Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Грамматические и словообразовательные упражнения




Конечной целью изучения теоретического языкового материала является осознанное его использование для грамматически и стилистически точного выражения мысли в устной и письменной форме. Применению знаний на практике необходимо учить, что решается в процессе вы­полнения упражнений.

Система упражнений предполагает строгий отбор видов уп­ражнений в соответствии с этапом усвоения понятия и его спецификой, установление последовательности их выполне­ния с учетом возрастающей сложности и роста самостоятель­ности учащихся. Система основывается на связи упражнений.

Классификация грамматических упражненийосу­ществляется по разным основаниям, и в зависимости от этого получаются различные типы упражнений:

1) по характеру формируемых знаний различают мор­фологические и синтаксические упражнения;

2) по характеру умственных операций различают уп­ражнения аналитические, синтетические, на сравне­ние, классификацию, обобщение.

К аналитическим упражнениям относится грамматиче­ский разбор, включающий разбор по частям речи (морфоло­гический) и по членам предложения (синтаксический).

Морфологический разборвыражается в указании, ка­кой частью речи является слово, в каких грамматических формах оно употреблено в предложении. При проведении полного морфологического разбора ученик характеризует каждое слово, указывая все известные ему особенности данного слова как части речи. Разбор проводится как в устной, так и в письменной форме.

В I классе, выполняя такой разбор, ученик называет слово, вопрос, на который оно отвечает, и указывает, что обозначает это слово.

Во II классе морфологический разбор проводится в сле­дующем порядке:

— Имя существительное — часть речи, вопрос, род, число.

— Имя прилагательное — часть речи, вопрос и с каким существительным связано, род, число.

— Глагол — часть речи, начальная форма, время, число, род (для глаголов прошедшего времени).

В 3 –4 классах в разбор вносятся некоторые дополнения в связи с изучением склонения и спряжения.

Морфологический разбор может представлять собой са­мостоятельный вид работы, но может и сопутствовать дру­гим упражнениям

В начальных классах проводится морфемный анализслов (разбор слова по составу). Его цель — установить морфемный состав слова, т.е. определить, из каких значи­мых частей состоит слово. Проводится он начиная со II класса и наиболее эффективен при сочетании с элементами словообразовательного, т.к. создает условия для сознатель­ного членения слов на морфемы. Приведем возможный ва­риант памятки, которой пользуются учащиеся в процессе разбора слов по составу:

Памятка.

1. Узнаю, на какой вопрос отвечает слово, что оно обозначает и какой частью речи является.      

Пересадка - (что?), предмет ,сущ.

2. Найду в слове окончание. Для этого изменю слово по числам или по вопросам (падежам).      

Пересадки, пересадкой

 

3. Найду в слове корень. Для этого подберу родственные слова с разными приставками и без приставки. Сравню слова и найду общую часть. Это и будет корень.

Пересадить, посадка, садик

4. Найду приставку. Для этого сравню однокоренные слова с разными приставками и без приставки. Часть, которая стоит перед корнем, — приставка.

Пересадка, посадить

5. Найду суффикс. Эта часть стоит после корня и служит для образования слова.

Пересадка, засаживать

 

 

Разбор слов по составу может использоваться в качестве самостоятельного упражнения, но он более эффективен в соче­тании с другими видами. Морфемный анализ слова — важное средство, способствующее пониманию учащимися лексическо­го значения слова, правильности написания его морфем.

В начальных классах наряду с грамматическим и морфем­ным разборами находит применение звуко-буквенный разбор (фонетический), который ставит своей задачей выясне­ние последовательности звуков в слове, их характерных осо­бенностей и установление соответствия между звуками и бук­вами.

Порядок проведения звуко-буквенного разбора:

Памятка.

1. Сколько в слове слогов, какой по счету ударный?

2. Сколько в слове звуков и сколько букв?

3. Сколько гласных звуков? Сколько согласных?

4. Охарактеризуйте каждый звук.

Какой буквой обозначается звук на письме?

ФОНЕТИЧЕСКИЙ РАЗБОР

СЛОВА

Букварь - 2 сл., 2 гл., 4 согл.,

б [б] - согл., тв., зв.

у [у] - гл., безуд.

к [к] - согл., тв., глух.

в [в] - согл., тв., зв.

а [а] - гл., уд.

р    [р'] - согл., мягк., зв.

ь  -

7 б., 6 зв.

Частичный звуко-буквенный разбор широко используется при обосновании написания слов. Также он необходим в целях орфоэпически верного произношения.

Дидактический материал.

Грамматические задания для учащихся начальных классов.

Над каким грамматическим понятием ведется работа?

 

Класс (1-4).

1.Произнеси сначала звуки а, о, у, потом звуки б, г, к, д. При произношении каких звуков воздух проходит свободно через рот, не встречая преград?

 

2.Прочитай. Спиши. Под гласными буквами поставь точки.

Дождь забирает из воздуха пыль. Воздух становится чистым и свежим.

 

3. Напиши пословицы. Вставь пропущенные слова.

Не будет скуки, если заняты ... . Без … не вынешь рыбки из пруда.

Из каких звуков состоят слова, которые ты вставил?

 

4. Спиши. В каждом предложении подчеркни главные члены.

Школьники дружат с ребятами из детско­го сада. Мальчики мастерят для малышей игрушки. Девочки шьют платья для кукол.

 

5. Составь из данных слов предложения. Подчеркни в каждом предложении главные члены.

мальчики, змей, бумажный, сделали Саша, по, быстро, полю, побежал

 

6. Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Собач..я конура, заяч..я шапка, волч..и следы, коз..е молоко, овеч..я шерсть, белич..я шубка

 

7. Напиши предложения, вставляя подходящие по смыслу слова.

Весной солнце ярко (что делает?) ... . Скоро грачи (что сделают?) ... из теплых стран. Де­ти на деревья (что сделали?) ... кормушки.

Класс(1-4)

 

1. Сравни слова. Назови изменяемую часть слова.

городская улица городские улицы

глубокое озеро   глубокие озера

машина едет       машины едут

 

2. Спиши текст. Изменяй окончания выделенных слов.

Гюрза — опасная змея. Ее укус для человек очень опасен. Но гюрзу можно заставить приносить польза. Эти змеи взяты под охра­на нашего государство.

Выдели окончания слов, которые ты изменил. Под­черкни предлоги перед этими словами.

 

3. Измени слова по образцу.

Трава — травка Стол — столовый 

Нога — ...           Лес — ...

Рука — ...           Город — ...

 

4. Подбери к каждому слову проверочное. Пиши его перед проверяемым. Вставь пропущенные буквы.

Выб..гать, бл..стеть, сп..шить, пос..дить, закр..чать, уд..вить, дот..щить, зал..вать.

4 класс (1-4):

 

1. Напишите существительные в три столбика по родам.

Радость, праздник, счастье, учёба, тет­радь, карандаш, лагерь, машина, утро, ого­род, пальто, помидор, молоко, картофель, квартира.

 

2. Определите, где пропущены запятые. Спишите. Поставьте запятые между однородными членами. Докажите, что Вы правильно выполнили задание.

Юннаты разводят цветы проводят опыты на пришкольных участках. Береза липа клен — лиственные деревья.

 

3. Спишите текст. Определите падеж выделенных су­ществительных.                 По утрам ты идешь в школу. В твоем портфеле  тетради и книги — самое нужное, по­лезное и доброе оружие на земле. Кто рас­пахнул двери в мир знаний?

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 799.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...