Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ознакомление с глухими и звонкими согласными и обозначением их на письме.




Ознакомление со звонкими и глухими согласными так­же проводится с опорой на наблюдения над произношением звуков. При этом выделяются пары звуков по звонкости и глухости, всегда звонкие и всегда глухие. Чтобы наблюде­ния носили активный характер и учащиеся наглядно представили себе, насколько важно различать парные звонкие и глухие согласные, целесообразно провести сопоставление этих звуков в словах, которые различаются только одним звуком: жил-шил, дом-том, гол-кол и т.п.

Учитель обращает внимание учащихся на то, что звуки Б-П, В-Ф, Г-К Д-Т,

Ж-Ш, 3-С образуют пары звуков, из которых один звонкий, другой глухой.

На доске целесообразно иметь таблицу:

 

Парные звонкие согласные: Б, В, Г, Д, Ж, 3

Парные глухие согласные:   П, Ф, К, Т, Ш, С

 

С непарными звонкими и глухими учащиеся знакомятся также в процессе наблюдения за произношением звуков в разных фонетических условиях и, в частности, сравнивают слова или формы слов, в которых один и тот же звук стоит на конце слова или перед гласным звуком (столик-стол, слоны-слон, бойцы-боец, орехи-орех). Наблюдения убеждают учащихся в том, что согласные звуки [л], [м], [н], [р] про­износятся с голосом и шумом, т.е. являются звонкими, и они не имеют парного себе глухого звука (непарные звонкие зву­ки). Аналогично учащиеся приходят к выводу и о том, что согласные [х], [ц], [ч] — непарные глухие.

Результаты наблюдений оформляются в виде таблицы:

 

Непарные звонкие согласные: Л, М, Н, Р

Непарные глухие согласные:   X, Ц, Ч

 

При записи слов с непарными звонкими на конце уча­щимся достаточно знать соответствующую данному соглас­ному звуку букву алфавита. Но в русском языке много слов, в которых необходимо проверять написание согласно­го на конце.

Уже в I классе возникает необходимость позна­комить учащихся с тем, как проверяется написание подо­бных слов. Проверка осуществляется только на фонетиче­ской основе, а правило проверки с опорой на морфемный состав отрабатывается во II классе.

Ученик I класса, оперируя фонетическими знаниями, объясняет написание следующим образом: « В слове флаг на конце слышу парный согласный звук, значит, слово надо проверить. Подбираю слово, в котором после согласного слышится гласный звук: флаги. В слове флаги звук [г],

поэтому в слове флаг пишу букву Г».

В основе такого рас­суждения лежат следующие знания и умения:

умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки;

— знание о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому такие слова нужно проверять;

— знание о том, что перед гласным звуком согласный звук не заменяется другим звуком, и такие слова могут быть проверочными;

— умение сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом слове.

Важно, чтобы ученики понимали, что многие слова не­обходимо проверять, какие слова требуют проверки и поче­му, какие слова являются проверочными и почему. Проверочное слово всегда пишут перед проверяемым, что создает возможность писать с опо­рой на проверку (сады-сад, грузить-груз).

Методика работы над слогом, ударными и безударными гласными.

Со слогом дети знакомятся в период обучения грамоте. Произнесенное слово делится на части, каждая из которых произносится одним тол­чком выдыхаемого воздуха. Это и есть слог. В написанном слове учащиеся сначала находят гласные буквы, а затем делят слово на столько частей (слогов), сколько гласных. В период обуче­ния грамоте упражнения в делении слов на слоги проводятся ежедневно как устные, так и письменные.

Умение правильно и быстро делить слово на слоги относится к числу важнейших, над которыми идет работа в I классе. С опорой на данное умение учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Слоговой принцип в русской графике явля­ется ведущим. Чтобы правильно передать на письме звуко­вую форму слова, ученик, прежде всего, делит слово на сло­ги. Устанавливает взаимодействие звуков между собой в  пределах слога и использует нужные буквы для обозначения согласных и гласных звуков.

Пример рассуждения ученика I класса:

В слове родина три слога.

— Первый слог — РО, звук [р ] — твердый, пишу ЭР, О.

— Второй слог — ДИ, звук [д' ] — мягкий, пишу буквы ДЭ, И.

— Третий слог — НА, звук [н ] — твердый, пишу ЭН, А.

Умение учащихся делить слово на слоги, диктовать себе по слогам, четко представляя в слоге место каждого звука, их последовательность, ведут к правильной записи слов без пропусков и перестановки букв.

Потому работа над слогом должна включать:

— списывание по слогам,

— запись под диктовку по слогам с проговариванием,

— запись под диктовку с комментированием (с объяснением).

Умение делить слово на слоги необходимо учащимся для того, чтобы правильно переносить слова. В I классе школьни­ки овладевают правилом переноса: слово переносится по сло­гам. Но не любой слог можно переносить: слог, состоящий из одной буквы, не переносится на другую строку и не оставля­ется на предыдущей строке: О-ля, мо-Я.Специально отраба­тывается перенос слов с буквами Ь и Й, при переносе эти буквы остаются на строчке: конЬ-ки, леЙ-ка.Правила пере­носа, соответствующего делению на морфемы, становится до­ступным учащимся после изучения во II классе состава слова.

 

Выделение в слове ударного слога представляет для первоклассника значительную трудность и требует системати­ческих упражнений. Постоянные упражнения в распознава­нии в слове ударного слога необходимы для выработки соответ­ствующего умения. Эта работа начинается в I классе в период обучения грамоте. Для того, чтобы правильно воспринимать лексическое значение слова, при его чтении необходимо один из его слогов произнести с большей силой. Умение выделять ударный слог в слове связано с развитием анализирующей деятельности мышления, формируется медленно и требует систематических упражнений.

Примеры упражнений:

1) Учитель произносит слово и предлагает учащимся узнать, сколько в слове слогов, который по счету ударный.

2) Обозначить в словах ударный слог и правильно про­читать: портфель, морковь, магазин, щавель и т.д.

3) Списать только слова с ударением на первом слоге (выборочное списывание).

4) Подобрать слова с ударением на втором слоге и т.п.

Упражнения в расстановке ударения в словах целесооб­разно предлагать учащимся ежедневно как в классных, так и в домашних упражнениях. Только систематические уп­ражнения обеспечивают развитие у учащихся умения быс­тро и безошибочно выделять в слове ударный слог. Осоз­нанному выделению ударного слога способствует также по­очередное произношение слова с ударением на том или ином слоге:

ма-ши-на ма-ши-на ма-ши-на. В этом случае учащиеся на­глядно убеждаются в том, что правильное выделение удар­ного слога обеспечивает понимание смысла слова.

В программу I класса включена тема «Ударение. Глас­ные в ударных и безударных слогах»,изучение которой направлено на обобщение наблюдений над ролью ударения в слове, а также на развитие умения распознавать в словах ударные и безударные слоги, сопоставлять гласные в этих слогах и правильно обозначать на письме безударные зву­ки. Написание слов с безударными гласными подчиняется орфографическому правилу. При формировании данного орфографического навыка фонетические навыки вступают во взаимосвязь со знаниями о составе слова.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 220.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...