Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

С гулькин нос. Заруби себе на носу.




- Давайте прочитаем их. Дети читают.

- Кто-нибудь из вас знает, что это значит? Как вы понимаете эти выражения?

Д. Заруби себе на носу - это значит что-то надо за­помнить.

У. Как вы понимаете выражение гулькин нос? С чей нос?

Д. Голубя, это ласково назвали голубя - гуля.

У. А у голубя какой нос?

Д. Маленький.

У. С гулькин нос - это значит очень мало.

Д. Я сегодня съел каши с гулькин нос.

У. Умница.

Д. А я придумал. Заруби себе на носу - что чужим нельзя открывать дверь.

У. Запишите в тетради то крылатое выражение, кото­рое вам больше понравилось.

Дети записывают.

- Дома попросите родителей вспомнить еще какое-нибудь выражение со словом нос. А что нам надо будет зарубить на носу, мы узнаем из следующего задания.

На доске.

и е  е

- Что вы видите, друзья?

-  Расскажите.

-  И еще какие-то

- Буквы гласных звуков назовите.

- А ответ свой докажите.

Д. Здесь написаны буквы гласных звуков е, и, ё. Если буквы е, ё находятся в начале слова или после гласного, они обозначают два звука: е - [й'] и [э], а ё - [и'] и [о], так как они йотированные.

У. Посмотрите, какую же работу выполняют эти три буквы.

Д. Они смягчают предшествующие согласные звуки.

- Значит, здесь еще нужно дописать ю и я.

Учитель дописывает.

На доске.

   и е е ю я

У. Давайте запишем эти буквы к себе в тетради, только вы пишите заглавную и строчную.

Дети пишут.

- Теперь мы превратим твердый звук в мягкий. Я говорю вам слово мыл, а вы мне - слово...

Д. Мил.

У. Я говорю вам слово мал...

Д. Мял.

У. Я называю слово рад, вы отвечаете мне...

Д. Ряд.

У. Теперь скажу я слово ров, и ваш ответ уже готов...

Д. Рёв.

У. Какую же работу выполняют эти гласные звуки?

Д. Они смягчают предшествующий согласный звук.

У. - Следующее задание. Сейчас возьмите тетрадочки, выпишите только те слова, в которых первый согласный произносится мягко.

Если есть сомнения,

Руку поднимите

И меня спросите.

Теперь еще раз на слова посмотрите

И через запятую запишите.

В каждом слове обозначьте мягкость предшествую­щих согласных звуков и зеленой ручкой выделите орфограммы.

Дети выполняют работу. Проверка.

- Сколько слов вы выписали?

Дети читают по цепочке слова, которые они выписали.

Д. Лес, билет, Петров, Михайловна, Минск, ученик.

У. Над какими словами вы думали, когда писали? Где были опасные места?

Д. Петров, Михайловна и Минск - это имена собст­венные,

ученик - безударная гласная е, проверочное слово - ученый;

билет - словарное слово, непроверяе­мая безударная гласная и.

III. Физкультминутка

У. Давайте представим, что мы щенята.

Шел пес Барбос, в лапах косточку он нес. (Шаги на месте.)

Лапы в стороны, вперед. (Круговые движения руками.)

  Затем ими помахал И косточку потерял.

Пес Барбос потянулся.

Раз нагнулся, два нагнулся.

Лапы в стороны развел,

Видно, кость он не нашел.

 

Он на стульчик присел

И в учебник посмотрел.

Все внимание собрал

И работать дальше стал.

IV. Тема урока(продолжение)

У. Прочи­тайте правило.

Дети читают.

- Теперь еще раз прочитайте и найдите то, о чем мы сегодня на уроке не говорили.

Д. Мы не говорили, что мягкий знак обозначает мяг­кость предшествующего согласного звука.

У. Приведите свои примеры.

Д. Коньки, колокольчик, окунь, карась, мебель.

У. Посмотрите, сколько же всего способов обозначе­ния мягкости.

Д. Два. С помощью букв гласных звуков и с помощью ь.

Учитель дописывает на доске ь к буквам и, е, ё, ю, я, а дети -у себя в тетрадях.

У. Вы на доску посмотрите,

Слова на группы разделите.

На доске.

Берёзы, дятлы, лыжи, пальмы, тюлень.

Д. В одну группу - тюлень, а все остальные слова в другую группу.

У. По какому признаку?

Д. Единственное число и множественное.

Далее, чтобы сэкономить время, учитель может выслушать ответ каждого ребенка, который тот ему скажет на ушко, а «ценный» ответ предложить произнести вслух.

- Я думаю, «лишнее» слово тюлень.

У. Нам же надо разделить на группы.

Д. Тогда это слово в первую группу, так как здесь все согласные звуки твердые, а в остальных есть согласные мягкие звуки.

У.Давайте проверим, прав ли он.

Дети по «цепочке» выходят к доске и обозначают мягкость предшествующего согласного.

На доске.

Березы, дятлы, лыжи, пальмы, тюлень.

Д. Березы - е смягчает б, ё смягчает р.

- В слове лыжи и не может смягчить ж, так как ж всегда твердый.

- В слове тюлень ю смягчает т, е - л, а ь смягчает н - в этом слове использовано сразу два способа обозначе­ния мягкости.

У. Напомните, какие два способа обозначения мяг­кости вы знаете.

Д. С помощью ь и букв гласных звуков и, е, ё, ю, я.

У. Посмотрите, у нас здесь два интересных слова (под­черкивает) - лыжи и тюлень, в одном и не обозначает мягкость, а в другом есть и ь, и буква гласного звука. Мы умеем уже с вами изменять слова. Попробуйте-ка, друзья, объединить слова в предложение.

Д. - Маленький тюлень надел красивые чулки, взял лыжи и пошел на горку.

- Тюлень нашел на Северном полюсе лыжи и стал кататься.

У. Я вам предлагаю такое предложение.

На доске.

На лыжах катался тюлень целый день.

- Давайте запишем его. О чем вы должны помнить, когда будете писать?

Д. Надо думать над каждым словом.

- Предложение пишется с большой буквы, предлог на пишется отдельно.

У. Докажите.

Д.На деревянных лыжах.

У. Что заметили в следующем слове?

Д. Опасное место а.

У. Как называется эта орфограмма?

Д. Безударная гласная а.

У. Кто-нибудь может подобрать проверочное слово?

Д. Катится.

У. Спасибо, следующее слово.

Д.- Тюлень - на конце ь.

- Целый - после ц буква е.

- День - на конце ь, и в конце предложения ставим точку.

У. Теперь запишите, только не спешите.

Дети записывают.

- Подчеркните главные члены предложения. О ком говорится в этом предложении?

Д. В этом предложении говорится о тюлене. Кто? тюлень- это подлежащее, подчеркиваем одной чертой.

- Тюлень что делал? катался- это сказуемое, под­черкиваем двумя чертами.

У. Замечательно. Пока вы писали, я еще кое-что при­думала про тюленя. Хотите послушать?

Д. Да.

У. В мастерской деда до обеда делал лыжи тюлень,

А потом с друзьями в парке он катался целый день.

V. Итог урока

У. В начале урока я сказала, что о том, что нам надо зарубить на носу, мы узнаем позже. Так что же нам надо запомнить?

Д. Что и, е, ё, ю, я и ьсмягчают предшествующие согласные звуки.

- Есть два способа смягчить: с помощью ь и букв глас­ных звуков и, е, ё, ю, я.

У. Я придумала стишок про наш итог.

На доске.

Буквы и, е, ё, ю, я - их запомните, друзья!

К ним добавим ь, без него нельзя никак.

И зарубите на носу, что они смягчают звук.

Дети читают хором.

VI. Домашнее задание

У. А теперь внимание, домашнее задание. Придумай­те десять слов, в которых есть мягкие согласные звуки.

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ И СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОНЯТИЙ.

 

Сознательное владение языком базируется на усвоении комплекса теоретических знаний, и в частности знаний из области грамматики и словообразования. В начальных классах начинается работа над формированием:

а) морфологических понятий «имя существитель­ное», «имя прилагательное», «глагол», «предлог»;

б) синтаксических понятий «предложение», «под­лежащее», «сказуемое», «словосочетание»;

в) словообразовательных понятий «корень», «при­ставка», «суффикс», «окончание», «однокоренные слова» и др.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...