Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Воспитание и обучение в странах Древнего ВостокаСтр 1 из 21Следующая ⇒
Зарождение воспитания, Школы и педагогической Мысли в первобытном И рабовладельческом обществе Ключевые слова:агеллы, Дома молодежи, инициации, калокагатия, палестра, риторские школы, сократическая беседа, эфебия. Основные вопросы: 1.Концепции воспитания. Зарождение воспитания: в первобытном 2. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока. 3. Школа и педагогическая мысль в государствах Древней Греции. 4. Особенности Римской системы образования. Вопросы воспитания 5. Возникновение христианства и его влияние на воспитание. 6. Школа и педагогическая мысль в Византии. Концепции воспитания. Зарождение воспитания в первобытном обществе Представить процесс воспитания в первобытном обществе достаточно сложно из-за отсутствия значительных письменных свидетельств о нем. Реконструировать элементы воспитания первобытной эпохи помогают: *памятники материальной и духовной культуры: *язык, фольклор; *жизнь племен, сохранивших черты первобытности; *находки археологов; * труды ученых и путешественников XIII - XIX вв. воспитания. К числу традиционных относятся: эволюциейио-биологическая (Ш. Летурно, Дж. Симпсон, А. Эспинас) и психологическая (П. Монро). Представители первой теории уподобляли воспитательную деятельность первобытных людей инстинктивной заботе о потомстве, присущей высшим животным. П. Монро объяснял происхождение воспитания проявлением у детей бессознательных инстинктов подражания взрослым. Объединяет эти теории утверждение, что первобытное воспитание возникло как процесс постепенного приспособления детей к существовавшему тогда порядку вещей. Советская история педагогики, объясняя происхождение воспитания, опиралась на учение классиков марксизма-ленинизма о развитии человека как природного и социального существа. Основным условием возникновения воспитания была трудовая деятельность первобытных людей и сформировавшиеся при этом общественные отношения. Применение орудий труда и усложняющееся сознательное их изготовление повлекли за собой необходимость передачи знаний, умений и опыта подрастающим поколениям. Окружающий мир воспринимался первобытным человеком как нечто живое, наделенное сознанием, поэтому стихийно возникшие цели воспитания предполагали подготовку к простейшему виду существования. Зачатки педагогической мысли развивались на уровне обыденного сознания, проявляясь в традициях и народном творчестве. Первобытное общество прошло в своем развитии три ступени (стадии). На первой стадии — в дородовом, обществе — люд# присваивали готовые продукты и занимались охотой. Тяжелая борьба с природой могла осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, отсутствовали социальные различия. Дородовое общество делилось на три группы: 1) дети и подростки; 2) полноценные и полноправные участники жизни и труда; 3) пожилые люди и старики (не имеющие уже физических Родившийся человек сначала попадал в общую Группу подрастающих и стареющих, где рос в общении со сверстниками и стариками. Войдя в соответствующий биологический возраст и получив опыт общения, трудовые навыки, знания правил жизни, обычаев и обрядов, человек переходил в следующую возрастную группу. 6 Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли... С течением времени этот период стал сопровождаться ини-циацилми (от лат. Initiation — посвящение), т. е. испытаниями, в которых проверялась подготовка молодежи к жизни. У разных племен обряды были различны. У аборигенов Австралии они включали голодовку, нанесение ран, прижигание огнем, выбивание зубов, вырывание волос. На второй ступени развития первобытного общества сложилась родовая община, появились скотоводство, земледелие, усложняется и воспитание. Оно приобретает более многосторонний и плановый характер: 1) дети приучаются к уходу за животными и земледелию; 2) их знакомят с преданиями, правилами религиозного культа; 3) появляются зачатки нравственного воспитания. Огром • рактера сыграло устное народное творчество; 4) зарождается военное воспитание: мальчики учились В возрастных группах появилась четкая внутренняя организация, выделялись вожаки, усложнялась программа «посвящений», К ним готовили молодежь специально выделенные старейшины рода, т. е. воспитание начинает выделяться как особая форма общественной деятельности. Постепенно н.а смену мотыжному земледелию пришло пахотное, которое стало сферой преимущественно мужского труда. Деятельность женщины ограничивается рамками домашнего хозяйства и начинается процесс перехода к патриархату. Непрочный первобытный брак вытесняется единобрачным. Возросшая хозяйственная роль мужчины меняет локальность брачного поселения: теперь жена переселяется к мужу. Появление отдельных семей, ведущих свое хозяйство, сопровождалось возникновением семейной частной собственности. Массовой формой воспитания на третьей ступени первобытного общества становится семейное воспитание. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока Начало истории школы и воспитания как особых сфер общественной деятельности восходит к эпохе цивилизаций 2. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока Древнего Востока, зарождение которых относится к 5-му тысячелетию до н. э. В древнейших государствах воспитание и обучение осуществлялось по преимуществу в семье. В переходную от общинно-родового к рабовладельческому строю эпоху видоизменялись прежние традиции семейного воспитания. Педагогические прерогативы патриархальной семьи были закреплены в таких литературных памятниках Древнего Востока, как законы вавилонского царя Хаммурапи (1750 г. до н. э.), книга притчей иудейского царя Соломона (начало 1-го тысячелетия до н. э.), индийская «Бхагавадгита» (середина 1-го тысячелетия до н. э.) и др. Школа и воспитание в государствах Древнего Востока развивались под воздействием разнообразных; экономических, социальных, культурных, этнических, географических и других факторов. Однако им были присущи сходные черты. Во-первых, в эту эпоху завершался дописьменный период истории, когда речь и пиктографическое (рисунчатое) письмо как главные способы передачи информации начали частично заменяться собственно письменностью — клинописной и иероглифической. Во-вторых, отделение умственного труда от физического вызвало к жизни появление новой специальности — учителя. В-третьих, своим возникновением первые учебные заведения- обязаны служителям культов, ибо религия была носителем идеалов воспитания и обучения. Возникновение школ отвечало и определенным экономическим, культурным, политическим запросам общества. По мере социального развития такие запросы менялись, а с ними — содержание, методы воспитания и обучения. В-четвертых, человек в государствах Древнего Востока формировался в рамках четких социальных регулятивов, обязанностей и личной зависимости. Идея индивидуальности была развита крайне слабо. Преобладали; жесткие формы и методы воспитания. Каждая из древневосточных цивилизаций обладала своими особенностями, которые нашли отражение в воспитании и обучении. 8 Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли... «Дома табличек» в Древней Месопотамии. Возникшие в 3-м тысячелетии до н. э. государства в междуречье Тигра и Евфрата (Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия и др.) имели достаточно стабильную и жизнестойкую культуру. Здесь успешно развивались астрономия, математика, агротехника, были созданы оригинальная письменность, система музыкальной записи, процветали различные искусства. Почти в каждом городе были учебные заведения. Они появились в 3-м тысячелетии до н- э. в связи с потребностями хозяйства и культуры в грамотных людях — писцах. Представители этой профессии стояли на достаточно высокой ступени социальной лестницы. Первые заведения, где готовили писцов, получили название «домов табличек» (по-шумерски эдуббы). На глиняные таблички наносилась клинопись. Письмена вырезали деревянным резцом на сырой табличке, которую затем обжигали. Первые школьные таблички относятся к 3-му тысячелетию до н. э. С начала 1-го тысячелетия до н.э. писцы стали пользоваться деревянными табличками: их покрывали тонким слоем воска, на котором выцарапывали письменные знаки. Вначале школьное обучение служило для подготовки писцов, позднее эдуббы превратились в центры культуры и просвещения. Первые из них были небольшими учреждениями с одним учителем. В его обязанности входило управление школой и изготовление табличек-моделей, которые ученики заучивали, переписывали в таблички-упражнения. В крупных «домах табличек» имелись особые учителя письма, счета, рисования. В таких учебных заведениях был специальный управитель, следивший за порядком и дисциплиной. Обучение было платным. Размер платы зависел от авторитета учителя. Чтобы заручиться особым вниманием педагога, родители делали ему подношения. Быт и учеба в школе напоминали жизнь большой семейной общины. Возглавлял эдуббу «отец-учитель», остальные преподаватели именовались «братьями отца». Сами ученики делились на младших и старших «детей» эдуббы. Им надлежало научиться профессионально изготавливать глиняные 2. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока таблички, освоить систему клинописи. За годы учения они должны были сделать полный комплект табличек с заданными текстами. В основе методики обучения лежало многократное повторение, механическое запоминание столбцов, словарных слов, терминов, текстов, задач и их решений. Зарождались методы беседы учителя с учеником, разъяснение трудных слов итекегов. Использовался прием диалога-спора, причем не только с преподавателем или однокашниками, но и с воображаемым предметом. При этом ученики делились на пары и под руководством учителя доказывали, утверждали, отрицали и опровергали. Программа обучения была по преимуществу светской. Изучались два языка: аккадский и шумерский. Выпускник эдуббы должен был знать четыре арифметических действия, хорошо владеть письмом, искусством пения и музыки, уметь высказывать разумные обоснованные суждения, разбираться в ритуалах жертвоприношений. Кроме того, он должен был уметь измерять земельные участки, делить имущество, понимать язык жрецов, пастухов и ремесленников. Дома табличек постепенно становятся своеобразными культур но-просветительскими центрами. Появляется специальная учебная литература для школ (например, таблички со словарями и хрестоматиями изготовлены в Шумере в 3-м тысячелетии до н. э.). Они содержали фольклорные поучения, наставления, назидания, что должно было облегчить процесс обучения. В период расцвета Вавилонского царства ведущую роль в деле образования играли дворцовые и храмовые эдуббы. Они нередко располагались в культовых зданиях - имели помещения для хранения табличек, научных и учебных занятий. Подобные комплексы именовались «домами знаний». Образование становится достоянием не только знати и духовенства. Получают распространение частные учебные заведения для средних социальных слоев. В связи с дальнейшим развитием хозяйства и культуры в школах усложнялась программа обучения, и преимущество получала специализация. В программу эдуббов входили занятия философией, литературой, музыкой, историей, геометрией, правом, гео- 10_____ Лекция 1. Заргокдение воспитания, школы и педагогической мысли... графией. Особое внимание уделялось обучению математике. Образованные люди были знакомы с логарифмами, извлечением квадратного и кубического корней. На высоком уровне обучали врачеванию, в пособиях содержались сведения о диагнозе и способах лечения множества болезней. Наравне с медициной изучали магико-религиозные культы, В этот период появились эдуббы для девушек из знатных семей. Их обучали письму, истории, математике, они получали сведения по религиозным вопросам. Школа Древнего Египта. Первые сведения о школьном обучении древних египтян восходят к 3-му тысячелетию до н.э. Школа и воспитание были призваны перевести ребенка, подростка, юношу в мир взрослых. На протяжении тысячелетий в долине Нила сложился определенный тип личности. Идеалом считался немногословный, стойкий к лишениям и ударам судьбы человек. Такой идеал был целью обучения и воспитания. Взаимоотношения между женщиной и мужчиной в семье строились на равноправной основе, поэтому обучению мальчиков и девочек уделялось одинаковое внимание. Только принадлежность к привилегированному меньшинству открывала доступ к знаниям. Принятые в Древнем Египте педагогические методы и приемы соответствовали целям и идеалам воспитания и обучения. Ученику надлежало прежде всего научиться слушать и слушаться. Наиболее эффективны для достижения подобного повиновения были физические наказания, которые считались естественными и необходимыми. На ученика постоянно сыпались удары. Школьным девизом были слова, записанные в одном из древних папирусов: «Дитя несет ухо на своей спине, нужно бить его, чтобы он услышал». Абсолютный авторитет отца, наставника был освящен многовековыми традициями. С ними тесно связан обычай передачи профессии по наследству — от отца к детям. Например, в одном из папирусов перечислены 25 поколений строителей, принадлежащих к одной семье. Свою профессию передавали детям жрецы, музыканты, ремесленники и т. д.
2. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока Отцы-ремесленники при обучении порой использовали детские игрушки: модели земледельческих орудий, мельниц, кузниц. Военное дело находилось вне строго специального сословно-профессионалъного обучения. Будущих воинов учили владеть оружием, развивать силу, выносливость, ловкость. Как залог социального благополучия рассматривались приобретение .грамотности, профессия писца. Занятия в школе шли с раннего утра до позднего вечера. Нерадивых сурово наказывали. Попытки нарушить режим беспощадно пресекались. Чтобы достичь успеха, школьники должны были жертвовать мирскими радостями. Школы возникали при храмах, дворцах царей и вельмож. Обучали в них с пяти лет. Поначалу ученик должен был научиться правильно и красиво писать и читать, затем — составлять деловые бумаги, соблюдая соответствующий стиль. Для овладения грамотой нужно было запомнить не менее 700 иероглифов, различать беглое, упрощенное и классическое письмо. В итоп? ученик овладевал деловым стилем — для светских нужд и уставным — для составления религиозных текстов. В эпоху Древнего царства (3-е тысячелетие до н. э.) еще писали на глиняных черепках, коже и костях животных, но уже в этот период появилась бумага — папирус — из болотного растения того же названия. Позже папирус становится основным писчим материалом. У писцов и школяров имелся своеобразный письменный прибор: чашечка для воды, деревянная дощечка с углублением для краски из сажи и охры, а таклсе тростниковая палочка для письма. Почти весь текст писали черной краской. Красную краску использовали для обозначения пунктуации и выделения отдельных смысловых фраз. Школьные папирусы использовали многократно. Перед очередным употреблением с них смывали ранее написанное. Писцы ставили на папирусе число, месяц, день, год данного урока. Существовали свитки - пособия, которые переписывали и заучивали. В ряде школ обучали географии, астрономии, медицине, языкам других народов. Сообщались некоторые сведения по математике, необходимые для расчета строительства капа- 12 Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли... лов, храмов, пирамид, подсчета урожая. Географии часто обучали в сочетании с геометрией, чтобы ученик мог научиться рисовать план местности. Постепенно усиливалась специализация обучения. Так, в V в. до н. э. появляются школы врачевателей. К тому времени были накоплены знания и написаны учебные пособия по диагностике и лечению почти полусотни различных болезней. Особое место занимали царские школы, где дети высшей знати учились вместе с отпрысками фараонов и их родственников. В таких школах особое внимание уделялось переводу на живой язык древнейших текстов. Воспитание и школа в Древней Индии. История Древней Индии распадается на две главные эпохи, рубежом между которыми является VI в. новой эры: дравидско-арийскую и буддийскую. Цивилизация дравидских племен соответствовала культурному уровню первых государств Двуречья. Воспитание и обучение носили семейно-сословный характер, причем роль семьи была первостепенной. В течение 2—1-го тысячелетий до н. о. территория Индии была освоена арийскими племенами. На базе отношений коренного населения с завоевателями-ариями возник строй, позднее получивший название кастового. Население было поделено на четыре основные касты: 1) брахманы (жрецы); 2) кшатрии (воины); 3) вайшьи (земледельцы-общинники, ремесленники, торговцы); 4) шудры (наемные работники, .слуги, рабы). Наибольшими социальными привилегиями пользовались брахманы. Кшатрии — профессиональные воины — в мирное время содержались за счет государства. Вайшьи относились к свободной трудовой части населения. Шудры не имели никаких прав, а лишь одни обязанности. Совершенно жалкое существование влачили потомки дравидов. Кастовость наложила специфический отпечаток на развитие воспитания и обучения в Древней Индии. У брахманов ведущими качествами считались интеллектуальные достоинства, у кшатриев - сила и мужество, у вайшьев — трудолюбие и терпение, у шудров — покорность.
2. Воспитание и обучение в странах Древнего Востока Воспитание, претендовать на которое могли лишь высшие касты, предусматривало умственное развитие (ясность суждений и рассудочное поведение), духовность (способность к самопознанию), физическое совершенство (закаливание, владение собственным телом), любовь к природе и прекрасному, самообладание и сдержанность. Наивысшим проявлением нравственного поведения считалось содействие общему благу. К середине 1-го тысячелетия до и. э. в Индии сложилась определенная традиция семейно-обществеиного воспитания. На первой ступени — в семье — систематическое обучение не предусматривалось. Для трех высших каст оно начиналось после особого ритуала посвящения во взрослые и ученики — унанаямы. Не прошедшие инициацию становились отверженными, их лишали права иметь супругом представителя своей касты, получать дальнейшее образование. Программа обычного обучения состояла прежде всего в пересказах вед, обучении чтению и письму. Повышенное образование получали немногие юноши. В его программу входили: поэзия и литература, грамматика и философия, математика, астрономия. Содержание повышенного образования было для того времени весьма сложным. В Древней Индии впервые были введены ноль и счет с помощью десяти знаков, которые в дальнейшем заимствовали арабы и европейцы. Порядок обучения в доме учителя во многом строился по типу семейных отношений: ученик считался членом семьи учителя и, помимо приобретения образования, осваивал правила человеческого общежития. Специальных помещений для учебных занятий тогда не было. Обучение проходило на открытом воздухе. Появились своеобразные семейные школы, где мужчины обучали молодежь, устно передавая знания. Ученики выслушивали, заучивали и анализировали тексты. Учителя поначалу не получали вознаграждения. Подарки имели, скорее, символическую ценность. Основным способом компенсации за обучение была помощь учеников семье учителя по хозяйству- Приобретавшие повышенное образование юноши посещали известного своими познаниями учителя -гуру (чтимый, достойный) либо участвовали в спорах и собра- 14 Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли.. 2. Воспитание и обучение а странах Древнего Востока 15
ниях ученых мужей. Вблизи городов начали возникать так называемые лесные школы, где вокруг гуру-отшельников собирались их верные ученики. В середине 1-го тысячелетия нашей эры в истории древнеиндийской цивилизации начинается новая эпоха. Происходят существенные изменения в экономической, духовной жизни, в сфере воспитания и обучения. Такие перемены создали условия для зарождения новой религии - буддизма, который, в свою очередь, оказал определяющее воздействие на весь уклад жизни Древней Индии. У истоков буддийской традиции обучения стоит Будда, или Шакъя-Муни (623—544 гг. до н, э.), С точки зрения его последователей, Будда (Просветленный) достиг высшего духовного совершенства. Буддизм отверг принцип неравенства каст, обратился к отдельной личности, провозгласил равенство людей по рождению. В буддийские общины принимали представителей любой касты. Согласно буддийскому учению, главной задачей воспитания является совершенствование ;гуши человека, которую следует избавить от мирских страстей через самопознание и самосовершенствование. В этом процессе различались три основные стадии: предварительная, стадия сосредоточенности и стадия окончательного усвоения. В буддийскую эпоху происходят изменения в учебной программе. Главное внимание начали уделять обучению грамматике санскрита, который с I в. н. э. стал ведущим языком Северной Индии. Элементарное образование получали б религиозных школах вед и светских учебных заведениях. Обучение носило сословный характер, поскольку было адресовано представителям трех ведущих каст. В светских школах учеников набирали независимо от кастовой и религиозной принадлежности, обучение имело более практический характер. В некоторых буддийских монастырях давали повышенное образование. В программу обучения входило изучение древних трактатов по философии, математике, медицине и пр. В учебных заведениях наставник занимался с каждым учеником отдельно, учителя получали денежное вознаграждение. Во П—VI вв. происходит возрождение индуизма. Увеличивается число школ. Воспитание рассматривается как способ помочь человеку научиться различать сущностное и преходящее, достигать душевной гармонии и покоя. В школах при индуистских храмах кроме санскрита обучали чтению и письму на местных языках. Определились два типа учебных заведений: толь (начальная школа) и аграхар (учебное заведение высокого уровня). Аграхары представляли собой своеобразные сообщества гуру и учеников. Их программы постепенно приближались к жизненным потребностям. Доступ в толи и аграхары был разрешен для представителей разных каст. С притоком в них кшатриев и особенно вайшьев увеличился объем преподавания географии, математики, языков, а также врачевания, ваяния, живописи. Таким образом, организованное воспитание и обучение в Древней Индии прошло длительный путь развития. Постепенно его программа приближалась к практике жизни, становилась более доступной, расширился социальный круг учащихся. Школа Древнего Китая. Воспитание и обучение в Китае делится на два периода. Первый - доконфуцианский (с 4-го тысячелетия до н. э. до середины 1-го тысячелетия до н. э.). Привилегированными сословиями были жрецы и аристократия. В жреческих школах изучали магию, музыку, танцы, общеобразовательные предметы. Аристократы обучались шести видам письма, чтению, девяти видам счета, навыкам устной речи, декламации стихов, изучали летописи. Военно-физическое воспитание включало 5 видов стрельбы из лука, 5 видов езды на колеснице, владение щитом и копьем. Второй период - конфуцианский (со второй половины 1-го тысячелетия до н. э.). Зародилась идея всеобщего (но необязательного) образования. Положение в государственной иерархии зависело от уровня образования. Методика обучения предполагала: накопление материала через заучивание; осмысление через комментирование; интерпретация через написание сочинений. Учеба в школе продолжалась без каникул, применялись физические наказания. Важная роль отводилась экзаменам. Их сдавали два раза в год, а после школы - один раз 16 Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли... 3. Школа и педагогическая мысль в государствах Древней Гре1дии 17
в три года. После 1-го: ученая степень «цветущего таланта», после 2-го: признанного ученого; 3-й экзамен — в императорской столице: ученый, внесенный в списки; 4-й: членство в императорской Академии. Наибольшее влияние на развитие педагогической мысли Китая оказал Конфуций(Кун-фу~цзы) (551—479 гг. до н. э,). Уже в раннем детстве Конфуций отличался выдающимися способностями и талантом предсказателя. Он любил играть, подражая церемониям, бессознательно повторяя древние священные ритуалы. В 7 лет его отдали в школу, где обязательным было освоение шести умений: выполнять ритуалы, слушать музыку, стрелять из лука, управлять колесницей, писать, считать. По окончании школы Конфуций один из всех учащихся сдал сложнейшие экзамены со стопроцентным результатом. В 17 лет он уже занимал должность государственного чиновника, хранителя амбаров. Благодаря ей молодой человек получил возможность встречаться и беседовать с учеными людьми, а позже ему разрешили посещать дворцовые архивы, где хранились книги и ценные реликвии, оставшиеся от древних правителей. После того как Конфуций проработал несколько лет на государственной службе, к его мнению стали прислушиваться. Уже тогда у него появились первые ученики. Своих последователей он обучал «пяти добродетелям», которые, по его мнению, составляли: человеколюбие, справедливость, ритуал, здравый смысл и искренность. Конфуций брал к себе в ученики и простолюдинов, кто никогда не сумел бы попасть на государственную службу: получить место, не имея образования, было невозможно. Основу педагогического учения Конфуция составила трактовка вопросов этики и морали, управления государством. Особое внимание он обращал на нравственное самосовершенствование личности, и считал, что правильное воспитание — это непременное условие процветания государства. Философ одним из первых обратил внимание и на природные задатки человека, полагая, что от рождения у разных людей они не одинаковые. Согласно этим задаткам он различал «сынов неба» — людей, которые обладают высшей врожденной мудростью и могут претендовать быть «правителями»; «благородных мужей», пришедших к знаниям посредством учения, несмотря на ограниченные природные возможности, которые должны стать «опорой государства»; и наконец, чернь — людей, не способных к трудному процессу постижения знаний. Педагогические взгляды Конфуция нашли широкое отражение в классической книге «Беседы и суждения», которая содержит запись его бесед с учениками. Методика преподавания в школе Конфуция основывалась на диалоге учителя с учеником, на классификации и сравнении фактов и явлений, на подражании образцам. Его дидактические идеи подробно изложены в трактате «Книга обрядов», созданном последователями Конфуция. 3. Школа и педагогическая мысль в государствах ДревнейГреции Древняя Греция — страна, объединявшая множество рабовладельческих городов-государств (полисов). В истории Греции особое значение имели два полиса — Афины и Спарта. В каждом из них сложились особые системы воспитания, своеобразие которых было обусловлено, с одной стороны, закономерностями рабовладельческого строя вообще и, с другой — особенностями развития данной сараны. Спартанское государство было одним из самых ранних в Древней Греции. Оно возникло в начале IX в. до н. э. в результате вторжения на территории Лаконии племенных группировок, дорян, завладевших землей и подчинивших себе коренных жителей. Население Спарты делилось на: 1) спартиатов - господствующий класс (завоеватели); 2) периэков - граждан имущих, лично свободных, но лишенных политических прав; 3) илотов -порабощенных людей, лишенных всяких прав, но оставленных завоевателями на их прежней земле, ставшей собствен-ностью всего государства. Следствием жестокой эксплуатации илотов были их частые восстания. Это заставляло спартиатов силой оружия поддерживать свое господство. В связи с этим 18 Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли. 3. Школа и педагогическая мысль в государствах Древней Греции 19
быт спартиатов имел своеобразную военизированную форму -все взрослое мужское население составляло войско, которое держало рабов-илотов в постоянном страхе и повиновении. В этих условиях целью спартанской государственной системы воспитания была подготовка воинов, стойких и закаленных, будущих рабовладельцев. Государство контролировало семейное воспитание детей с момента их рождения. Старейшины осматривали новорожденных и только здоровых передавали обратно отцу, больные и слабые уничтожались (по преданию, их бросали в Тайгетскую пропасть). Малышей воспитывали матери с помощью кормилиц-рабынь. Часто это были женщины образованные, уже имеющие педагогический опыт. Кормилицы заботились о жизни и здоровье детей, закаляли их, прививали навыки поведения. Детей не пеленали, растили неприхотливыми в еде, приучали не бояться темноты, легко переносить голод, жажду, неудобства и трудности. В 7 лет мальчиков забирали из семьи и помещали в специальные государственные воспитательные учреждения — агеллы, где они находились до 18 лет. Воспитанием в агеллах руководили люди, специально выделенные государством, — педономы. Наибольшее внимание они уделяли военно-физической подготовке детей, учили их бегать, прыгать, бороться, метать диск и копье, приучали беспрекословно подчиняться старшим, презирать рабов и физический труд. Образование в агеллах ограничивалось обучением письму и счету. Особое внимание уделялось развитию у детей умения четко и кратко отвечать на вопросы («лаконическая речь»). Воспитание было делом всей спартанской общины; часто военачальники, государственные деятели посещали агеллы, вели с детьми беседы на моральные и политические темы, присутствовали при состязаниях, вразумляли и наказывали провинившихся. Важным средством воспитания будущего воина и рабовладельца было участие подростков 14-15 лет в криптиях — ночных облавах и истреблении наиболее строптивых рабов. С 18 до 20 лет юноши проходили специальную военную подготовку в эфебии. затем они зачислялись в войско. Лишь с 30 лет молодые спартанцы считались полноправными гражданами. Афины представляли собой наиболее развитое рабовладельческое государство —демократическую республику, которая достигла своего расцвета в V в. до н. э. Воспитанию и обучению детей и юношества придавалось большое значение. Афиняне стремились к сочетанию умственного, нравственного, эстетического и физического развития человека, поскольку считали идеальным того, кто прекрасен и в физическом, и в нравственном отношении. Но в рабовладельческом обществе физический труд считался обязанностью лишь рабов и поэтому общая направленность афинской воспитательной системы - презрение к физическому труду и рабам. До 7 лет все дети воспитывались в семье, часто с помощью кормилиц из Лаконии. Большое внимание уделялось физическому развитию детей. Заботясь об умственном развитии маленьких граждан, им рассказывали сказки, читали литературные произведения, играли с ними. Жизнь афинян постоянно сопровождала музыка, одним из любимых музыкальных инструментов была флейта, на ней играли, читая стихи. С малых лет детей водили на общественные торжества и праздники, спортивные состязания. С 7 лет мальчики посещали различные школы. До 13— 14 лет они учились в школе грамматиста и кифариста (кифара - струнный музыкальный инструмент). Обе школы — частные и платные. В школе грамматиста учителя-дидаскалы обучали детей чтению, письму, счету. Счету учили при помощи пальцев, использовали также и камешки, и специальную счетную доску, напоминающую счеты. Писали дети на вощеных досках тонкими палочками (стилем). В школе кифариста мальчики получали литературное образование. Их учили петь, декламировать, играть на музыкальных инструментах. В 13—14 лет подростки переходили в палестру, где занимались физическими упражнениями, овладевали пятиборьем (бег, борьба, метание копья и диска, плавание). Наиболее уважаемые граждане вели с учениками беседы на политические и нравственные темы.
Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли. Богатые рабовладельцы отдавали своих детей в гимнасии (позже — гимназии), где они изучали философию,, литературу, готовились к управлению государством. В 18 лет, как и в Спарте, юноши переходили в эфебию, и в течение двух лет продолжалась их военно-физическая подготовка. Такое разностороннее воспитание и образование было доступно лишь детям крупных рабовладельцев. Для большинства свободного населения — демоса — оно заканчивалось в палестре, рабы были полностью отчуждены от школы. Жизнь афинских женщин была ограничена семейным кругом и проходила на женской половине дома — в гинекее. Вопросы воспитания и обучения в условиях античности не были обособлены в самостоятельную дисциплину и широко трактовались в трудах древнегреческих философов, таких как Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит. Сократ (ок. 470—399 гг. до и. э.) родился в Афинах в 470 г. до н. э. Его отец был каменотесом, а мать - повитухой. У своего отца Сократ научился ремеслу скульптора. Его главное дидактическое достижение — диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Эвристический метод обучения в виде бесед можно считать предвестником проблемного обучения. Путем особых вопросов и рассуждений Сократ помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы. Причем истина открывалась подчас не только ученику, но и самому учителю. Суть его педагогических суждений составляет тезис о том, что главная цель человека — нравственное самосовершенствование. По Сократу, человек является обладателем разумного сознания, направленного к добру и истине. Счастье состоит в устранении противоречия между личным и общественным бытием. Лучший путь образования человека философ видел в живом общении, устном слове, совместном поиске решения увлекательной проблемы. Одно из достоинств его как учителя заключалось в том, что он побуждал к самостоятельной мыслительной деятельности ум и душу воспитанника.
3. Школа и педагогическая мысль в государствах Древней Греции В основе сократовской философии была тема человека: проблемы жизни и смерти, добра и зла, свободы и ответственности, права и долга, отношения личности и общества. Сократ исходил из того, что счастье достигается путем самосовершенствования, а не накопления материальных богатств. Из его мировоззрения родилась вся греческая философия. Платон (настоящее имя Аристокл) родился в Афинах в 428 или 427 г. до н. э. Прозвище Платон (что означает «широкоплечий») Аристокл получил от своего учителя гимнастики. В 386 г. до н. э. Платон открыл собственную философскую школу в Афинах, которую назвал Академия. Вход в Академию украшала надпись: «Да не вступит сюда человек, не сведущий в геометрии!», так как Платон кладет в основу своего обучения метод математики. Содержание образования в Академии было разносторонним: здесь обучали математике, диалектике, астрономии, естествознанию и другим наукам той эпохи. Методика обучения восходила к сократическим беседам, спорам, диалогам и получила яркое отражение в сочинениях самого Платона («Протагор»). Он выдвшгул идею создания системы государственных школ и полагал, что в идеальном аристократическом государстве воспитание детей в семье и школьное обучение должны осуществляться под контролем государства и в его интересах. Философ различал собственно воспитание и уход за детьми. Воспитанием называлась деятельность, направленная на пробуждение и развитие у детей одухотворенности. Платон выделил три последовательных уровня обучения.. Первый — начальный: обучение должно быть всеобщим (для свободных граждан). Особое внимание следовало уделить музыке и гимнастике, воспитанию эстетического вкуса. В программу входили: грамота, начала математики, простейшая трудовая подготовка. Непременным условием было игровое обучение. Второй — промежуточный: изучались арифметика, планиметрия, астрономия, гармония. При этом предусматривалась особая подготовка к различным профессиям. 22 ____ Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли... Два первых уровня образования рассматривались как ступени к возможному прохождению третьего - высшего образовательного этапа, который делился на два цикла — 10 и 15 лет. В его программу включались теоретические дисциплины: геометрия, риторика, астрономия, музыка. Таким образом, Платон размышлял о практически пожизненном воспитании, которое обеспечивало постепенное восхождение к миру идей. Сделать это можно только при наличии тесной духовной связи между наставником и учеником (что стали позже именовать платонической любовью). Наследие великого философа пользуется особым вниманием педагогики, поскольку Платон стоит у истоков разработки широкого комплекса проблем обучения и воспитания. Аристотель родился в 384 г. до н. э. в городе Стагирана. Его отец был врачом при дворе македонских царей. Он дал сыну хорошее домашнее образование, знание античной медицины. Влияние стца сказалось на его занятиях анатомией. Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания и практически во всех своих основных сочинениях («Политика», «Афинская политика», «О душе») он затрагивал вопросы воспитания и обучения. Он логически обосновал четыре блока содержания образования: а) подготовительный (чтение, письмо, грамматика, ариф б) основной (науки о природе, история, астрономия, мате в) значил для добродетельной жизни в семье и государ г) знания, умения и навыки, необходимые для практической Аристотель упорядочил возрастную периодизацию, начатки которой были даны пифагорейцами и обоснованы Платоном, Опираясь на принятое в народе деление времени соответственно лунному календарю «по седмицам», он разделил время воспитания, определив его в 21 год на три периода: от рождения до 7 лет, с 7 до 14 лет и с 14 до 21 года, указал на особенности каждого возраста, определил цели, содержа-
4. Римская система образования. Вопросы воспитания в трудах... ние и методы воспитания на каждый период. Воспитание до 7 лет осуществляется в семье, а с 7-летнего возраста — в школе. Причем семейное и общественное воспитание должны соответствовать одно другому как часть и целое. Он также наметил основные ступени познавательной деятельности: ощущение, память, опыт и научное познание и подробно разработал четвертую ступень, а именно: логику научного мышления, умение пользоваться понятийным аппаратом и т. д. Греческий философ продолжил исследование проблемы факторов формирования личности и выделил три основные группы: внешний мир; внутренние силы, развивающие в человеке присущие ему задатки; целенаправленное воспитание. Воспитатель развивает душу ребенка, которая, по мнению Аристотеля, имеет три вида: растительная (питание, рост), животная (ощущения и желания) и разумная (мышление и познавательная деятельность). Следовательно, природа дупш требует единства физического, нравственного, эстетического и умственного воспитания. Таким образом, Аристотель дал обоснование не обход имости гармонического воспитания личности. В 355 г. в Афинах он основал собственную философскую школу. Местом школы стал гимнасий неподалеку от храма Апполоиа Ликейского, поэтому школа Аристотеля получила название «Ликей». Читать лекции он любил, прогуливаясь с учениками по дорожкам сада. Так появилось еще одно название Ликея - перипатическая школа. Помимо философии здесь занимались и конкретными науками (историей, физикой, астрономией., географией). В трудах Аристотеля отразился весь научный и духовный опыт Древней Греции. Он стал эталоном мудрости, оказал большое влияние на ход развития человеческой мысли. Одним из основоположников материалисгической концепции развития личности является Демокрит (460-370 гг. до н. э.). Он считал, что мир состоит из атомов, отличающихся друг от друга по форме, порядку и положению. Жизнь и смерть организмов сводятся к соединению и разложению ато- 24 Лекция 1. Зарождение воспитания, школы и педагогической мысли. 4. Римская система образования. Вопросы воспитания в трудах. 25
мов. Душа также состоит из атомов и есть временное соединение. Демокрит отвергал бессмертие души, чем подрывал устои обычных религиозных представлений: греческие боги лишались сверхъестественных свойств и силы. Демокрит считал, что становление личности человека зависит от его природы и воспитания, которое было для него то же, что обучение, упражнение: «Никто не достигнет ни искусства, ни мудрости, если не будет учиться», «Больше людей становятся хорошими благодаря упражнению, чем от природы». Важное значение Демокрит придавал среде, примеру взрослых («Благомыслие отца - лучшее наставление детям»), словесному воздействию, воспитанию «убеждением» и «доводами», приучению к труду, без которого дети не могут «обучаться ни письму, ни музыке, ни гимнастике... ни способности стыдиться». Нравственным он считал человека умеренного, действующего по долгу перед обществом, способного участвовать в общественной и политической жизни. По мнению Демокрита, начинать воспитание детей необходимо с малых лет, ибо воспитание ведет к обладанию тремя дарами: хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо думать. Теория познания Демокрита, согласно которой началом знания являются ощущения, а истина постигается разумом (теоретическое мышление), который свои доказательства берет из ощущений, имела значение при решении им вопросов умственного воспитания. Демокрит высказался за развитие ума следующими словами: «Многие многознайки не имеют ума» («Фрагменты о воспитании»), |
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 925. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |