудрецов, а на обычных честных и «порядочных» граждан.

Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э. - 65 г. н. э.) - рим­ский политический деятель, философ, писатель. Начальное образование он получил в семье, риторическое и философ­ское — в Риме.

Сенека критиковал школу за формализм и пренебреже­ние нравственным воспитанием. Полученное в школе знание должно использоваться для выработки собственной точки зрения, а не превращаться в комментарий к чужим идеям. Педагогика, по его мнению, должна пребывать в тесней­шем объединении с этикой и ставить своей целью направле­ние учащегося по пути морального совершенствования. Как и Сократ, он считал, что познание человеком самого себя есть путь самосовершенствования.

Римская философия и педагогическая мысль достигли своего расцвета в I—II вв. Крупный мыслитель этой эпохи Плутарх (ок. 45 - ок. 127) с особым вниманием относился


 

29

4. Римская система образования. Вопросы воспитания в трудах...

к воспитанию и обучению в семье. Его супруга отказалась от няньки и кормилицы и сама кормила и пеленала своих де­тей. Плутарх советовал избегать жестоких наказаний. По его словам, бить ребенка означало подымать руку на святыню. В трактатах последователей Плутарха повторяются его сове­ты проявлять мягкость к благонравным детям, матерям быть воспитательницами собственных детей, выдвинуты идеи обу­чения в духе требований образованного римского общества, т. е. давать беглое знание наук.

Яркая фигура римской философско-педагогической мысли -Марк Фабий Квинтилиан (42 — ок. 118). Адвокат и ора­тор, он черпал свои идеи из греко-римского наследия. Его главный труд — «Ораторское образование». Из 12 книг наи­более известны две: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». Размышляя о природе челове­ка, Квинтилиан высказывал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не считая такие свойства един­ственными. Побороть дурные наклонности помогает воспита­ние. Чтобы достичь педагогических результатов, считал он, необходимо соединить природную доброту человека и воспи­тание, так как эти начала не могут существовать раздельно.

Квинтилиан. говорил, что цель воспитания - формировать свободного человека. Дети — драгоценный сосуд, с которым надо обращаться бережно и уважительно. Здоровое семейное воспитание должно беречь детскую психику, не допускать присутствия детей в неблагопристойных местах. При воспита­нии нельзя прибегать к физическим наказаниям, ибо битье подавляет стыдливость, развивает рабские качества. Он вы­ступал за доступность образования, полагая, что все дети римских граждан достойны получить образование. Он верил в созидательные возможности обучения, считая, например, что ученики-тупицы - на совести педагогов. По его мнению, дети одарены памятью, которая нужна для изучения любой науки; прилежание учеников зависит от доброй воли, а по­следнюю нельзя вызвать путем принуждения. Вершиной об­разования Квинтилиан считал овладение искусством орато­ра (поэтами родятся, а ораторами становятся). Достичь такого высокого результата он предлагал с помощью определенной системы. Первая ступень — домашнее образование. Следова-


30           Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли...

ло выбирать кормилицу с правильным произношением и обе­регать от домашних учите лей-полузнаек. До 7 лет ребенок должен был овладеть начатками латинской и частично гре­ческой грамматикой. В ходе домашнего обучения необходимо побуждать интерес похвалой и забавами, чтобы ребенок не возненавидел ученье, соблюдая, однако, определенную меру («золотую середину»). В программу первоначального школь­ного обучения включались грамматика и стиль, мораль, на­чала математики, музыка.

5. Возникновение христианства и его влияние на воспи­тание

Первые христианские общины возникли в I в. в Антиохии. Главным источником воспитательных идей была Библия. Система, воспитания, — любовь к людям и идея самосовер­шенствования. Для христианского воспитания характерно: преобладание веры над наукой; доминирование нравственно-религиозного воспитания над обучением; осознание высокой важности трудового воспитания («Кто не хочет трудиться, тот— не ешь» (апостол Павел)); в центре нравственного воспита­ния находились общечеловеческие ценности.

В I в. создавались школы катехуменов для тех, что желал стать членом христианской общины. Изучалась Библия, на­чатки музыкального образования. Под надзором священника выслушивали нравственные наставления. Во II в. эти школы стали школами катехизиса, давали образование повышенно­го уровня, готовили священников. С III в. они трансформи­ровались в кафедральные и епископские школы. Большин­ство христиан вплоть до V в. получали высшее образование в учебных заведениях античного типа.

Блестящим стилистом, талантливым проповедником, неза­урядной личностью был Иоанн Златоуст(меж.ду 344 и 354 -407). Его работы «О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей», «Слово об учении и наставлении», «Слово о воспитании детей» оказали огромное влияние на форми­рование византийско-православной педагогической мысли. В его проповедях: излагались основы христианской методики обучения и нравственного воспитания. Златоуст предлагал христианские методы воспитания с учетом античной тради--


5. Возникновение христианства и его влияние на воспитание 31

ции; наставление и беседа, а также —увещевание, совет, пре­достережение, исключающие давление и принуждение. По его мнению, задача школы; «наставлять душу и формировать ум». В деле воспитания надо обращаться к самому божествен­ному в человеке: его воле, свободе, его самодеятельности, основанной на нравственности. Он показал, что наставни­ку следует строить свою речь так, чтобы она была образной, доходчивой, эмоциональной, конкретной, наглядной и пол­ностью раскрывала содержание изучаемого. Главным источ­ником1 знания, по Златоусту, является Библия.

Крупнейшим мыслителем, блестящим светским препода­вателем риторики был Аврелий Августин (Блаженный Августин)(354-430). Полное издание его трудов составляет 40 томов («О порядке», «О христианской науке», «Об обучении оглашаемых (катехуменов)» и др.). Он признавал определен­ные положительные стороны античного образования и педа­гогической мысли. Основной принцип в обучении, по его мне­нию, ориентация на достоверность, «на истинное». Отсюда он отрицает необходимость изучения «вымыслов» античной жиз­ни. Он высоко ценил значение грамотности, изучение язы­ков и истории, математических наук (арифметики, геометрии, музыки, астрономии), диалектики и риторивги, необходимых христианскому полемисту и проповеднику. Августин делал упор на развитие ума, а не памяти, и отвергал изучение наук, ведущих к роскоши и излишествам. Также выступал против физических наказаний. Его отличал интерес к психологии ребенка, его внутреннему миру. Он считал, что главное место в образовании должно занимать изучение Библии.

Учителю необходимо радостное и терпеливое настроение. Он учитывает индивидуальные состояния учащихся, связы­вает изучение Священной теории и истории с тем, что понят­но ученику, вызывает у него заинтересованное внимание. Истинное знание свойственно человеку от рождения, оно вло­жено Богом. Задача учителя лишь сделать это знание осозна­ваемым для ученика.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 287.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...