Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Воспитание и обучение в странах Древнего Востока




Зарождение воспитания,

Школы и педагогической

Мысли в первобытном

И рабовладельческом обществе

Ключевые слова:агеллы, Дома молодежи, инициации, калокагатия, палестра, риторские школы, сократическая беседа, эфебия.

Основные вопросы:

1.Концепции воспитания. Зарождение воспитания: в первобытном
обществе.

2. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока.

3. Школа и педагогическая мысль в государствах Древней Греции.

4. Особенности Римской системы образования. Вопросы воспитания
в трудах римских философов.

5. Возникновение христианства и его влияние на воспитание.

6. Школа и педагогическая мысль в Византии.



Концепции воспитания. Зарождение воспитания в первобытном обществе

Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письмен­ных свидетельств о нем.

Реконструировать элементы воспитания первобытной эпо­хи помогают:

*памятники материальной и духовной культуры:

*язык, фольклор;

*жизнь племен, сохранивших черты первобытности;

*находки археологов;

* труды ученых и путешественников XIII - XIX вв.
Наука предлагает несколько концепций происхождения

воспитания. К числу традиционных относятся: эволюциейио-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и пси­хологическая (П. Монро). Представители первой теории упо­добляли воспитательную деятельность первобытных людей


инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим жи­вотным. П. Монро объяснял происхождение воспитания про­явлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории утверждение, что перво­бытное воспитание возникло как процесс постепенного при­способления детей к существовавшему тогда порядку вещей.

Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опиралась на учение классиков марксизма-ленинизма о развитии человека как природного и социально­го существа. Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформи­ровавшиеся при этом общественные отношения. Применение орудий труда и усложняющееся сознательное их изготовле­ние повлекли за собой необходимость передачи знаний, уме­ний и опыта подрастающим поколениям.

Окружающий мир воспринимался первобытным челове­ком как нечто живое, наделенное сознанием, поэтому стихий­но возникшие цели воспитания предполагали подготовку к простейшему виду существования. Зачатки педагогической мысли развивались на уровне обыденного сознания, прояв­ляясь в традициях и народном творчестве.

Первобытное общество прошло в своем развитии три сту­пени (стадии).

На первой стадии — в дородовом, обществе — люд# при­сваивали готовые продукты и занимались охотой. Тяжелая борьба с природой могла осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, отсутствовали социальные различия.

Дородовое общество делилось на три группы:

1) дети и подростки;

2) полноценные и полноправные участники жизни и труда;

3) пожилые люди и старики (не имеющие уже физических
сил для. участия в общей жизни).

Родившийся человек сначала попадал в общую Группу подрастающих и стареющих, где рос в общении со сверстни­ками и стариками. Войдя в соответствующий биологический возраст и получив опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в сле­дующую возрастную группу.


6           Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли...

С течением времени этот период стал сопровождаться ини-циацилми (от лат. Initiation — посвящение), т. е. испытания­ми, в которых проверялась подготовка молодежи к жизни. У разных племен обряды были различны. У аборигенов Авст­ралии они включали голодовку, нанесение ран, прижигание огнем, выбивание зубов, вырывание волос.

На второй ступени развития первобытного общества сло­жилась родовая община, появились скотоводство, земледе­лие, усложняется и воспитание. Оно приобретает более мно­госторонний и плановый характер:

1) дети приучаются к уходу за животными и земледелию;

2) их знакомят с преданиями, правилами религиозного

культа;

3) появляются зачатки нравственного воспитания. Огром­
ную роль в воспитании нравов и определенных черт ха-

• рактера сыграло устное народное творчество;

4) зарождается военное воспитание: мальчики учились
стрелять из лука, пользоваться копьем, ездить верхом.

В возрастных группах появилась четкая внутренняя орга­низация, выделялись вожаки, усложнялась программа «по­священий», К ним готовили молодежь специально выделен­ные старейшины рода, т. е. воспитание начинает выделяться как особая форма общественной деятельности.

Постепенно н.а смену мотыжному земледелию пришло пахотное, которое стало сферой преимущественно мужского труда. Деятельность женщины ограничивается рамками до­машнего хозяйства и начинается процесс перехода к патри­архату. Непрочный первобытный брак вытесняется едино­брачным. Возросшая хозяйственная роль мужчины меняет локальность брачного поселения: теперь жена переселяется к мужу. Появление отдельных семей, ведущих свое хозяй­ство, сопровождалось возникновением семейной частной соб­ственности. Массовой формой воспитания на третьей ступени первобытного общества становится семейное воспитание.







Воспитание и обучение в странах Древнего Востока

Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций


2. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока

Древнего Востока, зарождение которых относится к 5-му ты­сячелетию до н. э.

В древнейших государствах воспитание и обучение осу­ществлялось по преимуществу в семье. В переходную от общинно-родового к рабовладельческому строю эпоху видо­изменялись прежние традиции семейного воспитания. Пе­дагогические прерогативы патриархальной семьи были за­креплены в таких литературных памятниках Древнего Вос­тока, как законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 г. до н. э.), книга притчей иудейского царя Соломона (начало 1-го тысячелетия до н. э.), индийская «Бхагавадгита» (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др.

Школа и воспитание в государствах Древнего Востока раз­вивались под воздействием разнообразных; экономических, социальных, культурных, этнических, географических и дру­гих факторов. Однако им были присущи сходные черты.

Во-первых, в эту эпоху завершался дописьменный период истории, когда речь и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи информации начали частич­но заменяться собственно письменностью — клинописной и иероглифической.

Во-вторых, отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление новой специальности — учителя.

В-третьих, своим возникновением первые учебные заве­дения- обязаны служителям культов, ибо религия была носи­телем идеалов воспитания и обучения. Возникновение школ отвечало и определенным экономическим, культурным, по­литическим запросам общества. По мере социального разви­тия такие запросы менялись, а с ними — содержание, методы воспитания и обучения.

В-четвертых, человек в государствах Древнего Востока формировался в рамках четких социальных регулятивов, обязанностей и личной зависимости. Идея индивидуальнос­ти была развита крайне слабо. Преобладали; жесткие формы и методы воспитания.

Каждая из древневосточных цивилизаций обладала свои­ми особенностями, которые нашли отражение в воспитании и обучении.


8            Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли...

«Дома табличек» в Древней Месопотамии. Возникшие в 3-м тысячелетии до н. э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели до­статочно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успеш­но развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства.

Почти в каждом городе были учебные заведения. Они по­явились в 3-м тысячелетии до н- э. в связи с потребностями хозяйства и культуры в грамотных людях — писцах. Предста­вители этой профессии стояли на достаточно высокой ступе­ни социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, получили название «домов табличек» (по-шумерски эдуббы). На глиняные таблички наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички отно­сятся к 3-му тысячелетию до н. э. С начала 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапыва­ли письменные знаки.

Вначале школьное обучение служило для подготовки пис­цов, позднее эдуббы превратились в центры культуры и про­свещения. Первые из них были небольшими учреждениями с одним учителем. В его обязанности входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички-упражнения. В круп­ных «домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования. В таких учебных заведениях был специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной.

Обучение было платным. Размер платы зависел от автори­тета учителя. Чтобы заручиться особым вниманием педагога, родители делали ему подношения.

Быт и учеба в школе напоминали жизнь большой семей­ной общины. Возглавлял эдуббу «отец-учитель», остальные преподаватели именовались «братьями отца». Сами ученики делились на младших и старших «детей» эдуббы. Им надле­жало научиться профессионально изготавливать глиняные


2. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока

таблички, освоить систему клинописи. За годы учения они должны были сделать полный комплект табличек с задан­ными текстами. В основе методики обучения лежало много­кратное повторение, механическое запоминание столбцов, словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений.

Зарождались методы беседы учителя с учеником, разъяс­нение трудных слов итекегов. Использовался прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или однокашни­ками, но и с воображаемым предметом. При этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали.

Программа обучения была по преимуществу светской. Изу­чались два языка: аккадский и шумерский. Выпускник эдуббы должен был знать четыре арифметических действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь высказы­вать разумные обоснованные суждения, разбираться в ритуа­лах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь из­мерять земельные участки, делить имущество, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников. Дома табличек постепен­но становятся своеобразными культур но-просветительскими центрами. Появляется специальная учебная литература для школ (например, таблички со словарями и хрестоматиями из­готовлены в Шумере в 3-м тысячелетии до н. э.). Они содер­жали фольклорные поучения, наставления, назидания, что должно было облегчить процесс обучения.

В период расцвета Вавилонского царства ведущую роль в деле образования играли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях - имели помещения для хранения табличек, научных и учебных за­нятий. Подобные комплексы именовались «домами знаний».

Образование становится достоянием не только знати и ду­ховенства. Получают распространение частные учебные за­ведения для средних социальных слоев. В связи с дальней­шим развитием хозяйства и культуры в школах усложнялась программа обучения, и преимущество получала специали­зация. В программу эдуббов входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом, гео-


10_____ Лекция 1. Заргокдение воспитания, школы и педагогической мысли...

графией. Особое внимание уделялось обучению математике. Образованные люди были знакомы с логарифмами, извлече­нием квадратного и кубического корней. На высоком уров­не обучали врачеванию, в пособиях содержались сведения о диагнозе и способах лечения множества болезней. Наравне с медициной изучали магико-религиозные культы,

В этот период появились эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, истории, математике, они получа­ли сведения по религиозным вопросам.

Школа Древнего Египта. Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н.э. Школа и воспитание были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых.

На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный тип личности. Идеалом считался немного­словный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. Та­кой идеал был целью обучения и воспитания.

Взаимоотношения между женщиной и мужчиной в семье строились на равноправной основе, поэтому обучению маль­чиков и девочек уделялось одинаковое внимание. Только принадлежность к привилегированному меньшинству от­крывала доступ к знаниям.

Принятые в Древнем Египте педагогические методы и при­емы соответствовали целям и идеалам воспитания и обуче­ния. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. Наиболее эффективны для достижения по­добного повиновения были физические наказания, которые считались естественными и необходимыми. На ученика по­стоянно сыпались удары. Школьным девизом были слова, за­писанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал».

Абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями. С ними тесно связан обычай передачи профессии по наследству — от отца к детям. На­пример, в одном из папирусов перечислены 25 поколений строителей, принадлежащих к одной семье. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т. д.


 

11

2. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока

Отцы-ремесленники при обучении порой использовали дет­ские игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц. Военное дело находилось вне строго специально­го сословно-профессионалъного обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, развивать силу, выносливость, лов­кость. Как залог социального благополучия рассматривались приобретение .грамотности, профессия писца.

Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить режим беспощадно пресекались. Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями.

Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с пяти лет. Поначалу ученик должен был на­учиться правильно и красиво писать и читать, затем — состав­лять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. Для овладения грамотой нужно было запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоп? ученик овладевал деловым стилем — для свет­ских нужд и уставным — для составления религиозных текстов.

В эпоху Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных, но уже в этот период появилась бумага — папирус — из болот­ного растения того же названия. Позже папирус становится основным писчим материалом. У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, дере­вянная дощечка с углублением для краски из сажи и охры, а таклсе тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысло­вых фраз. Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением с них смывали ранее на­писанное. Писцы ставили на папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки - пособия, которые переписывали и заучивали.

В ряде школ обучали географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Сообщались некоторые сведения по математике, необходимые для расчета строительства капа-


12           Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли...

лов, храмов, пирамид, подсчета урожая. Географии часто об­учали в сочетании с геометрией, чтобы ученик мог научиться рисовать план местности.

Постепенно усиливалась специализация обучения. Так, в V в. до н. э. появляются школы врачевателей. К тому времени были накоплены знания и написаны учебные пособия по диа­гностике и лечению почти полусотни различных болезней.

Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родствен­ников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов.

Воспитание и школа в Древней Индии. История Древней Индии распадается на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую.

Цивилизация дравидских племен соответствовала куль­турному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной.

В течение 2—1-го тысячелетий до н. о. территория Индии была освоена арийскими племенами. На базе отношений ко­ренного населения с завоевателями-ариями возник строй, позднее получивший название кастового. Население было поделено на четыре основные касты: 1) брахманы (жрецы); 2) кшатрии (воины); 3) вайшьи (земледельцы-общинники, ре­месленники, торговцы); 4) шудры (наемные работники, .слу­ги, рабы). Наибольшими социальными привилегиями поль­зовались брахманы. Кшатрии — профессиональные воины — в мирное время содержались за счет государства. Вайшьи от­носились к свободной трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав, а лишь одни обязанности. Совершенно жалкое существование влачили потомки дравидов. Касто­вость наложила специфический отпечаток на развитие вос­питания и обучения в Древней Индии.

У брахманов ведущими качествами считались интеллекту­альные достоинства, у кшатриев - сила и мужество, у вайшь­ев — трудолюбие и терпение, у шудров — покорность.


 

13

2. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока

Воспитание, претендовать на которое могли лишь высшие касты, предусматривало умственное развитие (ясность сужде­ний и рассудочное поведение), духовность (способность к само­познанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, само­обладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нрав­ственного поведения считалось содействие общему благу.

К середине 1-го тысячелетия до и. э. в Индии сложилась определенная традиция семейно-обществеиного воспитания. На первой ступени — в семье — систематическое обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики — унанаямы. Не прошедшие инициацию становились отвер­женными, их лишали права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование.

Программа обычного обучения состояла прежде всего в пе­ресказах вед, обучении чтению и письму. Повышенное об­разование получали немногие юноши. В его программу вхо­дили: поэзия и литература, грамматика и философия, мате­матика, астрономия. Содержание повышенного образования было для того времени весьма сложным. В Древней Индии впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы.

Порядок обучения в доме учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя и, помимо приобретения образования, осваивал пра­вила человеческого общежития. Специальных помещений для учебных занятий тогда не было. Обучение проходило на открытом воздухе. Появились своеобразные семейные шко­лы, где мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали тексты. Учителя поначалу не получали вознаграждения. Подарки имели, скорее, символическую ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учи­теля по хозяйству- Приобретавшие повышенное образование юноши посещали известного своими познаниями учителя -гуру (чтимый, достойный) либо участвовали в спорах и собра-


14


Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли..


2. Воспитание и обучение а странах Древнего Востока


15


 


ниях ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников со­бирались их верные ученики.

В середине 1-го тысячелетия нашей эры в истории древ­неиндийской цивилизации начинается новая эпоха. Проис­ходят существенные изменения в экономической, духовной жизни, в сфере воспитания и обучения. Такие перемены соз­дали условия для зарождения новой религии - буддизма, ко­торый, в свою очередь, оказал определяющее воздействие на весь уклад жизни Древней Индии.

У истоков буддийской традиции обучения стоит Будда, или Шакъя-Муни (623—544 гг. до н, э.), С точки зрения его последователей, Будда (Просветленный) достиг высшего ду­ховного совершенства. Буддизм отверг принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности, провозгласил равен­ство людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей любой касты.

Согласно буддийскому учению, главной задачей воспита­ния является совершенствование ;гуши человека, которую следует избавить от мирских страстей через самопознание и самосовершенствование. В этом процессе различались три основные стадии: предварительная, стадия сосредоточеннос­ти и стадия окончательного усвоения.

В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной про­грамме. Главное внимание начали уделять обучению грам­матике санскрита, который с I в. н. э. стал ведущим языком Северной Индии.

Элементарное образование получали б религиозных шко­лах вед и светских учебных заведениях. Обучение носило со­словный характер, поскольку было адресовано представите­лям трех ведущих каст. В светских школах учеников набира­ли независимо от кастовой и религиозной принадлежности, обучение имело более практический характер.

В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование. В программу обучения входило изучение древ­них трактатов по философии, математике, медицине и пр. В учебных заведениях наставник занимался с каждым учени­ком отдельно, учителя получали денежное вознаграждение.


Во П—VI вв. происходит возрождение индуизма. Увеличи­вается число школ. Воспитание рассматривается как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходя­щее, достигать душевной гармонии и покоя.

В школах при индуистских храмах кроме санскрита обуча­ли чтению и письму на местных языках. Определились два типа учебных заведений: толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение высокого уровня). Аграхары представля­ли собой своеобразные сообщества гуру и учеников. Их про­граммы постепенно приближались к жизненным потребнос­тям. Доступ в толи и аграхары был разрешен для представи­телей разных каст. С притоком в них кшатриев и особенно вайшьев увеличился объем преподавания географии, мате­матики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи.

Таким образом, организованное воспитание и обучение в Древней Индии прошло длительный путь развития. Постепен­но его программа приближалась к практике жизни, станови­лась более доступной, расширился социальный круг учащихся.

Школа Древнего Китая. Воспитание и обучение в Китае делится на два периода. Первый - доконфуцианский (с 4-го тысячелетия до н. э. до середины 1-го тысячелетия до н. э.). Привилегированными сословиями были жрецы и аристо­кратия. В жреческих школах изучали магию, музыку, тан­цы, общеобразовательные предметы. Аристократы обучались шести видам письма, чтению, девяти видам счета, навыкам устной речи, декламации стихов, изучали летописи. Военно-физическое воспитание включало 5 видов стрельбы из лука, 5 видов езды на колеснице, владение щитом и копьем.

Второй период - конфуцианский (со второй половины 1-го тысячелетия до н. э.). Зародилась идея всеобщего (но необяза­тельного) образования. Положение в государственной иерар­хии зависело от уровня образования. Методика обучения пред­полагала: накопление материала через заучивание; осмысле­ние через комментирование; интерпретация через написание сочинений. Учеба в школе продолжалась без каникул, приме­нялись физические наказания. Важная роль отводилась экза­менам. Их сдавали два раза в год, а после школы - один раз


16


Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли...


3. Школа и педагогическая мысль в государствах Древней Гре1дии


17


 


в три года. После 1-го: ученая степень «цветущего таланта», после 2-го: признанного ученого; 3-й экзамен — в император­ской столице: ученый, внесенный в списки; 4-й: членство в им­ператорской Академии.

Наибольшее влияние на развитие педагогической мыс­ли Китая оказал Конфуций(Кун-фу~цзы) (551—479 гг. до н. э,). Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдаю­щимися способностями и талантом предсказателя. Он лю­бил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение шести умений: выполнять ритуалы, слушать музыку, стрелять из лука, управлять ко­лесницей, писать, считать. По окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопро­центным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. Благодаря ей молодой человек получил возможность встречаться и бесе­довать с учеными людьми, а позже ему разрешили посещать дворцовые архивы, где хранились книги и ценные реликвии, оставшиеся от древних правителей.

После того как Конфуций проработал несколько лет на го­сударственной службе, к его мнению стали прислушиваться. Уже тогда у него появились первые ученики. Своих после­дователей он обучал «пяти добродетелям», которые, по его мнению, составляли: человеколюбие, справедливость, ри­туал, здравый смысл и искренность. Конфуций брал к себе в ученики и простолюдинов, кто никогда не сумел бы попасть на государственную службу: получить место, не имея образо­вания, было невозможно.

Основу педагогического учения Конфуция составила трак­товка вопросов этики и морали, управления государством. Особое внимание он обращал на нравственное самосовершен­ствование личности, и считал, что правильное воспитание — это непременное условие процветания государства. Философ одним из первых обратил внимание и на природные задат­ки человека, полагая, что от рождения у разных людей они не одинаковые. Согласно этим задаткам он различал «сынов


неба» — людей, которые обладают высшей врожденной муд­ростью и могут претендовать быть «правителями»; «благо­родных мужей», пришедших к знаниям посредством учения, несмотря на ограниченные природные возможности, которые должны стать «опорой государства»; и наконец, чернь — лю­дей, не способных к трудному процессу постижения знаний.

Педагогические взгляды Конфуция нашли широкое отра­жение в классической книге «Беседы и суждения», которая содержит запись его бесед с учениками.

Методика преподавания в школе Конфуция основывалась на диалоге учителя с учеником, на классификации и срав­нении фактов и явлений, на подражании образцам. Его ди­дактические идеи подробно изложены в трактате «Книга об­рядов», созданном последователями Конфуция.

3. Школа и педагогическая мысль в государствах Древ­нейГреции

Древняя Греция — страна, объединявшая множество ра­бовладельческих городов-государств (полисов). В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спар­та. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, за­кономерностями рабовладельческого строя вообще и, с дру­гой — особенностями развития данной сараны.

Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в ре­зультате вторжения на территории Лаконии племенных группировок, дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей.

Население Спарты делилось на: 1) спартиатов - господ­ствующий класс (завоеватели); 2) периэков - граждан имущих, лично свободных, но лишенных политических прав; 3) илотов -порабощенных людей, лишенных всяких прав, но оставлен­ных завоевателями на их прежней земле, ставшей собствен-ностью всего государства. Следствием жестокой эксплуатации илотов были их частые восстания. Это заставляло спартиатов силой оружия поддерживать свое господство. В связи с этим


18


Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли.


3. Школа и педагогическая мысль в государствах Древней Греции


19


 


быт спартиатов имел своеобразную военизированную форму -все взрослое мужское население составляло войско, которое держало рабов-илотов в постоянном страхе и повиновении.

В этих условиях целью спартанской государственной сис­темы воспитания была подготовка воинов, стойких и зака­ленных, будущих рабовладельцев. Государство контроли­ровало семейное воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоро­вых передавали обратно отцу, больные и слабые уничтожа­лись (по преданию, их бросали в Тайгетскую пропасть). Ма­лышей воспитывали матери с помощью кормилиц-рабынь. Часто это были женщины образованные, уже имеющие педа­гогический опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, закаляли их, прививали навыки поведения. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бо­яться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности. В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помеща­ли в специальные государственные воспитательные учреж­дения — агеллы, где они находились до 18 лет. Воспитанием в агеллах руководили люди, специально выделенные госу­дарством, — педономы. Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей, учили их бегать, пры­гать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и физический труд. Образование в агеллах ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы («лаконическая речь»).

Воспитание было делом всей спартанской общины; часто военачальники, государственные деятели посещали агеллы, вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях, вразумляли и наказывали провинившихся. Важным средством воспитания будущего воина и рабовладельца было участие подростков 14-15 лет в криптиях — ночных облавах и истреблении наиболее строп­тивых рабов.

С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку в эфебии. затем они зачислялись в войско. Лишь


с 30 лет молодые спартанцы считались полноправными гражданами.

Афины представляли собой наиболее развитое рабовла­дельческое государство —демократическую республику, кото­рая достигла своего расцвета в V в. до н. э.

Воспитанию и обучению детей и юношества придавалось большое значение. Афиняне стремились к сочетанию ум­ственного, нравственного, эстетического и физического раз­вития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов и поэтому общая направленность афинской воспитательной системы - презрение к физическо­му труду и рабам.

До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц из Лаконии. Большое внимание уделялось физи­ческому развитию детей. Заботясь об умственном развитии маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали лите­ратурные произведения, играли с ними.

Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общест­венные торжества и праздники, спортивные состязания.

С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13— 14 лет они учились в школе грамматиста и кифариста (кифа­ра - струнный музыкальный инструмент). Обе школы — част­ные и платные. В школе грамматиста учителя-дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помо­щи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на воще­ных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифарис­та мальчики получали литературное образование. Их учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13—14 лет подростки переходили в палестру, где занима­лись физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политичес­кие и нравственные темы.


20

Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли.

Богатые рабовладельцы отдавали своих детей в гимнасии (позже — гимназии), где они изучали философию,, литерату­ру, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, и в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка.

Такое разностороннее воспитание и образование было до­ступно лишь детям крупных рабовладельцев. Для большин­ства свободного населения — демоса — оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы.

Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом и проходила на женской половине дома — в гинекее.

Вопросы воспитания и обучения в условиях античности не были обособлены в самостоятельную дисциплину и широко трактовались в трудах древнегреческих философов, таких как Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит.

Сократ (ок. 470—399 гг. до и. э.) родился в Афинах в 470 г. до н. э. Его отец был каменотесом, а мать - повитухой. У свое­го отца Сократ научился ремеслу скульптора.

Его главное дидактическое достижение — диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных на­ставником вопросов.

Эвристический метод обучения в виде бесед можно счи­тать предвестником проблемного обучения. Путем особых вопросов и рассуждений Сократ помогал собеседнику само­стоятельно приходить к постановке или решению проблемы. Причем истина открывалась подчас не только ученику, но и самому учителю.

Суть его педагогических суждений составляет тезис о том, что главная цель человека — нравственное самосовершенство­вание. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного к добру и истине. Счастье состоит в устранении противоречия между личным и общественным бытием. Лучший путь образования человека философ видел в живом общении, устном слове, совместном поиске решения увлекательной проблемы. Одно из достоинств его как учите­ля заключалось в том, что он побуждал к самостоятельной мыслительной деятельности ум и душу воспитанника.


 

21

3. Школа и педагогическая мысль в государствах Древней Греции

В основе сократовской философии была тема человека: проблемы жизни и смерти, добра и зла, свободы и ответствен­ности, права и долга, отношения личности и общества. Со­крат исходил из того, что счастье достигается путем самосо­вершенствования, а не накопления материальных богатств. Из его мировоззрения родилась вся греческая философия.

Платон (настоящее имя Аристокл) родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э. Прозвище Платон (что означает «ши­рокоплечий») Аристокл получил от своего учителя гимнас­тики.

В 386 г. до н. э. Платон открыл собственную философскую школу в Афинах, которую назвал Академия. Вход в Акаде­мию украшала надпись: «Да не вступит сюда человек, не све­дущий в геометрии!», так как Платон кладет в основу свое­го обучения метод математики. Содержание образования в Академии было разносторонним: здесь обучали математике, диалектике, астрономии, естествознанию и другим наукам той эпохи. Методика обучения восходила к сократическим беседам, спорам, диалогам и получила яркое отражение в со­чинениях самого Платона («Протагор»).

Он выдвшгул идею создания системы государственных школ и полагал, что в идеальном аристократическом государ­стве воспитание детей в семье и школьное обучение должны осуществляться под контролем государства и в его интересах.

Философ различал собственно воспитание и уход за деть­ми. Воспитанием называлась деятельность, направленная на пробуждение и развитие у детей одухотворенности.

Платон выделил три последовательных уровня обучения.. Первый — начальный: обучение должно быть всеобщим (для свободных граждан). Особое внимание следовало уделить му­зыке и гимнастике, воспитанию эстетического вкуса. В про­грамму входили: грамота, начала математики, простейшая трудовая подготовка. Непременным условием было игровое обучение.

Второй — промежуточный: изучались арифметика, пла­ниметрия, астрономия, гармония. При этом предусматрива­лась особая подготовка к различным профессиям.


22 ____        Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли...

Два первых уровня образования рассматривались как ступени к возможному прохождению третьего - высшего об­разовательного этапа, который делился на два цикла — 10 и 15 лет. В его программу включались теоретические дисцип­лины: геометрия, риторика, астрономия, музыка.

Таким образом, Платон размышлял о практически пожиз­ненном воспитании, которое обеспечивало постепенное вос­хождение к миру идей. Сделать это можно только при нали­чии тесной духовной связи между наставником и учеником (что стали позже именовать платонической любовью).

Наследие великого философа пользуется особым внимани­ем педагогики, поскольку Платон стоит у истоков разработки широкого комплекса проблем обучения и воспитания.

Аристотель родился в 384 г. до н. э. в городе Стагирана. Его отец был врачом при дворе македонских царей. Он дал сыну хорошее домашнее образование, знание античной меди­цины. Влияние стца сказалось на его занятиях анатомией.

Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания и практически во всех своих основных сочи­нениях («Политика», «Афинская политика», «О душе») он за­трагивал вопросы воспитания и обучения. Он логически обо­сновал четыре блока содержания образования:

а) подготовительный (чтение, письмо, грамматика, ариф­
метика, гимнастика, рисование, музыка, логика);

б) основной (науки о природе, история, астрономия, мате­
матика, философия);

в) значил для добродетельной жизни в семье и государ­
стве
(этика, политика);

г) знания, умения и навыки, необходимые для практической
деятельности и личного творчества
(риторика, поэтика).

Аристотель упорядочил возрастную периодизацию, начат­ки которой были даны пифагорейцами и обоснованы Плато­ном, Опираясь на принятое в народе деление времени соот­ветственно лунному календарю «по седмицам», он разделил время воспитания, определив его в 21 год на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 лет и с 14 до 21 года, указал на особенности каждого возраста, определил цели, содержа-


 

23

4. Римская система образования. Вопросы воспитания в трудах...

ние и методы воспитания на каждый период. Воспитание до 7 лет осуществляется в семье, а с 7-летнего возраста — в шко­ле. Причем семейное и общественное воспитание должны со­ответствовать одно другому как часть и целое.

Он также наметил основные ступени познавательной деятельности: ощущение, память, опыт и научное познание и подробно разработал четвертую ступень, а именно: логику научного мышления, умение пользоваться понятийным ап­паратом и т. д.

Греческий философ продолжил исследование проблемы факторов формирования личности и выделил три основные группы: внешний мир; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное вос­питание. Воспитатель развивает душу ребенка, которая, по мнению Аристотеля, имеет три вида: растительная (питание, рост), животная (ощущения и желания) и разумная (мышле­ние и познавательная деятельность). Следовательно, при­рода дупш требует единства физического, нравственного, эстетического и умственного воспитания. Таким образом, Аристотель дал обоснование не обход имости гармонического воспитания личности.

В 355 г. в Афинах он основал собственную философскую школу. Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполоиа Ликейского, поэтому школа Аристотеля получила название «Ликей». Читать лекции он любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно на­звание Ликея - перипатическая школа. Помимо философии здесь занимались и конкретными науками (историей, физи­кой, астрономией., географией).

В трудах Аристотеля отразился весь научный и духовный опыт Древней Греции. Он стал эталоном мудрости, оказал большое влияние на ход развития человеческой мысли.

Одним из основоположников материалисгической кон­цепции развития личности является Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Он считал, что мир состоит из атомов, отличающих­ся друг от друга по форме, порядку и положению. Жизнь и смерть организмов сводятся к соединению и разложению ато-


24


Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли.


4. Римская система образования. Вопросы воспитания в трудах.


25


 


мов. Душа также состоит из атомов и есть временное соеди­нение. Демокрит отвергал бессмертие души, чем подрывал устои обычных религиозных представлений: греческие боги лишались сверхъестественных свойств и силы.

Демокрит считал, что становление личности человека зави­сит от его природы и воспитания, которое было для него то же, что обучение, упражнение: «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться», «Больше людей становят­ся хорошими благодаря упражнению, чем от природы».

Важное значение Демокрит придавал среде, примеру взрослых («Благомыслие отца - лучшее наставление детям»), словесному воздействию, воспитанию «убеждением» и «дово­дами», приучению к труду, без которого дети не могут «обу­чаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике... ни способности стыдиться». Нравственным он считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участво­вать в общественной и политической жизни.

По мнению Демокрита, начинать воспитание детей необ­ходимо с малых лет, ибо воспитание ведет к обладанию тремя дарами: хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо думать. Теория познания Демокрита, согласно которой началом зна­ния являются ощущения, а истина постигается разумом (тео­ретическое мышление), который свои доказательства берет из ощущений, имела значение при решении им вопросов ум­ственного воспитания. Демокрит высказался за развитие ума следующими словами: «Многие многознайки не имеют ума» («Фрагменты о воспитании»),










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 925.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...