Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Ознакомление с глухими и звонкими согласными и обозначением их на письме.
Ознакомление со звонкими и глухими согласными также проводится с опорой на наблюдения над произношением звуков. При этом выделяются пары звуков по звонкости и глухости, всегда звонкие и всегда глухие. Чтобы наблюдения носили активный характер и учащиеся наглядно представили себе, насколько важно различать парные звонкие и глухие согласные, целесообразно провести сопоставление этих звуков в словах, которые различаются только одним звуком: жил-шил, дом-том, гол-кол и т.п. Учитель обращает внимание учащихся на то, что звуки Б-П, В-Ф, Г-К Д-Т, Ж-Ш, 3-С образуют пары звуков, из которых один звонкий, другой глухой. На доске целесообразно иметь таблицу:
Парные звонкие согласные: Б, В, Г, Д, Ж, 3 Парные глухие согласные: П, Ф, К, Т, Ш, С
С непарными звонкими и глухими учащиеся знакомятся также в процессе наблюдения за произношением звуков в разных фонетических условиях и, в частности, сравнивают слова или формы слов, в которых один и тот же звук стоит на конце слова или перед гласным звуком (столик-стол, слоны-слон, бойцы-боец, орехи-орех). Наблюдения убеждают учащихся в том, что согласные звуки [л], [м], [н], [р] произносятся с голосом и шумом, т.е. являются звонкими, и они не имеют парного себе глухого звука (непарные звонкие звуки). Аналогично учащиеся приходят к выводу и о том, что согласные [х], [ц], [ч] — непарные глухие. Результаты наблюдений оформляются в виде таблицы:
Непарные звонкие согласные: Л, М, Н, Р Непарные глухие согласные: X, Ц, Ч
При записи слов с непарными звонкими на конце учащимся достаточно знать соответствующую данному согласному звуку букву алфавита. Но в русском языке много слов, в которых необходимо проверять написание согласного на конце. Уже в I классе возникает необходимость познакомить учащихся с тем, как проверяется написание подобных слов. Проверка осуществляется только на фонетической основе, а правило проверки с опорой на морфемный состав отрабатывается во II классе. Ученик I класса, оперируя фонетическими знаниями, объясняет написание следующим образом: « В слове флаг на конце слышу парный согласный звук, значит, слово надо проверить. Подбираю слово, в котором после согласного слышится гласный звук: флаги. В слове флаги звук [г], поэтому в слове флаг пишу букву Г». В основе такого рассуждения лежат следующие знания и умения: — умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки; — знание о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому такие слова нужно проверять; — знание о том, что перед гласным звуком согласный звук не заменяется другим звуком, и такие слова могут быть проверочными; — умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом слове. Важно, чтобы ученики понимали, что многие слова необходимо проверять, какие слова требуют проверки и почему, какие слова являются проверочными и почему. Проверочное слово всегда пишут перед проверяемым, что создает возможность писать с опорой на проверку (сады-сад, грузить-груз). Методика работы над слогом, ударными и безударными гласными. Со слогом дети знакомятся в период обучения грамоте. Произнесенное слово делится на части, каждая из которых произносится одним толчком выдыхаемого воздуха. Это и есть слог. В написанном слове учащиеся сначала находят гласные буквы, а затем делят слово на столько частей (слогов), сколько гласных. В период обучения грамоте упражнения в делении слов на слоги проводятся ежедневно как устные, так и письменные. Умение правильно и быстро делить слово на слоги относится к числу важнейших, над которыми идет работа в I классе. С опорой на данное умение учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Слоговой принцип в русской графике является ведущим. Чтобы правильно передать на письме звуковую форму слова, ученик, прежде всего, делит слово на слоги. Устанавливает взаимодействие звуков между собой в пределах слога и использует нужные буквы для обозначения согласных и гласных звуков. Пример рассуждения ученика I класса: — В слове родина три слога. — Первый слог — РО, звук [р ] — твердый, пишу ЭР, О. — Второй слог — ДИ, звук [д' ] — мягкий, пишу буквы ДЭ, И. — Третий слог — НА, звук [н ] — твердый, пишу ЭН, А. Умение учащихся делить слово на слоги, диктовать себе по слогам, четко представляя в слоге место каждого звука, их последовательность, ведут к правильной записи слов без пропусков и перестановки букв. Потому работа над слогом должна включать: — списывание по слогам, — запись под диктовку по слогам с проговариванием, — запись под диктовку с комментированием (с объяснением). Умение делить слово на слоги необходимо учащимся для того, чтобы правильно переносить слова. В I классе школьники овладевают правилом переноса: слово переносится по слогам. Но не любой слог можно переносить: слог, состоящий из одной буквы, не переносится на другую строку и не оставляется на предыдущей строке: О-ля, мо-Я.Специально отрабатывается перенос слов с буквами Ь и Й, при переносе эти буквы остаются на строчке: конЬ-ки, леЙ-ка.Правила переноса, соответствующего делению на морфемы, становится доступным учащимся после изучения во II классе состава слова.
Выделение в слове ударного слога представляет для первоклассника значительную трудность и требует систематических упражнений. Постоянные упражнения в распознавании в слове ударного слога необходимы для выработки соответствующего умения. Эта работа начинается в I классе в период обучения грамоте. Для того, чтобы правильно воспринимать лексическое значение слова, при его чтении необходимо один из его слогов произнести с большей силой. Умение выделять ударный слог в слове связано с развитием анализирующей деятельности мышления, формируется медленно и требует систематических упражнений. Примеры упражнений: 1) Учитель произносит слово и предлагает учащимся узнать, сколько в слове слогов, который по счету ударный. 2) Обозначить в словах ударный слог и правильно прочитать: портфель, морковь, магазин, щавель и т.д. 3) Списать только слова с ударением на первом слоге (выборочное списывание). 4) Подобрать слова с ударением на втором слоге и т.п. Упражнения в расстановке ударения в словах целесообразно предлагать учащимся ежедневно как в классных, так и в домашних упражнениях. Только систематические упражнения обеспечивают развитие у учащихся умения быстро и безошибочно выделять в слове ударный слог. Осознанному выделению ударного слога способствует также поочередное произношение слова с ударением на том или ином слоге: ма-ши-на ма-ши-на ма-ши-на. В этом случае учащиеся наглядно убеждаются в том, что правильное выделение ударного слога обеспечивает понимание смысла слова. В программу I класса включена тема «Ударение. Гласные в ударных и безударных слогах»,изучение которой направлено на обобщение наблюдений над ролью ударения в слове, а также на развитие умения распознавать в словах ударные и безударные слоги, сопоставлять гласные в этих слогах и правильно обозначать на письме безударные звуки. Написание слов с безударными гласными подчиняется орфографическому правилу. При формировании данного орфографического навыка фонетические навыки вступают во взаимосвязь со знаниями о составе слова. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 220. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |